Руководство страны при петре 1

Автор статьи

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Задать вопрос автору статьи

Петр I как реформатор государственного управления

Петр I являлся представителем династии Романовых. Он был провозглашен последним Царем Всея Руси в 1682 году в десятилетнем возрасте, спустя семь лет взял на себя самостоятельное управление государством российским. Петр I стал первым Императором Всероссийским, которым был провозглашен в 1721 году. До 1696 года соправителем Петра I выступал его брат Иван, но на формальной основе. Петр I находился во главе российского государства в течение 42 лет.

Для Петра I были характерны увлечение заграничным образом жизни, высокий интерес к наукам. С намерением почерпнуть иностранный опыт управления государством, промышленностью, флотом и иными сферами Петр I совершил длительную поездку по странам Западной Европы, результатом которой стало проведения масштабных реформ российской системы государственного управления и общественного уклада. К числу важнейших достижений Петра I относится решение задачи расширения российской территории, позволившее ему провозгласить себя императором.

Современники описывают Петра I как сметливого, сноровистого, веселого, прямолинейного человека, способного на проявление жестокости.

К числу заслуг Петра I относят реформу государственного управления, проведение преобразований в армии, создание военного флота, осуществление реформы церковного управления, осуществление финансовой реформы, мер развития промышленности и торговой сферы.

Значительное внимание Петр I уделял борьбе с устаревшим образом жизни, старался приобщить дворянство к образованию и светской культуре. Петр I понимал значение просвещения, поэтому в период его правления было многое сделано для развития науки и образования.

Реформы государственного управления, реализованные Петром I

Петр I осуществил коренную перестройку всей системы государственного управления в стране. Одним из наиболее значимых изменений являлась смена Боярской думы 1699 года Ближней канцелярией, состоящей из восьми доверенных лиц государя, называемых Петром первым «конзилией министров». Данный орган выступил предшественником Сената 1711 года, сосредотачивающего в себе административно-управленческую, иногда законодательную и судебную власти. Сенаторами обсуждались государственные дела и осуществлялось коллегиальное принятие решений.

«Государственное управление при Петре I» 👇

Также в 1711 году было осуществлено введение должностей фискалов в центре и на местах, полномочия которых предполагали осуществление контроля деятельности государственной администрации, выявление фактов несоблюдения, нарушения указов, взяточничества и казнокрадства, донесение информации о выявленных случаях государю и Сенату. В отношении представителей данных органов предусматривались многообразные поощрения, освобождение от податей, подсудности местным властям и ответственности за ложные доносы.

На Сенат возлагалось руководство всеми учреждениями государства, однако деятельность самого Сената также контролировалось. Начиная с 1715 года контроль Сената возложен на генерала-ревизора, в последствии на сенатского обер-секретаря, с 1722 года на генерал-прокурора и обер-прокурора. Кроме того, должности прокуроров, осуществляющих контроль, имелись и в других государственных учреждениях. На контролирующее лицо вас возлагалась обязанность контроля не только процесса принятия решений, но и их исполнения. Генерал, осуществляющий контроль Сената, мог приостанавливать незаконные постановления Сената и опротестовывать их. Лица, контролирующие Сенат, находились в прямом подчинении государя.

В 1720 году был опубликован Генеральный регламент коллегий, в соответствии с которым присутствие каждой коллегии включало в себя такие должности как президент, вице-президент, четыре единицы советников и четыре единицы асессоров. Заседание присутствия осуществлялась ежедневно. Коллегии находились в подчинении Сената. Самим коллегиям подчинялись местные учреждения. Коллегии пришли на смену десяткам старых приказов. Их численность по сравнению с приказами сократилось до 11. В отношении коллегий устанавливалось строгое разделение функций.

В число коллегий входили следующие:

  • иностранная коллегия, ведавшая иностранными делами;
  • военная и адмиралтейская коллегии, осуществляющие руководство армией и флотом соответственно;
  • юстиц-коллегия, осуществляющая руководство судебными делами;
  • штатс-контор-коллегия, осуществляющая контроль государственных расходов;
  • камер-коллегия, контролирующая государственные доходы;
  • ревизион-коллегия, контролирующая сбор и расходование казенных средств;
  • коммерц-коллегия, контролирующая торговую сферу;
  • берг-мануфактур-коллегия, осуществляющая управление легкой и металлургической промышленностью, и так далее.

Замечание 1

Коллегии объединили в себя множество ранее действовавших приказов, например, юстиц-коллегия осуществляла функции семи приказов.

Наряду с коллегами действовало несколько учреждений, по существу выполнявших аналогичную роль. Примером такого учреждения являлся Синод, в ведении которого находилось управление церковными имениями и делами. Особой формой коллегии являлся Главный магистрат, управляющий городами, на Преображенский приказ, как и прежде, возлагались функции политического сыска.

Еще одним значимым направлением государственного переустройства при Петре I стало изменение территориального деления государства. В 1708 году Петром I было выделено в восемь губерний: Московская, Петербургская, Киевская, Смоленская, Казанская, Азовская, Архангелогородская и Сибирская, далее – Воронежская. Во главе каждой губернии находился губернатор, объединяющий в себе административную, полицейскую, судебную и финансовую власть. В 1719 году Петр I увеличил число губерний до 11 и разделил страну на более мелкие территориальные единицы – 50 провинций, которые, в свою очередь, разделялись на дистрикты.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Петр I взошел на престол десятилетним мальчиком и через семь лет стал править самостоятельно. Россия конца XVII века – огромное развивающееся государство. Многое в ее устройстве архаично, и по темпам экономического и технологического развития она уступает европейским соседям. Нужны перемены, и молодой царь понимает это как никто другой. Его реформы распространились на все сферы русской жизни. Своим характером и своими увлечениями Петр определял движение страны. Он был безусловным инициатором всего самого важного и заметного, что произошло тогда. Как ему удалось создать регулярную армию и флот? В чем заключались административные реформы? Как появились Санкт-Петербург и Императорская академия наук? И как Петр I сделал Новый год зимним праздником, приучил брить бороды и носить европейское платье?

У царя Алексея Михайловича было три сына от двух жен: Марии Милославской и Натальи Нарышкиной. После того как умерли и Алексей Михайлович, и его старший сын Федор, между Нарышкиными и Милославскими развязалась борьба за власть. В результате царями были объявлены сразу два брата: Иоанн (сын Милославской) и Петр (сын Нарышкиной). Регентом стала их сестра Софья. Через семь лет ее фактического правления случился переворот: Петр заподозрил сестру в заговоре и отстранил ее от власти, заточив в Новодевичий монастырь. После этого Россией еще некоторое время формально правили два царя, но реальная власть находилась в руках Петра и семьи Нарышкиных. В 1694 году умерла Наталья Кирилловна Нарышкина, а в 1696-м – царь Иоанн. С этого момента началось единоличное правление Петра I, за 29 лет которого он радикально изменил международный, политический, экономический, социальный и культурный облик России.

Регулярная армия

В 1699 году Петр I решил создать профессиональную армию на регулярной основе. И в 1705 году ввел рекрутскую повинность: крестьянские дворы выставляли на пожизненную военную службу солдат-рекрутов, одного человека из 20, 25 или 50 дворов. Ядром армии стали лейб-гвардии Преображенский и Семеновский полки.

Для солдат придумали единую форму: пехота носила зеленые кафтаны и черные шляпы, кавалерия — синие кафтаны и черные шляпы. В 1711 году организовали при каждой воинской части оркестры. В 1716-м утвердили права и обязанности служащих – «Устав воинский сухопутный». По нему вводились воинская присяга и наказания за преступления, вплоть до смертной казни. Хотя была и система поощрений: в 1698 году Петр I учредил первую высшую награду в российской истории – орден Андрея Первозванного, а после каждого крупного сражения офицерам и солдатам вручали памятные золотые и серебряные медали.

Создание русского флота

Днем рождения российского военно-морского флота стало 30 октября 1696 года. Тогда Боярская дума поддержала идею царя создать регулярный флот на Азовском море.

Фото: © Ботик Петра I, на котором царь осваивал азы морских наук. РИА Новости/А. Варфоломеев

С началом Северной войны был основан Балтийский флот – в 1703 году построили его первый парусный фрегат «Штандарт» и форт Кронштадт. В 1714-м балтийская эскадра одолела шведов в битве у мыса Гангут – это первая в истории победа русского флота.

Сначала офицеры ездили учиться в Англию, Голландию и Венецию, а в 1715 году учредили петербургскую Морскую академию. Ее выпускников называли «гардемаринами», от французского garde-marine – «морская охрана». В 1720–1722 годах для военных моряков написали «Устав морской» и «Регламент адмиралтейский». Все чины от матроса до адмирала должны были защищать родину «со всяким тщанием и ревностью». А иностранцы могли служить только при условии, «что по смерть им здесь оставаться».

Курс на европейские ценности

В 1697–1698 годах Петр I путешествовал по Европе инкогнито, в составе Великого посольства объехал города Пруссии, Голландии, Англии и империи Габсбургов. Полтора года он изучал науки и искусства Европы и впитывал местные традиции. Когда вернулся, велел стричь бороды боярам, обрезать длинные рукава и полы одежд. Приказал носить парики и европейский костюм: по будням – немецкое платье, по праздникам – французское. В 1700 году у ворот Кремля даже выставляли манекены с образцами одежды.

Во время второго путешествия 1716–1717 годов Петр посетил Данию, Голландию, Францию и Пруссию. В 1717-м вышел первый в России учебник этикета «Юности честное зерцало». А еще через семь лет царь запретил браки по принуждению.

Фото: © РИА Новости/Алексей Даничев

В 1718-м Петр I учредил ассамблеи – светские вечера, в которых наравне с мужчинами участвовали и женщины. На них танцевали полонез, менуэт и контрданс, обсуждали новости, играли в карты и шахматы, пили кофе. Петр составил для дворян специальный регламент из 10 пунктов, дабы не стоять «чурбаном посреди веселья». Для простых горожан он устраивал гулянья по случаю военных побед – торжественные процессии с макетами крепостей и кораблей, «огненными потехами» и угощениями.

Царь не только сам учился за рубежом, но и отправлял туда студентов с пенсионом – оплатой обучения. Например, «на государственную пенсию» в Италии учился живописец Иван Никитин, а другому пенсионеру, Андрею Матвееву, оплатили курсы в Голландии и Бельгии. Позже именно они создали первые полотна новой русской живописи – не парсуны, а светские портреты.

Строительство Петербурга

27 мая 1703 года на отвоеванных у шведов землях Петр I основал «Санкт-Питербурх» – именно так, на голландский манер, называл царь свое детище. Город начался с Петропавловской крепости на Заячьем острове в дельте Невы, а в 1712-м стал столицей страны – тем городом, который итальянский путешественник Франческо Альгаротти назвал «окном, через которое Россия смотрит на Европу».

Фото: © ТАСС/Петр Ковалев

Впервые в России город строили не стихийно, а в регулярной планировке: прямые улицы составляли геометрически выверенные кварталы, а в них возводили дома по образцу. Царь изучал европейские журналы, теоретические трактаты архитекторов Витрувия и Андреа Палладио, а его идеи воплощали придворные зодчие Жан-Батист Леблон и Доменико Трезини. Архитектурные новшества при Петре I проявились не только в образцах «петровского барокко» в Петербурге, но и в Москве – в ее башнях-монументах, кремлевском Арсенале и каменных мостах через реки.

Государственно-административные реформы

В 1708 году Петр I начал первую областную реформу – поделил всю страну на уезды и губернии. Губерний было восемь: Петербургская, Архангелогородская, Смоленская, Киевская, Московская, Казанская, Азовская, Сибирская. В 1713 году к ним прибавились еще три – Нижегородская, Астраханская, Рижская. Во время второй реформы в составе губерний выделили по шведскому образцу 50 провинций, а вместо уездов ввели дистрикты (округа). Так появилась возможность управлять страной по вертикали: царь – губернатор – воевода – земский комиссар.

Административную систему Петр I сделал менее громоздкой. Вместо Боярской думы появился Правительствующий сенат, который разрабатывал новые законы, следил за финансами и правосудием в стране.

Фото: © РИА Новости/Б.Манушин

В 1717–1721 годах вместо 44 приказов – органов центрального управления – Петр I создал 11 коллегий, которые через 85 лет Александр I заменит министерствами. Первыми появились Коллегия иностранных дел, Военная и Адмиралтейская – они ведали дипломатией, делами армии и флота. А Духовная коллегия стала позже Святейшим синодом, который управлял церковными делами.

Обязательное образование

В январе 1714 года в губерниях открыли цифирные школы – обучаться геометрии и арифметике там могли дети всех сословий, кроме крепостных. Преподавали в них выпускники Школы математических и навигацких наук – первого светского и военного учебного заведения России.

Петр I дал также старт профессиональному образованию: начали открываться учебные заведения, после которых можно было сразу работать. Например, толмачом – в 1700-е появилась школа переводчиков при Посольском приказе. Будущих медиков обучали в первой госпитальной школе в Москве, а горняков – в горной школе, которая открылась в 1716 году при Олонецких заводах в Карелии.

Фото: © Александровский завод. Начало XX века. ru.wikipedia.org

Царь настоятельно рекомендовал своим подданным просвещаться. Например, смотреть спектакли – в 1702-м на Красной площади открылся общедоступный публичный театр с немецкими, французскими и испанскими пьесами. Больше читать – с того же года начала выходить первая русская газета «Ведомости», а спустя шесть лет – ежегодные календари с сонниками и заметками по астрономии и агрономии.

Но главное – Петр I показал, что образование – это ключ к будущей карьере. В 1722 году он издал «Табель о рангах», куда включил 14 уровней военных, гражданских и придворных чинов. Теперь должности занимали не по знатности рода, а по личным способностям и знаниям – дворянином при особом упорстве мог стать любой россиянин.

Основание Академии наук

Восьмого февраля 1724 года император учредил Академию наук – сегодня это День российской науки. К тому времени монарх уже был членом французской Академии и знал, как устроены научные сообщества Европы. Петр I хотел, чтобы члены Академии «делали изобретения», выступали «с докладами и советами» и систематизировали научные знания в России, к тому времени их накопилось немало. Например, к 1699 году Владимир Атласов составил описание Камчатки, в 1719-м Михаил Сердюков придумал проект первой в России искусственной водной системы, а к 1722 году завершилось посольство Льва Измайлова в Китай, откуда он привез этнографические находки, модели кораблей, фейерверки и фарфор.

Фото: © Здание Императорской Санкт-Петербургской академии наук (ИАН) 1917 год. ru.wikipedia.org

Император назначил президентом российской Академии своего лейб-медика Лаврентия Блюментроста, а для работы пригласил в Россию иностранцев: математика Христиана Гольдбаха, физика Георга Бильфингера, физиолога Даниила Бернулли и других. Только до первого заседания в ноябре 1725 года Петр I не дожил.

Российские заводы

В начале XVIII века Петр I начал массово строить «железные заводы», например Тульский и Сестрорецкий и металлургические предприятия – Невьянский и Каменский заводы на Урале. Россия перестала покупать за границей якоря, ружья и пушки и вышла на третье место в Европе по добыче черных металлов.

Новые месторождения железных руд открывали не только госслужащие, но и «частники», так появились промышленные династии Демидовых и Строгановых. Тогда же впервые стали задумываться о том, чтобы сохранить ландшафт: разрешения на строительство заводов выдавала только Берг-коллегия. Рудоискатели должны были отправлять интересные ископаемые находки в Кунсткамеру. А еще появились первые законы по охране природы: в 1703 году запретили рубить лес в пределах 50 верст от берега больших и 20 верст – от малых рек.

Фото: © ТАСС/Карпов Ладислав

Создание первого музея

В 1714 году Петр I собрал все свои коллекции книг, «натуралий» и диковинок в одном месте – в Людских палатах Летнего дворца в Петербурге. А систематизировать их пригласил шотландца Роберта Арескина и эльзасца Иоганна Шумахера. Через четыре года собрание вместе с личной библиотекой Петра I перевезли в отдельное здание – Кикины палаты и в 1719-м впервые показали посетителям. Среди экспонатов были «куриозные вещи», купленные Петром I в Амстердаме: коллекция пресмыкающихся из Южной Америки, чучела животных и спиртовые препараты с человеческими органами, а также акварели с насекомыми и растениями Суринама.

В это же время на Стрелке Васильевского острова начали строить специальное здание Кунсткамеры – в 1728 году там открылся большой музей.

Легенды и мифы о Петре Великом

  • Петра I подменили.

Как только Петр зачастил с поездками в Немецкую слободу, по Москве поползли слухи, что императора подменили. Причем те, кто их распространял, разделились на два лагеря. Первые утверждали, что его отцом якобы является Франц Лефорт (хотя между ними всего 16 лет разницы) – «уж больно хорошо дружат». Вторые считали, что Петра подменили еще в колыбели. Якобы его мать, Наталья Нарышкина, на самом деле родила дочь, но, боясь недовольства Алексея Михайловича, заменила девочку на мальчишку из Немецкой слободы.

Конечно, эти слухи не имеют с реальностью ничего общего и появились они только из-за того, что Петр действительно тесно общался с обитателями слободы.

  • Петр I был протестантом.

Современники Петра I считали его безбожником, протестантом, а кто-то и вовсе Антихристом. Но основной причиной таких слухов стала, конечно же, проведенная императором церковная реформа – он упразднил должность патриарха, и высшим церковным органом в 1721 году стала Духовная коллегия, или Святейший Синод. Да, Петр не вел крайне религиозный образ жизни, но сохранилось множество доказательств того, что он был все-таки глубоко верующим человеком.

Фото: © ТАСС/Виктор Янков

  • Петр I завез в Россию картофель и заставлял крестьян есть его.

В Россию картофель завезли в XVII веке из Голландии – действительно, по приказу Петра I. Однако это был всего один мешок семенных клубней, которым накормить крестьян было решительно невозможно. Новая культура прижилась в стране только в середине XVIII века – при Екатерине II.

  • Петр I лично работал на строительстве Санкт-Петербурга.

Петр умел и любил работать руками и сам вникал в технологические тонкости разных ремесел – от строительства кораблей до ковки металла. В свободное время он любил работать на токарном станке. Когда он бывал в Петербурге, то посещение строек и верфей с инспекцией было для него обычным делом. Во время таких визитов взяться за тачку или лопату Петр, конечно, мог. Но маловероятно, что у него хватило бы времени заниматься физическим трудом слишком долго.

  • Петр I – дантист.

Петр Алексеевич был человеком увлекающимся, любопытным и питал страсть ко многим наукам. Мало кто знает, что во время заграничных поездок российский император посещал не только корабельные мастерские, но и лекции по анатомии. Петр I лично присутствовал на вскрытиях и даже мог оказать помощь при зубной боли. Существует легенда, что император собственноручно удалял зубы своим придворным и нередко носил с собой инструменты дантиста.

Удобная навигация по статье:

  • 1 Реформы государственного управления императора Петра 1
    • 1.1 Учреждение Сената
    • 1.2 Генеральный регламент
    • 1.3 Святейший Синод
    • 1.4 Схема управления государством при Петре I
    • 1.5 Таблица: реформы Петра I в сфере государственного управления
    • 1.6 Схема: местное самоуправления после реформ управления Петра I
    • 1.7 Видео-лекция: Реформы Петра I в сфере управления
  • 2 Тест по теме: Реформы государственного управления императора Петра 1

Реформы государственного управления императора Петра 1

Петр I

Петр I

Петровскими реформами центрального управления историки называют масштабные преобразования государственного аппарата, которые произошли в период правления Петра Первого. Основными нововведениями правителя считаются создание Правительствующего Сената, а также полной замены системы приказов Коллегиями, формирование царской Тайной Канцелярии Святейшего Синода.

Во время становления Петра на трон в качестве ключевого поста государственного управления выступали дворяне, которые получали свой чин по праву фамилии и происхождения. Пришедший к власти Пётр понимал, что устоявшаяся система правления – одно из слабых звеньев. Что именно она тормозит страну в её развитии.

Путешествие по Европе с 1697 по 1698 год царя в составе Великого Посольства позволило ему ознакомиться с системой административных органов в европейских государствах. На основе них он решает провести преобразования в России.

С началом петровской власти Боярская дума стала терять свою власть и впоследствии превратилась в рядовое бюрократическое ведомство. С 1701 года вся её работа была делегирована новому органу под названием «Консилия министров», которая представляла собой совет начальников самых важных правительственных органов. При этом, в её состав входило немало тех же бояр.

За два года до этого создаётся Ближняя канцелярия, контролирующая финансовые операции каждого приказа и принимающая административные решения. Все царские советники были обязаны подписывать важнейшие документы и регистрировать эти события в специальной книге именных указов.

Учреждение Сената

Второго марта 1711 года Петром Первым формируется так называемый Правительствующий Сенат, являющийся наивысшим органом административной, судебной и законодательной власти. На этот орган царь возлагал все свои обязанности на время своего отсутствия, ведь частые поездки из-за Северной войны не могли стать причиной остановки развития государства. При этом, данный управленческий орган был полностью подчинён царской воле и имел коллегиальную структуру, члены которой отбирались лично Петром. Двадцать второго февраля 1711 года была создана новая дополнительная должность фискала, который должен был осуществлять дополнительный надзор во время отсутствия царя за чиновниками.

Формирование и развитие коллегий происходит в период с 1718 по 1726 год. В них царь видел орган, способный заменить устаревшую систему медлительных приказов, которые, по большей части, лишь дублировали функции друг друга.

Появляясь, коллегии полностью поглощали приказы, а в период с 1718 по 1720 год президенты образованных Коллегий даже являются сенаторами и лично заседают в Сенате. Необходимо отметить, что впоследствии в Сенате остались лишь основные Коллегии:

  • Иностранных дел;
  • Адмиралтейства;
  • Военная.

Формированием вышеописанной системы коллегий завершается процесс бюрократизации и централизации государственного аппарата России. Разграничение ведомственных функций, а также общие нормы деятельности, регулирующиеся Генеральным регламентом – основное отличие обновлённого петровского аппарата от прежней системы управления.

Генеральный регламент

Царским указом от девятого мая 1718 года президентам трёх коллегий было поручено начать разработку документа под названием Генеральный Регламент, который бы являлся системой делопроизводства и имел в своей основе шведский устав. Данная система впоследствии стала называться «коллежской». Фактически регламентом утверждался коллегиальный способ обсуждения и решения дел, а также организацию делопроизводства и регулирование отношений с органами самоуправления и Сенатом.

Десятого марта 1720 года данный документ был одобрен и подписан правителем России Петром Первым. Устав включал в себя введение, а также пятьдесят шесть глав с общими принципами работы аппарате каждого государственного учреждения и разные приложения для толкования новых иностранных слов, которые были в тексте Генерального Регламента.

Святейший Синод

Перед окончанием Северной войны Пётр Первый начинает планировать свои церковные преобразования. Он приказывает епископу Феофану Прокоповичу начать разработку Духовного регламента и пятого февраля 1721 года царь одобряет и подписывает учреждение Духовной коллегии, которая впоследствии станет называться «Святейший Правительствующий Синод».

Каждый член данного органа был обязан лично присягнуть в верности царю. Одиннадцатого мая 1722 года появляется должность обер-прокурора, контролирующая деятельность Синода и докладывающая все новости правителю.

Создав Синод, государь ввёл церковь в механизм государства, фактически уподобив её одному из многих на тот момент существующих административных учреждений, наделённого определёнными функциями и обязанностями.

Схема управления государством при Петре I

Схема управления при Петре 1

Схема управления государством при Петра I

Схема управления государством при Петра I

Таблица: реформы Петра I в сфере государственного управления

Дата реформы Содержание реформы
1704 год Была упразднена Боярская дума
1711 год Был учрежден Сенат (законодательные, контрольно-финансовые функции)
1700-1720 гг. Упразднение патриаршества и создание Святейшего Синода
1708-1710 гг. Реформа местного самоуправления. Создание губерний
1714-1722 гг. Создание прокуратуры, введение должности фискалов
1718-1721 гг. Замена приказов коллегиями
1722 год. Изменение системы престолонаследия (теперь монарх сам назначал себе преемника)
1721 год.  Провозглашение России империей

Реформы Петра I в сфере управления

Реформы Петра I в сфере управления

Схема: местное самоуправления после реформ управления Петра I

Местное самоуправления после реформ Петра

Местное самоуправления после реформ Петра

Видео-лекция: Реформы Петра I в сфере управления

Тест по теме: Реформы государственного управления императора Петра 1

Проверь себя! Исторический тест по теме: Реформы управления Петра I «

Реформа центрального управления

Наметившаяся еще в XVII веке тенденция к абсолютизму потребовала еще большей централизации власти в условиях Северной войны.

В 1699 году Боярская дума была заменена царем Ближней канцелярией, переименованной в 1708 году в «консилию министров».

Следующим шагом стало создание в 1711 году Правительствующего сената, ставшего высшим правительственным учреждением. Он обладал не только законодательными, но и распорядительными и судебными функциями, а также контролировал работу разветвленного государственного аппарата в центре и на местах. В состав Сената царь назначил 9 человек, представлявших как родовую знать (включая бывших членов Боярской думы), так и своих выдвиженцев. Решения Сената принимались его членами на общем собрании.

Реформы Петра I

Над деятельностью Сената также был установлен контроль: в 1722 году был назначен генерал-прокурор (П. И. Ягужинский), которого называли «оком государевым» в Сенате.

Реформа 1718—1720 годов упразднила громоздкие и неповоротливые приказы и ввела коллегии. Первоначально их было 11.

Коллегия иностранных дел ведала внешней политикой, Воинская — сухопутной армией, Адмиралтейств-коллегия — морским флотом, Юстиц-коллегия — гражданским и уголовным судом, Берг-коллегия — горно-заводской промышленностью, Мануфактур-коллегия — мануфактурной промышленностью. В отличие от приказов решения здесь принимались коллективно (коллегиально). Каждую коллегию возглавляли президент, вице-президент, несколько советников. Для руководства деятельностью коллегий были изданы Генеральный регламент и регламенты каждой коллегии.

Центральное место в системе управления занимала тайная полиция. Делами о государственных преступлениях ведал Преображенский приказ, а затем Тайная канцелярия. Они находились в ведении самого императора.

Указ о единонаследии. Табель о рангах

В 1714 году Петр подписал указ о единонаследии, согласно которому поместья дворян оказались приравнены к боярским вотчинам. Этот документ был направлен на стирание граней между родовой и «новой» (дворянской) знатью. Теперь не существовало разницы между дворянским и боярским землевладением.

В 1722 году царь принял Табель о рангах. Теперь старая и новая аристократия уравнивалась и в служебном положении. Согласно новому закону, служба делилась на гражданскую и военную. Было определено 14 классов (рангов) чиновников: в гражданской службе — от коллежского регистратора до канцлера; в армии — от прапорщика до генерал-фельдмаршала; на флоте — от прапорщика до генерал-адмирала. Всякий получивший чин 8 класса становился потомственным дворянином. Чины с 14 по 9 давали личное дворянство без права передачи по наследству. За свою службу чиновники получали земли и крестьян, а также денежное содержание.

Такая система давала возможность служебного роста любому служилому человеку, вне зависимости от его происхождения.

Областная реформа

В 1708 году для усиления местного аппарата власти и повышения его авторитета и роли в деле управления страна была разделена на восемь губерний (позднее их число увеличилось): Московскую, Ингерманландскую (позже — Петербургскую), Смоленскую, Киевскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую, Сибирскую. Во главе их стояли губернаторы, назначаемые царем и обладавшие административной, военной и судебной властью. Губернии были поделены на уезды, а позднее — на провинции.

В 1719 году в стране было 50 провинций во главе с воеводами. Губернское деление, однако, сохранилось. Но в руках губернаторов остались лишь военные и судебные функции.

Особый режим местного управления существовал на Украине. Власть здесь принадлежала гетману.

Однако для контроля за его действиями (особенно после измены гетмана Мазепы) была создана Малороссийская коллегия, которую возглавлял царский офицер. После смерти в 1722 году гетмана И. И. Скоропадского новые выборы гетмана были запрещены, а гетман впервые был назначен царским указом.

Реформа городского управления

С ростом городов увеличилась и численность городского населения. К концу царствования Петра в городах проживало уже 350 тысяч человек. Сложным был состав городского населения: основную массу горожан составляли ремесленники и мелкий посадский люд, появились и первые мануфактурные рабочие, значительно возросло число купцов и торговцев.

Посадское население было изъято из ведения воевод и передано в руки выборной Бурмистерской палаты в Москве, а в других городах — выборных бурмистров.

Управление ими осуществлял созданный в 1720 году в Петербурге Главный магистрат, которому были подчинены местные магистраты во главе с бурмистрами и ратманами, избираемыми от городского населения. Горожане теперь делились на «регулярных» ( высших) и «подлых» (низших). «Регулярные», в свою очередь, подразделялись на две гильдии: к первой были отнесены богатые купцы и лица «свободных профессий» (врачи, аптекари, художники), а ко второй — ремесленники и торговцы. «Регулярные» пользовались особой государственной поддержкой и льготами.

Городская реформа не только способствовала экономическому подъему городов, но и обеспечивала поддержку самодержавия со стороны состоятельных граждан.

Церковная реформа

При Петре I завершился процесс превращения церкви в одно из важнейших государственных учреждений, полностью подчиненных высшей светской власти.

После смерти в 1700 году патриарха Адриана Петр I запретил проводить новые выборы патриарха, сославшись на начавшуюся Северную войну. Местоблюстителем патриаршего престола (т. е. выполняющим обязанности главы церкви) он назначил Стефана Яворского.

После окончания Северной войны Петр I вовсе упразднил патриаршество. Управление церковными делами было передано Духовной коллегии, вскоре преобразованной в Святейший Правительствующий синод. В состав этой коллегии вошли представители высшего духовенства. Поскольку их назначение осуществлялось царем, а решения им утверждались, можно сказать, что российский император стал фактическим главой Русской православной церкви.

Действия Синода от имени высшей светской власти контролировал обер-прокурор — гражданский чиновник, назначаемый царем.

Особым указом Петр I приказал священникам нести просвещенческую миссию среди крестьян: читать им проповеди, наставления, учить детей молитвам, воспитывать у них почтение к царю и церкви.

Эта реформа окончательно превратила церковь в опору российского абсолютизма.

Выступления против реформ. «Дело царевича Алексея»

Реформы Петра вызывали неприятие у многих, главным образом у патриархальной аристократии, видевшей в них разрушение традиционного для нее мира.

Недовольные реформами нуждались в лидере. Если раньше таковым была сестра царя — Софья, то после ее заточения в монастырь все недовольные стали группироваться вокруг сына царя Алексея, воспитанного на старинных традициях московского двора.

Расхождения между отцом и сыном становились все более очевидными. Опасаясь за свою судьбу, Алексей в 1716 году бежал из России в Австрию, где пытался искать поддержки в борьбе с отцом. Усилиями петровского дипломата и будущего главы Тайной канцелярии графа П. А. Толстого беглец был возвращен и предстал перед судом. Под пытками он признался в заговоре против царя и был приговорен к смертной казни, однако при невыясненных обстоятельствах умер в тюрьме.

Петр постоянно думал о судьбе проводимых им преобразований. «Дело царевича Алексея» побудило его изменить порядок наследования престола. В 1722 году был подписан указ, согласно которому царь мог назначить себе любого преемника, вне зависимости от степени родства. Однако сделать этого Петр так и не успел. Простудившись в январе 1725 года, он скоропостижно скончался.

Значение петровских преобразований

Государственные реформы, проведенные Петром I, имели большое значение для страны. Создание регулярной армии и морского флота укрепило безопасность страны, помогло решению назревших внешнеполитических задач.

Реформы значительно укрепили Российское государство, поставили его в ряд великих европейских держав.

Они изменили оставшиеся от удельной Руси пережитки местничества, стерев грани и в экономическом, и служебном положении боярства и дворянства.

Они усовершенствовали систему местного управления, впервые в истории единого Российского государства введя выборные начала в управлении городами.

Церковь окончательно превратилась в один из государственных инструментов.

В то же время новая система управления огромной страной по-прежнему лишала участия в решении своей судьбы миллионы простых подданных российского императора.

Вопросы и задания
1. В чем состояла реформа органов центрального управления?
2. Чем была вызвана необходимость принятия указа о единонаследии?
3. С какой целью Петр предпринял областную реформу?
4. Что нового было введено в управление городами?
5. Каковы были итоги церковной реформы?

Документы

рабочая неделя Петра I

Понедельник, вторник, среда, четверг — делать Устав Адмиралтейский.

Пятница — в Сенат, субботнее утро — история о войне, воскресное утро — чужестранные дела.

А когда река станет, тогда, ежели много дел будет, четверг прибавить к сенатским делам.

Писано в 31 день октября 1721 г.

ИЗ УКАЗА О ЕДИНОНАСЛЕДИИ (23 марта 1714 года)

1. Всем недвижимых вещей, то есть: родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но об- ращатися оным в род таким образом: 2. Кто имеет сыновей и ему же аще хощет единому из оных дать недвижимое… тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имения, которыя должен отец их или мать разделити им при себе, как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме онаго одного, который в недвижимых наследником будет.

СОВРЕМЕННИК О ПЕТРЕ I

Самым его любимым и приятным занятием было кораблестроение и другие дела, относящиеся к мореходству. Оно развлекало его каждый день, и ему должны были уступать и самые важные государственные дела. Даже если Петр задумывал заложить новый корабль, то на несколько недель он запирался в саду и проводил время в чертежах и вычислениях соразмерности мачт и парусов, а между тем никого не пускал к себе из министров. О внутренних улучшениях в государстве, судопроизводстве, хозяйстве, доходах и торговле он мало или вовсе не заботился в первые 30 лет своего царствования и бывал доволен, если только его Адмиралтейство и войско достаточным образом снабжались деньгами, дровами, рекрутами, матросами, съестным и одеждой, а это случалось тем легче, что его войска много лет сряду находили случай содержать себя на чужой счет, без отягощения государства.

Вопросы к документам
1. Составьте по первому документу рассказ о рабочей неделе царя Петра I.
2. Какие, на ваш взгляд, стороны государственной деятельности не оказались включены в этот распорядок?
3. В чьих интересах был издан указ о единонаследии? Кто и почему имел основания быть недовольным его положениями?
4. Чем вы можете объяснить первостепенный интерес Петра к вопросам кораблестроения?

Запомните новые слова

АБСОЛЮТИЗМ — форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть.

АРИСТОКРАТИЯ — родовая знать.

Перейти в оглавление

А) Центральное
управление: Сенат, Коллегии, Синод.

Как было указано
выше, перестройка Петром I деятельности
правительственной машины основывалась
на принципах коллегиальности,
профессионализма, государственного
надзора и контроля
.

Правительственный
Сенат

В 1711 г. (22 февраля)
был учрежден Сенат. Сначала он являлся
чрезвычайным органом управления,
учреждался в качестве регентства на
время нахождения царя («…для отлучек
наших») в Турецком военном походе. Однако
вскоре временный характер нового
учреждения превратился в постоянный,
и Сенат просуществовал в нашей истории
до 1917 г.

Сенат являлся
коллегиальным
учреждением,
сенаторы (первоначально их было 9)
назначались государем. С 1711 г. по 1714 г.
решения принимались единогласно, но с
указа 1714 г. – большинством голосов.

С учреждением
Коллегий, их президенты вошли в состав
Сената. Однако данная практика оказалось
очень неудобной, поскольку президенты-сенаторы
контролировали сами себя, и в 1722 г.
президенты были выведены из состава
Сената, за исключением трех главных
Коллегий: иностранных дел, военной и
Адмиралтейства.

Организационная
структура Сената

включала присутствие,
где выносились решения и канцелярию,
которая осуществляла делопроизводство.
Делопроизводство Сената, в отличие от
Боярской думы, характеризовалось
усилением письменности и увеличением
формальности.

Для контроля
за деятельностью Сената

в 1715 г. учреждалась должность
генерал-ревизора,
которого несколько позже сменил
обер-секретарь,
готовивший дела к докладу в канцелярии
Сената и докладывающий их присутствию.
Для усиления контроля со стороны
императора при Сенате учреждалась
должность генерал-прокурора
(1722 г.), который регулировал «диспуты»
сенаторов, т.е. прения по поводу доклада
(т.е. был как бы спикером присутствия) и
возглавлял канцелярию Сената.

Жалобы на коллегии
и доклад по ним Сенату осуществлял
рекетмейстер.
Доклад по делам, касающимся шляхетства
(дворянства) осуществлял герольдмейстер.

Все, что происходило
в присутствии Сената, вносилось в
протокол, который подписывали все
сенаторы – «для открытия дурости
каждого», — но на практике это не всегда
соблюдалось.

Компетенция
Сената

была очень обширна: он являлся помощником
государя, а в его отсутствие – даже его
двойником.

1.Сенат являлся
высшим
административным
учреждением,
средоточием управления.

2.Сенат являлся
высшей
судебной

инстанцией.

3.В отличие от
Боярской думы, Сенат не имел законодательных
полномочий, не был соучастником верховной
власти, а являлся только законосовещательным
учреждением.

Но из этого правила
было исключение. В правление Петра I до
1722 г., во
время войны со Швецией,
Сенат, при условии отсутствия государя
в столице, имел право принимать указы
без санкции царя
.
Присутствие Петра ликвидировало эту
законодательную функцию Сената. После
окончания Северной войны, указ 1722 г.
вовсе ликвидировал это чрезвычайное
полномочие Сената. Он вновь стал только
законосовещательным учреждением.

Коллегии

В конце 1717 г. начала
складываться система отраслевых органов
государственного управления – Коллегий
(по шведскому образцу). Сам термин
«коллегия» указывает на главное отличие
нового института от московских Приказов.
Вместо принципа единоначалия
в области управления вводится принцип
коллегиальности.

Организационная
структура
.
Каждая Коллегия состояла из присутствия
и канцелярии.
Главой Коллегии были: президент
и его помощник – вице-президент,
назначаемые Сенатом. Кроме руководителей
в состав присутствия входили советники
(4) и асессоры
(4), т.е. заседатели. Все члены присутствия
были равны между собой и решения
принимались большинством голосов. Если
голоса разделялись поровну, голос
президента был решающим.

В состав канцелярии
входили секретарь,
регистратор, переводчик, протоколист

и подьячие.
Постепенно эти служащие, знающие законы,
делопроизводство, докладывающие
присутствию о делах, приобретают решающее
значение в Коллегиях. Обычно присутствие
соглашалось с докладом канцелярии и на
практике коллегиальное начало было
сведено к нулю.

Система Коллегий.
В декабре 1718 г. был принят Реестр
коллегий
.
Сначала было учреждено девять Коллегий:
три главные – Иностранных
дел, Военная и Морская (Адмиралтейств
коллегия)
;
три финансовые – Камер-коллегия
(ведала государственные доходы),
Штатс-Контор
коллегия

(государственные расходы), Ревизион
коллегия

(составление бюджета, наблюдение за
исполнением смет по расходам и доходам);
две торгово-промышленные – Берг-Мануфактур
коллегия

(горное дело и промышленность),
Коммерц-коллегия
(торговля); одна судебная – Юстиц-коллегия.

В 1721 г. были
учреждены: Вотчинная
коллегия
,
заменившая Поместный приказ, и Духовная
коллегия
,
впоследствии переименованная в Святейший
Правительствующий Синод – орган
церковного управления.

В 1722 г. Берг-Мануфактур
коллегия была разделена на две Коллегии:
Берг-коллегию
(горное и монетное дело), Мануфактур-коллегию
(управление промышленностью).

В итоге реформы
Коллегий стало 12. Их деятельность
определялась Генеральным
регламентом
,
принятым в 1720 г.

Отраслевой принцип
управления, свойственный Коллегиям, не
был выдержан до конца: как и старые
Приказы, они сочетали в себе административные
и судебные
функции
.

Однако создание
системы Коллегий завершило процесс
централизации и бюрократизации
государственного аппарата. Четкое
разграничение ведомственных функций,
разграничение сфер государственного
управления и компетенции, единые
нормы деятельности

– все это существенно отличало новый
аппарат от приказной системы.

С учреждением
новой столицы (1713 г.) центральный аппарат
переместился в Санкт-Петербург. Сенат
и Коллегии создавались уже там.

Церковная
реформа. Святейший Правительствующий
Синод.

С момента принятия
христианства в X веке, в отношениях
Русской Православной Церкви и монарха
действовал византийский
принцип «симфонии» властей
,
т.е. их юридическое разделение, но
фактическое взаимодействие. В Киевский
период Церковь была более независима
от светской власти, в Московский период
цари все активнее проникали в духовную
сферу: собирали Церковные (Освященные)
соборы, определяли кандидатуры
митрополитов (с 1589 г. — патриархов), решали
даже догматические вопросы, наказывали
еретиков и раскольников. Но пока высшим
органом духовной власти

был Освященный
собор
, а
исполнительным
– патриарх
,
соборно избранный, Церковь
была юридически свободна
.

После смерти
патриарха Адриана в 1700 г. Освященные
соборы Церкви уже не собирались, и
патриарх избран не был.

Как уже было
указано, в 1721 г. была учреждена Духовная
коллегия, переименованная в Святейший
Синод – орган
государственного управления церковными
делами
.
Церковь вошла в государственную структуру
и потеряла юридическую свободу. Таким
образом, был введен протестантский
вариант церковно-государственных
отношений – «цезарепапизм:

Церковь стала государственным учреждением.

Несмотря на то,
что в
законодательстве Синод назван

Правительствующим,
т.е. независимым от Правительственного
Сената
, на
практике он получил статус обычной
Коллегии. Состоял он также из присутствия
и канцелярии.
В присутствие входили 12
«правительствующих особ»
,
назначаемых государем из числа высшего
духовенства: митрополитов, архимандритов
и игуменов.

Деятельность
Синода контролировалась инквизитором,
а с 1722 г. его сменил обер-прокурор
— светский чиновник, помощник
генерал-прокурора
,
возглавлявшего Сенат.

Б) Органы
государственного надзора и контроля

Централизация
государственного аппарата требовала
создания контрольных органов.

С 1711 г. надзор за
законностью, борьбу с финансовыми
злоупотреблениями чиновников осуществляли
фискалы
(институт, заимствованный из Швеции).

Главой фискалитета
был обер-фискал
Сената
. Ему
подчинялись фискалы
Коллегий, инквизитор Синода,
провинциал-фискалы губерний и городовые
фискалы
.

Фискалы осуществляли
тайный
надзор за законностью. Они обязаны были
доносить о государственных, должностных
и других тяжких преступлениях, нарушениях
законности в учреждениях, а также
выступать в суде в качестве обвинителей.

В случае правильности
доноса фискал получал половину штрафной
санкции или конфискованного имущества,
за неправильный донос фискал не нес
ответственности. Естественно, такая
практика привела к злоупотреблениям,
и по указу 1714 г. фискал, донос которого
оказался заведомо ложным, подлежал той
же ответственности, что и обвиняемый
им человек, если бы донос подтвердился.

Но, несмотря на
данную норму, институт тайного надзора
уже не устраивал власть. Поэтому в 1722
г. появляется новый институт, осуществляющий
гласный,
открытый

надзор за законностью – прокуратура.
Институт был заимствован из Франции,
где прокуроры, в основном, осуществляли
надзор за деятельностью судов, поддерживали
государственное обвинение в суде
(преобладал судебный надзор). В России
до судебной реформы 1864 г. преобладал
административный надзор: прокуроры
надзирали, в основном, за деятельностью
административных органов.

Главой прокуратуры
был генерал-прокурор
Сената
,
помощником его был обер-прокурор
Синода
. Им
подчинялись прокуроры
при Коллегиях, Надворных судах.

Указ 1722 г. называет
генерал-прокурора «оком
государевым
»
(представляя сенаторам первого
генерал-прокурора – П.И. Ягужинского,
Пестр I объявил: «вот мое око, коим я буду
все видеть»). Генерал-прокурор осуществлял
надзор за Сенатом: возглавлял сенатскую
канцелярию, был председателем на
заседаниях Сената, осуществлял надзор
за исполнением законов и обладал правом
законодательной инициативы. Он мог
опротестовывать решения Сената, с
которыми не согласен, доносить государю
обо всех действиях Сената.

В) Реформы
местного управления.

Губернская
реформа.

В 1708 г. вводится
новое административное деление
государства: были учреждены 8
губерний

(Московская, Петербургская, Смоленская,
Киевская, Азовская, Сибирская, Киевская,
Архангелогородская), по которым были
распределены все уезды
и города. В 1713-1714 гг. число губерний
возросло до
11
.

Во главе губернии
был поставлен губернатор
или генерал-губернатор
(Петербургская, Азовская), объединявшие
в своих руках всю административную,
судебную и военную власть. Но принцип
коллегиальности
действовал и на губернском уровне.
Власть губернатора ограничивалась
выборным органом – Ландратской
коллегией
,
которая состояла из 8, 10, 12 человек –
ландратов, избираемых губернским
дворянством. Губернатор был президентом
коллегии ландратов. Однако коллегиальность
на местном уровне существовала недолго.
С делением уездов на «доли», ландраты
были поставлены во главе долей и тем
самым подчинены губернатору.

В 1719 г. одиннадцать
губерний были разделены на 45 провинций
,
управлявшихся воеводами,
которые были подчинены губернаторам.

Сбором налогов
заведовали земские
камериры
,
подчиненные Камер-коллегии. В ведении
камериров находились земские
комиссары
,
которые избирались дворянами уезда на
один год. Они осуществляли сбор налогов,
надзор за исполнением рекрутской
повинности, полицейские и другие функции.

Городская
реформа.

Особая система
самоуправления,
по европейскому образцу, сложилась в
городах.

1-ый этап.
В 1699 г. учреждается Бурмистерская
палата

или Ратуша
в Москве и земские
избы
в
других городах. Члены их избирались
городскими сотнями и слободами.

2-ой этап.
В 1718-1720 гг. данная система была
реорганизована. Были созданы новые
органы – магистраты.
Общее руководство осуществлял Главный
Магистрат

в Петербурге, имеющий статус Коллегии.

В 1721 г. был принят
Регламент Главного Магистрата и в 1724
г. – принята Инструкция городским
магистратам.

Члены магистратов
бургомистры
и ратманы
избирались «регулярными гражданами»,
т.е. полноправными горожанами.

Магистраты
осуществляли функции: судебные,
хозяйственные, финансовые, полицейские,
социальные (ведали школы, больницы).
Однако после смерти Петра I магистраты
были подчинены губернаторам и воеводам.
Городское самоуправление по образцу
Эстляндии и Лифляндии было сломано. В
1727 г. магистраты были преобразованы в
ратуши.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще наши интересные статьи:

  • Терпентиновое масло инструкция по применению детям
  • Kettler giro m инструкция по применению
  • Руководство к решению задач по высшей математике часть 2
  • Синька для белья инструкция по применению
  • Сомон эйр руководство

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии