МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ
«ОРГАНИЗАЦИЯ СТУДИЙНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ ТЕАТРАЛЬНОМ ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ»
Разработчик:
Рогоза Роман Валентинович, педагог дополнительного образования, руководитель театральной студии «Своя игра»
г. Керчь, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ стр. 3-7
УСЛОВИЯ ПЕРЕВОДА ВОСПИТАННИКОВ ТЕАТРАЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ИЗ НАЧАЛЬНОГО УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ стр. 7-11
ОРГАНИЗАЦИЯ СТУДИЙНОЙ РАБОТЫ ТЕАТРАЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ОСНОВНОГО УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 23-24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр. 25
-
СТУДИЙНО-ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА стр. 11-14
СТРУКТУРА СТУДИЙНОЙ РАБОТЫ В ТЕАТРАЛЬНОМ КРУЖКЕ стр. 14-21
ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА – РЕЖИССЁРА В ОРГАНИЗАЦИИ СТУДИЙНОЙ РАБОТЫ ТЕАТРАЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ОСНОВНОГО УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ стр. 21-23
1.ВСТУПЛЕНИЕ
Возникновение театральных студий связано с поисками новых путей развития сценического искусства, с рождением режиссуры. В студиях либо готовят специалистов — артистов, художников, режиссеров, либо изучают основы профессионального мастерства на практике, стремятся выработать новые художественные принципы, новые приемы в искусстве. Студии, студийное движение получают распространение в те периоды развития искусства сцены, когда театр оказывается на пороге важных перемен, когда старые выразительные средства себя исчерпывают, когда у деятелей театра появляется неудовлетворенность состоянием сценического искусства. Но история знает и другие примеры расцвета студийного движения. Так, в первые годы после Великой Октябрьской революции в нашей стране возникло множество студий, что объясняется пробуждением творческих сил народа.
Первые театральные студии появились в начале XX в. и создавались обычно при театрах. Их организаторы стремились развивать и проверять художественные принципы того театра, с которым были связаны, либо пытались открыть что-то новое, неизвестное ранее в искусстве сцены. В театральной студии обычно сочетаются организационно-производственные задачи (как и в театре) и задачи учебно-творческие. Студии иногда создаются и при учебных заведениях — это практикуется чаще в США и западноевропейских странах.
возможности самореализации для активной творческой личности
Я занимаюсь с детьми театральным творчеством много лет. И всю учебно-воспитательную работу в кружке направляю на формирование и укрепление коллектива, на воспитание у ребят чувства товарищества и дружбы. Я не провожу отбора детей, принимаю всех, каковы бы ни были их способности и внешние данные. Моя задача – воспитать у детей чувство прекрасного, любовь к своей Родине, помочь им найти свой путь в жизни, выявить природные способности, развивать эмоциональное сопереживание герою, стимулировать качественное художественное воплощение детьми образа героя, развивать коммуникабельность, чувство сопричастности к общему делу, умение сотрудничать, умение фантазировать и, самое главное, развить способности к самостоятельному творчеству.
Особое место в творчестве занимает искусство театра. Оно сосредоточивает в единое целое средства выразительности разных искусств (музыки, танца, живописи, скульптуры). Известно, что формированию целостной творческой личности в наибольшей степени способствует синтез искусств, что позволяет рассматривать театральную деятельность ребенка как наиболее природосообразную и целостную систему социального и эстетического образования и воспитания. Актуальность этой методической рекомендации заключается в том, что оно направлено на выявление возможностей театральной деятельности подростков в социально-культурном развитии личности. Участие в театральном кружке создает условия для раскрытия внутренних качеств личности и ее самореализации, формирования содержательного общения по поводу общей деятельности, умения взаимодействовать в коллективе, для развития художественного творчества, эстетического вкуса и стремления к освоению нового опыта.
В работах по театру и театральной деятельности учащихся исходным рассматривается положение о формировании самостоятельной творческой личности только путем самостоятельной творческой деятельности, построенной на основе самоуправления. Огромный положительный опыт отечественной театральной педагогики, театральных деятелей русской драматической школы «театра переживания», накопленный C.B. Гиппиус, Н.М. Горчаковым, П.М. Ершовым, Ю.А. Завадским, Б.Е. Захавой, М.О. Кнебель, Ю. Кренке, В.И. Немйровичем — Данченко, C.B. Образцовым, Н.И. Сац, К.С. Станиславским, Г.А. Товстоноговым, В.О. Топорковым, М.С. Щепкиным, А.М. Эфросом и другими, доказывает эффективность занятий театральной деятельностью с неизменно положительным результатом на всех возрастных периодах человеческой жизни. Вопросы театральной деятельности освещены и в работах педагогов В.М. Букатова. И.А. Генераловой, А.Ю. Гончарука, А.П. Ершовой, ИЛ. Любинского, Ю.И. Рубиной, Е.К. Чухман и др.
Цель данной рекомендации состоит в том, чтобы на основе теоретико-методологического анализа и опытно-экспериментальной деятельности разработать содержание, формы и методы театральной деятельности учащихся в условиях разновозрастного коллектива, применение структуры студийной работы для реализации модели деятельности профессионального театра и увеличения творческой результативности в обучение театральному искусству среди детей театрального творческого объединения основного уровня обучения .
Также рассматривается организация занятий, позволяющих реализовать на практике идеи интеграции основного и дополнительного образования в условиях индивидуальной творческой деятельности каждого учащегося и использование разнообразных методов театральной педагогики. На основе анализа работ разных авторов (А.Ю. Гончарука, А.П. Ершовой, А.Д. Жаркова, В.А. Кан-Калика, Т.С. Комаровой, И.С. Кона, И.Л. Любинского, A.B. Мудрика, Ю.И. Рубиной, Е.К. Чухман и др.), были выделены задачи (как художественного, так и социального характера), которые необходимо решать педагогу-практику, руководящему процессом театральной деятельности ребенка:
• Создать условия для воспитания и творческой самореализации ребенка: а) коммуникабельного, то есть способного к продуктивному сотрудничеству с партнером по коммуникации и донесению своих мыслей, чувств, суждений до собеседника, используя вербальные и невербальные средства общения, б) владеющего своим телом (способным адекватно использовать свой физический аппарат, согласно данным ситуационным и пространственным характеристикам).
• Разнообразить и расширить личный жизненный опыт подростка, обогатить новыми эмоциональными и эстетическими переживаниями, позволить ему реализовать потребность в общении, расширив его социальный круг: работа в театральном кружке, совместно с более старшими ребятами и взрослыми (педагогами, родителями), знакомство с другими детскими коллективами, участие в праздниках и фестивалях, обширные контакты со зрительской аудиторией.
• Стимулировать ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию, которые возможны при наличии основных психических образований: рефлексии, целеполагания, планирования и предвосхищения результатов собственного поведения.
• Создать условия для психологической компенсации (процесс, направленный на достижение или восстановление чувства внутренней стабильности в связи с переживанием несостоятельности в тех или иных аспектах жизни основных противоречий психического и физического развития в подростковом возрасте).
• Познакомить ребенка со спецификой коллективной работы, требующей распределения функций и четкого выполнения своих обязанностей; слаженной и последовательной работы всех участников, независимо от их текущих личных проблем; установления коммуникативных связей в коллективе, невзирая на индивидуальные симпатии или антипатии.
Художественная деятельность имеет отражательную и информационную основу: познание окружающей действительности и, в то же время, распространение и популяризация полученных знаний. Произведение искусства способно оказывать комплексное развивающее воздействие на реципиента: нравственное, эстетическое, научно-просветительское. В целом основой театральной деятельности является обеспечение интеллектуального, нравственнго и эстетического развития ребенка; воспитание его творческой индивидуальности; пробуждение интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности. Одновременно отмечается развитие личности педагога, поскольку им в процессе театральной работы с детьми требуется осваивать новые методики и технологии работы, часто не связанные с его основной профессией.
УСЛОВИЯ ПЕРЕВОДА ВОСПИТАННИКОВ ТЕАТРАЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ИЗ ГРУППЫ НАЧАЛЬНОГО УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ
Деятельность театрального творческого объединения предполагает большие возможности в осуществлении социально-культурного воспитания учащихся (формировании эстетических суждений, художественного вкуса, нравственных ценностей личности, основных коммуникативных навыков, способов работы с партнером и в коллективе, самоактуализации и самовоспитания, трудолюбия, самоорганизованности и ответственности и др.), обеспечивая формирование разных типов общения, овладение спецификой театральной деятельности.
Формы и методы создания и работы детского театрального коллектива включают прием детей по желанию, отбор содержания, обсуждение пьесы, в котором принимают участие все члены творческого объединения, определение специфики каждого образа, распределение ролей с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося, коллективное обсуждение в процессе подготовки спектакля и после его представления с членами творческого объединения и зрителями.
Эффективность занятий достигается путем проведения тренинга, индивидуальных занятий, подбора специальных упражнений, стимулирующих развитие ребенка и использование театрального искусства в качестве коррекционного воздействия на ребенка (развитие речи, мимики и жестикуляции, преодоление трудностей в общении, пластическое развитие и помощь в овладении движениями в условиях быстрого роста и пр.).
Моменту формирования из воспитанников театрального творческого объединения групп основного уровня обучения предшествуют два года обучения театральным дисциплинам в группе начального уровня обучения. Условия перевода детей из групп начального уровня обучения в основной целиком зависят от успешности освоения программы начального уровня обучения.
Программа включает в себя несколько направлений-разделов, по которым ведутся занятия.
Ритмопластика.
Комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижений; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Развитие умения произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовности действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развитие координации движений; обучение запоминанию заданных поз и образной их передаче; развитие способности искренне верить в любую воображаемую ситуацию; обучение созданию образов животных с помощью выразительных пластических движений.
Культура и техника речи.
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Развитие речевого дыхания и правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации, логики речи; обучение сочинению небольших рассказов и сказок, подбору простейших рифм; произнесению скороговорок и стихов; тренировка четкого произношения согласных в конце слова; пополнение словарного запаса.
Основы театральной культуры.
Элементарные понятия, профессиональная терминология театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Актёрское мастерство (базируется на выполнении упражнений актёрского тренажа).
Обучение сочинению этюдов; развитие навыка действий с воображаемыми предметами; обучение нахождению ключевых слов в отдельных фразах и предложениях и выделению их голосом; развитие умения пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнение словарного запаса, образного строя речи.
Сценическое движение (базируется на выполнении основных элементов тренажф и на достаточном уровне освоения элементов основ сценического боя).
Умение владеть своим телом и ориентироваться в движении, лёгкость в перемещении, организация пространства сценического движения, свободная ориентация в сценическом пространстве. Умение исполнять сценические «симулятивные» действия (падения, подкаты, фрагменты сценического боя и т.д.) в совокупности с актёрским мастерством.
Формы занятий:
— лекция-беседа;
— дискуссия (обсуждение после показа);
— тренинг;
— репетиция;
— показ театральной постановки (миниатюра, спектакль);
— участие в массовых мероприятиях.
Формы контроля:
— рефлексивная беседа;
— открытый показ спектакля (1 раз в год для учащихся и родителей);
— творческий отчет.
Умения и навыки детей по окончании курса:
Ребенок должен знать:
Основные театральные термины.
Основные постановочные единицы: миниатюра, этюд, пьеса.
Профессии театра, устройство сцены, технику грима.
Наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.
8-10 скороговорок.
Театральные игры, техники восстановления дыхания.
Ребенок должен уметь:
Произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.
Двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки.
Создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
Запоминать заданные педагогом мизансцены.
Свободно и естественно выполнять на сцене простые физические действия.
Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.
Действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
Сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
Менять по заданию педагога тембровую окраску голоса.
Произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.
Произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
Произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
Строить диалог с партнером на заданную тему.
Подбирать рифму к заданному слову.
Составлять диалог между сказочными героями.
ОРГАНИЗАЦИЯ СТУДИЙНОЙ РАБОТЫ ТЕАТРАЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ОСНОВНОГО УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ
-
СТУДИЙНО-ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА.
Студийно-театральная педагогика есть форма и способ организации некой креативной среды, в которой вырабатывается творческий метод выявления, развития и становления индивидуальности на основе ее уникальной природы (аналог педагогики «свободного развития», «свободного воспитания» или пайдейи).
Концепция «студийности» — эвристический подход к поискам самых разнообразных творческих методов развития на протяжении XX столетия, изначально определяет выход за рамки конкретно-предметной, специализированной деятельности.
Понятие «студийная (творческая) педагогика» акцентирует внимание, прежде всего, на процессе развития и воспитания художественным творчеством (достаточно вспомнить категорический императив Е.Б. Вахтангова – в студии «надо воспитывать, а не обучать»). Исторически методы организации студийного театрального процесса принципиально расходятся с системой «театрально сценической педагогики», как специализированным методом обучения актёрскому мастерству.
Студийность возвращается к своему изначальному назначению – «школа», восходящее к латинскому studium – «занятие» и к итальянскому studio – «старание», «изучение», «исследование».
Студийная педагогика разрабатывает свои творческие методы организации учебных и художественных задач, не связанных с «текущими» эстетическими проблемами конкретных театров, стилей и направлений.
Закон №1 – индивидуально-личностное выявление общих принципов творчества художественными средствами театра как вида искусства.
Закон №2 – это обязательное наличие сверхзадачи, которая изначально определяет, ориентирует и направляет всю учебно-творческую деятельность и выработку технологических приёмов сценического самовыражения.
Закон №4 – поиск средств и путей (методов) нахождения кульминации в театральном действе.
Закон №5 – законы студии сообразуются с законами общей педагогики: закон взаимосвязи творческой самореализации ученика и творческой образовательной среды («атмосфера творчества»); закон взаимосвязи обучения, воспитания и развития; закон целостности и единства образовательного процесса (внутренняя согласованность всех элементов или «единый ритм»).
Основоположения «педагогики творчества» создают и организуют рабочие принципы студийности. Первые принципы творческой работы были заложены в «Обществе Искусства и Литературы» К.С. Алексеевым (Станиславским). Для общего театрального контекста своего времени поиски любительского творческого объединения выглядели авангардными – рационалистичность, аналитичность, сознательность. Эти принципы проявились в «натурализме» первых постановок МХТ, которые воспринимались широкой публикой поначалу на уровне эпатажа.
Принципы студийной педагогики художественного развития и воспитания:
общий принцип студийного воспитания – единство этического и эстетического, общественно-нравственного и творческого с доминантой этического (общечеловеческого «axios»);
принцип единого ритма организации – этическое взаимообязательство студийцев на основах педагогической аксиологии (контекст общечеловеческих ценностей);
принцип очищения и возвышения (души, духа, тела);
принцип гармонизации и гармоничности;
«дисциплина» и «самодисциплина» как «удовлетворение внутренней потребности»;
принцип реальности духовной жизни (реально творческая основа художественного воображения);
принцип совместной деятельности-сотрудничества («синергия», воспитание «корпоративного» характера, «соборность», «коллективизм»);
принцип индивидуально-творческого развития и принцип природосообразности («единичного во всеобщем»);
принцип межиндивидуальных связей (творческое взаимодействие);
принцип вариативной комбинаторики (пластическая подвижность формообразований);
принцип художественно творческой автономности (маргинальности) – поисковый принцип (эвристический) «мастерской», «лаборатории»;
принцип самодеятельности (самоактуализации);
принцип самоуправления («совет», «семья», «орден»);
принцип самоусовершенствования (как основа этико-эстетического воспитания личности);
принцип создания креативной среды («атмосфера творчества»);
принципы сознательности и творческой активности;
принцип игры (как поле свободной, естественной и непринужденной деятельности);
принцип образной природы театральности («художественная воспитанность» – «фантастический реализм художественного образа», «сценический реализм»);
коммуникативный принцип «общей воспитанности» личности и принцип «оптимальной дистанции» (искренность, внимательность, вдумчивость, деликатность, такт, эмпатия);
принцип комплексности – интегративный принцип технологической организации обучения;
общепедагогические принципы доступности, прочности, научности, связи теории с практикой, продуктивности, ситуативности («здесь и сейчас»), систематичности, последовательности, целенаправленности и непрерывности саморазвития;
принцип «миссионерства» (чистота высоких идеалов, «устремлённость»);
принцип формирования студийных традиций в непосредственном сочетании с внедрением творчески-инновационных технологий.
Содержательное раскрытие этих принципов направлено на художественное развитие уникальности индивидуально творческой личности.
-
СТРУКТУРА СТУДИЙНОЙ РАБОТЫ В ТЕАТРАЛЬНОМ КРУЖКЕ
В основе структуры студийной работы в театральном кружке основного уровня обучения лежит, естественно, дальнейшее пошаговое освоение всех театральных дисциплин с усиленным акцентом на самостоятельное творчество. Для этого руководитель творческого объединения должен создать атмосферу, способствующую творческой самостоятельности. Поэтому руководителю коллектива необходимо выстроить следующую структуру занятий в театральном коллективе:
Структура
Реализацию структуры занятий, способствующей творческой самостоятельности театрального творческого объединения, можно рассмотреть на следующем примере:
-
1-й этап «Постановочная проблема, требующая усилий всего коллектива для её полноценного творческого решения». На этом этапе руководитель коллектива выносит на рассмотрение детского коллектива постановочную проблему – реализация сюжета сценического этюда, номера, миниатюры, мини-спектакля или спектакля.
2-й этап «Определение направлений решения постановочной проблемы» (разрабатываются кружковцами под руководством режиссёра). На этом этапе воспитанники решают вопрос: «Что нужно для будущей постановки?», сюда входит определение жанра будущей постановки, определение основных театральных дисциплин, изучение которых необходимо для постановки, работа над сценарным ходом, распределение круга обязанностей (определение театральной иерархии), использование реквизита, работа над музыкальным материалом и т.д. Распределение ролей происходит исключительно руководителем коллектива.
3-й этап «Определение направлений работы групп кружковцев, необходимых для решения творческой проблемы». На этом этапе воспитанники распределяются по группам для организации творческих лабораторий (по направлениям основных театральных дисциплин). Распределение может производиться как воспитанниками самостоятельно, так и режиссёром – руководителем творческого объединения.
4-й этап «Творческие лаборатории». На этом этапе воспитанники в своих группах самостоятельно (при коррекции руководителя) осуществляют творческие проекты по направлениям основных театральных дисциплин.
5-й этап «Решение постановочной проблемы». На этом этапе руководитель коллектива осуществляет просмотр творческих работ и, при необходимости, делает повторное распределение ролей. Затем осуществляется репетиционный процесс постановки.
Процесс, реализующий творческую самостоятельность, может длиться от одного занятия до цикла занятий продолжительностью в неделю и более, в зависимости от глобальности постановочной проблемы.
В основу всего цикла реализации процесса, от его начала до определения эффективности, положены следующие методы, которые составляют единую целостную систему:
метод игры. Каждый из нас испытывает потребность в игре, и именно в игре формируются его эстетические потребности. Шиллер считал: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда он играет»;
метод «исключения» Ежи Гротовского. Подразумевает умение обнаружить и устранить внутренние препятствия и зажимы на пути к созданию и воплощению образа;
метод «тотального выражения» Ежи Гротовского. Подразумевает включение целостного психофизического аппарата актера в процессе создания и воплощения образа»;
метод «физических действий» К. С. Станиславского. Подразумевает выстраивание партитуры роли на основе простых физических действий, направленных на достижение психологического результата. Деление сквозного действия на простые физические действия помогает актеру возбудить память чувств, выстроить целостную логику поведения персонажа, добиться органичного существования актера на площадке. Это первый этап работы актера над ролью;
метод «психологического жеста» Михаила Чехова. Помогает актеру в оттачивании работы над ролью, в поиске внешней характеристики.
Студийная работа – это, в первую очередь, работа единомышленников, которые на равных правах осуществляют путь от задумки спектакля до его воплощения, проходя все обучающие и постановочные этапы. Это, в первую очередь, работа творческих лабораторий:
творческие лаборатории
Количество направлений может увеличиваться и уменьшаться, в зависимости от постановочных потребностей.
Для реализации полноценной работы творческих лабораторий необходимо выполнение следующих задач:
• создание благотворного климата в театральном коллективе и для каждого участника в отдельности;
• подбор репертуара должен соответствовать возрасту, при этом необходимо учитывать личные особенности и склонности человека;
• при работе над новым материалом, не очень понятным учащимся, необходимо найти «точки соприкосновения» с этим материалом из личного жизненного опыта или другой литературы, найти и показать что-то аналогичное, но более доступное, помочь углубиться в содержание, принять и полюбить его;
• научить каждого исполнителя пусть трудно и медленно, но самостоятельно научиться точно и верно раскрыть замысел автора, а для этого необходимо накапливать сведения, развивать наблюдательность, оценивать факты и события, выявлять основной конфликт, понимать и чётко строить логическую перспективу произведения;
• научить подбирать нужную интонацию, тембр, громкость, скорость прочтения для каждой строчки, для каждого слова, правильно ставить ударения, правильно брать дыхание;
• отрабатывать динамику в соответствии с текстом и личными особенностями учащегося; движения должны быть естественными, а не наигранными;
• во время коллективной работы необходимо научить слышать друг друга, быть взаимно чуткими друг к другу – «сотворчествовать», контролировать каждое своё действие на сцене.
При условии соблюдения алгоритма организации студийной работы в театральном кружке основного уровня обучения театральная «иерархия» в кружке должна приобрести следующую структуру:
Структура «иерархии»
Требования к постановочному репертуару:
Основной формой является воплощение литературного произведения. Именно литературный материал определяет содержание занятий и репетиций. Чаще всего это не цельный большой спектакль, а какие-то отрывки тех или иных произведений, связанные логически единым сценарием. Возможны литературно-музыкальные композиции по произведениям одного поэта или композиции, содержащие произведения разных авторов, но связанные одной темой. Общая продолжительность одного выступления от 50 минут до 1,5 часов. Подготовка к одному выступлению длится от одного месяца до полугода в зависимости от сложности осваиваемого материала.
-
ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА – РЕЖИССЁРА В ОРГАНИЗАЦИИ СТУДИЙНОЙ РАБОТЫ ТЕАТРАЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ОСНОВНОГО УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ
В наиболее обобщенном виде функции педагога-режиссера при организации студийной работы в театральном кружке могут быть сформулированы следующим образом:
— диагностическая, которая изучает и реально оценивает особенности деятельности и общения участников театральной студии, степень и направленность окружающей микросреды, особенности духовной жизни, семьи, соседской среды, групп сверстников, объединений взрослых. Здесь важно знать все позитивные социально-культурные возможности микрорайона, а также источники негативного влияния на ценностные ориентации и предпочтения детей и подростков;
— организаторская, когда руководитель театральной студии организует совместную творческую деятельность детей и подростков в открытой среде, влияет на разумную организацию их досуга, формирует в коллективе подлинно демократическую систему взаимоотношений, отношений взаимной ответственности и взаимопомощи;
— прогностическая, которая программирует и прогнозирует процесс творческого развития личности ребенка в условиях деятельности школы, семьи, студии, окружающей среды;
— социально-терапевтическая, которая приводит в действие юридические и психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных явлений, способных оказать антипедагогическое воздействие на творческое развитие участников театра-студии, обеспечивает защиту прав детей и подростков;
— коммуникативная, на основе которой происходит включение детей в совместный творческий труд и отдых, деловые и личностные контакты, аккумулирует информацию о воспитательных воздействиях различных сил, учреждений, организаций, налаживает контакты между ними по отношению к конкретному ребенку.
Многоплановость и многовариантность функций режиссера-педагога театральной студии не исключает и его определенную специализацию в одном из более узких направлений в воспитательной работе среди школьников.
Это может быть его лидерство в приобщении ребят к сбору и изучению фольклора, самобытных художественных народных промыслов и ремесел, бытующих в данном регионе; его непосредственное участие в природоохранной деятельности, в работе по возрождению, сохранению и развитию памятников истории и культуры, в оказании всемерной патронажной помощи талантливым детям из неимущих и малоимущих семей, других направлениях.
Следовательно, сфера социально-культурной деятельности режиссера-педагога не замыкается рамками коллектива театральной студии, а постепенно выходит за их пределы. Это касается непосредственно педагогических условий студийной работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Именно студийная работа в детском театральном кружке, в качестве одного из институтов внешкольного образования, дает уникальную возможность для раскрытия большого творческого потенциала личности ребенка через игру и импровизацию, органично объединить содержание учебного процесса и внеклассных занятий учащихся и привнести в содержание понятия «школа» радостный смысл. В этих целях представляется крайне существенным опереться на весь богатый арсенал средств в практике режиссера-педагога, руководителя самодеятельного театрального ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ для создания не только художественных, творческих действ — спектаклей и театрализованных представлений, но и ориентации на дальнейшее развитие свободного интеллектуального, эмоционального творческого труда.
Студийная работа осуществляется в направлениях :
— в организационно-педагогическом направлении — взаимосвязи по субъекту, производящему учебно-воспитательные воздействия (творческие, методические контакты, повышение квалификации педагогов режиссеров); по субъекту, воспринимающему учебно-воспитательные воздействия (театрально ориентированный контингент); в самом учебно-воспитательном процессе (преемственность содержания, форм и методов подготовки учащихся между школьными предметами и всеми звеньями театра-студии);
— в социально-психологическом направлении — это специальная направленность учебно-воспитательного процесса на формирование системы отношений личности ребенка к себе, учителям школы, коллегам по студии, взаимодействию с партнерами;
— в психолого-педагогическом направлении — преемственность в формировании как актерско-исполнительских, так и духовно- личностных качеств;
— в направлении учета психологических особенностей учащихся детского и подросткового возраста, выражающихся в смене характера и степени активности в творческом процессе;
— в направлении четкого представления цели будущего спектакля или театрализованного представления;
— стратегии педагогической и режиссерско-сценической деятельности коллектива, определяющей систему управляющих воздействий и заключающейся во взаимосвязи и преемственности с учебными дисциплинами;
— приобретения участниками театральной студии опыта художественно-творческой деятельности в фольклорных, хореографических и других художественных коллективах;
— создания творческой атмосферы в театральной студии, открывающей возможности для творческого роста всех участников;
— использования проблемной ситуации в творческом процессе театра-студии, специфики творческой задачи, выражающейся в вариативности ее решения.
Творческое развитие участников театра-студии осуществляется в диалектической взаимосвязи случайности и необходимости, разума и рассудка, интуиции и логики, спонтанности и стабильности, рациональности и эмоциональности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Авров Д.Н. Спектакль и зритель: (Как смотреть и оценивать спектакль). Кн. для учащихся ст. классов. М.: Просвещение, 1985. — 96 е., ил.
Актуальные вопросы эстетического воспитания и развития детей: Учеб. пособ. для студ. высших пед. учеб. заведений. М.: РИЦ «Альфа», 2002. Ч. I.- 92 с.
Актуальные вопросы эстетического воспитания и развития детей: Учеб. пособ. для студ. высших пед. учеб. заведений. М.: РИЦ «Альфа», 2002. Ч. II.-172 с.
Артюхов М., Илларионов В. Школа театральной культуры. / Учитель №4, 1999. с.36 -40.
Ваганова Ж.В. Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности. Канд. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Тюмень,1998.-197 с.
Ванслов В.В. Эстетика, искусство, искусствознание: Вопросы теории и истории. М.: Изобразительное искусство, 1983. — 439 с.
Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. вузов и колледжей. — М.: Академия,1999.-440 с.
Веремьев А. Эстетическое и художественное воспитание: сущность и взаимосвязи. // Искусство и образование. №3 (21) 2002.
Груненкова Н.В. Программа ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ творческая мастерская. – М.: «Вако», 2006.
Ершов П.М. Технология актерского мастерства. М.: ВТО, 1959. — 308 с.
Игровая театральная педагогика. // Воспитание школьников, №5, 2000, с. 29-36.
Кнебель М.О. Вся жизнь. М.: Всероссийское театральное общество,1967.-588 с.
Кожар Е. Универсальная система педагогической режиссуры.// Классный журнал 5+. №№8,10,11,12.
Колчеев Ю.В., Колчеева Н. Игровая театральная педагогика. // Воспитание школьника. 2000, №5 с.29-36.
Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе. М.: Школьная пресса, 2000. — 96 с.
Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М.: Мнемозина, 1995.- 160с.
Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения. /Под ред. Е.Д. Божович. М.: МПСИ; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2000. — 192 с
Развитие и воспитание творческого мышления учащихся в образовательных учреждениях инновационного типа. Сборник научно-методических статей. М., 1998. — 215 с.
Рубина Ю.И. Театральная самодеятельность школьников: Основы педагогического руководства. Пособие для учителей и руководителей театр. коллективов/Ю.И. Рубина, Т.Ф. Завадская, H.H. Шевелев. 2-е изд., пе-рераб. и доп. — М.: Просвещение, 1983. — 176 с.
Рубина Ю. И. Театр и подросток. М.: Просвещение, 1970. 208 с.
Руководителю актерской студии: как детскому театральному коллективу стать успешным?
Хотите сделать свой коллектив узнаваемым и добиться профессиональных высот в творчестве? Мы собрали 23 практических правила и совета , которые помогут вам достичь фантастического результата в этом увлекательном деле – построении успешного детского театра. Читайте и воплощайте ваши мечты в жизнь!
1. Стратегически двигайтесь к цели
Театр начинается…с цели! Нарисуйте вместе с коллективом «Дерево целей» и изобразите вашу мечту на самом верху. Проведите «ветви» – это второстепенные задачи, которые помогут вам достичь успеха. Этот способ поможет наглядно оценить весь масштаб работы, а также выделить все проблемные места. Воспользуйтесь сервисами mindmeister.com и app.lucidchart.com для составления шагов на пути к вашей цели.
В конце месяца обсудите с учениками прогресс. Если в древе остались невыполненные задачи, то закрасьте их красным цветом и работайте с ними. Не забывайте после каждого триумфа подводить итоги проделанной работы и мотивировать детей на достижение новых целей.
Пример Дерева целей
2. Участвуйте в фестивалях и конкурсах
Конкурсная сцена – это площадка, которая позволяет коллективу стать успешнее и выявить конкурентное преимущество:
-
Советы от профессионального жюри помогают устранять недочеты.
-
Мастер-классы и творческие встречи с именитыми гостями расширяют кругозор детей. Участники находят друзей из разных городов, а педагоги – новые профессиональные знакомства.
-
Совместное путешествие укрепляет командный дух, а общая победа дарит воспоминание на всю жизнь.
Творческие конкурсы всегда улучшают последующие номера коллективов и предоставляют новые возможности. Например, нашим победителям-Лауреатам I степени ежегодно выпадает счастливый шанс заявить о своем таланте на многотысячную аудиторию со сцены БКЗ «Октябрьский» в Санкт-Петербурге – на Международной Премии ARTIS.
3. Работайте над имиджем коллектива в социальных сетях
Нередко театральную студию приглашают выступить на различных мероприятиях и площадках города. Очень важно иметь страницу для связи с вами. Делитесь на ней успехами, видео-номерами, фотографиями с репетиций и прочими материалами из жизни коллектива.
Придумайте общий стиль вашей группы или сайта, выберите цвета и символы, которые бы могли ассоциироваться с вами, и ведите страницу в единой стилистике. Положительно созданный образ коллектива в социальных сетях позволит вам расширить спектр возможностей – получить внимание и поддержку общественности, обсудить театральные постановки со своей аудиторией, проводить собственные мастер- классы в онлайн-формате и многое другое.
Как ведут социальные сети известные российские театры? Познакомьтесь с их аккаунтами и берите за пример:
4. Посещайте театр вместе
Составьте список театров, в которых вы хотите побывать, а затем отслеживайте их программу на сайтах. Перед посещением обязательно расскажите предысторию постановки, но не раскрывайте весь смысл и сюжет. После просмотра поделитесь друг с другом впечатлениями. А чтобы попасть в театр недорого, следуйте простым правилам:
-
Подпишитесь на рассылки и соц.сети театров и следите за новостями на официальных сайтах;
-
Следите за такими площадками, как «Яндекс.Афиша» или «Концерт.ру»;
-
Делайте групповой заказ – иногда он может предполагать скидку;
-
Отправляйтесь на спектакль днем или в будние дни;
Кроме того, в открытом доступе в Интернете находится множество классических и современных постановок. Смотрите спектакли на сайте Культуры РФ – там вы найдете более 500 различных спектаклей в записи!
5. Создайте систему поощрения
Изготовьте коллекцию жетонов с лицами известных актеров и выдавайте их ребятам за заслуженные успехи в работе над ролью. Это могут быть разнообразные фишки, карточки – на ваше усмотрение. И, конечно же, не забывайте хвалить за заслуги весь коллектив, а не только отдельных ребят. Но не перехвалите. Помните, что поощрение необходимо дозировать.
6. Научите детей видеть постановку со стороны
Снимайте ваши выступления на видео и разбирайте ошибки вместе – дайте детям возможность самостоятельно подметить успешные или не очень удачные моменты. Спрашивайте у них, как можно сделать номер лучше. Ведь дети являются главным звеном в постановке, и нужно уважать их мнение. Видеозапись спектакля научит ребят оценивать свою игру со стороны, а также поможет увидеть постановку в совокупности с музыкой, светом и игрой других участников.
7. Участвуйте в конкурсном отборе на получение государственного гранта
Ежегодно Министерство культуры России отбирает лучшие государственные и независимые театральные коллективы и выделяет им средства для реализации творческих проектов. Это отличная возможность воплотить все ваши фантазии в реальность – следите за информацией на сайте и обязательно попытайте удачу!
8. Наблюдайте за постановками других коллективов
Нет ничего страшного в том, чтобы копировать отдельные элементы постановок других авторов в своих номерах.
Основная мысль книги «Кради как художник» заключается в следующем: «…Копируя одного автора, вы занимаетесь плагиатом, копируя многих – проводите исследование».
Поэтому изучайте чужие постановки и извлекайте из них максимум идей. А вот некоторые источники, которые могут вам пригодиться:
-
MAAM.RU – сценарии спектаклей для детей
-
Детский музыкальный театр им. Наталии Сац – идеи постановок образовательного онлайн-проекта, первого и единственного в мире профессионального театра оперы и балета для детей
-
Проект «БЕЗ АНТРАКТА» – онлайн-фестиваль, в рамках которого можно посмотреть интересные спектакли для детей
-
КУЛЬТУРА РФ – онлайн-проект, на сайте которого вы найдете архивные записи спектаклей, интервью с известными деятелями театра и статьи
-
Драматешка – множество разнообразных пьес с участием детей
-
Театр – детям! – сайт с бесплатными спектаклями для детей от взрослых
9. Работайте над разнообразным репертуаром
Не останавливайтесь на одном или двух театральных жанрах. Ставьте разнообразные номера: от комедийных до драматургических спектаклей с элементами вокального исполнения. Попробуйте себя в клоун-мим-театре, театре кукол или теней, или же в иммерсивном театре, основанном на полном погружении зрителя в мир постановки. Умение работать с разноплановым репертуаром сделает из вас настоящего мастера своего дела.
10. Участвуйте в образовательных программах
Педагог должен расти и развиваться вместе с детьми. Для повышения профессиональных навыков педагогов, работающих с детскими творческими театральными коллективами, мы разработали онлайн-курс по актерскому мастерству (72 часа). Воспользуйтесь возможностью научиться новому в сфере театральной педагогики, подайте заявку на курс повышения квалификации на сайте и начинайте развиваться уже сегодня!
11. Подбирайте репертуар согласно возрасту артиста
Младший школьный возраст: пьесы должны быть простыми и понятными для детей этого возраста и всегда нести положительную нравственную окраску.
Сценарный материал и пьесы для младшего школьного возраста можно найти в «методическом бестселлере» и репертуарном сборнике «Праздник в школе» – трехтомнике книг М. А. Давыдовой и И. А. Агаповой . При постановке детских пьес можно использовать таких авторов как Е.Л. Шварц, инсценировать произведение К. И. Чуковского, Агнии Барто и Аркадия Гайдара.
Подростковый возраст: в пьесах не только должны с особой яркостью раскрываться положительные черты характера человека, но и отрицательные.
Могут использоваться пьесы таких авторов, как Александр Володин «С любимыми не расставайтесь», А. Вампилов «Прощание в июне», «Прошлым летом в Чулимске», «Утиная охота», А. Арбузов «Город на заре».
12. Забудьте о слишком ярком гриме
Смысл грима – помочь актеру почувствовать себя действующим лицом спектакля. Даже в самых сатирических пьесах и водевилях не следует делать нарочно смешной грим (например, в виде толстых губ). Чем тоньше юмор внешнего оформления образа, тем лучше. Он должен быть реалистичным и жизненно правдивым. Также нельзя пренебрегать гримом, его отсутствие может испортить долгие часы работы над спектаклем.
13. Учитывайте все нюансы на генеральной репетиции
Соберите постановочную часть, «проиграйте» от начала до конца все театрализованное представление, обратите внимание на незащищенные места. Хорошо иметь рядом с собой ассистента, который бы фиксировал по секундомеру хронометраж каждого эпизода и записывал замечания, которые возникнут в ходе просмотра. Обязательно перед премьерой проведите репетицию со светом и звуком.
Перед конкурсом внимательно ознакомьтесь с регламентом выступления и репетиции, обсудите с организаторами примерное время на расстановку декораций – важно учесть все нюансы, чтобы ваше выступление не задерживало выход других коллективов и само мероприятие.
14. Не стесняйтесь просить о помощи
Привлекайте к некоторым постановкам концертмейстера или музыканта. Это заметно украсит театральное представление и позволит еще сильнее погрузить зрителя в атмосферу спектакля. Также не забывайте приглашать фотографа на выступления – детям будет интересно найти себя на фото и посмотреть, как они выглядят со стороны, когда выступают на сцене. Кроме того, фотоснимки понадобятся вам для наполнения страницы коллектива в социальных сетях.
15. Проводите тренинги на развитие актерского голоса
Систематически выполняйте с детьми эти упражнения на каждом занятии, и вы заметите, как их голоса становятся более выразительными и уверенными:
Упражнение 1.
Чтобы убрать мышечные зажимы как можно дальше от горла , нужно поднять обе руки вверх и резко сбросить их вниз с выдохом: «Ха!». Повращать головой, максимально резко бросить плечи вверх, «к ушам», затем вниз. Встряхнуть кисти рук, несколько раз поболтать руками, как тряпичная кукла.
Упражнение 2.
Дети должны потренироваться обращаться друг к другу, бросая теннисный мяч. Упражнение полезно для тех, кто не часто смотрит на собеседника: не установив контакт глазами, можно промазать. Попросите ребят громко и выразительно называть имена друг друга.
Упражнение 3.
Это упражнение для тех, кто говорит «в себя». «Представьте, что мы стоим на берегу реки и нам нужно позвать паромщика с другого берега. В том, чтобы «добросить» звук, участвует все тело: берем звук в правую руку, размахиваемся изо всей силы, снизу, и «бросаем» его на 100 метров вперед – «Эй, парооомщииик!». Зачем это делать? Чтобы дети поняли: мы не говорим «в пространство», у наших слов есть адресат.
16. Соблюдайте дисциплину на занятиях
Попросите детей выключать телефоны во время репетиций и не разговаривать не по делу во время упражнений. Объясните, что для обсуждения есть всегда 5 минут в начале и конце занятия, когда вы можете ответить на все вопросы.
17. Вносите разнообразие в занятия
Если детям будет на уроке интересно, то они не потянутся за гаджетом и не будут беседовать друг с другом, поэтому позаботьтесь о том, чтобы каждое занятие для учеников стало новым и увлекательным открытием.
Проводите уроки грима или рассказывайте интересные факты об истории театра, приглашайте на репетиции театральных деятелей или актеров, с которыми ребята смогут пообщаться и задать свои вопросы. Так вы не будете давать ученикам заскучать и навсегда «подогреете» интерес к искусству.
18. Попросите детей завести творческие дневники
Часто дети забывают об упражнениях, которые им советует выполнить дома педагог. Для устранения этой проблемы воспользуйтесь методом творческих дневников. Обратитесь к коллективу с просьбой завести тетрадь или блокнот, в котором они смогут фиксировать важные упражнения и идеи с занятия. Кроме того, дети могут оставлять собственные заметки, а вы – творческую оценку в виде информативного комментария.
19. Объясните детям, как правильно нужно относиться к неудачам
Если кто-то совершил ошибку на выступлении, забыл текст и подвел весь коллектив, то поддержите этого человека и напомните ему о том, что любая неудача на пути – это обязательное условие достижения успеха и роста личности. Скажите ему, что неудачи и проигрыши иногда случаются, и отчаиваться из-за этого не надо.
20. Проводите поэтические вечера
Позвольте каждому ощутить себя звездой! Задайте тему вечера и выберите день, к которому дети должны подготовить выбранное ими стихотворения. Создайте атмосферу таинства, попросите соблюдать тишину и проведите вечер любимой поэзии в общем кругу. Это мероприятие не только сплотит ваш коллектив, но и научит ребят слышать и слушать друг друга, что очень важно в совместной деятельности. К тому же, выразительное чтение стихов – любимое занятие многих детей, увлекающихся театром.
21. Дайте детям возможность фантазировать
Попросите ребят выполнить упражнение «Говорим по-болтунски!». Оно заключается в том, что ребенок читает небольшое стихотворение или короткую басню, а потом пересказывает ее своими словами на языке, которого не существует (болтунский). Суть упражнения – схватить интонацию, поймать ритм и направленность действия.
Сделайте ваш кабинет площадкой, где рождаются гениальные идеи. Установите в вашем классе «Чемодан чепухи», в который ребята смогут помещать интересные находки: рисунки, карикатуры, рекламные брошюры, листочки с записями цитат и пословиц – словом, все, что покажется вам оригинальным и сможет вызвать необычные ассоциации. Когда потребуется новая идея, достаньте из коробки то, что попадется под руку, а затем попытайтесь установить связи между случайно выбранным предметом и вашей задачей. Часто это приводит к удивительным результатам!
22. Уделяйте время упражнениям на снятие внутренних зажимов
Общее правило для большинства упражнений по снятию мышечного напряжения — это чередование напряжения и расслабления разных групп мышц. Предложите детям выполнить этот комплекс упражнений на каждом занятии:
Упражнение 1.
Участники садятся на стулья, напрягают все мышцы тела и стараются последовательно их расслаблять. Порядок: пальцы рук, кисти рук, плечи и предплечья, голова, тело, колени, стопы, пальцы ног. Затем в обратном порядке начинают напрягать мышцы. Комментируйте процесс вслух, чтобы ребята выполняли упражнение одновременно.
Упражнение 2.
Упражнение «Рубка дров» поможет переключить детей на активную деятельность, позволит выплеснуть свою агрессию в игре. Скажите им: «Вы когда-нибудь видели, как рубят дрова? Можете показать? Поставьте бревно на пень, встаньте прямо, занесите топор над головой и со всей силы опустите его на бревно с криком «Ха!», чтобы облегчить себе работу».
Упражнение 3.
Спрашиваем у ребят, знают ли они, как отряхиваются щенки. Обращаем внимание на то, что они отряхиваются всем телом — от носа до хвоста. Показываем, как это происходит, пропуская волну трясения сверху донизу и обратно. Повторяем с детьми, упражнение можно повторить несколько раз. Оно хорошо подойдёт для завершения занятия.
23. Внедряйте традиции
Придумайте мероприятие, которое будет традиционно проходить внутри вашего коллектива и собирать всех вокруг одной идеи. Например, отметьте завершение учебного года проведением Театральной Премии!
Суть Премии заключается в демонстрации ваших лучших постановок родителям и друзьям участников коллектива. Выберите «журналиста», который будет освещать событие на камеру и комментировать все происходящее. Попросите помощи в организации мероприятия у родителей. После мероприятия вручите всем детям памятные призы в виде статуэток. Создайте атмосферу настоящей Премии и проводите мероприятие каждый год – эта традиция сблизит вас с ребятами и подарит им счастливые воспоминания на всю жизнь!
Кроме вышеупомянутых правил стоит отметить, что успех коллектива, в первую очередь, зависит от слаженной работы и понимания между педагогом и детьми. Главное – внимательно прислушивайтесь ко всем участникам, будьте влюблены в свое дело, и ребята точно последуют вашему примеру. Желаем вашему коллективу успешной актерской реализации и интересного совместного движения к вашей общей мечте!
Корикова
В.П.
Из
опыта работы Овгортской
театральной
студии
Направления деятельности и
ценностные предпочтения руководителя и участников школьнойтеатральной студии
Если перефразировать одно из выражений М.Жванецкого, который применил сказанное
по отношению к писателям, то можно утверждать: бывают Театры – Солнце (это
известные театры — Большой Художественный Академический, ТЮЗ, МХАТ… ), бывают
Театры – Лампочки (это малоизвестные, такие, как наша скромная школьная
Овгортская театральная студия)… Солнце нужно многим, оно играет значительную
роль в жизни человека: оно согревает землю, поддерживает жизнь и т. д., но и
Лампочка тоже нужна: она светит не так ярко, как Солнце, но рассеивает ночной
мрак, позволяет наполнить жизнь человека важным, очень значимым смыслом…
Дети, которые посещают в маленьком нашем посёлке театральную студию, дарят
своё искусство людям. Их старание порадовать зрителя подобно доброму свету,
который несёт всем радость от общения с искусством.
Какие правила нужно непременно соблюдать руководителю маленькой школьной
театральной студии, чтобы огонёк этой лампочки не угасал, а разгорался всё
ярче и ярче, интерес к занятиям в театральной студии постоянно поддерживался?
Тем более, как показывают наблюдения, часто бывали случаи, когда с
огромным энтузиазмом объявлялся какой-либо кружок, клуб выходного дня,
творческий союз, а затем, просуществовав месяц — другой, прекращал свою
деятельность: иссякали силы и организатора, и детей. Поэтому, думается, наши
советы могут пригодиться руководителю, который очень любит своё дело, но
испытывает некоторые затруднения на определённых этапах организации совместной
с детьми творческой деятельности.
С чего же всё начать? Начинать организацию любого дела нужно с конца.
Парадоксально, не правда ли? И, тем не менее, это так! Особенно об этом знают
все опытные и талантливые организаторы. Все настоящие профессионалы начинают
работу с конца. Они сначала определяют цель, просчитывают результат, конечный
эффект. Только потом вбивают первую сваю и вкладывают первую копейку в новое
производство.
Что же является этим концом в нашем случае? Прав ли будет тот, кто скажет, что
конец совместной деятельности участников театральной студии — это выступление
перед зрителем. Как нам кажется, это не совсем так. Конец совместной работы —
это эмоциональное состояние, настроение, в котором пребывают участники
спектакля после того, как всё завершилось. Если ученики – актёры вспоминают его
с чувством светлым, радостным, если они говорят: «Было здорово!», если они
желают, чтобы всё произошедшее ещё раз повторилось, — значит, цели достигнуты.
Всё получилось!
Если же по окончании выступления его участники не хотят вспоминать о том, что
было, или — более того — если они вспоминают обо всём с чувством неприязни и
раздражения, — значит, праздника не было. Точнее, была имитация, подделка,
неудачный формальный, бездушный слепок. ( К счастью, в нашей практике
подобного не случалось, но нам приходилось наблюдать подобное эмоциональное
состояние детей после некоторых мероприятий).
Вот и получается: чтобы достигнуть цели, надо вычислить, выявить, выяснить
ожидания участников театральной студии, а затем оправдать его.
Напрашивается вопрос: есть ли секреты, приёмы, хитрые способы,
воспользовавшись которыми можно поддерживать интерес детей к театральному
искусству? Каковы же ценностные предпочтения учащихся, посещающих театральную
студию? Чем дорожит современный школьник?
Самое важное, как нам кажется, представление надолго запомнится, если сбываются
мечты, надежды, ожидания детей. Практика показывает, что участие в
выступлениях, возможность «самовыразиться» на сцене, проявить свои таланты, а
если есть такой шанс, то и показать себя на большую публику, сравнить свои
возможности с возможностями сверстников других школ, другого уровня – это и
есть планы участников спектакля. Ученики желают, чтобы на них обратили
внимание, признали их незаурядность, талант, оригинальность, вкус,
находчивость, остроумие.. или хотя бы их просто отметили. И это ещё не всё: за
первым признанием должно следовать второе и так далее…
Поэтому чрезвычайно важно, чтобы творчество ребят становилось всё более
искусным, желание приносить людям радость всё более осмысленным, чтобы огонь
любви к театральному действу не угасал, разгорался всё сильнее. Это достигается
упорным трудом, старанием, последовательными действиями руководителя.
Но это всё в идеале, а на самом деле, конечно же, мечты детей могут быть самыми
неожиданными. Важным мотивационным стимулом, большой наградой актёру может
стать то, что не измеряется никаким материальным эквивалентом: успех, тёплый
приём в зале, аплодисменты, смех и слёзы, восторг и огорчение зрителей.
Из всей этой пёстрой многоголосицы ожиданий можно выделить 3 ключевых слова:
комфорт, признание, успех. Стоит оправдать эти желания детей — и сбываются их
мечты.
Как показывает опыт, многие спектакли, сценки школьной еатральной студии
имели признание зрителей: к участникам представления либо просто подходили
после выступления и хвалили, либо отмечали школьными административными
приказами, либо освещали их успехи в газетных заметках, районное телевидение
пару раз освещало деятельность театральной студии и демонстрировало
спектакли…
Одним из важных, полезных, содержательных,
способов поддержания интереса к театральному делу является обращение к лучшим
произведениям классической литературы. Помнится утверждение: если в
самом захолустном провинциальном городке есть театр, то культура речи жителей
там сравнительно высокая. Русский язык в этом смысле является мощным орудием
духовной культуры. Русский народ создал бесценное богатство — великую культуру
слова. Если приложить понятие языка к нашему случаю, то можно легко увидеть,
что на занятиях в студии дети получают дополнительную возможность узнавать новые
слова, богатый лексический материал формирует их мировоззрение, жизненные
принципы, воспитывает культурных, грамотных, образованных людей. Учёные
доказали, что в каждом нашем слове заложена программа нашего поведения, это не
просто язык, это наша суть — энергетическая, смысловая и т. д. Язык — это
нечто большее, чем средство общения, это передача информации, это связь между
поколениями, веками, тысячелетиями…
За годы деятельности студии наша школьная театральная студия
продемонстрировала спектакли по мотивам произведений Н.В.Гоголя, И.С.
Тургенева, А.С.Пушкина, А. Погорельского, В.Маяковского, И.Истомина, А.
Вампилова, А. Вампилова, авторов произведений о Великой Отечественной войне и
т. д. В каждом случае приходилось более подробно исследовать тексты
художественных произведений, осмысливать, исследовать созданные классиками
образы.
Актёры, участники выступлений, на первых порах не понимают всей значимости
работы с текстами, но постепенно приходят к тому, что начинают осознавать: главное
назначение языка — быть орудием духовной культуры. Поэтому уже старшая группа
участников театральной студии тщательно отбирает лексический материал для
выступлений, я имею в виду и подготовку к районным КВНам, и школьным
спектаклям, ведь сценарии выступлений мы почти всегда готовим самостоятельно.
Это очень деликатная работа, потому что требует языкового чутья. Как учитель
литературы, понимаю: нельзя смешивать разговорный и литературный язык, т.к. к
последнему предъявляются высокие требования.
Опираясь на личный опыт, замтим, что занятия в театральной студии
способствуют развитию не только речи учащихся, увеличению словарного запаса,
но и приобщают к мировому искусству: прививается вкус к
музыке, ведь приходится обдумывать образы, а раскрытию их помогают и музыка — в
том числе и особенно- классическая. Дополнительных знаний требует и отбор
костюмов для представления. Так, например, чтобы подготовиться ко Дню науки в
школе, нам пришлось просмотреть не только биографии М.В. Ломоносова,
Д.И.Менделеева, Диогена, И.Ньютона, Менделя, Архимеда, но и заглянуть в их
труды, просмотреть репродукции картин многих художников, для того, чтобы
подобрать костюмы, элементы обстановки и т. д.. Таким образом, для выступлений
тщательно подбирается репертуар, проявляется (или нет) чувство
художественного вкуса, стиля, поиск социального характера героя, его
речи…Значит, для хорошего выступления нужны хорошие знания, постоянное
самосовершенствование. Известно, если в небольшом провинциальном местечке есть
театр, то и жизнь там хоть чуть- чуть особенная, по- философски более
осмысленная- это выражается через речь людей, их манеру наблюдать за
происходящим, общаться…
Необходимо помнить, что деятельность, которая продумывается и организуется
руководителем студии, не должна быть одинаковой, необходимо применять разнообразие
подходов. Так, например, необходимо чередовать теоретические занятия с
практикой, современный репертуар с классикой, менять место репетиций и
выступлений. Основной принцип работы — новизна и интеллектуально- духовный
рост. Если не поддерживать этого, то занятия станут скучной обязанностью.
Руководитель должен быть восприимчив к новым идеям, способен принимать мудрые и
нестандартные решения.
Участники выступлений должны раз и навсегда усвоить, что спектакль —
коллективная работа, и от каждого зависит экономия времени, эффективность
совместной работы, поэтому так важны при подготовке спектакля постоянство,
дисциплина. При подборе актёров для представления недостаточно одного
желания выступать, необходимо заранее предугадать, не подведёт ли (и такое
бывает), сможет ли участник справиться со своей задачей, сможет ли выучить
слова и не растеряться на сцене, хватит ли у начинающих актёров
целеустремлённости, преданности делу.
В процессе подготовки пьесы мы стремимся к тому, чтобы не было опозданий на
репетиции, иногда приходится по- доброму «отчитывать» любителей опаздывать.
Актёры знают, что каждый начатое дело должен довести до конца. Знают они и
то, что в процессе работы не важен сам по себе спектакль, значимо то, что он
поможет обрести организационные навыки, научит рационализации труда,
воспитает деловые качества. Всё это необходимо при подготовке сценических
выходов, программок, афиш, заставок, записи музыки и «прогону» её на
репетициях. Без всего этого хорошего результата не будет.
Важным мотивационным стимулом, большой наградой актёру может стать то, что не
измеряется никаким материальным эквивалентом: создание для детей ситуации
успеха. Если видно, что ребёнок сильно закомплексован, волнуется,
лучше подстраховаться и на первых порах доверить ему незначительную,
эпизодическую роль. И наоборот, если видно, что творческий потенциал ребёнка
возрос, то можно доверять ему главные характерные роли. Самые талантливые
пробуют силы в выступлениях на большой сцене, пока это выход на районный
уровень. Всегда радуемся тому, что ребёнок преодолел страхи и начинает
приобретать мышление «победителя».
При подготовке творческой работы, спектакля, в частности, важно находиться на
одной ступеньке с детьми, и никак не выше, прислушиваться к каждой, даже
самой абсурдной идее. Полная добровольность, доверительность,
демократия— это как раз то, что является основным условием поддержания
интереса. Доброжелательность и справедливость по отношению к детям,
заинтересованность в их делах, искренность и чистота помыслов, действий
педагога, чувство юмора, оптимизм и доверие к каждому члену коллектива,
требовательность к себе, признание своих ошибок, самокритичность, уважение к
личности ребёнка, бережное отношение к его успехам, постоянная поддержка идей,
похвалы в адрес начинающих актёров — вот основные правила педагогики и
особенные секреты общения руководителя театральной студии и его питомцев.
Необходимо стараться замечать даже хотя бы маленький успех каждого ребёнка и
неустанно его подчёркивать: поощрения больше влияют на трудовую активность
людей, чем критика, наказания.
Ребята, занимающиеся в студии, должны видеть, что студия имеет хорошую
материальную базу, что она оснащена всем необходимым для воплощения
любого замысла. Нарядные костюмы, разнообразный реквизит, всевозможная видео-
воспроизводящая техника, обогащают внутренний мир ученика, приучают к поиску
правильных решений, расширяют его кругозор, дают богатый жизненный опыт, хотя
бы даже в плане использования новых технологий. Хотя всё это не главный
принцип, и в подобного рода делах мы всегда подчёркиваем, при большом желании
выступить — всё можно сделать своими руками из подручного материала.
Немаловажно перед выступлением организовать рекламу спектакля.
Это может быть шумная акция в виде объявлений на школьной линейке, афиша, а
может быть искусственное создание обстановки секретности, недосказанности, по
опыту замечено, что второй способ оказывается более действенным. Во всяком
случае, присутствие зрителей на постановке необходимо организовать обязательно.
Иначе спектакль будет обречён на провал.
Ученики, посещающие студию, на вводных занятиях знакомятся с традициями,
архивом студии, с призовыми местами, наградами, заметками в газетах,
имеют возможность просмотреть спектакли, сценки, удачные моменты выступлений,
по менее удачным работам проводится «работа над ошибками», с большим интересом
актёры изучают образы, сыгранные ими в младшем подростковом возрасте. Все
выступления бережно хранятся на дисках и по желанию детей переписываются для
их семейных архивов.
Особое место в работе с детьми отводится изучению динамичности личности.
Ведь должен быть определённый рост. Одни ребята, к сожалению, вообще уходят
из студии, другие просто меняются на глазах, причём, очень интенсивно: в них
живёт ощущение театра, появляются навыки «охоты» за жизненными наблюдениями-
прообразами персонажей, они предлагают много сценических решений, это
единомышленники руководителя.
Кроме всего, замечаем перемены в настроении, отношениях, увлечениях, видим,
что образуются новые приятельские группы, и это особо приятно. Хуже, когда
кто- то оказывается в одиночестве, и такое бывает. В любом случае дети учатся
корректировать отношения в коллективе — и это тоже определённый жизненный опыт
общения для них.
Подводя итоги, уместно вспомнить слова Л.Н.Толстого: «Есть в школе что-то
неопределённое, почти не подчиняющееся руководству воспитателя, что- то
совершенно неизвестное науке педагогики и вместе с тем определяющее сущность,
успешность учения,- это дух школы… Этот дух школы есть что- то быстро
сообщающееся даже учителю, выражающееся, очевидно, в звуках голоса, в глазах, в
движениях, в напряжённости соревнования — что-то весьма осязательное..» Этот
«дух школы» — и есть «дух нашей театральной студии», это поле доверия,
взаимопонимания, честности, справедливости. Не секрет, что многие дети увлечены
театральными постановками, прежде всего, с точки зрения общения с друзьями,
одноклассниками, сверстниками, поэтому в свободное от учёбы время они ожидают
полезного, организованного общения, мероприятий, праздников.
А мы привыкаем к мысли, что каждый спектакль- это открытое мероприятие, где
все сильные и слабые стороны для всех как на ладони. И если бы слабые моменты
пересиливали, то мы бы не видели смысла такой работы. Всё-таки дети очень
много полезного находят для себя в деятельности нашей студии, потому с такой
радостью, восторгом они глядят на зрителя со сцены нашего маленького школьного
театра. Без этого восторга, очевидно, их жизнь, а значит, и наша, не будет
такой полной и счастливой.
- Главная
- Статьи
- Театр для детей и о детях. Часть 2
Фото: из личного архива Натальи Туровской
(продолжение интервью с Натальей Туровской – руководителем театральной студии «Дети райка»)
— Вы руководите театральной студией. Расскажите, как появились «Дети райка»?
— Моя профессия никак не связна с театром: окончила Нефтяной институт, долго работала менеджером по связям с общественностью в страховой компании. Но в какой-то момент я поняла, что хочу попробовать себя в новой ипостаси. Так, с командой единомышленников мы стали работать над социальными проектами для крупных корпоративных заказчиков. Один из таких проектов был связан с театром. Мы делали его на протяжении двух с половиной лет. И когда он завершился, нам, как организаторам, стали звонить родители детей и говорили дословно следующее: «Ребенок под таким впечатлением после вашего проекта, это было такой яркой частью нашей жизнью, и мы решили продолжить заниматься театральным обучением. Но когда пришли в ближайший театральный кружок, оказалось, что это совсем не то. Можно ли как-то продолжить проект?» Таких звонков было очень много. Поэтому я подумала, что это знак, и надо это делать. Так появилась наша студия. Путь был не из легких, но и тогда, и сейчас, на вопрос, зачем мне все это, я отвечаю одинаково: «Я хочу, чтобы мои дети росли в обществе, где они важны. Их мнение, их голос, их интересы, где с ними считаются». Изначально я создавала это как пространство для своих детей, хотя, к слову. ни один из них в студии не занимается. В отличие от большинства детей наших педагогов. А я как тот сапожник без сапог, на своих детей не хватает времени, так как у их мамы 650 других детей. При этом все равно они живут за кулисами и принимают активное участие в нашей театральной жизни.
— А чем отличается ваша студия от других? Как вы себя позиционируете?
— Я не знаю, как у других. А у нас в центре всего – ребенок. Его интересы, запросы, его внутренний мир. Ну, и также все сразу отмечают нашу особую творческую и доброжелательную атмосферу.
— Насколько я поняла, не так-то просто попасть в вашу студию на работу. Скажите, пожалуйста, а те счастливчики, которым это все же удалось, имеют только театральное или театрально-педагогическое образование, тоже?
— На данный момент, 30% педагогов нашей студии, помимо театрального, имеют еще и педагогическое образование, 15% режиссерское образование и есть несколько человек, уже обучившихся и проходящих обучение по магистерской программе Московского городского педагогического университета.
Если бы эта программа появилась раньше, я думаю, мы бы сейчас уже имели другие результаты. Как руководитель, я вижу невероятную разницу, невероятный скачок в качестве работы педагогов, прошедших эту программу. Их взаимодействие с детьми и родителями, уровень спектаклей, которые они выпускают и многое другое. Театральная педагогика – то, что имеет колоссальное значение «здесь и сейчас». На мой взгляд, развитие этого направления может дать будущее нашей стране и, как бы это громко ни звучало, спасти наших детей. Ведь она воспитывает чувствующих, думающих, эмпатичных людей, способных критически мыслить и принимать решения. А еще, она про вечные ценности, которые не хотелось бы утратить, а сегодня риски как никогда велики.
— Педагоги студии «Дети райка» активно участвуют в проекте Союза Женщин России «Театр+школа: точки роста» в регионах нашей страны. Как это позволяет расширять сотрудничество с единомышленниками по всей стране?
— Хотелось бы больше интеграций, но это как минимум обмен опытом. Наши педагоги наглядно демонстрируют коллегам в регионах, как строится работа в нашей студии, ведут дискуссии, отвечают на вопросы, вдохновляются работой других и привносят и в нашу студийную жизнь какие-то свои открытия. Конечно, нам бы хотелось иметь большую площадку для подобных встреч и обмена опытом в Москве. Но надеемся, это еще впереди.
— Еще немного о работе ваших педагогов в студии. Есть ли отличие в работе с детьми разного возраста? И какому репертуару отдается предпочтение: современным произведениям или классике? И почему?
— Начну с последнего. Вот уже на протяжении 6-7 лет мы системно работаем с современной литературой и драматургией. И я считаю это важнейшей задачей нашей студии. Современная детская литература, на мой взгляд, это не разговор взрослого человека с ребенком «свысока», а разговор «глаза в глаза», когда взрослый присаживается на коленки и говорит с детьми на интересные им обоим темы. Во всяком случае, мы стараемся брать именно такие произведения. Что касается различий работы в возрастах. К нам в студию приходят дети начиная с 4,5 лет и для многих из них это становится первой встречей с театром вообще и с театральной педагогикой как таковой, в частности. Акцент в работе ставится прежде всего, на свободной игре, т.к. до 8 лет это ведущая деятельность и основной способ познания мира ребенком. А с родителями занимаемся просвещением, возвращая их к природно-обусловленным вещам. Фокус держим на самом ребенке, его интересах, увлечениях. Кроме того, педагоги обязательно проходят отдельное обучение со специалистами, работающими с детьми младшего возраста. Что касается работы с младшими школьниками и подростками, то здесь у нас появляется больше альтернатив. Но по-прежнему в центре нашего внимания остается сам ребенок и его интересы. Мы часто выбираем материал, следуя запросам наших детей, либо работаем с документальной основой, с теми историями и темами, которые их беспокоят. И в этом смысле студия становится для них некой терапией. Когда через призму театра они могут посмотреть с иной точки зрения на то, что их волнует. Особенно актуальным это становится для подростков. Кроме того, дети могут пробовать себя в качестве режиссеров, волонтеров, также мы проводим для них встречи с представителями разных профессий, они вместе посещают театры, получают опыт работы с текстом, и опыт организаторской работы, опыт работы на сцене и многое другое. К слову, мы давно обратили внимание, что воспитанники нашей студии хорошо образованы и начитаны, и их обсуждения порой гораздо глубже и интереснее, чем наши собственные. Мы чему-то учим их, но, безусловно, и нам есть чему у них поучиться.
— Абсолютно с вами согласна! Мы начали наш разговор с того, что молодежь в общей массе сегодня не активно идет в театр. Все больше отдавая предпочтение другим развлечениям и виртуальному миру. И все же, как думаете, что победит в итоге: гаджеты или театральное искусство?
— Никогда гаджеты не победят театр. Во всяком случае, до тех пор, пока существуют люди. На мой взгляд, человек может оставаться человеком лишь до тех пор, пока у него остается интерес к тому, что происходит в реальной жизни. Пока он играет и таким образом познает этот мир, во всем его многообразии. Только человек может создать нечто поистине уникальное и живое, что вызывает разнообразные чувства внутри и заставляет сердце биться чаще. Возможно, театр и не изменит мир целиком, но определенно может повлиять на каждого из нас по отдельности, сделать лучше, добрее, отзывчивее, милосерднее, разумнее, а это уже много.
Автор: Таисия Майол
Статьи по теме
Татьяна Неделина — директор театрального объединения «Лидер». В 2016 году Татьяна буквально спасла студию, которая собиралась закрываться из-за кризиса и падения интереса к театральному искусству среди населения. В интервью расскажем, как сейчас обстоят дела студии и что её ученики привезли с Международного фестиваля.
Мы застали Татьяну в перерыве между репетициями, подготовкой к закрытию театрального сезона и организацией поездки на фестиваль. А ведь совсем недавно эта женщина занималась недвижимостью. Отсюда, моим первым вопросом было: как судьба свела Татьяну с театральным искусством?
С шести лет я мечтаю стать актрисой. Как и многие ходила в драмкружок, пошла дальше и поступила в Башкирский колледж культуры на факультет постановки театральных произведений. Но как часто бывает, судьба сложилась по-другому и стать актрисой у меня не получилось. Но через 15 лет после студенчества жизнь дала мне второй шанс. У меня появилась театральная студия.
Как это было?
Я много лет работала в сферах не связанных с искусством: в строительстве, в недвижимости. Однажды, я повстречала своего педагога, которая поручила мне организовать целый блок на массовом празднике. У меня появился этот самый шанс, возможность и уверенность в себе. Ведь теперь я могла дать, что-то большее. Я поняла, что это моё.
А ещё у нас в городе была киностудия, которую поглотил кризис, дело дошло до того, что в студии осталось 18 учеников, не было возможности платить аренду, и владелец (мой близкий друг) предложил мне взять эту студию на себя. В кино я не разбираюсь вообще, и мы решили, что это будет идеальная театральная студия, свободная от любых рамок и границ.
А что для Вас идеальная театральная студия?
В первую очередь это технически оснащенная площадка. Представьте, вы можете взять любимую пьесу, прийти в студию, а профессиональные режиссеры помогут поставить её прямо на вас. У идеальной студии постоянная аудитория, которая ждёт новых постановок. Идеально, это когда нет трудностей.
А какая трудность самая серьёзная?
Это эксклюзивный, индивидуальный бизнес. Например, мы можем легко прожить без хлеба, но нуждаемся в нём каждый день, потому что привыкли к нему. А к искусству — нет. Оно необходимо нам, но мы об этом не знаем. Трудность еще в том, что родители, почему то не видят театра, считают его не важным для ребёнка.
А человек, далекий от искусства, может открыть театральную студию?
Нет. Я думала об этом, когда хотела открывать филиалы, развиваться по франчайзингу. Но когда появился инвестор — я отказалась. Человек должен посвятить этому свою жизнь, должен гореть искусством. А людей таких очень мало, театр умирает, к сожалению. Все стараются идти в ногу со временем.
То есть кино, телевидение и интернет всё-таки убили театр?
Да, конечно. Я помню такие моменты, когда театр пытался выжить телевизионными поставками, перебрался на экраны, потому что «ящик» стали смотреть больше. А мне не понятно, как можно не любить театр, когда ты попадаешь в эту атмосферу, когда ты видишь игру актера не за стеклом, а живую. И что важно, актер в театре не имеет права ошибиться, это в кино есть много дублей. У спектакля нет дублей. Я иногда мечтаю, что бы Интернет рухнул, и люди пошли бы в театр.
Почему многие мечтают стать актерами, но не все становятся?
Очень просто, ведь это большая работа над собой, а 90% людей несчастны, так как они не любят и не верят в себя, банально не могут начать общение, и им ничего не остается кроме как встать за прилавок, или сидеть дома.
А театр учит любить себя?
Конечно. Ты любишь себя со стороны, в разных образах. Если есть мечта, а мотоцикла нет, в театре ты может стать лучшим в мире мотоциклистом. И чем больше ты выступаешь на публику, тем больше ты в себя веришь.
Значит, каждый должен попробовать актерское мастерство?
У Станиславского есть такая мысль: человек рождается с актерским мастерством, это как гены. Поэтому, в каждом ребенке есть талант актёра. Мы же все немного играем. Ежедневно у нас много ролей: младенец, друг, родитель, начальник. А малыши вообще развиваются методом актёрских тренингов.
Вспомните, как мамы, рассказывая сказку, устаивают спектакль их игрушек. У детей фантазия по-круче. Иногда они придумывают себе воображаемого друга, а зацикленные родители, пугаются, бегут к психологу. А на самом деле – ребенок развивает свои навыки, нужно просто подыграть.
Дети так удивительно смотрят этот мир. Если они перепрыгивают с дивана на диван, они реально видят, что пол это лава. Нам нужно учится у детей, а не зарывать это в землю.
Я видела детей, которые не могут просто познакомится. А есть другие, которые собирают всех вокруг себя, раздают роли и начинается игра. Это не разные дети, это разные родители. Зачем говорить ребёнку «нельзя», когда можно сказать «потому-что…» и объяснить причины.
Поэтому говорят, что дети самые лучшие актеры?
Я бы поправила: самые искренние. Детей до 8 лет не переиграть. А потом, чаще всего, они оценивают себя со стороны.
А возраст является преградой?
Нет. Можно и в 80 лет прийти и быть как ребенок. В этом самая крутость театра. Ты в любом возрасте можно вернуться в детство. И преодолеть тот момент, когда ты занимался любимым делом, а кто то сказал: «Че ты как дурак?»
Что ещё приятного вы видите в своём деле?
Это глаза детей. У нас всякое бывало: истерики, слёзы, но заканчивалось всегда благодарностью. Приятно, что я имею возможность помочь не только себе, но и вам, помочь детям, я всеми зубами буду держаться, что бы театр развивался. Потому что я люблю детей, сцену и театр.
Недавно ваша студия вернулась с Международного фестиваля…
Да, фестиваль прошёл в Самаре. Рискнули сразу на международный уровень, повезли несколько миниатюр и сольные выступления.
Какие результаты?
Собрали весь пьедестал. Наши студийцы, среди 2000 участников – лауреаты всех степеней. А студии, под моим руководством, всего год.
Какие планы ставите?
Мы заканчиваем сезон с поездкой на ещё один Международный фестиваль в Сочи. Везем два полноценных спектакля и конечно многоженство сольных выступлений. А дальше – гастроли наших маленьких актеров по республике. Ну и репетиции, репетиции и ещё раз репетиции.
Дайте совет, тому, кто только начинает изучать актерское мастерство?
Главное — терпение. Не бывает все и сразу. Например, вспомни, как ты учился говорить. Ты потратил на то не мало времени. Ты не капризничал. Вот и актёрское мастерство: им нужно заниматься долго и постоянно. А перерыв подобен молчанию.
Татьяна —пример человека, который смог воплотить мечту детства в реальность. Теперь, она реализовывает мечты других детей — мечты о сцене.
Терпения и удачи — вот чего хочется пожелать Татьяне Неделиной. Пока мы брали интервью, за стеной бурно шла репетиция, в коридорах дети читали сценарии и самое главное — они были счастливы в стенах этой студии. Они занимались любимым делом и были поглощены этим.
Интервью взято специально для конкурса vc.ru и банка «Точка».