Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу
1. Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.
2. Управление системой образования включает в себя:
1) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;
3) принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;
4) проведение мониторинга в системе образования;
5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
6) государственную регламентацию образовательной деятельности;
7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;
подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.
3. Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах, муниципальных и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.
(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 114-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, а также федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении образовательные организации.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, осуществляют координацию деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных субъектов системы образования в установленной сфере ведения.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, осуществляет согласование назначения на должность руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.
(часть 6 введена Федеральным законом от 24.04.2020 N 147-ФЗ)
Чем занимается директор?
Руководитель образовательного учреждения обеспечивает системную работу и развитие организации, а также осуществляет деятельность, направленную на реализацию федеральных государственных стандартов в сфере образования.
Он формирует стратегию развития организации, обеспечивает условия для преподавания и усвоения знаний со стороны учащихся и осуществляет непосредственное руководство в соответствии с действующим законодательством и внутренними нормативными актами.
Директор решает административные, финансовые и кадровые вопросы, а также разрабатывает комплекс мер для повышения качества образования.
Для работы по специальности необходимо знать основы управления образовательной организацией, понимать принципы лицензирования и аккредитации, а также владеть навыками бухгалтерского учета и экономического анализа.
Получить соответствующие навыки и освоить профессию можно дистанционно. Обучение на курсах профессиональной переподготовки проводится на базе уже имеющегося высшего или среднего профессионального образования.
Должностные обязанности
Руководить образовательной организации решает следующие задачи:
- Формирование кадрового состава
- Разработка штатного расписания
- Утверждение основных образовательных программ и программ дополнительного образования
- Контроль соблюдения требований законодательства
- Эффективное расходование бюджета
- Мониторинг образовательной деятельности
- Обеспечение безопасности сотрудников и учащихся
Карьера и зарплата
Профессиональная переподготовка по специальности «Руководитель образовательной организации» необходима ректорам высших учебных заведений, директорам школ, гимназий и лицеев.
Размер заработной платы зависит от занимаемой должности, квалификации и места работы. Например, средний уровень ежемесячного дохода директора государственного общеобразовательного учреждения составляет 35 000 – 40 000 рублей в месяц.
Где учиться?
В Международной Академии Экспертизы и Оценки вы можете получить профессию руководителя образовательной организации за 6 месяцев на базе высшего или среднего профессионального образования:
- Одна из самых доступных цен в России
- Обучение в полностью дистанционном формате, не выходя из дома
- Диплом о профессиональной переподготовке установленного образца
- Сертификат соответствия профстандарту стоимостью 10 000 руб. в подарок!
- Действующая лицензия на образовательную деятельность
- Более 10 000 выпускников из 85 субъектов Российской Федерации.
Узнать подробности и оставить заявку на обучение вы можете здесь: https://руководитель-образ.маэо.рф
Профессия Руководитель образовательных проектов: в чем её суть, где выучиться
Designed by katemangostar/freepik
Руководитель образовательных проектов (программ) — это специалист в области организации дистанционного и очного образования. Он запускает и контролирует учебный процесс, а также решает различные организационные вопросы, связанные с учебой.
Особенности профессии
Менеджеры в сфере образования, как правило, работают на отдельных направлениях, например, курируют онлайн-образование или запускают дистанционные курсы. В то же время на этой должности приветствуется универсализм, то есть умение хорошо разбираться в организации обучения, педагогике, маркетинге, юридических вопросах.
Можно сказать, что руководитель образовательных проектов отвечает за всё: легитимность процесса, его коммерческую составляющую, качество и актуальность учебных курсов, продвижение и раскрутку услуг образовательного центра.
При этом в отличие от продюсера онлайн-курсов данный специалист не занимается подрядной работой — он трудится в учебной организации на постоянной основе и может занимать должность, например, заместителя директора (ректора), а нередко выступает одним из учредителей.
Designed by garetsvisual/freepik
Что делает руководитель образовательных проектов
-
Исследования рынка, оценка потребности в образовательной услуге, определение целевой аудитории;
-
Работа над концепцией образовательного продукта;
-
Проработка бизнес-плана и поиск источников финансирования проекта;
-
Составление учебной программы, регламентов вступительных испытаний, подбор методических материалов;
-
Подбор преподавательского состава, организация его работы;
-
Набор групп для обучения;
-
Работа с профильными организациями, нуждающимися в услугах учебного центра;
-
Ведение социальных сетей, сайта, управление работой лендингов;
-
Организация дистанционного обучения по отдельным программам, контроль работы онлайн-платформы, через которую происходит обучение.
Важные качества и навыки
Специалист на данной позиции должен быть в равной степени педагогом и предпринимателем. От его управленческих решений зависит, будет учебный курс пользоваться популярностью и будет ли интересен потенциальным студентам или нет.
Соответственно, здесь нужны:
-
Лидерские качества и опыт организационной работы;
-
Коммуникабельность;
-
Внимательность, скрупулезность;
-
Финансово-экономические познания;
-
Работоспособность;
-
Умение контролировать работу и организовывать обратную связь от исполнителей.
Где может работать руководитель образовательных проектов
Наиболее востребованным и перспективным направлением являются дистанционные онлайн-проекты, поэтому услуги данных специалистов весьма востребованы в учебных центрах и онлайн-школах самой разной направленности.
Обучение на руководителя образовательных проектов
Designed by pressfoto/freepik
Конкретно этой специальности нигде не готовят — до нее можно только дорасти, нарабатывая опыт в сфере педагогики и преподавания.
Тем не менее, базовое образование у руководителя образовательных проектов должно быть педагогическим, либо психолого-педагогическим. Приветствуется наличие ученой степени.
Дополнительные курсы, которые может пройти данный специалист, связаны с менеджментом в сфере образования.
Менеджмент / Менеджмент в образовании
Управление в сфере образования
Moscow Busines Academy
Дистанционная, Профессиональная переподготовка
Учебная нагрузка: 1260 ч.
Средний заработок, который предлагают руководителям образовательных проектов, колеблется в районе 120000 рублей в месяц. Тем не менее, он состоит из окладной и бонусной части, которая теоретически может быть бесконечной: зависит от прибыли компании, успешности курсов, договоренностей при трудоустройстве.
Плюсы и минусы профессии руководителя образовательных проектов
Плюсы:
-
Престижность;
-
Востребованность;
-
Высокий заработок;
-
Карьерный и профессиональный рост;
-
Деловые связи.
Минусы:
-
Требуется опыт и деловые качества;
-
Высокий уровень стресса;
-
Ненормированный рабочий день.
Я — руководитель в сфере образования. Я тот, кто несёт ответственность за всё, что происходит в любом образовательном учреждении. Если это школа, значит я – директор или завуч. Если это университет, колледж или техникум, тогда я – ректор, проректор, декан, заместитель декана, заведующий кафедрой. В детском саду меня будут называть заведующим. А ещё я могу быть директором филиала, подразделения, руководителем управления или отдела.
Педагог, психолог, менеджер, стратег, финансист, эффективный управленец – всё это должен совмещать в себе один человек, то есть директор. С традиционными образовательными учреждениями, думаю, всё понятно. А как тебе такой пример? В Якутии есть немало так называемых «кочевых школ». Дети оленеводов не могут ходить каждый день в одно и то же место. Так что на каждой новой стоянке у них обязательно появляется маленькая школьная палатка. Занятия там и проходят. Или вот такая необычная школа: в течение недели в игровой форме ученики изучают конкретную тему. Например, в столовой едят только палочками, а на уроках пьют чай, сидя на циновках. Так проходят культуру Японии. Или несколько дней живут в отдельных домиках – изучают быт крестьян и основы торговли.
Компьютерными классами уже никого не удивишь. Хотя и они когда-то были в новинку. Организовать дистанционное обучение тоже когда-то казалось сложным. А теперь стать студентом вуза может житель любого уголка страны и мира, при этом не выходя из дома. Некоторые вузы принимают теоретические экзамены по видеосвязи. Во многих школах ученики уже используют электронные учебники – всё в одном устройстве. И тут руководителю тоже нужно идти в ногу со временем. Поскольку образовательный процесс не прекращается, в учебные заведения приходят новые поколения учащихся, хороший специалист будет нужен всегда.
1 Права,
обязанности, ответственность и особенности правового статуса руководителя
образовательной организации общего образования
1.1 Понятие и особенности
правового статуса руководителя образовательной организации общего образования
Правовой статус –
это положение лица, регламентируемое нормативно-правовыми актами.
В соответствии с
ч. 1 ст. 47 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
[18] под правовым статусом руководителя образовательной организации общего
образования следует понимать совокупность прав и свобод, социальных гарантий и
компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, установленную
законодательством.
Руководитель
образовательной организации общего образования – это физическое лицо, которое в
соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и
локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в
том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (ст. 273
Трудового кодекса Российской Федерации) [6].
Руководитель
образовательной организации, уполномоченный выступать от ее имени, должен
действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и
разумно (п. 3 ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации) [3].
Правовой статус
руководителя образовательной организации общего образования (права,
обязанности, ответственность) значительно отличается от статуса иных
работников, что обусловлено спецификой его трудовой деятельности, местом и
ролью в механизме управления организацией. От качества его работы во многом
зависят достижение уставных целей и задач, ради которых создавалась
организация, сохранность ее имущества, а зачастую и само существование
организации.
Кроме того,
полномочия по управлению имуществом, которыми наделяется руководитель, и
предъявляемые к нему в связи с этим требования предполагают в качестве одного
из необходимых условий успешного сотрудничества собственника с лицом,
управляющим его имуществом, наличие доверительности в отношениях между ними.
Результаты
деятельности директора школы (гимназии, лицея) и его решения во многом влияют
на конкурентоспособность организации в сфере образования.
Особенности
правового статуса руководителя образовательной организации определяются гл. 43 «Особенности
регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального
исполнительного органа организации» и иными положениями ТК РФ, ГК РФ,
Федеральным законом № 273-ФЗ, а также иными нормативными правовыми актами,
уставом и локальными нормативными актами организации.
К особенностям
правового статуса руководителя образовательной организации можно отнести:
– разнообразные
способы назначения на должность руководителя организации (ч. 1 ст. 51
Федерального закона № 273-ФЗ; ст. 18 ТК РФ);
– запрет на
занятие должности руководителя образовательной организации лицами, которые не
допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым
законодательством (ч. 3 ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ; ст. 331 ТК РФ);
– увеличенный
испытательный срок при приеме на работу (6 месяцев) (ст. 70 ТК РФ);
– возможность
нового собственника имущества организации расторгнуть с руководителем
организации трудовой договор не позднее 3 месяцев со дня возникновения у него
права собственности (ст. 75 ТК РФ);
– полную
материальную ответственность руководителя за прямой действительный ущерб,
причиненный организации (ст. 277 ТК РФ);
– право
работодателя заключать с руководителем организации срочный трудовой договор (ст.
59 ТК РФ);
– заключение
трудового договора работодателем по типовой форме, утвержденной Правительством
Российской Федерации;
– наличие
дополнительных оснований расторжения трудового договора (ст. 278 ТК РФ и ч. 27
ст. 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием
правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [17]);
– выплату руководителю организации при
досрочном расторжении трудового договора в размере, определяемом трудовым
договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка, за исключением
случаев, предусмотренных ТК РФ (ст. 279 ТК РФ);
– право руководителя занимать другие
оплачиваемые должности в других организациях только с разрешения
уполномоченного органа юридического лица, либо собственника имущества
организации, либо уполномоченного собственником лица (органа) (ст. 276 ТК РФ);
– не может входить в состав органов,
осуществляющих функции надзора и контроля в данной организации (ст. 276 ТК РФ);
– возможность привлечения к
дисциплинарной ответственности руководителя организации при наличии заявления
представительного органа работников о нарушении руководителем организации
трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права,
условий коллективного договора, соглашения (ст. 195 ТК РФ);
– обязанность руководителя ежегодно
представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей в
установленном порядке (ст. 275 ТК РФ,
ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» [16]);
– право руководителя расторгнуть
трудовой договор досрочно, письменно предупредив об этом работодателя не
позднее чем за один месяц (ст. 280 ТК РФ);
– право руководителя привлекать
работников к дисциплинарной ответственности или поощрять (статьи 191–192 ТК РФ);
– признание руководителя организации во
всех случаях должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции
(примечания к статьям 201 и 285 УК РФ [4]);
– отсутствие возможности исполнять
должностные обязанности руководителя по совместительству (ч. 5 ст. 51
Федерального закона № 273-ФЗ);
– обязательность прохождения кандидатом
на должность руководителя образовательной организации и (или) ее руководителя
аттестации в порядке, установленном учредителем образовательной организации (ч.
4 ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ);
– права и обязанности, компетенция
руководителя в области управления образовательной организацией определяются в
соответствии с законодательством об образовании и уставом (ч. 6 ст. 51
Федерального закона № 273-ФЗ);
– несет ответственность за руководство
образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной
деятельностью образовательной организации (ч. 8 ст. 51 Федерального закона №
273-ФЗ).
Особенностью
правового статуса руководителя государственной (муниципальной) образовательной
организации является то, что он одновременно является:
– работником
по отношению к учредителю;
– работодателем
по отношению к работникам образовательной организации, с которыми заключается
трудовой договор, и к руководителям филиалов (представительств) образовательных
организаций.
С руководителем
государственной (муниципальной) образовательной организации заключается в
письменной форме трудовой договор в двух экземплярах (по одному для каждой из
сторон). При этом трудовой договор, не оформленный надлежащим образом,
считается заключенным, если директор приступил к работе с ведома и (или) по
поручению учредителя образовательной организации (ч. 2 ст. 67 ТК РФ). При
фактическом допущении руководителя к работе работодатель (учредитель) обязан
оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней
со дня фактического допущения руководителя к работе.
Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2190-р «Об
утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в
государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы» [20] предусмотрен
переход, в том числе руководителей образовательных организаций, на эффективный
контракт, то есть трудовой договор, в котором конкретизированы его должностные
обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности
деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов
труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также
меры социальной поддержки.
Правительством
Российской Федерации рекомендуется:
– конкретизировать
условия осуществления выплат: компенсационного характера (наименование выплаты,
размер выплаты, а также факторы, обусловливающие получение выплаты);
стимулирующего характера (наименование выплаты, условия получения выплаты,
показатели и критерии оценки эффективности деятельности, периодичность, размер
выплаты);
– отражать
должностные обязанности работника непосредственно в тексте трудового договора;
– конкретизировать
выплаты стимулирующего и компенсационного характера, а также предоставление мер
социальной поддержки в трудовом договоре или дополнительном соглашении к
трудовому договору в форме, понятной работнику и работодателю и исключающей неоднозначное
толкование этих условий;
– указывать
размер выплаты в трудовом договоре или дополнительном соглашении к трудовому
договору в абсолютном размере (в рублях), а размер выплат, устанавливаемых в
процентах, баллах и других единицах измерения, – в этих единицах с указанием
условий, при достижении которых они осуществляются.
На руководителя
государственной (муниципальной) образовательной организации, как на
работодателя, в свою очередь, возлагается обязанность знакомить принимаемых
работников с действующими локальными нормативными актами образовательной
организации, имеющими отношение к их трудовым отношениям (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).
Такими документами являются устав образовательной организации, правила
трудового распорядка (правила поведения работника), приказы (инструкции) по
охране труда и соблюдению правил техники безопасности, должностная инструкция
работника, режим работы (график) и иные локальные нормативные акты,
регламентирующие трудовую деятельность работника.
1.2 Права, обязанности,
ответственность руководителя образовательной организации общего образования
Изменения в
образовательной системе современной России предполагают, что образовательные
организации становится субъектом правоотношений. Согласно действующему
законодательству образовательные организации самостоятельны в решении многих
кадровых, организационно-педагогических, финансово-хозяйственных вопросов.
Управленческие функции жизнедеятельности школы базируются на основных принципах
и ценностях права как универсального регулятора человеческих отношений и
являются его продолжением [31, с. 82]. Такой подход повышает требования к
правовой компетентности руководителей образовательных организаций общего
образования, которые разрабатывают и утверждают школьные документы.
Сегодня
эффективность управления образовательной организацией во многом зависит от
умелого использования знаний правовых основ гражданского, семейного, трудового,
международного законодательства, хозяйственной деятельности, знаний
нормативно-правовых актов и умений их применять на практике. Профессиональное
управление современной инновационной образовательной организацией однозначно
невозможно без работы с правовой информацией, без ее активного использования в
процессе управления [35, с. 128].
За последние
несколько лет в России резко изменилась роль руководителя образовательной
организации общего образования по причине того, что:
– школа
стала более автономной организацией, в обязанности школьных руководителей
входит управление человеческими и финансовыми ресурсами в сложных экономических
и социальных условиях;
– повышается
ответственность школы за результаты ее работы перед местным сообществом;
– повышается
значимость стратегического планирования и мониторинга для управления школьным
образованием [40, с. 190].
В соответствии с
квалификационной характеристикой к занимаемой должности руководитель
образовательной организации общего образования:
– должен знать: приоритетные
направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и
иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную,
физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику;
достижения современной психолого-педагогической науки и практики; психологию;
основы физиологии, гигиены; теорию и методы управления образовательными
системами; методы формирования основных составляющих компетентности
(профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой); современные
педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения,
реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения,
аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками,
детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по
работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и
разрешения; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами,
электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; основы
экономики, социологии; способы организации финансово-хозяйственной деятельности
образовательного учреждения; гражданское, административное, трудовое,
бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования
деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием
различных уровней; основы менеджмента, управления персоналом; основы управления
проектами; правила внутреннего трудового распорядка образовательного
учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности;
– должен соответствовать требованиям к
квалификации: высшее профессиональное образование по направлениям подготовки
«Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление
персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или
высшее профессиональное образование и дополнительная профессиональная
подготовка в области государственного и муниципального управления или
менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих
должностях не менее 5 лет.
Права и
обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области
управления образовательной организацией определяются в соответствии с
законодательством об образовании и уставом образовательной организации.
Примерный
перечень должностных обязанностей руководителя образовательной организации
предусмотрен типовой формой трудового договора с руководителем государственного
(муниципального) учреждения (Постановление Правительства Российской Федерации
от 12 апреля 2013 года № 329) [21] и Приказом Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761н «Об
утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей
работников образования» [25]:
– осуществляет руководство
образовательной организацией в соответствии с законами и иными нормативными
правовыми актами, уставом образовательной организации, за исключением вопросов,
отнесенных законодательством и локальными нормативными актами образовательной
организации к компетенции учредителя и коллегиальных органов управления
образовательной организации;
– обеспечивает системную
образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную
(производственную) работу образовательной организации;
– обеспечивает реализацию федерального
государственного образовательного стандарта, федеральных государственных
требований;
– формирует контингенты обучающихся
(воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья во время
образовательного процесса, соблюдение прав и свобод обучающихся (воспитанников,
детей) и работников образовательной организации в установленном
законодательством порядке;
– определяет стратегию развития
образовательной организации;
– принимает решения о программном
планировании работы образовательной организации, участии ее в различных
программах и проектах;
– обеспечивает соблюдение требований,
предъявляемых к условиям образовательного процесса, образовательным программам,
результатам деятельности образовательной организации и к качеству образования,
непрерывное повышение качества образования в образовательной организации;
– обеспечивает
объективность оценки качества образования обучающихся (воспитанников, детей) в
образовательной организации;
– совместно
с советом образовательной организации и общественными организациями
осуществляет разработку, утверждение и реализацию программ развития
образовательной организации, образовательной программы образовательной
организации, учебных планов, учебных программ курсов, дисциплин, годовых
календарных учебных графиков, устава и правил внутреннего трудового распорядка
образовательной организации;
– создает
условия для внедрения инноваций, обеспечивает формирование и реализацию
инициатив работников образовательной организации, направленных на улучшение ее
работы и повышение качества образования, поддерживает благоприятный
морально-психологический климат в коллективе;
– в пределах
своих полномочий распоряжается бюджетными и (или) внебюджетными средствами,
обеспечивает результативность и эффективность их использования;
– в пределах
установленных средств формирует фонд оплаты труда с разделением его на базовую
и стимулирующую часть;
– определяет
структуру и утверждает штатное расписание образовательной организации;
– решает
кадровые, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы в
соответствии с уставом образовательной организации;
– осуществляет
подбор и расстановку кадров; создает условия для непрерывного повышения
квалификации работников;
– обеспечивает
установление заработной платы работников образовательной организации, в том
числе стимулирующей части (надбавок, доплат к окладам (должностным окладам),
ставкам заработной платы работников), выплату в полном размере причитающейся
работникам заработной платы в сроки, установленные коллективным договором,
правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами; принимает
меры по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих требованиям
охраны труда;
– принимает
меры по обеспечению образовательной организации квалифицированными кадрами,
рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта,
обеспечивает формирование резерва кадров в целях замещения вакантных должностей
в образовательной организации;
– организует
и координирует реализацию мер по повышению мотивации работников к качественному
труду, в том числе на основе их материального стимулирования, по повышению
престижности труда в образовательной организации, рационализации управления и
укреплению дисциплины труда; создает условия, обеспечивающие участие работников
в управлении образовательной организацией;
– принимает
локальные нормативные акты образовательной организации, содержащие нормы
трудового права, в том числе по вопросам установления системы оплаты труда с
учетом мнения представительного органа работников;
– планирует,
координирует и контролирует работу структурных подразделений, педагогических и
других работников образовательной организации;
– представляет
образовательную организацию в государственных, муниципальных, общественных и
иных органах, учреждениях, организациях;
– содействует
деятельности учительских (педагогических), психологических организаций и
методических объединений, общественных (в том числе детских и молодежных)
организаций;
– обеспечивает
учет, сохранность и пополнение учебно-материальной базы, соблюдение правил
санитарно-гигиенического режима и охраны труда, учет и хранение документации,
привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом
образовательной организации, дополнительных источников финансовых и
материальных средств;
– обеспечивает
представление учредителю ежегодного отчета о поступлении, расходовании
финансовых и материальных средств и публичного отчета о деятельности
образовательной организации в целом;
– выполняет
правила по охране труда и пожарной безопасности.
Предусмотренные
вышеуказанными нормативными правовыми актами должностные обязанности служат
основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень
обязанностей руководителя образовательной организации, с учетом особенностей
организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности.
При необходимости
должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику по
должности руководителя, могут быть уточнены в уставе образовательной
организации и (или) должностной инструкции по должности руководителя, в
зависимости от типа школы, территориального расположения, состава учащихся и
особенностей педагогического коллектива, сложившейся системы в работе с
родителями и общественностью.
В поле зрения
директора школы находятся такие разноплановые вопросы как: работа ученического
самоуправления, профориентация. От имени образовательного учреждения директор
школы в пределах своей компетенции заключает договоры и осуществляет другие
действия, направленные на реализацию права владения, пользования и распоряжения
имуществом школы [33, с. 47].
Также наряду с
обязанностями директора школы нужно говорить и о правах и ответственности.
В пределах своей
компетенции директор школы имеет право:
– издавать приказы и давать обязательные
распоряжения работникам школы;
– поощрять и
привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за поступки,
дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Уставом
школы и Правилами о поощрении и взысканиях;
– открывать
и закрывать счета в банках;
– присутствовать
на любых занятиях, проводимых с учащимися школы (без права входить в класс
после начала занятий без экстренной необходимости и делать замечания педагогу в
течение занятий);
– вносить в
необходимых случаях временные изменения в расписание занятий, отменять занятия,
временно объединять группы и классы для проведения совместных занятий;
– делегировать
свои полномочия, выдавать доверенности.
В пределах своей
компетенции директор несёт ответственность:
– за уровень
квалификации работников школы, реализацию образовательных программ в
соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, за качество
образования выпускников, жизнь и здоровье, соблюдение прав и свобод обучающихся
и работников учреждения во время образовательного процесса в установленном
законодательством РФ порядке;
– за
неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и
Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных
актов, законных распоряжений органов управления образованием, должностных
обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не
использование предоставленных прав, директор школы несет дисциплинарную
ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством;
– за грубое
нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть
применено увольнение;
– за
применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим
и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение
иного аморального поступка директор школы может быть освобожден от занимаемой
должности в соответствии с трудовым законодательством. Увольнение за данный
поступок не является мерой дисциплинарной ответственности;
– за
нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических
правил организации учебно-воспитательного процесса директор школы привлекается
к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных
административным законодательством;
– за
виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в
связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей директор
школы несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных
трудовым и (или) гражданским законодательством.
Руководителям
образовательных организаций, заместителям руководителей образовательных
организаций, руководителям структурных подразделений и их заместителям
предоставляются права, социальные гарантии и меры социальной поддержки,
предусмотренные для педагогических работников в части предоставления ежегодного
удлиненного оплачиваемого отпуска, досрочного назначения трудовой пенсии, в
части предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления
и освещения (для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах,
рабочих поселках, поселках городского типа).
1.3 Правовая компетентность
руководителя образовательной организации общего образования
Федеральный закон
об образовании определяет, что кандидаты на должность руководителя
образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать
квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по
соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и
профессиональным стандартам.
Кандидаты на
должность руководителя государственной или муниципальной образовательной
организации и ее руководитель (за отдельным исключением) проходят обязательную
аттестацию. Порядок и сроки проведения данной аттестации устанавливаются
учредителями этих образовательных организаций. Отрицательные итоги аттестации
должны признаваться как препятствие к занятию должности руководителя
образовательной организации, а применительно к руководителям – как основание
прекращения трудовых отношений с ними.
Должностные обязанности руководителя государственной или муниципальной
образовательной организации не могут исполняться по совместительству. Теперь
это правило распространено на руководителей филиалов данных образовательных
организаций. Это означает, например, что на учителя малокомплектной сельской
школы, присоединенной к школе райцентра в качестве филиала, не могут быть
возложены полномочия по руководству филиалом.
Эффективность
управления образовательным процессом в школе зависит от знаний управленцами
законов и других нормативных актов, которые регулируют жизнедеятельность школы,
важное значение играет то, насколько они уважают право как общественный
институт. Правовые знания руководителя образовательного учреждения должны
базироваться на основе компетентностного подхода.
Впервые проблема
исследования компетенций получила научное обоснование на конференции
«Компетенция: анализ, критика, переоценка» в Государственном университете штата
Пенсильвания, США, в мае 1980 года.
В. А. Кальней и
С. Е. Шишов выдвигают следующее определение компетенции – «это общая
способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые
приобретены благодаря обучению». По мнению Л. П. Погребняк, «компетентность
представляет собой многоплановые и многоструктурные характеристики качества
профессиональной готовности руководителей образовательных учреждений» [37, с.
57].
Формулировка
понятия правовой компетентности на сегодняшний день связана с определенными
теоретическими и методологическими трудностями, вызванными многогранностью
данного феномена.
Если проанализировать различные точки зрения на понятие «правовая
компетентность», имеющиеся в научной литературе, можно сделать вывод, что под
правовой компетентностью директора школы следует понимать соблюдение
правопорядка и законности в процессе правоохранительной и правоприменительной
деятельности, которая выражается в принятии обоснованных и справедливых
решений, в их реализации в соответствии с законом [39, с. 105].
Однако роль формирования правовой компетентности руководителя
образовательной организации заключается в освоении и применении комплекса
современных профессиональных знаний и практических навыков, овладении
эффективными методами профессионального поведения и технологиями [27, с. 27].
Роль развития
правовой компетентности в современных российских условиях заключается в том,
чтобы каждый руководитель образовательной организации овладел необходимыми
знаниями, средствами и приёмами работы над собой, сознательно готовил себя к
профессиональной деятельности, создавая при этом максимально устойчивое к
внешним воздействиям правовое пространство школы, которое заключается в
следующем:
– правовая
осведомленность;
– активность
правовой деятельности руководителя образовательного учреждения со всеми
участниками образовательного процесса и органами управления;
– доверие
директора школы к институту права;
– признание
ценности права, готовность использовать правовое разрешение проблемной ситуации
[36, с. 7].
В развитии
правовой компетентности руководителя общеобразовательной организации важны
следующие параметры:
1. Знание
законов и нормативных положений;
2. Выстраивание
собственной деятельности согласно нормативным положениям (соблюдение на
практике требований нормативных положений);
3. Взаимодействие
деятельности органов школьного самоуправления и общественных объединений;
4. Стремление
учитывать интересы различных школьных общественных объединений;
5. Заключение
контрактов с поступающими людьми на работу;
6. Применение
документов, регулирующих деятельность школы;
7. Стремление
решать конфликты на правовой основе;
8. Проведение
собраний органов самоуправления;
9. Применение
мер по усилению контроля управления за соблюдением законодательства Российской
Федерации об образовании [28, с. 55].
Правовые
преобразования в современной России происходят быстрее, чем развитие и
становление личности в конкретном историческом периоде. Вследствие этого
существует необходимость подготовки руководителя образовательной организации к
будущей самореализации и самоопределению в изменяющихся социально-правовых
условиях. Именно от того, как директор и его заместители, педагоги и учащиеся
понимают свои права и обязанности, насколько хорошо они знают законы и другие нормативные
акты, регулирующие жизнедеятельность школы, насколько они уважают право как
общественный институт вообще и права друг друга, в частности, зависит
эффективность демократических преобразований в школе.
Оценка
профессионального статуса директора учебного заведения производится путем
аттестации, целью которой является подтверждение соответствия его как
педагогического работника занимаемой должности на основе оценки
профессиональной деятельности и по желанию в целях установления
квалификационной категории. Более того, к руководству образовательной
организацией не допускается лица, которые по тем или иным причинам были
отстранены от педагогической деятельности.
Оценка
управленческого опыта происходит при его утверждении на должность, во время
аттестации соответствия квалификационным требованиям, указанным в
квалификационных справочниках и в ежегодных отчетах. Важными факторами,
влияющими на управленческую деятельность директора школы, являются правовой
статус, а также высокая ответственность в рамках экономической деятельности и
финансового обеспечения в сфере образования.
Важны оценка
творческого и психологического особенностей руководителя учебным заведением с
точки зрения руководства группой людей, собранных в рамках определенной
структуры для выполнения задач, возглавляемые руководствам, с функциональным
разделением труда. Повергаясь анализу или самостоятельно анализируя личностные
качества, руководитель имеет возможность рефлексировать, изучать действия, а также
работать над собой с целью дальнейшего улучшения процесса управления школьными
кадрами. В итоге, это приводит к качественным изменениям в образовательном
пространстве учебного заведения.