Для поддержания порядка в обществе и правильного его функционирования необходимо вводить определенные элементы контроля со стороны руководства. Совокупность всех элементов образует систему управления обществом.
Система социального управления является сознательным, организованным и постоянным взаимодействием субъекта и объекта процесса управления. Подобное регулирование совершается с целью упорядочивания и дальнейшего развития.
Регулирование общества
Социальное управление – это одно из важнейших видов руководства и регулирования. С его помощью государство добивается следующих целей:
- реализация потребностей, необходимых для развития общества и его элементов;
- формирование наиболее приоритетных в данный момент показателей развития рассматриваемого социума;
- разработка и внедрение способов решения проблем, появляющихся при достижении плана по развитию социальных процессов и взаимоотношений между членами общества.
Таким образом, главной целью управления социальной системой является обеспечение развития общества и сохранение заданной положительной тенденции.
Направления
Управление общественным развитием можно разделить на три направления:
- управление социально-экономическими системами – обеспечение социального контроля за выполнением управленческих программ, создание мотивации экономической активности людей, а также регулирование поведения человека в сфере экономических отношений;
- управление политическими процессами общества – определение ведущей политической стратегии и разработка плана по ее внедрению;
- управление процессами духовной сферы общества – образование и воспитание, разработка способов активного привлечения будущих поколений к общественной жизни.
Предмет социального руководства
Система управления обществом осуществляется при помощи регулирования отношений между его членами. Оно осуществляется в соответствии с основными задачами развития социума.
Одной из теоретических функций системы управления социальной сферой можно назвать определение содержания методов и средств достижения главных целей развития. Эта задача заключается в уменьшении числа противоречий развития и гармонизации интересов определенных групп из разных сообществ.
Планомерное регулирование жизнедеятельности общества является процессом приведения человеческой деятельности к такой ее форме, которая удовлетворяет основные потребности развития. Но подобное достижение единства происходит только с внедрением государственного управления в систему социального управления.
Таким образом, вся система управления функционирует на различных уровнях действия социальных процессов (государство, сообщество, личность).
Элементы системы
Система управления обществом состоит из нескольких компонентов:
- Методы управления. Это контроль, анализ, планирование, учет, стимулирование.
- Средства воздействия. Это поощрения, санкции, управленческие решения, приказы, нормы, производственные задачи.
- Структуры — внутренняя организация системы рассматриваемого сообщества.
Ядром системы управления социальной организации являются сотрудники, занимающие различные должности: руководители, узкие специалисты и рабочие. Их цель деятельности – это наиболее полное использование всех возможностей структуры управления для решения задач, связанных с общественными процессами.
Объекты системы
В рассматриваемой схеме системы управления социальным развитием общество является и субъектом, и объектом управления одновременно. Поэтому субъект и объект необходимо рассматривать как две находящиеся в постоянной зависимости составляющие. Опишем проще. Субъект в виде механизма управления является частью объекта – управляемого элемента. Во взаимной связи также находятся его форма и размер. Таким образом, способ функционирования системы руководства устанавливается особенностями самого объекта.
Можно выделить три вида объектов системы:
- Производственные, в которые входят все элементы организации процессов производства.
- Структурные, которые являются элементами управляющей структуры.
- Функциональные, устанавливаемые специальным механизмом управления в качестве функций.
Исходя из этого, объектом можно назвать всю деятельность людей, которая входит в социальную среду либо как элемент системы социального управления, либо как специальная функция с особым механизмом управления.
Объекты формируются выделением их в качестве основных элементов общественной структуры внутри рассматриваемой организации. Например, такой элемент — это экономическое предприятие, с которого начинается отсчет уровней в макросистеме финансового управления, а также в микросистеме внутри самой компании. Одно предприятие можно назвать основой формирования объектов любых масштабов — начиная от отрасли, заканчивая государством.
Выделение объектов производства является основным для создания структуры в системе управления, каждый элемент которой становится также объектом управления внутри рассматриваемого механизма. Все они делятся на подгруппы по выполняемым функциям и необходимым затратам труда. Формирование и модернизация каждого из объектов управления необходимо для улучшения работы всей системы управления обществом.
Большое значение в процессе развития объектов имеют финансовые, технологические, организационные и социально-психологические факторы. Все они связаны между собой.
Развитие объектов также определяется формами согласования отраслевой и общей территориальной организации, уровнями централизации управления. Формирование объектов, в свою очередь, влияет на их внутреннюю структуру, положение в социальной и экономической системах, общий статус и масштаб.
Механизм управления
Решение проблем в области общественного развития и осуществление стратегической политики требуют формирования механизма единого управления развитием социально-экономических систем. Оно должно стать формой использования и реализации имеющихся законов и обязательств. Система управления создается и модернизируется людьми, которые упорядочивают методику, свойства, формы и рычаги влияния воздействия на социум. Это необходимо для того, чтобы достичь высокой эффективности общества в текущих исторических и культурных условиях.
Качество конкретного механизма управления, его объективная оценка и соответствие требованиям законов зависят от квалификации членов управления. Они должны уметь выявлять приоритетные элементы и взаимоотношения структуры руководства, признаки их проявления и возможные последствия при развитии текущих тенденций.
Структура управления состоит из таких важных элементов, как общие принципы, цели, методика и функции. Сложная, многосоставная система в виде общества требует, чтобы процесс его регулирования предоставлял постоянное взаимодействие всех его участников и решал имеющиеся задачи и проблемы.
Исходя из этого, структура управления обществом и общественными отношениями является совокупностью приемов и методов влияния. Их взаимосвязь предоставляет для общества возможность наиболее эффективного постоянного развития и модернизации.
Модернизация системы
Для правильного функционирования любого социального устройства необходимо постоянное совершенствование системы управления, исключающей бюрократизм и формализм. Они, как правило, замедляют этот процесс.
Разработка плана по модернизации системы управления социальными процессами начинается со сбора имеющейся информации. С ее помощью можно составить обоснование поставленной цели, задач и способов их реализации.
На сегодняшний день управление производством испытывает нехватку социальной информации. Как правило, руководство уделяет больше внимания технической и экономической информации. Сотрудники имеют представление о технических характеристиках компании, об экономических показателях. А в организационной культуре и в факторах механизма трудового поведения они разбираются намного хуже. Эффективный метод руководства организацией требует знаний в обеих областях трудовой деятельности.
Большое значение должно уделяться трендам – приоритетным направлениям в развитии любых процессов, преобладанием определенной точки зрения во мнении членов сообщества.
В конце 20-го века экономика совершила резкий переход от плановой к рыночной, а общественная структура – от тоталитарной к демократической. В связи с этим современная система управления социально-экономическими процессами требует реорганизации. Необходима кардинальная переориентация деятельности органов руководства в соответствии со стандартами, принятыми на международном уровне. Экономические критерии должны выступать в качестве ресурсных возможностей или факторов, ограничивающих реализацию некоторых проектов. Они не должны рассматриваться как единственная цель. Это было актуально в период плановой экономики, когда приоритет устанавливался на валовые объемы продукции, а не на ее качество.
На основании социальной информации можно также производить осуществление следующих функций:
- прогнозирование ситуации;
- планирование деятельности;
- организация объектов управления;
- регулирование с целью поддержания и модернизации системы управления;
- воздействие на сознание и поведение людей.
Модернизация управления развитием социально-экономических систем завершается учетом и контролем соответствия настоящих результатов и стратегии, составленной на первом этапе планирования.
Средства воздействия
Функции осуществляются при помощи управленческого решения – способа организованного воздействия на объект управления. Такие решения классифицируются по следующим свойствам:
- структура объекта: республиканский, областной, городской;
- структура субъекта: коллективный, общественный, коллегиальный;
- характером реализации воздействия: социальный, управленческий, экономический.
Содержание процесса составления и осуществления управленческих решений зависит от социальной специфики. Для принятия любого управленческого решения необходимо установить основную проблему и пути ее решения. Одним из методов поиска нужного решения можно назвать «мозговую атаку» — дискуссию между всеми участниками процесса.
После нахождения путей устранения проблемы выполнение плана организуют при помощи экономического или административного регламента. Регламент — это свод правил и законов, которые определяют деятельность государственных учреждений на разных уровнях.
Процесс государственного управления в системе социального управления является непрерывным. После исполнения разработанных мероприятий производят сбор новой информации о специфике того же самого объекта. При этом собранные сведения должны отражать его другие стороны, не затронутые ранее.
Социально-психологические методы
Важное место в системе управления социальной защитой занимает разработка социально-психологических способов влияния на отношения в обществе. Особенность этих способов заключается в концентрации внимания на объекте неформальных отношений. С их помощью можно управлять потребностями и интересами отдельных групп людей.
Социально-психологические способы управления осуществляются при помощи следующих процессов:
- Выбор сотрудников организации с учетом их взаимной совместимости. Это создает условия для эффективного развития коллективов и, как следствие, всей организации.
- Установка социальных норм в коллективе на основе сохранения традиций предыдущих поколений.
- Реализация норм социального регулирования при помощи заключения договоров.
- Создание у работников мотивации к более эффективной деятельности, достижению целей компании и высоких результатов в работе.
- Оказание помощи в удовлетворении основных потребностей сотрудников через организацию досуга и внепроизводственной деятельности.
Таким образом, социальная система управления персоналом заключается в использовании психологических методов. Тем не менее, подобная организация деятельности является не менее эффективной, чем применение экономических или административных методик воздействия.
Самоуправление
Социальное самоопределение работника сильно зависит от того, насколько активное участие он принимает в важных для компании процессах. Поэтому введение самоуправления – важное условие для успешной деятельности любой организации.
Главным элементом самоуправления является формирование структуры коллектива – выборности руководителей некоторых должностей, возможности продвижения по карьерной лестнице. Большое значение в этом процессе имеют общественные организации.
Кроме того, сотрудникам можно предоставить возможность принимать участие в решении организационных вопросов, которые затрагивают непосредственно интересы коллектива. Например, в процессе организации труда, времени, или технологической дисциплины. При этом в процессе самоуправления должны быть в той или иной степени задействованы все сотрудники организации.
Сущность самоуправления может быть реализована через все вышеперечисленные функции системы социального управления. Примером может быть участие сотрудников компании в решении некоторых организационных вопросов, активность в принятии других важных решений, касающихся предприятия.
Социальная работа
Менеджмент в социальной работе — это гибкая система управления обществом, нацеленная на регулирование общественного положения и взаимоотношений между его представителями. С ее помощью можно обеспечить развитие членов социума в качестве субъектов всех типов социальных взаимоотношений.
Систему управления социальной работой составляют субъект и объект управления, а также имеющиеся между ними взаимоотношения.
Объектами управления в общественной работе являются сотрудники служб социальной защиты, социальные работники, а также вся совокупность взаимоотношений между людьми в процессе предоставления помощи обществу. Субъектами являются органы управления социальной защиты со всеми входящими в состав организациями и учреждениями.
Таким образом, система социального управления является важным элементом общественных взаимоотношений. С ее помощью обеспечивается постоянное развитие сообществ, успешное решение имеющихся проблем, регулирование наиболее важных процессов, а также эффективное распределение имеющихся ресурсов.
Наталя Николаевна Корпало
Эксперт по предмету «Социология»
Задать вопрос автору статьи
Лидерство и руководство в системе социального управления
Замечание 1
Переход на новые формы хозяйственной деятельности в 90 годы ХХ века привел к на рынке труда к росту спроса на субъектов управления — лидеров, взаимодействующих с учетом принципов социального партнерства.
Лидер — это всегда ведущий, шагающий впереди; это человек, имеющий высокий личный статус, под сильным влиянием которого находятся окружающие, члены коллектива. Он выполняет функции, сходные с функционалом руководителя. Между понятиями лидерства и руководства есть отличия. Лидерство в значительной степени основано на неформальных началах. Если руководителя, как правило, назначают официально, то лидера обычно выдвигают спонтанно. Если руководитель официально наделяется определенными правами и обязанностями то этого, как правило, не происходит с лидером. Руководство более стабильно, менее зависит от перепадов мнений и настроений членов группы, по сравнению с лидерством. У руководителя есть административные рычаги управления (например, поощрение и наказание и т.п.), у лидера — неформальные (сила личного обаяния, авторитета и т. д.).
Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽
Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online
Бесплатное пробное занятие
*количество мест ограничено
Руководитель достигает лидерства, если получает высокий авторитет, если люди уважительно относятся к нему и его личным качествам и результатам деятельности. Лидер может стать руководителем, руководитель же — лидером не всегда, если у него нет необходимых качеств.
По способу выдвижения лидерство может быть как формальным, так и неформальным. В первом случае он наделяется официальным статусом руководителя. Неформальный лидер может возникнуть и стать признанным в своем коллективе при обладании ярко выраженными индивидуальными психологическими и иными качествами, соответствии социальным, политическим и иным предпочтениям людей.
Подходы к лидерству
Есть два подхода в изучении лидерства: во-первых, исследование лидерских качеств самих по себе, а во-вторых — исследование ситуаций, в которых действует лидер.
Исследователи обычно пишут о следующих основных группах лидерских качеств:
- управлении вниманием, или способности так представить содержание результата или финала, целей или направлений движений (действий), чтобы это выглядело привлекательным для его последователей;
- управлении значением, или способности так передать созданный образ, идею или видение, чтобы они стали понятными и принятыми последователями;
- управлении доверием, или способностью к построению своей деятельности с такой степенью постоянства и последовательности, чтобы стало возможным получение полного доверия подчиненных;
- управлении собой, или способностью к хорошему знанию и своевременному признанию своих сильных и слабых сторон, чтобы с целью усиления своих слабых сторон умело осуществлять привлечение других ресурсов, включая ресурсы других индивидов.
«Исследования власти в системе социального управления» 👇
Других лидерские качества состоят из физиологических, психологических, или эмоциональных, умственных и личностно-деловых.
В ситуационном подходе к лидерству его эффективность объясняется с помощью различных ситуационных переменных.
Для эффективного лидера требуется достаточная гибкость, чтобы было возможно адаптироваться тем или иным ситуациям.
«Синтетический» подход к лидерству распространился, в основном, в отечественной социологической и психологической науках. В социологическом анализе лидерства за основу берется выявление содержания и характера деятельности лидера и стиля, который им используется.
Замечание 2
В соответствии с этим выделяются следующие типы лидеров, по содержанию деятельности они подразделяются на:
- «лидеров-вдохновителей», которые предлагают программу поведения;
- «лидеров-исполнителей», организаторов выполнения программ;
- «лидеров-универсалов», объединяющих качества как первой, так и второй группы.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ ТУСУР
Н.А. Грик
УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Учебное пособие для бакалавров
ТОМСК — 2017
1
Грик Н.А. Управление в социальной работе: учебное пособие для бакалавров / Н.А. Грик. – Томск, 2017. – 87 с.
Представленное учебное пособие является обобщением опыта преподавания данного курса автором в течение последних 7 лет. В пособие раскрываются теория и практика управления в социальной работе. Основная задача курса закрепить основы профессиональной компетентности будущих бакалавров, подготовить их к осознанному решению профессиональных задач.
2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение………………………………………………………………….. 4
Глава 1. Концептуальные основы управления………………………6
1.1Термины «управление» и «менеджмент»…………………………6
1.2Управление социальной работой…………………………………..7
1.3. Содержание и методологическая роль управленческих |
|
революций………………………………………………………………………..11 |
|
1.4. Исторические школы научного управления………………………………. |
13 |
Глава 2. Современная система взглядов на управление………………… |
19 |
2.1. Процессный подход в управленческой науке…………………………….. |
19 |
2.2. Системный подход в управленческой науке………………………………. |
21 |
2.3. Ситуационный подход в управленческой науке…………………………. |
22 |
2.4. Основные принципы управления в социальной и производственной |
|
сферах…………………………………………………………………………….25 |
|
2.5. Особенности социальных организаций………………………………30 |
Глава 3. Функциональная структура управленческой деятельности
3.1.Основные функции управления………………………………………34
3.2.Сущность планирования в социальной работе………………………36
3.3.Технологический подход к организаторской деятельности…………40
3.4.Основные теории мотивации персонала……..………………………44
3.5.Технологический аспект контролирующей деятельности……………47
Глава 4. Инструментарий управления организацией
4.1.Организация и ее жизненный цикл. Структурные и контекстные
типы характеристик организаций (По Ричарду Дафту)…………………………….. |
53 |
4.2. Методы управления…………………………………………………………………. |
63 |
4.3.Инновационные методы управления организацией социального обслуживания в условиях изменений………………………………………… 67
4.4.«Эффективный контракт» и проблема эффективности труда в бюджетных учреждениях……………………………………………………….71
Глава 5. Задания и упражнения……………………………………………77 Список использованных источников и литературы…………………… 86
3
Введение
Современное социально-экономическое состояние России характеризуется глубокими противоречиями и масштабами социальной несправедливости. Растет число бедных, увеличивается объем социальных расходов населения, которые оно берет на себя в здравоохранении, образовании. Дефицит государственных ресурсов не позволяет в полном объеме реализовать конституционные гарантии граждан. Решение возникающих проблем требует преодоления существующих подходов государства к формированию и реализации социальной политики в сфере социальной работы, поскольку обнаружили свою неэффективность и углубляют системный кризис в обществе.
Реализация целей и задач социальной работы в России сдерживается рядом проблем, к числу которых относятся:
—низкий уровень эффективности организационно-правовой работы в социальных службах;
—слабое кадровое обеспечение этих служб;
—доминирование патерналистских ценностей у населения;
—ограниченность и низкое качество социальных услуг;
—отсутствие конкуренции в сфере социальных услуг и др.
Решение этих задач требует от будущих бакалавров нового уровня компетенций в области управления социальной сферой общества. Данное учебное пособие ставит целью подготовить бакалавра в сфере управления социальной работой. Основная задача пособия – помочь в формировании навыков системного решения социальных проблем российского общества. При этом автор исходил из того, что профессиональная социальная работа заключается в укреплении способностей людей к функциональному существованию в обществе в целях повышения их уровня благополучия.
Главная особенность социального управления состоит в том, что субъектом и объектом в нем является человек. Управление социальной работой — это разновидность социального управления.
Первое значение — организационно-структурное. Ключевыми проблемами здесь являются: Кто должен выполнять социальную работу?; Какие органы, подразделения должны этим заниматься?; Какова эффективность их деятельности?
Второе значение — функциональное. Управление социальной работой выполняет как общие, так и конкретные функции. Общие функции: прогнозирование, планирование, организация, координация, мотивация, маркетинг, учет и контроль. Конкретные функции — это виды работы применительно к должности (обязанности и права), подразделению (функции
4
подразделения) и предприятию, организации, учреждению (направления деятельности).
Третье значение — это деятельность руководителей разных уровней в системе соцзащиты, помощи. Руководители выступают как ведущая сила, в процессе управления. От их профессионализма во многом зависят качество организации управления и его результативность.
Четвертое значение управления социальной работы — это процесс постановки целей, задач и организация практической деятельности людей для их достижения, выполнения.
Пятое значение — это вид профессиональной деятельности, управленческий труд, включающий триаду: предмет труда (информация), средства труда (организационные и технические) и человека, обладающего определенными знаниями, навыками и умениями. Соединение этих трех составляющих определенным образом называется организацией труда в системе социального управления.
Шестое значение — управление социальной работой как наука и учебная дисциплина.
5
Глава 1. Концептуальные основы теории управления
1.1Термины «управление» и «менеджмент»
СЛОВО manage в переводе с английского означает управлять, воздействовать, влиять, заведовать, руководить, уметь общаться, устраивать, справляться, ухитряться, выкручиваться, изворачиваться, хитрить, объегоривать.
Производное от него слово management только в первом приближении можно перевести как управление, руководство. Оно, как и русское слово «управление», является отглагольным существительным и поэтому, с одной стороны, может означать процесс, а с другой — какую-то структуру, ее часть или систему (департамент социальной защиты населения, управление государственных пенсий и пособий, менеджмент социальной организации, менеджмент социальной работы в субъекте Российской Федерации и др.).
Термины «управление», «менеджмент» имеют активное, регулирующее, направляющее, влиятельно-деятельностное значение.
Виды управления определяются особенностями объектов:
•которыми намереваются управлять, и для этого нужно создать, спроектировать систему управления. Это так называемая ситуация «потенциального объекта» (социальной организации) или «потенциальной (возможной) системы управления» (в социальной организации);
•которые реально существуют какое-то количество времени (функционирующие объекты, системы управления). Социальные организации отличаются (при прочих равных условиях) друг от друга своим «возрастом».
В первом случае речь идет о создании по чьей-то инициативе той или иной социальной организации, а во втором — о социальной организации, функционирующей (действующей, работающей) какой-то период времени.
Для понимания значений терминов «управление», «менеджмент» воспользуемся классификацией, которая представлена в табл.
Таблица
Виды управления по сферам и объектам
Составные |
Виды управления по сферам и |
Науки, |
изучающие |
тот |
|
сферы |
объектам |
или |
иной |
вид |
|
окружающего |
управления |
||||
мира |
|||||
Неживая |
Машинное, |
техническое, |
Технические |
||
природа |
технологическое управление |
||||
Живая |
Управление(самоуправление) |
Естественные |
|||
природа |
биологическими |
системами, |
|||
жизнедеятельностью организмов |
|||||
6 |
Человеческое |
Управление |
социально- |
Общественные |
общество |
экономическими |
и органи- |
|
зованными системами |
Различают технико-технологическое управление (изучается техническими науками), биологическое управление (рассматривается естественными науками) и социальное управление (исследуется в общественных науках — социальных, экономических и организационных).
Главная особенность социального управления состоит в том, что субъектом и объектом управления в данном случае является человек. В свою очередь, оно делится на следующие подвиды — государственное управление, муниципальное (местное), военное, экономическое, производственное, религиозное и общественное.
Термин «менеджмент» — это синоним термина «социальное управление», и поэтому он не используется в технико-технологическом и биологическом управлении. Для этого имеются другие понятия — регулирование, саморегуляция, поддержание жизнедеятельности, контроль и т.д.
1.2.Управление социальной работой
Управление социальной работой — это разновидность социального управления или менеджмента. Данное понятие является многозначным (полифоническим) и одновременно выражает разные стороны, грани, аспекты.
Рассмотрим различные значения и термины «управление социальной работой».
1.Организационно-структурное. Ключевыми проблемами здесь
являются следующие: кто должен выполнять (выполняет) (С. 7) социальную работу? Какие органы, подразделения должны этим заниматься (занимаются)? Какова эффективность (результативность) их деятельности, функционирования?
Управление социальной работой организуется и осуществляется на федеральном, региональном (территориальном) и местном уровнях и имеет соответствующие организационные структуры: министерства (в Российской Федерации и республиках), департаменты, комитеты, управления социальной защиты (помощи), территориальные службы, центры социального обслуживания и др.
2.Функциональное. Управление социальной работой выполняет (реализует) как общие, так и конкретные функции.
7
Общими, т.е. независимыми от специфики социальной организации и ее оргструктуры, считаются функции, которые обусловлены внешним окружением и внутренней необходимостью. Речь идет о таких функциях, как предвидение (прогнозирование), целеполагание, планирование, организация, координация, стимулирование (мотивация), социальный маркетинг, учет, контроль и др.
Конкретные функции — это виды работ применительно к должности (обязанности и права), подразделению (функции подразделения) и социальной организации в целом (направления деятельности, отраженные в таком документе, как устав или положение).
3.Деятельность руководителей. Они выступают как «ведущая сила», «локомотив» в процессе социального управления. Как показывает практика, от уровня профессионализма руководителей во многом зависит качество организации управления, его результативность (эффективность). Следует учитывать, что среди руководителей в системах управления социальной работой преобладают женщины и женские коллективы. Это накладывает отпечаток на стиль и методы управления, действия руководителей, психологию взаимоотношений, эмоциональный фон и т.д. Изучение менеджмента с точки зрения маскулинности (от лат. masculinus — мужской) и феминности (от лаг. femininus — женский) получило название «гендерный
менеджмент».
Различные функции руководителя находят отражение в разнообразии выполняемых им ролей — организатора, администратора, психолога, информационного работника, юриста, экономиста, политика, предпринимателя, педагога и др. Необходимо учитывать и «домашние роли» как мужчины-руководителя (отец, муж, воспитатель), так и женщиныруководителя (мать, жена, домохозяйка и т.д.). Любая роль «требует» для своего (С. профессионального исполнения определенных знаний, навыков
иумений. И чем меньше структура социальной организации, тем чаще приходится руководителям и специалистам совмещать разные роли.
Важная проблема — процесс формирования, становления руководителей, переход специалиста в ранг руководителя и приобретение в связи с этим необходимых профессиональных качеств. Деятельность руководителей считается важным источником для научных исследований, развития социального управления как науки и искусства.
4.Процесс, включающий ряд составляющих. Основа любого вида управления — информация, которая в «человеческих системах» тем или иным образом организуется. Именно на основе информации происходит
определение, формулирование и закрепление (в организационно-
8
административных документах) целей, задач. Целевая ориентация — важная составляющая социального управления, связанная с системой действий, мер, мероприятий или управленческих решений. Управление определенным образом организуется через распределение функций и формирование организационных структур, подбор и расстановку персонала (кадров). В процессе управления важно увязать цели, задачи и решения с ресурсами — информационными, материальными, трудовыми, финансовыми и временными. Ресурсное обеспечение — важное условие выполнения намеченных целей, задач и принятых решений. В процессе социального управления применяются различные формы и методы или средства, обеспечивающие достижение тех или иных результатов. И наконец, в процессе управления социальной работой используется обратная связь —
учет, контроль, проверка исполнения.
Таким образом, управление социальной работой — это процесс постановки целей, задач и организация практической деятельности людей для их достижения, выполнения.
5.Разновидность профессиональной деятельности, или управлен-
ческий труд. Включает триаду: предмет и средства труда, человек, обладающий профессиональными знаниями, навыками и умениями. Соединение этих трех составляющих тем или иным образом, способом называется организацией управленческого труда.
«Трудовое» понимание управления связано с решением таких проблем, как подбор и расстановка персонала, повышение его квалификации; составление квалификационных характеристик (КХ); организация труда руководителей, специалистов, технических и вспомогательных работников; построение и использование (С. 9) информационных систем и технологий; стимулирование труда, включая его оценку.
6.Управление социальной работой как наука и искусство. Основа любой науки — методология, т.е. система методов, используемых в научных исследованиях. В науке социального управления применяется как общеметодологический инструментарий (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрактное и конкретное, системный подход и т.д.), так и специфический, обусловленный необходимостью исследования систем и процессов управления, функций и организационной структуры, деятельности руководителей и возглавляемых ими коллективов.
Другая составная часть науки управления — теория или система обобщенного знания — существует на уровне отдельного человека (руководителя, специалиста) и называется эмпирической теорией, а если на уровне значительно больших обобщений — то макротеорией.
9
Необходимой частью социального управления как науки выступают также:
1)исследовательские методики, представляющие собой инструменты получения научных знаний, научной информации;
2)деловые методики, помогающие решать конкретные практические проблемы;
3)диагностические методики, используемые в консультативной деятельности.
Для решения определенных проблем применяются также комплексные методики.
Совокупность методологии, теорий (теория информации, теория функций, теория организационных структур, теория управленческих решений и т.д.) и методик представляет собой науку управления социальной работой (менеджмент социальной работы).
Составная часть этой науки — искусство управления, которое находит свое выражение в образцах (примерах) конкретного опыта, обеспечивших и обеспечивающих высокие результаты в деятельности руководителя и возглавляемой им социальной организации. На деловом языке такой род литературы называется «книгами успеха» со своими особенностями «подачи информации». К слову сказать, данный вид литературы применительно к отечественной практике пока весьма слабо представлен на книжном рынке. Таким образом:
Управление социальной работой как наука = Методология + Теория (теории) + Методики + Образцы конкретного опыта.
Общий менеджмент как наука на рубеже XX—XXI вв. значительно дифференцировался, что обусловлено в первую очередь потребностями практики социального управления. В правом столбце табл. представлены разновидности современного менеджмента.
Таблица
Основные составляющие процесса управления социальной работой и разновидности современного менеджмента
Основные |
Разновидности современного менеджмента |
составляющие |
|
Информация |
Информационный |
Разведывательный |
|
Цели, задачи |
Стратегический |
Программно-целевой |
|
Проектный |
|
10 |