Старался руководитель, ставил сотруднику цель: дров нарубить, да пирогов напечь, чтобы было что поесть. Но некоторые сотрудники не стараются выдать лучшее, работать на максимум: чтобы и дрова были наколоты помельче, и тесто лучше перемешано, и пироги фигурно вылеплены. Они работают по принципу — сделать побыстрее, чтобы отстали, заявляя, как Вовка из Тридевятого царства: «И тааак сойдет!».
Из-за низкой вовлеченности Вовки в процесс работы, отсутствии опоры на его ценности и привязку к корпоративной культуре, мотивировать его на общее дело было не так-то просто. Однако, опора на профессионализм («Думаете, я ничего не умею, прям как вы?»), помогает Вовке почувствовать ответственность за свою работу. Тут и инструменты сами собой из ларца материализовались, и мотивация откуда не возьмись появилась и желание достигать цели образовалось. И вышло корыто на славу, что старуха рот от изумления открыла. А Вовка уже на глобальные цели заглядывается, как бы избу поладнее справить.
Читать онлайн «Сказочный менеджмент. Теория менеджмента в сказках для топ-менеджеров»
Сказочный менеджмент
Теория менеджмента в сказках для топ-менеджеров
Владимир Токарев
© Владимир Токарев, 2020
ISBN 978-5-0051-4315-0
«Присвоение английского» – наш новый проект. Входит в серию «Менеджмент в английском и для английского».
Рис. 1. Эта серия книг размещается в Озоне, Амазоне, электронной библиотеке Букмейт и магазине издательства Ридеро.
Аннотация
Это хороший подарок для высших руководителей, обладающих чувством юмора.
Метафора: таблетка для менеджеров
ИНСТРУКЦИЯ
по медицинскому применению препарата
«МЕТАФОРА: таблетка для топ-менеджеров»
Регистрационный номер: 000 – 001
Торговое название препарата: метафора: таблетка для топ-менеджера
Лекарственная форма: информация для внутреннего и внешнего применения
Состав: 100 г препарата содержит: примерно 50% народных или авторских сказок в натуральном (неискаженном) виде, 10% юмора, 15% полезных советов по управлению, 9% терминологических разъяснений и 16% правды о нашем горемычном управлении в России. Пропорции могут в зависимости от целей меняться, но только по рекомендации лечащего специалиста.
Описание: лекарство представляет из себя информацию в виде букв и пробелов, может также восприниматься на слух в виде звуков и пауз, которые произносит читающий или рассказывающий по памяти.
Фармакотерапевтическая группа: сказкотерапия для топ-менеджеров
Код АТХ: МЕНЕДЖМЕНТ
Фармакологические свойства: метафора для топ-менеджеров – комбинированный препарат, оказывает значительное противоотупейное действие, проявляет наибольшее воздействие на имеющих чувство юмора, проявляет активность в отношении желающих учиться научному управлению с удовольствием. Действие препарата основано на том, что метафора не встречает сопротивления со стороны мозговых извилин пациента, поэтому при добавлении в метафору необходимого объема информации о правильном управлении (пропорция определяется лечащим специалистом), восприятие этой информации происходит без проблем и легко запоминается. Лекарство разработано как альтернатива безуспешного прямого воздействия информации о правильном управлении, которая в подавляющем большинстве случаев обычно полностью блокируется мозгом пациента в силу высоких внутренних барьеров, сформированных путем личных проб и ошибок управления своей компанией.
Показания к применению: желающим узнать правду о качестве управления о нашей стране в необидной для топ-менеджеров форме.
Противопоказания: Гиперчувствительность у людей с полным отсутствием чувства юмора.
Применение при беременности и при лактации:
ограничений для беременных и кормящих топ-менеджеров, представляющих лучшую половину человечества, нет.
Как написать сказку самому – вопрос отнюдь не праздный, потому что писать сказки круто, друзья! Это такой вид творчества, который можно освоить в любом возрасте и даже добиться серьёзных результатов – ведь хороших сказок много не бывает!
Представляете, как будет здорово, если ваш ребёнок или внук возьмёт в руки увесистую книжку сказок, которые сочинила его мама, папа, дедушка или бабушка? Такая книжка станет семейной реликвией, будет передаваться из поколения в поколение.
Хорошие сказочники быстро становятся известными – потому что сказки легко читаются и распространяются по соцсетям. Один из самых убедительных примеров лично для меня — это Эльфика, Ирина Сёмина, автор очень интересных сказок, которые издаются приличными тиражами в красочных изданиях. А ведь начиналось всё с простого хобби!
А почему всё же сказка, не рассказ или повесть?
Дело в том, что сказка — это весело, просто, интересно. Мы все выросли из сказки, это самый простой, яркий, интуитивно понятный каждому жанр. В нём почти нет ограничений. Даже дети могут сочинять прекрасные сказки – и вы можете их записывать и редактировать для своего семейного сборника.
В добрый час, друзья! Это статья – небольшой гайд-руководство, которое поможет вам понять, как писать разные сказки – и для развлечения, и для роста в писательском мастерстве!
Содержание:
- Сказка – ложь, да в ней намёк… Как определить главную идею сказки
- От «Колобка» до «Гарри Поттера»: виды и жанры сказок
- Главный герой – главный секрет успеха сказки
- Герой без Пути – не герой! Что такое «путь героя»?
- «Сказка рядом» — творческий поток-погружение для тех, кто хочет понять, как написать сказку самому
Сказка – ложь – да в ней намёк: как определить главную идею сказки
Прежде чем приступить собственно к написанию сказки, вам нужно ответить на вопрос: А для чего/кого я вообще хочу написать сказку?
Дело в том, что от ответа будет зависеть всё остальное – и вид сказки, и её форма, и стиль написания. Можно сказать – суть сказки – это её сердцевина, та капля сладкого нектара, ради которой раскрывается яркий необычный цветок – художественное оформление сказки.
Прежде всего, стоит задуматься о возрастном ограничении.
Сказки для детей
Тут всё просто: сказка для малышей лет до 3-4 не может быть перегружена серьёзными философскими смыслами.
Для примера и изучения вспомните и немножко поанализируйте русские народные сказки для самых маленьких: «Репка», «Курочка-Ряба», «Колобок». Они очень просты по структуре и в них часто используются повторяющиеся элементы сюжета (катится Колобок и встречает…), присказки («тянут-потянут, вытянуть не могут»), напевность, ритмичность – малыши не воспринимают сложные предложения.
Детям лет с пяти и до школы уже интересны сюжетные сказки, но всё же простые, с упрощёнными героями, в которых есть одна-две доминирующих черты характера: «добрый-злой» «хитрый», жадный, «смелый». Золушка, Иван-царевич, Кощей, Буратино. Очень хорошо в этом возрасте ложатся стихотворные сказки Пушкина, «Конёк-горбунок», поскольку в них, помимо идеи и смысла заложен ещё и ритм.
Чем старше, тем, соответственно, сложнее сюжеты и герои. Ближе к подростковому возрасту герои сказок и сюжеты уже приобретают неоднозначность, конфликтность, напряжение. Сюжеты становятся более «закрученными», приобретают черты приключений и детективов. Классика – серия о Гарри Поттере, где почти нет однозначных, «плоских» героев.
Сказки для взрослых
Да-да, а вы как думали, куда отнести Фродо с Гендальфом, вампиров и оборотней, героев набирающего популярность жанра литРПГ (ролевой игры), современных бесчисленных «золушек», процветающих в романах и сериалах, а также фантастику?
Всё это тоже можно отнести к жанру сказки, чистейшего художественного вымысла.
Но в каждом случае, определив свою целевую аудиторию, подумайте, какой- всё же смысл, урок, идею, пользу, мораль вы внесёте в своё творение. Это поднимет вашу сказку на порядок, сделает её не просто чтивом для развлечения, но мощным воспитательно-развивающим средством.
Лучше всего, если вы, определившись, для кого вы будете писать сказку, до того как непосредственно сесть писать, «прошерстите» несколько десятков аналогичных сказок разных авторов. Это настроит вас на нужный стиль и лад, поможет понять, какие вам нужны смыслы и герои. Каждый раз после очередного прочтения задавайте себе вопрос: в чём главный посыл этой сказки? Подходит ли он мне?
Найдите свой смысл и сформулируйте его в одну-две ёмких фразы.
Например: «Я буду писать сказку для подростков – главный посыл в том, чтобы находить настоящих друзей не по внешности и популярности, а по качествам души. Это будет история о большой дружбе».
И можно приступать к определению вида сказки, которую хотите написать.
От «Колобка» до «Гарри Поттера»: виды и жанры сказок
Раньше, до появления СМИ и телевидения с интернетом, сказки по-простому делились на волшебные, про животных и социально-бытовые. Сейчас же жанров и видов сказок столько, что разобраться в них досконально не может никто.
Но всё же я бы заранее определилась, к какому хотя бы направлению вы тяготеете: детские, волшебные, бытовые сказки (тесно связанные с повседневной жизнью), мистические истории, народный фольклор, юмористическая сказка, философская притча, фентези-истории, фантастика и так далее.
Почему стоит повнимательнее отнестись к жанрам? Потому что каждый имеет свою специфику, стилистические особенности и законы. Например, в фольклорной сказке недопустимо использовать современную лексику, если только вы не задумали пародию, а они, кстати, пользуются популярностью!
В общем, ограничений по большому счёту, нет. Но если у вас выраженная тяга к какому-либо определённому жанру – совет тот же, что и с возрастом: читайте сказки и истории похожие по стилю, отмечайте, что вам нравится и что вы бы могли использовать для своего творчества. Я отнюдь не призываю к плагиату. Я призываю учиться у мастеров и не вижу ничего плохого в подражательстве на ранних этапах творчества: на этом растут все творческие люди.
Главный герой = главный секрет успеха сказки
Если в детских, «малышовых» сказках, как я уже говорила выше, герои должны быть максимально простыми, с одной-двумя главными и понятными ребёнку чертами характера, то чем «старше» сказка, тем больше всё в ней будет зависеть от главных героев.
Самое главное – ваши герои должны нравится детям! А чтобы они нравились детям, они должны быть немножко на них похожи и попадать в схожие психологические ситуации. Вот почему семейные сказки – это самые лучшие сказки для ваших детей!
На основе этого подхода – написании индивидуальной сказки для малыша или взрослого – работает целое психологическое направление, «сказкотерапия», которое эффективно решает психологические проблемы и сложности воспитания в семье.
Итак, герой. Без убедительного и обаятельного героя не напишешь хорошей истории. Именно герой получает те уроки, которые автор вкладывает в сказку, а читатель получает этот урок по максимуму только при условии, что он симпатизирует главному герою, переживает за него.
Если вы пишете сказку для собственного ребёнка, кому, как не вам знать его особенности, склонности, сильные и слабые стороны? Вложите их в своего героя, поместите его в ситуации, фантастический антураж, за которым скрываются реальные трудности роста и взросления, и вы напишете самую лучшую сказку для своего ребёнка.
Если же вы пишете просто «для себя», определитесь, кому будет симпатичен ваш герой. Наделите его теми чертами, которые понравятся тому типу читателей, на который вы рассчитываете. Если хотите увлечь подростков – говорите о том, что важно для них.
Немного «геройских» вопросов «на засыпку»
Подумайте, почему, например, Гарри Поттер вызвал такую мощную волну-отклик среди подростков? Какие качества героя совпали с их внутренним мирооощущением, «зацепили» их настолько, что дети бросили играть в компьютерные игры, перестали зависать в интернете и стали читать эти книги? А они стали – это невероятно, но это так.
Ответив на этот вопрос, проанализировав героев тех сказок, которые нравятся лично вам и вашим детям, вы многое сами сможете понять о том, какими чертами и склонностями наделить героя вашей собственной сказки. Составьте карту-план ваших главных героев, внеся туда качества характера, их историю, привычки, склонности, недостатки и странности. Чем объёмнее сказка, тем подробнее надо расписывать главных героев.
Более подробно о героях, принципах их конструирования вы можете ознакомиться в этой статье и моей литературной школе «Живое Слово» ВК и в группе-потоке «Сказка рядом», о которой подробнее расскажу в конце статьи.
Герой без Пути – не герой! Что такое «путь героя»?
Несмотря на то, что сказки кажутся предельно простыми по сюжету, в них всегда есть структура с основными поворотами, соответствующим концепции «пути героя».
Что такое «путь героя»?
Это понятие существовало в мировой литературе с самых древних времён, когда люди стали записывать первые мифы. Если вкратце: это становление человека как личности, прохождение им всех этапов от рождения до смерти, преодоление различных кризисов, испытаний и порогов.
Вот почему сказка имеет такой мощный воспитательный эффект: в ней зашифрован, сжат, словно внутренняя пружина, глубинный образ становления человека. Он изложен в лёгкой и ненавязчивой форме сказки с волшебным антуражем, но эта скрытая пружина смысла помогает читающему неосознанно встраиваться в те реалии, которые его окружают.
Так, ненавязчиво и аккуратно, сказка вносит в читателя импульс собственного развития, поиска личных истин, ответов на волнующие вопросы. Вот почему так важно воспитывать детей на хороших, чистых и мудрых сказках, автором которых можете стать вы сами!
И потому же сюжет всех сказок, по сути, одинаков, неважно, для какой возрастной категории она написана: герой появляется на страницах, получает какой-то вызов, принимает его, проходит обучение у наставника, отправляется за пределы обычного мира, проходит различные испытания, включая подготовительные и главное, а в итоге возвращается в обычный мир с вынесенным уроком и наградой, которой должен мудро распорядиться.
На своём пути он встречает других персонажей с разными архетипами: друзей, врагов, союзников, учителей, плутов, которые так или иначе помогают ему совершить «путь героя» и стать другим, поменять свою судьбу и окружающий мир.
Конечно, все эти этапы – словно части подвижной мозаики, их можно менять местами, развивать, какие-то убирать вовсе, но суть остаётся неизменной: у вас есть сказочный герой, и он должен пройти свой путь через испытания, изменившись в результате. И, в идеале, он должен изменить не только себя, но и повлиять своими благими переменами на окружающий мир. Очень хорошая книга Кристофера Воглера «Путешествие писателя» подробно излагает принципы построения сказочных и вообще любых героев и их пути. Рекомендую!
И снова пора пошевелить извилинами!
Вспомните свою любимую сказку. Выделите в ней главного героя. Отметьте, каким он появляется на первых страницах. Задайте себе следующие сюжетные вопросы (каждый вопрос — это поворотный момент сюжета):
- В какой форме герой слышит зов к переменам?
- Как он принимает его: сразу или сопротивляется?
- Почему он всё-так покидает привычный ему мир и начинает совершать необычные действия?
- Какие испытания он проходит на своём пути, какие из них являются подготовительными, а какое – главным?
- Какой урок и награду выносит герой из этих испытаний?
- Что меняется в его взглядах на мир, от чего ему приходится отказаться, и что он приобретает взамен?
- Каким он предстаёт перед нами на последних страницах сказки? Что поменялось в нём навсегда?
- Что он даёт миру и окружающим его людям в финале сказки?
Видите, сколько вопросов… Не на все можно найти ответ, ведь сказки бывают очень разными. Но опорные точки сюжета, о которых я вам рассказала выше, вы обязательно нащупаете. Попробуйте встроить героя, который у вас сложился в результате работы над героем, в стандартную схему «пути героя».
Не советую сразу писать сложную сюжетную сказку – попробуйте оттолкнуться от вопросов, изложенных выше и выстроить на них свою первую сказку: у вас уже получится хорошая классическая сказка. А мастерство, неповторимый авторский стиль и необычность приёмов – дело наживное: от сказки к сказке будет получаться всё лучше! О стиле и приёмах подробнее — в этой статье. Главное – начать.
«Сказка рядом» — закрытая группа ВК для тех, кто хочет понять, как написать сказку самому
У меня в соцсети «ВКонтакте» есть своя литературно-писательская группа «Живое Слово», для тех, кто любит хорошую литературу и сам не чужд писательству. В этой группе можно как просто общаться с близкими по духу людьми, так и учиться писательскому мастерству на различных курсах.
Для тех, кто любит сказки и всё, что так или иначе к ним относится, я создала специальную закрытую группу «Сказка рядом», которая действует на постоянной основе.
Каждый желающий писать сказки или просто хорошо провести время в творческой обстановке, может принять в нём участие за символическую плату 290 рублей в месяц, вступив в донат группы «Живое слово». Для этого нажмите кнопку «Поддержать» в самом верху группы, как показано на скриншоте:
Помимо группы «Сказка рядом», вы получите доступ и в две другие закрытые группы, одна из которых посвящена мемуарам( «Родовая книга»), а другая — написанию нон-фикшн (нехудожественных) книг («Словомагия»).
Платёж будет сниматься автоматически в то же число месяца, в какое вы зашли в донат.
Отменить платную подписку можно в любое время.
В группе «Сказки» пишут и общаются совершенно разные люди – и абсолютные новички, впервые взявшиеся за «сказочное перо», и более опытные авторы, уже имеющие какой-то писательский опыт. Обратную связь можно получить как в комментариях к постам в группе, так и в специальном рабочем чате для донов группы «Живое Слово».
А это отзывы людей, которые писали в группе «Сказки»:
В потоке «Сказки» участникам предоставляются дополнительные материалы по написанию сказок, включая работу над героями, сюжетом, деталями атмосферы. В группе собраны различные задания, помогающие преодолеть страх перед писательством, «разогреться», повеселиться и получить заряд и идеи для вдохновения. Все задания полезны, «прокачивают» не только писательские, но и психологические навыки, в работе используются метафорические ассоциативные карты (МАК).
По желанию участника за дополнительную плату можно откорректировать, отредактировать написанные вами сказки и даже оформить их потом в сборник, подготовить его к печати.
Итак, как же написать сказку самому? Если вы предпочитаете работать самостоятельно, то, помимо этой статьи вы можете изучить дополнительно статьи по героям, сюжетам и деталям в «Живом Слове».
Если же вам легче пишется в коллективе единомышленников: добро пожаловать в донат группы «Живое Слово» и получить результат, на который вы даже и не могли рассчитывать, потому что наш весёлый дружный и творческий коллектив творит чудеса! Приходите и убедитесь сами, что написать сказку самому не только возможно, но легко и весело!
Поделитесь этим материалом с теми, кому тоже не хватает в жизни сказки! И не забудьте скачать мою бесплатную книгу о писательском мастерстве «Клавиатура + душа: как стать автором, за которым идёт читатель», а также бесплатный урок по выбору писательских тем и методу свободного письма — всё это отличные инструменты для того, чтобы пробудить в вас НАСТОЯЩЕГО ПИСАТЕЛЯ!
Николай Иванов, Алексей Рязанцев, Антон Антипин, «Общение на результат. Как убеждать, продавать и договариваться». – СПб.: «Питер», 2017.
В этой книге собрано все самое ценное, что поможет вам лучше понимать людей, их страхи и потребности, а еще – лучшие рекомендации, которые помогут вам договориться, о чем угодно с любым человеком. Все описанные техники неоднократно проверены в условиях российской бизнес-среды. Авторы – признанные эксперты бизнес-коммуникаций – с удовольствием делятся проверенными методиками делового общения, которые помогут вам повысить результативность переговоров и достигать результата быстрее и качественнее. Раздел «Роли в команде», отрывок из которого публикует Executive.ru, написан Антоном Антипиным.
Люди в группе ведут себя не так, как один на один. Вы наверняка замечали, что при личном общении человек один, а в групповой работе – совсем другой. В моей практике была крупная компания с двумя коммерческими директорами. Когда беседуешь с ними поодиночке — суперведущие. Как-то мы собрали стратегическую сессию – и там чуть до рукопашной не дошло. Эти люди так по отношению друг к другу критично настроены, что эффективную командную работу с первого раза провести не удалось. Пришлось организовать определенные мероприятия, чтобы они смогли работать в команде. Бывает наоборот – в команде оказываются два человека, расположенные друг к другу. Они способны загубить командную работу, поскольку общаются исключительно друг с другом. Случается, что в группе встречаются люди, которые с полуслова понимают друг друга — посмотрели, подмигнули и все решили. А иногда участники не могут найти общий язык – беседуют, пытаются донести свою мысль, но безрезультатно.
В XX веке Рэймонд Мередит Белбин — доктор психологических наук, выпускник Кембриджа, почетный профессор университетов в Бристоле и Экстере, советник ООН и Комиссии Европейского сообщества, автор девяти книг, ставших настольным пособием для менеджеров, — создал теорию и модель «Роли в команде менеджеров», широко используемую на предприятиях для составления рекомендаций по командным ролям.
Белбин предположил, что человек ведет себя в команде таким образом, каким позволяет вести себя его командная роль. Каждый человек играет определенную командную роль. Таких ролей восемь:
герой (мотиватор);
прагматик (координатор);
трудоголик (рабочая пчелка);
контролер;
вдохновитель;
аналитик;
поисковик;
генератор идей.
Что дает знание командных ролей? Если вы знаете командную роль сотрудника, то можете создать ему такие условия для работы, что он перестает закрываться и отдается работе по максимуму. Вы говорите, что, если, дружище, ты генератор идей, рассказывай все, что накипело, что ты хотел бы предложить полезного для компании. И он занимает ведущую позицию.
Второе, что дает эта технология, — знание, как предотвращать конфликты внутри группы. Если вы знаете, какая командная роль присуща одному сотруднику, а какая — другому и что между этими ролями потенциально возможен конфликт, ваша задача как руководителя — сделать так, чтобы эти два работника не конфликтовали (либо одному сотруднику назначаете другую роль — у каждого сотрудника может быть несколько ролей).
Например, если в рабочей группе два героя, то стопроцентно возникнет конфликт. Вы либо назначаете одному герою другую роль, либо в группу вводите специальную роль — вдохновителя (дипломата); про нее скажем отдельно ниже. Эта роль позволяет нивелировать вероятность возникновения конфликта. Когда встречаются конфликтующие командные роли, группа «сходит с ума».
Ну и главный козырь теории командных ролей — вы создаете идеальный профиль команды для решения конкретной бизнес-задачи. Когда идеальный профиль команды создан, проводите анкетирование сотрудников — узнаете, кто из них за какую команду должен играть (кто-то генератор идей, кто-то герой и т.д.). Опираясь на эти знания, формируете эффективную рабочую группу для решения определенной задачи. И быстро, качественно и в срок решаете эту задачу.
Далее я познакомлю вас с командными ролями, которые определил Белбин, и которые я использую в своей работе. Делать это буду на примере русской народной сказки «Репка». Усаживайтесь поудобнее, начинаем.
Итак, посадил дед репку, и выросла репка большая-пребольшая. И возникла у деда проблема: требуется достать репку, опираясь на ресурсы, которые у него есть. Из этой сказки мы сделаем сериал — в каждой серии дед будет выступать в той или иной командной роли, чтобы мы с вами смогли оценить, как выглядит роль в жизни.
Трудоголик (рабочая пчелка)
Итак, в первой серии нашей сказки дед выступает в роли трудоголика (рабочей пчелки). Просыпается дед, открывает окно, видит: огромная репка растет в огороде — и понимает, что репку надо выкапывать. Садится за стол и начинает планировать свои действия.
- Заточить лопату.
- Расчистить дорогу от репки к сараю.
- Подготовить телегу.
- Запастись водой.
- Поставить смартфон на зарядку…
Трудоголик славится тем, что, обладая системным мышлением, любую задачу разбивает на конкретные шаги. Согласно методологии Белбина, в каждой проектной команде должен быть хотя бы один трудоголик, иначе все останется в головах, на бумаге или еще где-нибудь, но не будет реализовываться. Трудоголик как раз обеспечит, чтобы любые цели и задачи, которые вы ставите перед группой, будут превращены в конкретные шаги, которые впоследствии можно воплотить в жизнь. Естественно, у каждой групповой роли есть как плюсы (у трудоголика это системное мышление), так и минусы. Какие минусы у трудоголика? Садится дед, смотрит на длинный список из 28 задач и начинает размышлять: может, кому-то делегировать часть задач? Бабке? Но ей придется долго объяснять, да и советами замучает. Внучка точно копать не будет — у нее маникюр. Жучка тоже не помощник, кошка ленивая, и мышка не лучший работник. Трудоголик не любит и не умеет делиться работой, ему проще сделать самому. Если хочешь сделать хорошо, сделай сам — вот его девиз. К счастью, не всегда это срабатывает, особенно если трудоголик занимает высокую должность, — он понимает, что часть задач нужно делегировать, и делает это.
Пример из жизни — каждый из нас.
Герой (мотиватор)
Следующая серия сказки — дед выступает в качестве героя. Просыпается дед, открывает окошко, видит огромную репку и вопит: «Рота, подъем! В атаку!».
Домочадцы просыпаются, слышат, что дед зовет и уже куда-то бежит, — они все бегут за ним, не зная куда, но следуют за героем. Герой всегда харизматичен, целеустремлен. Все понимают, что, если дед кричит: «В атаку!» — значит, надо бежать за ним. В дверях, естественно, образуется затор. Дед почти добежал до репки и понимает, что позади никого нет, оборачивается, видит затор — логистическая проблема. Дает другую команду, мгновенно принимает решение: «Все назад! Отходим все назад! Выносим стену!».
Они разбегаются, выносят стену и устремляются к деду. Дед командует: «Вырываем репку!».
Все бросаются на репку и вырывают. Репка подлетает и, падая, убивает мышку, ее тут же хоронят в ямке от репки. Репку уносят и съедают.
Герой обладает лидерскими качествами, всегда добивается цели, при этом не особо обращает внимание на ресурсы, которые расходует. В нашем примере репка придавила мышку. Но это неважно, главное – цель достигнута. Роль героя полезна в тех случаях, когда во время групповой работы необходимо решить сложную задачу в ограниченные сроки. Этот человек доведет дело до конца.
Пример из жизни — Сергей Шойгу.
Прагматик (координатор)
Просыпается дед, открывает окно, видит репку. Никаких эмоций на лице: оценил вес репки, размер, закрыл окно, сел за стол, достал лист бумаги и начал писать все имеющиеся в распоряжении ресурсы — бабка, внучка, жучка, кошка, мышка. Далее приступает к анализу сильных сторон каждого ресурса: бабка — хорошая мышечная масса, будет раскачивать репку; внучка обладает шикарными вокальными данными, будет во время работы петь воодушевляющие песни; у Жучки есть когти — будет подкоп делать под репку, чтобы легче было достать; кошка станет подбадривать Жучку в те моменты, когда у той упадет эффективность; мышку оставим в запасе, она нам не помощник, задавим еще, не дай бог.
Сильная сторона прагматика – внимательное отношение к ресурсам, никаких эмоций. Если героя можно вывести из себя, просто сказав: «Я не могу, у меня обед, мне надо позвонить клиенту», то у прагматика все по-другому – сначала он анализирует ресурсы, ищет их оптимальное сочетание, ведь задача должна быть решена максимально эффективно. Если прагматик понимает, что для решения задачи затратит больше денег по варианту А, то перейдет к варианту Б, если позволяет время. Прагматик трепетно относится к ресурсам, вывести его из себя практически невозможно (это может случиться, если только кто-то посягает на его ресурсы). Недостатков у него практически нет. Когда во главе рабочей группы появляется прагматик — это великое благо.
Пример из жизни — Владимир Путин.
Генератор идей
В этой серии бизнес-сказки дед выступает в качестве генератора идей. Просыпается дед, открывает окно, видит репку; восхищенный, он бежит в сарай и там начинает чем-то греметь. Проходят дни, недели, месяцы. В сарай заходит только кошка, потому что она тоже креативный интроверт. Они друг друга понимают. Работа в сарае кипит.
В итоге дед изобретет холодильник, стиральную машину, персональный компьютер… Спустя какое-то время падают стены сарая — и оттуда выезжает на танке кошка. К танку цепляют репку и за минуту выдергивают ее.
Генератор идей славится тем, что способен родить огромное количество идей: он постоянно что-то изобретает. Самая тривиальная задача решается нетривиальными способами. Если надо изобрести какой-то новый способ выполнения работы, он незаменим. Единственный недостаток генератора идей — его постоянно куда-то уносит. Поэтому для него следует установить рамки.
Пример из жизни — Альберт Эйнштейн.
Поисковик
Следующая серия сказки, где дед выступает в качестве поисковика.
Предыстория та же. Просыпается дед, видит за окном огромного желтого монстра по имени «репка», хватает кепку и выбегает из дома. Забегает к соседке.
— Здорово, Степановна! Как дела?
— Да ничего, — отвечает Степановна.
— О! — говорит дед, глядя на лежащую неподалеку мотыгу. — Отличный девайс! Ты чего это, Степановна, выкинула мотыгу, что ли?
— Ничего не выкинула, просто сохнет на солнце.
— Ха, сохнет. Она у тебя тут никогда не высохнет. У тебя ж солнца-то никогда не бывает! Давай-ка я у тебя ее возьму на пару дней: у меня точно высохнет!
Взял мотыгу и уже обдумывает, как ее применить в нелегком деле выкапывания репки…
— А чего куры? — продолжает пытать Степановну дед. — Несутся?
— Несутся, — отвечает Степановна, — правда, не особо.
— Ну, Степановна, темный ты человек! Сразу видно, наукой не интересуешься. А сейчас на коне тот, кто делает ставку на инновации!
— На что?
— Неважно. Вчера по телевизору светило народной медицины Геннадий Малахов как раз рассуждал об увеличении яйценоскости кур. Есть метода!
— Какая метода? — с неподдельным интересом Степановна уже ловила каждое слово деда.
— Витамины! Тебе нужны яйца, а курам нужны витамины!
— А где ж их взять-то, эти твои витамины?!
— Ну ты, Степановна, даешь. Все знают, что самые лучшие витамины для кур находятся в репковой ботве! Кстати, Степановна, у меня по случаю осталось пару мешков с репковой ботвой. Могу продать по хорошей цене.
Как мы видим, дед еще не выкопал репку, но уже продал ее ботву, а также заполучил мотыгу.
Далее дед побежал к следующему соседу — Петровичу. Выяснил, как тот копает репу, взял ножовку на пару недель, побежал к следующему соседу и т. д.
К обеду он обежал уже всю деревню и гордо вернулся домой с заключенными контрактами на репку и списком технологий по выкапыванию репки от соседей.
В этом весь поисковик: он собирает идеи извне и адаптирует их для решения конкретных бизнес-задач, стоящих перед группой. Он же главный коммуникатор группы с внешней средой: через него группа получает ресурсы, контракты, лучшие рыночные практики… Из личных положительных качеств поисковика можно отметить то, что он с легкостью находит язык со всеми. Из отрицательных качеств: он может быстро потерять интерес к задаче и переключиться на что-то более, с его точки зрения, интересное. Тем не менее, эта роль очень важна и нужна в групповой работе.
Пример из жизни — Остап Бендер.
Аналитик
Просыпается дед, открывает окно и видит большую репку, но на лице не отражается никаких эмоций. Закрывает окно и садится пить чай. Просыпаются бабка и внучка; Жучки нет, кошка где-то бродит. Дед про репку ни с кем разговор не заводит — он суперрационален, ждет, пока все соберутся, чтобы сто раз одно и то же не повторять. Когда вся семья расселась на кухне, дед начинает: «Друзья мои, у нас в огороде выросла большая-пребольшая репка. Я сразу хочу вас оградить от бесполезных действий, никаких экспертов вызывать не надо. Это не самая большая репка в мире, самая большая репка в мире была зафиксирована в 80-х годах на Аляске и весила она 29 килограммов, у нас репка гораздо меньше. И задача наша гораздо проще — необходимо эту репку достать. Я знаю, как это сделать, но хотел бы предварительно выслушать каждого из вас. Предлагайте варианты, как мы будем репку доставать».
И домочадцы начинают свои варианты предлагать друг за другом. Дед внимательно всех выслушал, проанализировал и подготовил решение.
Аналитик славится тем, что работает с большим количеством информации расчетливо и без эмоций. Умеет из объема данных вычленить максимально рациональную информацию, обработать ее и подать в виде готового решения. В каждую рабочую группу нужно пригласить аналитика.
Пример из жизни — Шерлок Холмс.
Контролер
Контролер – любимая командная роль автора методики Белбина. Он считает, что контролер – жемчужина любой группы. Если в команде есть контролер, он обеспечит правильное выполнение проекта в оговоренные сроки и в рамках утвержденного бюджета. Никто другой не относится так трепетно к технологиям, правилам, планам основного проекта. Контролер сделает так, что все на 100% пойдет как запланировано, будут собраны пожелания и комментарии, процесс будет оптимизирован.
Из минусов контролера можно назвать то, что его легко вывести из себя. Если вдруг что-то идет не по плану (к сожалению, это не редкость), он не успокоится, пока процесс не вернется в рамки.
Пример из жизни — Геннадий Анищенко.
Вдохновитель
Просыпается дед, открывает окно, видит огромную репку и понимает всю сложность задачи для домочадцев. Начинает готовиться к встрече с ними, потом собирает всех, создает атмосферу и говорит: «Бабка, 60 лет мы с тобой вместе. Все это время ты делала меня самым счастливым человеком на свете. Спасибо тебе! Внучка! Ты — лучик света, который наполняет смыслом нашу жизнь. Жучка! Все помнят, как в далеком 87-м году ты спасла меня. Спасибо тебе! Кошка, о твоей доброте ходят легенды, ты единственная кошка на земле, которая приютила мышь. Спасибо тебе! Мышь, ты просто великолепна! Друзья мои, я вас всех люблю!».
Домочадцы полны умиления и готовы сделать все, что дед попросит. Дед достучался до всех и продолжает:
— Судьба послала нам испытание. Посмотрите в окно, вы видите там желтого коварного монстра, который решил захватить наши плодородные земли?
— Да, видим!
— Неужели мы позволим этому чудовищу сделать это?
— Нет, не позволим.
— Я не слышал: мы позволим?
— Нет, не позволим!
И побежали. И вырвали репку. Задача решена. При этом дед приложил минимум усилий для того, чтобы справиться с целью. Но самое удивительное — делает он это абсолютно искренне, в каждом члене команды видит что-то хорошее и всякий раз пытается это хорошее подчеркнуть. Поэтому у него в команде благоприятный психологический климат.
Вдохновитель нужен проекту тогда, когда потенциально возможен конфликт (встречаются два героя, или два генератора идей, или два аналитика — вдохновитель способен сделать так, что все будут работать в обнимку).
У вдохновителя есть и недостаток: если он становится во главе команды, то возникает вероятность, что, заботясь о микроклимате в коллективе, он на какое-то время забудет про бизнес-задачу. Поэтому вдохновителя задействуйте в командной работе периодически.
Пример из жизни — Далай-лама.
Итак, подведем итог. Опираясь на знание командных ролей, вы можете собрать идеальную команду, которая будет эффективно решать бизнес-задачи.
Рассмотрим профиль команды, которая занимается креативными задачами, разработкой стратегий либо оптимизацией деятельности. Во главе становится прагматик, в группу вводятся генератор идей, желательно поисковик, обязательно рабочая пчелка, также нужен аналитик, который будет искать рациональное зерно и выбирать оптимальный вариант из того многообразия идей, что предложат генератор и поисковик.
Для решения задач регламентации деятельности профиль команды может быть другим. Когда вы описываете имеющиеся в компании процессы, ваша задача — их формализовать и собрать в единый регламент (здесь идеально подходит герой). У вас нет много времени для решения задач, и этот человек обеспечит, чтобы все было сделано быстро и качественно. В составе команды есть аналитик, вдохновитель, рабочая пчелка, контролер. Рабочая пчелка отвечает за конкретные шаги, выстраивание процесса, контролер проследит, чтобы все уложились по времени. Вдохновитель обязательно нужен, потому что встречаются два «вулкана»: герой и контролер. Их периодически надо будет «гасить» — и это может сделать только вдохновитель.
Источник : hr-inspire.ru
«
В предлагаемой книге основы менеджмента, его функции, технологии и роль человеческого фактора рассматриваются с помощью притч, сказок и занимательных историй. Комментарии автора делают чтение не только познавательным, но и увлекательным.
Книга в первую очередь предназначена для преподавателей дисциплин «Менеджмент», «Основы менеджмента», «Теория менеджмента», а также для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Менеджмент» (квалификация — бакалавр). Простой стиль изложения, большое количество примеров и комментариев по ним, практических рекомендаций делают ее полезной для руководителей разного уровня, а также для широкого круга читателей.
Фрагмент текстового слоя документа размещен для индексирующих роботов.
Для полноценной работы с документом, пожалуйста, перейдите в
ридер.
Москва Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°» 2020 Е. Л. Маслова МЕНЕДЖМЕНТ в притчах, сказках и занимательных историях с комментариями 4-е издание
Маслова Е. Л. Менеджмент в притчах, сказках и заниматель- ных историях с комментариями / Е. Л. Маслова. — 4-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. — 256 с. ISBN 978-5-394-03781-8 В предлагаемой книге основы менеджмента, его функции, технологии и роль человеческого фактора рассматриваются с помощью притч, сказок и занима- тельных историй. Комментарии автора делают чтение не только познавательным, но и увлекательным. Книга в первую очередь предназначена для пре- подавателей дисциплин «Менеджмент», «Основы менед- жмента», «Теория менеджмента», а также для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направ- лению подготовки «Менеджмент» (квалификация — ба- калавр). Простой стиль изложения, большое количество примеров и комментариев по ним, практических реко- мендаций делают ее полезной для руководителей раз- ного уровня, а также для широкого круга читателей. ISBN 978-5-394-03781-8 © Маслова Е. Л., 2017 © ООО «ИТК «Дашков и К°», 2017 М31 УДК 65 ББК 65.29 М31
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Глава 1. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА . . . . . . . . . . . . . 6 1.1. Сущность менеджмента, менеджер в системе менеджмента . . . . . . . . . . . . 6 1.2. Требования к руководителю . . . . . . . . . . . . . 8 1.3. Требования к подчиненным . . . . . . . . . . . . 24 Глава 2. ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА . . . . . . . . . . . 38 2.1. Планирование в системе менеджмента . . . . 38 2.2. Целеполагание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45 2.3. Организация как функция менеджмента. Делегирование полномочий . . . . . . . . . . . . . . . . 60 2.4. Мотивация как функция управления . . . . . 69 2.5. Контроль в менеджменте . . . . . . . . . . . . . . . 79 Глава 3. ТЕХНОЛОГИИ МЕНЕДЖМЕНТА . . . . . . . . 87 3.1. Коммуникации в менеджменте . . . . . . . . . . 87 3.1.1. Понятие и эффективность коммуникаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87 3.1.2. Переговоры как вид коммуникации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92 3.1.3. Умение задавать вопросы . . . . . . . . . . 98 3.1.4. Публичное выступление . . . . . . . . . . . 104 3.1.5. Несовершенство речи . . . . . . . . . . . . 110 3.1.6. Невербальный язык . . . . . . . . . . . . . . 117 3.2. Управленческие решения: разработка, принятие и реализация. . . . . . . . . 120 3.3. Организация личного труда руководителя (самоменеджмент) . . . . . . . . . . . 132
Глава 4. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В УПРАВЛЕНИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141 4.1. Личность в менеджменте . . . . . . . . . . . . . . 141 4.1.1. Индивидуальные особенности . . . . . . 142 4.1.2. Эмоции в жизни человека . . . . . . . . . 161 4.1.3. О значимости дела . . . . . . . . . . . . . . . 166 4.2. Команда как фактор успеха . . . . . . . . . . . 170 4.3. Стиль руководства, лидерство . . . . . . . . . . 174 4.4. Конфликты в менеджменте . . . . . . . . . . . . 179 4.5. Стрессоустойчивость менеджера . . . . . . . 192 4.5.1. Понятие стрессоустойчивости . . . . . . 192 4.5.2. Основы психогигиены . . . . . . . . . . . . 200 4.5.3. Позитивное мышление. . . . . . . . . . . . 203 4.5.4. Как быть счастливым . . . . . . . . . . . . 210 4.6. Инновационный потенциал руководителя и коллектива . . . . . . . . . . . . . . . 215 4.7. Этика менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . 223 4.7.1. Требования к внешнему облику менеджера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224 4.7.2. Речевой этикет в работе менеджера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229 4.7.3. Подарки в деловом общении . . . . . . . 236 4.7.4. Национальные особенности этики менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241 4.7.5. Телефонный этикет в работе менеджера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247 ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253 ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255
ВВЕДЕНИЕ В настоящее время в учебный процесс внедряются современные методы ведения занятий. В проводимых нами тренингах для деловых людей и учебных занятиях для студентов мы стали часто использовать метафори- ческие деловые игры1. Для иллюстрации отдельных по- ложений менеджмента приводятся подходящие под рас- сматриваемую тему притчи или занимательные истории. В нашем случае притчи помогают более красочно объяснить студентам или участникам тренингов суть от- дельного положения менеджмента. Притча — великолепное средство разбудить мысль. Но для того, чтобы успешно применять притчи в обуче- нии, их в ассортименте преподавателя должно быть мно- го. В течение нескольких лет я стала коллекционировать притчи, занимательные истории и описание событий, ко- торые происходили в жизни и работе моих обучающихся. И когда собранного материала стало достаточно, я решила оформить это в виде книги. Содержание данной книги я постаралась выстроить по логике дисциплины «Менеджмент», выделив отдельные главы. 1 Более подробно см.: Маслова Е.Л., Дуборасова Т.Ю. Использование метафорических деловых игр в учебном процессе // Традиции и инновации в кооперативном секторе национальной экономики: Материалы Между- народной научной конференции. — М.: РУК, 2008; Они же. Использование метафорических игр в образователь- ном процессе // Инновационные проекты в действии. — М.: РУК, 2008.
Глава 1. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА 1.1. Сущность менеджмента, менеджер в системе менеджмента При всех различиях в понимании менеджмента об- щим является то, что он связан с людьми. Это положение подтверждают следующие определения: менеджмент — процесс, посредством которого группа сотрудничающих людей направляет свои действия к общим целям. Менед- жмент — это умение добиваться поставленных целей, ис- пользуя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Кто же такой менеджер? Менеджер — руководитель или управляющий, от- вечающий за определенное направление деятельности предприятия, например менеджер по персоналу, ин- вестиционный менеджер, менеджер по связям с обще- ственностью, финансовый менеджер, риск-менеджер, бренд-менеджер, менеджер по продажам, управляю- щий проектом (менеджер проекта) или целой компани- ей (топ-менеджер)1. Как известно, менеджеры (руководители) бывают разных уровней. Выделяют три уровня менеджмента: низовой, средний и высший (топ-менеджеры) (рис. 1). Менеджеры каждого уровня решают свои задачи и яв- ляются очень важными для сохранения конкурентоспо- собности фирмы. Важную роль играют менеджеры линейного уров- ня, так как они руководят уже непосредственными ис- 1 http://ru.wikipedia.org/wiki/Менеджер
полнителями, и от их умения распределить и правильно сформулировать задания исполнителям зависит конеч- ный результат деятельности подразделения да и органи- зации в целом. Рис. 1. Уровни менеджеров в организации Приведем краткую выдержку из современной притчи. Притча о менеджерах низового звена Император: «Да есть ли вообще разница между ру- ководителем низового звена и топом? Работа их очень похожа, разница только в уровне и степени влияния…». Мудрец: «Не соглашусь. Низовой менеджмент мно- гих компаний обладает определенной по сравнению с топами спецификой. Чаще всего это сотрудники, не так давно вышедшие из «низов», т. е. проявившие себя, так или иначе выделившиеся среди других, но еще недале- ко от них ушедшие. Поэтому у «низовых менеджеров» свои трудности. Одна из них связана с тем, что руково- дитель, вышедший из рядовых сотрудников, психологи- чески остается на одной ступени со своими прежними коллегами и нынешними подчиненными. «Инициация»
не произошла: человек не чувствует себя руководите- лем, смущается давать распоряжения, старается сгла- дить свое новое положение общением с подчиненными «на равных». Часто сотрудник, еще недавно бывший ря- довым, сталкивается с трудностью организации других людей. Являясь специалистом в своей области, он не уме- ет организовывать людей и оказывать на них влияние. Как правило, такой руководитель работает в стиле «экс- перт»: если подчиненные обращаются с вопросами, дает советы, если нет — то все идет, как идет». Император: «Да ведь руководители низового звена чаще всего лишь транслируют решения топов рядовым сотрудникам. Стоит ли предъявлять к ним такие требо- вания?». Мудрец: «Стоит. Менеджер низового звена — это пол- ноценный руководитель своего участка. Прежде всего он должен быть способен реализовать поставленные перед ним задачи. А именно: — распределить работу между своими сотрудника- ми согласно их компетенции и возможностям; — мотивировать сотрудников на выполнение работы; — контролировать процесс выполнения; — подстраховывать заранее слабые или трудные участки». 1.2. Требования к руководителю В процессе тренингов мы со слушателями часто об- суждаем, каким же требованиям должен отвечать, ка- кими качествами должен обладать успешный руководи- тель. Так, одна из групп руководителей, повышающих свою квалификацию в 2015 г., методом отбора выдели- ла четыре основных качества: 1) компетентность; 2) твердость, настойчивость;
3) умение принимать решение и брать ответствен- ность на себя; 4) тактичность. Специалисты по менеджменту выделяют огромное количество качеств идеального руководителя. Перечис- лим пять качеств руководителей фирм «скрытых чем- пионов»: 1) единство личности и задачи; 2) исключительная целеустремленность; 3) отсутствие страха; 4) жизненный оптимизм и энергия; 5) способность воодушевлять других. Хорошему управляющему надо уметь слушать не меньше, чем говорить (Л. Якокка). Руководить — это значит не мешать хорошим лю- дям работать (П. Л. Капица). Ответственность — это та цена, которую мы платим за власть (У. Черчилль). Думаю, что одним из основных качеств идеального ру- ководителя является профессионализм в сфере управления. Притча о мастерстве У Императора умер начальник охраны. Император решил пригласить на его место самого лучшего мастера кунфу. Во всей Поднебесной нашлось всего три челове- ка, которые соответствовали строгим критериям, предъ- являемым Императором. Этих трех и пригласили для решающего испытания. Испытание было очень простым: 12 человек должны были стать в круг и кидать в испытуемых камни: кто продер- жится дольше всех, тот и получит высокую должность. Первый показал секретную технику Алмазного ку- лака. Он отбивал руками и ногами все камни, которые в него кидали, крошил их блоками и встречными ударами и продержался один час.
Второй показал секретную технику Волшебного дра- кона. Он уворачивался от любых камней, которые в него кидали, и продержался два часа. А в третьего не стал кидать камни никто. С тех давних пор мало что изменилось. Интересно, что когда я на тренингах прошу пред- ставить начальника и описать его портрет, то это обыч- но мужчина 35–40 лет, представительной внешности, т. е. «крупный». Однако отрадно, что в XXI в. все-таки стали менять- ся стереотипы восприятия личности, в том числе отно- шение к личности руководителя. Это может быть уже и женщина, и более молодые мужчины. Историческая притча В 30-е гг. XX в. одна японская компания купила в США промышленный станок. Месяц спустя производите- ли получили телеграмму: «Станок не работает. Пришли- те настройщика». Производитель направил туда специалиста, но из Японии поступила новая телеграмма: «Настройщик слиш- ком молод. Пришлите кого-нибудь более опытного». Про- изводитель выслал ответную телеграмму: «Лучше восполь- зуйтесь его услугами, потому что он — изобретатель этого станка». Считаю, что для руководителя очень важна уверен- ность в себе и в успехе начатого дела, чтобы эту уверен- ность передать своим подчиненным. Притча. Больше, чем деньги1 Один предприниматель был в долгах и не видел вы- хода. Кредиторы наседали на него. Поставщики требова- ли оплаты. Он сидел на скамейке в парке, опустив голову, гадая, что же может спасти компанию от банкротства. 1 http://pritchi.ru/id_7023
Вдруг перед ним появился какой-то старик. — Я вижу, что вас что-то тревожит, — сказал он. После того как старик выслушал предпринимате- ля он сказал: — Думаю, я могу вам помочь. Он спросил у предпринимателя его имя, выписал чек и сунул его в руку, говоря: — Возьмите эти деньги. Встретимся здесь ровно че- рез год, и вы сможете отдать мне их в это время. Затем он повернулся и исчез так же быстро, как и появился. Предприниматель увидел в руке чек на сумму 500 ты- сяч долларов, подписанный Джоном Рокфеллером, в то время одним из самых богатых людей в мире! «Я могу покончить со своими проблемами в одно мгновение!» — подумал он. Но вместо этого предприни- матель решил положить безналичный чек в свой сейф. Одна только мысль о его существовании давала ему силы найти способ сохранить свой бизнес. С вернувшимся оптимизмом он заключил выгодные сделки. Ему удалось совершить несколько больших сде- лок. В течение нескольких месяцев он выбрался из дол- гов и снова стал зарабатывать деньги. Ровно год спустя, он вернулся в парк с тем самым чеком. В уговоренное время старик опять появился. И в тот момент, когда предприниматель хотел уже вернуть чек и поделиться своей историей успеха, подбежала мед- сестра и схватила старика. — Я так рада, что поймала его! — воскликнула она. — Надеюсь, он не беспокоил вас. Он всегда убегает из дома и рассказывает, что он Джон Рокфеллер. Удивляясь, предприниматель просто стоял ошелом- ленный. В течение всего года он крутился и строил бизнес, покупая и продавая, убежденный, что у него было пол- миллиона долларов. Внезапно он понял, что это не день- ги, реальные или воображаемые, перевернули его жизнь.
Это была его новая уверенность, которая дала ему силы, чтобы добиться всего того, что он теперь имеет. Некоторые авторы приводят три необходимых атри- бута успешности руководителя компании: • новые идеи; • здравый смысл; • поддержку подчиненных. Следы на песке1 Одному человеку приснился сон: идет он вдоль моря песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. А на небе, сменяя друг друга, вдруг появились и начали мелькать картины жизни этого человека. Вот он школьник… Вот — студент… Вот встретил свою любовь… Случайно бросив взгляд на песок, он заметил две це- почки следов. Одну цепочку — от своих ног, другую — от ног Господа. Но картины жизни не позволили человеку долго смотреть на песок. Вот родились дети… Вот — ра- бота… Успех и неудачи… Смерть друга… Картины мель- кали и мелькали. Когда перед человеком промелькнула последняя кар- тина из его жизни, он оглянулся. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил человек и то, что следы эти оставлены в момен- ты прохождения им самых тяжелых моментов его жизни. Человек опечалился, увидев это, и обратился к Гос- поду: — Господь мой, ты говорил, что не оставишь тех, кто следует твоим путем. Но посмотри на то, что увидел я: на песке лишь одна цепочка следов тянется в самые тя- желые времена моей жизни. Почему же, когда я больше всего нуждался в тебе, ты меня покидал? 1 Иванов А. Н. Притчи и истории для тренера и кон- сультанта. — СПб.: Речь, 2007. — С. 100.