Руководство воспитателя процессом самообслуживания в средней группе

Конспект организации самообслуживания

 для детей средней группы

Воспитатель: Гимаева Л.Г.

Цель:  совершенствование
умения самостоятельно одеваться, раздеваться.

Задачи:

Образовательная задача: закреплять
умения правильно одеваться;

Развивающая задача: 
развивать умения аккуратно складывать и вешать свою одежду;
Воспитательная задача: воспитывать желание помочь друг другу.

Создание развивающей предметно-
пространственной среды:
кукла, письмо, вещи.
Словарная работа:
неаккуратный, неряха, «Встречают по «одёжке», а провожают
по уму», испытание .
Предварительная работа с детьми:
побеседовать с детьми, рассмотреть

иллюстрации, картинки.

Предварительная работа воспитателя: изучить
методическую литературу, подготовить необходимый для игры материал, составить
конспект самообслуживания.
Методы и приемы:
объяснение, показ, беседа, поощрения.  
Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей:
конспект составлен с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей средней группы,
индивидуальная работа с Ариной и Кириллом.

Ход организации труда по
самообслуживанию:

1. Вводная часть:
 Воспитатель: Дети,
утром нам пришло письмо, не подписано, обратного адреса нет. Почитаем что там
написано: «Здравствуйте! Нужна ваша помощь! Приду утром!»

Очень интересно! (звонок в домофон) А
вот, наверное, и наш гость!

(В группу входит кукла,
представляется, начинает снимать верхнюю одежду и на ходу разбрасывает вещи.)

2. Основная часть:
Кукла:
«Здравствуйте! Меня зовут кукла Катя. Я расстроена. Мои подружки не приглашают
меня к себе в гости! Они говорят, что я неаккуратная, неряшливая! Что это за
слова такие, что они означают? И что мне теперь делать? Вы здесь всё знаете,
вот я и решила к вам за помощью обратиться!

Воспитатель:
Мы знаем, Катя, как тебе помочь! Во-первых, дети, что означают эти слова –
неаккуратный, неряха? (Это человек, который не следит за своими вещами и своим
внешним видом.)

Что Катя сделала неправильно когда
вошла? (Разбросала свои вещи.) Давайте расскажем, что с ними на самом деле
нужно делать.

Индивидуальные ответы детей:

— сапоги поставить под лавочку,

— куртку повесить на вешалку,

— шапку положить на полку.

Воспитатель после ответов детей
помогает убрать верхнюю одежду на свои места. «Чтобы не забылись наши советы,
запомни пословицы и поговорки про аккуратность, которые знают наши дети. Миша
С. «Береги платье с нова» («значит, что за всеми вещами нужно ухаживать не
только когда они состарились, но и когда они ещё новые»).

Кукла: Ой,
а у меня тут ещё много вещей! Они все перепутались, и я не знаю, что с ними
делать! Научите меня вещи раскладывать! (Высыпает из пакета вещи.)

Дети:  Несколько
детей помогают кукле разложить вещи по парам, а непарные вещи аккуратно сложить
или развесить на стуле.

Воспитатель:
«Вещи надо убирать, не придётся их искать». Дети, вы знаете, что вещи нужно не
только аккуратно раскладывать на свои места, но и аккуратно их носить, следить
за своим внешним видом. Посмотрите на нашу гостью- что не так в её наряде?

(Дети замечают недостатки в одежде
куклы, и по — очереди выходят их исправлять

— развязанный бант на голове,

— носки разного цвета,

— тапки не на ту ногу,

— блузка заправлена не до конца.)

Воспитатель: Запомни
ещё один урок — «Встречают по «одёжке», а провожают по уму» (означает, что в
первую очередь люди обращают внимание на внешний вид других людей, на их
«Одёжку», а уже потом на всё остальное).

Кукла:
Молодцы! Да, много знаете! Мне вы всё рассказали, а теперь я хочу посмотреть-
сами-то вы всё это умеете делать? Я вам устрою испытание- кто правильно
оденется на прогулку?

(Воспитатель выбирает 2 детей,
которые будут показывать, как они умеют одеваться. А остальные подходят к
столу, где разложены карточки с изображением одежды, и показывают их в
правильной последовательности.)

Кукла:
Молодцы, ребята! Теперь я тоже знаю как правильно одеваться!

3. Рефлексия
Воспитатель
: Вот и помогли мы кукле Кате! Надеюсь,
теперь у неё не будет проблем!

Катя:
Спасибо, ребята, вы мне очень помогли! Я запомню ваши советы!

Формирование навыков самообслуживания и организация хозяйственно — бытового труда в ДОУ (средняя группа).

Формирование навыков самообслуживания является основой трудового воспитания в средней группе. Педагог сначала всегда предоставляет возможность ребёнку попробовать сделать что-либо самому. При возникновении трудностей воспитатель показывает детям, как надо действовать, а не выполняет задание за них. Воспитание культуры приёма пищи, соблюдения гигиенических норм осуществляется непосредственно в режимных моментах: завтрак, обед, полдник, одевание на прогулку, раздевание, мытьё рук, правила поведения за столом, забота о своём внешнем виде (умывание, причёсывание, правила пользования носовым платком). Через освоение навыков самообслуживания дети формируют понимание о важности соблюдения правил гигиены

Формирование способности самостоятельного одевания/раздевания, причёсывания, обращения со столовыми приборами зависит от степени развития мелкой моторики у детей. В средней группе в игровой форме даются задания на закрепление навыков обращения с различными видами застёжек (бельевые крючки, пуговицы, молнии, кнопки, липучки), ребята начинают осваивать алгоритм завязывания шнурков. Совершенствуется умение правильно держать столовые прибор. Девочки в сюжетно-ролевых играх «Салон красоты» и «Парикмахерская», а также в занятиях с куклами учатся делать простые причёски (хвостики, косичку). Перед детьми пятого года помимо закрепления ранее усвоенных навыков ставится более сложная задача — оказание взаимопомощи одногруппникам и младшим по возрасту ребятам (помочь надеть ботинки, завязать шапку или шарф, причесать). Воспитанники оказывают помощь тем, у кого возникают трудности в самообслуживании (например, завязывают фартук).

Обучение навыкам самообслуживания ребят 4–5 лет строится в формах прямого показа (возможно, показа действий при помощи куклы), изучения наглядного материала (плакатов с алгоритмом выполнения действий в правильном порядке), просмотра познавательных мультфильмов, чтения художественных текстов на досуге. Для закрепления навыков и профилактики переутомления проводятся игры, содержащие тематику самообслуживания. Например, «Научим Буратино заправлять кровать», «Зайчонок в гостях у Мойдодыра», «Волшебный мешочек», «Разложи по местам». Выполнение трудовых обязанностей с детства должно вызывать удовольствие от ощущения своей значимости

В среднем дошкольном возрасте дети понимают указания воспитателя и следуют словесным инструкциям. Самообслуживание признаётся методическими исследованиями простейшим, но вместе с тем, одним из основных элементов трудовой деятельности ребёнка. Примеры трудовых поручений по самообслуживанию: «Помоги дежурной вытереть со стола», «Выверни варежки и положи их сушиться на батарею», «Пожалуйста, накрой кровать покрывалом». Первые инструкции по самообслуживанию могут быть представлены наглядно, в виде мнемокарт — последовательности картинок по конкретной теме. Так в уголке дежурных по столовой находится мнемокарта с порядком выполнения обязанностей, в центре природы — инструкция в картинках по уходу за растениями и др.

https://konspektiruem.ru/wp-content/uploads/algoritm-umyvaniya-600x4562.jpg
Схема с алгоритмом может быть размещена в санитарной комнате

Первые трудовые поручения просты, но благодаря их выполнению ребёнок начинает уважать свой и чужой труд

Картотека тем по формированию навыков самообслуживания и организации хозяйственно-бытового труда в средней группе — таблица

Тема по самообслуживанию

Воспитательные и обучающие задачи

«Приём пищи»

Совершенствование умения правильно держать вилку и ложки, брать чашку, стакан. Закрепление умения пользоваться салфеткой во время приёма пищи. Привитие культуры приёма пищи: не разговаривать за столом, есть с закрытым ртом, пережёвывать и глотать пищу бесшумно, держать приборы над тарелкой, класть их по окончании трапезы на край тарелки, а не на скатерть, убирать за собой со стола, благодарить за вкусную еду.

«Соблюдение правил гигиены»

Закрепление навыка умывания: намылить с образованием пены, тщательно смыть, насухо вытереть. Обучение своевременному пользованию носовым платком, бумажными салфетками. Обучение соблюдению порядка в туалетной комнате. Закрепление умения следить за чистотой лица, рук и тела. Развитие умения аккуратно причёсываться щёткой, расчёской, для девочек — убирать волосы с лица при помощи ободка или заколки, завязывать резинкой хвостик, плести косу. Воспитание привычки самостоятельно следить за своим внешним видом и исправлять недостатки.

«Одевание и раздевание»

Закрепление умения раздеваться и одеваться в правильной последовательности, расправлять снятую одежду и аккуратно вешать на стул или в шкафчик. Совершенствование умения шнуровать ботинки, застёгивать сандалии, босоножки. Закрепление умения работать с различными видами застёжек. Формирование умения самостоятельно поддерживать порядок и чистоту в бельевом шкафу. Развитие умения одеваться в ускоренном темпе (во время учебной эвакуации, пожарной тревоги).

«Содержание в порядке предметов одежды и обуви, спального места»

Обучение чистке и просушиванию одежды и обуви. Обучение стирке: замачивание, стирка, полоскание, отжим, развешивание на бельевую верёвку (стирают, как правило, кукольную одежду). Совершенствование и закрепление умения аккуратно заправлять кровать. Совершенствование и закрепление умения застилать кровать покрывалом или пледом. Развитие умения менять постельное бельё. Помогать нянечке в уборке помещения.

Конспект организации самообслуживания с детьми
средней группы

Тема: умывание

Цель: Развитие культурно-гигиенических навыков

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
I. ЗАДАЧИ:
1. Образовательные задачи:

1. закреплять навыки умывания и пользования личным полотенцем.

2. Учить проявлять самостоятельность.

2. Воспитательные задачи:

1. воспитывать культуру общения.

3. Развивающие задачи:

1. развивать умение правильно вести себя в умывальной комнате

II. ПОДГОТОВКА:

1. Предварительная работа с детьми: Чтение произведения «Мойдодыр» К. И. Чуковского, просмотр мультиков на данную тему

2. Оборудование и материалы: кукла Даша, полотенца, мыло, расчёски, кувшин с водой,

Логика деятельности

Ход деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть

— Ребята, все переоделись после прогулки? Пора идти мыть руки!

На стуле сидит кукла Даша

— Смотрите, а кто это там сидит? Это же кукла Даша! Но присмотритесь, что с ней? У неё же все ручки, ножки и личико грязные! Что с ней случилось? Давайте я узнаю.

Воспитатель подходит к кукле, прикладывает к уху.

— Как вы думаете, что могла случиться с Дашей?

— Нет, ребята, неправильно. Представляете, она всего лишь гуляла! И испачкалась пока бегала по лужам.

— А ещё наша любимая кукла Даша совсем не хочет умываться. Она пришла в группу раньше нас, нянечка сказала мне, что попыталась позвать её умываться и мыться, а она отказалась! Ребята, давайте покажем кукле Даше как надо умываться, она посмотрит на вас и тоже захочет стать чистыми, как и мы!

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Основная часть

Зайдя в умывальную комнату, воспитатель задаёт детям вопросы:

— Зачем так много полотенец?

— Для чего нужны стаканчики?

— Зачем надо мыть руки с мылом?»

— А теперь давайте научим нашу куклу Дашу умываться. Давайте вспомним и расскажем, как надо умываться.

— Что надо делать сначала?

— Как надо намыливать руки?

— Молодцы, думаю, кукле Даше надо помочь.

Воспитатель вносит тазик, кувшин с водой. –

— Давайте Ксюша поможет кукле вымыть правую ножку. А Лена левую. Женя правую ручку, Лёня левую, а Миша лицо. Поможем же нашей куколке, только делайте всё правильно, чтобы Даша запомнила, как нужно умываться. Давайте возьмём вот это мыло.

Ксюша, возьми его, понюхай, приятно пахнет?

 Как ты про него можешь сказать?

А как мы ещё говорим про мыло? 

Что сейчас у нас делает Лена?

 Как она намыливает? 

А теперь что надо сделать?

Женя, давай я тебе помогу. Я полью, а ты смой мыло.

Посмотрите, что делает водичка? А как по-другому сказать?

— Да она течет струйкой. Ах, какие чистые руки!

 А что теперь надо умыть? 

Расскажи Миша, как моем лицо. Сначала глаза, лоб, щёки, подбородок.

— Давайте, все вместе скажем – подбородок. Покажите все у себя подбородок. Молодцы! Вот какое трудное слово мы сказали.

Дети заканчивают мыть куклу Дашу, воспитатель им помогает.

Дети отвечают на вопросы воспитателя, задают свои

Заключительная часть

Молодцы, ребята, вы очень помогли! Кукла Даша всё запомнила и теперь будет умываться, мыться сама. Давайте повторим, что мы с вами сегодня делали.

Педагог задаёт вопросы по пройденной теме, дети отвечают.

Воспитатель читает стихотворение:

От водички, от водицы

Всё улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

Даша умывается,

Солнцу улыбается!

Дети слушают воспитателя, проводится рефлексия занятия

Конспект организации хозяйственно-бытового труда с детьми
средней группы

Тема: спасение игрушек

Цель: Приучать детей поддерживать чистоту и порядок в групповой комнате

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие
I. ЗАДАЧИ:
1. Образовательные задачи:

1. Обучать простейшим трудовым умениям и навыкам: вытирать пыль, мыть игрушки, вытирать игрушки полотенцем.

2. Учить проявлять самостоятельность.

2. Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес к труду; привычку к трудовому усилию и такие качества личности

3. Развивающие задачи:

1. Развивать воображение.

II. ПОДГОТОВКА:

1. Предварительная работа с детьми: Беседа о злом колдуне и о спасении игрушек; знакомство детей с поговорками о труде; мытье столов, стульев и игрушек.

2. Оборудование и материалы: Клеенки, тазики, тряпочки, губки, мыло, полотенца, клеенчатые фартуки. Ставим три стола, на два стола поставим тазики, на третий будем складывать мокрые игрушки. Два стола накрываем клеенками, чтобы не замочить столы, если вода нечаянно прольется на стол. Третий – простыней, на третий стол будем складывать вымытые игрушки.

Логика деятельности

Ход деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть

— Здравствуйте ребята!

— Пока вы спали, с нашими игрушками произошла беда. Злой колдун наслал на них пыль и грязь. Хорошо, что он не успел испачкать все наши игрушки, он испачкал только некоторые игрушки, конструктор и мебель. Мы заметили его и прогнали. Теперь некоторыми игрушками играть нельзя, а если ими не играют, они погибают. Мебелью тоже нельзя будет пользоваться. Слышите, как игрушки, столы и стулья умоляют вас спасти их? Минутка тишины.

— Слышите?

— Как вы думаете, хорошо ли им сейчас? Скажите, какие они?

— Что же делать нам, ребята?

Совместно решаем помыть игрушки, столы и стульчики.

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Основная часть

Распределяем обязанности при помощи карточек с картинками (игрушки или мебель).

— Прежде чем начать работу, давайте вспомним последовательность действий:

— Игрушки моем губкой: сначала в мыльном растворе, а затем споласкиваем в чистой воде и раскладываем на столе с простыней, чтобы они сохли.

Как мы протираем мебель?

-Для протирания мебели также смачиваем тряпки в мыльном растворе, хорошо отжимаем, протираем стулья (спинки, сиденье, ножки) и столы (верх, боковины и ножки), затем поласкаем тряпочки в чистой воде, отжимаем и все протираем чистой тряпочкой.

Затем приступаем к работе. 

— Ребята, перед работой давайте разомнем наши пальчики, чтобы они хорошо трудились, поиграем в игру «На двери, весит замок».

— А теперь за работу.

По мере необходимости направляю работу.

Дети отвечают на вопросы воспитателя, задают свои, выполняют указания воспитателя

Заключительная часть

— Ребята, мы с вами сделали все дела, молодцы.

Я вот знаю такую поговорку «Сделал дело – гуляй смело». Можем мы смело гулять?

— Как вы думаете, теперь наши игрушки и мебель какие?

— А как мы их очистили?

— Молодцы!

Игрушки ждут, не дождутся, когда вы будете с ними играть. Но сначала послушайте, что они вам говорят?

Минутка тишины.

— Что вы услышали?

— Спешите играть, ребята!

Дети слушают воспитателя, проводится рефлексия занятия

Конспект организации труда в природе с детьми
средней группы

Цель: воспитание у детей основ экологической культур

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие
I. ЗАДАЧИ:
1. Образовательные задачи:

1.  Углублять и конкретизировать знания детей об овощных культурах.

2. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи об условиях роста растений.

2. Воспитательные задачи:

1. Воспитывать любовь к природе, осознанное бережное отношение к ней; трудолюбие.

3. Развивающие задачи:

1. Развивать познавательный интерес к природе, психические процессы, логическое мышление.

II. ПОДГОТОВКА:

1. Предварительная работа с детьми: просмотр развивающего видео «Что растет в огороде», рассматривание иллюстраций и муляжей овощей, чтение художественной литературы по теме, дидактические игры «Что растет на огороде?», «Угадай на вкус», «Угадай на ощупь», «Вершки и корешки», разучивание текста физминутки «Репка», подвижной игры «Повар и овощи», русской народной игры «Капуста».

2. Оборудование и материалы: магнитофон, аудиозапись песни «Вместе весело шагать» сл. М. Матусовского, муз. В. Шаинского; садовый инвентарь: тяпка, палочки с заостренным концом, ведро с водой, большая лейка, маленькие лейки, пакет для мусора.,

Логика деятельности

Ход деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть

 Ребята, посмотрите, кто к нам пришел!

Лунтик здоровается. Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел!

Лунтик здоровается. Дети подходят к Лунтику, приветствуют его.
Воспитатель: Здравствуй, Лунтик! Мы очень рады, что ты снова к нам пришел, поиграешь с нами?

Лунтик: Конечно, я с удовольствием с вами поиграю, только вот у меня проблема, мне нужна ваша помощь.
Воспитатель: Лунтик, расскажи нам, что у тебя случилось.
Лунтик: Ребята, я решил вырастить на своем огороде любимые овощи, посадил семена и рассаду. Но дни проходят, а семена очень плохо всходят, и рассада погибает, становится вялой и бледной. Ничего не понимаю, почему? Я так мечтал вырастить вкусные и полезные овощи.
Воспитатель: Лунтик, а как ты ухаживаешь за своими растениями?

Лунтик: а за ними надо ухаживать? Но я не знаю, как. Я просто жду, когда они вырастут.
Воспитатель: Ребята, а вы что скажете?

Воспитатель: Правильно, ребята! Предлагаю взять садовый инвентарь и всем вместе пройти к нашему огороду.
Воспитатель, Лунтик и дети под звучание песни «Вместе весело шагать» отправляются на огород.

Дети подходят к Лунтику, приветствуют его.

Дети предлагают научить Лунтика ухаживать за растениями, рассказать и показать ему трудовые операции.

Основная часть

Воспитатель: Ребята, скажите, куда мы с вами пришли?

Воспитатель: Правильно. Ребята, скажите, что растет на нашем огороде?

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Доскажи словечко».

Где зимою было пусто,

Летом выросла…(капуста).
Из земли за чуб плутовку
Тянем сочную…(морковку).
Хоть и сахарной зовусь,
Но от дождей я не промокла
Крупна, кругла, сладка на вкус
Узнали вы? Я…(свекла).

Летом в огороде – свежие

зеленые,

А зимою в бочке – желтые соленые.

Отгадайте молодцы,

Как зовут нас?.. (огурцы).

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Лунтик: Какой замечательный у вас огород!

Воспитатель: Да, Лунтик, весной мы с ребятами хорошо потрудились: вскопали землю, высадили рассаду, посеяли семена. Рассада окрепла, семена взошли. Но для того, чтобы растения росли и развивались нужно хорошо и правильно ухаживать за ними.

Посмотрите, на этой грядке у нас взошли семена свеклы, но все ли всходы одинаковые? Присмотритесь внимательно! Верно. Среди всходов свеклы есть другие растения. Сравните их по форме. Эти растения – сорная трава. Вот это – пырей, это – лебеда, а это – одуванчик. Сорняки мешают развиваться овощным культурам. Они забирают из почвы влагу, питательные вещества. Что же делать, как помочь растениям? Как вы думаете?  Правильно, надо убрать их — прополоть грядку. Как это сделать? Сорную траву нужно взять за стебель у самой земли, немножко раскачать и выдернуть, стряхнуть землю с корней. Если корень не выдергивается, надо палочкой разрыхлить землю у корня. Пропалывать огород легче, когда земля влажная. Сорванные сорняки нужно убрать в пакет для мусора, чтобы на огороде был порядок.
Воспитатель показывает, как правильно пропалывать грядку и предлагает детям и Лунтику сделать это самим.
Воспитатель: Ребята, что же еще необходимо для того, чтобы растения росли и развивались?

Воспитатель: Совершенно верно. Солнце летом дает тепло, необходимое для растений. Но растениям нужен еще воздух. Посмотрите на грядку, где растет свекла. После дождя на земле образовалась корочка. Как вы думаете, воздух хорошо проходит к корням?  Конечно, нет. А мы можем помочь растениям?

Воспитатель: Правильно. Для этого нам понадобится садовый инвентарь. Землю можно рыхлить тяпкой (показ тяпки) или палочками с заостренным концом. Сегодня земля влажная после дождя, поэтому рыхлить ее будет несложно. А вот если земля сухая, то лучше накануне полить ее. Рыхлить землю надо аккуратно, чтобы не повредить корни растений. Сейчас я покажу вам как это надо делать, а потом вы попробуете сделать это сами.
Воспитатель показывает, как правильно рыхлить землю. Затем дети и Лунтик повторяют действия.

Воспитатель: Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием. Я предлагаю вам поиграть в игру «Репка». Дети повторяют за воспитателем слова с движениями.

Воспитатель: Ребята, мы с вами пропололи грядку, взрыхлили землю, а теперь польем наши всходы. Что нам для этого нужно, как вы думаете?  Конечно же, нам понадобятся лейки и вода. Поливать растения тоже нужно правильно. Лейка обязательно должна быть с ситечком. Лить воду надо низко к земле. Лейку нужно держать обеими руками боком к себе и двигаться вперед. Поливать нужно сначала одну сторону, затем другую, чтобы не размыть корни растений. Посмотрите, как я это делаю.
Воспитатель большой лейкой поливает часть грядки.
Воспитатель: Сейчас я налью воду в лейки, и вы попробуйте сами полить грядку.
Воспитатель наливает воду в лейки из ведра и предлагает детям полить грядку.
Воспитатель: Теперь проверим, достаточно ли мы полили грядку или надо сделать это еще раз. (Проверяется палочкой). Земля хорошо пропиталась, поливать достаточно.
Лунтик: Теперь мне понятно, почему моя рассада так плохо растет и не всходят семена.
Спасибо вам!

Воспитатель: Конечно, Лунтик, за растениями надо ухаживать. Ребята, давайте повторим, как надо ухаживать за растениями.

Лунтик: Ребята, я придумал игру, давайте поиграем. Я буду называть овощи, а вы отвечайте какой сок, суп, салат из них можно приготовить.
Сок из морковки – морковный.
Сок из капусты – капустный.
Сок из свеклы – свекольный.
Салат из огурцов – огуречный.
Суп из гороха – гороховый.
Суп из картофеля – картофельный.

Дети отвечают на вопросы воспитателя, задают свои

Заключительная часть

Молодцы, ребята! Как интересно и полезно я провел с вами время. Спасибо вам! Но мне пора уходить.
Лунтик прощается и уходит.

Ребята, какое доброе дело мы сделали! Помогли Лунтику, хорошо потрудились. А вы как считаете? Что вам понравилось? Было вам интересно?
У нас обязательно вырастет хороший урожай. А теперь давайте пройдем на площадку и поиграем.

Дети слушают воспитателя, проводится рефлексия занятия

Конспект организации ручного художественного труда с детьми
средней группы

Тема: ремонт книг

Цель: Закрепление знаний детей о трудовых навыках в коллективе посредством ремонта книг.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие
I. ЗАДАЧИ:
1. Образовательные задачи:

1. Развивать внимание, наблюдательность, мыслительные операции, мелкую моторику, эстетическое восприятие.

2. Воспитательные задачи:

1. Воспитывать положительное отношение к труду, желание совместно трудиться со сверстниками, бережно относиться к книге

3. Развивающие задачи:

1. Развивать внимание, наблюдательность, мыслительные операции, мелкую моторику, эстетическое восприятие.

II. ПОДГОТОВКА:

1. Предварительная работа с детьми: беседа на тему книг, правильного использования ножниц, кистей и клея

2. Оборудование и материалы: книги, клей, кисти, ножницы, цветная бумага (вырезанные полоски), салфетки, клеенка.

Логика деятельности

Ход деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть

— Ребята, сегодня в гости к нам пришла кукла Ира, которая принесла письмо и порванную книгу. Я предлагаю прочитать письмо. Вы согласны?

— Дорогие дети, пишет вам Королева Книжного царства. Ко мне в гости попала девочка, Ира, она совершенно не умеет обращаться с книгами, вырвала страницы, разрисовала обложку, а ведь этого делать нельзя. Мне известно, что в вашей группе очень дружные и трудолюбивые дети. Прошу вас, научите Иру правильно обращаться с книгами и покажите, как можно починить книгу.

С уважением, Королева книжного царства.

— Ребята, поможем Ире? Расскажите, как нужно обращаться с книгами.

— Вы правы, а как можно помочь книге?

— Молодцы, я предлагаю показать Ире, как мы можем починить книгу. Посмотрите на стол. На столе лежит оборудование для «Ремонта книг». Кто мне скажет, что там лежит?

— Правильно, ребята. Сейчас я вам покажу, как нужно правильно ремонтировать книгу. (Беру книгу, и готовую ленту из цветной бумаги, приклеиваю эту ленту на книгу). Ну вот, ребята как это просто.

Делимся по 3 человека. И садимся за столы. Давайте распределим обязанности, кто будет, чем заниматься. (Кто-то будет вырезать полоски, мазать и клеить полоску, приклеивать к книге).

А теперь давайте приступим к работе.

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Основная часть

(Подхожу каждому ребенку с куклой Ирой, и наблюдаю, как дети выполняют ремонт книг, обращаю внимание на то, что труд вместе помогает выполнить работу быстрее).

Дети отвечают на вопросы воспитателя, задают свои

Заключительная часть

Видишь Ира, как дети дружно справились с работой, теперь, ты знаешь, что с книгой нужно обращаться бережно, а если книга случайно порвалась, можно ей помочь. А теперь мы хотим передать Королеве Книжного царства совместную фотографию с книгами. Чтобы она увидела, как мы помогли кукле Ире узнать о таком труде, как ремонт книг.

Скажите, возникали ли у вас трудности в процессе работы? В чём? Что вам понравилось больше всего? Вы молодцы! В благодарность за помощь, королева передает вам волшебную книгу сказок.

Дети слушают воспитателя, проводится рефлексия занятия

Занятие по самообслуживанию в средней группе детского сада

Формирование навыков самообслуживания является основой трудового воспитания в средней группе. Педагог сначала всегда предоставляет возможность ребёнку попробовать сделать что-либо самому. При возникновении трудностей воспитатель показывает детям, как надо действовать, а не выполняет задание за них. Воспитание культуры приёма пищи, соблюдения гигиенических норм осуществляется непосредственно в режимных моментах: завтрак, обед, полдник, одевание на прогулку, раздевание, мытьё рук, правила поведения за столом, забота о своём внешнем виде (умывание, причёсывание, правила пользования носовым платком).

Через освоение навыков самообслуживания дети формируют понимание о важности соблюдения прави гигиены

Формирование способности самостоятельного одевания/раздевания, причёсывания, обращения со столовыми приборами зависит от степени развития мелкой моторики у детей. В средней группе в игровой форме даются задания на закрепление навыков обращения с различными видами застёжек (бельевые крючки, пуговицы, молнии, кнопки, липучки), ребята начинают осваивать алгоритм завязывания шнурков. Совершенствуется умение правильно держать столовые приборы, разрезать пищу при помощи ножа и вилки. Девочки в сюжетно-ролевых играх «Салон красоты» и «Парикмахерская», а также в занятиях с куклами учатся делать простые причёски (хвостики, косичку). Перед детьми пятого года помимо закрепления ранее усвоенных навыков ставится более сложная задача — оказание взаимопомощи одногруппникам и младшим по возрасту ребятам (помочь надеть ботинки, завязать шапку или шарф, причесать).

Воспитанники оказывают помощь тем, у кого возникают трудности в самообслуживании (например, завязывают фартук)

Обучение навыкам самообслуживания ребят 4–5 лет строится в формах прямого показа (возможно, показа действий при помощи куклы), изучения наглядного материала (плакатов с алгоритмом выполнения действий в правильном порядке), просмотра познавательных мультфильмов, чтения художественных текстов на досуге. Для закрепления навыков и профилактики переутомления проводятся игры, содержащие тематику самообслуживания. Например, «Научим Буратино заправлять кровать», «Зайчонок в гостях у Мойдодыра», «Волшебный мешочек», «Разложи по местам».

Выполнение трудовых обязанностей с детства должно вызывать удовольствие от ощущения своей значимости

В среднем дошкольном возрасте дети понимают указания воспитателя и следуют словесным инструкциям. Самообслуживание признаётся методическими исследованиями простейшим и вместе с тем одним из основных элементов трудовой деятельности ребёнка. Примеры трудовых поручений по самообслуживанию: «Помоги дежурной вытереть со стола», «Выверни варежки и положи их сушиться на батарею», «Пожалуйста, накрой кровать покрывалом». Первые инструкции по самообслуживанию могут быть представлены наглядно, в виде мнемокарт — последовательности картинок по конкретной теме. Так в уголке дежурных по столовой находится мнемокарта с порядком выполнения обязанностей, в центре природы — инструкция в картинках по уходу за растениями.

Первые трудовые поручения просты, но благодаря их выполнению ребёнок начинает уважать свой и чужой труд

Картотека тем по формированию навыков самообслуживания в средней группе — таблица

Тема по самообслуживанию Воспитательные и обучающие задачи
«Приём пищи» Совершенствование умения правильно держать вилку и ложки, брать чашку, стакан. Формирование умения разрезать пищу при помощи вилки и ножа. Закрепление умения намазывать масло на хлеб при помощи ножа. Закрепление умения пользоваться салфеткой во время приёма пищи. Привитие культуры приёма пищи: не разговаривать за столом, есть с закрытым ртом, пережёвывать и глотать пищу бесшумно, держать приборы над тарелкой, класть их по окончании трапезы на край тарелки, а не на скатерть, убирать за собой со стола, благодарить повара за вкусную еду.
«Соблюдение правил гигиены» Закрепление навыка умывания: намылить с образованием пены, тщательно смыть, насухо вытереть. Обучение своевременному пользованию носовым платком, бумажными салфетками. Обучение соблюдению порядка в туалетной комнате. Закрепление умения следить за чистотой лица, рук и тела. Развитие умения аккуратно причёсываться щёткой, расчёской, для девочек — убирать волосы с лица при помощи ободка или заколки, завязывать резинкой хвостик, плести косу. Воспитание привычки самостоятельно следить за своим внешним видом и исправлять недостатки.
«Одевание и раздевание» Закрепление умения раздеваться и одеваться в правильной последовательности, расправлять снятую одежду и аккуратно вешать на стул или в шкафчик. Совершенствование умения шнуровать ботинки, застёгивать сандалии, босоножки. Закрепление умения работать с различными видами застёжек. Формирование умения самостоятельно поддерживать порядок и чистоту в бельевом шкафу. Развитие умения одеваться в ускоренном темпе (во время учебной эвакуации, пожарной тревоги).
«Содержание в порядке предметов одежды и обуви, спального места» Обучение чистке и просушиванию одежды и обуви. Обучение починке одежды: починка шва, простая штопка, пришивание пуговиц. Обучение стирке: замачивание, стирка, полоскание, отжим, развешивание на бельевую верёвку (стирают, как правило, кукольную одежду). Совершенствование и закрепление умения аккуратно заправлять кровать. Совершенствование и закрепление умения застилать кровать покрывалом или пледом. Развитие умения менять постельное бельё. Помогать нянечке в уборке помещения.

Для обучения навыку организуется стирка кукольного белья

Схемы и мнемокарты по самообслуживанию: фотогалерея

Таблица: конспект занятия по формированию навыков самообслуживания «Научим куклу Свету одеваться» в средней группе (автор: Валерия Баруткина)

Цель Продолжать прививать навыки самообслуживания у дошкольников.
Задачи Образовательные: продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности (надевать и снимать одежду, расстёгивать и застёгивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды); учить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расчёской, сухо вытираться после умывания, вешать полотенце на своё место, своевременно пользоваться носовым платком, полоскать рот; Развивающие: развивать наблюдательность к своему внешнему виду, умение следить за внешним видом, замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых; Воспитательные: воспитывать опрятность у детей, аккуратность, трудолюбие.
Методы и приёмы Игровой момент, вопросы, пояснение, объяснение, рассказ, беседа, похвала
Оборудование Кукла Света.
Ход занятия (Дети постепенно просыпаются.) Воспитатель: Ребята, встаём, заправляем постель, делаем это аккуратно, не спеша. Те, кто заправил постель, вы можете помочь своему другу, если он нуждается в помощи. (Дети выходят в приёмную комнату.) Воспитатель: Ребята, к нам пришла кукла Света. (Кукла одета неправильно, вокруг неё лежат вещи.) Посмотрите, все ли так? Может, Света что-то неправильно надела? Ответы детей. Воспитатель: Верно, она надела всё наоборот. А посмотрите вокруг неё лежат вещи в беспорядке. Правильно ли это? Ответы детей. Воспитатель: А как нужно обращаться с вещами? Верно, нужно аккуратно складывать их в шкафчик. А теперь давайте покажем нашей кукле, как правильно нужно одеваться. Что сначала надеваем? Ответы детей. Воспитатель: Верно, сначала надеваем колготки, затем шорты или юбочки, после надеваем футболки. Следим, чтобы вещи были надеты правильно, обувь надеваем внимательно, смотрим, на какую ножку обувается сандалию. Кукла Света смотрит на вас и учится, как нужно одеваться. Молодцы! Всё показали кукле верно. А сейчас пойдём куда, как вы думаете? Ответы детей. Воспитатель: Верно, мы пойдём в умывальную комнату, ведь после сна, перед полдником мы всегда моем ручки и умываемся. (Дети идут в умывальную комнату). Воспитатель: Ребята, расскажите, пожалуйста, как нужно правильно умываться, расскажите порядок действий. Ответы детей. Воспитатель: Сначала нужно завернуть рукава, намочить ручки, взять мыло, намылить ладони до образования пены, потереть ими друг о друга, смыть мыло под струёй воды, вымыть лицо, закрыть воду, снять полотенце, насухо вытереть лицо и руки. Воспитатель: Молодцы! Помыли ручки, умылись. А теперь идём за стол, за столом спинку держим ровно, ножки вместе, молча едим. Приятного аппетита!

Временной план занятия по самообслуживанию — таблица

Обучающие задачи формирования и закрепления навыков самообслуживания реализуются на занятиях НОД, длительность которых в средней группе составляет не более 20 минут.

Тема занятия Организационный момент Мотивирующее начало Развитие мыслительных способностей Двигательная активность Практическая деятельность Подведение итогов
«Праздничный обед» 1 минута Проблемная ситуация. В игровой зоне стоит кукольный стол и стульчики, рядом стоит кукла Алёнушка и плачет: ей сегодня встречать гостей на праздничный обед, а она не знает, как правильно расставлять посуду и раскладывать столовые приборы. 3–4 минуты Проговаривание последовательности сервировки обеденного стола. 2 минуты Танцевальная активность под аудиозапись песни «Мишка с куклой бойко топают». 2 минуты Сервировка стола кукольной посудой, рассаживание кукол за столом. 10 минут 1 минута
«Разложим по местам» 1 минута Создание игровой ситуации. Во время досуга в группу врывается Дух беспорядка, он меняет местами предметы в шкафах, составляет цветочные горшки на пол, разбрасывает инвентарь из спортивного уголка, сбрасывает покрывала с кроватей. 3 минуты Проведение беседы о важности соблюдения порядка в помещении и личных вещах. 2 минуты Подвижная игра «Найди себе пару». 3 минуты Наведение порядка в помещении группы. 10 минут 1 минута
«Дежурство в уголке природы» 1 минута Сюрпризный момент. В группу приходит посылка и письмо от Зелёной феи, она просит ребят научиться заботить о растениях в живом уголке, потому что на земле так много деревьев и цветов, она не успевает следить за всем, а ребята такие ответственные. В подарок для детей Зелёная фея прислала набор леечек, грабелек и пульверизаторов. 4 минуты Изучение мнемокарты «Алгоритм дежурства в уголке природы». 3 минуты Подвижная игра «Цветы и пчёлки». 2 минуты Выполнение действий по уходу за растениями в природном центре. 9–10 минут 1 минута

Организация самостоятельной деятельности является важной составляющей образовательного процесса в детском саду. Во время досуга, игр и наблюдений на прогулках, свободного времени перед занятиями ребята проявляют различные виды активности. Задача педагога — создать благоприятную среду и положительную мотивацию для независимой работы или игры детей.

Основные направления деятельности

1. Работа с родителями:
– создание заинтересованности у родителей: беседы о том, почему мы уделяем много внимания формированию навыков самообслуживания; обсуждение изменений в поведении, самовосприятии ребенка во время обучения; сравнение и оценка умений ребенка на начальном этапе, в середине и в конце обучения (с привлечением видеоматериалов);

– обсуждение содержательной стороны понятия «навыки самообслуживания», необходимости специальной работы в этом направлении, знакомство родителей с программой;

– заполнение родителями анкет или опросных листов, выявляющих уровень сформированности каждого навыка (Приложение 3);

– определение вместе с родителями следующего шага в формировании навыка (Приложение 2), инструктирование по отработке дома данного шага (Приложение 1);

– использование домашней видеозаписи занятий для консультирования родителей;

– практическое занятие в присутствии родителей по обучению ребенка данному навыку;

– обсуждение результатов работы совместно с родителями (Приложение 4);

– обсуждение на родительских группах проблем и трудностей, возникающих при формировании навыков (таблица «Основные проблемы, возникающие во время обучения навыкам самообслуживания, и возможные пути их решения»). Оценка успешного продвижения по программе на примере конкретного ребенка. Поиск индивидуального пути формирования навыка у каждого ребенка путем побуждения творческой активности родителей (например, рассказ об удачно найденном способе обучения ребенка с множественными нарушениями развития).

2. Работа с ребенком

Уровни помощи педагога при работе с детьми:

– совместное действие, осуществляемое «рука в руку» с ребенком, сопровождаемое пошаговой инструкцией или комментарием действий;

– частичная помощь действием (последнее действие ребенок осуществляет сам);

– педагог помогает начать действие, а продолжает и заканчивает ребенок самостоятельно при контроле взрослого;

– ребенок осуществляет действие сам от начала до конца, опираясь на пошаговую речевую инструкцию педагога;

– ребенок осуществляет действие сам, если программа действия выведена на предметный уровень (например, при одевании на каждом стуле лежит по одному предмету одежды в нужном порядке);

– ребенок осуществляет действие полностью самостоятельно.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Сообщение
» Формирования навыков самообслуживания у детей

средней группы»

Воспитатель:

Феоктистова В.Е.

Формирование навыков самообслуживания у

детей средней группы.

В средней группе (дети пятого года жизни), понимают закрепления ранее усвоенных навыков, проводится работа по формированию у детей более сложных навыков самообслуживания. Дети средней группы могут проявлять большую самостоятельность в умывании, одевании, еде. Эти задачи остаются на данной возрастной ступени по-прежнему главным.

В практике встречается немало пятилетних детей, которые благодаря систематическому упражнению приучены к личной гигиене, к опрятности и порядку.

Вот типичное поведение пятилетнего ребенка при умывании к концу пребывания его в средней группе. Толя быстро подошел к умывальнику, энергично завернул рукава рубашки, смочил руки водой. Для того чтобы убедиться, насколько хорошо он их вымыл, сделал энергичные круговые движения руками, » послушав, » скрипят ли», затем вымыл лицо и пошел вытираться полотенцем.

Поскольку дети к пяти годам овладевают многими основными навыками самообслуживания, перед ними ставится задача окончания взаимопомощи при одевании. Она является повседневной и может быть реализована всегда, когда сам ребенок не справляется с этим: завязать сзади шарф, застегнуть пуговицы сзади на платье, развязать узелок ленты. То, в чем дети могли обслуживать себя сами, делать за них считается предусмотрительным.

Интересы в этом отношении наблюдения за поведением детей. Виталику долго не удавалось застегнуть пуговицы на пальто, он старательно это делал, но пуговицы каждый раз вырывались из рук в тот момент, когда краем попадали в петлю.

Некоторые дети после сапог (весной) затрудняются зашнуровать и завязать ботинки, надевать и застегивать их. Для многих детей это новый навык, который надо освоить.

Воспитатели должны терпеливо учить их, как надо это делать, добиваться, чтобы они сами справлялись с этой задачей.
Как показывают наблюдения, девочки быстрее осваивают этот навык.

Упражнения, которые постоянно проделывают они, играя с куклами, застегивание пуговиц и крючков, зашнуровывание, завязывание -содействуют развитию у них мелкой мускулатуры руки, поэтому им легче, чем мальчикам, справляться с выполнением этих действий. Девочки с готовностью помогают тем, кто не справляется.
Роль воспитателя — руководить этим процессом. Надо, чтобы детей, не умеющих шнуровать ботинки завязывать шнурки, учили дети, которые уже умеют это делать. Они охотно обучают своих товарищей и ревниво следят за их успехами.
Умение оказывать помощь в самообслуживании воспитатель формирует у всех детей без исключения. Робкие, нерешительные дети в условиях оказания помощи активизируются, стремятся показать свое умение, точность исполнения.
Формирование умения оказывать помощь сверстникам осуществляется в результате активного взаимодействия детей друг с другом в процессе одевания, раздевания, еды, умывания. Воспитатель дает, например, такие задания: помоги снять рубашку, вывернуть рукава, подскажи, как правильно повесить белье на стул, одежду в шкаф, как пользоваться вилкой и т.д. Эти и подобные им задания создания создают разнообразие ситуаций, в которых ребята могут накопить опыт самостоятельного поведения в бытовых процессах, приобрести качества, необходимые в повседневной жизни, сформировать достаточно высокий уровень самостоятельности у всех детей.

Привлечение детей к оказанию помощи своим сверстникам имеет успех лишь в том случае, если первые заранее знают, в каком виде эту помощь можно оказать, и владеют этими умениями. Если ребенок, например, не умеет застегнуть туфлю себе, он не сможет этого сделать и другому. Таким образом, залогом успешного подключения ребенка в помощники другому, является самообслуживание. Ребенок, действия которого закреплены, умения выработаны, с большим желанием, интересом дает согласие прийти на помощь другому .
Вместе с тем практика показывает, что дети, даже владея навыками одевания, раздевания, не могут иногда применить усвоенный способ действий по отношению к сверстнику. Дети начинают теряться, чувствуют себя неуверенно, обращаются за помощью к воспитателю. Это объясняется тем, что ребята не научили переносу своих навыков в другие условия, ситуации. Поэтому перед воспитателем стоит задача первое время, привлекая детей к оказанию помощи, напоминать (а может быть, показать и объяснить), что и как надо сделать. Это вселяет в них уверенность в свои силы, убеждать в умении. Примерно во втором полугодии воспитатель все чаще ограничивает общими напоминаниями: » Сделай все так, как ты делаешь это для себя, чтобы было аккуратно, правильно, красиво».
Систематическая работа по включению детей в помощь друг другу оказывает положительное влияние на формирование умения приходит на помощь и без постоянно повторяющихся требований воспитателя, самостоятельно.
К концу пятого года жизни дети не просто стремятся выполнить задание взрослого помочь кому-то, но и пытаются » научить » опекаемого, как и какие действия нужно произвести. Форма оказания помощи становится более высокой: помимо непосредственных практических действий, все чаще появляются элементы обучения.
При закреплении у детей навыков самообслуживания воспитатель все чаще обращается к их сознанию. Он указывает детям на постоянные обязанности в этом виде труда, объясняется, почему надо их выполнять, показывает их значимость для окружающих.
Иногда у детей к 5 годам можно наблюдать снижение интереса к труду по самообслуживанию. Это вызывается простотой и однообразием действий, частой повторяемостью деятельности (одевание, уборка игрушек, еда и пр.), а также недостаточно сформированными у ребенка на предыдущей ступени навыков самостоятельности, опрятности и чистоты. Поэтому необходимо заинтересовывать их разнообразием этого труда, создать определенную эмоциональную атмосферу. Таким образом, закрепление навыков самообслуживания, превращения их в привычки, а вместе с тем условием формирования самостоятельности в бытовой деятельности является поддержание интереса к ней. Этому содействуют те эмоциональные переживания, которые испытывает ребенок при раздевании, одевании. Вот почему и на данной возрастной ступени так необходимы поощрения и объективная оценка его деятельности.

Возникновению положительно-эмоционального состояния в деятельности самообслуживания способствует и то, что воспитатель доводит до сознания детей, что хорошо в их поведении, подчеркивая значимость самостоятельной деятельности для другого и для группы детей в целом. Воспитатель говорит: «Посмотрите, как сегодня быстро оделись Ваня и Саша. Им Света, Соня помогали. А теперь все дружно поиграем».
Анализ результатов труда, объективная их оценка становится эффективным методом воспитания детей, если воспитатель стремится укрепить у них желание выполнять свои обязанности лучше, быстрее, вовремя.
Взрослый постепенно учит ребят самих оценивать свои достижения в самообслуживании и по собственной инициативе исправлять недостатки.
Воспитанию у детей средней группы самооценки помогает вся атмосфера жизни в группе сверстников. Если кто-то из ребят допустил неправильное отношение к своим обязанностям ( плохо убрал постель, долго не одевался и задержал детей на музыкальное занятие), воспитатель вместе с товарищами осуждает его.
По-прежнему дети средней группы подражают старшим в выполнении труда по самообслуживанию, но делают они это уже более осознанно. Воспитатель становится для ребят авторитетом. Они в точности повторяют его действия, подражают даже в мелочах. Важно, чтобы дети чувствовали в тоне взрослых обязательность выполнения их требований. В этом возрасте от ребят уже можно потребовать значительно больше, чем от маленьких.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще наши интересные статьи:

  • Токарный станок иж 250 руководство
  • Виды стиля руководства группой
  • Стиль руководства это простыми словами
  • Руководство по эксплуатации швейной машины веритас
  • Руководство по ремонту ford transit с 2014 года скачать

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии