С
целью эффективного управления
организационными изменениями важное
значение имеет авторитет
руководителя,
то есть общепризнанное неформальное
его влияние на подчиненных, базирующееся
на знаниях, моральных качествах, опыте
и являющееся формой реализации власти.
Источниками авторитета руководителя
является должностной статус и завоеванный
престиж. Дополняя друг друга, они создают
предпосылки нормального функционирования
трудового коллектива.
Руководитель-лидер
пользуется
служебным
и личным
авторитетом. Для этого он должен владеть
высоко развитыми деловыми и личностными
качествами, способностью к общению и
установлению контактов с персоналом.
При этом характерными
особенностями деятельности эффективного
руководителя-лидера являются:
формулирование
принципов деятельности для своих
подчиненных и для всей организации;
делегирование
значительной части ответственности
подчиненным;
учет требований
конкретной ситуации;
предоставление
подчиненным возможности для самовыражения
и самореализации;
поощрение подчиненных
к постановке перед собой высоких целей;
рациональное
использование рабочего времени;
стремление к
самосовершенствованию;
использование
конструктивной критики относительно
деятельности организации;
разумный риск и
ответственность.
Проведение изменений
в организации должно сопровождаться
непосредственным участием руководства,
а также обеспечением всеми ресурсами,
необходимыми для реализации поставленных
целей. Руководитель-лидер должен быть
гибким в управлении организацией и
собой на каждом этапе внедрения изменений
и иметь определенные личные черты
(табл. 4.2).
Таблица 4.2
Управление руководителем организацией и собой во время изменений
Этап изменений |
Внешнее руководство |
Внутреннее |
1. Осознание |
Влияние, понимание, |
Управление |
2. |
Проведение |
Социальное и |
3. Создание |
Предложение |
Стратегическое |
4. Общение |
Убеждение и |
Терпение, анализ |
5. Наделение |
Четкая постановка |
Единство, доверие, |
6. Сообщение |
Безупречное |
Постоянство |
7. |
Объективное |
Социальное |
Результативность
деятельности руководителя по управлению
организационными изменениями зависит
от таких факторов, как личностные
качества, опыт работы на управленческой
должности; образование в сфере управления
и желание осуществлять организационные
изменения.
Выделяют также
шесть заданий, стоящих перед руководством
при осуществлении любой стадии изменений.
Каждое задание требует особенного стиля
управления (табл. 4.3).
Таблица 4.3
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
3.5. Самоанализ управленческой деятельности: технологический и психологический аспекты
Руководителю, нацеленному на поступательное профессиональное развитие и динамичный карьерный рост, важно научиться фиксировать и оценивать результаты своего движения в управленческой сфере, намечать перспективу, анализировать актуальные и значимые для себя вопросы. Ему необходимо понимать какие личностные характеристики помогают в конкретной ситуации взаимодействия, а какие качества мешают. При этом следует усиливать влияние первых и постепенно избавляться от вторых. Независимо от исхода профессиональной (управленческой, деловой, коммуникативной) ситуации руководитель должен провести ее грамотный анализ. Выводы помогут ему повысить собственную эффективность в аналогичных ситуациях в будущем.
Счастлив тот, кто, услышав о своих недостатках, может исправиться.
Уильям Шекспир
Современный управленец – это человек, обладающий хорошо развитыми рефлексивными навыками, которые предполагают самоанализ, осмысление, оценку предпосылок, условий, факторов развития собственной профессиональной деятельности. К рефлексии в широком психологическом значении этого термина относятся такие явления, как самопознание, переосмысление и перепроверка (в нашем случае мнения руководителя о себе, о других людях и о том, как, на его взгляд, думают о нем его коллеги, сотрудники, партнеры по взаимодействию, как они его оценивают и как к нему относятся). Понятие «рефлексировать» означает обращать сознание на самого себя, размышлять над своим психическим состоянием, личностными и профессиональными особенностями, достоинствами и недостатками, победами и неудачами. Без грамотного проведения этой работы невозможно повышение управленческой эффективности, развитие масштаба личности современного руководителя.
Кто быстро ошибается, тот быстро исправляет ошибку.
Английский философ Фрэнсис Бэкон
Для управленца конкретная ситуация профессионального взаимодействия (индивидуальная и групповая работа с сотрудниками, публичное выступление, переговоры и т. п.) не заканчивается тогда, когда он обращается к коллегам, сотрудникам, партнерам со словами: «Спасибо за работу! Всего вам доброго!». Этими фразами он лишь заканчивает непосредственное взаимодействие с участниками процесса. Завершающим и очень важным этапом в работе руководителя является подведение итогов, как в конкретной ситуации, так и в целом работы в течение определенного временного промежутка (день, неделя и т. д.). К сожалению, отношение к этому этапу у многих менеджеров довольно скептическое: «Ну, выступил я. Ну, провел переговоры (совещание, планерку…). Вроде, неплохо. Сказал, все, что хотел. Участники меня внимательно выслушали. Вроде, целей достиг. Что еще нужно?»
А еще нужно и важно внимательно проанализировать различные моменты в своей работе как руководителя и задать себе несколько вопросов.
• «Насколько эффективно я достиг поставленных целей?»
• «Что мне помогало (мешало) в достижении поставленных задач?»
• «Насколько грамотно я выстроил взаимодействие с участниками совещания (презентации, переговоров и т. п.) – от вступления в контакт до завершения работы?»
• «Продуктивно ли я работал с вопросами и возражениями участников?»
• «Что в будущем мне необходимо сделать для повышения результативности подобных мероприятий?»
Лишь очень немногим не нужна никакая помощь, чтобы добраться туда, куда им нужно. У них есть нечто вроде встроенного прибора спутниковой навигации.
Маршалл Голдсмит
Предлагаемая нами технология анализа проведенного профессионального взаимодействия позволит руководителю грамотно проанализировать свою управленческую деятельность как в целом, так и в конкретной рабочей ситуации. В частности, получить содержательные «сухие остатки» для использования их в будущем. Эта технология достаточно проста и удобна в использовании и состоит из пяти последовательных шагов.
Первый шаг. После окончания проведенного взаимодействия (в конце рабочего дня) приведите себя в адекватное (нормальное) эмоциональное состояние, поместите себя в комфортном пространстве.
Многие ситуации профессионального взаимодействия управленца носят ярко выраженный стрессогенный характер, который серьезно влияет на его эмоциональное и физическое состояние. Результаты исследований показывают, что при взаимодействии с другими людьми у человека изменяются десятки физиологических параметров. Так, любой менеджер может вспомнить большое количество непростых управленческих и деловых ситуаций (выступление перед незнакомой аудиторией, беседа со «сложным» сотрудником, «жесткие» переговоры и т. п.) и то состояние, в котором он находился во время и после них.
Это состояние можно характеризовать как острый стресс. По мнению профессора О. И. Жданова (2003), ситуация острого стресса может провоцировать соответствующие ей переживания:
испуг. Ощущаемая угроза своему благополучию вызывает внезапное чувство страха;
раздражение. Возникающая ситуация порождает недовольство и чувство досады;
растерянность. Переживаемое сильное потрясение, буквально парализует, делает беспомощным от волнения;
отчаяние. Невозможность повлиять на ситуацию связывается с ощущением крайней беспомощности.
Наш мозг в зависимости от физического состояния, настроения, расположения духа излучает волны различных частот – от 0 до 35 Гц. При частоте колебаний 0 Гц мы находимся в состоянии глубокого сна, при частоте колебаний 35 Гц – в состоянии сильнейшего возбуждения.
В дельта-состоянии – (глубокий сон) мозг производит волны с частотой колебаний от 0 до 4 Гц.
В тета-состоянии – (поверхностный сон) частота колебаний составляет от 4 до 7 Гц.
В альфа-состоянии (состояние расслабления) частота колебаний волн – от 7 до 14 Гц.
В бета-состоянии (состояние возбуждения от слабого до сильного) частота колебаний волн составляет 15–35 Гц. В момент засыпания может наблюдаться такая же высокая частота колебаний, если человека обуревают мысли о стоящих перед ним проблемах, невыполненной работе или он чувствует неуверенность и страх перед предстоящим днем. При высокой частоте колебаний анализировать проведенное взаимодействие не только нецелесообразно, но и невозможно. Такую работу лучше всего выполнять в альфа-состоянии, когда ум отличается бодростью и остротой восприятия, а тело находится в состоянии спокойного бодрствования. Управленцу необходимо погрузить себя в это состояние для того, чтобы работа по анализу прошедшей ситуации была максимально эффективной.
Как это сделать?
Во-первых, не стоит анализировать свою поведенческую модель в месте проведения взаимодействия, тем более, если ее процесс и результат отличны от тех, которые были запланированы. Необходимо выйти из этого пространства, сменить обстановку на более привлекательную с эмоциональной точки зрения.
Во-вторых, необходимо физически (телесно) или ментально (мысленно) погрузиться в то пространство, где вы чувствуете себя комфортно, уверенно, надежно и защищенно. Это может быть реальная территория или воображаемая (представляемая) ресурсная область, в которой вы когда-то находились.
Например, кто-то прекрасно чувствует себя на морском берегу под теплыми лучами летнего солнца. Чтобы погрузиться в это состояние необходимо мысленно перенестись из ситуации «здесь и сейчас» в ситуацию «там и тогда». Для этого можно занять удобное положение в кресле, прикрыть глаза, дыхание должно быть ровным и глубоким. Необходимо представить себе следующую картинку: «Теплый песок пляжа. Вы расслабленно лежите, подставив свое тело летнему солнышку. Ветерок с моря создает ощущение комфорта, уюта и приятной прохлады. Вы вдыхаете здоровый морской воздух, который наполняет ваши легкие свежестью…».
Каждому человеку свойственно заблуждаться, но упорствовать в заблуждениях свойственно только глупцу.
Римский политик, оратор Марк Туллий Цицерон
Механизм здесь таков: когда мы думаем о том или ином событии, у нас запускаются в действие те же физиологические процессы и реакции, что и в реальности. Человек может повторно использовать энергию успеха (удовольствия, радости, эмоционального подъема) от своих прошлых достижений, добиваясь поразительных результатов.
У нас нет денег, поэтому нам приходится думать.
Английский физик Эрнест Резерфорд о своей лаборатории
В-третьих, для приведения себя в состояние эмоциональной нормы имеет смысл переключить активность с умственной на физическую, например, совершить небольшую прогулку, позаниматься в спортивном зале, поплавать в бассейне, т. е. не сразу бросаться проводить работу над ошибками, а некоторое время отдохнуть. Физическая активность в данном случае будет самым лучшим видом отдыха.
В-четвертых, используйте приемы экспресс-восстановления. Одним из них является прием создания конкурирующей доминанты. Можно, например, глубоко вдохнуть и задержать дыхание. О чем думает человек, задержав дыхание? О том, что он плохо выступил перед аудиторией, что он проиграл переговоры, что он не смог убедить своего собеседника? Конечно, нет. Он полностью поглощен желанием восстановить нормальное дыхание, чтобы избавиться от удушья. Это желание заслоняет все проблемы повседневности. Такой перенастрой ума, диктуемый жизненно важной потребностью, отвлекает от болезненного воздействия ситуации. Дыхание – базовая физиологическая потребность человека, она есть сама жизнь. Задерживая дыхание мы угрожаем организму его остановить – все остальное уходит на второй план и хотя бы на мгновение теряет свою актуальность. Это мгновение – наш шанс. Необходимо использовать его, чтобы выйти из-под прямого воздействия острого стресса.
Тот, у кого из орудий имеется только молоток, склонен на любую проблему смотреть как на гвоздь.
Американский психолог Абрахам Маслоу
Второй шаг. Находясь в состоянии «эмоциональной нормы», «прокрутите» в своем сознании рассматриваемую (анализируемую) ситуацию.
Руководителю необходимо представить, что он находится в зрительном зале кинотеатра и смотрит на большом экране фильм с собой в главной роли (называется фильм, например, «Совещание»). Существует большая разница между ассоциированным (включенным) и диссоциированным (отстраненным, как бы «со стороны») восприятием и анализом ситуации. Когда мы включены в процесс, от нас могут ускользать некоторые моменты, детали, нюансы, когда мы наблюдаем за собой со стороны, то можем спокойно отследить интересующие нас вещи и проанализировать свою поведенческую модель. По этому поводу профессор О. И. Жданов (2003) замечает, что испытываемые нами чувства зависят не только от того, о чем мы думаем, но и от того, как мы это делаем: вовлеченно или отвлеченно. Для уравновешенной жизни нам нужны обе формы мышления. В жизни есть и радости, и огорчения. Вопрос лишь в том, во что мы погружаемся, а на что смотрим со стороны.
Большое преимущество получает тот, кто достаточно рано сделал ошибки, на которых можно учиться.
Британский премьер-министр Уинстон Черчилль
Когда мы спокойно и бесстрастно, как внешнее явление, рассматриваем происходящее, то устанавливаемая нами дистанция оказывает услугу: мы начинаем видеть действие отстраненно – есть лишь поток событий. Мы можем наблюдать за своими эмоциями, например гневом, но не действовать на основании этого гнева. Такое наблюдение дает возможность рассмотреть события без осуждения их оценки или предпочтения, быть больше, чем то, что с ним происходит. Главное – не позволить себе эмоционально «втянуться» в ситуацию вновь. Нужно делать все необходимое для поддержания дистанции, например представить стеклянный барьер и отодвинуться от него на большее расстояние, подняться над ситуацией и посмотреть на нее с высока. На расстоянии мы можем расслабиться и взвесить все здраво. Оставляя эмоции в стороне, большинство из нас находит лучшее решение.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Р
О С С И Й С К А Я Ф Е Д Е Р А Ц И Я
Я
М А Л О – Н Е Н Е Ц К И Й А В Т О Н О М Н Ы Й О К Р У Г
М
У Н И Ц И П А Л Ь Н О Е О Б Р А З О В А Н И Е П У Р О В С К И Й Р А Й О
Н
УПРАВЛЕНИЕ
МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И ТУРИЗМА
АДМИНИСТРАЦИИ
ПУРОВСКОГО РАЙОНА
МБУ УМЦ «Ровесник»
629860
ЯНАО, Пуровский район
п.
Уренгой, ул.
Попенченко,д.1
(34934)
9-33-37
E—mail: rovesnik1988@89.ru
Самоанализ
управленческой
деятельности
начальника
отдела молодежных инициатив
муниципального
бюджетного учреждения
Уренгойский
молодежный центр «Ровесник»
Наталии
Борисовны Синегиной.
п.г.т.
Уренгой
апрель,
2017г.
Если вы умеете проектировать
работу коллектива, организовывать выполнение намеченного, стимулировать людей
на творческую, добросовестную работу, контролировать процесс и анализировать
результаты – значит, Вы владеете умением управлять.
М.М. Поташник
В условиях модернизации общества и растущих требований
к человеческому капиталу, государственная молодежная политика стала
инструментом развития и преобразования страны. Это потребовало от всех
участников процесса социального становления молодежи разработки и последовательной
реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в
решение собственных проблем и общенациональных задач. Для достижения
поставленной цели требуется внедрение механизмов прямого взаимодействия с
молодежью, обеспечивающих высокую результативность и оперативность в управлении
процессами, проистекающими в молодежной среде. Сегодня как никогда актуален
вопрос о необходимости изменения отношения молодежи к жизни, природе, Родине и
обеспечению условий для самовоспитания и саморазвития данной категории граждан.
Проблемы, связанные с деятельностью учреждений работающих с молодежью, резко
углубились. В современных социальных условиях учреждения вынуждены одновременно
ставить и решать три группы разнонаправленных задач и едины в стремлении
обеспечить конкурентоспособное функционирование учреждения, достижение качественных
результатов деятельности воспитанников, соответствующих Стратегия
государственной молодёжной политики в Российской Федерации, и необходимый для
этого уровень здоровья, мотивации и активности участников клубных и
общественных формирований.
Чтобы объективно ответить на вопрос: соответствует ли
учреждение, отдел, клубное формирование непрерывно меняющимся требованиям и что
надо сделать, чтобы улучшить качество его деятельности, нужен кропотливый учёт.
Наблюдение, измерение, фиксация, анализ происходящих в молодежном центре
процессов необходимых для выработки стратегии его успешного совершенствования,
как любой социальной системы. Только точное знание того, идём ли мы вперёд или
стоим на месте, даёт возможность последовательно и грамотно проводить работу по
регулированию и коррекции деятельностного процесса, то есть повышать
эффективность управления им. Еще 13 лет назад, в начале своей управленческой
деятельности в должности заместителя директора Дома детского творчества по учебно-воспитательной
работе, я обращаясь к трудам педагогов-новаторов М.М. Поташника, Т.И. Шамовой,
П.И. Третьякова, Е.А. Ямбурга, В.П. Беспалько, пришла к выводу, что
систематический контроль над качеством деятельности учреждения, является одним
из основных в управлении процессом становления и развития учреждения.
На момент назначения на должность заместителя
директора по учебно-воспитательной работе, я имела высшее образование,
полученное в 2004 году в ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический
институт», где мне была присвоена квалификация «Преподаватель дошкольной
педагогики и психологии» по специальности «Дошкольная педагогика и психология»,
но, несмотря на прохождение курсов повышения квалификации и непрерывную работу
по самообразованию, этого оказалось недостаточно. Для повышения управленческой
компетентности я прошла обучение в ФГБОУ ВПО «Омский государственный
университет им. Ф.М. Достоевского», где в 2013 году мне была присвоена
квалификация «Специалист по государственному и муниципальному управлению» по
специальности «Государственное и муниципальное управление». Обучение проходило
в очно-дистанционной форме «без отрыва от производства», что позволяло
апробировать полученные знания в условиях конкретного учреждения и коллектива
МБОУ ДО «Дом детского творчества» п.г.т. Уренгой Пуровского района. За время учебы
мною были пересмотрены все используемые ранее подходы, формы, методы, приемы и
даже компетенции собственной управленческой деятельности. Появился
индивидуальный стиль руководства и методического сопровождения деятельности
учреждения, основанные на компетентностном подходе в демократическом стиле.
Скорректированная личностно-ориентированная система управления принесла «плоды»,
в виде повышения показателей качества образовательной деятельности.
В 2014 году была запущена процедура реорганизации МБОУ
ДО «Дом детского творчества» п.г.т. Уренгой Пуровского района в форме слияния с
МБОУ ДОД ЦТР ДиМ «Ровесник», которая продлилась до начала 2016 года. Этот период
стал серьезным испытанием моральных и профессиональных качеств, как для меня,
так и для педагогов дополнительного образования нашего учреждения, повлекший за
собой эмоциональный спад и временное ослабление функциональности коллектива. Уход
от образовательной деятельности и переход в ведомство Управления молодежной
политики и туризма, привел к переосмыслению содержания и основных направлений
деятельности, перестройке отношений, значительным кадровым изменениям. В
результате реорганизации все педагоги дополнительного образования были
переведены на должность «социалист по работе с молодежью», мне в свою очередь
была предложена должность начальника отдела молодежных инициатив муниципального
бюджетного учреждения Уренгойский молодежный центр «Ровесник», что и положило
начало новому этапу моей профессиональной деятельности.
Прежде чем планировать деятельность вверенного мне
отдела, я в течение двух месяцев (январь и февраль 2016 года), наряду с
исполнением обязанностей директора МБОУ ДО «ДДТ» и работой заместителя
директора по УВР, изучала нормативную базу, регламентирующую цели, задачи,
специфику и перспективы развития учреждений осуществляющих работу с молодежью в
России и в частности в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа,
таких как:
— «Стратегия
государственной молодёжной политики в Российской Федерации до 2016 года»,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006г № 1760-р.;
— «Основы
государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025
года» принятые постановлением Правительством РФ 29 ноября 2014 г. № 2403-р;
— Федеральный закон
№132-ФЗ от 24.11.1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской
Федерации»;
— «Концепция государственной
семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года», принятая
постановлением Правительством РФ 25 августа 2014 г. № 1618-р;
— Закон
Ямало-Ненецкого автономного округа №70-ЗАО от 25.09.2009 г. «О молодёжной
политике в Ямало-Ненецком автономном округе»;
— Закон
Ямало-Ненецкого автономного округа № 114-ЗАО от 03.12.2007 г. «О туристской
деятельности в Ямало-Ненецком
автономном округе»;
— Государственная
программа Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие туризма, повышение
эффективности реализации молодежной политики, организация отдыха и оздоровления
детей и молодежи на 2014 – 2020 годы», принятая постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа от 25декабря 2013 года № 1126-П;
— ряд локальных
актов и поручений Управления молодежной политики и туризма Администрации
Пуровского района;
— локальные акты
муниципального бюджетного учреждения Уренгойский молодежный центр «Ровесник»;
— методические
рекомендации по менеджменту молодежных центров и максимально эффективному
использованию целевых ресурсов.
По словам китайского мудреца Конфуция, непросто жить
во время перемен. Давать жизненные и профессиональные ориентиры в такие времена
непросто вдвойне. Перестройка общества и реформирование стратегий развития еще
далеко не закончились, поэтому необходимость меняться, искать новые формы
воспитания и развития вопрос более чем насущный. В настоящее время к молодежным
центрам предъявляются такие требования, при которых модернизация управленческой
деятельности становится объективной необходимостью. Руководитель должен гибко и
быстро реагировать на запросы общества, изменения в его системе, находить пути
и способы эффективного функционирования и развития учреждения.
Для более глубокого изучения нормативной и
методической документации и разработки концепции собственной деятельности, я начала
работу над темой самообразования: «Повышение компетентности управленческой
деятельности начальника отдела молодежного центра, подведомственного Управлению
молодежной политики и туризма», в раках которой прошла:
— повышение
квалификации в ООО «СИНЕРГИЯ» (отдел «Центр дополнительного образования»)
г.Калуга в 2016г. по дополнительной профессиональной программе «Проектирование
молодежной политики» (72 часа);
— обучение по
программе «Социальное проектирование» в рамках окружной опорно-методической
площадки, г. Тарко-Сале, 2016г (4 часа);
— приняла участие во
Всероссийском дистанционном вебинаре «Особенности взаимодействия основных
институтов общества по обеспечению медиабезопасности детей» , 2017г (2 часа).
Опираясь на «Основы государственной молодежной
политики Российской Федерации на период до 2025 года», целью своей деятельности
в должности начальника отдела, определяю как совершенствование социальных и
организационных условий отдела для успешной самореализации молодежи, раскрытия
ее потенциала и дальнейшего развития, а также содействие успешной интеграции
молодежи в общество и повышению ее роли в жизни МО п.Уренгой и Пуровского
района.
Следующим шагом в подготовке к планированию
деятельности отдела стал анализ рисков и существующих сложностей в деятельности
учреждения, требующих направленного воздействия для устранения. Для того
чтобы выявить факторы внутренней и внешней среды учреждения, был использован
метод стратегического планирования SWOT-анализа, результаты которого
представлены ниже.
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. 2. 3. 4. 5. 6. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. |
Возможности |
Угрозы |
1. Наличие 2. Развитие 3. Методическое 4. Межведомственная 5. Создание 6. Организация 7. Расширение 8. Внедрение |
1. Социальное 2. Нестабильность 3. Большой 4. Уровень образованности, 5. Недостаточная |
Исходя из анализа слабых и сильных сторон, был очерчен
круг требующих решения проблем:
— качественное
преобразование нормативно-правовой базы;
— работа с кадровым
составом;
— развитие форм
работы с молодёжью и молодыми семьями;
— организация
системной работы с подростками и молодёжью оказавшейся в трудной жизненной
ситуации;
— повышение
эффективности рекламного освещения деятельности центра;
— повышение
эффективности работы по поддержке молодёжных инициатив;
— широкое
использование проектного метода и вовлечение молодёжи в социально-значимую
деятельность.
При
создании системы управления способной решить эти проблемы, Модель
взаимодействия структурных подразделений МБУ УМЦ «Ровесник» приняла цикличную
форму:
Схема
взаимодействия отделов центра, ведущих основную деятельность
Качественное преобразование
нормативно-правовой базы велось коллегиально. Мне была делегирована
деятельность по созданию проектов нормативных актов учреждения и отдела,
которые впоследствии выносились на коллективное обсуждение и согласование.
Анализ
кадрового состава отдела позволил простроить оптимальную, на сегодняшний день,
структуру управления, имеющую линейный характер. Такое
построение позволяет решать поставленные задачи и обеспечивать оперативное
управление. Кадровый состав отдела на сегодняшний день выглядит следующим
образом:
Количественный и качественный состав отдела
Показатели |
Количество, |
Всего |
9 |
в том числе: |
|
— |
1 |
— |
8 |
образование: |
|
— |
7 |
— |
2 |
квалификационная категория: |
|
— |
3 |
— |
3 |
— |
1 |
— |
— |
— |
2 |
в отрасли (молодёжная политика): |
|
— |
6 |
— |
1 |
— |
2 |
— |
|
гендерная принадлежность: |
|
— |
3 |
— |
6 |
В
штате отдела 8 специалистов, из них 3 совместителя. Несмотря на то, что больше
половины всех специалистов имеют высшее образование, проблема в том, что 18 % специалистов
не имеют квалификационной категории и 67% имеют непродолжительный стаж (а
значит и опыт) работы в отрасли молодёжной политики. С целью повышения
профессиональных компетенций специалистов и развития кадрового потенциала, в отделе
активирована система адаптивного и методического сопровождения по следующим
направлениям:
— методическое
сопровождение деятельности специалистов;
— курсовая
подготовка, участие в семинарах, вебинарах и т.п.;
— консультативная
помощь в подготовке к аттестации;
— участие в
конкурсах профессионального мастерства;
— мастер-классы
по направлениям;
— диссеминация
профессионального опыта.
В 2016 году:
— обновлено
100% модифицированных развивающих программ;
— обучение
прошли 100 % специалистов отдела;
— аттестовано
2 специалиста отдела (Е.М. Сизова – высшая кв.кат., Г.Р. Щанкин – 2 кв.кат.);
— специалист
отдела МИ победил в районном конкурсе профессионального мастерства (Е.М.
Сизова);
— на
заседаниях отдела и методических советах проведено 2 лектория, 9 выступлений
специалистов, 21 мастер-класс (открытые занятия, мероприятия, творческие
мастерские).
Деятельность специалистов по РМ отдела молодежных
инициатив направлена на выполнение задач, закреплённых в стратегических
документах федерального, регионального и районного уровней и создание условий
для наиболее полного участия молодёжи в социально-экономической, политической,
культурной жизни МО п. Уренгой, поддержку и развитие приоритетных направлений
деятельности.
Ценностные
установки духовно-нравственного развития и воспитания отдела МИ согласуются с
традиционными источниками нравственности, это:
·
Ценность
мира:
— как общего
дома для всех жителей Земли;
— как
мирового сообщества, представленного разными национальностями;
— как
принципа жизни на Земле.
·
Ценность
человеческой жизни – как возможность проявлять, реализовывать
человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.
·
Ценность
любви к Родине, народу – как проявление духовной зрелости человека и
выражается в осознанном желании служить Отечеству.
·
Дар
слова – как возможность получать знания, развиваться, общаться, духовно
обогащаться.
·
Ценность
природы – осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к
природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для
переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства.
·
Ценность
семьи – как общности родных и близких людей, в которой передаются язык,
культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и
взаимоподдержка.
·
Ценность
добра – как проявление высшей человеческой способности – любви,
сострадания и милосердия.
·
Ценность
познания мира – ценность научного знания, разума, осуществление
стремления человека к постижению истины.
·
Ценность
красоты – как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с
идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».
·
Ценность
труда и творчества – как стремления к созидательной деятельности,
нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.
·
Ценность
свободы выбора – как возможность совершать суждения и поступки в
рамках норм, правил, законов общества
Среди
основных направлений деятельности отдела:
— вовлечение
молодёжи в социальную практику, в том числе посредством развития
добровольческого (волонтёрского) движения;
— формирование
ценностных ориентиров молодёжи через реализацию мероприятий по
духовно-нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию, внедрение принципов
здорового образа жизни в молодёжной среде;
— поддержка
молодых семей;
— развитие
творческого потенциала молодёжи, позитивных форм организации молодёжного
досуга, внедрение и развитие системы лидерских курсов и проектов для активной
молодёжи;
— обеспечение
эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации;
— ресурсная
поддержка молодежных инициатив и внедрение новых форм работы с молодёжью;
— организация
отдыха и оздоровления детей и молодёжи МО п.Уренгой;
— поддержка
и развитие внутреннего, въездного и социального туризма, пропаганда и
возрождение массового туризма, как познавательного, здоровье сберегающего,
активного отдыха.
Все вышеназванные направления включены в
государственную программу Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие туризма,
повышение эффективности реализации молодежной политики, организация отдыха и
оздоровления детей и молодежи на 2014 – 2020 годы».
Стратегия деятельности отдела реализуются через:
— клубные
формирования;
— проектную
деятельность;
— массовые
мероприятия;
— социально-значимую
деятельность;
— профориентированную
и профилактическую работу;
— участие в
конкурсах и фестивалях разного уровня.
На сегодняшний день в отделе реализуется 10 одногодичных
модифицированных (адаптированных) развивающих программ, имеющих циклический
характер по 4 направлениям:
Направленность |
№ |
Название |
Название |
Краткая |
Ф.И.О. |
Общая |
Кол. гр. |
Год |
Кол. |
Количество «М» |
Количество «Ж» |
Кол. |
Кол. |
|
Общественные |
Социально-педагогическая |
1. |
Добровольчество |
«Добровольчество» |
Организация |
А.Ю. |
1 |
1 |
2 |
11 |
8 |
3 |
23 |
122 |
2 |
2 |
12 |
6 |
6 |
||||||||||
2. |
Поисковый |
«Снегири» |
Формирование |
А.Е. |
0,25 |
1 |
1 |
6 |
4 |
2 |
6 |
|||
А.А. |
0,5 |
|||||||||||||
3. |
Клуб |
«Родник» |
Помощь |
А.А. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
13 |
||||
2 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||||
3 |
2 |
11 |
11 |
|||||||||||
4. |
Клуб |
«Клуб |
Формирование |
Е.М. |
1 |
1 |
2 |
9 |
4 |
5 |
9 |
|||
Кружки и |
5. |
КВН для детей |
«Планета |
Создание |
1 |
2 |
18 |
7 |
11 |
18 |
||||
6. |
КВН для |
1 |
2 |
8 |
6 |
2 |
8 |
|||||||
7. |
ПроФФест |
«Промышленный |
Цикл |
О.В. |
0,5 |
1 |
1 |
15 |
7 |
8 |
45 |
|||
2 |
1 |
15 |
12 |
3 |
||||||||||
3 |
1 |
15 |
10 |
5 |
||||||||||
Техническая |
8. |
Здравствуй, |
«Творец» |
Помощь |
В.И. |
1 |
1 |
1 |
39 |
39 |
39 |
49 |
||
9. |
Андроид |
«Мир |
Привлечение (Гендерное |
1 |
2 |
10 |
10 |
10 |
||||||
Физкультурно-спортивная |
10. |
Белая |
«В |
Развитие |
1 |
1 |
69 |
39 |
30 |
69 |
69 |
|||
Художественная |
11. |
Кривой |
«Кривой |
Привлечение |
Г.Р. |
1 |
1 |
2 |
6 |
2 |
4 |
12 |
12 |
|
2 |
2 |
6 |
5 |
1 |
||||||||||
4 11 10 18 групп |
Краткое |
8 специалистов по РМ |
234 ч |
18 гр |
1-2 год |
252 чел. |
159 чел. |
93 чел. |
252 чел. |
252 чел. |
Клубные
формирования начинают свои занятия в группах с 10 января. Списки объединений
формируются в период с сентября по декабрь предыдущего календарного года. Специалисты
по работе с молодежью самостоятельно проводят широкую информационную и
рекламную деятельность и до 25 декабря формируют списки. Зачисление
осуществляется приказом директора в соответствии с Положением о порядке приема и
отчисления воспитанников учреждения. Приоритетный возраст воспитанников –
молодёжь от 14 до 30 лет. На сегодняшний день все программы отдела реализуются
на русском языке. Организация занятий осуществляется в соответствии с
расписанием и исходя из удобства участников группы. В течение года в связи с
производственной необходимостью расписание может корректироваться.
При формировании объединений и
групп учитываются:
—
свобода
выбора воспитанниками программы, руководителя, формы клубного формирования,
предоставляется возможность перехода из одного объединения в другое;
—
индивидуальность
возможностей и задатков;
—
занятость
молодых людей работой или учебой;
—
уровень
стартовых знаний, умений и навыков;
—
возраст
претендентов;
—
контактность
и умение работать в команде.
Выбор направлений деятельности и планирование работы
отдела велись с учтём особенности контингента воспитанников (запросы детей,
подростков и молодежи, потребности молодых семей и общеобразовательных
учреждений поселка, особенности социально-экономического развития и
национально-культурных традиций населения региона).
Данные о целевой аудитории отдела (участниках клубных
формирований)
На сегодняшний день существует проблема вовлечения
молодёжи от 19 до 25 лет, как правило, это студенты, на территории МО п.
Уренгой учебных заведений высшего и среднего профессионального образования нет,
а работающая молодежь данной возрастной группы в условиях вахтового поселка
часто не обладает возможностью занятий в клубных формированиях на постоянной
основе. Решение данной проблемы специалисты видят в развитии проектной
деятельности и расширении социального партнёрства, создании молодежных активов
на предприятиях и организации клубных формирований переменного состава. Одним
из самых востребованных направлений являются туризм, интеллектуальные игры,
тематические досуговые и спортивные мероприятия.
Наряду с Комплексным планом мероприятий, Планом
культурно-досуговых, спортивно-массовых мероприятий и Планом мероприятий
приуроченных к Году молодежных инициатив МБУ УМЦ «Ровесник» на 2016 год, отделу
была поручена реализация Плана мероприятий, направленных на противодействие
экстремистской деятельности и Плана мероприятий, направленных на укрепление
этноконфессиональных и межнациональных отношений в молодежной среде, которые
были успешно освоены специалистами отдела. По результатам статистических данных
на конец 2016 года, вместо запланированных 40, специалистами отдела МИ было
проведено 89 мероприятий.
Для расширения возможностей отдела налажено тесное
взаимодействие с социокультурными центрами МО п.Уренгой: ГБУ «Центр социального
обслуживания населения в МО Пуровский район» филиал пгт Уренгой, МБУК «Дом
культуры «Маяк», МБУК Библиотечно-досуговый центр «Умка», МБУ «КСК «Уренгоец»,
МБУК «Уренгойский краеведческий музей», МБУ ДО «Уренгойская детская школа
искусств», МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа «Геолог». На базах
единомышленников проводятся совместные мероприятия, акции, соревнования
различного уровня, что положительно сказывается на поддержании интереса
участников и положительном имидже МБУ УМЦ «Ровесник».
Заключены договора о межведомственном сотрудничестве:
— с МБОУ СОШ №1 и №2
в рамках содействия в достижении образовательными учреждениями Федеральных
государственных образовательных стандартов (объединение промышленного туризма
«ПроФФест», руководитель О.В. Панасова);
— с МБДОУ «Детский
сад комбинированного вида «Сказка», с целью помощи молодым родителям в развитии
творческих способностей и гендерном воспитании детей младшего возраста
(объединение технического творчества и макетирования для мальчиков «Творец» и
шахматная студия «Белая ладья», В.И.Коба).
Большое внимание уделяется сотрудничеству
с предприятиями, учреждениями и общественными организациями, совместно с
которыми проводятся массовые мероприятия для работающей молодежи. Сложившаяся
система взаимодействия вышла за рамки досуга и позволила успешно реализовывать
такие благотворительные проекты, как «Подарок ветерану» и «Теплый день»,
требующие небольшой финансовой поддержки.
Приоритетным
направлением в работе отдела молодежных инициатив, является реализация проектов
и проведение мероприятий, направленных на успешную социализацию и пропаганду
толерантности среди детей и молодёжи.
В 2016 году в отделе МИ было
реализовано 2 грантовых проекта:
— Проект
районной грантовой поддержки «И помнит мир спасенный…» —
направленный на формирование у детей и молодежи чувства гражданственности и
патриотизма, практической готовности к защите Отечества;
— Проект
окружной грантовой поддержки «Точка пересечения» — направленный на развитие
туризма в Пуровский район, через организацию мероприятия с привлечением
представителей субкультур (байкерского движения) проживающих на территории
России и стран бывшего СНГ – БайкФест «Правый берег – 2016».
За первый квартал 2017 года специалистами по РМ отдела
молодежных инициатив были направлены на соискание грантовой поддержки следующие
проекты:
— Проект «Семейные
ценности? Что это? Расскажите своим детям!», руководитель А.А. Сажнева,
направленный размещение социальной рекламы на территории МО п.Уренгой для
привлечения внимания родителей к важности привития семейных ценностей;
— Проект «Легкое
весло», руководители Е.М. Сизова, Г.Р. Щанкин, направленный на организацию
водного сплава на катамаранах в осеннее-летний период протяженностью 150 км.;
— Проект
«Зелёная планета – наследие будущего», руководители Е.М. Сизова, А.В. Польща,
направленный на воспитание экологической грамотности детей и молодежи,
приобщение к культуре и традициям Ямала.
Для информирования населения о деятельности центра
создан официальный сайт МБУ УМЦ «Ровесник» и группа в социальной сети
«ВКонтакте», где специалисты системно размещают пресс- и пострелизы
мероприятий.
В 2016 году деятельность отдела молодежных инициатив
году широко освещалась в СМИ:
·
Итоги
молодежного исторического квеста «Блокада Ленинграда», ТРК «Луч».
·
Освещение
мероприятие «Старые, добрые, настольные игры» в рамках семейного молодежного
клуба, ТРК «Луч».
·
Освещение
предстоящих мероприятий и акций в преддверье празднования Дня победы, ТРК
«Луч».
·
Освещение
межведомственной акции «Подарок ветерану» на базе Уренгойского филиала
Комплексного центра социального обслуживания населения Пуровского района, ТРК
«Луч».
·
Освещение
Всероссийской акции «Георгиевская ленточка», ТРК «Луч».
·
Интервью
в рамках освещения празднования Дня победы в МО п.Уренгой, ТРК «Луч».
·
Освещение
спортивно-интеллектуального квеста «День Нептуна», ТРК «Луч».
·
Освещение
Муниципального похода выходного дня, посвященного Всероссийскому Дню молодежи,
ТРК «Луч».
·
Освещение
квеста «И помнит мир спасенный…», в рамках одноименного
гражданско-патриотического проекта, ТРК «Луч».
·
Сюжет
«Окружная акция «Открытые уроки истории «Конвой БД-5. Неизвестная война», ТРК
«Луч».
·
Освещение
Всероссийской акции «Зеленая Весна»: Высадка деревьев на территории МО п.
Уренгой, ТРК «Луч».
·
Сюжет
«Торжественная церемония и возложение цветов к «Стеле Памяти» в рамках «Дня
памяти и скорби», ТРК «Луч».
·
Освещение
деятельности МБУ УМЦ «Ровесник» в сюжете о возобновлении работы учреждений
организации дополнительного образования и развивающего досуга детей и молодежи
п.Уренгой, ТРК «Луч».
·
Интервью
А.А. Саяпиной в рамках освещения деятельности МБУ УМЦ «Ровесник», ТРК «Луч».
·
Освещение
мероприятия грантовой поддержки «Точка пересечения» — «Правый берег — 2016» в
сюжете, ТРК «Луч».
·
Передача
«Правый берег — 2016» , ТРК «Луч».
·
Освещение
интерактивной выставки «Первопроходцы» в рамках передачи ко дню празднования
50-летия поселка Уренгой, ТРК «Луч».
·
Сюжет
об итогах Благотворительной акции «Теплый день», ТРК «Луч».
·
Сюжет
«Уренгой присоединяется к Всероссийской акции «В защиту зеленой елочки», ТРК
«Луч».
·
Поздравительный
сюжет коллектива МБУ УМЦ «Ровесник» жителям МО Пуровский район, ТРК «Луч».
Анализ деятельность отдела молодежных инициатив по
истечении в 2016 году (адаптивного постреорганизационного периода), позволил
оценить возможности сформировавшегося коллектива и наметить перспективы
развития отдела до 2020 года:
·
Концентрация
сил на изменении целевой аудитории в пользу воспитанников в возрасте от 14 до
30 лет.
·
Поиск
и обновление форм организации деятельностного процесса и процесса управления
отделом.
·
Разработка
и внедрение сквозных программ для систематизации деятельности отдела:
патриотического воспитания, экологической направленности, профориентации,
волонтерской направленности (благотворительности).
·
Разработка
и внедрение циклической системы досуговой деятельности молодежи из числа
трудовых коллективов предприятий действующих на территории МО п.Уренгой.
·
Расширение
круга традиционных мероприятий, увеличение числа районных мероприятий,
проводимых отделом.
·
Активизация
процесса подготовки и выпуск методической продукции, публикаций, участия в
профессиональных конференциях.
·
Систематизация
исследовательских работ специалистов отдела, оформление пакета документов на
присвоение статуса районной экспериментальной площадки и в последствии опорной
методической площадки.
·
Привлечение
к работе отдела инициативных людей, умеющих работать в команде и готовых стать
единомышленниками.