Михаил Мокринский более 20 лет проработал директором лицея № 1535 и вывел его в топ по России. Теперь он возглавляет частную школу «Летово», одну из немногих в России, работающую по системе международного бакалавриата. Как попасть в эту школу и посильная ли это задача для детей из обычных семей?
Директор школы «Летово» Михаил Мокринский рассказал о своем новом детище, которое основал российский миллиардер и меценат Вадим Мошкович. За восемь лет существования школы ее студенты уже показывают очень высокие результаты. С ним беседовал Илья Копелевич.
У нас в гостях Михаил Мокринский — директор школы «Летово». Это одна из немногих школ в России, которая работает по системе International Вaccalaureate, IB. Важно то, что за пять лет работы школа добилась престижа и попала в элиту. Что такое элитная школа? Эта школа элитная?
Михаил Мокринский: Да, она элитная, но это не главное. Элитная — это когда ты в своей весовой категории по тем правилам, по которым родители выбирают школу, доказываешь раз за разом, что на этом направлении ты лучший. Традиционно это физико-математические школы, в которые идут и суперталантливые ребята, и ребята, семьи которых вместе или не вместе решили, что будущая профессия обязательно должна быть связана с математической базой. Вот мы, я уверен, находимся сегодня среди школ — лидеров по физике, по математике, по химии, по биологии, и это видно и через результаты олимпиад, российских и международных, и через общую систему подготовки.
Слово «элитная», конечно, нигде в официальных документах не записано, но тем не менее, если школа аккредитована в международных программах, а это редкость в России, то конкурс на поступление очень большой. В международных школах, которые представлены в Москве, до недавнего времени их было пять-шесть буквально, сейчас, может быть, уже меньше, там стоимость составляла от 300 тысяч рублей в месяц, а в старших классах и того больше. У вас пока только старшие классы, и у вас стоимость 126 тысяч рублей в месяц.
Михаил Мокринский: Ну, уже побольше. Тут все зависит от того, ты в пансионе или нет. Те, кто выбирает пансион, платят 200 тысяч в месяц.
Но это не школа исключительно для богатых, это может быть одно из самых важных отличий. Я сейчас попрошу вас о нем рассказать, потому что здесь есть эндаумент, то есть фонд, который готов спонсировать способных, но не очень богатых, которые не могут себе позволить высокую стоимость.
Михаил Мокринский: Вы знаете, наверное, финансовая история для России вообще уникальная. Если родитель решает, что он поступает в школу «Летово», он принимает для себя решение, что участвует в софинансировании обучения настолько, насколько семья может. И механизм работает так, как он был заложен еще шесть лет назад. То есть ты сначала поступаешь в школу, сдаешь экзамены вступительные, принимается решение о твоем зачислении. К этому моменту школа ничего не знает о твоем финансовом положении. И после зачисления семья принимает решение о том, подает она заявление на получение стипендии или самостоятельно хочет покрывать расходы на образование. Тех, кто принимает решение о самостоятельной оплате образования, где-то все время от 15% до 20%. Процентов 30-35 — это те, кто не платит ничего, а часть — это те, за кого школа оплачивает даже их питание. И механизм очень простой: ты приносишь так, как при получении займа в банке, все государственные документы — выписки из фондов, формы и справки о собственности.
То есть показываешь, что при наличии способных детей у тебя нет такого кошелька?
Михаил Мокринский: Да. Мало того, ты не просто показываешь по официальным бумагам доходы, ты еще можешь обосновать, что у тебя есть уже взятые на себя необратимые финансовые обязательства, и при больших или средних доходах школа учтет, что у тебя есть ипотека, что у тебя есть уже какие-то расходы по старшим детям, по оплате образования, и они будут вычтены из суммы дохода. Вы знаете, сомневаются только две категории по большому счету. Люди, которые просто не приняли решение о том, что для них именно такое образование ценность, и они говорят иногда: мы психологически не готовы. И люди, у которых немалая доля оплаты, говорят: конечно, здорово, что школа предоставляет такие возможности, но мы хотели бы ездить за рубеж пять раз, а не три отдыхать, и это наш семейный выбор. Ну, что ж, выбор так выбор.
Немножко об этом фонде: он создан основателем школы Вадимом Мошковичем, там пока, как я читал, только его деньги. Но в мировой практике, насколько я представляю, существует модель, которая позволяет эндаументу пополняться за счет взносов со стороны тех, кто закончил школу. Но у вас пока таковых не так много, а те, кто закончили, еще вряд ли успели что-то заработать. В принципе как в будущем это должно выглядеть?
Михаил Мокринский: Действительно, в настоящем вся разница между поступлением и себестоимостью покрывается учредителем школы. При этом ежегодно есть поток поступлений в эндаумент от тех, кто школу поддерживает, просто потому, что видит ее качество, ее устойчивость работы. Ну и, кроме того, уже два выпуска наших выпускников создали ассоциацию, и понятно, что они ничего не могут сделать для того, чтобы их поддержка была финансово существенной, но они многое могут сделать для того, чтобы сократить какие-то расходы, привлечь каких-то своих коллег или профессоров для консультирования. То есть мы формируем при школе сообщество, которое пока приносит не деньги, а поддержку, но уверен, со временем школу будут поддерживать основательно.
Вот очень интересный вопрос: как же стать студентом школы? Я знаю, что у вас это студенты, а не ученики, потому что все-таки возраст от 13 до 18 лет. Что нужно иметь?
Михаил Мокринский: Нужно иметь желание и умение разобраться, как на тебя будут смотреть. Желание — это очень интересная история. Нам очень многие родители рассказывают, что школу нашли и выбрали не они, а ребенок. И это понятно: ребенок в Сети активен, ребенок ищет учебные материалы, сетевые ресурсы, отзывы сверстников. И оказывается, что в Сети лежит очень большой и бесплатный ресурс «Летова» для пяти- и шестиклассников как средство для самоподготовки. И у детей есть возможность посмотреть на себя в зеркало и посмотреть на то, как надо двигаться по тем предметам, по которым у тебя либо все хорошо, можешь сдать успешно, либо ты думал, что у тебя все хорошо, но надо проделать немалую работу.
А уровень сильно отличается от уровня средней общеобразовательной школы для этого возраста?
Михаил Мокринский: Смотрите, тут есть формула, и она очень понятная. У тебя есть базовые предметы, по которым ты должен просто показать стабильный результат. И это то, что может обеспечить любая хорошо, устойчиво работающая школа, — русский язык, базовая математика, английский. Иногда бывают серьезные проблемы, особенно для ребят, которые приходят из физмат-школ. Надо подтянуть какие-то предметы, для этого выложены учебные материалы, есть автоматизированная обратная связь, ты можешь быстро, ориентируясь на нее, подтянуть любой из трех предметов — русский, английский, математика.
Ну, вот английский, возможно, наиболее сложен, потому что это то, что нельзя сделать быстро. Язык не преодолеть в три прыжка, даже если заниматься с утра до ночи.
Михаил Мокринский: Вы знаете, у нас чудесная статистика уже за несколько лет поступления, и первое — мы видим массовые рывки в качестве знания этого предмета за полгода. То есть если ребенок зашел и понял, что у него что-то не так, за полгода при усидчивости, настойчивости и нормальных способностях вполне себе поправимая ситуация. Но есть и выдающиеся результаты, когда к нам приходят ребята, пытаясь поступить с немецким, с французским языком, и мы с удивлением обнаруживаем, что их способности таковы, что рывок за лето бывает с тройки с минусом на пятерку с минусом. И это просто огромное трудолюбие, желание и языковые способности.
Все-таки как вы отбираете? Это очень сложный и во многом ответственный процесс, потому что здесь не решают деньги, здесь решает оценка способностей ребенка. А между прочим, дети в этом возрасте, в 13 лет, у них зачастую многое скрыто из того, что раскроется со временем.
Михаил Мокринский: Процесс проходит в три этапа. Последний — это очный, или за тобой наблюдают во время сдачи экзамена в электронной форме. Предшествующий — это сдача очень стандартных экзаменов, как первичное сито. Если последний дифференцирующий, то промежуточный просто отсекает тех, кто точно не готов. И дальше самая интересная первая фаза, бывает у ребят самоотбор, потому что по факту, занимаясь на ресурсе, который мы открыли для всех абитуриентов, часть понимают, что быстро надо что-то делать, часть понимают, что это им неинтересно и не нравится, часть понимают, что у них есть любимый предмет, но тут, оказывается, надо еще и нелюбимыми заниматься устойчиво. И вот эта система отбора, самоотбора, после нее процентов 60-70 ребят сами принимают решение, что они либо к нам не поступают, либо поступают на следующий год, когда будут готовы.
А поступят они все также в седьмой класс или могут уже в восьмой добраться?
Михаил Мокринский: В седьмой, восьмой и девятый. И тут очень важно, что психологическая готовность ребенка учиться, зрелость, чтобы побороться за свои возможности и свое будущее, наступает у всех в разном возрасте, и мы только приветствуем тех, кто первый раз оступился, но собрался с силами, и они оказываются часто самыми нашими сильными учениками со второй, с третьей попытки.
Я скажу для тех, кто не знает, наверное, таких большинство, что у вас за плечами уже есть очень серьезный и успешный опыт, вы больше десяти лет, по-моему, может быть, даже лет 20 возглавляли школу, которая стала очень знаменитой в Москве, из числа бесплатных общегосударственных школ — 1535-ю, которая возглавляла всероссийские рейтинги. Скажите, пожалуйста, во-первых, почему вы оставили ту школу, которая состоялась именно под вашим руководством, почему вы пошли делать новую и чем она принципиально отличается?
Михаил Мокринский: Вы знаете, 20 с лишним лет в государственной школе и работа с молодых лет — это такой период становления в профессии, когда школа растет вместе с тобой. И я был очень счастлив, что у меня в лицее номер 1535 был чудесный коллектив учителей, сложились традиции, сложились мощные основы, которые уже будут, наверное, навсегда. Но в какой-то момент стало понятно, что сильные стороны, они же и инерция, которую не надо ломать, надо оставить у этой школы те преимущества, которые закладывались десятилетиями. А новая про то, что есть нереализованные возможности интеграции в среднюю школу тех находок, которые по миру, по стране, по моей профессиональной истории были найдены и должны были быть реализованы несколько в ином ключе. Международный бакалавриат, из которого мы взяли многие рамочные методические решения, — это международная система, которая, не принадлежа никакой стране, исследует весь международный опыт, как пылесос, и не навязывает никаких решений национальным образовательным системам, каждая школа остается школой, работающей по требованиям, по стандартам той страны, где она существует. Но к этому добавляются многочисленные возможности строить не просто развивающие элементы в системе образования, а строить параллельную систему экзаменов, не ломая основной учебный процесс, и готовить ребят к тому, что они будут хорошо оснащенными студентами. Для студенчества ведь нужны очень важные навыки самоорганизации, смысла образования, то есть ты не просто идешь по программе, которую тебе диктуют, ты должен выбирать, и выбирать проактивно. Ты должен смотреть, кем ты хочешь стать через год, два, три, и чем дальше ты заглядываешь, тем мощнее твоя студенческая карьера.
Я правильно понял, что в «Летове» студенты седьмых-одиннадцатых классов не живут классами по расписанию, а самостоятельно формируют свои учебные модули, в которых они могут пересекаться с более старшими или более младшими студентами. Они прямо сами все делают или все-таки им как-то помогают сделать выбор?
Михаил Мокринский: Им помогают правила в первую очередь, потому что для того, чтобы сделать выбор, тебе надо разобраться. Тебе надо разобраться, что в седьмом классе, в потоке, в котором ты будешь учиться, ты сначала выбираешь очень немногое, зато у тебя много дополнительных возможностей, через которые ты оснащаешь себя именно этим умением быстро и четко выбирать и выполнять решения по выбору. Дальше в восьмом классе начинается дифференциация, в девятом она больше. С десятого уже идет глубокое разделение на индивидуальные учебные планы. И означает это просто, что каждый ребенок оказывается в группе того уровня, на который он претендует и который он может поддерживать. И нужно по каким-то предметам, направлениям выходить на самый высокий уровень, а по каким-то не претендовать. Ну и меньше тратить времени на это. Это тот баланс, при котором физика и математика у тебя могут быть в топовых группах, химия и биология могут быть базовые, но по интересам. Ты можешь из химии выбрать дополнительный курс, который просто даст тебе умение строить лабораторные практические работы и проекты, что тебе как физику пригодится, и то же самое у гуманитариев в их области.
А гуманитарное и физико-математическое, естественно-научное направления равноценны в школе? Или все-таки акцент на естественные науки от математики до биологии?
Михаил Мокринский: Вы знаете, я всю жизнь не любил формальных показателей. Поэтому, когда лицей номер 1535 стал при введении рейтинга первым, я искренне расстроился, потому что все, кому надо, знали цену его образовательной программе, а так узнали и те, кто эту цену мог видеть только формально. Так вот, что мне на самом деле дает чувство гордости относительно гуманитарной и естественно-научной программ? Победители всероссийских олимпиад в школе есть по 16 предметам. Мало какая школа может похвастаться тем, что, какое бы ты ни выбрал направление углубленного обучения, ты можешь по этому направлению рассчитывать, что с помощью учителей ты возьмешь максимальный балл ЕГЭ, поработаешь с проектами, выйдешь на очень жестко организованный трек профразвития, потому что, как правило, это ограничивается в школах тем, что есть психологи, которые тебе что-то подскажут. Здесь нет, здесь есть еще дополнительное консультирование, которое говорит: у тебя пока есть две развилки, по которым ты можешь выбить сто из ста. Но через два месяца у тебя уже не будет времени тянуть и то и другое, пора выбирать. И вот таким путем и идет индивидуальный учебный план и движение к предвузовской подготовке. Сначала огромный спектр интересных выборов и возможностей, потом пробы себя в предпрофильном и профессиональном самоопределении, а потом уже на финальной прямой выбор форм презентаций и результатов, которые дадут тебе преимущество при поступлении.
Наверное, не будет открытием сказать, особенно с учетом того, что обучение в школе в значительной степени ведется на английском языке, что те, кто там учились, рассматривали возможность выбора любого университета не только в России, но и за границей. Причем эндаумент, как я знаю, помогал финансово, стипендиально учиться за границей в том числе, правда, с определенными обязанностями потом. Расскажите об этом. И как это будет в дальнейшем?
Михаил Мокринский: Здесь важна устойчивость, потому что, когда ты приглашаешь ребят, важно не менять правила, они пашут очень основательно, и результат многолетнего труда должен быть предсказуем. Так вот, что мы делали на международном направлении. Первое — мы поставили некоторое исходное соотношение, что 80% наших ребят идут в российские вузы, это в большинстве своем МФТИ, ВШЭ, МГУ, а 20% идут на международный трек. И первый выпуск показал второй среди всех школ мира результат по уровню сданных экзаменов, а на второй год мы вышли на первое место.
Скажите, а учиться детям трудно на этой планке, на том, что они самостоятельно должны принять решение, выбрать те или иные курсы, некоторые курсы повышенной сложности, взяться за это, удержаться. Отчисления есть из школы или нет?
Михаил Мокринский: Им действительно трудно учиться, но самая большая трудность не в этом. Дело в том, что те, кто к нам пришли, уже учились много и с удовольствием. То есть мы, когда рассказывали о школе, говорили: ребята, вам очень важно принять правильное решение, что вы не ради одного предмета любимого к нам приходите, а для того, чтобы получить целый объем разнообразных возможностей. Если вы не хотите ими пользоваться, а вам важно только одно, лучше не приходите, страдать будете от разнообразия, а не наслаждаться. И, к счастью, нас ребята слышат, и поскольку многие из них пришли уже с опытом каких-то дополнительных занятий, то многие из них любят и могут работать много и в основном образовании, и в дополнительном образовании. А что для них действительно сложно? Сложно выстроить систему выбора, потому что выбор по интересам им прекрасно знаком, выбор в любимом предмете тоже прекрасно знаком.
Мне кажется, сложно взять планку, которую ты себе наметил.
Михаил Мокринский: Конечно. Так что мы фактически режиссируем для них систему проб и ошибок, в которой за два-три года они сначала меняют профильные предметы, думают о том, окончательный ли у них выбор будущего, и мы получаем очень зрелых ребят к десятому классу, которые готовы вложиться очень концентрированно в то, чтобы сделать по основным предметам какой-то запланированный набор достижений, но в остальных предметах получить удовольствие от дополнительного образования, от изучения литературы, например, как красивого и классного предмета.
Отчисления бывают?
Михаил Мокринский: Да, конечно. И бывают они по нескольким причинам. Первая — очень небольшая часть ребят, поступив, обнаруживают, что они очень эмоционально привязаны к семье и для них пребывание в школе вдали от родителей — это испытание.
Вот это, кстати, важный вопрос. Почему именно пансион выбран? Или полупансион, но в любом случае вы за городом находитесь. Это отрыв от родителей.
Михаил Мокринский: Мы очень верили в то, что мы создаем не просто образовательную, но и культурную среду, сообщество, в котором ребятам будет хорошо. Так и оказалось.
Но все-таки 13 лет. Или это уже возраст, когда птенец вполне себе вылетает из гнезда, самое время?
Михаил Мокринский: Седьмой-восьмой классы — это время, когда дети начинают предпочитать общение со сверстниками, и родители в этом смысле выигрывают, потому что возвращающиеся к ним на субботу-воскресенье дети получают большой объем семейной любви, поддержки, совместных выходов. То есть в общем семейное общение на выходные в большей степени праздник и сплочение семьи, чем еженедельный рабочий контроль. Нам даже пришлось построить новое общежитие на 370 мест для того, чтобы соответствовать выбору ребят. Москвичи тоже предпочитают жить с понедельника по субботу в общежитиях в пансионе школы.
А такая форма жизни действительно подталкивает их лучше учиться?
Михаил Мокринский: Она сначала подталкивает их учиться друг у друга. Одно из самых таких ярких выступлений ребят, которые я слушал, — это был рассказ гостям о том, как они помогают друг другу учиться.
Но возраст опасный и не без глупостей, даже у самых умных детей.
Михаил Мокринский: Естественно, в том-то и задача педагога, чтобы это предвидеть и сопровождать. Нельзя пресечь ошибки, можно сделать так, чтобы не было больших негативных последствий, а были позитивные последствия, потому что на чем еще ребенку учиться, кроме как на собственных, а иногда и все-таки на чужих ошибках.
Вернемся к отчислениям. Одну причину мы поняли.
Михаил Мокринский: Да. Итак, вторая причина — есть действительно ребята, которые открывают, что они горят одним предметом. Они попробовали разнообразие, но сказали: нет, среди моих друзей все про этот предмет, и я туда. Мы считаем, что мы свое дело сделали, за пару лет мы этим ребятам дали очень большое разнообразие, они потом сумеют этим воспользоваться, а сейчас они выбирают ту форму жизни, в которой формируются будущие исследователи, будущие инженеры, ученые. Слава богу, это их осознанный выбор.
А есть те, которые просто не справились? Которые не берут планку?
Михаил Мокринский: Скорее они экономят силы, скажем так. Потому что я верю, что абсолютное большинство справится с этой комплексной планкой. Но ведь есть проблемы взросления, проблемы предпочтений. Если кто-то предпочел пахать по любимому предмету, то кто-то предпочел немножко сэкономить силы. И есть два типа правил, по которым можно. Вот у нас был замечательный случай не так давно, когда у парня был выбор: после победы на всероссийской олимпиаде идти снова на подготовку и претендовать на международную олимпиаду или заняться чем-то другим. И он сказал: хочу вот это, а также японский язык и гитару. Пока я выбил свои запланированные результаты по академическим достижениям, хочу развиваться в разных направлениях, и девушкам нравиться самое время.
Прекрасно. Напоследок два дежурных вопроса, которые относятся к людям, которые занимаются школой. Про форму и про гаджеты.
Михаил Мокринский: Формы у нас нет. Почему? Потому что мы попробовали по-разному, и первое — мы просто закупили на первый год для ребят небольшой выбор стандартных предметов одежды, которые могли бы им служить как идентификатор и как способ быть на равных.
Ведь у вас все-таки разного достатка семьи и совершенно из разных регионов, москвичей-то меньшинство.
Михаил Мокринский: Чуть меньше половины. Так вот, не прижилось. Ребята форму поносили, попробовали, но, живя постоянно в школе, ты чувствуешь себя как дома, и тут важна не форма, а дресс-код условно, твоя привычка к тому, что уместно в той или другой ситуации. И носят ребята активно те предметы одежды со школьной символикой, которые говорят об их участии в каком-то соревновании, в какой-то олимпиаде. То есть то, что показывает принадлежность к школе и отличие от других в достижениях или в выборе. Так что пока живем без формы, хотя в любой момент готовы к этому вернуться. Мы несколько раз возвращались с ученическим самоуправлением к этому вопросу. Второй вопрос — гаджеты. Гаджеты разрешены, и ребята на уроках работают со своими гаджетами. Гаджет — рабочий инструмент на уроке, с привлечением и с использованием электронных образовательных ресурсов. Большинству ребят нужно и интересно использовать его не для того, чтобы бродить в социальных сетях, а для того, чтобы делать ту работу, которая на электронных образовательных ресурсах им доступна. Учителю хватит возможностей проконтролировать, когда кто-то ожидаемо отвлекся. Это хороший рабочий инструмент.
Ну, что ж, как говорил Альберт Эйнштейн, «не надо учить наизусть то, что можно прочитать», а сейчас бы он сказал «прочитать в телефоне». Спасибо.
Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?
Как должны измениться отношения «учитель-ученик» и в чем главная функция школы сегодня, объясняет Михаил Мокринский
Нынешний учебный год — первый для школы «Летово», созданной на деньги председателя совета директоров ГК «Русагро» . Миллиардер вложил $80 млн в ее строительство, и $120 млн — в эндаумент. В школу могут поступить одаренные дети со всей страны, для многих из них расходы на обучение и проживание, которые составляют $20 000, покрываются стипендией. Все ученики занимаются по индивидуальному плану, а учителя для работы с ними перенимали опыт у профессоров Стэнфордского университета. Школу возглавляет Михаил Мокринский, бывший директор лицея 1535 — одного из лучших образовательных учреждений в России. О том, как должно измениться школьное образование, чтобы сохранить свою актуальность в современном мире, он рассказал в интервью Forbes.
Ребенок должен выбирать профессию в 16 лет. Но тенденция такова, что, зачастую, взросление происходит позже, люди ищут себя и в 30, и в 40 лет. Как вы думаете, может ли школа как-то помочь человеку с самоопределением?
Современная жизнь позволяет оставаться инфантильным неопределенно долгое время и получать от этого удовольствие. Инфантильность — это не только защищенность от трудностей и жизненных обстоятельств, это еще и способ находиться в контакте со своим внутренним ребенком. Если жизнь не требует обратного, каждый имеет возможность тормозить хоть до пенсии, а потом приходит повторная радость — вы уже на пенсии, но еще ребенок. И это не плохо, это просто данность.
Вся индустрия развлечений, отдыха и туризма формирует привычки потребительского поведения. Человек выходит из школы и дальше идет по жизни, не понимая, зачем он работает, кроме как для того, чтобы после работы проводить досуг. Человека с перекосом в потребительское поведение, с подстриженными, как газончик, целями и ценностями школа обязана вытащить на нужный уровень.
А как школа может помочь человеку самореализоваться?
Современная культура подбрасывает удобные форматы поведения, и они очень ситуативны. Когда ты в одной компании — ты такой, в другой — ты другой. За тебя уже придумали все способы воспроизводства и тиражирования этих форматов — просто расслабься и плыви, можешь — кверху пузом, можешь — закрыв глаза.
А ведь общество всегда так или иначе направляло людей к самореализации. Традиционные общества делали это через ритуалы, индустриальные — через идеологию. И то, и другое стимулировало к поиску идентичности достаточно жестким способом: ты с кем — с ними или с нами? Школа же должна подтолкнуть человека задать самому себе вопрос: «А мне-то самому что надо?». Человек должен познать, понять свои сильные и слабые стороны и уже на основе этого сделать выбор будущей профессии.
Раньше главной функцией школы было дать образование. А сейчас?
Школа должна все более технологично формировать компетенции, работать с контекстами, смыслами, культурной идентичностью. Это было всегда, просто в воспитании и развитии личности добавлялись новые детали.
Насколько остро сегодня в школе стоит кадровый вопрос? Достаточно ли компетентны молодые преподаватели?
Кадровый вопрос существует, и ответ на него зависит от нескольких факторов: насколько учителя себя чувствуют социально защищенными, экономически устойчивыми, привлекает ли школа лучшие мозги поколения, привлекает их на год, на десять, на пятнадцать или навсегда. Дает ли им возможность по-разному себя реализовать и вырасти? Ответы на все эти вопросы должны быть зашиты в государственной образовательной политике. Например, Финляндия. Она правильно и преемственно отвечала на эти вопросы и удержала в школе лучших выпускников университетов — в систему образования приходят люди, которых эта система хочет видеть, и остаются в ней на всю жизнь. Все остальное — добавки к основному блюду. В школу должны приходить люди определенного калибра с определенным типом миссионерских и профессиональных задач. Следующий вопрос в том, чем их оснастить, чем им помочь.
А чего не хватает современному учителю? Каких навыков?
Учителям не хватает управленческих навыков. Учитель не должен быть партизаном на педагогическом фронте, а должен стать частью команды. Учитель должен быть сценаристом и режиссером. Потому что, именно как сценарист и режиссер, он говорит: «Мне все равно, куда вы придете, все равно, медленно или быстро вы будете идти, все равно, кругами с ошибками или прямо без ошибок вы пойдете. Я не учу вас, как правильно. Я не хочу вам навязывать свое мнение, я хочу помочь вам услышать самого себя».
Система взаимодействия «я знаю, как правильно» имеет место, но в определенный момент учитель должен уметь остановиться и сказать: «До сих пор я имел право советовать, а теперь — нет». То, что вам нужно умыться, он может сказать, а про выражение лица — нет.
Если раньше для многих родителей «пятерка» была показателем успешности их чада, то теперь оценкам не уделяется большого внимания. Главное, чтобы ребенок был здоров, счастлив, следовал своим интересам. Как оценивать знания ребенка и как его мотивировать в этих условиях?
Раньше школа была обязательным социальным лифтом, без которого вы обречены. Если у вас нет школьного образования, то вы неграмотный, дикий и получать можете только копейки, а вот в обратном случае у вас совсем другой тип карьеры и возможности в жизни. В современном обществе произошло смещение акцентов, и кратное возрастание возможностей дает уже не образование, а опыт и тип карьеры человека. Cегодня много возможностей работать в системе не напрягаясь и чудесно по-итальянски себя чувствовать, вкусно кушать, быть членом местного сообщества.
В истории по-разному складывалось отношение к мотивации. С одной стороны, мостом к новой жизни часто становится не только среднее, но и высшее образование. Но и школа, и университет не гарантируют успеха, а дают лишь возможность. У ребенка всегда есть возможность найти свою формулу жизни, в которой не страдают самолюбие и самооценка, выбрать путь наименьшего сопротивления, растерять свои творческие и лидерские задатки.
Какая роль при этом у школы и родителей?
Родители всегда делятся на максималистов, реалистов и пассивных, плывущих по течению. Дальше огромную роль играют культурные, социальные, экологические обстоятельства. Что в аристократической Англии, что в современном глобализованном мире один из запросов к частной школе формулируется так: «Этим детям есть, что терять, не дайте им разбазарить то, что было нажито их родителями». Простой базовый ответ школы двухсотлетней давности — научить сначала подчиняться, а потом подчинять. Состоятельный джентльмен должен уметь удержать статус кво.
Сегодня состояние нередко проще заработать, чем удержать, и уже во всяком случае для «удержания» надо забыть о статусе кво и активно действовать в меняющихся обстоятельствах. И максималисты, и реалисты в большинстве своем сходятся в том, что и для развития семейного дела, и для построения собственной карьеры, ребенку нужно уметь настойчиво и осмысленно добиваться целей, действовать в соответствии со своим пониманием смысла. А разговор о смыслах вновь возвращает школу к теме стереотипов потребительского поведения. Ведь есть риск прожить не свою жизнь, прожить ее на пустой энергии, с непонятными мотивами.
Тем не менее, социальная приемлемость и удовлетворенность стандартным набором делают счастливыми огромный слой современных потребителей, которые никогда не окажутся в «золотой сотне», но имеют шанс быть средним классом и даже, при удачном стечении обстоятельств, прыгнуть выше.
А вот у образовательной организации одной из основных задач сегодня как раз является формирование позитивного и конструктивного настроя у каждого ребенка вне зависимости от того, на каком уровне возможностей он может его реализовать. Позитивный и конструктивный настрой может быть таким: я сижу и наблюдаю за тем, как садится солнце, а завтра буду наблюдать за тем, как оно встает. Или таким: я сейчас расслабляюсь во время заката, но завтра во время восхода я буду вновь собран с большими силами и готов разбить нос, чтобы покорить горы и решить множество нерешенных проблем.
Не опасно ли давать детям свободу выбора? В школе «Летово» дети сами формируют расписание, выбирают, в чем хотят развиваться. Кто-то хочет смотреть на закат и ничего не делать, а потом будет переживать, что когда-то его не заставили, например, выучить второй язык.
Свобода — это некий коридор, в рамках которого активные действия — обязательны, без этого из школы тебя не отпустят, и тебе готовы всегда объяснить, почему.
Родители школьников жалуются на синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — дети не способны сосредоточиться, не могут, как раньше, усваивать большие объемы информации. Как учителю в таких условиях заинтересовать своим предметом?
Есть плохой актер и хороший: у первого 15 шаблонов, а у второго — 150, и он эти шаблоны использует сообразно задачам. У ребенка, которого нужно заинтересовать и удержать его внимание, может быть отторжение половины задач или способов, которыми вы их пытаетесь решать.
Надо создавать активность, в которой ребенку будет интересно потрогать что-то своими руками. Попробуйте оторвать ребенка от опыта на химии. Самое страшное, что в этот момент может сделать учитель, сказать: ну, что, посмотрели — пошли дальше.
Как-то я был на открытом уроке, где учитель блистательно выстраивал мотивацию в начале урока — задавал проблемный вопрос, сталкивал мнения, и класс просто фантастически заводился. И каждый раз все заканчивалось одним и тем же: учитель начинает говорить, ребята просыпаются, начинают творчески кипеть, выдвигать идеи и предположения — и вдруг падает занавес и мы переходим к следующей части. И снова подъем, и снова ребята, у которых, казалось бы, украли ожидания, оживляются — и снова падает занавес. Я только к тридцатой минуте урока понял, в чем дело: учитель плохо слышал, у него было соматическое заболевание. Осталось мастерство, но он не мог коммуницировать. Это замечательная метафора об умении учителя довести ребенка до результата. И этот же пример хорошо характеризует состояние нашей школы.
Огромное количество родителей в соцсетях жалуются на то, что после работы им приходится решать задачки по геометрии вместе с детьми. В то же время, некоторые частные школы вообще отказываются от домашних заданий. Что вы думаете на этот счет?
Существуют две основные стратегии. Первая: сначала мы тяжело работаем до мокрой спины, потом уже получаем результаты. Есть и другой подход: сначала можно вообще не двигаться — давайте научимся просто улыбаться, расслабляться, радоваться друг другу и жизни, станем социально приемлемыми. Дальше будем радоваться тому, что мы хоть что-нибудь сделали, и это даст нам шанс быть не только социально приемлемыми, но и социально полезными. А уже потом будут подкладываться все более сложные задачки.
И в том, и в другом случае школа и учителя заточены под определенный стратегический способ развития ребенка. Какой лучше? Лучше тот, в котором умеют сочетать одно и другое и понимают, как они взаимодополняют друг друга. Педагогика — медленная штука, она вызревает из сформированных на кончиках пальцев умений работать с ребенком.
В Финляндии принят как раз второй подход, когда ребенка хвалят, не сильно его нагружают, вокруг него максимально дружественная атмосфера. При этом финские школы занимают лидирующие позиции в международных рейтингах, связанных с качеством образования. Может быть, финнский подход больше соответствует нашему времени?
Такой подход очень соответствует фазе развития финской культуры. Маленький социум, не мобилизованный на масштабные перемены в мире и завоевания, поощряет и поддерживает различные социальные проекты, которые значимы для этой страны. Они построили эту экологичную систему, которая их темпераменту, культуре, приоритетам очень соответствует. Изобретение «хюгге» (прим. ред.: умение радоваться окружающему миру, наслаждаться маленьким радостям) датское, но и финнам по менталитету очень подходит. У них довольно суровый климат, мало солнечных дней, и им как-то надо вытаскивать себя из депрессии и научиться существовать в гармонии с миром. Они создали систему без структурных противоречий, с уважением к правилам и человеку.
Сами финны говорят: «Вы спросите, что мы создали. Мы создали Финляндию». Это как раз про то самое бережное отношение к обычным людям, они очень этим гордятся.
Я люблю в каждой стране бывать в национальной галерее. Если вы не были в национальной галерее Хельсинки, вы ничего не потеряли. Зато у финнов очень красивая природа, великолепные дизайнерские решения. Они не страдают от того, что на каких-то направлениях они не предложили миру великих людей, которые продвинули какие-то направление искусства. Да, Роден там не родился, зато родился основатель бренда дизайнерских украшений Lapponia. Их представители министерства образования говорят очень правильные вещи: мы не мешаем тем, кто лучше нас понимает то, что он делает внизу, наша задача — не навредить тем, кого мы поддерживаем.
- В первый класс: почему дети не хотят идти в школу
- Тьютор и модератор: каким должен быть учитель будущего
- Классный руководитель. Как нанимают топ-менеджеров в частную школу
Преподаватели школы «Летово»
Педагогический состав школы «Летово» – не только профессионалы своего дела, но и по–настоящему яркие, увлекающиеся личности. В школе нет места скучному преподаванию и привычной системе преподнесения знаний – любовь к своему предмету и выбранной сфере деятельности позволяет учителям увлекательно организовывать учебные занятия, поддерживать интерес к науке и искусству, испытывать желание узнать новое.
Задачей школы является обеспечение действительно высокого уровня академических знаний детям, которые в них заинтересованы. Всестороннее развитие личности и сильная подготовка – возможность поступления в лучшие ВУЗы России и мира. И учителя «Летово» объединены общим желанием и общей целью – воплотить в жизнь поставленную задачу, создать школу будущего вместе.
Директор школы
Директор школы – Михаил Мокринский, – является членом управляющего комитета программы «Учитель для России», советником руководителя департамента образования Москвы по вопросам инновационного развития образовательных систем и организаций. Он был руководителем московского лицея 1535 со дня основания – и настоящие позиции этого учебного учреждения являются лучшим свидетелем уникального профессионального подхода к организации учебного процесса. Сегодня лицей находится на первых строках рейтинга лучших школ страны.
Учителя «Летово»
Академическая команда школы – специалисты, которые активно участвовали в подготовке и организации летних профильных школ, секций и кружков. Они являются авторами курсов, учебных программ, методических пособий и книг, разработчиками заданий к олимпиадам и ЕГЭ.
Каждый учитель имеет опыт работы в школе или гимназии, входящей в рейтинги лучших столичных и российских учебных учреждений:
- 179;
- 2007;
- 1514;
- 57;
- 45;
- «Интеллектуал»;
- Лицей НИУ ВШЭ;
- «Вторая школа» и мн. др.
Лучшим подтверждением профессионализма, нестандартного, увлекающего подхода к обучению являются выдающиеся успехи и высокие академические результаты учеников. Средние баллы по результатам сдачи ЕГЭ у выпускников учителей «Летово» статистически выше средних показателей. Они являются победителями и призерами олимпиад – Всероссийской олимпиады школьников, международных олимпиад и др. Нет поводов для сомнения – выпускники «Летово» не только повторят, но и приумножат оглушительные успехи своих «предшественников».
Школа «Летово» открывается только в сентябре 2018 года, но в ней уже трудится 55 педагогов. 10 из них являются кандидатами наук. Они увлечены не только своей профессиональной деятельностью, но и ведут активный образ жизни, имеют множество личных увлечений и хобби. Безусловно, такой пример заразителен – это очень важно в формировании личности ребенка.
Представителей педагогического состава школы объединяют общие идеи и цели – эти люди будут находиться рядом в самый важный период становления личности каждого ребенка, они во многом определяют и отношение к наукам и искусствам, и будущие профессиональные успехи, и выбор жизненного пути.
Взаимодействие с учителями
В школе «Летово» ребята могут свободно общаться с педагогами – задавать интересующие вопросы в ходе занятий и беседовать во вне учебного времени. На 7 учеников приходится 1 учитель, поэтому существует возможность полного погружения в предмет и реализации практически индивидуального подхода. Педагогу не приходится рассеивать внимание на 20–30 ребят, что является привычной реалией во многих современных школах, а это позволяет вдумчиво объяснять материал и дополнительно заниматься с каждым учащимся. Такой принцип выступает залогом интереса к обучению и получению качественного образования.
Открыть карту
Школа «Летово»
📜 Диплом для школьного сайта:
Общеобразовательная школа для учеников 7-11 классов в Новой Москве, поселение Сосенское. Была создана 15 сентября 2015 года. Учредителем школы является российский миллиардер Вадим Николаевич Мошкович. Первых учеников школа приняла в 2018 году. За 2021 год школа вошла в 100 лучших школ России по результатам ЕГЭ, заняв 🏅 13 место!
Адрес: Москва, поселение Сосенское, Зимёнковская улица, 3
Директор: Мокринский Михаил Геннадьевич
Место в рейтинге по ЕГЭ:
1 место в ТиНАО /
2 место по Москве (среди частных школ) в 2021 г. ?
Аналитика ЕГЭ: в 2021 году, школа показала результат лучше, чем 99.9% школ России.
?
Нам известны результаты ЕГЭ для 8651 школ России за 2021 год.
Среди них мы и высчитываем % сдавших хуже или лучше школ. Оценка конечно условная, но позволяет понять уровень школы при достаточном кол-ве данных за указанный год.
Обновлено: 2023-02-13
✎… Добавить отзыв
«Учитель прикасается к вечности. И никто не знает, где закончится это прикосновение». Эту мысль когда-то очень верно озвучил американский историк Генри Адамс.
В «Летово» учеников ждут знаковые встречи с учителями. Ведь в школе создана уникальная педагогическая команда профессионалов, которые действительно любят детей, хотят открыть для них новые горизонты знаний, и, конечно, дружить с ребятами, помогая в учебе, принятии решений, поисках своего пути.
Учитель «Летово» — это человек, которому интересно новое, которому нравится работать в команде, который хочет обогащать и себя, и других. «Летово» станет огромной образовательной лабораторией, в которой и ученики, и учителя будут формулировать гипотезы, подтверждать, опровергать их и достигать новых вершин.
Учителя, выбранные в команду «Летово», не только успешно преподавали в школах и университетах, но и составляли методические пособия, авторские курсы, монографии, задания для ЕГ и олимпиад, организовывали различные кружки и летние профильные школы. До «Летово» педагоги работали в лучших школах и гимназиях Москвы и России, например, в школах 179, 2007, 57, 1514, «Интеллектуал», 45, лицее НИУ ВШЭ и других. Практически каждый учитель «Летово» подготовил призеров и победителей Всероссийских и международных олимпиад.
Учителя «Летово» и сами всегда хотят учиться чему-то новому. В этой школе собрались единомышленники, которые понимают, что образование — это современный высокотехнологичный процесс, который меняется по содержанию и форме.
Очень важной особенностью «Летово» будет обучение учеников ответственному выбору. Для выпускника хорошей школы это один из главных навыков, необходимый для дальнейшего поиска жизненного пути.
Руководство школы «Летово»
- Директор школы, Михаил Геннадьевич Мокрицкий, советник руководителя Департамента образования Москвы по вопросам инновационного развития образовательных систем и организаций, член управляющего комитета программы «Учитель для России».
- Заместитель директора по академическим вопросам, Мадлена Львовна Шагинян, тренер и член экспертной комиссии программ Международного Бакалавриата в Европе и Азии.
- Специалист по организации учебного процесса и методической координации, Лариса Анатольевна Корабельщикова, эксперт профессионального сообщества программы International Baccalaureate, глава аккредитационной комиссии программы IB в евразийском регионе.
- Операционный директор, Полина Владимировна Мальцева, Выпускница НИУ «Высшая школа экономики» и Лондонской Школы Экономики. Участвовала в проектах Гарвардского Университета и Департамента Образования Сан-Франциско.
В «Летово» на 7 учеников приходится 1 педагог, поэтому школьники получат возможность индивидуально заниматься с преподавателями интересующего их профиля, открывая все новые и новые грани любимых предметов.
У всех учителей есть хобби и увлечения, насыщенная и интересная жизнь помимо работы. Например, недавно, учитель математики, Анастасия Валерьевна Янгирова, стала призером Фестиваля туристического кино «Золотой компас». Жюри были впечатлены и самими походами Анастасии Валерьевны, так и видеозаписями, и фотографиями, сделанными в сложных погодных условиях.
В школе «Летово» создана уникальная среда, которая поможет не только раскрыть потенциал ребенка и заинтересовать его новыми предметами, но и привить ему исследовательские навыки, которые в будущем пригодятся не только в научной деятельности, но и в повседневной жизни.
1 сентября 2018 года учителя будут ждать поступивших на первых уроках в школе будущего «Летово». Но и на следующий год у способных и мотивированных детей есть шанс присоединиться к команде школы.
Директор школы «Летово» рассказал в интервью РБК Трендам, как родителям определиться с образовательной траекторией, чтобы подготовить ребенка к профессии будущего
Об эксперте: Михаил Мокринский, директор школы «Летово», которая первой из российских школ международного бакалавриата (IB) вошла в международный рейтинг Global Top IB Schools и уже в следующем году планирует открыть набор на подготовительные курсы в начальную школу Letovo.Junior.
О профессиях будущего
— Каждый год «Атлас профессий будущего» обновляется, кажется, там есть все — от ГМО-агронома до строителя «умных» дорог. На ваш взгляд, в каких сферах деятельности в ближайшее время ждать «апгрейд» профессий?
— Думаю, во всех. Мы не ждем, что мир встанет с ног на голову, но с большой вероятностью в каждой сфере понимание профессионализма и способа профессиональной самореализации обновится. Будут отмирать рутинные виды деятельности: профессии, в которых отсутствует принятие решений и творческая составляющая, будут трансформироваться.
— Человек просто перепоручит рутинные дела роботам и станет творчески работать в удовольствие?
— Не все так хорошо. Драматически будут складываться ситуации с теми профессиями, в которых рутинная составляющая накрепко связана с творческой. Возьмем опыт учителя. В его обязанности входит оценка базового уровня ребенка, который к нему попал, определение потенциала, мотивов и преобладающего стиля познания. Учитель должен действовать, учитывая, насколько ребенок счастлив или растерян от необходимости соответствовать всем ожидаемым параметрам — это особый педагогический дар. Представьте, что часть задач по обработке такой информации выполнена педагогами с помощью искусственного интеллекта. Если бы я в этом месте остановился, то любой профессионал имел бы возможность обвинить меня, что схоластикой я пытаюсь заменить живое дело преподавателя. Но речь-то идет о том, когда коллективный разум лучше, чем индивидуальное творчество.
Будущие профессии в таких человекоразмерных видах взаимодействия обязательно будут прирастать инструментарием и стандартными возможностями. Это значит, что искусственный интеллект вытеснит несчастного учителя на периферию? Нет, учитель перейдет на новый уровень творчества. И если еще вчера он говорил: «Я страдаю от того, что меня хотят заменить ИИ», то сегодня ему придется преодолеть собственные психологические защиты для того, чтобы сказать: «Черт возьми, я боялся, что из творчества меня вытеснят в рутину, а меня заставляют творчески работать там, где я не умею этого делать». Неизбежно возникнет ситуация, когда из ремесла специалиста начнут выталкивать в более сложные виды деятельности.
О формировании навыков и системы ценностей
— Насколько сегодняшняя система российского образования готовит детей к освоению профессии?
— К каким-то профессиям хорошо, к каким-то нет. Это свойство системы, и традиционной, и переходной. Она прекрасно готовит к тому, чтобы продолжать путь с мощного научного старта. Тем, кто входит в профессию с умением системно разобраться в существе проблемы (а именно это дает современная система образования), для достижения успеха в своей области нужны только воля и упорство. Эти качества отчасти врожденные, отчасти сформированные. Мощный способ, которым система может помочь войти в профессию — дать ролевой опыт. Вот здесь школьная система, прямо скажем, буксует. Можно говорить лозунгами о формировании у школьников 4C-навыков, но нужно отдавать себе отчет в том, что это происходит только на правильно отобранных и искусно выстроенных видах деятельности, которым такие навыки присущи. Нельзя научить ездить на велосипеде без велосипеда.
Важно, чтобы полученный навык прирос к основной деятельности и превратился в компетенцию — то есть не испарился, когда закончится одна работа и нужно будет переключиться на другую. Как сформировать навык в химии, физике, биологии знают многие поколения учителей. Как сделать так, чтоб этот навык стал человеческим, переносимым из одной сферы в другую, а значит, имел право называться компетенцией — не знает толком большинство преподавателей. И в этом слабина современного состояния всей системы образования.
— А какие еще слабые места есть у образовательной системы?
— У ребенка при выходе из школы должна быть сформирована система ценностей. Причем нужно помнить, что ценности «знаемые», (когда ребенок представляет, что хотят взрослые, и «хорошо» или «плохо» отражает то, что об этом говорят в обществе), нужно превратить в ценности «делаемые», то есть применяемые ребенком при выборе целей, решении проблем, в сомнениях и столкновениях.
Ребенок в начальных классах интересуется всем подряд, потому что ему хочется наблюдать за миром, пробовать, трогать, раскачивать. Прыгая в лужу, он исследует брызги, грязь, сопутствующие «эффекты», включая реакцию родителей и безусловность их любви, не ставя цель исследовать. Старшеклассник учится не только следовать чужим целям, воле, планам, но и выбирать свои, пытаться действовать самостоятельно с большей осмысленностью. В подростковом возрасте он уже не прыгает по лужам, а прыгает круче, создавая проблемы себе и окружающим.
А у школы в это время своя повестка. Она говорит: «Дорогой, теперь вместо интересного прямого изучения окружающей действительности тебе предстоит непрекращающееся формальное упражнение: заместить непосредственную прямую картину жизни кодами ее восприятия. Тебе нужны семантические и прочие средства, чтобы эта картинка трансформировалась через накопленный опыт человечества определенным образом». И этот образ школа пытается вложить в ребенка, навязывая ему систему значений. Нередко школа пытается заменить цель под названием «Принять опыт человечества» на мотив «Нравиться хорошему учителю или не попадаться под руку плохому». А ведь нужно совместить линейки задач: трансляция и принятие ценностей, трансляция картины мира, опыта, действия в микросоциуме. Согласовать их несколько раз: вначале как гармонию ребенка, семьи и школы, позже как способ преодолевать подростковые противоречия; и, наконец, как способ превращать картину мира в фон и поле для действий — поисков себя, построения отношений, планов и будущего.
О новом поколении решений
— То есть сейчас невозможно организовать образовательный процесс так, чтобы для всех учеников он был интересным и полезным?
— Возможно. Всегда были решения, которые строились на талантах и современных методиках образования. Нужно продолжать перестраивать образовательную модель, в которой эти методики становятся не чем-то факультативным: хочешь используешь, хочешь — нет, а обязательной частью процесса и результата. Мы живем в интересную эпоху: нам предстоят открытия, которые заново сбалансируют систему педагогической работы, и станут необратимыми. Всегда есть два варианта: либо повторить то, как работают «соседи за забором», либо оценить, что вообще есть в мире, и собрать новое поколение решений. «Перевооружение» школы должно строиться не на подражании, а быть следующим, возможно, принципиально новым поколением решений. Я верю, что у российской школы есть этот задел.
— Какие есть предпосылки к подобной перестройке?
— Давайте посмотрим, какие образовательные корни у нас и за границей. Там история сильных и слабых сторон преподавания шла совсем другим путем. Учебная система перешла на мягкие формы мотивации. На первых порах часто ребенка хвалят за все, что бы он ни сделал — так происходит естественное укрепление мотивации, способности быть позитивным человеком и гражданином — еще и удобным во всех смыслах. Второй шаг приводит к дифференциации: ребенку говорят, хочешь — расти, не хочешь — ты полезен и таким, для тебя в экономике есть много профессий в сфере услуг. Их тоже когда-то заменят роботы, но в запасе еще лет-дцать.
Массовое воспроизводство таких выпускников — вызов, размывающий традицию сильных школ и образовательных систем, потому что с этой позиции сложно двигаться вперед. Плюс российского образования в системности. Но мы часто буксуем там, где сталкиваемся с современной действительностью, проще говоря, там, где надо изучать речь, а не язык, уметь встраивать теорию в практику, задачи во взаимодействия, творчество в планы. Если взять чужие сильные стороны на вооружение и дополнить ими свои, то у нас есть все шансы обойти «соседей за забором» в историческом плане.
О выборе образовательной траектории
— Несколько десятилетий назад у родителей не было возможности выбрать формат образования для ребенка. Эта ситуация поменялась сейчас?
— И да, и нет. Есть и были частные решения, которые создают ситуативную альтернативу. Например, в советское время — языковые и физ-мат школы. Это не системно новое решение, а модель, существующая наравне с обычной школой. Так соседствуют на магнитофонах кнопки tuning («настройка») и fine tuning («тонкая настройка»). Позднее появились альтернативы системные, но не всеохватные — школы Монтессори, вальдорфские и семейные школы, которые также являются исключением из правил. Сегодня важно переосмысливать системные основы перенастройки, которые дают родителям профессиональный и реальный выбор. Чтобы к этому прийти, российская школа должна будет преодолеть фазу отрицания новых стандартов и чужих находок и сохранить в себе возможность «тонкой настройки».
— У родителей школьников возникает множество вопросов насчет образования. Какое выбрать: российское или зарубежное, государственное или частное, традиционное или инновационное. Что нужно учитывать, отвечая на эти вопросы?
— Во-первых — отношение к способностям: или ищем талант, обеспечиваем взлет, прорыв, запас преимуществ, путь героя. Или мы стараемся найти устойчивый, надежный сценарий «всего, сколько надо», «чтобы не пропал», избежать разочарований, преодолеть взросление, войти в жизнь. Или же помогаем задавать вопросы: «Кто я? Зачем мне это? Какой путь мне по характеру? Как научиться опираться на свои сильные стороны, зачем преодолевать слабости?»
Во-вторых, родителю интуитивно нужно понять, какой способ работы с ребенком надо поддерживать. Есть дети, и это не обязательно будущие спортсмены, военные и ученые, кому под силу школы с перегруженной программой. Такой вариант подойдет ребенку с универсальными познавательными интересами или высокой организованностью. Есть дети, к этому не предрасположенные: им интересны конкретные области знаний, в которые они готовы погружаться — может быть, чуть медленнее и вдумчивее. Даже при выборе обычной дворовой школы, родителю стоит задуматься, к какому учителю начальных классов отдать ребенка. К строгой Марии Ивановне, которая будет прививать ребенку системность и трудолюбие, или молодой трепетной Марии Ивановне, которая будет создавать для ученика индивидуальную мотивацию, поддерживающую, теплую атмосферу.
В-третьих, когда тип нагрузки выбран, важно не ошибиться с внутренним вектором образовательного учреждения. Это школа гарантированной перегрузки, которая перемалывает и выбрасывает всех, кто к ней не готов? Это школа творческого подхода, в которой ребенка не сломают, но и не признают, пока он не впишется в ее приоритеты? Ответственность школы при приеме — правильно давать родителям ориентиры на входе, внятно транслировать свою идентичность. Если с этим проблемы, и школа не хочет и не может внятно рассказать о своих предпочтениях или ограничениях, то родителям нужно самим искать косвенные признаки, добиваться ясности и понимания.
— На что еще нужно обращать внимание, выбирая школу для ребенка?
— Надо понимать, что образовательная траектория сложная штука. Есть дети, у которых ее выбор случается в начальной школе при условии рано проявившихся способностей. У большинства они начнут проявляться в районе 7 класса, когда произойдет дифференциация по предметам. В это время важно сохранить в ребенке систему разнонаправленных интересов — если такой возможности не дает школа, искать за ее пределами. После 7 класса какая-то часть детей начинает выбирать свой профиль. Задача семьи восполнять то, что не дает школа. Поддерживать уже не разнообразие направлений, а разнообразие видов опыта: тут хороши олимпиады, проектные работы, кружки по интересам.
Дальше приходит время скачкообразного развития. Детские интересы сменяются способностью понимать, что пригодится для будущего профессионального выбора. Если школа справляется с тем, чтобы направить ребенка, можно на время успокоиться. Если нет, найти, как ориентировать ребенка — особенно это важно в 9 классе, когда надо либо выбирать профильное направление, либо идти к репетиторам, либо продолжать настойчивую работу на проявление интересов, пока не щелкнет. В идеале это должно случиться до того, как начнется прямая подготовка к поступлению в вуз. Резюмируя разговор, хочу сказать, что важно всегда держать руку на пульсе и следить за тем, где находится ребенок, чего не хватает в кулинарном рецепте его интеллектуально-духовного блюда в образовательной среде, школьном социуме, в системе академических и человеческих вызовов.
Школа-пансион «Летово»
для одаренных детей начинает прием на будущий учебный год
Самая необычная школа России
В начале октября в России традиционно уделяется много внимание учителям и школе. Корреспонденту «Нижегородской правды» посчастливилось провести два октябрьских дня в самой необычной школе страны — школе «Летово».
Здесь нет классов и классных руководителей, в кабинетах стеклянные стены и есть собственный лес. К ученикам обращаются на Вы и разрешают красить волосы в розовый цвет. Гуманитариям в 10 классе можно совсем отказаться от химии-физики-биологии-географии. Уроки ведут иностранцы и кандидаты наук. Здесь не ставят отметки за домашнюю работу и оценивают не только знания, но и компетенции. Здесь 8-бальная система оценивания и на одного взрослого приходится лишь 4 ребенка, а почти половина учителей – мужчины. Здесь контрольные называются «саммативами» и есть «математическая поддержка», а ученики могут порекомендовать руководству своего любимого учителя. Здесь дети хотят учиться и не прогуливают уроки. Здесь нет школьной формы и звонков, а на уроках можно рисовать и писать прямо на стене.
Среди 600 счастливчиков, которые сейчас учатся в «Летово», 16 ребят — из Нижегородской области!
«летово» —
огромная школа!
Здание разделено на несколько блоков. Научный блок с лабораториями и учебными классами. Все стены здесь — прозрачные, и двери в класс чаще всего открыты. Зачем? Во-первых, в целях психологической безопасности. А во-вторых, чтобы, проходя мимо, любой ученик мог заметить что-то интересное и новое для себя. В лабораториях постоянно кипит работа! Белые халаты, очки, маски, перчатки, специальное оборудование, микроскопы…
В учебных классах — мобильные парты, которые легко соединить в «круглые» столы или передвинуть, расставить по периметру. В классе нет привычной грифельной или даже смарт-доски. Вся стена, точнее, 2 стены, это одна большая доска, она и для проектора, и для творчества — ученики и учителя пишут на ней маркерами примеры, предложения, формулы, темы, таблицы…
Здесь перманентно меняется вид деятельности, чтобы мозг не скучал, а работал, творил, креативил. Например, география, 7 класс. Вот ребята в режиме дискуссии вспоминают климатические зоны. Вот рисуют климатограммы своих родных городов. А вот уже достают ноутбуки и выполняют лабораторную, которую накануне разработал для них учитель. А на дом будет задано прочитать параграф из учебника и (внимание!) выписать из него в тетрадь то, о чем не сказал учитель на уроке. Ну или не услышал ученик.
Посердине научного блока — огромный аквариум! Здесь же стоят принтеры, которыми могут пользоваться все ученики. А на стенах коридора — фоторепортажи с летовских праздников и картины детей и учителей. Еще вдоль стен стоят ящики с кодовыми замками. У каждого ученика — свой шкафчик, в котором можно хранить учебники и спортивную форму, чтобы весь день не таскать тяжелые рюкзаки, а брать все нужное к конкретному уроку в перемену.
В блоке искусства — классы для репетиций, ящики для хранения музыкальных инструментов, в которых поддерживают нужный климат, классы для керамики, архитектуры и изо, выставки, студия звукозаписи… Приезжая из регионов, ученики прямо в «Летово» имеют возможность завершить свое образования в музыкальной или художественной школе. А на уроках искусства они учатся не просто рисовать и петь, а творить, понимать искусство, пишут эссе, лепят из глины, рисуют воском на черном фоне.
Идем в спортивный блок. Он имеет отдельный ресепшн и вход с улицы, потому что в «Летово» приходят другие школы на соревнования. Здесь два огромных спортивных зала, бассейн, два стадиона на улице, тренажерка, зал для фитнеса и танцев с зеркалами, а по периметру всего спортивного блока — беговая дорожка.
Нам посчастливилось побывать на уроке физкультуры
Начался он с того, что учитель… выложил перед детьми несколько пар обуви и предложил выбрать, в чем лучше бежать марафон. Оказывается, на прошлом уроке ребята получили теорию по спринту и марафону, а теперь учились применять свои знания на практике. Как пошутил учитель, теперь в спортивном магазине их продавец не обманет! Параллельно тренер напомнил ребятам легенду про английскую королеву и длину марафона, предложил проект, почему спортсмены из Ямайки побеждают только в спринте, а после пробежки отправил рисовать диаграмму, чтобы выяснить, что общего у метания и разных видов бега.
Потом был эксперимент с отработкой разных видов старта. Потом на огромном экране смотрели, какие движения делает олимпийский чемпион при метании снаряда. Потом сами отрабатывали эти движения. Причем, тренировались не на тяжелом мячике, а на волане и бумажных самолетиках. Они легкие и полетят только в том случае, если движение будет сделано правильно, ну и не покалечат никого опять же. Вот такая физкультура! Вообще, в «Летово» каждый ученик обязательно занимается спортом. Разные виды борьбы, чирлидинг, йога и растяжка для девчонок, историческое фехтование — всего около 20 секций, ведут многие из которых кандидаты и мастера спорта. А для мотивации на уроки время от времени приглашают именитых спортсменов!
За что дети ценят «Летово»?
Каждому ученику предлагается выбрать индивидуальный учебный план (ИУП). Ведь даже среди учеников одного, допустим, гуманитарного профиля будут те, кто хочет углубиться в историю и географию, и те, кому нужны литература и английский. Поэтому биологи могут ходить на профиль по химии с химиками, а на базу по истории — с физиками и литераторами. Или, например, гуманитарий-лингвист может ходить на углубленную информатику вместе с математиками.
Профильное обучение дает летовцам множество возможностей!
Например, можно уже в 10 классе сдать ЕГЭ по русскому и математике. Можно в 10 классе отказаться от непрофильных уроков и плодотворно и интенсивно готовить к ЕГЭ и олимпиадам по нужным предметам для поступления в вуз.
Классных руководителей тоже нет
Зато у каждого ученика есть наставник. Он помогает составить расписание, решает оргвопросы, общается с родителями, следит за отметками и «долгами», а также психологическим состоянием ребенка, помогает выбрать трек для поступления в вуз, даже сопровождает на дни открытых дверей и устраивает встречи с нужными людьми. У каждого наставника — по 10 учеников из разных параллелей и профилей. Поэтому они всегда заметят и красные глаза, и отсутствие аппетита… Однако система в школе налажена так, что педагоги не делят детей на своих и чужих. Ученики знают, что могут задать любой вопрос любому взрослому в школе. И педагоги, идя по школе, внимательны к каждому ученику. Ведь для большинства их них они реально заменяют семью. Кстати, школьники могут рекомендовать руководству своих учителей из бывших школ или со сборов, так в «Летово» пришли несколько отличных преподавателей.
Математическая (и не только!) поддержка
Для любых профилей и классов. Каждый день один из преподавателей каждой кафедры (учителей на кафедре много, одних только математиков в «Летово» более 20) «дежурит». Он остается в школе после уроков на 2 часа, и в это время любой ученик может прийти к нему с любым вопросом: помочь с задачей, объяснить пропущенную тему, переписать работу, подобрать олимпиаду.
В каждый праздник
школа украшается огромными декорациями
В большой библиотеке каждый найдет себе занятие
Летовцы выступают
на школьных мероприятиях
В «Летово» нет школьной формы
Ребята вольны одеваться на свой вкус и не переживать, успели ли они выстирать и погладить белую рубашку на вторник. И учителя не переживают за цвет волос у детей, ведь важно не что снаружи, а что внутри, правда?
Большинство уроков — спаренные, как в вузах. И учителя с учениками сами определяют, в какое время сделать перерыв. Это учит самоорганизации и таймменеджменту. Кстати, часто у ребят в расписании есть «окна». Они могут пойти гулять или читать, заниматься в библиотеке (огромной, где книги от пола до потолка, а если какой-то нет, например, учебника по литературе из МГУ или по французскому из Оксфорда, то ее закажут и привезут завтра!), в «тихом зале» или просто в коридоре, где стоят диваны, столы, парты. И реально, ребята привыкают каждый час своего времени проводить с пользой! Например, до уроков успевают поплавать в бассейне, после — отрепетировать танец к концерту или заказать сладости для музыкального квартирника. А когда я брала у нижегородских ребят интервью, они мне вежливо намекнули, что сейчас «прогуливают» любимый английский.
Английский язык — один из самых важных уроков, независимо от профиля. Даже уроки физкультуры и искусства иногда проходят на нем. «Летово» — билингвальная школа. Здесь есть возможность получить образование по системе Международного бакалавриата на английском с преподавателями-носителями (IB) и потом поступить в вуз заграницу.
От школы надежды
к школе успеха
«Летово» ведет свою историю с 2011 года — именно тогда у создателей родилась идея открыть в Москве школу для одаренных детей со всей России. В 2016 году в живописном и экологически чистом районе Подмосковья (теперь это Новая Москва) началось строительство кампуса по проекту голландского архитектурного бюро. Одновременно с этим начался тщательный набор и отбор педагогов. Параллельно первые будущие ученики подавали заявки и сдавали вступительные экзамены в школу.
1 сентября 2018 года школа «Летово» была открыта, в 2020 году вошла в топ-10 лучших школ Европы, в 2021 в «Летово» состоялся первый выпуск. Из 98 выпускников 80 окончили школу с золотой медалью. 18 получили 100-бальные результаты на ЕГЭ. 44 «летовца» поступили в вузы США, Англии, Германии, Чехии и других стран, получив при этом гранты от фонда «Летово» и самих университетов. Это Оксфорд, Кембридж, университеты Лиги плюща и другие. Теперь в них есть студенты в бордовых толстовках «Летово».
Другие выпускники заняли бюджетные места в Высшей школе экономики, МГИМО, МГУ, Университете дружбы народов, инязе, МФТИ и других вузах. Кстати, один выпускник выбрал Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского. Так что у нас тоже есть «летовцы»!
«Мы были школой надежды, а теперь мы — школа успеха и высоких достижений», — объявил 1 сентября 2021 года основатель школы Вадим Мошкович.
Сейчас в «Летово» обучаются почти 600 человек. В заслугах школы не только блестящие результаты выпускников, но и 60 побед на Всероссийской олимпиаде школьников, причем, у некоторых «летовцев» — сразу по 2 победных диплома! 78 девятиклассников в прошлом учебном году получили аттестаты с отличием. Подавляющее большинство учеников завоевали призовые места в перечневых олимпиадах от вузов России, рекордсмены заработали по 10-12 дипломов! Каждый месяц «Летово» отправляет свои делегации в Образовательный центр «Сириус» в Сочи на программы по самым разным предметам.
И каждый ученик стремится окончить школу с «Дипломом «Летово», для которого нужно проявить себя не только в учебе, но и в социальной, волонтерской, спортивной и творческой деятельности. Потому что здесь готовят гармоничные и всесторонне развитые личности, которые будут успешны и счастливы в жизни!
Стипендия для обучения
«Летово» — некоммерческая организация. Чтобы поступить, ученикам приходится пройти несколько этапов вступительных испытаний. Заявка, портфолио, тесты, экзамены по основным и профильным предметам и английскому языку в режиме прокторинга, потом собеседование и видеоэссе, беседа с родителями. В течение учебного года можно предпринять несколько попыток.
Чтобы подготовиться к тестам и экзаменам, можно записаться на бесплатные онлайн-кружки на платформе «Летово», пройти демо-версии испытаний. На каждом этапе число абитуриентов сокращается, и лишь самые настойчивые и способные получают приглашение к зачислению.
После этого семья ученика имеет право подать заявку в стипендиальный фонд на получение стипендии на обучение. В «Летово» 80 процентов учеников учатся засчет полной или частичной стипендии. Это зависит от финансового состояния семьи, размер определяется стипфондом по специальной разработанной системе. Иными словами: школа предоставляет возможности учиться всем талантливым и трудолюбивым ребятам.
И все-таки главное в школе — это люди! Ученики и учителя! Будучи в «Летово» в гостях, мы познакомились с учениками и учителями, которые приехали из Нижегородской области, а теперь учатся и работают, и живут здесь. И те, и другие сдавали вступительные экзамены и собеседования. И те, и другие любят школу и гордятся ею. И те, и другие сходятся во мнении, что здесь созданы все условия для развития и достижения успеха, что здесь собрались неравнодушные люди с горящими глазами и сердцами. Коллектив единомышленников, каждый из которых понимает, чего хочет, — это залог успеха. А нижегородцы поделились с «Нижегородской правдой» своими историями успеха.
-
Перешел в «Летово» из 40-го лицея 3 года назад. Сейчас учится в 11 классе на экономико-математическом направлении. Кстати, из 40-го лицея в «Летово» поступили еще несколько учеников.
— В 8 классе я участвовал во многих олимпиадах, был подписан на образовательные рассылки, и однажды получил письмо про школу «Летово». Прочитал, что можно сдать экзамены и поехать в «умный лагерь» на майскую смену в Москву, на неделю. Решил попробовать. Прошел. Ехал и не верил, что здесь будет все так, как рассказывалось и показывалось в письме и на сайте школы. Мне казалось, что так не бывает! Я боялся, что это иллюзия. Но здесь оказалось еще круче. Просто вау! Полный восторг! И этот восторг меня не покидает до сих пор. Я очень хочу, чтобы мои младшие сестры тоже учились здесь. Я вдохновился, полюбил это место и не захотел уезжать. Во время смены я сдал вступительные экзамены, и в июне мы с папой получили письмо, что я приглашен к зачислению! Дальше мы ждали, какую стипендию мне назначат, и вот я здесь. Здесь каждый понимает, для чего он учится и чего хочет. Здесь 96 процентов — олимпиадники. Мы учимся и развиваемся для себя. В обычной школе одни хорошо учатся, а другие приходят в школу отсидеть уроки, и им неважно, какие, сколько и зачем, третьи приходят ради общения и тусовки. А в «Летово» все учатся, здесь нет лентяев, и мы все общаемся вместе, здесь очень высокая степень социальной активности, здесь мы готовимся к большой жизни!
-
Александра Шемагина
Узнала про «Летово» от подружки. Они вместе учились в 7 классе в 8-м лицее и решили вместе поступать. Сдавали портфолио, 2 этапа тестов, собеседования…
В итоге Саша поступила в 8 класс, выбрала социально-гуманитарный профиль, но в этом году в 9 классе постепенно ушла от литературы в область организации мероприятий. А в 10 классе подумывает перейти на международную программу. В школе есть возможность испытать многое и в итоге сделать верный выбор. Почти каждые выходные Саша ездит домой.
— Сначала я не верила, что смогу поступить. Я думала, что это школа для самых одаренных детей, а я себя к таковым не причисляла. Но я рискнула, попробовала. И очень старалась! Когда я поступила, мои родные были очень рады, что в «Летово» я смогу понять себя, найти себя в жизни.
-
Надежда Фильцова
Из Дзержинска. Учится в «Летово» второй год, сейчас в 10 классе. В своем городе она училась во французской школе, и это стало проблемой при поступлении.
— Все экзамены я сдала на отлично, а английский вызвал трудности. Но в «Летово» мне предложили в виде исключения сдать французский, увидели высокий уровень владения языком, подключили к бесплатному курсу по английскому и дали шанс пересдать через месяц. Увидели, что есть большой прогресс, и приняли в школу! Сейчас я читаю книги и смотрю фильмы на английском и французском. В прошлом году я выиграла сразу несколько олимпиад, поступила в школу юного журналиста при МГУ, прошла в сборную Москвы по русскому и французскому. Дважды за год побывала в образовательном центре «Сириус» в Сочи, увлеклась современной хореографией. И это лишь часть возможностей, которые дала мне школа.
«Летово» для меня — место встреч и открытий. Здесь я познакомилась с замечательными людьми, которые вдохновляют и мотивируют развиваться и идти вперед. Здесь я поняла, что победители олимпиад — не скучные ботаны, а по-настоящему влюблённые в свой предмет. Здесь я нашла учителей, которые поверили в мои высокие цели и каждый день помогают мне приближаться к ним. Я безумно рада, что оказалась в «Летово». Школа научила меня под новым углом смотреть на вещи, показала, что «новое» — не значит страшное, и, конечно, подарила друзей, с которыми всегда есть, о чем поговорить. -
Светлана Юрьевна Куликова
преподает в «Летово» профильную математику: у одних — алгебру, у других — геометрию.
— Я 18 лет проработала в лингвистической гимназии №13 в Нижнем Новгороде. Конечно, там учатся, в основном, гуманитарии, но и увлеченные математикой дети тоже были, пусть и единицы. Мы ездили на олимпиады, конференции, делали проекты и исследования. Но мне хотелось большего, хотелось развития. И вот я узнала про «Летово». Отправила резюме, потом меня пригласили на собеседование, потом еще на одно, и еще. И в итоге пригласили на работу, дали очень комфортную квартиру на территории школы! Самое главное достоинство «Летово» для меня — это коллектив единомышленников! Потрясающее окружение. Такая взаимопомощь, какой я не встречала нигде! И нет конкуренции. Все готовы помогать, все хотят работать, стремятся учить и учиться, развиваться, мы постоянно ходим на семинары, конференции, обмениваемся опытом, даже трудные задачки находим и вместе решаем! И дети! Какие потрясающие дети! У них горят глаза! Если что-то не получается, мы вместе ищем путь, как сделать так, чтобы получилось. Дети очень много нам дают…
В «Летово» учатся почти 600 ребят из более чем 100 городов России. Половина учеников — из Москвы и Московской области, а самая дальняя точка географии летовцев — это пока Новосибирск.
Для 88 процентов учеников «Летово» — это второй дом в прямом смысле: они живут в пансионе, причем, даже многие москвичи уезжают домой только на выходные. Поэтому для ребят есть не только школьные уроки, но и так называемые внеакадемы — по танцам, музыке, лепке, чир-спорту. Есть несколько музыкальных ансамблей, женская футбольная команда, свой театр, огромная библиотека, работают бассейн и многочисленные мастерские, зимой заливают каток, есть своя теплица, газета, тв-новости, фаблаб, где делают самолеты и печатают на 3Д-принтере.
10-классница Юстина из Питера каждый день находит время посетить теплицу, где у нее живут 20 растений!
Дома учеников соединены со школой подземными коридорами. Ученики 7-9 классов живут по четверо, старшеклассники — по два человека в комнате. Мальчики и девочки живут в разных домах, и всем разрешают украшать стены на свой вкус. Круглые сутки в домах находятся взрослые, которые разговаривают с подростками исключительно на английском языке, тем самым сильно и быстро поднимая уровень устного иностранного. В каждом доме есть гостиные с мягкими креслами и пуфами, играми, телевизором, хоккеем и мини-кухней, где можно пить чай и горячий шоколад, стоят холодильники и стиральные машины.
Рядом со школой — лес. Летовская тропа, кормушки и скворечники с видеокамерами, огромный терем, который служит станцией юннатов и лыжной базой. А еще здесь можно писать пейзажи и стихи и показывать спектакли.
По средам в школу приезжают интересные гости, а по выходным ребят возят на экскурсии в Москву, в театры, кино, музеи. Раз в четверть проходят большие праздники, на которые приглашают родителей: Масленица, музыкальный вечер, зимний бал, благотворительная ярмарка.
«Летово» — молодая школа, однако в ней уже есть свои традиции. Например, накануне 1 сентября и других праздников ребята дни и ночи делают масштабные декорации и украшают всю школу. В этом году на День знаний в «Летово» появились рельсы Летово-экспресс. Каждый год устраиваются турслеты, форумы иностранных культур, кроссы и лыжные забеги. Другая традиция школы — благотворительная ярмарка, где дети продают и покупают работы друг друга, выполненные на уроках искусства, сладости, которые пекут сами вместе с учителями или дома с родителями, а вырученные средств отправляют в социальные фонды. После первого выпуска родилась Ассоциация выпускников «Летово».
В День учителя летовцы поздравляли своих преподавателей по громкой связи на русском и английском. А накануне школьники предложили своим учителям свой «самматив». Там были шуточные вопросы типа «Кто ваш краш?» и «Что лучше — симпл-димпл или попит?» Потом на концерте они подвели итоги тестирования. Педагоги тоже не остались в долгу! Они исполнили рок-хит, который подхватила вся школа! А потом еще и станцевали чирлидерский танец. Представляете, и географ, и заместитель директора, и преподаватель физкультуры — все в едином порыве вышли на сцену и зажгли зал! Конечно, летовцы считают своих учителей «просто вау» и гордятся своей «лучшей школой страны»!
Текст: Анна Романова. Фото: letovo.ru, Анна Романова.