Структура Министерства
Куренков Александр Вячеславович
Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Генерал-лейтенант
Департамент информационной политики
Департамент кадровой политики
Главное управление собственной безопасности
Контрольно-ревизионное управление
Управление защиты государственной тайны
Серко Алексей Михайлович
Статс-секретарь – заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Генерал-лейтенант
Заслуженный юрист Российской Федерации
Административный департамент
Департамент международной деятельности
Правовой департамент
Антропова Валентина Викторовна
Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса
Финансово-экономический департамент
Департамент тылового и технического обеспечения
Управление инвестиций и строительства
Управление медико-психологического обеспечения
Яцуценко Виктор Николаевич
Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Генерал-полковник
Главное управление «Национальный центр управления в кризисных ситуациях»
Департамент гражданской обороны и защиты населения
Департамент оперативного управления
Управление авиации и авиационно-спасательных технологий
Мобилизационное управление
Денисов Илья Павлович
Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Генерал-полковник внутренней службы
Департамент спасательных формирований
Главное управление пожарной охраны
Супруновский Анатолий Михайлович
Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору
Генерал-полковник внутренней службы
Департамент надзорной деятельности и профилактической работы
Департамент образовательной и научно-технической деятельности
Управление безопасности людей на водных объектах
Герасимов Антон Андреевич
Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Департамент информационных технологий и связи
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ
СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ
Кафедра экономики
и менеджмента
УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры
ЭиМ
подполковник
внутренней службы
Н.М.Мамедов
«___»
____________ 2011
г.
ЛЕКЦИЯ
по учебной
дисциплине:
«Управление
в системе МЧС«
для курсантов,
слушателей и студентов
Тема 1.4. «Руководитель органа гпс как субъект управления».
Тема занятия:
«Руководитель
органа ГПС как субъект управления»
Обсуждена на
заседании кафедры
Протокол №
______от
« »
2011
г.
Санкт-Петербург
2011
I. Учебные цели
1. Изучить обязанности
руководителя в системе ГПС.
2. Иметь представление
об основных теоретических понятиях в
области стилей руководства, проведения
служебных совещаний.
3. Воспитание у
курсантов чувства ответственности при
осуществлении управленческой деятельности
в органах ГПС.
II. Воспитательные цели
1.
Воспитывать у слушателей (курсантов)
стремление к углубленному освоению
материала по теме занятия, обучению
методам самостоятельной работы с
первоисточниками и учебными материалами.
III. Расчет учебного времени
Содержание и |
Время, мин |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы:
4.Организация и
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ |
10 70 15 15 20 20 10 |
III. Литература
Основная
1.
Бурганова Л. А. Теория
управления: Учеб. пособие. –
М.: ИНФРА-М, 2009.
2.
Лукичева
Л. И. Управление
организацией: Учеб. пособие / Под ред.
Ю.
П. Анискина. 2-е изд. –
М.: Омега-Л, 2009.
Дополнительная
1.Герчикова И.Н..
Менеджмент
Учеб. Пособие. – М.:
Юнити-Дана, 2007.
Нормативные
правовые акты
-
Конституция
Российской Федерации
IV. Учебно-материальное обеспечение
1. Технические
средства обучения: мультимедийный
проектор (графопроектор).
2. Демонстрационные
схемы, стенды
Текст лекции
Вводная
часть
Доклад
дежурного по группе преподавателю о
готовности группы к занятию, взаимное
приветствие преподавателя и курсантов
группы, проверка преподавателем внешнего
вида курсантов, их формы одежды и порядка
в аудитории. Преподаватель отмечает в
учебном журнале отсутствующих на занятии
и выявляет причину их отсутствия.
Преподаватель осуществляет контроль
в процессе занятия за выполнением
курсантами элементов воинской вежливости
и дисциплины. Обратить особое внимание
на дисциплинированность, доклад и
действия дежурного.
1. Руководитель органа гпс в системе управления
Руководитель
органа ГПС – это должностное лицо
представляющее государство в коллективе
наделенное управленческими функциями,
властными полномочиями и осуществляющее
управленческую деятельность.
Управленческая
функция «руководство» — это сложная
комплексная деятельность руководителя,
которая охватывает различные виды
управленческой деятельности, представляющей
собой совокупность работ, объединенных
единством цели и общностью задач по
управлению органом ГПС.
Главная задача
руководителя органа ГПС – организовать
деятельность коллектива, создав
оптимальные внутренние и внешние условия
для эффективной деятельности органа
ГПС.
Культура управления
– это
комплексная обобщающая характеристика
управленческого труда, отражающая его
качественные черты и особенности.
Основными элементами
культуры управленческого труда являются:
-
культура содержания
рабочего места ; -
культура приема
посетителей; -
личная культура
(моральные качества, чувство ответственности
за порученное дело; -
культура работы
с письмами и посетителями (ответ должен
быть ясен, убедителен); -
культура составления
документов.
Главным
критерием оценки деятельности руководящего
состава органов ГПС всех уровней является
способность обеспечить безусловное
выполнение задач, возложенных на
конкретный орган.
Руководство –
представляет собой совокупность трудовых
операций, которые направлены на выполнение
функций управления.
Личный состав ГПС
подразделяется на: руководителей,
специалистов и технических исполнителей.
Руководитель –
лицо, ответственное за принятие,
организацию и исполнение управленческих
решений. Руководители наделены правом
внешнего и внутриорганизационного
управления. К ним относятся начальники
органов управления ГПС и их заместители.
Качества, которыми
должен обладать каждый сотрудник органов
ГПС:
Деловые качества
– определяют общую профессиональную
пригодность сотрудника
К ним относятся:
-
наличие специального
образования и опыта практической
работы; -
организаторские
способности, инициативность, чувство
нового; -
стабильная
работоспособность; -
знание специальных
дисциплин, действующего законодательства,
приказов; инструкций и других ведомственных
актов и их неукоснительное соблюдение; -
владение пожарной
техникой и пожарно-техническим
вооружением и оборудованием; -
умение правильно
составлять и оформлять служебные
документы; -
и др.
Оптимальные личные
качества представляют собой систему
личностных характеристик, которые в
наибольшей степени соответствуют
выполняемой работе и служат психологической
основой для успешного решения стоящих
перед сотрудником задач.
К ним относятся:
-
умение устанавливать
контакт с людьми; -
общаться с
представителями различных слоев
населения; -
мужество, выдержка,
решительность, находчивость; -
умение сохранять
самообладание в самых сложных ситуациях; -
личную
дисциплинированность; -
уважение к критике
и самокритичность; -
честность,
добросовестность, вежливость,
принципиальность; -
человечность,
готовность оказать помощь нуждающимся
в ней; -
и др.
Специальные
профессиональные качества в себя
включают владение специальными знаниями,
умениями и навыками, а также определенные
личные качества, которые необходимы
сотруднику для успешного выполнения
служебных обязанностей по конкретно
занимаемой должности. Эти качества
определяют уровень профессионального
мастерства конкретного сотрудника на
конкретной должности.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Структура Министерства
Куренков Александр Вячеславович
Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Генерал-лейтенант
Департамент информационной политики
Департамент кадровой политики
Главное управление собственной безопасности
Контрольно-ревизионное управление
Управление защиты государственной тайны
Серко Алексей Михайлович
Статс-секретарь – заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Генерал-лейтенант
Заслуженный юрист Российской Федерации
Административный департамент
Департамент международной деятельности
Правовой департамент
Антропова Валентина Викторовна
Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса
Финансово-экономический департамент
Департамент тылового и технического обеспечения
Управление инвестиций и строительства
Управление медико-психологического обеспечения
Яцуценко Виктор Николаевич
Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Генерал-полковник
Главное управление «Национальный центр управления в кризисных ситуациях»
Департамент гражданской обороны и защиты населения
Департамент оперативного управления
Управление авиации и авиационно-спасательных технологий
Мобилизационное управление
Денисов Илья Павлович
Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Генерал-полковник внутренней службы
Департамент спасательных формирований
Главное управление пожарной охраны
Супруновский Анатолий Михайлович
Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору
Генерал-полковник внутренней службы
Департамент надзорной деятельности и профилактической работы
Департамент образовательной и научно-технической деятельности
Управление безопасности людей на водных объектах
Герасимов Антон Андреевич
Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Департамент информационных технологий и связи
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
В задачи МЧС России входит организация работы по предупреждению и ликвидации ЧС, спасание и жизнеобеспечение людей; предупреждение и тушение пожаров; поиск и спасание на водных объектах; контроль за созданием и поддержанием в состоянии постоянной готовности технических систем гражданской обороны и систем оповещения населения; поддержание боевой готовности к развертыванию соединений, войск гражданской обороны, частей ГПС.
Зиничев Евгений Николаевич
Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Генерал-полковник
Чуприян Александр Петрович
Первый заместитель Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Генерал-полковник внутренней службы
Серко Алексей Михайлович
Статс-секретарь — заместитель Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Генерал-майор, Действительный государственный советник РФ 1 класса
Гурович Андрей Михайлович
Заместитель Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Действительный государственный советник РФ 3 класса
Гречушкин Николай Николаевич
Заместитель Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Генерал-лейтенант, Действительный государственный советник РФ 3 класса
Барышев Павел Федорович
Заместитель Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Генерал-полковник,
Яцуценко Виктор Николаевич
Заместитель Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Генерал-полковник
Денисов Илья Павлович
Заместитель Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Генерал-полковник внутренней службы
Супруновский Анатолий Михайлович
Заместитель Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — главный государственный инспектор по пожарному надзору, Генерал-лейтенант внутренней службы
Ничипорчук Виктор Михайлович
Заместитель Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Департаменты и управления министерства
Терехова Жанна Михайловна
Директор Департамента информационной политики, Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса
Мощик Григорий Николаевич
Директор Департамента кадровой политики, Генерал-лейтенант внутренней службы
Сыромолотов Михаил Михайлович
Начальник Контрольно-ревизионного управления, Полковник
Соловьев Владимир Александрович
Директор Департамента международной деятельности, руководитель российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования, Действительный государственный советник РФ 2 класса
Бондар Александр Иванович
Директор Департамента образовательной и научно-технической деятельности, Полковник внутренней службы
Свинарев Владимир Валентинович
Директор Административного департамента, Генерал-лейтенант запаса, Действительный государственный советник РФ 2 класса
Яковлев Сергей Петрович
Директор Правового департамента, Генерал-лейтенант полиции в отставке, Генерал-майор запаса, Действительный государственный советник РФ 2 класса
Голикова Надежда Вячеславовна
Директор Финансово-экономического департамента, Государственный советник РФ 1 класса
Жуков Юрий Александрович
Начальник Управления стратегического планирования и организационной работы, Генерал-майор внутренней службы
Евплов Николай Николаевич
Директор Департамента тылового и технического обеспечения
Величев Сергей Владимирович
Начальник Управления инвестиций и строительства
Нестеренко Наталья Владимировна
Начальник Управления медико-психологического обеспечения, Полковник внутренней службы
Мануйло Олег Леонидович
Директор Департамента гражданской обороны и защиты населения, Генерал-лейтенант
Кутровский Игорь Владимирович
Директор Департамента спасательных формирований, Генерал-лейтенант
Лекомцев Александр Николаевич
Начальник Главного управления «Национальный центр управления в кризисных ситуациях», Генерал-майор
Елизаров Анатолий Владимирович
Директор Департамента оперативного управления, Генерал-лейтенант
Попов Андрей Викторович
Начальник авиации — начальник Управления авиации и авиационно-спасательных технологий, Генерал-лейтенант внутренней службы
Нелюбов Валентин Николаевич
Начальник Главного управления пожарной охраны, Генерал-майор внутренней службы
Еникеев Ринат Шамилевич
Директор Департамента надзорной деятельности и профилактической работы, Генерал-майор внутренней службы
Тарасов Дмитрий Валерьевич
Начальник Управления безопасности людей на водных объектах, Капитан 1 ранга (запаса)
Ефименко Сергей Витальевич
Директор Департамента информационных технологий и связи, полковник
Дмитриев Игорь Владимирович
Начальник Мобилизационного управления, полковник внутренней службы
4 апреля 2020 года В подмосковном Орехово-Зуево произошел взрыв газовой колонки в квартире на третьем этаже пятиэтажного четырехподъездного кирпичного жилого дома с последующим обрушением второго подъезда с пятого по третий этажи. Сотрудники МЧС проводят эвакуацию жильцов. В результате происшествия погиб один человек, еще четверо пострадали. В готовность приведены сотрудники центра «Лидер», Центроспаса, Ногинского спасательного центра и ГУ МЧС России по Московской области. Губернатор Московской области Андрей Воробьев взял под личный контроль ситуацию. Кроме того, главе Орехово-Зуево дано поручение обеспечить размещение всех пострадавших в местах временного пребывания и обеспечить всем необходимым.
2 марта 2020 года Указом Президента России Владимира Путина, генерал-лейтенант внутренней службы Супруновский Анатолий Михайлович назначен заместителем министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору. Этим же документом Супруновский освобожден от должности руководителя Академии Государственной противопожарной службы в Москве.
27 ноября 2019 года Председатель Правительства Дмитрий Медведев в День спасателя вручил государственные награды сотрудникам МЧС и отметил сложность их работы. Премьер-министр поблагодарил сотрудников МЧС за их сложную и тяжёлую работу, отметив, что от их действий зависит жизнь подчас очень большого числа людей. Награды вручили 20 спасателям. Дмитрий Медведев вручил медали ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степеней, медали Суворова, медали «За отвагу на пожаре» и медали «За спасение погибавших». Также были вручены звание «Заслуженный работник пожарной охраны РФ». Кроме того, Центр экстренной психологической помощи получил благодарность Президента России, награду получила руководитель Юлия Шойгу.
27 декабря 2019 года Владимир Путин провел рабочую встречу с Министром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Евгением Зиничевым. Глава Министерства доложил о работе подразделений МЧС в уходящем году и планах по дальнейшей организации работы ведомства. Зиничев отметил, что всего на территории РФ произошла 261 чрезвычайная ситуация — как природного, так и техногенного характера. Три чрезвычайные ситуации были федерального масштаба. Также подразделения МЧС участвовали в тушении почти 460 тысяч техногенных пожаров, реагировали на происшествия на водных объектах 3420 раз. И ликвидировали последствия ДТП 100 тысяч раз. Всего подразделениями МЧС спасено за год более 250 тысяч человек. В свою очередь Президент России поздравил Евгения Зиничева, личный состав и ветеранов МЧС с профессиональным праздником — Днем спасателя.
8 июня 2019 года МЧС России продемонстрировало на полигоне Ногинского спасательного центра работу переносного комплекса подавления БАС, который пресекает несанкционированное использование дронов в зоне ЧС. С использованием комплекса подавления специалисты МЧС России могут осуществить принудительную посадку любого беспилотного воздушного судна.
6 февраля 2019 года В структуре Министерства чрезвычайных ситуаций создано Главное управление пожарной охраны. Новое управление создано вместо департамента готовности сил и специальной пожарной охраны МЧС, который включал пожарных, спасателей, горноспасателей и воинские формирования. Главное Управление пожарной охраны в МЧС начнет деятельность с 1 марта, и сосредоточит внимание на пожарных гарнизонах и других видах пожарной охраны.
4 февраля 2009 года Страны-участники Организации Договора коллективной безопасности ОДКБ подписали договор о создании Коллективных сил оперативного реагирования КСОР. Военные силы находятся в постоянной боевой готовности для противодействия чрезвычайным ситуациям, военным конфликтам, агрессии, терроризму, организованной преступности и наркотрафику. В состав КСОР входят Российские: 98-я гвардейская воздушно-десантная дивизия, 31-я отдельная гвардейская десантно-штурмовая бригада. Так же в их состав входят: Отряд милиции особого назначения «Зубр», отряд милиции специального назначения «Рысь» и отряд МЧС «Лидер».
1 января 2002 года 278 000 сотрудников Государственной противопожарной службы вошли в состав МЧС России, имевшего до этого численность 70 000 человек.
10 января 1994 года Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — МЧС России. Возглавил новое министерство Сергей Кужугетович Шойгу.
30 сентября 1992 года Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР был реорганизован в Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В него были включены контрольно-спасательные пункты ВЦСПС и контрольно-спасательные службы ВЦСПС.
25 февраля 1977 года В Москве произошел сильный пожар в гостинице «Россия» вечером на верхних этажах всемирно известного отеля. Сигнал о возгорании поступил на пульт охраны в 21:24, тогда же московская служба «01» получила около 50 сообщений о пожаре. В гостинице загорелись одновременно 5-й, 11-й и 12-й этажи северного корпуса, огонь и дым распространялись по Северной башне. Посетители на 17-м и 22-м этажах оказались отрезанными от выхода. Всего при пожаре в гостинице погибло 42 человека — 12 женщин и 30 мужчин. Пострадало 52 человека, из них 13 пожарных. Более 1000 человек спасено из горящего здания. Существует несколько версий причины пожара от невыключенного паяльника до организованного поджога.
Сегодня мы с вами поговорим об основных задачах МЧС. Перед этим введем расшифровку аббревиатуры. Итак, МЧС России — это федеральный орган исполнительной власти. Министерство Российской Федерации, занимающееся делами гражданской обороны, чрезвычайными ситуациями и ликвидацией последствий различных стихийных бедствий.
Этот орган (МЧС РФ) осуществляет множество важных функций, например, выработку и реализацию государственной политики, нормативно-правовое регулирование, надзор и контроль, который касается защиты населения от ЧС различного характера:
- природного;
- техногенного.
Далее в статье будет использоваться термин «чрезвычайная ситуация», подразумевая и тот, и другой характер. Помимо этого к задачам МЧС России относятся:
- обеспечение пожарной безопасности;
- защита населения на водных объектах.
МЧС России
Итак, МЧС выполняет несколько функций, касающихся области гражданской обороны, защиты людей и территорий от ЧС, а именно:
- управление;
- координация;
- контроль;
- реагирование;
- обеспечение противопожарной безопасности;
- обеспечение безопасности на водных объектах.
Задачи МЧС многочисленны, свою деятельность орган осуществляет через:
- территориальные органы;
- Государственную противопожарную службу;
- специально подготовленные войска для гражданской обороны;
- Государственную инспекцию по маломерным судам;
- образованные аварийно-спасательные организации;
- поисково-спасательные формирования;
- образовательные учреждения;
- научно-исследовательские организации;
- медицинские, санитарно-курортные учреждения и другие.
Задачи
Итак, теперь более подробно рассмотрим следующий вопрос: какие задачи решает МЧС России? К основным относят:
- выработку и реализацию государственной политики гражданской обороны;
- организацию, подготовку и утверждение нормативно-правовых актов, касающихся гражданской обороны;
- управление гражданской обороной и надзор за действиями органов исполнительной власти;
- нормативное регулирование, необходимое для предупреждения, прогноза и смягчения последствий ЧС;
- организация и ведение гражданской обороны;
- реагирование в экстренном порядке при ЧС;
- защита от ЧС и пожаров как людей, так и территорий;
- гуманитарное реагирование как на территории РФ, так и за ее пределами.
Функции
Вы в предыдущем разделе узнали, какие основные задачи решает МЧС России, теперь переходим к основным функциям данного органа.
Итак, здесь можно выделить:
- разработку и предоставление Президенту РФ проектов нормативно-правовых актов, касающихся компетенции данного органа;
- предоставление проекта плана ГО (гражданской обороны);
- предоставление ежегодного доклада о состоянии защиты от ЧС различного характера;
- разработку и утверждение НПА (нормативно-правовых актов) об органах МЧС;
- утверждение НПА, касающихся мониторинга и прогнозирования ЧС;
- разработку методик оценки ущерба от ЧС;
- организацию работ, которые касаются предупреждения и устранения ЧС;
- планировку действий для выполнения поставленных задач;
- подготовку войск для обороны РФ;
- передачу информации населению о возникших или возможных ЧС;
- информирование населения о методах защиты от ЧС;
- осуществление надзора за выполнением требований гражданской обороны;
- координирование и руководство над действиями всех видов пожарной охраны;
- предупреждение и ликвидацию ЧС во внутренних водах и территориальном море РФ.
Полномочия
После рассмотрения задач МЧС РФ необходимо ознакомиться и с полномочиями данного органа. Этим мы сейчас и займемся. Итак, к полномочиям МЧС РФ можно отнести:
- издательство различных нормативно-правовых актов, касающихся вопросов гражданской обороны;
- осуществление контроля за выполнением принятых НПА;
- создание, реорганизацию и ликвидацию учреждений, которые находятся в ведении данного органа;
- создание межведомственных, координационных и совещательных органов (комиссий или групп), помимо этого возможно создание других органов — научных, научно-технических, методологических, которые необходимы в ходе обсуждения актуальных вопросов, касающихся деятельности органа МЧС;
- проведение проверок, которые показывают готовность федеральных органов для осуществления мероприятий, касающихся гражданской обороны;
- осуществление проверки готовности органов к осуществлению мероприятий по гражданской обороне;
- возможность связи с воздушными и морскими судами, специализированными транспортными средствами посредством специального оборудования;
- осуществление деятельности за пределами Российской Федерации по установленному порядку;
- осуществление надзора по соблюдению требований в установленном законодательством порядке;
- проведение проверок, в результате которых становится ясно, насколько выполнены федеральные целевые программы в установленном порядке;
- осуществление функций управления государственным имуществом в установленном порядке;
- МЧС России — это главный распорядитель средств всего федерального бюджета;
- запрос и получение необходимых материалов и информации, которые относятся к компетенции МЧС РФ, помощь оказывается различными органами: исполнительная власть, местное самоуправление и другие организации;
- заключение договоров с организациями (речь идет о международных и неправительственных структурах) в установленном порядке для ликвидации последствий ЧС и помощи иностранным государствам.
Организация деятельности
Нами подробно рассмотрены задачи МЧС России. Теперь переходим к организационному вопросу. Очень важно сказать, что глава МЧС — это Министр РФ, который освобождается от президентской должности. Как и у всего начальства, Министр имеет заместителей, которые также освобождаются от должности президента РФ. Их число может быть разным, все зависит от приказа Президента Российской Федерации.
Весь личный состав МЧС РФ имеет специальные служебные удостоверения, которые подтверждают их полномочия. Очень важно и то, что порядок получения данных удостоверений определяется Министром.
Коллегия, которая образуется в МЧС, имеет в своем составе министра (то есть председателя), его заместителей и руководителей других организаций МЧС. При этом численность этой самой коллегии устанавливается Президентом РФ и министром.
Создание советов
Выполнение основных задач МЧС России невозможно без создания советов. О чем идет речь, вы сможете узнать в данном разделе статьи.
Если необходимо рассмотреть и выработать рекомендации, касающиеся важных проблем компетенции органа МЧС РФ, то создается специальный научно-технический совет. Кто же входит в его состав? Сюда относятся представители органов исполнительной власти, научных и общественных организаций. При этом положение обязательно утверждается Министром.
Если необходима разработка направлений международного сотрудничества, то при МЧС РФ создается совет, который решает важные вопросы:
- оценка международной деятельности;
- стратегическое планирование деятельности.
Как и в предыдущем случае, положение обязательно утверждается министром.
В заключение данного раздела хочется заметить, что МЧС России — это юридическое лицо, имеющее печать, на которой изображен государственный герб России и наименование. Помимо этого существуют другие печати, штампы, бланки и так далее, которые должны строго соответствовать установленному образцу. МЧС России имеет эмблему и флаг.
Аварийно-спасательные работы
Основные задачи МЧС России были бы невыполнимы без множества входящих в его состав органов. В этом разделе мы кратко осветим вопрос, касающийся аварийно-спасательных работ.
Итак, аварийно-спасательная служба — это совокупность элементов, таких как:
- органы управления;
- силы и средства, которые необходимы для ликвидации или предупреждения ЧС.
Между собой все элементы взаимосвязаны и объединены в одну систему. А что же такое аварийно-спасательные работы? К ним относят:
- поисково-спасательную;
- горноспасательную;
- газоспасательную;
- тушение пожаров;
- ликвидацию последствий ЧС.
Принципы действия аварийно-спасательных служб
При решении задач МЧС России привлекает множество других служб. В этом разделе вы сможете узнать основные принципы деятельности аварийно-спасательной службы. Среди них:
- гуманизм и милосердие (приоритет — сохранение жизни и окружающей среды);
- единоначалие руководства аварийно-спасательной службы;
- оправданный риск при проведении спасательной операции;
- постоянная готовность.
Таким образом, при возникновении ЧС обязательно вас предупредят, сделают все возможное, чтобы спасти вашу жизнь. Служба МЧС России никогда не дремлет, и всегда готова прийти на помощь.
14. Главное управление МЧС России возглавляет начальник Главного управления МЧС России, одновременно по занимаемой должности являющийся начальником территориального пожарно-спасательного гарнизона субъекта Российской Федерации.
(в ред. Приказа МЧС России от 23.01.2023 N 38)
(см. текст в предыдущей редакции)
———————————
<4> Сноска исключена. — Приказ МЧС России от 23.01.2023 N 38.
(см. текст в предыдущей редакции)
Начальник Главного управления МЧС России назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации, за исключением должностей, назначение на которые осуществляется Министром <5>.
———————————
<5> Абзац третий подпункта 17 пункта 12 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
15. Начальник Главного управления МЧС России:
1) несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Главное управление МЧС России;
2) руководит деятельностью Главного управления МЧС России;
3) обеспечивает организацию и проведение в Главном управлении МЧС России мероприятий по защите государственной тайны и служебной информации, в том числе информации ограниченного распространения и информации, содержащей сведения конфиденциального характера;
4) распределяет обязанности между своими заместителями, делегирует им и начальникам (руководителям) структурных подразделений Главного управления МЧС России часть предоставленных ему полномочий, в том числе подписи распорядительных документов, по вопросам их деятельности, определяет должностных лиц, уполномоченных на ведение переписки с гражданами и проведение личного приема, на основании перечня уполномоченных должностных лиц, определяемых Министром;
(в ред. Приказа МЧС России от 23.01.2023 N 38)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) утверждает положения о структурных подразделениях Главного управления МЧС России;
6) проводит работу по вопросам, связанным с отбором, расстановкой, воспитанием, организацией профессионального образования, дополнительного профессионального образования и профессионального обучения личного состава Главного управления МЧС России;
7) привлекает личный состав Главного управления МЧС России, а также спасательных воинских формирований МЧС России, дислоцированных на территории субъекта Российской Федерации, при возникновении стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций;
обеспечивает соблюдение законности в деятельности Главного управления МЧС России, профессиональную подготовку и профессиональное развитие личного состава Главного управления МЧС России, организует контроль за выполнением структурными подразделениями Главного управления МЧС России законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов МЧС России;
9) издает в пределах своей компетенции приказы по вопросам организации деятельности Главного управления МЧС России, обеспечивает контроль за их выполнением;
10) вносит предложения о назначении на должности и освобождении от должностей сотрудников ФПС и военнослужащих спасательных воинских формирований Главного управления МЧС России по должностям, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Министром;
11) осуществляет в пределах своих полномочий прием на военную службу (службу, работу), назначение на должность, освобождение от должности, перемещение по службе (работе), увольнение и иные вопросы прохождения военной службы (службы, работы) военнослужащими спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудниками ФПС, федеральными государственными гражданскими служащими, работниками и применяет в пределах своих полномочий в отношении них меры поощрения и привлечения к дисциплинарной ответственности;
12) присваивает в пределах своей компетенции воинские, специальные звания, классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации, присваивает (подтверждает) квалификационные звания сотрудникам ФПС, присваивает (изменяет, лишает) классную квалификацию военнослужащим спасательных воинских формирований МЧС России, за исключением военнослужащих, замещающих воинские должности медицинских и фармацевтических специальностей, а также устанавливает категории квалификации работникам Главного управления МЧС России;
13) устанавливает должностные оклады по соответствующим должностям, надбавки и дополнительные выплаты личному составу Главного управления МЧС России в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств на денежное довольствие и заработную плату, утверждает положение о премировании федеральных государственных гражданских служащих и работников Главного управления МЧС России;
14) подготавливает предложения в МЧС России о награждении отличившегося личного состава Главного управления МЧС России и граждан государственными наградами Российской Федерации, ведомственными наградами МЧС России, а также по другим видам поощрения;
15) устанавливает внутренний распорядок деятельности Главного управления МЧС России;
16) обладает правом подписи финансовых документов, заключения договоров, соглашений и контрактов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
17) представляет в судах интересы Главного управления МЧС России, а по доверенности — МЧС России и Правительства Российской Федерации, в случаях, когда их представление поручено МЧС России, при этом представление интересов в Верховном Суде Российской Федерации осуществляется по согласованию с МЧС России в каждом отдельном случае;
18) решает в пределах своей компетенции вопросы правовой и социальной защиты военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников ФПС и членов их семей, федеральных государственных гражданских служащих и работников Главного управления МЧС России;
19) поощряет граждан за деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, оказания существенной помощи МЧС России, за заслуги в деле создания, развития и обеспечения успешного функционирования РСЧС;
20) организует и ведет прием граждан, рассматривает предложения, заявления и жалобы по вопросам осуществления деятельности Главного управления МЧС России, принимает по ним необходимые меры;
21) обеспечивает составление и представление всей необходимой информации и документации, связанной с деятельностью Главного управления МЧС России;
22) обеспечивает расходование бюджетных средств по целевому назначению и в пределах утвержденных показателей бюджетной сметы;
23) обеспечивает использование имущества Главного управления МЧС России по целевому назначению;
24) обеспечивает ведение оперативного, бухгалтерского и статистического учета финансово-хозяйственной и иной деятельности Главного управления МЧС России, составление и представление в полном объеме статистической, бюджетной и других видов отчетности;
25) определяет размеры премий личному составу Главного управления МЧС России в пределах выделенных лимитов бюджетных средств;
26) обеспечивает проведение в Главном управлении МЧС России мероприятий по профилактике коррупционных и иных правонарушений;
27) организует воспитательную и культурно-досуговую работу с личным составом Главного управления МЧС России;
28) утверждает программы профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
29) организует внутренний финансовый аудит;
30) организует планирование деятельности Главного управления МЧС России;
31) осуществляет полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации в отношении федеральных государственных гражданских служащих;
32) утверждает календарный план официальных физкультурных и спортивных мероприятий по служебно-прикладным видам спорта, руководство развитием которых возложено на МЧС России;
33) вносит в МЧС России предложения по тематике научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
34) организует правовое обеспечение деятельности Главного управления МЧС России;
35) обеспечивает соблюдение требований трудового законодательства Российской Федерации и охраны труда в Главном управлении МЧС России;
36) формирует спортивные сборные команды Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации по служебно-прикладным видам спорта, определенным перечнем военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих руководство развитием этих видов спорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. N 695 <1>;
(пп. 36 введен Приказом МЧС России от 21.05.2021 N 334)
———————————
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 35, ст. 4246; 2017, N 19, ст. 2849.
(сноска введена Приказом МЧС России от 21.05.2021 N 334)
37) организует проведение тренировочных мероприятий спортивных сборных команд Главного управления МЧС России по служебно-прикладным видам спорта для участия в региональных, межрегиональных, всероссийских и международных спортивных мероприятиях;
(пп. 37 введен Приказом МЧС России от 21.05.2021 N 334)
38) организует проведение региональных спортивных праздников и региональных спортивных соревнований по служебно-прикладным видам спорта;
(пп. 38 введен Приказом МЧС России от 21.05.2021 N 334)
39) организует и обеспечивает подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Главного управления МЧС России по служебно-прикладным видам спорта для участия в региональных, межрегиональных, всероссийских и международных спортивных мероприятиях;
(пп. 39 введен Приказом МЧС России от 21.05.2021 N 334)
40) обеспечивает подготовку и оборудование мест проведения спортивных соревнований по служебно-прикладным видам спорта, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
(пп. 40 введен Приказом МЧС России от 21.05.2021 N 334)
41) принимает участие в организации межрегиональных, всероссийских и международных спортивных соревнований по служебно-прикладным видам спорта.
(пп. 41 введен Приказом МЧС России от 21.05.2021 N 334)
42) исполняет обязанности члена оперативного штаба в субъекте Российской Федерации и оперативного штаба в морском районе (бассейне), создаваемых в целях государственного управления в области противодействия терроризму;
(пп. 42 введен Приказом МЧС России от 23.01.2023 N 38)
43) организует проведение мероприятий по осуществлению государственной защиты сотрудников ФПС, военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России и федеральных государственных гражданских служащих в пределах компетенции;
(пп. 43 введен Приказом МЧС России от 23.01.2023 N 38)
44) возглавляет постоянно действующий оперативный штаб при комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации.
(пп. 44 введен Приказом МЧС России от 23.01.2023 N 38)
|
Пучков Министр обороны, последствий |
|
Шляков Первый |
|
Артамонов Статс-секретарь |
|
Степанов Заместитель |
|
Воронов Заместитель |
|
Чуприян Заместитель |
|
Борзов Главный |
|
Чижиков Главный |
|
Лутошкин Руководитель |
|
Агафонов Директор |
|
Ковалев Директор |
|
Диденко Директор |
|
Гречушкин Директор |
|
Шмидт Директор |
|
Дешевых Директор |
|
Сергеев Директор |
|
Шуйков Директор |
|
Сусликов Директор |
|
Шадаев Директор |
|
Серегин Начальник |
|
Асыльбаев Начальник |
|
Власов Начальник |
|
Кавалерский Начальник |
|
Син Начальник |
|
Овсяник Начальник |
|
Гогохия Начальник |
|
Лысов ВрИО |
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
УДК 658.3.07
Особенности организационных структур в типовых подразделениях МЧС России
Синякова Марина Геннадьевна – доктор психологических наук, кандидат педагогических наук, доцент, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, заведующий кафедрой государственной службы и кадровой политики Уральского института Государственной противопожарной службы МЧС России
Тютин Энвиль Илфатович – магистрант факультета управления и комплексной безопасности Уральского института Государственной противопожарной службы МЧС России
Научный руководитель Макаркин Сергей Викторович – кандидат юридических наук, доцент, член-корреспондент Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы, член-корреспондент Национальной академии наук пожарной безопасности, начальник кафедры криминалистики и инженерно-технических экспертиз Уральского института Государственной противопожарной службы МЧС России.
Аннотация: Важнейшим аспектом совершенствования организационной структуры управления является постоянное требование приведения ее в соответствие с изменяющимися условиями, регулирующими деятельность различных организаций и секторов экономики. Кроме того, крайне важно адаптироваться к динамичному прогрессу в различных городах и поселках страны. Для достижения этой цели необходимо привнести творческий подход и оригинальность в процесс совершенствования структуры.
Ключевые слова: cистема управления, организационная структура, караул, дежурная смена, пожарно-спасательная часть.
Введение
Одной из наиболее значимых обязанностей, связанных с обеспечением экономического роста нации, является совершенствование организационной структуры управления, и для пожарной службы особенно важно максимально повысить ее эффективность. Основная проблема совершенствования структуры управления заключается в постоянной необходимости приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям деятельности различных объектов и секторов экономики, а также к изменяющимся условиям жизни городов и поселков.
В структуру пожарной охраны входят многочисленные подразделения, в том числе надзорные, профилактические, оперативные, материально-технические, кадровые, учебные и управленческие. Сложная система связей соединяет эти подразделения, а их сотрудники и подразделения имеют конкретные цели, задачи, права, полномочия, обязанности и ответственность.
Как система управления, МЧС России и, в частности, пожарная охрана, состоит из объекта и субъекта управления. Объект управления охватывает сотрудников и подразделения пожарной охраны, а также их деятельность, направленную на достижение целей и обеспечение рационального использования ресурсов. Субъект управления, с другой стороны, представляет собой часть системы пожарной охраны, которая систематически осуществляет процессы управления, используя трудовые, информационные, финансовые и материальные ресурсы. Для достижения совершенства в этой области необходимы инновационные и оригинальные подходы к совершенствованию структуры.
Ход исследования
В системе пожарной охраны, связи между сотрудниками, органами и подразделениями могут быть вертикальными и горизонтальными, прямыми и обратными. Вертикальные связи делятся на линейные и функциональные, где линейные относятся к руководству и подчинению по всем вопросам управления, а функциональные – по определенной группе управленческих вопросов. Определенное значение имеют также внутренние и внешние связи. Внутренние связи характеризуют связи внутри органа управления, внутри подразделения между подчиненными органами или работниками, тогда как все остальные связи относятся к внешним.
Структура управления включает в себя звенья и сотрудников управления, порядок их соподчиненности и взаимосвязи по вертикали и горизонтали. Она отражает состав структурных подразделений, соподчиненность и взаимосвязь каждого из них. Звеном управления считается самостоятельное структурное подразделение, которое выполняет определенную функцию или несколько функций управления. Ступенью управления называют совокупность звеньев, находящихся на определенной высоте в иерархии управления.
Важно отметить, что эти понятия не относятся только к системе пожарной охраны, но и к другим сферам управления. Кроме того, можно использовать аналогию с «цепью командования» в армии, где вертикальные связи — это связи между командующими и подчиненными, а горизонтальные — между одноранговыми командующими разных подразделений. В любом случае, структура управления – это основа для эффективного функционирования любой организации.
Организационная структура учреждения
Рисунок 1.
При развитии пожарной охраны и ее аппаратов управления появилось несколько типов организационных структур управления, которые можно использовать для максимального эффекта на практике. Основные виды включают в себя линейную, функциональную, линейно-штабную и комбинированную структуры. Каждая из этих структур имеет свои преимущества, недостатки и условия применения.
Иерархическая система пожарной охраны представляет собой многоуровневую структуру, где каждый орган управления управляет несколькими нижестоящими органами и, в то же время, сам управляется вышестоящим органом. Такая организация позволяет эффективно координировать деятельность между органами управления, подразделениями и сотрудниками, обеспечивая более эффективное управление и более точную реакцию на различные пожарные ситуации. Кроме того, такая система позволяет быстро принимать решения и реагировать на изменения внешней среды. Однако она также может иметь свои недостатки, такие как бюрократизация, необходимость внутренней координации и более длительное принятие решений.
Специальное управление федеральной противопожарной службы № 7 МЧС России является единым органом управления, отвечающим за все функции управления. Это означает, что все функции сосредоточены в одном месте, что позволяет осуществлять прямой контроль над нижестоящими органами и подразделениями. Структура управления является иерархической, при этом каждый орган управления имеет одного начальника и несколько подчиненных. Линейная структура управления означает, что каждый руководитель отвечает за все функции управления на своем уровне, включая планирование, организацию, координацию, регулирование, стимулирование и контроль. Чтобы быть успешным в этой роли, руководитель должен обладать обширными знаниями и опытом в области управления, чтобы эффективно влиять на все аспекты деятельности своего подчиненного органа.
Сотрудники в системе управления подчиняются только одному руководителю и связаны со всей системой пожарной охраны через своего непосредственного руководителя. Такая структура позволяет широко использовать принцип единоначалия, обеспечивая четкое прохождение команд через систему управления. В целом, такая иерархическая и линейная структура управления обеспечивает эффективный контроль и связь во всей системе противопожарной защиты.
Коммуникационный поток в линейной структуре управления ограничен двумя направлениями: сверху вниз и снизу вверх. Такая прямолинейная система коммуникации позволяет менеджерам легко получать доступ к необходимой информации. Однако по мере увеличения числа подчиненных и уровней управления одному руководителю становится сложно обладать разнообразными знаниями, необходимыми для эффективного руководства и управления всеми аспектами деятельности своих подчиненных. Когда все функции управления сосредоточены у одного руководителя, резко возрастает ответственность за организацию и управление процессом, а ответственность за принятие решений полностью ложится на высшие уровни управления. Линейная структура может отдавать приоритет срочным оперативным задачам, а не стратегическим вопросам, что делает ее наиболее эффективной на низших уровнях управления, например, в караульном помещении специальной пожарно-спасательной части, где, как правило, командует один руководитель – начальник караула. Уникальность: Линейные структуры могут быть более эффективными в ситуациях экстренного реагирования, когда необходимо быстро принимать решения, но могут быть менее эффективными в сложной, динамичной среде, требующей адаптивного принятия решений и децентрализации полномочий по принятию решений.
Рисунок 2.
По мере расширения и развития пожарной службы возникла необходимость разделить обязанности между различными руководителями в рамках системы управления, чтобы каждое звено выполняло свою конкретную функцию, что достигается с помощью функциональных структур. В функциональной структуре каждое структурное подразделение или руководитель специализируется на выполнении конкретных управленческих функций, а приказы передаются в нижестоящие подразделения с четким распределением полномочий. Функциональные подразделения создаются, когда линейным подразделениям требуются специальные знания и помощь со стороны, например, отдел кадров и воспитательной работы, управление федерального пожарного надзора, отделы службы и подготовки, группа профилактики пожаров в Специальном управлении ФПС № 7 МЧС России. Каждое из этих структурных подразделений курирует заместитель начальника управления, а начальник управления издает приказы и распоряжения через этих курирующих заместителей, которые, в свою очередь, дают указания структурным подразделениям в пределах своей компетенции. При необходимости они также организуют работу через следующий уровень управления, например, через специальные пожарно-спасательные подразделения.
Для обеспечения эффективного управления пожарной службой была внедрена функциональная структура для решения конкретных вопросов в подчиненных подразделениях. Это позволило руководителям делегировать функциональным подразделениям специализированные функции, такие как кадровая и воспитательная работа, федеральный пожарный надзор, обучение и профилактика пожаров. Однако такая структура нарушала принцип единства командования, поскольку каждый сотрудник получал инструкции от разных функциональных подразделений. Кроме того, существовали проблемы с дублированием и параллелизмом информации в аппарате управления.
Для решения этих проблем были разработаны смешанные структуры, сочетающие в себе преимущества линейной и функциональной структур. Эти структуры имели линейную основу, но включали звено, состоящее из специализированных структурных подразделений аппарата управления под руководством начальника отдела. Это звено готовило проекты решений по конкретным направлениям деятельности и представляло их начальнику отдела для утверждения и исполнения линейными руководителями.
Системы управления с переменной структурой получают все большее распространение в организациях, предназначенных для выполнения конкретных задач в течение ограниченного периода времени. В пожарной охране такие структуры формируются во время крупных пожаров, когда руководитель тушения пожара возглавляет штаб пожаротушения. Боевые участки и сектора пожаротушения создаются под руководством опытных пожарных. Эти структуры расформировываются после выполнения поставленной задачи.
Заключение
Конечная цель любой команды – достижение общего результата. Однако путь к этой цели может быть нелегким, поскольку каждый член команды имеет свои сильные и слабые стороны, свои привычки и предпочтения. Хороший лидер должен уметь определить, какие сильные стороны каждого члена команды могут быть использованы в процессе работы, и на какие слабости необходимо обратить внимание и помочь их преодолеть. Это позволит команде максимально эффективно использовать свой потенциал и достигнуть поставленной цели.
Список литератруы
- Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868
«Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (http://www.kremlin.ru/acts/bank/21109). - Федеральный закон «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.05.2016 № 141-ФЗ (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_198195/).
- Официальный сайт МЧС России https://www.mchs.gov.ru/.
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Библиографическое описание:
Асхабова, А. Ю. Характеристика и разновидности методов управления в системе МЧС России / А. Ю. Асхабова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 118-120. — URL: https://moluch.ru/archive/407/89674/ (дата обращения: 23.04.2023).
В
статье рассматривается понятие методов управления, проводится характеристика их видов применительно к системе МЧС России. Актуальность использования методов управления в деятельности МЧС России заключается в том, что на основании комплексности их применения можно судить о степени достижения данным органом государственной власти поставленных целевых ориентиров управленческого характера. Это призвано разрешать намеченные проблемы в рамках компетентной направленности деятельности органа власти.
Ключевые слова:
методы управления, МЧС России, административные методы управления, экономические методы управления, социально-психологические методы управления.
В любой управленческой деятельности в целях принятия целенаправленных решений субъекты такого управления осуществляют воздействие на объект посредством задействования и использования специализированных для этого методов.
Методы управления — это совокупность приемов и способов воздействий субъекта управления на объект с целью получения конкретного управленческого результата.
Особенно активно методы управления принимаются в управленческой среде как в конкретной организации, так и в системе государственного управления.
В общем случае понятие «управление» можно охарактеризовать как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимые для достижений общей цели. Понятие «управление» присуще многим сферам жизнедеятельности, в которых оно активно фигурирует. Наиболее комплексное и массовое отражение оно нашло в системе государственного устройства. Государственный аппарат по своей структурной составляющей включает в себя большое число взаимосвязанных между собой элементов, которые требует организации комплексного подхода ходом их протекания. Для этого и была организована система государственного управления. Она необходима для «управления» над структурными элементами государственного аппарата, чтобы те в свою очередь поддерживали его организационно-функциональную стабильность.
Для осуществления государственного управления и принятия целенаправленного воздействия субъектов управления на объекты в данной системе действуют органы государственной власти. Государственный орган –это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенную собственной компетенцией, выполняющую публичные функции. В системе управления и управленческого воздействия это важные субъекты управления, цель деятельности которых и заключается в реализации различных методов управления для достижения намеченного результата и разрешения конкретной проблемы управленческого характера.
В современных управленческих системах органы государственной власти и управления действуют на основании принципа разделения властей, который предполагает под собой деление власти и органов на три ветви:
— законодательная;
— исполнительная;
— судебная [1].
В нашей стране данный принцип также действует, что установлено в положениях Конституции РФ.
Для осуществления управления и задействования, соответствующих методов действуют органы исполнительной власти, в том числе и Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МСЧ России). Основная цель деятельности МЧС России заключается в обеспечении государственной обороны и безопасности от риска совершения различных природных и техногенных катастроф [3].
Для достижения поставленной цели, а также, например, для организации документооборота в органе государственной власти, для проведения кадровой работы и совершения любых иных управленческих мероприятий данный субъект управления воздействует на объект посредством использования специализированных для этого методов.
Так, к методам управления, которые используются МЧС России можно отнести:
1) Административные методы — способы осуществления управленческих воздействий на персонал и базируется на власти, дисциплине и взысканиях. Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга стремление человека трудиться и т. д.
Данные методы направлены на создание положительной кадровой обстановки в органе власти. Данный метод предполагает под собой осуществление органом государственной власти следующих способов воздействия:
— организационные — воздействие посредством издания в органе власти организационно ориентированных документов. К ним относят: штатное расписание, должностная инструкция, организационная структура и т. д.;
— распорядительные — воздействие посредством издания в органе власти распорядительных документов управленческого характера. К ним относят: приказы, распоряжения, указания и т.д. [5, с. 5].
Примером применения данных способов административного воздействия на практике может быть регулирование деятельности гражданских служащих, которые осуществляют управленческую деятельность в системе государственного управления и в МЧС России, в частности.
Кроме того, орган власти принимает различные локальные документы в целях регулирования отдельных вопросов обеспечения гражданской обороны и безопасности. Например, Приказ от 01.10.2014 № 453 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты». Данный локальный документ призван решать вопросы гражданской защиты, а именно органов дыхания людей посредством регулирования использования ими средств индивидуальной защиты.
К дополнительным способам административного метода воздействия в МЧС России можно отнести:
— регулирование порядка применения мер дисциплинарной и административной ответственности. Например, при осуществлении служащими противоправных действий могут быть применены меры как дисциплинарной ответственности в соответствии с положениями ТК РФ, так и административные, согласно положениям КоАП РФ.
Например, в случае нарушения служащими МЧС России порядка предоставления сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера могут быть применены меры дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения с занимаемой должности [2].
2) Экономические методы — использование экономических законов и категорий, как элементов воздействования на объект управления.
Способы данного метода управления, которые применяются и в МЧС России следующие:
— стимулирование труда служащих. Такое стимулирование преимущественно материального характера и связано с выплатой служащим причитающейся оплаты труда. Такая оплата зависит от стажа службы, занимаемой должности, успехов по службе и т. д.;
— предоставление материальных гарантий. Например, в системе государственной гражданской службы могут предоставляться различные поощрения по службе, а также надбавки к должностному окладу [4, с. 12].
3) Социально-психологические методы — использование нематериальных способов воздействий на объект управления.
Так, к таким методам могут относиться различные гарантии обеспечения положительного эмоционально-психологического климата в коллективе, в том числе и в МЧС России. Например, посредством проведения интервью и опроса (в целях выявления проблем психологической обстановки) или посредством разработки программы создания положительного эмоционально-психологического фона в коллективе и т. д.
Таким образом, представленные выше методы управления активно применяются в системе государственного управления и управления персоналом. Они направлены на достижение субъектом управления намеченных результатов посредством воздействия на объект. В системе МЧС России такие методы также активно применяются. От эффективности и успешности их применения зависит уровень достижения данным органом государственной власти поставленных им целей и задач управления.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета, N 144, 04.07.2020.
- «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, N I, (часть I), 07.01.2002, ст.3.
- Указ Президента РФ от 11.07.2004 N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» // Собрание законодательства Российской Федерации, N 28, 12.07.2004, ст.2882.
- Еварович С. А., Мартынова С. Э. Методы профессионального развития государственных служащих в контексте современного публичного управления / С. А. Еварович, С. Э. Мартынова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки, 2020. — с. 11–17.
- Стимутова Д. В. Современные методы управления эффективностью профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих / Д. В. Стимутова // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, 2019. — с. 1–10.
Основные термины (генерируются автоматически): метод управления, государственная власть, МЧС России, государственное управление, орган власти, государственный аппарат, система, управленческий характер, гражданская оборона, дисциплинарная ответственность.