Многие руководители попадают в ситуации, когда работать приходится сверхурочно, но при этом достичь значительных результатов не получается. Не помогает даже огромный опыт, навыки и знания. Почему такое случается? Ответ скрывается в зацикленности управленца на определенном стиле руководства, который зачастую является неэффективным и губительным. Решением проблемы может стать ситуативное лидерство.
Понятие ситуативного лидерства
Ситуативное лидерство, или, как его еще часто называют, ситуативное руководство, представляет собой набор тактических методов управления подчиненными, при котором менеджер подбирает стиль руководства в зависимости от конкретной ситуации. В данном случае «ситуация» означает необходимость решить поставленную задачу с оптимальными трудозатратами.
Ситуативное лидерство позволяет отвечать на главные вопросы, встающие перед каждым руководителем. Как управлять персоналом? Как мотивировать сотрудников?
Цели и задачи ситуативного лидерства
Основной целью ситуационного руководства является выбор оптимального стиля руководства применительно к каждому из сотрудников. Любой человек имеет характер, определенный склад ума, опыт и набор навыков. Для оперативного решения возникающих проблем требуется не только привлечь нужного сотрудника к решению, но и грамотно руководить им.
Задачи ситуационного руководства:
- осуществление анализа ситуации в зависимости от требований организации, предъявляемых в сложившейся ситуации;
- выбор оптимального подхода к управлению, который в большей степени и лучшим образом соответствует требованиям, выдвинутым к фирме в данной ситуации;
- создание в организации гибкого стиля руководства, соответствующего ситуации;
- производство необходимых изменений, позволяющих управлять людьми и ситуацией эффективно.
Стили руководства и их эффективность
Ситуационный стиль руководства предполагает эффективное владение 4 основными стилями управления, которые руководитель применяет для управления персоналом, сочетая или разделяя их по отношению к разным сотрудникам.
Стили управления:
- Директивный (авторитарный). Этот стиль руководства, характеризующийся высоким уровнем контроля начальника за подчиненными, четкой постановкой приказов, высоким уровнем наказания сотрудника за ошибку. Данный стиль эффективен при решении кризисных задач, требующих быстрых и однозначных действий, хорошо применим к неуживчивым работникам.
- Наставнический стиль предполагает предоставление возможности сотрудникам проявить инициативу и высказать свои мысли. Руководитель проводит постоянные совещания с сотрудниками, помогает и наставляет при решении сложных задач. Уровень контроля высокий. Стиль хорош в отношении инициативных молодых сотрудников, готовых развиваться в профессии.
- Дружеский (поддерживающий) стиль руководства нацелен на помощь сотруднику, степень контроля минимальная. Эффективен как ситуационный подход к руководству в сочетании с другими стилями. «Метод кнута и пряника» — сочетание дружеского и авторитарного стилей.
- Делегирующий (эталонный) стиль предполагает полную свободу решения задач сотруднику, вся ответственность за выполнение также лежит на подчиненном. Этот стиль руководства применим только к высококвалифицированному персоналу с большой долей мотивации.
Грамотное сочетание стилей и есть ситуационное лидерство, которое обеспечивает высокий уровень эффективности управления персоналом.
Модели ситуационного лидерства
Успех предприятия не может определяться только личностью руководителя и его стилем руководства. На данный момент ведущими теоретиками экономики и топ-менеджерами разработано несколько моделей ситуационного руководства, придерживаясь которых руководитель сможет лучше разобраться в рабочей ситуации и подобрать наиболее подходящий стиль управления.
Выделяют 3 основные модели:
- концепция жизненного цикла Бланшера – Херси;
- модель поведения руководителя Ф. Фидлера;
- континуум лидерского поведения Танненбаума — Шмидта.
Концепция жизненного цикла Бланшера – Херси
Главная идея концепции заключается в обоюдном взаимодействии сотрудников и руководителя. Сотрудник должен желать профессионального роста, а лидер обязан правильно использовать ситуационные подходы к эффективному руководству.
В своей концепции Бланшер и Херси полагают, что выбор одного из 4 стилей руководства (авторитарный, наставнический, дружеский и делегирующий) напрямую зависит от уровня развития подчиненного.
В своей теории Бланшер и Херси используют два критерия для определения уровня сотрудника – это энтузиазм (мотивация) и профессионализм. Впервые уровни развития сотрудников были представлены в книге Кена Бланшера «Одноминутный менеджер и ситуационное руководство».
Уровни развития сотрудников:
- Мотивирован, но не профессионален. Как правило, к этой категории относятся молодые сотрудники, недавно приступившие к работе. Их уровень увлеченности велик, но при этом им не хватает некоторых знаний и опыта. В отношении такого сотрудника нужно использовать директивный стиль управления.
- Отсутствует мотивация и профессионализм. Чаще всего это вторая стадия работников-новичков, которая начинается после нескольких неудачных попыток или ошибок в работе. В данном случае необходимо использовать стиль наставничества, помогать сотруднику и учитывать его мнение.
- Отсутствует мотивация при наличии достаточных навыков. В состояние некой апатии по отношению к работе впадают сотрудники, переживающие профессиональное выгорание или проблемы вне работы. В данном случае подойдет дружеский стиль руководства, поддержка и внимание к сотруднику, возможность ему почувствовать свою необходимость на работе.
- Высокая мотивация и профессионализм. Такие сотрудники – находка для любого руководителя, так как они могут не только качественно выполнять свою работу, но и способны помогать остальным отстающим коллегам. В данном случае подойдет стиль делегирования полномочий.
Модель поведения руководителя Ф. Фидлера
Фидлер предполагал, что ситуационное руководство представляет собой взаимосвязь между стилем руководства и характеристиками сложившейся ситуации. Он первым предложил представить в виде балльной системы ситуационные переменные, которых всего три:
- взаимоотношения руководитель — подчиненный (уровень доверия работников к начальнику);
- структура задания (степень четкости поставленных управленцем рабочих задач);
- должностные полномочия руководителя (отражает степень формальной власти, предоставленной управляющему).
Максимальный балл – 8, минимальный – 1. В зависимости от проставленных баллов по графику можно определить подходящего руководителя для выполнения поставленной задачи.
Континуум лидерского поведения Танненбаума — Шмидта
В своей концепции Танненбаум и Шмидт предлагают для определения необходимого стиля руководства воспользоваться шкалой критериев:
- Лидер предоставляет подчиненным возможность действовать самостоятельно в пределах их полномочий.
- Лидер делегирует решение группе в некоторой мере.
- Лидер обозначает круг вопросов, предлагает внести на рассмотрение варианты решений и принимает на их основании окончательное решение.
- Лидер самостоятельно выдвигает решения и предлагает их улучшить подчиненным.
- Лидер подает идеи и предлагает их к обсуждению.
- Лидер убеждает подчиненных в правильности своих решений.
- Лидер сам принимает решения и доводит их до сотрудников.
В зависимости от степени влияния критерия следует выбирать стиль руководства.
СИТУАЦИОННОЕ РУКОВОДСТВО
ЛИДЕРСТВО В УПРАВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ
СИТУАЦИОННОЕ РУКОВОДСТВО
Стиль руководства – это поведение руководителя в восприятии подчиненных
Ситуационное лидерство (ситуационное руководство) — это метод управления персоналом, при котором руководитель подбирает стиль управления в зависимости от ситуации. Под «ситуацией» в данном случае стоит понимать соотношения поставленной задачи и уровень компетентности и готовности сотрудника, который будет её выполнять.
Основная идея ситуативного лидерства заключается в том, что все люди разные и для достижения наилучших результатов требуют различного подхода со стороны непосредственного руководителя. Впервые теория о ситуативном лидерстве была выдвинута учёными Кеном Бланшаром и Полом Херси в 1960 году.
Кен Бланшар (Kenneth Blanchard) — американский автор и эксперт по менеджменту, родился 6 мая 1939 года. Его книга «Менеджер за одну минуту» в соавторстве со Спенсером Джонсоном была продана в количестве более 13 миллионов копий и переведена на 37 языков.
Кен Бланшар является автором более 30 других бестселлеров, включая «Бушующие фанаты: революционный подход к обслуживанию клиентов» (1993), «Лидерство и менеджер за одну минуту: повышение эффективности благодаря ситуационному лидерству» (1985), «Полный энтузиазма! Повернитесь к людям» (1997), «Отличная работа! Сила позитивных отношений» (2002) и «Переход на более высокий уровень» (2006).
Бланшар является «духовным начальником» «Кен Бланшар Компани», организации по международной подготовке управленческих кадров и консалтингу, которую он вместе со своей женой основал в 1979 году в Сан-Диего, штат Калифорния.
Кен Бланшар — почетный попечитель Корнеллского Университета и приглашенный профессор Школы гостиничного бизнеса при Корнеллском Университете.
Кен Бланшар
(Kenneth Blanchard)
американский автор и эксперт по менеджменту, родился 6 мая 1939 года.
НАВЫКИ РУКОВОДИТЕЛЯ
Для успешного руководства руководитель должен обладать следующими навыками
ДИАГНОСТИКА
это желание и умение анализировать ситуацию с целью определения наиболее подходящего стиля руководства для достижения поставленной цели и задачи
ГИБКОСТЬ
это способность уверенно применять различные стили руководства
Назначение стиля:
Помочь подчиненному развить его компетентность, способствовать выполнению задачи с заданным уровнем качества и в оговоренные сроки.
Руководитель, использующий данный стиль:
• Устанавливает четкие цели, сроки, приоритеты
• Определяет границы ответственности
• Берет на себя руководящую роль при составлении планов и решении проблем
• Подробно объясняет порядок выполнения задачи
• Устанавливает частые контрольные точки
• Предоставляет корректирующую обратную связь
Назначение стиля:
Поддержать подчиненного в процессе выполнения задания, помочь развить его компетентность, помочь в решении возникающих проблем, мотивировать подчиненного на продолжение усилий для выполнения задачи.
Руководитель, использующий данный стиль:
• Привлекает подчиненного к составлению планов, при этом оставляя за собой окончательные решения
• Выслушивает сомнения
• Поощряет идеи по выполнению задачи и решению проблем
• Обучает, предоставляет информацию и ресурсы для совершенствования навыков
• Объясняет не только порядок выполнения задачи, но и более широкий контекст (как и почему)
• Предоставляет поддерживающую обратную связь
• Поощряет усилия и достижения
Назначение стиля:
Вселить в подчиненного веру в свои силы, свою компетентность и опыт, научить подчиненного брать на себя ответственность в принятии решений.
Руководитель, использующий данный стиль:
• Поощряет подчиненного брать на себя ведущую роль при постановке задач, составлении планов и решении проблем
• Выслушивает сомнения
• Направляет и переводит разговор в конструктивное русло
• Делится собственным опытом
• Поддерживает, вдохновляет, хвалит
• Помогает в устранении препятствий на пути к цели
Назначение стиля:
Предоставить возможность подчиненному самостоятельно выполнить поставленную задачу в соответствии с его компетентностью и опытом, дать возможность превзойти самого себя.
Руководитель, использующий данный стиль:
• Обсуждает с подчиненным цели и задачи. Договаривается о критериях достижения цели
• Предоставляет подчиненному возможность самостоятельно определить шаги, необходимые для достижения цели
• Предоставляет необходимые ресурсы и полномочия
• Договаривается о промежуточных и финальных точках контроля
Уровни развития сотрудника
По отношению к выполнению конкретной задачи
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
•Специальные знания и навыки — это знания и навыки, необходимые сотруднику для выполнения конкретной задачи.
•Общие знания и навыки – это знания и навыки, приобретаемые в ходе выполнения других задач, но которые могут быть использованы для выполнения конкретной задачи.
ГОТОВНОСТЬ
•Мотивация – это проявление интереса и энтузиазма по поводу определенной задачи.
•Уверенность – это ощущения сотрудника по поводу своей способности выполнить задачу без значительной помощи со стороны руководителя или более опытных коллег.
D1 ЭНТУЗИАСТ — НОВИЧОК
(Высокая готовность/Низкая компетентность)
ОСОБЕННОСТИ СОТРУДНИКА
· Высоко мотивирован на выполнение задачи
· Обладает некоторыми общими знаниями и навыками
· Инициативен
· Уверен в своих силах
· Отсутствуют специальные знания и навыки
Видит только поверхностный слой возможных проблем
ПОТРЕБНОСТИ СОТРУДНИКА
· Поддержка энтузиазма
· Признание общих знаний и навыков
· Четко поставленные цели, сроки, критерии качественного выполнения задания
· Конкретные шаги для выполнения задания
· Границы ответственности
· Обучение
· Возможность практики и ошибок
· Частая обратная связь по результатам наблюдения за выполнением конкретных шагов
· Шаблоны решений
D2 УЧЕНИК БЕЗ ИЛЛЮЗИЙ
(Низкая готовность/Низкая компетентность)
ОСОБЕННОСТИ СОТРУДНИКА
• Недостаточно мотивирован на выполнение задачи
• Скептичен и пессимистичен по отношению к задаче, выражает сомнения в необходимости и возможности выполнения задачи
• Недостаточный уровень специальных знаний и навыков для выполнения задачи
ПОТРЕБНОСТИ СОТРУДНИКА
• Четкие цели
• Перспективы
• Частая обратная связь — как корректирующая, так и поддерживающая
• Анализ успехов и неудач
• Возможность для обсуждения сомнений и обмена мнениями
• Участие в процессе принятия решения
• Поощрение
• Развитие и совершенствование навыков
D3 ОСТОРОЖНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛ
(Низкая готовность/Высокая компетентность)
ОСОБЕННОСТИ СОТРУДНИКА
• В достаточной мере мотивирован на выполнение задачи
• Обладает достаточным уровнем общих и специальных знаний и навыков для выполнения задачи
• Уверенность в себе колеблется в зависимости от того, с какими проблемами приходится сталкиваться в процессе реализации задачи
• Опасается принимать решения без обсуждения с руководителем
• Старается заручиться поддержкой руководителя в спорных моментах
ПОТРЕБНОСТИ СОТРУДНИКА
• Признание общих и специальных знаний и навыков
• Возможности для проверки идей
• Возможность для обсуждения сомнений и обмена мнениями
• Поддержка успехов
• Поощрение в самостоятельном решении задач
• Поддерживающая обратная связь
• Признание компетентности и успехов
• Помощь в устранении препятствий на пути к цели
D4 МОТИВИРОВАННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛ
(Высокая готовность/Высокая компетентность)
ОСОБЕННОСТИ СОТРУДНИКА
• Высоко мотивирован на выполнение задачи
• Обладает экспертным уровнем общих и специальных знаний и навыков для выполнения задачи
• Самостоятельно принимает решения при возникновении проблем
• Обсуждает с руководителем только конечные цели
• Стремится представить только конечный результат своей работы
• Ожидает от руководителя и коллег признания своих знаний, навыков и опыта
ПОТРЕБНОСТИ СОТРУДНИКА
• Сложные и интересные задачи
• Возможность самостоятельно выбирать пути реализации задачи
• Возможность принимать решения в рамках решения задачи
• Доверие к компетентности и опыту
• Возможность поделиться знаниями и навыками с другими
• Признание высокого качества результата
Ситуационное лидерство
Ситуационное лидерство (ситуационное руководство) — это метод управления персоналом, при котором руководитель подбирает стиль управления в зависимости от ситуации. Под «ситуацией» в данном случае стоит понимать соотношения поставленной задачи и уровень компетентности и мотивации сотрудника который будет её выполнять.
Основная идея ситуативного лидерства заключается в том, что все люди разные и для достижения наилучших результатов требуют различного подхода со стороны непосредственного руководителя. Впервые теория о ситуативном лидерстве была выдвинута учёными Кеном Бланшардом и Полом Херси в 1960 году.
В теории о ситуативном менеджменте говориться о 4х стилях лидерства которые необходимо применять в зависимости от 4х стадий развития сотрудника. Основная задача руководителя правильно подобрать нужный стиль, для этого требуются такие качества как диагностика, гибкость и партнёрство.
Стили руководства
Существует 4 стиля руководства:
-
Директивный – управление происходит путём постановки четких приказов с высоким уровнем контроля со стороны руководителя
-
Наставнический – управленец ориентируется не только на задачу, но и на людей. В данном случае руководитель объясняет решения, продаёт идею, выслушивает мнение подчиненного. При этом контроль и постановка задач производятся постоянно
-
Поддерживающий – руководитель больше нацелен на людей чем на задачу. Управленец старается всячески помогать подчиненному, при этом почти нет промежуточного контроля
-
Делегирующий – в данном случае подчиненному делегируется полномочия, права и ответственность за выполнение задачи. Руководитель не вмешивается в рабочий процесс, полностью полагаясь на подчиненного
Концепция ситуативного лидерства не предполагает универсального стиля управления, она учит применять различные стили в зависимости от того какой перед вами сотрудник.
4 типа сотрудников
Для достижения результата сотрудник должен обладать:
-
Знаниями
-
Умениями
-
Навыками
-
Мотивацией к выполнению работы.
По совокупности этих факторов весь персонал можно разделить на 4 категории:
-
Не может, но хочет – у сотрудника высокая мотивация, но не достаточные знания, умения и навыки. Как правило в такой стадии находятся сотрудники, которые недавно приняты на работу
-
Не может и не хочет – у сотрудника нет ни знаний, не мотивации. В такую ситуацию попадают сотрудники, которые отработали несколько месяцев, но так и не научились работать. При этом мотивация упала и отсутствие результатов только ещё сильнее демотивируют сотрудника
-
Может, но не хочет – сотрудник обладает всеми знаниями и компетенциями, но нет должной мотивации. Как правило сотрудники, которые отработали большой срок, теряют интерес к работе
-
Может и хочет – сотрудник обладает всеми навыками и мотивацией для работы
Три ключевых навыка лидера:
-
Диагностика уровня готовности сотрудника
-
Гибкость
-
Партнёрство
Любому менеджеру, желающему научиться ситуационному лидерству, требуется овладеть тремя навыками. Стоит отметить что данные навыки очень пригодятся в жизни в целом. Искусство разного подхода к людям может сильно облегчить коммуникации с родственниками и друзьями, поможет вам обзавестись полезными связями. Владение такими навыками покажет ваш высокий эмоциональный интеллект, сейчас это высоко цениться в бизнес среде.
Диагностика проблем сотрудника
Для того чтобы понять какой из 4х стилей управления применять к сотруднику необходимо уметь диагностировать проблемы ваших подчиненных. Для успешного выполнения любой деятельности необходимо чтобы сотрудник обладал необходимыми компетенциями и был заинтересован в выполнении задачи, т.е. замотивирован.
Ваша задача оценить сотрудника на его компетентность и мотивацию (готовность). Рядом приведена схема диагностики сотрудника.
Гибкость
Под гибкостью подразумевается – правильный выбор стиля руководства в зависимости от уровня развития сотрудника (см. 4 типа сотрудника). В целом если вы смогли диагностировать тип сотрудника, то выбрать подходящий стиль лидерства не трудно. Воспользуйтесь данной схемой.
Самое главное не забывать, что с течением времени сотрудник будет переходить из одной категории в другую. Вам необходимо своевременно менять свой стиль управления и пере договариваться с подчиненным.
Партнёрство
Важно не просто чтобы вы знали какой стиль управления использовать. Но, и чтобы подчиненный понимал необходимость именно такого лидерства. Вам необходимо научиться договариваться с подчиненными о предпочтительном стиле руководства.
Для осуществления полноценного партнёрства у вас и у подчиненных должна быть одинаковая система измерения компетенций и оценки деятельности сотрудника. Это позволит вам знать на каком уровне развития находиться сотрудник.
Часто сотрудник и руководитель пренебрегают ежедневным обучением, это происходит из-за большого количества ежедневных рутинных задач. Но без профессионального развития у сотрудника нет полноценного будущего в компании.
Хотите знать больше?
На данной странице мы даем общее представление о ситуационном лидерстве .
Если планируете глубже проработать у себя данные навыки, рекомендуем изучить дополнительную литературу или посетить специализированный тренинг:
-
Литература
-
Тренинг
Нельзя сказать, что в работе абсолютно всё зависит только от сотрудника или только от руководителя. Это активная встречная работа:
- сотруднику нужно расти профессионально, психологически и мотивационно,
- лидеру – применять нужный стиль руководства: вовремя давать указания, наставления и поддержку, а также в нужный момент предоставлять свободу действий.
Сегодня говорим о модели ситуационного лидерства, которая была разработана двумя учёными Полом Херси (Paul Hersey) и Кеном Бланшардом (Ken Blanchard).
~
Ситуационное лидерство
Ситуационное лидерство, – это подход к управлению людьми, основанный на использовании 4 стилей управления в зависимости от ситуации и уровня развития сотрудников по отношению к задаче.
Теорию ситуационного лидерства разработали и описали в книге 1960 года «Менеджмент организационного поведения» («Management of Organizational Behavior») американские исследователи поведения Пол Херси и Кен Бланшар.
Пол ХерсиАмериканский специалист по управлению. Профессор нескольких университетов. Соавтор концепции ситуационного лидерства. Основатель консалтинговой компании и Центра исследования лидерства. |
Кен БланшарАмериканский исследователь поведения. Эксперт в области менеджмента. Соавтор концепции ситуационного лидерства. Автор 50 книг, переведенных на 37 языков («Одноминутный менеджер» и др.). |
Согласно теории Херси-Бланшара выбор стиля лидерства зависит от готовности сотрудника выполнять задачи.
Работник готов выполнять задания, если:
- способен его выполнить
- хочет его выполнить
- уверен в своих силах
Согласно данной модели существуют 4 стиля лидерства и 4 степени развития подчиненного.
~
Уровни сотрудников
Два основных критерия, на основании которых сотрудника можно отнести к тому или иному уровню развития по отношению к задаче, – профессионализм и мотивация.
- Р 1 — «Неспособен, но настроен».
Профессионализм: только базовые знания.
Мотивация: высокая, много энтузиазма.
Например, выпускник ВУЗа. Образно говоря, это «новичок-энтузиаст».
- Р 2 — «Неспособен и не настроен».
Профессионализм: есть знания и навыки
Мотивация: низко мотивирован/демотивирован
Например, не оправдались ожидания от работы, идеи не встретили отклика со стороны лидера, перестал верить в компанию.
- Р 3 — «Способен, но не настроен».
Профессионализм: есть знания и хорошо развитые навыки для выполнения задачи
Мотивация: уверенность в себе и своих силах неустойчива, что может влиять на мотивацию
Например, сотруднику нужно дать понять, что ему доверяют — сотрудник должен осознать, что ему позволяют быть самостоятельным.
- Р 4 — «Способен и настроен».
Профессионализм: мастерское владение навыками
Мотивация: мотивирован и уверен в себе.
Речь идет именно о развитии сотрудников по отношению к задаче. Один и тот же человек может быть на разных ступенях развития по отношению к разным задачам. Одни уже даются ему легко, а другие – еще сложно. Соответственно, и стиль управления ситуативен.
~
Стили лидерства
- S 1 — Директивный стиль, или Лидерство путём приказа.
Лидер дает конкретные указания и следит за выполнением заданий. Основной способ лидерства — жесткая постановка целей и приказы.
- S 2 — Наставнический стиль, или Лидерство путём продажи идей — совмещение высокой ориентированности на задачу и на людей.
Руководитель дает указания и следит за выполнением заданий, но при этом объясняет принятые решения подчинённому, предлагает высказывать свои идеи и предложения.
- S 3 — Поддерживающий стиль, или Лидерство путём участия в организации процесса работы — высокая ориентация на людей и низкая — на задачу.
Лидер поддерживает и помогает своим подчиненным в их работе. Лидер участвует в процессе принятия решений, но решения принимаются в большей степени подчиненными.
- S 4 — Делегирующий стиль, или Лидерство путём делегирования.
Лидер передает полномочия, права и ответственность другим членам команды.
~
Выбор стиля руководства
Каждому уровню развития сотрудника по отношению к задаче соответствует свой стиль управления:
- P1 –S 1 : мотивирован, но непрофессионален – нужны директивы
Для сотрудника уровня Р1 («Не способен, но настроен») четко ставим задачу и даем инструкции. Сотрудник нуждается в контроле.
-
Р2 – С2: не мотивирован и непрофессионален – нужно натаскивание
Сотруднику уровня Р2 («Не способен и не настроен») нужны и директивы, и поддержка лидера, поэтому оптимальным будет наставнический стиль (С2). Вы натаскиваете сотрудника, повышая его профессионализм.
- Р3 – С3: профессионален, но не мотивирован – нужна поддержка
Сотрудник уровня Р3 способен к решению задачи, но не настроен. У него все в порядке и со знаниями, и с навыками, проблема только с мотивацией и уверенностью в себе. Соответственно, лидер выбирает поддерживающий стиль (С3), чтобы сотрудник осознал, что ему позволяют быть самостоятельным – его идеи находят отклик и конвертируются в рабочие успехи.
- Р4 – С4: мотивирован и профессионален – нужно делегирование
Мотивированный, опытный и способный на решение задач сотрудник уровня Р4 («Способен и настроен») может руководить и применять развивающие стили лидерства к менее опытным сотрудникам.
~
Профессиональный трек
Заинтересованному, но неопытному новичку нужны инструкции и сильное руководство.
Постепенно осваивается с работой, но первый энтузиазм начинает гаснуть – и здесь лидер стимулирует его к самостоятельности, поиску решений в конкретных ситуациях.
Профессионализм растет, но мотивация может уменьшаться из-за усталости или сложностей с самореализацией. Главное в этот момент – развить задатки, а не «погасить» сотрудника, то есть ему нужна поддержка. Если он почувствует, что справляется, его идеи интересны, ему удается находить правильные решения и самореализовываться, к возросшему профессионализму добавится и мотивация. Если этого не происходит, часто на этом этапе сотрудник с низкой мотивацией увольняется.
Сотрудник развился до высокого профессионализма и мотивированности. На четвертом этапе он получает свой проект, начинает руководить командой отдела или проекта.
Содержание
Спрятать
- Что такое ситуационное лидерство?
- Понимание моделей ситуационного лидерства
- Как работает ситуационное лидерство?
- Четыре стиля ситуационного лидерства.
- №1. Режиссура
- № 2. Коучинг
- №3. Поддержка
- № 4. делегирование
- Каковы некоторые примеры ситуационного лидерства?
- Эйзенхауэр, Дуайт Д.
- Вуден, Джон
- Преимущества ситуационного лидерства
- Недостатки ситуационного лидерства
- Что делают ситуационные лидеры?
- Какой пример ситуативного лидерства?
- Каковы 4 C лидерства?
- Какие 4 ситуационных фактора влияют на лидерство?
- В чем преимущество ситуационного лидерства?
- Почему ситуационное лидерство эффективно?
- Заключение
- Часто задаваемые вопросы
- Как развить навыки ситуативного лидерства
- Что такое хорошая цель руководства?
- Является ли ситуационное лидерство наиболее эффективным?
- Статьи по теме
В лидерстве вы, возможно, замечали, что разные ситуации требуют разных ответов. Поэтому необходимо, чтобы вы обучали свою команду незнакомым задачам, а не распределяли обязанности. Если ваша команда работает над проектом, похожим на тот, который они уже делали раньше, вы можете играть менее активную роль в руководстве. В результате ситуационные стили или модели лидерства означают адаптацию вашего стиля лидерства к текущим обстоятельствам. В этой статье мы поговорим о стилях ситуационного лидерства с примерами и о том, как их применять для создания адаптивного и гибкого рабочего места.
Что такое ситуационное лидерство?
Ситуационное лидерство включает в себя изменение вашего стиля управления для каждого конкретного события или мероприятия, чтобы удовлетворить потребности вашей команды или членов команды. Тем не менее, лидеры должны учитывать оба уровня готовности членов команды, которых они возглавляют, в конкретной ситуации. Ситуативный лидер выявляет лучших в своей команде, способствуя демократичному рабочему месту и поощряя приспособляемость и гибкость.
Понимание моделей ситуационного лидерства
Ситуационное лидерство может помочь менеджерам адаптироваться к своим рабочим условиям и людям, которыми они руководят. Чтобы стать успешным лидером, вы должны научиться менять свой стиль руководства по мере роста. Модели ситуационного лидерства учитывают уровень компетентности и самоотверженности сотрудников, которых они обслуживают. В зависимости от поставленной задачи они могут быть самыми разнообразными. Кроме того, он принимает во внимание сложность задачи и уровень лидерства и руководства, необходимых от лидера.
Как лидер, вы можете использовать эту гибкость, чтобы адаптировать свои модели лидерства к текущей ситуации и расширить возможности своих сотрудников. Предположим, вы взяли на работу нового сотрудника, который только начинает работать в организации. Вы пришли к выводу, что новому сотруднику не хватает квалификации и опыта. Ваш стиль руководства меняется в результате этого. Это включает в себя руководство ими таким образом, чтобы они чувствовали себя комфортно и уверенно.
Например, вместо того, чтобы делегировать им обязанности, вы не торопитесь и показываете им, как выполнять задачу. Из-за этого вам нужно будет следить за ними более внимательно. Неизбежно, что по мере того, как ваша команда набирает опыт, вам нужно будет адаптировать модели ситуационного лидерства к их потребностям. Каким бы ни был ваш стиль руководства, коучинг по лидерству может помочь вам стать лучшим лидером.
Как работает ситуационное лидерство?
Стратегия ситуационного лидерства может помочь вам наладить отношения с членами вашей команды, поскольку вы модифицируете свои модели лидерства в зависимости от степени их развития. Каждому члену команды нужен разный уровень практического лидерства и лидерства, основанного на общении. Помня о сильных и слабых сторонах вашей команды, вы сможете выбрать наилучший стиль руководства в данной ситуации.
Члены любой команды обладают широким спектром способностей, уверенности в себе и целеустремленности. Некоторые члены команды оценят ваше лидерство, в то время как другие будут чувствовать себя недооцененными, если вы будете использовать один и тот же стиль лидерства для всех. Модели ситуационного лидерства легко адаптируются и позволяют вам адаптировать свой стиль лидерства к индивидуальным требованиям.
Ситуационное лидерство требует, чтобы лидеры обладали многочисленными стилями лидерства и могли переключаться между ними. Для освоения этого может потребоваться некоторая практика. Лидеры могут иметь «зону комфорта» или естественное предпочтение определенного стиля управления. То же самое может сделать и организация. Это может затруднить развитие всего спектра навыков, необходимых для успешного ситуационного лидера.
Для лидеров крайне важно растягиваться таким образом. Различные ситуации требуют различных стилей руководства для достижения наилучших результатов. Чтобы справиться с проблемами сегодняшней меняющейся рабочей среды, нам нужны разные методы лидерства, так же как нам нужны многочисленные инструменты для строительства дома. Развитие этих навыков часто требует сознательных усилий.
Большинство примеров ситуационного лидерства могут помочь вам лучше понять, как справляться с проблемами, с которыми вы можете столкнуться как лидер. Но давайте взглянем на четыре типа стилей лидерства.
Четыре стиля ситуационного лидерства.
Существует четыре типа стилей лидерства, доступных ситуационному лидеру, каждый из которых увеличивает его или ее шансы на успех в той или иной ситуации.
№1. Режиссура
Руководство лидерами через определение ролей и задач их последователей; и внимательно следить за ними. Этот стиль лидерства наиболее эффективен, когда член команды требует жесткого контроля со стороны вас как лидера либо из-за неопытности, либо из-за недостаточной приверженности поставленной задаче. В организацию присоединяется новый член команды, не имеющий опыта рассылки информационных писем потенциальным клиентам. Поскольку это их первый информационный проект, они не кажутся уверенными в том, что справятся с ним самостоятельно, поэтому вы используете направляющий ситуационный стиль лидерства, чтобы помочь им на каждом этапе и убедиться, что они не совершат ошибок.
№ 2. Коучинг
Лидеры коучинга по-прежнему определяют роли и задачи, но ищут идеи и предложения от своих последователей. Поскольку вы можете наблюдать за ними и помогать им без прямого надзора, этот стиль ситуационного лидерства наиболее успешен для страстного новичка. Несмотря на то, что они никогда раньше не работали в этой отрасли, член команды стремится получить опыт в маркетинге в социальных сетях. Несмотря на отсутствие у них опыта, вы позволили им работать над проектом в социальных сетях, пока вы наблюдали за ними, чтобы они приобрели опыт, связанный с задачей. После завершения проекта вы предоставляете им обратную связь по эффективности.
№3. Поддержка
Поддерживающие лидеры принимают повседневные решения, такие как распределение задач и последователи процесса. Используйте этот стиль руководства, если член вашей команды обладает необходимыми талантами, но ему не хватает уверенности или мотивации для выполнения поставленной задачи. Как лидер, вы можете использовать открытые вопросы, чтобы определить проблему и найти решение.
Один из самых опытных членов вашей команды внезапно не справляется с рабочими задачами. Вы беспокоитесь, потому что знаете, что они способны на гораздо большее, чем то, что они сейчас выдвигают. Вы используете поддерживающий ситуационный стиль лидерства, чтобы договориться о встрече один на один с этим членом команды. Когда вы обнаружите, что проблема носит личный характер, вы предлагаете сотруднику выслушать его и дать выходной для душевного здоровья, прежде чем вернуться к работе в полную силу.
№ 4. делегирование
Поскольку это стиль руководства, управляемый членами команды, он влечет за собой низкую директивность и низкое поддерживающее поведение. Когда члены команды самодостаточны, вам, возможно, придется отказаться от своей руководящей роли. Эта стратегия поощряет свободу членов команды, а также укрепляет доверие в команде. Член команды, которого вы знаете несколько лет, выражает уверенность в том, что сможет выполнить предстоящее задание самостоятельно. Вы также знаете из предыдущего опыта, что у них есть необходимые таланты для его выполнения. Вы решаете делегировать им полномочия, зная, что они вернутся к вам с вопросами и окончательным одобрением. Разберем примеры ситуационного лидерства
Каковы некоторые примеры ситуационного лидерства?
Вот несколько примеров ситуационного лидерства.
Такие лидеры, как Дуайт Д. Эйзенхауэр, генерал Колин Пауэлл, главный тренер Джон Вуден и главный тренер Патриция Сью Саммит, могут объяснить свой успех принятием ситуационного стиля лидерства.
Эйзенхауэр, Дуайт Д..
Во время Второй мировой войны Дуайт Д. Эйзенхауэр был верховным главнокомандующим союзников. Затем он был избран президентом Соединенных Штатов. Его успех в каждой из этих ролей иногда объясняется его способностью использовать различные стили лидерства в каждой ситуации. Во время конфликта он был известен своей способностью жонглировать «плеядой интересов и эго генералов и политических лидеров». Он также был известен тем, что бродил среди войск, пожимая им руки и подбадривая их. Его способность адаптироваться к различным условиям и людям помогла ему стать отличным дипломатом и лидером.
Вуден, Джон
Бывший тренер мужской баскетбольной команды Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Джон Вуден говорит, что многие считали его одним из величайших спортсменов в американской истории. Под его руководством «Брюинз» выиграли десять чемпионатов, семь из которых подряд. Несмотря на постоянно меняющуюся команду, им удалось добиться победной серии из 88 игр за три сезона. Способность и готовность Вудена адаптировать свой стиль руководства к изменяющейся командной динамике и требованиям игроков можно резюмировать в его цитате: «Когда вы закончите учиться, вы закончите».
Преимущества ситуационного лидерства
Ситуационное лидерство может дать многочисленные преимущества как лидеру, так и команде или организации. К преимуществам такого лидерства можно отнести:
- Лидеры могут использовать тот стиль лидерства, который, по их мнению, является наиболее подходящим в данной ситуации.
- Для хороших лидеров, которые знают, как его применять, ситуационный стиль лидерства может оказаться более удобным.
- Все, что требуется для этого типа лидерства, — это способность оценивать ситуацию и приспосабливаться к ней.
- Сотрудники будут чувствовать себя более непринужденно в условиях ситуационного руководства, поскольку используемый стиль руководства часто будет соответствовать их требованиям.
- Эта форма руководства учитывает различные степени роста сотрудников и помогает удовлетворить уровень навыков и потребности каждого сотрудника.
Недостатки ситуационного лидерства
Помимо преимуществ, у применения ситуационного стиля руководства внутри организации есть несколько недостатков. Учтите следующие недостатки при использовании этого стиля руководства:
- Ситуационное лидерство может вызвать организационную неопределенность, потому что лидер может постоянно корректировать свой подход, чтобы удовлетворить требования каждой команды или отдельного человека.
- Ситуационное лидерство склонно сосредотачиваться исключительно на краткосрочных целях и, как следствие, может игнорировать долгосрочные цели.
- Ситуационное лидерство часто не дает хороших результатов, когда необходимо выполнять повторяющиеся задачи, потому что этот вид лидерства является гибким, а многие ситуации, ориентированные на выполнение задач, — нет.
- Ситуационное лидерство зависит от способности лидера оценить уровень зрелости сотрудника. Некоторые лидеры не могут делать это эффективно и могут создать стиль руководства, который не подходит отдельному человеку или команде.
Что делают ситуационные лидеры?
- Ситуационный лидер обеспечивает руководство и контроль.
- Ситуационные лидеры должны уметь приспосабливаться и быть гибкими, поскольку они регулярно меняют свой стиль руководства, чтобы соответствовать сложившимся обстоятельствам.
- Поощряя членов команды участвовать в принятии решений, ситуационные лидеры часто побуждают их стать более независимыми.
- Эффективные ситуационные лидеры могут делегировать обязанности самодовлеющий Члены команды.
- Ситуационные лидеры часто должны иметь возможность тренировать свою команду, чтобы способствовать развитию и автономии.
- Ситуационные лидеры должны открыто и честно говорить о сценарии и соответствующим образом адаптировать свой стиль руководства.
Какой пример ситуативного лидерства?
Примером ситуационного лидера является менеджер спортивной команды. Каждый новый сезон одни участники уходят, а другие входят. В этом случае лидер команды должен приспособиться к навыкам новичка и включить его в группу.
Каковы 4 C лидерства?
Поддержание сильных и успешных солдат требует четырех «С» лидерства: откровенности, преданности делу, мужества и компетентности. Хорошего лидера можно увидеть в его последователях.
Какие 4 ситуационных фактора влияют на лидерство?
Каждый лидер должен понимать четыре основных компонента лидерства — ведомого, лидера, ситуацию и общение. При осуществлении лидерства необходимо постоянно учитывать все четыре аспекта, хотя их влияние друг на друга различается в зависимости от ситуации.
В чем преимущество ситуационного лидерства?
Члены команды с необходимыми навыками и способностями готовы поддерживать ситуационное лидерство. Члены команды получают больше свободы для вынесения суждений или предложений о том, как выполнить поставленную задачу, вместо того, чтобы начальник говорил им, что делать.
Почему ситуационное лидерство эффективно?
Лучший стиль лидерства — ситуационное лидерство, поскольку оно учитывает различные способности членов команды и уровень уверенности в себе. Таким образом, ситуационные лидеры могут дать необходимое руководство и помощь.
Заключение
На примерах ситуационного лидерства можно сказать, что настоящий ситуационный лидер может эффективно оценивать свою команду и использовать различные философии лидерства для удовлетворения потребностей группы в любых обстоятельствах. Чтобы способствовать большей продуктивности и успеху, эти лидеры помогают своим командам, когда это необходимо, и продвигают рост команды и автономность.
Часто задаваемые вопросы
Как развить навыки ситуативного лидерства
- Научитесь оценивать эмоциональное благополучие и эмоциональное развитие людей, которыми вы руководите.
- Научитесь адаптировать свой стиль руководства к потребностям вашей команды и вашей организации.
Что такое хорошая цель руководства?
По крайней мере, пока они на работе, главная цель лидерства — объединить разнородный коллектив людей, стоящих за одним и тем же делом.
Является ли ситуационное лидерство наиболее эффективным?
В современной деловой среде ситуационное лидерство является эффективным стилем управления.
Статьи по теме
- 6 элементов эффективного бизнес-лидерства
- Лидерская команда: развитие эффективной рабочей силы
- Коучинг лидерства: что такое коучинг лидерства
- ОБЩЕЕ ЛИДЕРСТВО: обзор, модель, примеры, теория
- СТИЛИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ИННОВАЦИОННОГО ЛИДЕРСТВА
- КАК БЫТЬ ЛИДЕРОМ: стать лидером своей мечты