Глава «Лужников» покинет свой пост
Возглавлявший «Лужники» более десяти лет Александр Пронин покинет свой пост
Александр Пронин, который руководил комплексом «Лужники» с 2011 года покинет свой пост. Его место может занять гендиректор хоккейного клуба «Спартак» Андрей Веревко
Александр Пронин
Об уходе Александра Пронина, который может состояться уже в ближайшее время, РБК рассказал источник, близкий к руководству «Лужников». По его информации, новым руководителем в статусе врио знаменитого столичного кластера может стать Андрей Веревко, который сейчас занимает пост гендиректора хоккейного клуба «Спартак». При этом, как уточняет собеседник РБК, действующую должность Веревко за собой сохранит.
Информацию о планируемом уходе Пронина РБК подтвердил еще один источник, знакомый с кадровыми перестановками.
РБК направил запрос в АО «Лужники» и в департамент спорта Москвы. Андрей Веревко отказался от комментария, заявив, что ему «некорректно это комментировать».
Александр Пронин стал гендиректором «Лужников» в 2011 году. На этом посту он сменил Владимира Алешина, руководившего комплексом с 1982 года. До перехода в «Лужники» Пронин долгое время занимался автомобильным бизнесом как в формате самостоятельных проектов, так и с активами госкорпорации «Ростех»: в частности, был председателем совета директоров группы компаний «Элекс-полюс», а также президентом «Лада-сервис».
Как утверждает один из собеседников РБК, причиной ухода Пронина из «Лужников» может быть желание топ-менеджера заняться собственными проектами. Ему, в частности, принадлежат 25% в ООО «Объединенная чайная компания», выпускающем чай Eastford, Berryford, Kama Sutra, «Зеленый стандарт». В марте стало известно, что это ООО получило предварительное одобрение от Федеральной антимонопольной службы на покупку производственных средств и нематериальных активов Ekaterra в России (Ekaterra — крупнейший производитель чая в мире, портфель брендов включает Lipton, PG Tips, Pukka, T2 и Tazo).
В 2011 году, сразу после назначения, Пронин заявлял о двух «знаковых событиях» для «Лужников»: чемпионате мира по легкой атлетике в 2013-м и чемпионате мира по футболу в 2018-м. Для этого руководству «Лужников» пришлось выводить располагавшиеся долгое время на территории спортивного кластера торговые объекты: «Мы будем эти вопросы обсуждать, чтобы взять под контроль всю территорию «Лужников» для того, чтобы можно было ее использовать по ее основному назначению, то есть занятия спортом, отдыха. Сделать зону отдыха хорошую для москвичей, будем работать над этим вопросом». Как анонсировал тогда топ-менеджер, «в перспективе это должен быть такой знаковый, ключевой, спортивный город Москвы и России, где все возможности спортивные можно реализовать». Параллельно московские власти занимались выкупом акций миноритарных акционеров, включая пакет Алешина. По итогам 2011-го выручка ОАО «Лужники» от основных видов деятельности составила 2,185 млрд руб., прибыль — 238 млн руб.
«Лужники» оказались основным объектом чемпионата мира по футболу, но стадион изначально не соответствовал требованиям ФИФА, в том числе по численности и безопасности. В 2013-м было разработано три варианта реконструкции арены стадиона, включая вариант сноса и создания нового сооружения. Но власти Москвы решили сохранить историческое здание стадиона.
За последующие годы, вплоть до чемпионата мира по футболу в 2018-м, объем инвестиций в объекты «Лужников» (без учета строительства стадиона) составили более 10 млрд руб.: в 2014-м — 958,4 млн руб.; в 2015-м — 732,4 млн руб; в 2016-м — 4,002 млрд руб.; в 2017-м — 4, 56 млрд руб.
После чемпионата мира по футболу Пронин приводил данные по посетителям «Лужников»: «До ЧМ-2018 спорткомплекс посещали примерно 5 млн. Чемпионат несколько уменьшил число посетителей, так как ряд спортивных объектов и площадок в целях безопасности пришлось закрыть. Но будущий Дворец водных видов спорта (открылся в ноябре 2019-го. — РБК) добавит нам в среднем 2 млн человек в год. И конечно, москвичей привлекут праздничные мероприятия, концерты, фестивали. В итоге это почти 10 млн посетителей в год». Согласно анонсированным тогда планам, прибыльными «Лужники» должны были стать к 2022-му, когда «вступят в строй Дворец водных видов спорта, теннисный клуб и другие объекты».
В 2020-м «Лужники», как и большинство спортивно-развлекательных объектов работали с ограничениями из-за пандемии. В итоге выручка АО в 2020-м составила 1,56 млрд руб (+1,14% к 2019-му). В 2021-м оборот комплекса увеличился на 58,89%, до 2,484 млрд руб.
Дмитрий Тарасов, менее двух лет возглавлявший концерн «Калашников», досрочно покинет свой пост. На его должность может быть назначен Владимир Лепин, занимавшийся ранее реактивными системами залпового огня, боеприпасами и созданием боевой экипировки «Ратник»
В группе компаний «Калашников», которую с сентября 2019 года возглавляет Дмитрий Тарасов, произойдет смена руководства. На заседании совета директоров концерна, которое состоится 10 августа, вынесен вопрос о досрочном прекращении полномочий гендиректора АО, говорится в сообщении компании. На этом же заседании будет избран новый гендиректор концерна.
Представитель «Ростеха» сообщил «Интерфаксу», что на эту должность будет назначен Владимир Лепин, возглавлявший ранее концерн «Техмаш», выпускающий боеприпасы. Лепин уже занимает должность исполняющего обязанности генерального директора группы компаний «Калашников». По словам представителя госкорпорации, Лепин — «известный в отрасли человек, ученый, производственник и профессиональный управленец», который «многие годы он успешно работал на различных предприятиях ОПК в контуре «Ростеха».
Источник агентства уточнил, что Тарасов ушел из концерна «Калашников» по собственному желанию. «Сейчас компания выходит на новый этап развития. Стоят большие задачи по диверсификации, экспорту, разработке новых образцов военной техники и продукции для гражданского рынка. С этим и связан приход Лепина», — сообщил он.
«Калашников» перейдет в частные руки. Связано ли это с ужесточением санкций США?
Представитель «Ростеха» рассказал, что возглавляемый ранее Лепиным НПО «Сплав» сумел нарастить портфель заказов, его выручка выросла на 6%, прибыль — на 10%, загрузка мощностей на долгосрочный период увеличилась до 76%. «Были приняты на вооружение три новых комплекса РСЗО — «Торнадо Г», «Торнадо С» и «Ураган 1М», закончены с положительным результатом ОКР «Тосочка» и «Бронебойщик», — подчеркнул он.
Уроженцу Тамбова Владимиру Лепину 62 года. Он окончил Тамбовское высшее военное авиационное инженерное училище и адъюнктуру Военно-воздушной академии имени Жуковского. С 2001 года занимал руководящие должности на оборонных предприятиях, в том числе Тульском патронном заводе и Центральном НИИ точного машиностроения (ЦНИИТОЧМАШ) в подмосковном Климовске. В 2013 году был назначен генеральным конструктором по носимому вооружению, став создателем экипировки «Ратник». В 2016 году возглавил тульское НПО «Сплав», с 2018 года по совместительству руководил концерном «Техмаш».
Взялись за оружие: что делает миллиардер Махмудов с партнерами в Концерне «Калашников»
В ноябре 2020 года стало известно, что новым владельцем концерна «Калашников» стал бывший заместитель министра транспорта России Алан Лушников. Сам Лушников тогда сообщил «Коммерсанту», что приобрел «ТКХ-Инвест», которая владеет 75% минус одна акция концерна. Владельцем блокирующего пакета (25% плюс одна акция) является госкорпорация «Ростех» Сергея Чемезова. В «Ростехе» тогда отметили, что не планируют снижать свою долю, так как концерн является стратегическим активом для госкорпорации.
Самые щедрые компании России-2020: где больше платят топ-менеджерам?
Самые щедрые компании России-2020: где больше платят топ-менеджерам?
5 фото
Совет директоров концерна «Калашников» 10 августа утвердил своим новым гендиректором Владимира Лепина. Он сменил ушедшего с поста генерального директора Дмитрия Тарасова, возглавлявшего концерн с сентября 2019 года.
Группа компаний «Калашников» — крупнейший российский производитель боевого автоматического и снайперского оружия, управляемых артиллерийских снарядов, а также широкого спектра высокоточного оружия.
«Калашников» является флагманом отечественной стрелковой отрасли, а концерн «Калашников», входящий в группу компаний, — системообразующая структура стрелкового сектора ОПК России. Он является головной организацией холдинговой компании в области перспективных образцов оружейных специализированных комплексов военного назначения.
Владимир Лепин — хорошо известный в отечественном оборонно-промышленном комплексе Российской Федерации человек. Коллеги считают его отличным конструктором и грамотным управленцем.
Родился он 28 июля 1959 года в Тамбове. Окончил Тамбовское высшее военное авиационное инженерное училище и адъюнктуру Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского.
Основное внимание будет уделено разработке ударных комплексов и систем защиты нового поколения для бойцов сухопутных войск
С 2001 года занимал руководящие должности на оборонных предприятиях, таких как Тульский патронный завод, ЦНИИТОЧМАШ, Научно-производственное объединение «Сплав», «Техмаш», был генеральным конструктором по носимому вооружению и боевой экипировке военнослужащих, известной как «Ратник». Активно участвовал в создании и освоении серийного производства высокоточных снайперских комплексов и боеприпасов различного назначения. В 2020-2021 годах он работал заместителем председателя научно-технического совета госкорпорации «Ростех». По отзывам коллег, зарекомендовал себя руководителем, умеющим добиваться реальных результатов. Лепин — доктор технических наук, член-корреспондент РАН, действительный член Российской академии ракетных и артиллерийских наук. Он автор нескольких монографий, большого числа изобретений, учебных пособий, 80 научных статей, лауреат премии им. С. И. Мосина. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
При новом генеральном директоре основное внимание будет уделено разработке ударных комплексов и систем защиты нового поколения для бойцов сухопутных войск.
Сергей Птичкин
Дмитрий Тарасов, возглавлявший предприятие с 2019 г., покинет свой пост. Под руководством Дмитрия Тарасова был реализован масштабный план реформирования структуры группы компаний и начался процесс оптимизации непрофильных активов, который продолжается и по сей день. Также была проведена работа по подписанию ряда стратегически важных контрактов.
«За два года моего руководства группой компаний “Калашников” команда разработала и начала выполнение среднесрочной стратегии устойчивого роста. Мы успешно внедрили лучшие практики бизнес-системы на наших площадках и даже в условиях пандемии выполнили все свои обязательства перед заказчиками. Сформирован фундамент, на котором группа компаний продолжит свое развитие. Завершен важный этап, поэтому я принял решение двигаться дальше. Я отдал “Калашникову” 7 лет жизни, и он навсегда останется в моем сердце».
Решением совета директоров генеральным директором назначен Владимир Лепин, прежде возглавлявший АО «НПК «Техмаш» и АО «НПО “СПЛАВ” имени А.Н. Ганичева», а также являвшийся генеральным конструктором АО «ЦНИИТОЧМАШ».
«Для группы компаний “Калашников”, безусловно, начинается новый этап, и мне понятны его основные задачи. Это повышение эффективности процесса разработок за счет доведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до серийного производства. Конечно, это поддержание темпов выполнения работ по гособоронзаказу. В приоритете есть и будет взаимодействие с нашими государственными заказчиками, увеличение нашего портфеля экспортных контрактов, а также совместное производство продукции гражданского и военного назначения за рубежом».
ОАК предстоит начать поставки российским авиакомпаниям нового пассажирского лайнера МС-21. Сейчас компания форсирует создание соответствующей системы послепродажного обслуживания. Холдинг «Вертолеты России» завершает сертификацию вертолета Ка-62, начал летные испытания Ка-226Т и готовится к началу летных испытаний «офшорного» Ми-171А3.
«Все три руководителя давно работают в авиационном комплексе Ростеха и зарекомендовали себя как профессиональные топ-менеджеры. Они хорошо знают производство и понимают специфику отрасли. Принимая кадровые решения, мы опирались на их опыт, компетенции, наличие успешных управленческих кейсов. Отечественное авиастроение сегодня набирает обороты. Мы выводим на рынок новые линейки самолетов и вертолетов, хорошо оснащенных, конкурентоспособных по цене и характеристикам. Такие назначения – это большие надежды и большая ответственность», – прокомментировал генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов.
Со стороны bmpd заметим, что наибольший резонанс среди этих перестановок вызвало назначение новым главой АО «Вертолеты России» Николая Колесова, до того с 2009 года возглавлявшего концерн КРЭТ и считающегося «сильным человеком» отечественного ОПК. По этому поводу татарстанский деловой ресурс «БИЗНЕС Online» опубликовал небезынтересный материал Тимура Латыпова «Наш человек в авиапроме: «Колесову сейчас нет дела до регалий. Он хочет великого дела!» 7 вопросов о смене власти в «Вертолетах России» и о том, что в связи с этим ожидает КВЗ».
Ожидаемый в последние дни переворот в российском вертолетостроении свершился: на собрании акционеров «Вертолетов России» гендиректор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов представил нового гендиректора холдинга. Кресло Андрея Богинского занял выходец из Татарстана Николай Колесов. О том, что это означает для КВЗ и почему новый гендиректор ВР, возможно, только первый шаг многоходовки, — в материале «БИЗНЕС Online».
Вопрос №1: почему ушел Богинский?
Дело не только в падении выручки и прибыли холдинга, продолжающихся с 2018 года (а Андрей Богинский возглавлял «Вертолеты России» с 2017-го), — это во многом отражение мировых процессов. К тому же спрос на главный продукт ВР — Ми-8/17 — идет циклами, и последний пришелся на середину прошлого десятилетия (в 2015 году холдинг намолотил 42,2 млрд рублей чистой прибыли, в 2020-м — лишь 8,7 млрд). Скорее можно говорить о том, что парировать угрозы не удалось.
Сегодня мы не видим в отрасли стратегии развития: вместо нее — набор разрозненных программ. Зато наблюдаем затягивание проектов, деградацию конструкторских и рабочих кадров, рост бюрократизации, а также всевозможные оптимизации и реорганизации типа так и не принятого вертолетостроительной общественностью слияния двух конструкторских бюро — Миля и Камова.
В профессиональной среде накопилась, так скажем, усталость от действующего руководства. «Так или иначе, но все говорят: ждем перемен в вертолетостроении, — рассказывает один из собеседников „БИЗНЕС Online“ в отрасли. — Несомненно, источник этого решения — Сердюков (Анатолий Сердюков — индустриальный директор авиационного кластера „Ростеха“ — прим. ред.), но утвердить его мог только Чемезов (Сергей Чемезов — гендиректор „Ростеха“ — прим. ред.), потому что Мантурова (Денис Мантуров — министр промышленности и торговли РФ; считается покровителем Богинского — прим. ред.) может перебить только он. Чемезову все время капали об определенных качествах Богинского типа слабой договороспособности (об этом знают все смежники, кто работал с холдингом); о полностью ручном управлении отраслью, поскольку считается, что директора ни на что не способны».
И на эту ситуацию наложился фактор Николая Колесова — генерального директора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) и владельца ряда казанских оборонных предприятий. История его притязаний на руководство КВЗ тянется с 2016 года, но до сего дня Мантурову удавалось отбивать атаки. Видимо, это только подогрело аппетиты Николая Александровича — он стал претендовать уже на ВР. «Сыграло много чего, а решающим стал напор Колесова, — говорит другой наш собеседник. — Назначение готовилось не один год. Сердюков, хотим мы это услышать или нет, — человек, разбирающийся в технике, поставках, кадрах и так далее. Однозначно сказать, что он лоббист Колесова (в ОПК всем известно об их тесном общении — прим. ред.), нельзя, и были моменты, когда он становился на сторону Богинского. Но Сердюков понимает, что Колесов — более хозяйственный и дееспособный».
Вопрос №2: почему смена «караула» происходит именно сейчас?
Один из наших собеседников объяснил, почему громкая отставка-назначение произошла под конец года, что вроде бы нелогично: «Предвидятся немалые проблемы с выполнением годового плана, а потому приняли соломоново решение о смене руководителя, ведь тогда и с Богинского не спросишь — ушел; Колесову вопрос не задашь — только пришел. К тому же в такой ситуации Богинского было бы трудно куда-либо назначить, а так — вполне». Бывший шеф ВР стал заместителем гендиректора по гражданской авиации Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) — гендиректором корпорации «Иркут».
По нашим данным, Богинский забирает с собой из руководства ВР пять человек. С большой долей уверенности можно сказать, что одного из них заменит Ронис Шарипов — ближайший сподвижник Колесова, экс-гендиректор казанской «Радиоэлектроники им. Шимко» и «Туполева», а ныне — замгендиректора КРЭТ. «Для Колесова эта фигура важна, — говорит наш источник. — Шарипов — реально рабочая лошадка, и у него со всеми нормальные отношения».
Вопрос №3: зачем это Колесову?
Одно дело — руководить производителем комплектующих, и совсем другое — финалистом, да еще в такой передовой и находящейся под пристальным вниманием руководства страны отрасли, как вертолетостроение. Кроме того, многие эксперты полагают, что в районе 2025 года ожидается возобновление роста спроса на вертолеты. Наконец, новое назначение открывает необозримые перспективы перед лелеемым Колесовым проектом национальной службы санитарной авиации. По задумке, НССА должна покрыть своей сетью всю Россию. Ее рабочая лошадка — «Ансат», причем в модификации, которую создала подконтрольная Колесову казанская компания «Рычаг». Потенциально это не одна сотня вертолетов, а также создание наземной инфраструктуры и вообще всей системы оказания воздушной медпомощи.
Но, как полагает один из наших собеседников, все эти соображения важные, но все же не главные: «Спрашивают: зачем это на старости лет вполне „упакованному“ человеку? Да, внешне это повышение, но на деле — куча проблем. Уверен, Колесову сейчас нет дела до регалий и повышений. Он реально хочет великого дела и считает, что знает, как его сделать».
Вопрос №4: идет ли речь о ликвидации детища Дениса Мантурова?
Главу минпромторга РФ называют автором идеи объединения всех вертолетостроительных заводов в единый холдинг. В 2002 году Мантуров создал и возглавил «Оборонпром» (в 2007-м из него выросли ВР), которому в 2004-м указом президента РФ передали акции федеральных отраслевых предприятий, а еще татарстанскую госсобственность — Казанский вертолетостроительный завод. Интерес Дениса Валентиновича к вертолетостроению объясняется тем, что его тесть — бизнесмен и экс-представитель «Аэрофлота» в Индии Евгений Кисель — сумел консолидировать пакет акций Улан-Удэнского авиазавода (УУАЗ) и в 1998 году устроил туда своего зятя заместителем гендиректора (до 2020-го им был Леонид Белых, его называют крестным отцом Мантурова в политике).
Тогда это предприятие вело ожесточенную конкурентную схватку с КВЗ, и создание фактически подконтрольного Улан-Удэ «Оборонпрома» было весомым успехом группы Мантурова. Казань «брали» по частям. В середине 2000-х КВЗ еще создал продвинутую версию самого массового советско-российского вертолета — Ми-8МТВ-5, которая стала основой благосостояния предприятия на последующие 10 лет, но узаконивавший изменения в конструкцию разработчик — Московский вертолетный завод — слил все эти наработки УУАЗу, а впоследствии КВЗ и вовсе запретили заниматься усовершенствованием «восьмерки». В итоге УУАЗ ушел вперед и получает заказы на Ми-8 в приоритетном порядке, нишей же КВЗ фактически остались далеко не столь востребованные «Ансат» и Ми-38. Какое-то время казанцы держались за счет экспортных контрактов, но потом кончились и они. Апофеозом этой некрасивой истории стало прошлогоднее назначение на пост управляющего директора КВЗ сына Белых — Алексея Белых.
По мнению исполнительного директора отраслевого информагентства «АвиаПорт» Олега Пантелеева, рано говорить о том, что теперь для УУАЗа наступят темные времена. «Здравый смысл должен победить, — отметил эксперт в беседе с „БИЗНЕС Online“. — Все понимают, что между предприятиями должен быть разумный баланс. В целом для бизнеса холдинга отсутствие внутренней борьбы — все-таки плюс. Надо выстраивать единую продуктовую линейку, в которой вертолеты друг с другом за выгодные контракты не сражаются — это вообще нонсенс. Здесь показателен опыт Объединенной двигателестроительной корпорации, где подобные интриги казались еще более серьезными. Там самыми сильными были московский „Салют“ и уфимский УМПО. Можно сказать, что уфимцы победили, но при этом московская площадка стабильно загружена, развивается».
Вопрос №5: выгодна ли Татарстану смена власти в «Вертолетах России»?
Такое приниженное положение казанского производителя винтокрылых машин, конечно, не устраивало руководство Татарстана, и в последнее время, насколько можно понять, дело дошло до серьезных трений с «Вертолетами России». УУАЗ залез в традиционную вотчину КВЗ — поставки Ми-8 для МЧС. Был напряженный разговор с руководством МЧС и ВР в духе: «Это наша тема, отдавайте документацию на КВЗ, мы сделаем». Не отдали.
«Приход Колесова для Татарстана — конечно, большой плюс хотя бы в силу его значительной включенности в промышленную жизнь республики, — полагает наш источник. — При этом Рустам Минниханов данное решение никак не лоббировал».
Один из наших собеседников не сомневается, что КВЗ теперь будут заниматься «по полной программе». «Думаю даже, что в первую очередь Колесов наведет порядок в Казани, — говорит наш собеседник. — Зря он, что ли, сколько лет говорил: „Дайте мне поставить на КВЗ своего человека, и я конфетку из завода сделаю“? Да и КВЗ — главный завод, где начудил холдинг». По мнению источника, у КВЗ налицо системные сбои в управлении, выливающиеся в проблемы со снабжением и кадрами. «В Казани решили ввести новую систему регламентов финансово-закупочной деятельности, в итоге комплектация вертолетов увеличилась с 12 до 15–18 месяцев», — обрисовывает обстановку наш собеседник.
2020 год КВЗ закончил с выручкой в 16,6 млрд рублей (плюс 3,1% по сравнению с антирекордом 2019-го, когда завод заработал 16,1 млрд) и 39 сданными вертолетами (плюс 12). Для сравнения: максимум в новейшей истории КВЗ был в 2014-м — 107 машин. Планировалось, что в 2021 году завод построит порядка 70 вертолетов, но наш источник полагает, что будет не более 60 машин — ряд заказов сдвигается по срокам. Добавим, что у КВЗ большой долг — порядка 30 млрд рублей.
Однако эксперт российского совета по международным делам Андрей Фролов сомневается, что Колесов будет отдавать предпочтение КВЗ. «Регионализм уже так растворился во всех этих корпорациях, что говорить о том, будто с приходом кого-то к руководству федеральным холдингом усиливается его родной регион, не приходится, — заверил корреспондента „БИЗНЕС Online“ эксперт. — Мне кажется, это обычная смена руководства. Авиастроение у нас находится в состоянии постоянной реформы, а тут еще ОАК потеряла самостоятельность и вошла в „Ростех“, соответственно, вся конфигурация авиаотрасли с точки зрения менеджмента изменилась. Так что назначение Колесова — всего лишь запоздавшее эхо этих перемен».
Вопрос №6: каковы первоочередные задачи Колесова на КВЗ?
Добиться реструктуризации долга казанского завода — одна из главных задач Колесова. Принципиальное решение о погашении долга принято, но реальных движений пока не наблюдается.
Вторая задача — увеличить маржу КВЗ. Судя по отчетности 2020 года, заводу приходится жертвовать наценкой. И в этом, кстати, вина Колесова. Российским заказчикам «Ансаты» заставляют продавать почти по себестоимости (примерно 220 млн рублей за штуку). «У Сердюкова это был пунктик — загнать цену на „Ансат“ ниже нижнего, — говорит наш источник в отрасли. — И бесполезно было доказывать, что в цене вертолета 60 процентов импортных ПКИ, а зарплата всего 10 процентов. Как снижать? Без зарплаты вертолет делать?» По мнению нашего собеседника, это была такая месть Сердюкова – Колесова за то, что последнего не подпускают к руководству КВЗ.
Третья задача — довести до ума новую модификацию «Ансата». Как полагает источник, это будет гибрид из разработанного заводом «Ансата-М» и рычаговского «Ансата-РТ». Введение в оборот данного вертолета позволит естественным образом увеличить его отпускную цену.
Для успешного выполнения этой задачи надо решить другую, четвертую — усилить опытное конструкторское бюро КВЗ. «Проблема ОКБ так и не решается, — говорит наш источник. — Оно должно заниматься будущим, а завод в силу своей ментальности заставляет его заниматься внутренними проблемами, чуть ли не проектированием оснастки. Бюро все достается в последнюю очередь. Кстати, Богинский в последнее время это понял и всячески поддерживал Гарипова (Алексей Гарипов — начальник ОКБ КВЗ — прим. ред.). Кажется, Колесов эти вещи осознает — в конце концов свой „Ансат“ сделал. Да и вообще, почему он молодец? Потому что создал конкуренцию и задница у ВР начала гореть».
Пятая задача — обеспечить загрузку. Наши источники уверяют, что план на 2022 год для КВЗ Колесовым уже поставлен — 130–150 вертолетов (модели не уточняются). «Это кровь из носу должно быть, — говорит наш собеседник. — При этом о продажах завод волноваться не должен, главное — пусть выпустит. Впервые КВЗ освободят от маркетинговых забот».
6-я задача — естественно, кадры. «Раньше КВЗ можно было назвать семейной фирмой, куда люди приходили в юношестве и до пенсии пахали, женились, приводили детей», — дает ориентир для подражания один из наших собеседников.
Но, как полагает советник премьер-министра РТ Назир Киреев, серьезные улучшения в жизни КВЗ усилиями Минниханова уже произошли и теперь главное — их сохранить.
«В конце прошлого года президент республики настоял на проведении в Татарстане заседания совета директоров «Вертолетов России». Именно на нем положили конец разговорам о переносе производства лопастей в Улан-Удэ. Выполнили большой комплекс работ по закрытию «кредиторки». Получили самый большой заказ на «Ансаты». Принято решение о колоссальной технологической трансформации КВЗ. Рустам Нургалиевич добился того, что здесь будет построен фантастический учебный центр. Подготовлены решения по развитию модельного ряда», — говорит Назир Киреев, советник премьер-министра РТ.
Киреев напоминает, что решения о модернизации и развитии КВЗ принимались в том числе и прежним главой ВР Богинским. «Хотя вначале у него было значительное непонимание наших идей, — признает советник премьер-министра Татарстана. — Но в любом случае КВЗ уже становится принципиально другим заводом, и наша задача сегодня — не дать угробить эти начинания, кто бы ни пришел в руководство холдинга».
Вопрос №7: сменится ли руководство КВЗ?
Наши источники уверены, что с приходом Колесова следует ожидать тотальную кадровую чистку как в вертолетном холдинге, так и на входящих в него предприятиях, во всяком случае на КВЗ и УУАЗе (его возглавляет зять Леонида Белых Алексей Козлов) — точно, причем относительно быстро. «Перезагрузка управленческого персонала потребуется почти стопроцентная, — уверен один из наших источников. — Замена пары человек в данном случае ничего не решит». Что интересно, по словам нашего собеседника, прощупывание настроений на КВЗ началось давно — у определенных сотрудников интересовались, как на предприятии воспримут кадровые перемены. «На КВЗ в ладоши хлопают, ждут не дождутся — имею в виду тот класс, который все эти годы реально работал, а не управленцев, — утверждает наш собеседник. — Поэтому у колесовской команды уже есть понимание, кого поднять, а с кем расстаться».
По словам источника, есть и конкретный перечень кандидатур на руководящие должности на КВЗ, в том числе из менеджмента других казанских оборонных предприятий. Особо горящих желанием не наблюдается, поскольку каждый понимает, что «первое время придется в кабинете раскладушку ставить».
Наконец один из наших собеседников не исключает того, что смена гендиректора ВР — только первая ступень многоходовки, а дальше последует присоединение «Вертолетов России» к Объединенной авиастроительной корпорации. Причем авиастроительный мегахолдинг тоже возглавит Колесов.
Наши собеседники считают такое продолжение вполне логичным. Ведь, как показывает опыт, по большому счету мы возвращаемся к конфигурации, похожей на советский авиапром.