Развитие речи. Создание текста-инструкции
Ц е л ь: развитие умений создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник русского языка для 6 класса, авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич, издательство «Просвещение» ,раздаточный материал (тексты инструкций и памяток), презентация.
Материалом урока являются упражнения 550—552.
На доске проблемный вопрос:
Что такое инструкция?
Ход урока:
1. Оргмомент.
2. Постановка цели урока:
Сегодня на уроке мы опять будем писать сочинение, а значит совершенствовать свою устную и письменную речь.
Одно из ваших домашних заданий было составить инструкцию по выполнению домашнего задания. Сегодня нам предстоит освоить принципы построения текста-инструкции и его составление.
3.Актуализация знаний:
Как вы понимаете, что такое инструкция?
Где вам приходилось встречаться с инструкциями? (кулинарный рецепт, технический паспорт к игре).
Что же объединяет все эти тексты?
Вывод:
Инструкция – это текст, в котором говорится о действиях и том порядке, в котором их следует выполнять.
4. Работа с готовым текстом-инструкцией.
У вас на столе лежит образец текста-инструкции. Прочитайте первый текст.
— Найдите в первом тексте глаголы повелительного наклонения.
— Что выражают глаголы повелительного наклонения? (просьба, совет)
— Какую роль играют глаголы повелительного наклонения в тексте? ( главную).
— В какой части предложения стоят глаголы? В начале
План написания инструкции
-
Что необходимо приготовить для работы.
-
Порядок действий.
6. Обобщение знаний о роли глагола в инструкции:
Так что надо учесть при написании инструкции?
Вывод:
-
важную роль играют глаголы повелительного наклонения.
-
стоят в начале предложения (1,2 место)
-
употребляются в одной форме
7. Упражнения творческого характера:
Что ещё необходимо знать и уметь при написании письма-инструкции?
Прочитаем второй текст и оценим его.(ученики обнаруживают ошибки — нарушен порядок действий)
«Как приготовить борщ»
1 вариант.
Для приготовления борща вам понадобятся следующие продукты: мясо, свекла, картофель, капуста, лук.
1.Когда сварите мясо, положите в кастрюлю капусту, лук, свеклу, картофель
2.пока варите мясо, почистите свеклу, картофель.
3.Налейте воды в кастрюлю.
4. Ждите пока свариться суп.
5. доведите воду до кипения. Когда вода закипит, положите мясо.
-Восстановим правильный порядок действий, я вам помогу
«Как приготовить борщ»
1 вариант.
Для приготовления борща вам понадобятся следующие продукты: мясо, свекла, картофель, капуста, лук.
1. Налейте воды в кастрюлю.
2. доведите воду до кипения. Когда вода закипит, положите мясо.
3. пока варите мясо, почистите свеклу, картофель.
4. Когда сварите мясо, положите в кастрюлю капусту, лук, свеклу, картофель.
5. Ждите пока свариться суп.
Так что же ещё необходимо знать и уметь?
Вывод:
Надо чётко знать и выполнять порядок действий (1,2,3…)
— Найдем в этом тексте глаголы, укажем наклонение.
9. Работа с раздаточным материалом.
Прочитаем третий текст.
Перед вам инструкция по изготовлению табурета.
-Чем она отличается от первых двух?
— А что указывает на порядок действий?
— Какие слова помогут указать порядок действий? (ответы учеников: сначала, потом, затем, после, наконец и т.д.)
Порядок действий помогут указать такие слова, как сначала, потом, затем, после, наконец и т.д. Чтобы речь была красивой, следует избегать повторов.
10. Обобщение знаний о тексте-инструкции:
Итак, что надо помнить, чтобы написать письмо- инструкцию?
… (опорой служит информация, накопленная на доске в течение урока)
Несколько уроков назад мы с вами писали сочинение-рассуждение. Перед написанием сочинения мы с вами составляли план, по которому делали работу.
Для написания текста инструкции, нам он так же понадобиться.
Еще раз перечитайте все тексты, которые перед вами лежат и составьте план.
— Что же самое главное в тексте-инструкции?
— Из каких частей состоит текст-инструкция?
План написания инструкции:
1. Что необходимо приготовить для работы.
2. Порядок действий.
3. Вывод( не всегда)
12. Самостоятельная работа:
Я вам предлагаю написать свою инструкцию « Как выучить стихотворение». Употребив глаголы в форме повелительного наклонения.
Помните, выражать свои мысли надо правильно и точно.
Сказать правильно – значит по правилам русского языка.
А сказать точно – значит лучше, полнее выразить свою мысль.
16. Задание на дом: Слова орфографического тренинга П.78.
17. Итог урока:
1. Сегодня на уроке я научился …, понял…
2. Было трудно…
3. Было интересно…
КЛАСС:
6
ДАТА:
22.04.2020
ПРЕДМЕТ
: РУССКИЙ ЯЗЫК
УЧИТЕЛЬ:
ДЖЕЙХАН Е.М.
ТЕМА
: Создание
текста-инструкции
Дорогие ученики!
Ознакомьтесь с предложенными материалами
и заданиями, выполните их.
Желаю вам успешного освоения материала!
Создание текста-инструкции
Прочитайте и перепишите текст.
(1) Для некоторых людей полет в космос – это профессия. (2) Их называют
космонавтами или астронавтами. (3) Слово космонавт в переводе с греческого
означает «мореплаватель по миру». (4) В честь пятидесятилетия первого полета
человека в космос в России 2011 год объявили годом космонавтики. (5) За го_
до п_лета Ю(ю)рия Г(г)агарина в нев_сомости п_бывали собаки Б(б)елка и
С(с)трелка. (6) Их путешествие продолжалось более двадцати пяти часов.
-Определите тему текста.
-Найдите в тексте синонимы.
-Это исконно русские или заимствованные
слова?
-Найдите в тексте глаголы.
-В каком наклонении они употреблены?
-Какому из глаголов соответствует
следующая морфологическая характеристика: употреблен в изъявительном
наклонении, прошедшем времени, единственном числе и среднем роде.
— Выпишите из текста пятое предложение.
Объясните орфограммы.
Стиль
– это разновидность языка, которая обслуживает какую-либо сторону
общественной жизни, выполняет определённую функцию, отсюда его название как
функционального.
Сфера употребления |
Задача автора |
Языковые средства |
Деловые бумаги (объявление, заявление, расписка, справка, отчёт |
Дать информацию (сообщить сведения, имеющие практическое значение; |
1. Членение текста на части, иногда с цифровым обозначением; 2. Точность, однозначность, лаконичность содержания. 3. Использование книжных, официальных стандартных слов и 4. Употребление глаголов особой формы: повелительного наклонения |
Анализ текстов раздаточного материала
Примерные
рекомендации по здоровому образу жизни.
1.
Содержи своё тело в чистоте.
2.
Хорошо ешь.
3.
Играй с осторожностью.
4.
Выбирай друзей правильно.
5.
Содержи свой мир в чистоте.
6.
Лекарство не игрушка.
7.
Участвуй в вакцинации.
Комплекс
упражнений для глаз при работе с компьютером
1. Закрыть
глаза на две секунды, открыть. Повторить несколько раз.
2.
Сделать несколько вращений глазами по часовой стрелке. Затем — против
часовой стрелки. Повторить.
3.
Сфокусировать зрение на кончике указательного пальца. Сохраняя фокусировку,
переместить палец на расстояние вытянутой руки. Поднести палец к кончику
носа. Повторить.
4.
Посмотреть на ладонь. Перевести взгляд на удалённый предмет. Повторить.
Будь
осторожнее с лекарствами.
1.
Драже и таблетки не должны рассыпаться или иметь трещины, царапины,
пятна.
2.
Мази должны легко выдавливаться из тюбика единой, не расслаивающейся
густой массой.
3.
Жидкие лекарства нельзя применять, если они частично испарились
или содержат осадок в виде хлопьев.
4.
Любые лекарственные препараты нельзя употреблять без консультации со
взрослыми, лучше с врачом.
Памятка
для грибника.
1.
Собирайте только известные вам грибы.
2.
Старые, червивые и подозрительные грибы не трогайте.
3.
Пластинчатые грибы старайтесь срезать с ножкой, чтобы убедиться,
что на ней нет плёнчатого кольца.
4.
Никогда не пробуйте сырых грибов.
5.
Лучше всего собирать грибы ранним утром.
6.
Будьте в лесу заботливыми хозяевами. Не вырывайте
грибы с корнем, используйте нож, чтобы не повредить грибницу.
5.
Закрепление нового материала. Создание текста инструкции “по
аналогии”.
Задание: составить
для обучающихся начальных классов памятку “Правила эвакуации из здания
школы при пожаре”.
Обратная связь
1. Сканируйте или
сфотографируйте результат выполненной работы.
2. Сканированные
(сфотографированные) работы пришлите учителю через почту (тема письма:
класс–предмет–фамилия ученика, например: 6–русский язык –Иванов) или в группу WhatsApp.
3. Для получения
дополнительной консультации учителя обратитесь с вопросами через электронный
дневник или почту учителя.
4. Срок выполнения
работы 22.04.2020 – 23.04.2020
Развитие речи. Создание текста-инструкции
Ц е л ь: развитие умений создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом
речи.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник русского языка для 6 класса, авторы Л.М. Рыбченкова,
О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич, издательство
«Просвещение» ,раздаточный материал (тексты инструкций и
памяток), презентация.
Материалом урока являются упражнения 550—552.
На доске проблемный вопрос: Что такое инструкция?
Ход урока:
1. Оргмомент.
2. Постановка цели урока:
Сегодня на уроке мы опять будем писать сочинение, а значит совершенствовать свою
устную и письменную речь.
Одно из ваших домашних заданий было составить инструкцию по выполнению
домашнего задания. Сегодня нам предстоит освоить принципы построения текста-
инструкции и его составление.
3.Актуализация знаний:
Как вы понимаете, что такое инструкция?
Где вам приходилось встречаться с инструкциями? (кулинарный рецепт, технический
паспорт к игре).
Что же объединяет все эти тексты?
Вывод:
Инструкция – это текст, в котором говорится о действиях и том порядке, в
котором их следует выполнять.
4. Работа с готовым текстом-инструкцией.
У вас на столе лежит образец текста-инструкции. Прочитайте первый текст.
— Найдите в первом тексте глаголы повелительного наклонения.
— Что выражают глаголы повелительного наклонения? (просьба, совет)
— Какую роль играют глаголы повелительного наклонения в тексте? ( главную).
— В какой части предложения стоят глаголы? В начале
План написания инструкции
1. Что необходимо приготовить для работы.
2. Порядок действий.
6. Обобщение знаний о роли глагола в инструкции:
Так что надо учесть при написании инструкции?
Вывод:
важную роль играют глаголы повелительного наклонения.
стоят в начале предложения (1,2 место)
употребляются в одной форме
7. Упражнения творческого характера:
Что ещё необходимо знать и уметь при написании письма-инструкции?
Прочитаем второй текст и оценим его.(ученики обнаруживают ошибки — нарушен
порядок действий)
«Как приготовить борщ»
1 вариант.
Для приготовления борща вам понадобятся следующие продукты: мясо, свекла,
картофель, капуста, лук.
1.Когда сварите мясо, положите в кастрюлю капусту, лук, свеклу, картофель
2.пока варите мясо, почистите свеклу, картофель.
3.Налейте воды в кастрюлю.
4. Ждите пока свариться суп.
5. доведите воду до кипения. Когда вода закипит, положите мясо. -Восстановим правильный порядок действий, я вам помогу
«Как приготовить борщ»
1 вариант.
Для приготовления борща вам понадобятся следующие продукты: мясо, свекла,
картофель, капуста, лук.
1. Налейте воды в кастрюлю.
2. доведите воду до кипения. Когда вода закипит, положите мясо.
3. пока варите мясо, почистите свеклу, картофель.
4. Когда сварите мясо, положите в кастрюлю капусту, лук, свеклу, картофель.
5. Ждите пока свариться суп.
Так что же ещё необходимо знать и уметь?
Вывод:
Надо чётко знать и выполнять порядок действий (1,2,3…)
— Найдем в этом тексте глаголы, укажем наклонение.
9. Работа с раздаточным материалом.
Прочитаем третий текст.
Перед вам инструкция по изготовлению табурета.
-Чем она отличается от первых двух?
— А что указывает на порядок действий?
— Какие слова помогут указать порядок действий? (ответы учеников: сначала, потом,
затем, после, наконец и т.д.)
Порядок действий помогут указать такие слова, как сначала, потом, затем,
после, наконец и т.д. Чтобы речь была красивой, следует избегать повторов.
10. Обобщение знаний о тексте-инструкции:
Итак, что надо помнить, чтобы написать письмо- инструкцию?
… (опорой служит информация, накопленная на доске в течение урока)
Несколько уроков назад мы с вами писали сочинение-рассуждение. Перед написанием
сочинения мы с вами составляли план, по которому делали работу.
Для написания текста инструкции, нам он так же понадобиться.
Еще раз перечитайте все тексты, которые перед вами лежат и составьте план.
— Что же самое главное в тексте-инструкции?
— Из каких частей состоит текст-инструкция?
План написания инструкции:
1.
2.
3. Вывод( не всегда)
12. Самостоятельная работа:
Я вам предлагаю написать свою инструкцию « Как выучить стихотворение».
Употребив глаголы в форме повелительного наклонения.
Помните, выражать свои мысли надо правильно и точно.
Сказать правильно – значит по правилам русского языка.
А сказать точно – значит лучше, полнее выразить свою мысль.
Что необходимо приготовить для работы.
Порядок действий.
16. Задание на дом: Слова орфографического тренинга П.78.
17. Итог урока:
1. Сегодня на уроке я научился …, понял…
2. Было трудно…
3. Было интересно…
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2014-2023 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.
Слайд 1
Создание текста инструкции ТЕМА УРОКА:
Слайд 2
ЦЕЛИ УРОКА: научиться писать инструкцию, познакомиться со структурой этого официального стиля речи, узнать как можно больше о стиле речи, к которому относится инструкция, повторить правописание слов, учиться сжатию текста
Слайд 3
Официально-деловой стиль — это такая разновидность литературного языка, которая обслуживает сферу официальных деловых отношений : отношения между государственной властью и населением, между странами, между предприятиями, организациями, учреждениями, между личностью и обществом. Функция делового стиля заключается в том, что он придает изложению характер документа и тем самым переводит отраженные в этом документе различные стороны человеческих отношений в ряд официально-деловых. Для официально-делового стиля характерны сухость, отсутствие эмоционально окрашенных слов, сжатость, компактность изложения. Официально-деловой стиль подразделяется на две разновидности: Официально-документальный подстиль включает язык дипломатии и язык законов. Его основной жанр — это выступления на приемах, доклады, законы, международные договоры, официальные сообщения. 2. Обиходно-деловой подстиль включает служебную переписку и деловые бумаги (заявление, справка, приказ, акт, инструкцию и др.)
Слайд 4
Наиболее общим отличительным признаком официально-делового стиля является намеренно сдержанная, строгая, безлично-объективная тональность (официальная окраска), служащая выражению констатирующего и предписывающего характера документов. В официально-деловом стиле высок уровень общения и в то же время конкретизация, так как в текстах отражаются конкретные ситуации, есть указание на конкретных лиц, предметы, даты. Отличительным признаком стиля является также широкое использование стандартных языковых средств выражения. К тому же стандартизация затрагивает в официально-деловом стиле не только языковые средства, элементы формы, а весь документ или письмо в целом. Выделяют следующие виды документов по функциональному значению: Организационно-распорядительные документы (приказ, постановление, распоряжение, протокол, инструкция, поручение и т д) Информационно-справочные документы ( докладная записка, предложение, представление, заявление, письмо, протокол, акт, справка, инструкция) Административно-организационные документы ( планы, уставы, правила, отчеты, контракты Личные документы ( автобиография, дневник, письмо, мемуары или иной записанный или воспроизведенный человеком документ … Деловые письма (благодарственное письмо, гарантийное письмо, информационное письмо, рекламация и т д
Слайд 5
Сожмите максимально текст до уровня схемы. Проверьте работы одноклассников, сверьте их по листу контроля.
Слайд 6
Прочитайте инструкцию по приготовлению блюда. Д/з выполните по аналогии. Р а зогрейте масло на ск о вороде. Выр е жьте в середине кусочка хлеба сердечко или кружоч е к , поджарьте с одной стороны в масле. Перев е рните хлеб , разбейте туда яйцо так, чтобы ж е лток остался целым, пр и правьте солью и перц е м и накройте крышкой. Через пять минут, когда желток «схвати тся », блюдо готово. Посыпьте зел е нью и под а вайте.
Слайд 7
Домашнее задание: написать инструкцию на тему: «Как выучить стихотворение», употребив глаголы в форме повелительного наклонения.
Урок развития речи в 6 классе. « Официально — делово стиль» 2 урок
Цели:
— познакомить с понятием “делово стиль”, с особенностями этого стиля;
— воспитывать внимательное отношение к слову;
— формирование внутригруппово коммуникации;
— воспитание культуры здоровья.
Ход урока
1. Организационны момент.
2. Проверка домашнего задания: (Художественны, разговорны, научны,
публицистически и официально—делово стили, рассуждение, повествование, описание).
3. Повторение.
— Сегодня мы продолжаем знакомиться с деловым стилем.
Но перед этим давате вспомним, что такое стиль языка?
(Стиль – это разновидность языка, которая обслуживает какую—либо сторону
общественно жизни, выполняет определённую функцию, отсюда его название как
функционального).
— По каким признакам мы различаем стили?
(Сфера употребления, задача автора и языковые особенности).
В повседневно жизни часто приходится сталкиваться с необходимостью составления
деловых бумаг разного рода. Однако, обратите внимание на тот факт, что деловая бумага
и документ это не совсем одно и то же.
Запись. Документ – это вид делово бумаги, подтверждающе како—либо факт или право
на что—либо.
— Вчера мы научились писать заявление. Сегодня мы познакомимся с другими видами
деловых бумаг и обратим внимание на языковые особенности, которые необходимо
учитывать при их составлении.
Деловые бумаги (объявление, заявление, расписка, справка, отчёт и другие),
инструкции, законодательные документы
— Сегодня мы с вами рассмотрим один из жанров делового стиля – инструкцию. Что
такое инструкция?
Запись. Инструкция – это указания, свод правил, устанавливающи порядок и способ
осуществления, выполнения чего—нибудь.
Примерные рекомендации по здоровому образу жизни.
1. Содержи своё тело в чистоте.
2. Хорошо ешь.
3. Игра с осторожностью.
4. Выбира друзе правильно.
5. Содержи сво мир в чистоте.
6. Лекарство не игрушка.
7. Участву в вакцинации.
Аннотация
Поурочные разработки содержат не только примерные конспекты уроков и методические рекомендации, касающиеся особенностей изучения темы, но и разноуровневый дидактический материал, который дополняет, расширяет содержание учебника и позволяет учитывать индивидуальные особенности учеников. Здесь также на примере конкретных тем демонстрируются различные современные технологии организации учебной деятельности школьника на уроках русского языка и во внеурочное время
Пример из учебника
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни. В социокультурных условиях начала XXI в. формирование коммуникативной компетенции позиционируется как одна из стратегических целей школьного курса русского языка. Коммуникативная компетенция принадлежит к числу базовых универсальных учебных действий, поскольку имеет важнейшее значение в процессах социальной адаптации ребёнка. Если говорить о новом УМК, то он ориентирован на коммуникативное развитие личности. Это реализуется, если говорить обобщённо, в направленности его методического аппарата на формирование и совершенствование умений понимать мысли других людей и способности выразить свои, умений аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию, готовности к сотрудничеству и продуктивному коммуникативному взаимодействию.
Содержание
Об особенностях курса русского языка в 6 классе. … 3
О курсе русского языка в 6 классе 3
Обучение разным видам чтения на уроках русского языка 6
Развитие умений представлять информацию в разных видах 12
Развитие навыков говорения. Составление устного рассказа 16
Развитие умений информационной переработки текста (умений выполнять сокращение текста,
дополнение, изменение) 20
Развитие навыков письма. Сочинения разных жанров 27
Поурочное планирование материала курса русского языка в 6 классе 48
Урок 1. Русский язык — государственный язык Российской Федерации и язык межнационального
общения (§1) 48
Урок 2. Понятие о функциональных разновидностях языка (§2) 50
Уроки 3—4. Текст и его признаки (§ 3) 51
Уроки 5—6. Орфоэпические нормы (§4) 52
МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ
Уроки 7—8. Состав слова (§5) 54
Урок 9. Развитие речи. Определение принадлежности текста к определённой
функциональной разновидности языка 55
Уроки 10—12. Основные способы образования слов в русском языке (§6) 56
Уроки 13—14. Сложные и сложносокращённые слова (§7) 56
Уроки 15—16. Понятие об этимологии (§8) 57
Уроки 17—18. Морфемный и словообразовательный разбор слова (§9) 59
Уроки 19—20. Развитие речи. Сочинение на лингвистическую тему 59
Уроки 21—23. Буквы о/а в корнях -гор-/-гар-, -зор-/-зар-, -раст/рос- (§ 10) 60
Уроки 24—25. Правописание приставок пре-/при- (§Н) 61
Урок 26. Повторение темы «Морфемика,
словообразование, орфография» (§ 12) 62
Уроки 27—28. Контрольная работа по теме «Морфемика, словообразование, орфография».
Работа над ошибками 63
ЛЕКСИКОЛОГИЯ, ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Уроки 29—30. Повторение изученного в 5 классе (§13) 64
Уроки 31—32. Развитие речи. Сочинение — рассказ о народном промысле 65
Уроки 33—34. Метафора (§14) 66
Уроки 35—36. Лексические выразительные средства (§ 15) 67
Урок 37. Развитие речи. Подготовка материалов
для сочинения-описания 69
Уроки 38—41. Чередование гласных в корнях -скак-/-скоч-, -равн/ровн-, -твар/твор- (§16) 70
Урок 42. Исконно русские слова (§17) 72
Уроки 43—44. Заимствованные слова (§ 18) 72
Уроки 45—46. Слова с полногласными
и неполногласными сочетаниями (§ 19) 73
Уроки 47—48. Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления.
Архаизмы, историзмы, неологизмы (§ 20) 74
Уроки 49—50. Общеупотребительные слова. Диалектизмы (§ 21) 75
Уроки 51—52. Профессионализмы (§22) 76
Урок 53. Жаргонизмы (§ 23) 76
Уроки 54—55. Стилистически нейтральная и книжная лексика (§ 24) 77
Уроки 56—57. Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика (§ 25) 78
Урок 58. Развитие речи. Сочинение-рассуждение 78
Уроки 59—60. Фразеологизмы. Источники фразеологизмов (§ 26) 79
Уроки 61—62. Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные (§27) 81
Уроки 63—64. Развитие речи. Изложение 82
Урок 65. Повторение темы «Лексикология» (§ 28) 83
Уроки 66—67. Контрольная работа по теме «Лексикология». Работа над ошибками 83
ГРАММАТИКА. МОРФОЛОГИЯ, ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Урок 68. Части речи в русском языке (§ 29) 84
Уроки 69—70. Имя существительное как часть речи (§30) 85
Уроки 71—72. Разносклоняемые и несклоняемые
имена существительные (§31) 86
Урок 73. Имена существительные общего рода (§32) 87
Урок 74. Морфологический разбор имени существительного (§ 33) 88
Урок 75. Развитие речи. Стиль текста 88
Уроки 76—79. Словообразование имён существительных (§ 34) 88
Уроки 80—81. Сложносокращённые имена существительные (§ 35) 90
Уроки 82—84. Правописание гласных
в суффиксах имён существительных (§ 36) 91
Урок 85. Повторение темы «Имя существительное» (§ 37) 92
Уроки 86—87. Контрольный диктант.
Работа над ошибками 93
Уроки 88—89. Имя прилагательное как часть речи (§38) 94
Уроки 90—91. Особенности строения текста-описания (§ 38) 95
Уроки 92—93. Степени сравнения имён
прилагательных. Сравнительная степень (§ 39) 96
Уроки 94—95. Степени сравнения имён прилагательных. Превосходная степень (§ 40) 97
Урок 96. Развитие речи. Сжатое изложение 98
Уроки 97—98. Разряды имён прилагательных
по значению. Качественные прилагательные (§41) 98
Уроки 99—100. Разряды имён прилагательных по значению. Относительные прилагательные (§ 42) 99
Уроки 101—102. Разряды имён прилагательных по значению. Притяжательные прилагательные (§ 43) 100
Уроки 103—104. Морфологический разбор имени прилагательного (§ 44) 101
Уроки 105—106. Словообразование имён прилагательных. Буквы о и е после шипящих
и ц в суффиксах прилагательных (§ 45) 102
Уроки 107—109. Одна и две буквы я
в суффиксах имён прилагательных (§ 46) 103
Урок 110. Правописание имён прилагательных с суффиксами -к- и -ск- (§ 47) 104
Уроки 111—112. Словообразование имён прилагательных. Правописание сложных
прилагательных (§ 48) 105
Уроки 113—114. Развитие речи. Описание признаков
предметов и явлений окружающего мира (§ 49) 105
Урок 115. Повторение темы
«Имя прилагательное» (§ 50) 106
Урок 116. Контрольный диктант. Работа над ошибками 106
Уроки 117—118. Имя числительное как часть речи (§ 51) 108
Уроки 119—120. Простые, сложные и составные числительные (§ 52) 109
Урок 121. Количественные и порядковые числительные (§ 53) 110
Урок 122. Развитие речи. Роль числительных в тексте 111
Уроки 123—125. Склонение числительных (§54) 112
Уроки 126—127. Разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные) (§55) 113
Урок 128. Развитие речи. Сочинение на лингвистическую тему 114
Урок 129. Синтаксическая роль числительных в предложении (§ 56) 114
Урок 130. Лексические способы сокращения текста 115
Урок 131. Морфологический разбор числительного (§ 57) 115
Урок 132. Повторение темы «Имя числительное» (§ 58) 116
Урок 133. Контрольный диктант. Работа над ошибками 117
Уроки 134—135. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений (§ 59) 118
Уроки 136—137. Личные местоимения (§ 60) 118
Урок 138. Развитие речи. Приёмы сжатия текста (§ 60) 119
Урок 139. Возвратное местоимение себя (§61) …. 120
Уроки 140—141. Притяжательные местоимения (§ 62) 120
Уроки 142—143. Развитие речи. Сочинение — описание картины 121
Урок 144. Указательные местоимения (§63) 122
Уроки 145—146. Определительные местоимения (§ 64) 122
Урок 147. Развитие речи. Текст. Логика текста 123
Уроки 148—149. Вопросительно-относительные местоимения (§ 65) 124
Уроки 150—151. Неопределённые местоимения (§ 66) 124
Уроки 152—153. Отрицательные местоимения (§ 67) 125
Урок 154. Морфологический разбор местоимения (§ 68) 126
Уроки 155—156. Развитие речи. Сочинение — описание картины 127
Урок 157. Повторение темы «Местоимение» (§69) 127
Уроки 158—159. Контрольная работа. Работа над ошибками 127
Уроки 160—161. Глагол (§70) 129
Уроки 162—163. Совершенный и несовершенный вид глагола (§ 71) 130
Урок 164. Разноспрягаемые глаголы (§ 72) 131
Уроки 165—166. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы (§ 73) 131
Уроки 167—169. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение (§ 74) 132
Урок 170. Условное наклонение (§75) 133
Уроки 171—172. Развитие речи. Сочинение-рассуждение 134
Уроки 173—176. Повелительное наклонение (§ 76) 134
Уроки 177—178. Развитие речи. Создание текста-инструкции 135
Урок 179. Употребление наклонений (§ 77) 135
Уроки 180—182. Безличные глаголы (§ 78) 136
Урок 183. Морфологический разбор глагола (§ 79) 137
Уроки 184—186. Правописание гласных в суффиксах глаголов (§ 80) 138
Уроки 187—188. Развитие речи. Рассказ о событии (§ 81) 139
Уроки 189—190. Повторение темы «Глагол» (§82) 140
Уроки 191—192. Контрольный диктант. Работа над ошибками 140
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Урок 193. Основные единицы синтаксиса (§83). . . 141
Уроки 194—195. Простое предложение (§84) 142
Уроки 196—197. Развитие речи. Сочинение — описание картины 142
Урок 198. Порядок слов в предложении (§ 85). . . . 143
Уроки 199—200. Простое осложнённое предложение (§ 86) 144
Урок 201. Рассуждение (§87) 144
Уроки 202—203. Сложное предложение (§ 88) …. 145
Урок 204. Синтаксический разбор простого и сложного предложений (§ 89) 146
Урок 205. Повторение темы «Синтаксис и пунктуация» (§ 89) 146
Уроки 206—207. Контрольный диктант. Работа над ошибками 147
Уроки 208—210. Итоговая контрольная работа … 148
Для комфортного и реалистичного чтения учебника в онлайн режиме, встроен простой и мощный 3D плагин. Вы можете скачать учебник в PDF формате по прямой ссылке.
Родной русский язык
2 класс
Создаём тексты — инструкции
Подготовила материал
учитель начальных классов
МБОУ г. Горловки «ШКОЛА № 25»
Каплуновская И.А.
Сегодня мы познакомимся с ещё одним видом текстов.
Но, давайте вспомним, что называется текстом!
два или несколько предложений связанных между собой по смыслу.
Текст — это
Какие типы текстов вы знаете?
- Текст — повествование
- Текст — описание
- Текст — рассуждение
Инструкция – это текст, в котором говорится о действиях и том порядке, в котором их следует выполнять.
Где нам встречаются тексты – инструкции?
— Рецепт и предписания врача: как, когда и в каком количестве нужно пить лекарство и как себя вести больному.
— Инструкция ( да, так и называется!), как использовать новый прибор.
— Подумайте, где ещё нам нужны инструкции.
План написания инструкции:
1. Что необходимо приготовить. Обгова-ривание условий действия. ( Вступление. )
2. Порядок действий. ( Основная часть )
3. Вывод ( Не всегда ).
Из каких частей состоит текст-инструкция?
В этом художественном тексте спрятана инструкция. Вы заметили её?
Внимательно прочитайте текст!
Сравните с тем, что у вас получилось.
Составьте на черновике инструкцию изготовления гирлянды из соломы.
Пример текста — инструкции
1.Откройте тетрадь на стр. 102
2. Прочитайте отрывок из повести
А.П. Гайдара «Чук и Гек».
3. Устно ответь на вопросы под текстом.
Подведём итог урока:
- Что нового ты сегодня узнал на уроке?
— Что такое текст – инструкция?
— Из каких частей он состоит?
— Разобрался ли ты с новой темой? Смог бы объяснить её товарищу?
- Прочитайте на стр. 103 рассказ( №2)
Татьяны Сухотиной – Толстой об изготовлении ёлочных игрушек.
2. Продолжи инструкцию на стр. 105 – 106, пользуясь планом выше.
Домашнее задание
за хорошую работу на уроке!
Прочитайте
текст.
(1) Для некоторых людей полет в космос – это профессия. (2) Их называют
космонавтами или астронавтами. (3) Слово космонавт в переводе с греческого
означает «мореплаватель по миру». (4) В честь пятидесятилетия первого полета
человека в космос в России 2011 год объявили годом космонавтики. (5) За го_ до
п_лета Ю(ю)рия Г(г)агарина в нев_сомости п_бывали собаки Б(б)елка и С(с)трелка.
(6) Их путешествие продолжалось более двадцати пяти часов.
-Определите тему
текста.
-Найдите в
тексте синонимы.
-Это исконно
русские или заимствованные слова?
-Найдите в тексте глаголы.
-В каком наклонении они употреблены?
-Какому из глаголов соответствует следующая морфологическая характеристика:
употреблен в изъявительном наклонении, прошедшем времени, единственном числе и
среднем роде.
— Выпишите из
текста пятое предложение. Объясните орфограммы.
Стиль – это
разновидность языка, которая обслуживает какую-либо сторону общественной
жизни, выполняет определённую функцию, отсюда его название как функционального.
Сфера употребления |
Задача автора |
Языковые средства |
Деловые |
Дать |
1. 2. Точность, однозначность, 3. Использование книжных, 4. Употребление глаголов особой |
Примерные
рекомендации по здоровому образу жизни.
1. Содержи
своё тело в чистоте.
2. Хорошо ешь.
3. Играй с
осторожностью.
4. Выбирай
друзей правильно.
5. Содержи
свой мир в чистоте.
6. Лекарство
не игрушка.
7. Участвуй
в вакцинации.
Анализ
текстов раздаточного материала
Комплекс
упражнений для глаз при работе с компьютером
1. Закрыть
глаза на две секунды, открыть. Повторить несколько раз.
2. Сделать
несколько вращений глазами по часовой стрелке. Затем — против часовой
стрелки. Повторить.
3. Сфокусировать
зрение на кончике указательного пальца. Сохраняя фокусировку,
переместить палец на расстояние вытянутой руки. Поднести палец к кончику
носа. Повторить.
4.
Посмотреть на ладонь. Перевести взгляд на удалённый предмет. Повторить.
Будь
осторожнее с лекарствами.
1. Драже и
таблетки не должны рассыпаться или иметь трещины, царапины, пятна.
2. Мази
должны легко выдавливаться из тюбика единой, не расслаивающейся
густой массой.
3. Жидкие
лекарства нельзя применять, если они частично испарились или
содержат осадок в виде хлопьев.
4. Любые
лекарственные препараты нельзя употреблять без консультации со
взрослыми, лучше с врачом.
Памятка для
грибника.
1. Собирайте
только известные вам грибы.
2. Старые,
червивые и подозрительные грибы не трогайте.
3. Пластинчатые
грибы старайтесь срезать с ножкой, чтобы убедиться, что на ней
нет плёнчатого кольца.
4. Никогда
не пробуйте сырых грибов.
5. Лучше
всего собирать грибы ранним утром.
6. Будьте
в лесу заботливыми хозяевами. Не вырывайте грибы с корнем,
используйте нож, чтобы не повредить грибницу.
5.
Закрепление нового материала. Создание текста инструкции “по аналогии”.
Задание: составить для обучающихся начальных
классов памятку “Правила эвакуации из здания школы при пожаре”.