Срок действия инструкций по безопасности дорожного движения

В 2022 году проведение инструктажей по безопасности дорожного движения (БДД) с наемными водителями предприятий, имеющих свой автопарк, является обязательным. Эта норма введена с 01.09.2021 г. Цели инструктирования водителей, сроки проведения процедуры и требования к инструктору – об этом в статье.


Понятие

Инструктаж по БДД – это обучение водителей правилам безопасности дорожного движения при управлении ТС, проведении погрузочных, разгрузочных, ремонтных или иных работ, связанных с эксплуатацией автотранспорта.


Юридическое основание

В таблице приведен список нормативных актов, которыми регламентируется проведение инструктажей по БДД для шоферов.

Нормативный акт

Что регламентирует

Приказ Минтранса РФ № 7 от 15.01.2014 г. (п. 16–21)

Руководители или ответственные лица автотранспортных предприятий

обязаны инструктировать по безопасности дорожного движения сотрудников компании

Положение РД-200-РСФСР-12-0071-86-09

Виды инструктажей по безопасности дорожного движения, проводимых для водителей

Приказ Минтранса РФ № 145 от 30.04.2021 г.

Общие правила безопасности при грузоперевозках и пассажироперевозках

КоАП РФ, п. 5 ст. 12.31.1

Размеры штрафов за административные правонарушения при проведении обучения сотрудников

Приказ Минтранса РФ от 31.07.2020 г. № 283

Обязательность назначения ответственного лица за инструктирование по БДД на предприятии


Цель проведения

Инструктажи по БДД проводятся с водителями для снижения уровня аварийности на дорогах общего пользования, безопасности других водителей и пешеходов, перевозимых людей и грузов. Выполнение требований БДД позволяет снизить риск возникновения аварий и повреждения ТС.

Для кого обязателен

Инструктаж по безопасности дорожного движения проводится с водителями, выполняющими коммерческие перевозки по договору оказания услуг (о грузоперевозках, пассажироперевозках, фрахтовании) либо без него.

Обязательность проведения инструктажей указана в п. 3 приказа Минтранса РФ № 145 от 30.04.2021 г.


Виды

Руководством транспортных компаний организуется проведение нескольких видов инструктажей по БДД:

  • вводных;
  • предрейсовых;
  • сезонных;
  • специальных.


Периодичность

Периодичность проведения инструктажа по БДД устанавливается Приказом Минтранса РФ № 7 и зависит от вида обучения:

  1. Вводные инструктажи проводятся единоразово с водителями перед их приемом на работу в транспортную компанию.
  2. Предрейсовые проводятся единоразово перед первым выездом (не путать с вводными перед приемом на работу) для новых водителей либо перед каждым выездом для шоферов, перевозящих детей либо опасные грузы.
  3. Сезонные проводятся два раза в год – весной и осенью, когда меняются погодные условия, влияющие на дорожное движение. Согласно Положению РД-200-РСФСР-12-0071-86-09, рекомендуется проводить сезонное обучение БДД в последних числах марта и октября.
  4. Специальные нужны для доведения до водителей изменений, касающихся выполняемой работы (сменился маршрут движения, опасная дорожная ситуация на некоторых участках пути и пр.). Проводятся незапланированно, когда возникает потребность.

Таким образом, периодичность инструктажа по безопасности дорожного движения имеют только сезонные обучения.


Вводные

Вводные или первичные инструктажи по БДД проводятся перед приемом нового водителя на работу в транспортную компанию и включают такую информацию:

  • маршруты движения автомобилей компании и местоположение опасных участков;
  • правила безопасной транспортировки грузов или пассажиров;
  • правила прохождения предрейсовых и послерейсовых медосмотров;
  • схемы размещения транспорта на территории компании;
  • правила эксплуатации автомобилей;
  • общий трудовой распорядок компании.


Предрейсовые

Предрейсовые инструктажи по БДД проводятся для новых водителей перед первой рабочей сменой в день выезда. Также инструктируются перед каждым рейсом водители, занимающиеся перевозками опасных грузов, горючих материалов, химических жидкостей, детей либо лиц с инвалидностью.

В программу обучения включается следующая информация:

  • безопасность дорожного движения в условиях плотного автомобильного движения и потоков пешеходов (например, рядом со школами);
  • начальные и конечные точки маршрутов, период ожидания пассажиров, порядок смен, выделенные места для отдыха;
  • меры предосторожности во время преодоления затяжных спусков, подъемов, движение по горным серпантинам с опасным грузом либо пассажирами;
  • правила подачи автобусов для посадки и высадки детей;
  • особенности перевозок лиц с инвалидностью, нарушениями зрения, слуха.


Сезонные

Этот вид инструктажей по БДД проводится после весенне-летнего и осенне-зимнего периодов, когда меняются погодные условия, влияющие на дорожное движение. Водителей инструктируют по таким темам:

  • управление ТС в гололед либо при движении по заснеженным участкам пути, в условиях ограниченной видимости во время тумана, сильных дождей;
  • особенности запуска двигателя автомобиля, правила постановки машины на стоянку при низких температурах воздуха (например, не использовать ручной тормоз);
  • поведение водителя при размытии дорожного полотна талыми водами;
  • высокая температура воздуха, перегрев двигателя, нарушение вентиляции салона при перевозке пассажиров.

Сроки проведения сезонного инструктажа по БДД зависят от погодных условий.


Специальные

Специальные инструктажи по безопасности дорожного движения проводятся внепланово, когда водителям нужно донести:

  • новые требования законодательства по БДД;
  • информацию об экстренной смене маршрутов из-за аварийных ситуаций на отдельных участках пути;
  • предупреждение об угрозе теракта в зоне выполнения работ;
  • информацию о других нестандартных ситуациях, влияющих на БДД.


Сроки

Сроки проведения инструктажей по БДД:

  • вводный – в день подписания трудового договора;
  • предрейсовые – в день выезда на маршрут;
  • сезонные – по утвержденному графику перед началом теплого или холодного сезона;
  • специальные – как только поступает актуальная информация о дорожной обстановке, которая может повлиять на безопасность движения.

Водители, не прошедшие инструктажи в установленные сроки, не могут быть допущены к исполнению рабочих задач.


Чем устанавливается порядок проведения

Виды обучений по безопасности дорожного движения, сроки их проведения включаются в текст Порядка проведения инструктажей и стажировки водителей колесных ТС (далее – Порядок), который утверждается на каждом предприятии отдельным приказом руководства.

Документ разрабатывается ответственным специалистом по БДД и должен включать:

  • виды и сроки инструктажей, которые проводятся на предприятии;
  • периодичность инструктирования;
  • список инструкций по БДД, утвержденных в организации;
  • информацию о лицах, ответственных за инструктирование сотрудников.


Ответственность за непроведение

Согласно п. 22 Приказа Министерства транспорта РФ № 7 от 15.01.2014 г., руководству транспортных компаний запрещается допускать к управлению автотранспортом водителей, которые не прошли инструктажи по БДД. Если шофер отказывается от прохождения инструктажа, он должен быть отстранен от работы до тех пор, пока не пройдет необходимое обучение.

За отстранением могут последовать дисциплинарные взыскания в виде выговора или материальное наказание в виде штрафа. На период отстранения водителя от управления автомобилем компании заработная плата ему не выплачивается.

Если работодатель допустил непроинструктированного сотрудника за руль автотехники, его действия могут повлечь за собой административную ответственность согласно п. 5. статьи 12.31.1 КоАП РФ.

За правонарушение для директора автопарка предусмотрено штрафное взыскание в размере 30 тыс. рублей, для ответственного за инструктирование лица – 10 тыс. рублей.


Ответственный за проведение

Необходимость назначения на предприятии отдельного сотрудника, ответственного за проведение инструктажей по безопасности дорожного движения и контроль сроков их организации, указана в п. 3 приказа Минтранса № 145.

Для выполнения норм законодательного акта в штатное расписание всех транспортных предприятий должна быть включена отдельная должность ответственного за БДД.


Кого можно назначить

Назначить специалистом по БДД можно человека, прошедшего аттестацию в соответствии с Порядком аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью, утвержденным приказом Минтранса № 283 от 31.07.2020 г.

Назначаемый сотрудник должен отвечать таким квалификационным требованиям:

  • иметь высшее образование по направлению «Техника и технологии наземного транспорта» (группа 23.00.00) либо среднее профессиональное образование по тому же направлению, но со стажем работы в сфере безопасности дорожного движения более трех лет;
  • пройти профобучение с получением квалификации специалиста, обеспечивающего соблюдение норм БДД на предприятии;
  • пройти аттестацию.

Инженеров по охране труда запрещено назначать ответственными за БДД. Обычно эти обязанности возлагаются на руководителей транспортных отделов либо других сотрудников, у которых в подчинении находится водительский состав.

Обратите внимание! Аттестация сотрудника не требуется, если предприятие перевозит грузы и людей для собственных нужд (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.10.2018 № Ф09 6396/18 по делу № А76-40269/2017). То есть осуществляемые перевозки имеют некоммерческий характер (транспортировка сотрудников по территории завода, сырья и расходных материалов между производственными цехами).


Приказ о назначении

Лицо, несущее ответственность за инструктирование по безопасности дорожного движения, назначается в соответствии с Федеральным законом РФ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г.

Специалист назначается приказом руководителя «О назначении ответственного по обеспечению безопасности дорожного движения». Документом утверждается должностная инструкция ответственного по БДД.

Приказ не имеет установленной формы, но должен соответствовать стандарту ГОСТ Р7.0.97-2016 по оформлению документации.

В текст документа включают такие пункты:

  • полное название организации;
  • номер документа и дату его составления;
  • ссылку на законодательный акт, согласно которому издается приказ (Федеральный закон РФ № 196-ФЗ);
  • ФИО сотрудника, назначаемого ответственным за БДД, и его должность;
  • ссылку на должностную инструкцию, оформляемую приложением к приказу;
  • ФИО должностных лиц, которые обязаны контролировать исполнение приказа;
  • подпись руководства, печать компании.

Пример Приказа:

Пример должностной инструкции ответственного за БДД:


 

Что входит в обязанности

Все обязанности ответственного за безопасность дорожного движения на предприятии указываются в его должностной инструкции. В частности, специалист обязан:

  • инструктировать и стажировать шоферов;
  • проводить занятия по БДД;
  • организовывать медицинские осмотры;
  • проводить обучение по основам оказания первой помощи при дорожно-транспортных происшествиях;
  • вести учет всех проведенных инструктажей в специальном журнале;
  • контролировать соблюдение нормальных условий труда водителей.

Ниже приведен фрагмент должностной инструкции, где перечисляются обязанности ответственного за БДД:

Что должен знать специалист по БДД на предприятии:


Как отчитывается за проведение инструктажей

Проведение инструктажей по безопасности дорожного движения должно фиксироваться. Это нужно для подтверждения факта инструктирования водителей при приеме на работу (на предприятии периодически проводится проверка соблюдения требований безопасности труда).

Информация о проведении всех видов обучений вносится в журнал учета инструктажей водителей (Правила, утвержденные приказом Минтранса № 145 от 30.04.2021 г.).


Отчетный документ

Журнал учета инструктажей водителей ведется в свободном виде, без использования установленных шаблонов. Данные, которые фиксируются в учетных формах журнала:

  • вид инструктажа;
  • дата инструктирования;
  • ФИО и должность ответственного специалиста по БДД;
  • ФИО шофера, которому доносилась информация;
  • подписи инструктора и слушателя.


Форма документа

Журнал можно вести в бумажном или электронном виде. Принципиальное отличие ведения электронного документа от бумажного в том, что при заполнении первого нужно использовать электронную подпись.

Эта норма установлена пп. 7.1.1–7.4 Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ № 145 от 30.04.2021 г.

Инструктор по безопасности дорожного движения для подписи использует свой ключ ЭЦП. Водитель может поставить подпись в документе посредством цифрового сканера – контактной панели, на которой можно расписаться стилусом таким же образом, как на обычном бумажном документе.

Собираемая информация может быть проверена вышестоящим руководством или инспекцией по трудовому аудиту предприятий.


Образец

Допускается произвольная форма ведения документа. Формат – книжный либо альбомный.

Примеры страниц журнала учета инструктажей водителей:

1.

2.

На титульной странице журнала указывается тип документа и полное название организации, где он ведется.

Проведение инструктажей по безопасности дорожного движения для водителей – профилактическая мера. Она направлена на минимизацию рисков возникновения ДТП при выполнении сотрудниками транспортных компаний служебных задач.

В практику российских организаций и ИП вернулись инструктажи по безопасности дорожного движения. Расскажем, какие виды инструктажей необходимо организовать, какие требования установлены к инструктирующему

Для кого обязательны инструктажи по БДД

Новые правила Минтранс утвердил Приказом № 145 от 30.04.2021. Требования обязательны для физических лиц, которые работают на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3500 кг, и автобусах, а также для юридических лиц и ИП, которые:

  • работают на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования;
  • работают на основании договора перевозки грузов;
  • перевозят людей и грузы автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров.

Эти работодатели обязаны назначить ответственного за обеспечение БДД и организовать проведение инструктажей по безопасности перевозок пассажиров или грузов.

Новые правила не действуют в отношении:

  • органов государственной и муниципальной власти,
  • аварийно-спасательных служб,
  • иностранных (международных) грузовых и пассажирских перевозок,
  • перевозок грузов внутренним промышленным транспортом.

Какие инструктажи по БДД должен проводить работодатель

Работодатели обязаны организовывать инструктажи четырех видов: вводные, предрейсовые, сезонные и специальные. Программа инструктажа по БДД зависит от его вида.

  1. Вводный инструктаж проводится при приеме на работу.

В этот момент водитель получает сведения о видах перевозок, особенностях грузов, составе пассажиров, установленных в этой организации. На вводном инструктаже знакомят с нормами загрузки грузовых транспортных средств, рассказывают о типичных для организации рисках, наиболее частых причинах аварий.

В программу нужно также включить алгоритм действий в случае дорожно-транспортного происшествия, инструкцию о том, как вызвать аварийного комиссара в рамках обязательного страхования гражданской ответственности и сообщить об этом ответственным сотрудникам работодателя. Во время вводного инструктажа расскажите и о порядке предрейсового медосмотра на вашем предприятии.

  1. Предрейсовый инструктаж. Если в этот день по одному маршруту несколько рейсов, инструктаж проводят при первом выезде. Если маршруты разные — перед каждым рейсом.

Ответственный за обеспечение БДД должен рассказать, какова протяженность маршрута, в каких дорожных условиях придется управлять ТС, какие опасные участки встретятся по пути и как обеспечить свою безопасность и безопасность перевозимых грузов или пассажиров.

  1. Сезонные инструктажи проводятся два раза в год: весной и осенью.

Во время весеннего инструктажа рассказывают о том, как двигаться в условиях таяния снега, возможных подтоплений, схода лавин. На осеннем инструктаже — об особенностях работы в условиях гололеда, снегопада, тумана, пониженной видимости, при движении по ледовым переправам.

Сезонные инструктажи содержат сведения о дополнительных мерах безопасности при аварийном торможении и в случае ДТП.

  1. Специальный инструктаж по БДД проводится при вступлении в силу нормативных правовых актов, положения которых влияют на работу водителей. Например, меняют правила движения в составе сопровождаемой колонны или детских перевозок.

Кого назначить ответственным за инструктажи по БДД

Богданова

Татьяна Богданова, эксперт по трудовому праву и охране труда:

Для проведения всех видов инструктажей работодатель обязан назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Обязательным условием является успешная аттестация сотрудника (Приказ Минтранса России от 31.07.2020 № 283).

Квалификационные требования к назначаемому сотруднику:

  • Образование не ниже среднего профессионального. Работник должен представить документ об образовании и о квалификации по специальности или направлению подготовки, не входящему в соответствующую уровню образования группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»
  • Профессиональная переподготовка с присвоением подтвержденной документом квалификации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.
  • Аттестация на право занимать соответствующую должность.

Как оформить инструктажи с водителями

Работодателям придется завести журнал учета инструктажей водителей, где отмечать все проведенные мероприятия. В журнале надо указать дату и вид инструктажа, должность, фамилию и инициалы проводившего инструктаж, фамилии и инициалы проинструктированных водителей и их подписи. Правила допускают применение электронной цифровой подписи, если работодатель уже ввел электронное оформление инструктажей.

Мы рекомендуем расширить объем журнала. Если работодатель решит вести инструктажи в электронном виде, то и журнал должен содержать ЭЦП ответственного и водителя. Для крупного бизнеса это выгодно, а ИП могут проводить инструктажи и в бумажном виде.

Пример заполнения журнала инструктажей по БДД вы найдете в нашей шпаргалке.

Чтобы узнать, как создать инструкции и программы инструктажа по БДД, как организовать повышение квалификации водителей и обеспечить охрану труда водителей по всем правилам, смотрите вебинар Марины Шобохоновой «Как допустить водителей к работе: инструктажи по БДД и режим работы».

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Образец заполнения журнала регистрации инструктажей по БДД
    18.6 КБ

Скачать

(в ред. Федерального закона от 20.12.2017 N 398-ФЗ (ред. 30.10.2018))

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 20

1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:

организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения. Действие данного требования может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

не допускать управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами в соответствии с пунктом 13 статьи 25 настоящего Федерального закона. Действие данного требования может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей. Действие данного требования может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;

организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена. Действие данного требования может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов — изготовителей данных транспортных средств;

КонсультантПлюс: примечание.

До 01.03.2025 приостанавливается обязанность по установке тахографов на транспортные средства категорий M2 и M3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении (Постановление Правительства РФ от 31.03.2022 N 539).

оснащать транспортные средства тахографами. Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Категории оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также виды сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Действие данных требований может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».

(в ред. Федеральных законов от 30.10.2018 N 386-ФЗ, от 02.07.2021 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), кроме того, обязаны:

соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и городского наземного электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения. Действие данного требования может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечивать стоянку транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, в границах городских поселений, муниципальных округов, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по возвращении из рейса и окончании смены водителя на парковках (парковочных местах), соответствующих требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, а также осуществлять техническое обслуживание и ремонт указанных транспортных средств в соответствии с требованиями, установленными статьей 18 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 155-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

назначать ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, и соответствовать указанным требованиям при осуществлении перевозок индивидуальным предпринимателем самостоятельно;

организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств городского наземного электрического транспорта, устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, при осуществлении перевозок пассажиров троллейбусами, трамваями;

соблюдать правила организованной перевозки группы детей автобусами, установленные Правительством Российской Федерации, при осуществлении таких перевозок.

3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны:

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 508-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;

обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена;

осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов — изготовителей данных транспортных средств;

обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;

(абзац введен Федеральным законом от 30.10.2018 N 386-ФЗ)

соблюдать нормы времени управления транспортным средством и отдыха, установленные Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 30.10.2018 N 386-ФЗ)

соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

(абзац введен Федеральным законом от 30.10.2018 N 386-ФЗ)

Инструктажи водителей по безопасности дорожного движения

Все предприятия, эксплуатирующие транспортные средства, обязаны в целях снижения травматизма регулярно проводить инструктажи по БДД для водителей. Инструктировать по безопасности дорожного движения следует всех сотрудников, допущенных к управлению автомобилем в организации.

Цель – обучение работников правилам безопасной эксплуатации транспортных средств. Проводить такой инструктаж может лишь аттестованный по БДД сотрудник. Непроинструктированного водителя нельзя допускать к работе на линии.

  Регламентирует процедуру этого мероприятия Приказ Минтранса России от 15.01.2014г. N 7 (ред. от 01.03.2018) «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации». 

Виды инструктажей для водителей транспортных средств: вводный; предрейсовый; сезонный; специальный.

Вводный инструктаж по БДД

Проводят сразу после приема на работу. Инструктируемый водитель должен получить в доступной форме всю необходимую информацию о порядке обеспечения БДД на предприятии. Инструктирующий рассказывает об особенностях предприятия, о специфике перевозимых грузов, о требованиях к перевозке пассажиров и к загрузке-выгрузке транспортных средств, дает пояснения по транспортной схеме предприятия, знакомит с планом расстановки техники в гараже и т.п. О действующих в организации правилах внутреннего трудового распорядка также нужно сообщить водителю во время вводного инструктажа, разъяснить порядок прохождения медосмотра перед и после рейса, рассказать о порядке прохождения контроля ТС перед выездом. По окончании вносят отметку в журнал регистрации.

Дата

Вид инс-трук-тажа

Ф. И. О. инструкти-руемого

Марка, государ-ственный номер транс-портного средства

Краткое содер-жание

Основа-ние прове-дения

Должность, Ф. И. О. проводив-шего лица

Подпись проводив-шего лица

Под-пись про-шед-шего лица

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Пример :

Дата

Вид инс-

трук-

тажа

Ф. И. О. инструкти-руемого

Марка, государ-ственный номер транс-портного средства

Краткое содер-жание

Основа-ние прове-дения

Должность, Ф. И. О. проводив-шего лица

Подпись проводив-шего лица

Под-пись про-шед-шего лица

1

2

3

4

5

6

7

8

9

04.09. 2017  

Ввод-ный  

Иванов Владимир Николаевич

Положение о безопасности дорожного движения в АО «Стройдеталь», транспортно-технологическая схема, правила внутреннего трудового распорядка, Порядок предрейсового медосмотра, Порядок предрейсового  контроля транспортного средства

Прием на работу  

Ответственный за БДД, начальник транспортного отдела Мешаков В.Н.

Мешаков

Иванов

Предрейсовый

Должен быть проведен перед выполнением работ повышенной опасности, например: при управлении ТС в составе колонны; при перевозке опасных грузов (горючих и легковоспламеняющихся жидкостей, опасных отходов и т.д.); в случае первой поездки по определенному маршруту; перед поездкой в зону действия опасных производственных факторов и т.п. При его проведении в соответствующую графу журнала вносят номер и марку ТС. Следовательно, предрейсовый инструктаж проводится уже после издания приказа о допуске водителя к работе, после стажировки и приказа о закреплении транспортного средства за данным водителем

  Как, к примеру, выглядит запись о предрейсовом инструктировании по БДД с одним водителем? В период с 04.09.2017 года водитель прошел стажировку, был допущен к управлению ТС, за ним был закреплен автомобиль – грузовой фургон ГАЗ-66 Х056АА38rus. Соответствующую запись необходимо сделать в журнале регистрации, который должен храниться у диспетчера.

Дата

Вид инструк-тажа

Ф.И.О. инструктиру-емого

Марка, государ-ственный номер транс-портного средства

Краткое содержание

Основа-ние прове-дения

Должность, Ф.И.О. проводив-шего лица

Подпись проводив-шего лица

Подпись прошед-шего лица

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10.09 .2017

Предрей-совый

Иванов Владимир Николаевич  

ГАЗ-66 Х056АА77

rus

Маршрут движения от базы № 1 до пункта по приему металлолома № 2 (Ховрино) через Каширское шоссе. Загрузка-выгрузка крупногабаритного и тяжеловесного стеллажного оборудования. Протяженность маршрута 80 км, опасные участки на маршрутном листе, условия движения в плотном транспортном потоке на МКАД

Выезд в рейс по путевому листу № 774012

Сотрудник диспетчер-ской службы Гамаюнова О.В.  

Гамаюнова

Иванов

Сезонный

Проводится со всем водительским составом 2 раза в год. Как понятно из названия, его проводят перед теплым и холодным сезонами года. Эти периоды характеризуются сложными погодными и, следовательно, дорожными условиями, требующими от водителя максимальной концентрации внимания и отличных водительских навыков. В ходе предзимнего сезонного инструктажа водителю нужно рассказать об особенностях управления транспортным средством в условиях гололёда. Весной водителя инструктируют по движению ТС в условиях весенней распутицы, таяния льда, и т.п.

  Данный вид в журнале фиксируется как сезонный осенне-зимний и сезонный весенне-летний. Даты проведения руководитель должен установить самостоятельно. Например: осенне-зимний – перед заменой шин на зимнюю резину (15 октября), а весенне-летний – перед заменой шин на летнюю (15 апреля). Также это мероприятие может быть приурочено к переходу на зимние и летние нормы расхода топлива. Даты фиксируются в локальном акте по обеспечению БДД.

Дата

Вид инструк-тажа

Ф.И.О. инструктиру-емого

Марка, государ-ственный номер транс-портного средства

Краткое содержание

инструктажа

Основа-ние прове-дения

Должность, Ф.И.О. проводив-шего лица

Подпись проводив-шего лица

Подпись прошед-шего лица

1

2

3

4

5

6

7

8

9

15.10 .2017

Сезонный осенне-зимний  

Иванов Владимир Николаевич  

ГАЗ-66 Х056АА77

rus

Обеспечение БДД в сложных погодных и дорожных условиях. Езда в темное время суток. Езда в условиях гололеда.

Выезд в рейс по путевому листу № 774012

Ответственный за БДД, начальник транспортного отдела Мешаков В.Н.

Мешаков

Иванов

Специальный

  Необходим в тех случаях, когда требуется сообщить водительскому составу срочную и важную информацию: изменились пункты в правилах, регламентах; вступили в силу новые нормативные акты; изменился маршрут или условия, влияющие на безопасность движения; в организации или в отрасли произошло крупное ДТП; возникла угроза ЧС или теракта. Также проводится с водителями, направляемыми в командировку, для работы в отрыве от основной базы.

 Дата

Вид инструк-тажа

Ф.И.О. инструктиру-емого

Марка, государ-ственный номер транс-портного средства

Краткое содержание

Основа-ние прове-дения

Должность, Ф.И.О. проводив-шего лица

Подпись проводив-шего лица

Подпись прошед-шего лица

1

2

3

4

5

6

7

8

9

15.01 .2018

Специальный  

Иванов Владимир Николаевич  

ГАЗ-66 Х056АА77

rus

Направление в командировку для работы в отрыве от основной базы. Инструкция по охране труда по проведению шиномонтажных работ в полевых условиях.

Выезд в рейс по путевому листу № 774012

Ответственный за БДД, начальник транспортного отдела Мешаков В.Н.

Мешаков

Иванов

  Кто проводит инструктажи по безопасности дорожного движения

  Ответственный за БДД может проводить вводный инструктаж, если на него приказом руководителя организации возложены соответствующие обязанности, а также остальные виды при условии, что является непосредственным руководителем водителей и прошёл не только аттестацию в ФГУ «Росавтотранс», но и проверку знаний в учебном центре Минтруда России по 40-часовой программе для руководителей и специалистов, осуществляющих организацию, контроль и надзор за безопасным проведением работ.

  Инструктировать водителей перед рейсом может не только ответственный за БДД, но и сотрудник диспетчерской службы, который так же, как и ответственный, прошел специальную профессиональную переподготовку с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта за счет средств работодателя. За сезонный и специальный инструктажи ответственность можно возложить на начальника колонны.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мастицеф инструкция по применению в ветеринарии для коров
  • Увлажняющие капли для глаз теалоз инструкция
  • Nexpeak a203 инструкция на русском языке
  • Инструкция по охране труда при протравливании семян зерновых культур
  • Бисопролол инструкция дозировка по применению при каком давлении как принимать