Тест по истории Политическая система СССР в 30-е гг XX века для учащихся 9 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте по 7 заданий.
1 вариант
1. Что стало одним из результатов трансформации партии большевиков в 1920- 1930-х гг.?
1) утверждение в партии демократических принципов руководства
2) исключение из программы партии тезиса о возможности построения коммунизма
3) переход к многопартийной системе
4) сращивание партийного и государственного аппарата
2. Какое событие послужило поводом для начала массовых репрессий в середине 1930-х гг.?
1) убийство Л .Д. Троцкого
2) Кронштадтский мятеж
3) убийство С.М. Кирова
4) крестьянское восстание под руководством А.С. Антонова
3. Что из названного характеризует внутрипартийную ситуацию в ВКП(б) в конце 1930-х гг.?
1) существование внутри партии оппозиционных групп
2) большая самостоятельность местных партийных организаций
3) исключительно коллективное решение самых важных вопросов, стоявших перед партией
4) культ личности партийного вождя
4. Что из названного относится к последствиям «большого террора» 1930-х гг.?
1) запрещение деятельности массовых общественных организаций
2) отказ от тезиса о возможности построения социализма в одной стране
3) кризис хлебозаготовок
4) усиление в обществе атмосферы страха, поиска врагов
5. К советской государственной системе конца 1930-х гг. относится понятие
1) Верховный Совет
2) Съезд народных депутатов
3) Государственный совет
4) Совет министров
6. Запишите слово (термин), о котором идет речь.
«Первый крупный судебный процесс конца 1920-х гг. над представителями научно-технической интеллигенции, обвиняемой в диверсиях и саботаже в сфере угольной промышленности, получил в истории название __________ дело».
7. Укажите не менее двух изменений, произошедших в национальной политике 1930-х гг. в сравнении с прежней национальной политикой советского государства.
2 вариант
1. Что из названного относится к последствиям победы И.В. Сталина во внутрипартийной борьбе?
1) утверждение внутрипартийной демократии
2) критика со стороны руководства ленинского наследия
3) раскол партии на большевиков и меньшевиков
4) установление в партии и стране культа личности
2. Кто из перечисленных деятелей Коммунистической партии погиб в годы Большого террора 1937-1938 гг.?
1) А.И. Микоян
2) Л.М. Каганович
3) Н.И. Бухарин
4) М.И. Калинин
3. К советской государственной системе 1930-х гг. относится понятие
1) НКВД
2) ВЧК
3) Съезд народных депутатов
4) Совет министров
4. Одно из последствий массовых репрессий 1930-х гг. — это
1) рост гражданской активности населения
2) массовое сопротивление террору
3) формирование у людей готовности к подчинению
4) исключение из Конституции СССР 1936 г. положений о правах и свободах личности
5. Что из названного характеризует обстановку в СССР в 1930-х гг.?
1) существование легальной оппозиции Коммунистической партии
2) свобода средств массовой информации, отсутствие цензуры
3) партийный контроль над сферами образования, науки и культуры
4) отделение государственного аппарата от партийного
6. Запишите слово (термин), о котором идет речь.
«Считавшаяся резервом Коммунистической партии организация, объединявшая молодежь с 14 лет, имела аббревиатуру (сокращенное название) — __________».
7. Укажите не менее двух отличий Конституции СССР 1936 г. от прежней советской конституции.
Ответы на тест по истории Политическая система СССР в 30-е гг XX века
1 вариант
1-4
2-3
3-4
4-4
5-1
6-Шахтинское
7. Возможные ответы
— наступление на мусульманскую религию
— был свернут курс на развитие национальных языков и национальных культур
— замена национального руководства на ставленников из Центра, русских по происхождению
2 вариант
1-4
2-3
3-1
4-3
5-3
6-ВЛКСМ
7. Возможные ответы
— утверждение о построении в СССР социализма
— установление равенства политических прав граждан СССР
— расширение прав и свобод
— установление в качестве высшего руководящего органа Верховного Совета СССР
Опубликовано: 30.10.2017
Обновлено: 30.10.2017
2020-2021 учебный год
Контрольная работа по истории.
11 класс.
Профильный уровень.
I
вариант.
Часть А.
1. Что стало одним из последствий поражений русской
армии в русско-японской войне?
1)
начало революции в России
2)
заключение военной
конвенции между Россией и Францией
3)
начало строительства
Транссибирской магистрали
4)
создание Прогрессивного
блока
2. Прочтите отрывок из речи Николая II и
укажите название государственного органа, к представителям которого он
обращался.
«Всевышним Промыслом порученное
Мне попечение о благе Отечества побудило Меня призвать к содействию в
законодательной работе выборных от народа.
С пламенной верой в светлое будущее России, Я
приветствую в лице вашем тех лучших людей, которых Я повелел возлюбленным моим
подданным выбрать от себя. Трудные и сложные работы предстоят вам. Верю, что
любовь к Родине, горячее желание послужить ей воодушевят и сплотят вас».
1) Съезд рабочих и солдатских депутатов 3) Совет
министров
2) Государственная дума
4) Учредительное собрание
3. С аграрными преобразованиями П.А. Столыпина в
начале ХХ века связано понятие
1) барщина 2) хутор 3) отрезки 4) уставные
грамоты.
4. Двоевластие, возникшее весной 1917
г., проявлялось в одновременном существовании власти:
1)
Временного правительства и
Учредительного собрания
2) Советов и земств
3) Государственной думы и Временного
правительства
4) Временного правительства и Советов
5. Орган представительной власти, созыв которого в
целях окончательного установления формы правления был провозглашён одной из
первоочередных задач Временного правительства, назывался:
1) Государственной думой 3) Учредительным собранием 2) Земским
собором 4) съездом Советов
6. Какое из перечисленных событий произошло позже
других?
1)
отречение императора
Николая II 3) апрельский кризис Временного
правительства
2)
разгон Учредительного
собрания 4) II Всероссийский съезд Советов
7. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и
укажите, с каким событием он связан.
«В… комнату быстрым и твёрдым
шагом входит рослый, широкоплечий Дыбенко… Давясь от хохота, он звучным и
раскатистым басом рассказывает… что матрос Железняков только что подошёл к
председательскому креслу, положил свою широкую ладонь на плечо оцепеневшего от
неожиданности Чернова и повелительным тоном заявил ему: «Караул устал.
Предлагаю закрыть заседание и разойтись по домам».
1) свержением Временного правительства; 2) разгоном
Учредительного собрания;
3) запретом деятельности партии кадетов; 4)
разгромом редакции газеты «Правда».
8. Каковы были последствия апрельского кризиса
Временного правительства?
1) приход к власти большевиков 3) арест Л. Г.
Корнилова
2) отставка П. Н. Милюкова 4) назначение
председателем правительства А. Ф. Керенского
9. Как назывался созданный во время Гражданской войны
орган управления Красной Армией?
1) Военно-революционный комитет; 2) Реввоенсовет;
3) Совет труда и обороны; 4) Государственный
Комитет Обороны.
10. Что было одной из причин отказа большевиков от
политики «военного коммунизма»?
1) роспуск Учредительного собрания 3) болезнь и
смерть В.И. Ленина
2) иностранная интервенция 4)
восстание моряков Кронштадта
11. Брестский мир — это мирный договор, заключённый
Советской Россией с
1) Германией 2) Финляндией 3) Польшей 4)
Великобританией
12. Первая международная конференция, в которой
участвовали представители Советской России, произошла в городе 1) Лондоне
2) Париже 3) Генуе 4) Вашингтоне
13. Количество союзных республик, вошедших в состав
СССР при его образовании, равнялось
1) 4 2) 8 3) 10 4) 15
14. Существовавшие в 1920-1930-е гг. народные
комиссариаты – это
1) центральные органы государственного управления
отраслью хозяйства или сферой деятельности
2) органы ВЧК, отвечавшие за борьбу с контрреволюцией
в районах
3) отделы в Красной Армии, созданные для политической
работы в войсках
4) органы городской милиции
15. Х съезд РКП(б), на котором был провозглашён
переход к новой экономической политике, произошёл в: 1) 1918
г. 2) 1921 г. 3) 1924 г. 4) 1927 г.
16. Что из перечисленного было следствием проведения
нэпа?
1)
ликвидация большевистской
монополии на власть
2)
достижение показателей
довоенной Российской империи в области промышленного производства
3)
ликвидация государственной
монополии внешней торговли
4)
установление экономической
блокады России капиталистическими странами
17. И.В. Сталин смог стать лидером партии и
государства, так как
1) других кандидатов на эту роль не было
2) на это было прямое указание В.И. Ленина
3) к 1924 г. он стал признанным лидером международного
рабочего и коммунистического движения
4) он умело использовал разногласия между другими видными
деятелями партии
18. Что было одной из причин хлебозаготовительного
кризиса 1927 г.?
1)
начало проведения сплошной
коллективизации
2)
недостаточное снабжение
деревни промышленными товарами
3)
замена продразвёрстки
продналогом
4)
начало мирового
экономического кризиса
19. Стахановское движение развернулось в СССР в
1) начале XX в. 2) 1920-е гг. 3) 1930-е гг. 4) 1940-е
гг.
20. Какие из перечисленных ниже черт характеризуют
политический режим конца 1930-х гг.?
А) свобода печати
Б) сосредоточение практически всей власти в руках
партийного вождя
В) массовые репрессии против инакомыслия
Г) неравенство избирательных прав населения,
закреплённое в Конституции
Д) сращивание партийного и государственного аппарата
Е) существование легальной оппозиции партийному руководству
Укажите правильный ответ
1) АБГ 2) БВД 3) БДЕ 4) ВГЕ
21. Какое название получил германский план нападения
на СССР?
1) «Тайфун» 2) «Цитадель» 3) «Ост» 4)
«Барбаросса»
Часть В.
1. Расположите в хронологической последовательности
события Первой русской революции
1) Всероссийская Октябрьская политическая стачка
3) «Кровавое воскресенье»
2) создание первого Совета рабочих уполномоченных
4) Созыв I Государственной думы.
2. Какие три из перечисленных стран в начале Первой
мировой войны были противниками России?
1) Австро-Венгрия 2) Франция 3) Румыния 4)
Болгария 5) Сербия 6) Германия
3. Установите соответствие между названиями
политических партий и фамилиями их руководящих деятелей весной-летом 1917
г.
ПАРТИИ |
ФАМИЛИИ |
А) эсеры |
1) В.И. Ленин |
Б) меньшевики |
2) П.Н.Милюков |
В) большевики |
3) А.И. Гучков |
Г) кадеты |
4) В.М. Чернов |
5) Л. Мартов (Ю.О. Цедербаум) |
4. Ниже приведён перечень мероприятий, проводимых
большевиками. Все они, за исключением одного, связаны с политикой «военного
коммунизма». Найдите и запишите порядковый номер мероприятия, не связанного с
политикой «военного коммунизма».
1) продразвёрстка 2) всеобщая трудовая
повинность 3) отмена денег
4) свобода торговли 5) централизация
управления производством.
5. Прочтите фрагмент статьи 1917
г. и напишите название правительства, о котором идёт речь.
«Бессильная в самостоятельной борьбе с контрреволюцией,
неспособная к положительной,
творческой работе в деле обороны и борьбы с разрухой,
живущая за счет авторитета и поддержки Совета, его руками выводящая страну
из-под смертельного удара корниловщины — … наша власть чувствует себя
достаточно независимой и неограниченной … в пределах Зимнего дворца».
6. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные
в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами,
выберите номер нужного элемента.
Событие |
Дата |
Участник |
Издание нового избирательного закона |
А |
Николай II |
Издание Манифеста «Об усовершенствовании |
Б |
В |
Г |
Ноябрь 1905 |
П.П. Шмидт |
«Кровавое воскресенье» |
Д |
Е |
1)
С.Ю. Витте
2)
9 января 1905
г.
3)
В.К. Плеве
4)
Восстание на крейсере
«Очаков»
5)
Создание первого Совета
рабочих депутатов
6)
17 октября 1905
г.
7)
9 ноября 1906
г.
Г.А. Гапон
9)
3 июня 1907
г.
7. Прочтите отрывок из допроса бывшего командующего
Черноморским флотом.
«Вечером я получил телеграмму от
Родзянко, в которой он меня извещал, что правительство пало, что власть перешла
к Комитету Государственной думы и что он просит меня соблюдать полное
спокойствие, памятуя, что прежнее правительство, оказавшееся несостоятельным,
будет заменено новым… Затем я получил телеграмму от Алексеева… В этой
телеграмме они предлагали государю отречься от престола. Я сейчас же оповестил
всех об этой телеграмме. Вслед за тем получилось извещение, что произошло
отречение от верховной власти в лице государя и наследника. Предполагали, что
верховную власть возьмет Михаил Александрович. Вскоре пришла телеграмма с
сообщением об отказе Михаила Александровича. Затем была получена телеграмма от
князя Львова об образовании первого министерства. Когда они собрались, я прочёл
манифест и сказал, что в настоящее время прежней власти не существует,
династия, по-видимому, кончила своё существование, наступает новая эпоха. При
этом я обратился к ним и сказал, что каковы бы ни были у нас взгляды, каковы бы
ни были наши убеждения, но мы ведём войну, и потому мы имеем обязательства не
только перед правительством или той властью, которая существует, но мы имеем
большие обязательства и перед нашей родиной. Какое бы правительство ни
существовало у нас, оно будет продолжать войну, и мы будем выполнять свой долг
так же, как и до того времени».
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три
верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Описанные в документе события произошли в октябре 1917
г.
2) Правительство, о котором идёт речь в документе,
называлось Временное.
3) Автор телеграммы — сторонник продолжения войны с
Германией.
4) Автор лояльно относится к новой власти.
5) Новое правительство поддержали все слои русского
общества.
6) Россия выиграла эту войну.
8. Назовите имя российского императора,
в годы правления которого произошли события, обозначенные на схеме.
9. Укажите название
военной базы, обозначенной на схеме цифрой «1».
10. Укажите название сражения,
район которого заштрихован и обозначен на схеме цифрой «2».
11. Какие суждения, относящиеся к событиям,
обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести
предложенных.
1) Одним из участников событий, изображённых на схеме,
был адмирал С.О. Макаров.
2) В событиях, обозначенных на схеме, участвовали
корабли Балтийского флота России.
3) Мирный договор по итогам войны, события которой
обозначены на схеме, был подписан в Ништадте.
4) Боеприпасы и пополнение для русской армии в ходе
войны, события которой обозначены на схеме, поставлялись по железной дороге.
5) В результате войны, события которой обозначены на
схеме, Россия получила новые территории.
6) В ходе войны, события которой обозначены на схеме,
союзницей России была Англия.
12. Какие суждения о картине, изображённой на
фотографии, являются верными? Выберите два суждения.
1)
Фотография была сделана в первые годы советской власти (1917— 1920
гг.).
2) Экономическая политика, проводившая в это время, —
нэп.
3) Для изъятия хлеба у крестьян
создавались продотряды.
4) Крестьяне добровольно
сдают хлеб.
5) Продотряды являлись частями
Красной армии.
13. Какое из изображений относится к тому же периоду, что и
картина? В ответе напишите цифру, под которой она изображена.
Часть С.
Из письма государственного деятеля начала XX в.
«Милая мама, сколько я перемучился до этого, ты себе
представить не можешь! …Представлялось избрать один из двух путей: назначить
энергичного человека и всеми силами постараться раздавить крамолу, затем была
бы передышка, и снова пришлось бы через несколько месяцев действовать силой; но
это бы стоило потоков крови и в конце концов привело бы к теперешнему
положению, т. е. авторитет власти был бы показан, но результат оставался бы тот
же самый и реформы вперёд не могли осуществляться бы. Другой путь –
предоставление гражданских прав населению – свободы слова, печати, собраний и
союзов и неприкосновенности личности; кроме того, обязательство проводить
всякий законопроект через Государственную думу – это в сущности и есть
конституция… Немного нас было, которые боролись против неё. Но поддержки в этой
борьбе ниоткуда не пришло, всякий день от нас отворачивалось всё большее
количество людей, и в конце концов случилось неизбежное. Тем не менее по
совести я предпочитаю давать всё сразу, нежели быть вынужденным в ближайшем
будущем уступать по мелочам и всё-таки прийти к тому же».
С1. Назовите автора письма, событие и год,
в котором ему пришлось делать изложенный в письме выбор.
С2. На основе текста и знаний по истории
приведите не менее четырёх реформ и действий («уступок»), на которые вынужден
был согласиться автор письма.
С3. Какой путь избрал автор в сложившейся
ситуации? Приведите не менее двух объяснений автором такого выбора.
С4. В 1906-1914 гг. в Российской империи реализуется беспрецедентная по
масштабам и средствам военно-морская программа. Объясните, почему именно в этот
период развитию военно-морских сил страны уделяется столь большое внимание?
С5. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым
высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена
одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
Подписание пакта Молотова-Риббентропа было просчётом
советской дипломатии, имевшем тяжёлые последствия для СССР.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно
подтвердить дынную оценку, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Контрольная работа по истории.
11 класс.
Профильный уровень.
II
вариант.
Часть А.
1. Одним из итогов Первой российской революции явилось
1)
проведение денежной
реформы 3) принятие Декрета о земле
2)
создание Государственной
думы в России 4) отмена помещичьего землевладения
2. Прочтите отрывок из Программы партии и укажите
название этой партии.
«…В вопросах аграрной политики и поземельных отношений
партия … ставит себе целью использовать, в интересах социализма и борьбы против
буржуазно-собственнических начал, как общинные, так вообще трудовые воззрения,
традиции и формы жизни русского крестьянства, и в особенности взгляд на землю
как на общее достояние всех трудящихся. В этих видах партия будет стоять за социализацию
всех частновладельческих земель, т.е. за изъятие их из частной собственности
отдельных лиц и переход в общественное владение и в распоряжение демократически
организованных общин и территориальных союзов общин на началах уравнительного
пользования».
1) «Союз 17 октября» 3)
Конституционно-демократическая партия
2) «Союз русского народа» 4) Партия
социалистов-революционеров
3. Что стало одним из последствий проведения аграрной
реформы П.А. Столыпина?
1)
создание органов
крестьянского самоуправления 3) создание Крестьянского банка
2)
выход части крестьян из
общины 4) перевод крестьян на обязательный выкуп
4. Какое из событий произошло раньше других?
1) роспуск II Государственной думы 3) начало
Первой мировой войны
2) начало русско-японской войны 4) II
Всероссийский съезд Советов
5. В создании Российской социал-демократической
рабочей партии видную роль играл
1) М.А. Бакунин 2) Л. Мартов (Ю.О. Цедербаум) 3)
П.Л. Лавров 4) Н.Г. Чернышевский
6. Что стало одним из последствий «третьеиюньского
переворота»?
1)
отставка председателя
Совета министров
2)
роспуск I
Государственной думы
3)
начало нового этапа
революции
4)
изменение порядка
проведения выборов в государственную думу
7. Какие из перечисленных событий произошли в
царствование Николая II?
А. Создание законосовещательного Государственного
совета;
Б. Московское декабрьское вооружённое восстание.
В. Учреждение должностей земских начальников.
Г. Издание циркуляра «О кухаркиных детях».
Д. Третьеиюньский переворот.
Е. Издание указа о праве крестьян на свободный выход
из общины с наделом.
Укажите верный ответ.
а) АБД; б) АВЕ; в) БДЕ; г) ВГД.
8. Орган представительной власти, созыв которого в
целях окончательного установления формы правления был провозглашён одной из
первоочередных задач Временного правительства, назывался
1) Государственной думой 3) Земским собором
2) Учредительным собранием 4) съездом Советов
9. Октябрьская революция 1917
г. в Петрограде была
а) стихийным взрывом недовольства масс б)
результатом глубоких внутренних противоречий
в) хорошо подготовленным восстанием большевиков г)
заговором террористических групп
10. «Декрет о мире» относится к числу документов,
принятых
а) II Всероссийским съездом Советов в) II
съездом РСДРП
б) I Всероссийским съездом Советов г) I
съездом РСДРП
11. Следствием затруднений в снабжении городов и армии
продовольствием летом 1918 г.
стало (-а)
1)
введение продналога
2)
создание продовольственных
отрядов и комбедов
3)
объявление на
контролируемой большевиками территории свободы торговли и частного
предпринимательства
4)
закупка большевиками
продовольствия за границей
12. Одним из лозунгов восстания матросов в Кронштадте
был
1) «Вся власть комбедам!» 3) «За Советы
без коммунистов!»
2) «Долой Советы!» 4) «Долой
министров-капиталистов!»
13. Социально-экономическая политика, проводимая
Советским государством в годы Гражданской войны,
1) НЭП 2) «военный коммунизм» 3) коллективизация
4) индустриализация
14. Решение о замене продразвёрстки продналогом было
принято
1) Учредительным собранием 3) II
Всероссийским съездом Советов
2) Х съездом РКП(б) 4) I
Всероссийским съездом Советов
15. План, предполагавший вхождение республик в состав
РСФСР на основе принципа автономизации, был разработан
1) И. В. Сталиным 2) В. И. Лениным 3) Л. Б.
Каменевым 4) Н. И. Бухариным
16. Рапалльский договор 1922
г. был заключён между СССР и
1) Англией 2) Австрией 3) Германией 4) Францией
17. В период проведения новой экономической политики в
СССР
1) отсутствовала безработица 3) все
предприятия находились в собственности государства
2) была проведена денежная реформа 4) была запрещена
частная торговля
18. Что явилось одним из последствий сплошной
коллективизации сельского хозяйства?
1)
падение производства
продукции в сельском хозяйстве
2)
приток рабочей силы из
города в деревню
3)
появление фермерских
хозяйств
4)
передача помещичьих земель
крестьянским общинам
19. Какая из названных мер относилась к понятию
«Великий перелом»?
1) «ликвидация кулачества как класса» 3)
введение свободных цен на многие товары
2) переход к многоукладной экономике 4)
вхождение в мировой рынок
20. Что из названного относится к целям культурной
революции 1920-1930-х гг.?
1)
утверждение единой
государственной идеологии
2)
возрождение роли религии в
духовном воспитании населения
3)
отказ от цензурных
ограничений
4)
ограничение влияния
государства на развитие культуры
21. Договор о ненападении между Германией и Советским
Союзом 23 августа 1939 г. подписал от имени правительства СССР
1) Г. К. Жуков 2) Г. В. Чичерин 3) В. М. Молотов
4) М. М. Литвинов
Часть В.
1. Расположите в хронологической последовательности
следующие события.
1) Брусиловский прорыв 3)
Декабрьское вооружённое восстание в Москве
2) начало русско-японской войны 4) издание
Манифеста об учреждении Государственной думы
2. Какие три из приведённых событий связаны с
революцией 1905-1907 гг.?
1) Октябрьская политическая стачка;
2) Созыв Учредительного собрания;
3) «Кровавое воскресенье»;
4) Созыв I Государственной думы;
5) Установление режима «двоевластия».
3. Установите соответствие между событиями и датами.
Событие |
Дата |
А. Начало Первой мировой войны |
1. 1928 г. |
Б. Принятие первой Советской Конституции |
2. 1918 г. |
В. Апрельский кризис Временного правительства |
3. 1932 г. |
Г. Начало первой пятилетки |
4. 1917 г. |
5. 1914 г. |
4. Ниже приведён список терминов. Все они, за
исключением одного, относятся к событиям Гражданской войны.
1) чехословацкий корпус 2) интервенция 3)
красный террор 4) молниеносная война 5) контрреволюция
Найдите и запишите порядковый номер термина,
относящегося к другому историческому периоду.
5. Напишите пропущенное слово.
В 20-е годы XX в. в СССР начался процесс объединения
отдельных крестьянских хозяйств в крупные сельскохозяйственные предприятия,
получивший название ____________________________________.
6. Заполните пустые ячейки таблицы, используя
представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки,
обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Событие |
Дата |
Участник |
Издание нового избирательного закона |
А |
Николай II |
Издание Манифеста «Об усовершенствовании |
Б |
В |
Г |
Ноябрь 1905 |
П.П. Шмидт |
«Кровавое воскресенье» |
Д |
Е |
1)
С.Ю. Витте
2)
9 января 1905
г.
3)
В.К. Плеве
4)
Восстание на крейсере
«Очаков»
5)
Создание первого Совета
рабочих депутатов
6)
17 октября 1905
г.
7)
9 ноября 1906
г.
Г.А. Гапон
9)
3 июня 1907
г.
7. Прочтите манифест.
«Тяжкое бремя возложено на Меня
волею Брата Моего, передавшего Мне Императорский Всероссийский Престол в годину
беспримерной войны и волнений народных.
Одушевлённый единою со всем народом мыслью, что выше
всего благо Родины нашей, принял Я твёрдое решение в том лишь случае воспринять
Верховную власть, если такова будет воля народа нашего, которому надлежит
всенародным голосованием, чрез представителей своих в Учредительном собрании,
установить образ правления и новые Основные Законы Государства Российского.
Посему, призывая благословение Божие, прошу всех
граждан Державы Российской подчиниться Временному правительству, по почину
Государственной думы возникшему и облечённому всею полнотою власти, впредь до
того, как созванное в возможно кратчайший срок, на основании всеобщего,
прямого, равного и тайного голосования, Учредительное собрание своим решением
об образе правления выразит волю народа».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в
приведённом списке три верных суждения.
1) Автор данного манифеста — Алексей Николаевич
Романов.
2) В данном манифесте его автор навсегда отрекается от
престола.
3) Окончательное решение вопроса о власти в стране
автор манифеста возлагает на орган власти, избранный народом.
4) Автор данного манифеста эмигрировал из России.
5) Данный манифест написан в марте 1917
г.
6) Правительство, упомянутое в манифесте, находилось у
власти менее года.
8. Назовите имя российского
императора, в годы правления которого произошли события, обозначенные
на схеме.
9. Укажите название
военной базы, обозначенной на схеме цифрой «1».
10. Укажите название сражения,
район которого заштрихован и обозначен на схеме цифрой «2».
11. Какие суждения, относящиеся к событиям,
обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести
предложенных.
1) Одним из участников событий, изображённых на схеме,
был адмирал С.О. Макаров.
2) В событиях, обозначенных на схеме, участвовали
корабли Балтийского флота России.
3) Мирный договор по итогам войны, события которой
обозначены на схеме, был подписан в Ништадте.
4) Боеприпасы и пополнение для русской армии в ходе
войны, события которой обозначены на схеме, поставлялись по железной дороге.
5) В результате войны, события которой обозначены на
схеме, Россия получила новые территории.
6) В ходе войны, события которой обозначены на схеме,
союзницей России была Англия.
12. Какие суждения о событиях, процессах отечественной
истории, которым посвящена данная почтовая марка, являются верными?
Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу
цифры, под которыми они указаны.
1) Марка посвящена событиям времен
новой экономической политики.
2) Главной целью развития экономики в конце 1920-х гг. было
создание парка сельскохозяйственных тракторов.
3) Обозначенный на марке призыв
относится к первой пятилетке.
4) Руководителем страны в
это время был И.В. Сталин.
5) В результате осуществления экономической политики
СССР стал самой мощной индустриальной державой
В13. Какой из памятников, представленных
ниже, был создан в тот период, когда происходили события, изображённые
на марке?
Часть С.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко
ответьте на вопросы С1—СЗ. Ответы предполагают использование информации из
источника, а также применение исторических знаний по курсу истории
соответствующего периода.
Из воспоминаний М. В. Родзянко:
«Петроград перед самой войной был объят революционными
эксцессами.
Однако за несколько дней до объявления войны,
когда международное политическое положение стало угрожающим, когда маленькой
братской нам Сербии могущественной соседкой Австрией был предъявлен известный
всем и неприемлемый для неё ультиматум, как волшебством сметено было
революционное волнение в столице. <…> Вернувшись в Петроград перед
самым объявлением войны, я был поражён переменой настроения жителей столицы.
Вместе с этим, в самом начале войны правительство
стало на совершенно ложную точку зрения. В целях укрепления монархического
начала и престижа царской власти, правительство полагало, что войну должно и
может выиграть одно оно — царское правительство, без немедленной организации народных
сил в целях объединения всех в великом деле войны.
…Я смело утверждаю, что в течение трёхлетней
войны это убеждение правительства не изменилось ни на йоту.
Путём здоровой пропаганды не внедрялись в массы
народа здоровые понятия о том, что несёт за собою настоящая война, какие
последствия могут быть от поражения России и насколько необходимо дружное
содействие всех граждан, не жалея ни сил, ни средств, ни жизни, ни крови для
достижения победы. Ошибочная точка зрения неправильно понятых своих
государственных задач, постоянное опасение, как бы путём организации народа не
создать почву для революционных очагов, и было роковой и коренной ошибкой всей
внутренней политики нашего правительства…»
С1. Определите название и годы войны, о которой идёт
речь в воспоминаниях. Кто был царём в этот период?
С2. На основе текста и знаний по истории укажите не
менее трёх причин участия России в этой войне.
С3. Какие ошибки, с точки зрения автора воспоминаний,
были совершены царским правительством в этой войне и в ходе подготовки к ней?
Какие ошибки можете указать дополнительно вы? (Укажите всего не менее трёх
ошибок царского правительства.)
С4. В 1906-1914 гг. в Российской империи реализуется
беспрецедентная по масштабам и средствам военно-морская программа. Объясните,
почему именно в этот период развитию военно-морских сил страны уделяется столь
большое внимание?
С5. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым
высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена
одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
Подписание 23 августа 1939
г. договора о ненападении между СССР и Германией было дипломатической победой
нашего государства.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно
подтвердить дынную оценку, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответы к полугодовой контрольной работе.
11 класс.
2013-1014 учебный год.
II вариант.
А |
В |
Баллы |
||
1 |
2 |
1 |
2431 |
1 |
2 |
4 |
2 |
134 |
3 |
3 |
2 |
3 |
А5; Б2; В4; Г1 |
4 |
4 |
2 |
4 |
4 |
1 |
5 |
2 |
5 |
Коллективизация |
1 |
6 |
4 |
6 |
А9; Б6; В1; Г4; Д2; Е8 |
6 |
7 |
в |
7 |
356 |
3 |
8 |
2 |
8 |
Николай II |
1 |
9 |
в |
9 |
Порт-Артур |
1 |
10 |
в |
10 |
Сражение в Цусимском проливе |
1 |
11 |
2 |
11 |
124 |
3 |
12 |
3 |
12 |
34 |
2 |
13 |
2 |
13 |
1 |
1 |
14 |
2 |
|||
15 |
1 |
|||
16 |
3 |
|||
17 |
2 |
|||
18 |
1 |
|||
19 |
1 |
|||
20 |
1 |
|||
21 |
3 |
Часть С.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко
ответьте на вопросы С1—СЗ. Ответы предполагают использование информации из
источника, а также применение исторических знаний по курсу истории
соответствующего периода.
Из воспоминаний М. В. Родзянко:
«Петроград перед самой войной был объят революционными
эксцессами.
Однако за несколько дней до объявления войны,
когда международное политическое положение стало угрожающим, когда маленькой
братской нам Сербии могущественной соседкой Австрией был предъявлен известный
всем и неприемлемый для неё ультиматум, как волшебством сметено было
революционное волнение в столице. <…> Вернувшись в Петроград перед
самым объявлением войны, я был поражён переменой настроения жителей столицы.
Вместе с этим, в самом начале войны правительство
стало на совершенно ложную точку зрения. В целях укрепления монархического
начала и престижа царской власти, правительство полагало, что войну должно и
может выиграть одно оно — царское правительство, без немедленной организации
народных сил в целях объединения всех в великом деле войны.
…Я смело утверждаю, что в течение трёхлетней
войны это убеждение правительства не изменилось ни на йоту.
Путём здоровой пропаганды не внедрялись в массы
народа здоровые понятия о том, что несёт за собою настоящая война, какие
последствия могут быть от поражения России и насколько необходимо дружное
содействие всех граждан, не жалея ни сил, ни средств, ни жизни, ни крови для
достижения победы. Ошибочная точка зрения неправильно понятых своих
государственных задач, постоянное опасение, как бы путём организации народа не
создать почву для революционных очагов, и было роковой и коренной ошибкой всей
внутренней политики нашего правительства…»
С1. Определите название и годы войны, о
которой идёт речь в воспоминаниях. Кто был царём в этот период?
Первая мировая война. 1914-1918 гг. Николай II.
(2 балла. Если указаны два ответа – 1 б., если один или ни
одного – 0 б.)
С2. На основе текста и знаний по истории
укажите не менее трёх причин участия России в этой войне.
Могут быть названы следующие причины:
— защита Россией братской Сербии
— защита Россией своих интересов на Балканах
— стремление России к установлению контроля над
черноморскими проливами
— исполнение Россией своего союзнического долга перед
Францией
— желание правительства поддержать пошатнувшийся авторитет
царской власти
(2 балла. Если указаны два ответа – 1 б., если один или ни
одного – 0 б.)
С3. Какие ошибки, с точки зрения автора воспоминаний,
были совершены царским правительством в этой войне и в ходе подготовки к ней?
Какие ошибки можете указать дополнительно вы? (Укажите всего не менее трёх
ошибок царского правительства.)
— нежелание правительства сотрудничать с общественными
организациями, с Государственной думой, недоверие со стороны власти к
общественным силам
— неспособность объяснить народным массам цели России в
войне и последствия возможного поражения
— отказ в довоенное время решать насущные социальные и
экономические вопросы
— плохая подготовка армии и тыла к войне
— решение Николая II принять на себя верховное
главнокомандование (в 1915 г.)
(Дан ответ на вопрос и правильно названы два объяснения – 2
балла.
Правильно дан ответ на вопрос и названо одно объяснение
ИЛИ
Правильно указаны две причины – 1 балл.
Правильно указано одно объяснение
ИЛИ Правильно дан ответ на вопрос
ИЛИ ответ неправильный – 0 б.)
С4. См. вариант I.
С5. В
исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются
различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных
точек зрения, существующих в исторической науке.
Подписание 23 августа 1939
г. договора о ненападении между СССР и Германией было дипломатической победой
нашего государства.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно
подтвердить дынную оценку, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Аргументы «за»:
1)
Советско-германский
пакт был необходим, так как Англия и Франция сорвали переговоры в Москве в
августе 1939 г. и не желали союза с СССР.
2)
Пакт 1939
г. позволил СССР отсрочить начало войны и укрепить оборону.
3)
Подписав Пакт СССР
расширил свою территорию, выгодно отодвинув границу от стратегически важных
центров.
4)
Пакт не позволил
создать на востоке второй антисоветский фронт в лице Японии.
Аргументы «против»:
1)
Подписав Пакт, СССР
дал возможность Германии сначала разгромить Польшу, затем – Францию и другие
западные государства, т.е. вести войну на один фронт.
2)
Сталин подорвал
стратегические позиции СССР, оставшись к 22 июня один на один с невероятно
усилившейся фашистской Германией.
3)
Советское
руководство не смогло в достаточной мере воспользоваться передышкой и
подготовиться к войне с Германией.
Указаны 4 аргумента – 4 балла
Приведены 3 аргумента (2+1 или 1+2) – 3 балла
Приведены 2 аргумента (1+1) – 2 балла
Приведены 2 аргумента в опровержение ИЛИ 2
аргумента в подтверждение – 1 балл
Приведён 1 аргумент – 0 баллов
Тест ЕГЭ-2011 по истории России
Вариант 2
(Ответы в конце теста)
ЧАСТЬ 1
А1. С каким из названных процессов связаны даты 1497 г., 1581 г., 1597 г.?
1) борьбой Руси за независимость
2) расширением территории Российского государства
3) принятием законодательных актов по закрепощению крестьян
4) обмирщением культуры
А2. С деятельностью кого из названных лиц связано начало книгопечатания в России?
1) Андрея Рублева
2) Юрия Крижанича
3) Ивана Федорова
4) Феофана Грека
А3. Как называлась часть древнерусского города, где жили торговцы и ремесленники?
1) посад 2) волость 3) уезд 4) стан
А4. Восточная политика Ивана IV привела к
1) завоеванию Поволжья и Западной Сибири
2) завоеванию Средней Азии
3) началу освоения Дальнего Востока
4) началу освоения Восточной Сибири
А5. Современником императрицы Анны Иоанновны был
1) А.Курбский 3) Э.Бирон
2) С.Дежнёв 4) Б.Хмельницкий
А6. Понятие «Вечный мир» связано с отношениями России в XVII веке с
1) Польшей 3) Швецией
2) Турцией 4) Англией
А7. Что было одной из причин народных движений в России в XVII веке?
1) окончательное закрепощение крестьян
2) введение правила «Юрьева дня»
3) введение рекрутской повинности
4) введение подушной подати
А8. Прочтите отрывок из произведения древнерусской литературы и укажите, в каком веке происходили события, описанные в произведении.
«…Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел, все его вины покрыты от него тьмою. И сказал Игорь своей дружине: «Братья и дружина! Лучше ведь быть зарубленным, чем пленным; так сядем, братья, на своих борзых коней и поглядим на синий Дон…
…Что мне шумит, что мне звенит из далека рано перед зорями? Игорь полки оборачивает: жалко ему милого брата Всеволода. Бились день, бились другой; на третий день к полудню пали стяги Игоревы…»
1) IX в. 2) X в. 3) XII в. 4) XV в.
А9. Деятельность тайных организаций декабристов относится к
1) 1801 – 1811 гг. 3) 1827 – 1828 гг.
2) 1816 – 1826 гг. 4) 1829 – 1830 гг.
А10. Кто из перечисленных ниже лиц прославился в годы Крымской войны 1853 – 1856 гг.?
1) А.В.Суворов 3) С.О.Макаров
2) П.С.Нахимов 4) А.Н.Куропаткин
А11. Как называлось сложившееся в 1850 – 1860-е гг. творческое содружество русских композиторов, оказавших значительное воздействие на формирование русской национальной школы музыки?
1) «Зеленая лампа» 3) «Могучая кучка»
2) «Мир искусства» 4) «Пролеткульт»
А12. Годы правления Александра I характеризуются
1) проведением столыпинской аграрной реформы
2) отменой выкупных платежей
3) введением суда присяжных заседателей
4) изданием указа о «вольных хлебопашцах»
А13. В результате присоединения к Континентальной блокаде Россия принимала обязательство
1) покровительствовать православным народам Балканского полуострова
2) участвовать в военных действиях IV антинаполеоновской коалиции
3) не допускать появления турецкого флота в Черном море
4) разорвать торговые отношения с Англией
А14. Прочтите отрывок из «Записок» А.П.Ермолова и укажите название войны, о событиях которой говорится в отрывке.
«Приказал я окружить селение Дадан-юрт, лежащее на Тереке, предложить жителям оставить оное, и буде станут сопротивляться, наказать оружием, никому не давая пощады. Чеченцы не послушали предложения, защищались с ожесточением… Ни в одном доселе случае не имели мы столь значительной потери, ибо кроме офицеров простиралась оная убитыми и ранеными до двухсот человек. Со стороны неприятеля все, бывшие с оружием, истреблены…»
1) русско-турецкая 1787 – 1791 гг.
2) Кавказская
3) русско-турецкая 1806 – 1812 гг.
4) Крымская
А15. Стахановское движение развернулось в СССР в
1) 1920-е гг. 2) 1930-е гг. 3) 1940-е гг. 4) 1950-е гг.
А16. Какое из названных понятий относится к течениям авангарда в российском искусстве начала XX в.?
1) романтизм 3) реализм
2) футуризм 4) классицизм
А17. Позиция большевиков во главе с В.И.Лениным в отношении Первой мировой войны выражалась в 1914 г. в лозунге
1) продолжение войны до «победного конца»
2) превращение войны империалистической в гражданскую
3) защита Отечества от германского нашествия
4) провозглашение «гражданского мира»
А18. В результате проведения денежной реформы С.Ю.Витте (1897 г.)
1) основой денежной системы стал золотой рубль
2) основой денежной системы стал серебряный рубль
3) из обращения были изъяты бумажные деньги
4) было восстановлено обращение бумажных денег
А19. Прочтите отрывок из доклада И.В.Сталина «О работе апрельского Объединенного Пленума ЦК и ЦКК» и укажите год, когда прозвучал этот доклад.
«…Мы имеем врагов внутренних. Мы имеем врагов внешних… Мы имели заготовительный кризис, который уже ликвидирован. Заготовительный кризис знаменовал собой первое серьезное в условиях нэпа выступление капиталистических элементов деревни против Советской власти».
1) 1917 г. 2) 1920 г. 3) 1928 г. 4) 1937 г.
А20. К заключительному этапу Великой Отечественной войны (1944 – 1945 гг.) относится
1) Смоленское сражение
2) штурм Кенигсберга
3) Сталинградская битва
4) битва на Курской дуге
А21. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите название органа власти периода Великой Отечественной войны, о котором идет речь.
«30 июня 1941 г. был создан чрезвычайный орган – во главе со И.В.Сталиным. Он стал авторитетным органом руководства обороной страны, сосредоточившим в своих руках всю полноту власти. Гражданские, партийные, советские организации были обязаны выполнять все его постановления и распоряжения… На заседания приглашались народные комиссары, которым предстояло принять участие в обеспечении операций».
1) Реввоенсовет
2) Государственный Комитет Обороны
3) Совет по эвакуации
4) Совет Труда и Обороны
А22. В какие годы существовал СССР?
1) 1918 – 1990 гг. 3) 1922 – 1991 гг.
2) 1920 – 1993 гг. 4) 1924 – 1992 гг.
А23. Кто из названных руководителей СССР в 1980-е гг. проводил решительный курс (серию мер) по укреплению производственной и общественной дисциплины и борьбе с коррупцией?
1) К.У.Черненко 3) Ю.В.Андропов
2) Л.И.Брежнев 4) М.С.Горбачев
А24. Что было одной из характерных черт развития культуры в СССР в 1945 – 1953 гг.?
1) проведение кампании по ликвидации неграмотности
2) публикация произведений современных западных авторов
3) жесткий контроль за творческой деятельностью представителей культуры
4) издание ряда новых публицистических журналов
А25. Что было результатом проведения консервативного курса руководства СССР в 1970-е – начале 1980-х гг.?
1) массовые забастовки рабочих
2) усиление бюрократизации партийно-государственного аппарата
3) депортация ряда народов
4) возникновение межнациональных конфликтов
А26. Прочтите отрывок из записки председателя КГБ в ЦК КПСС и укажите фамилию руководителя СССР в период, когда произошли описанные в отрывке события.
«В дополнение к представленной информации докладываю поступившие… данные о реагировании населения на решение… о некотором повышении цен на мясо, мясные продукты и масло.
Нежелательные проявления продолжают иметь место в г.Новочеркасске… Наряду с этим имеют место политически неправильные, обывательского и враждебного характера высказывания… Бригадир механической мастерской… Зонов сказал: «Индивидуальных коров порезали, телят не растят. Откуда же будет мясо? Тут какой-то просчет».
1) Н.С.Хрущев 3) Ю.В.Андропов
2) Л.И.Брежнев 4) М.С.Горбачев
А27. Что из названного составляло основу политической борьбы в России в 1992 – 1993 гг.?
1) противостояние законодательной и исполнительной властей
2) проблема создания союза России и Белоруссии
3) учреждение должности Президента России
4) отмена статьи 6 Конституции о руководящей роли КПСС.
ЧАСТЬ 2
В1. Расположите имена представителей культуры в хронологическом порядке их жизни и деятельности.
А) иконописец Андрей Рублев
Б) летописец Нестор
В) художник Карл Брюллов
Г) зодчий Василий Баженов
В2. Какие три из названных понятий связаны с эпохой дворцовых переворотов в России XVIII в.?
1) верховники 4) кондиции
2) коллегии 5) Новоторговый устав
3) Кабинет министров 6) Приказ тайных дел
В3. Установите соответствие между именами князей и событиями, произошедшими в годы их правления. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.
ИМЕНА |
СОБЫТИЯ |
А) князь Святослав Б) князь Владимир В) князь Олег Г) князь Владимир Святославович |
1) разгром половцев 2) крещение Руси 3) дунайские походы 4) разгром Ливонского ордена 5) создание Древнерусского государства |
В4. Прочтите отрывок из сочинения историка Н.М.Карамзина и назовите императрицу, о которой идет речь.
«Россияне хвалили ее царствование: она изъявляла к ним более доверенности, нежели к немцам; восстановила власть Сената, отменила смертную казнь, имела страсть к весельям и нежным стихам. При ней был открыт Московский университет».
В5. Расположите следующие события в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.
А) дарование Конституции Царству Польскому
Б) вхождение Восточной Грузии в состав Российской империи
В) первый раздел Речи Посполитой
Г) учреждение автономии Великого княжества Финляндского
В6. Какие три из перечисленных событий относятся к истории тайных обществ декабристов?
1) написание Н.М.Муравьевым «Конституции»
2) образование Северного общества
3) составление проекта М.Т.Лорис-Меликова
4) убийство Александра II
5) написание Н.Г.Чернышевским романа «Что делать?»
6) вооруженное выступление на Сенатской площади
В7. Установите соответствие между именами российских императоров и событиями начала их царствования.
ИМЕНА ИПЕРАТОРОВ |
СОБЫТИЯ |
А) Александр I Б) Николай I В) Николай II Г) Александр II |
1) созыв Учредительного собрания 2) завершение Крымской войны 3) выступление декабристов 4) трагедия на Ходынском поле 5) дворцовый переворот, убийство Павла I |
В8. Прочтите отрывок из письма современницы и напишите название войны XIX в., о последствиях которой идет речь.
«Я уже пять дней в нашей несчастной Москве. Ах, Гриша, голубчик, ты представить себе не можешь, что Москва сделалась, узнать ее нельзя и без слез видеть невозможно этих руин. От каменных домов стены остались, а от деревянных печи торчат. Вообрази, какое чудо, что маменькин дом уцелел… а слободы как не было – вся выгорела…»
В9. Какие три из перечисленных черт характеризуют политический режим конца 1930-х гг.?
1) свобода печати
2) сосредоточение практически всей власти в руках партийного вождя
3) массовые репрессии против инакомыслящих
4) неравенство избирательных прав населения, закрепленное в Конституции
5) сращивание партийного и государственного аппарата
6) существование легальной оппозиции партийному руководству
В10. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и сферами их деятельности.
ФАМИЛИИ |
СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
А) В.Э.Мейерхольд Б) А.А.Ахматова В) С.С.Прокофьев Г) К.С.Малевич |
1) музыка 2) скульптура 3) театр 4) поэзия 5) живопись |
В11. Прочтите фрагмент документа и напишите фамилию политического деятеля, выступившего на заседании в III Государственной думе в 1907 г. с данными предложениями.
«Поставив на ноги, дав возможность достигнуть хозяйственной самостоятельности многомиллионному крестьянскому населению, законодательное учреждение заложит то основание, на котором прочно будет воздвигнуто преобразованное русское государственное здание… Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками – бунт погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности, и, как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой личной земельной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования – вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия Русской державы».
В12. Какие три из перечисленных черт экономики СССР относятся к периоду 1970-х – первой половины 1980-х гг.?
1) отставание в научно-техническом прогрессе от развитых западных стран
2) ликвидация ручного и малоквалифицированного труда в производстве
3) развитие экономики в значительной мере за счет экспорта нефти и других видов сырья
4) децентрализация управления промышленностью
5) перевод всех предприятий на хозрасчет
6) внедрение научно-технических достижений преимущественно на предприятиях ВПК
В13. Установите соответствие между понятиями и периодами, когда эти понятия появились или нашли наибольшее распространение в СССР, РФ.
ПОНЯТИЯ |
ПЕРИОДЫ |
А) совнархоз Б) гласность В) ваучер Г) «развитой социализм» |
1) 1945 – 1953 гг. 2) 1953 – 1964 гг. 3) 1965 – 1985 гг. 4) 1985 – 1991 гг. 5) 1992 – 2000 гг. |
В14. Прочтите отрывок из протокола заседания Политбюро ЦК КПСС и напишите фамилию руководителя СССР, автора приведенного высказывания.
«В Афганистане мы воюем уже шесть лет. Если не менять подходов, то будем воевать еще 20-30 лет. Это бросало бы тень на наши способности воздействовать на развитие событий… Что, может быть, нет простора для того, чтобы развернуться нашему Генеральному штабу? В общем, мы не подобрали ключей к решению этой проблемы… Нам нужно завершение этого процесса в ближайшее время. Нужно в постановлении сказать о необходимости завершения (войны) в течение одного года – максимум двух лет».
В15. Расположите следующие события в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.
А) Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе в г.Хельсинки
Б) создание Организации Варшавского договора
В) Карибский кризис
Г) образование Совета экономической взаимопомощи
ЧАСТЬ 3.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из письма государственного деятеля начала XX века:
«Представлялось избрать один из двух путей: назначить энергичного человека и всеми силами постараться раздавить крамолу, затем была бы передышка, и снова пришлось бы через несколько месяцев действовать силой; но это бы стоило потоков крови и в конце концов привело бы к теперешнему положению, т.е. авторитет власти был бы показан, но результат оставался бы тот же самый и реформы вперед не могли осуществляться бы. Другой путь – предоставление гражданских прав населению – свободы слова, печати, собраний и союзов и неприкосновенности личности; кроме того, обязательство проводить всякий законопроект через Государственную думу – это в сущности и есть конституция… Немного нас было, которые боролись против нее. Но поддержки в этой борьбе ниоткуда не пришло, всякий день от нас отворачивалось все большее количество людей, и в конце концов случилось неизбежное. Тем не менее по совести я предпочитаю давать все сразу, нежели быть вынужденным в ближайшем будущем уступать по мелочам и все-таки прийти к тому же».
С1. Назовите автора письма и год, в котором ему пришлось делать изложенный в письме выбор.
С2. На какие реформы («уступки»), согласно тексту, вынужден был пойти автор письма? Какие еще реформы и действия власти, направленные на прекращение «крамолы», вы можете указать дополнительно? Приведите не менее трех реформ и действий.
С3. На основе текста письма и знаний по истории назовите не менее трех основных причин того, что путь подавления «крамолы» через установление военной диктатуры оказался бесперспективным для власти в описанный период.
С4. Приведите названия не менее трех теорий идеологов революционного народничества (1870-е – начало 1880-х гг.). Укажите не менее двух положений, относящихся к названным теориям.
С5. Вопрос относится к области теории и исторических споров, предполагающих два кардинально противоположных ответа. Он не решает задачи данного сайта, поэтому мы его пропускаем.
С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В одном из выступлений в начале перестройки генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев подчеркивал, что ГДР – член Варшавского договора, ближайший союзник СССР, а существование двух германских государств – это реальность, с которой нельзя не считаться.
Какие события характеризовали отношение СССР к ГДР в последующие годы? Укажите не менее двух примеров событий. Назовите не менее двух причин, обусловивших политику СССР в отношении ГДР.
С7. Сравните деятельность Земских соборов в XVI – первой половине XVII века и во второй половине XVII века.
Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что – различным (не менее двух различий).
Ответы:
ЧАСТЬ 1 |
ЧАСТЬ 2 |
||
№ вопросов |
Ответы |
№ вопросов |
Ответы |
А1 |
3 |
В1 |
БАГВ |
А2 |
3 |
В2 |
134 |
А3 |
1 |
В3 |
3152 |
А4 |
1 |
В4 |
ЕлизаветаПетровна |
А5 |
3 |
В5 |
ВБГА |
А6 |
1 |
В6 |
126 |
А7 |
1 |
В7 |
5342 |
А8 |
3 |
В8 |
Отечественная |
А9 |
2 |
В9 |
235 |
А10 |
2 |
В10 |
3415 |
А11 |
3 |
В11 |
Столыпин |
А12 |
4 |
В12 |
136 |
А13 |
4 |
В13 |
2453 |
А14 |
2 |
В14 |
Горбачев |
А15 |
2 |
В15 |
ГБВА |
А16 |
2 |
||
А17 |
2 |
||
А18 |
1 |
||
А19 |
3 |
||
А20 |
2 |
||
А21 |
2 |
||
А22 |
3 |
||
А23 |
3 |
||
А24 |
3 |
||
А25 |
2 |
||
А26 |
1 |
||
А27 |
1 |
ЧАСТЬ 3
№ вопроса |
Ответы |
||
С1 |
автор письма: Николай II, год – 1905-й |
||
С2 |
выбирайте три любых ответа: — учреждение Государственной думы; — предоставление населению основных гражданских прав и свобод; — сокращение рабочего дня и повышение зарплаты рабочим; — смягчение цензуры; отмена выкупных платежей; — разрешение создавать политические партии |
||
С3 |
выбирайте три любых ответа: — военная диктатура привела бы к еще большему кровопролитию с неизвестными последствиями; — диктатура не решила бы стоявших перед страной проблем, а лишь отодвинула бы их решение: — власть утратила поддержку большей части населения — в 1905 г. Николай II не нашел человека на роль военного диктатора — власть не могла в полной мере опереться на поддержку армии после поражения в войне с Японией — кровавое подавление «крамолы» вызвало бы негативную реакцию западных стран |
||
С4 |
Анархистская, пропагандистская, заговорщическая. Анархистская теория: 1) необходимость уничтожения существующего строя; 2) государство – это зло; 3) община – ячейка будущего социалистического общества; 4) основание «вольной славянской федерации»; 5) русский крестьянин бунтарь по натуре, он готов к революции; 6) уравнение всех граждан в правах. Пропагандистская теория: 1) народ не готов к революции; 2) интеллигенция в долгу перед народом; 3) интеллигенция («критически мыслящие люди») должна создать партию и вести пропагандистскую работу среди крестьян («разбудить крестьян»). Заговорщическая теория: 1) русский крестьянин – «коммунист по инстинкту»; 2) заговорщики должны захватить власть и построить социалистическое государство |
||
С5 |
—- |
||
С6 |
События: — Горбачев дает согласие на объединение ГДР и ФРГ (1989 г.) — в 1990 г. ГДР вошла в состав ФРГ. — объединенная Германия сохранила статус члена НАТО. Причины: — проведение советским руководством политики «нового мышления», один из принципов которого – преодолеть раскол мира на две враждующие общественно-политические системы. — проведение политики невмешательства в процессы, происходившие в союзных государствах Восточной и Центральной Европы; — стремление содействовать воссоединению немецкого народа |
||
С7 |
Общее: — Земские соборы как высшее сословно-представительное учреждение включали представителей высшего духовенства, Боярской думы, выборных от разных сословий (кроме помещичьих крестьян). — рассматривали важнейшие государственные вопросы. Различия:
|
поделиться знаниями или
запомнить страничку
- Все категории
-
экономические
43,636 -
гуманитарные
33,652 -
юридические
17,917 -
школьный раздел
611,761 -
разное
16,898
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
СССР 30-е годы
1. Процесс создания крупного машинного производства, лежащий в основе перехода от традиционного общества к индустриальному
1) экспансия 2) кооперация 3) индустриализация 4) монополизация
2. Забойщик донбасской шахты, вырубивший за смену сто две тонны угля при норме в семь тонн
1) М. Мазай 2) А. Стаханов 3) А. Бусыгин 4) М. Пудовкин
3. Главным соперником И.В. Сталина в борьбе за лидерство в партии после смерти В.И. Ленина был
1) Л. Троцкий 2) Л. Каменев 3) С. Киров 4) Н. Бухарин
4. В годы первой пятилетки был построен
1. ДнепроГЭС 2. БАМ 3.КАМАЗ 4.нефтепровод «Дружба»
5. Репрессии – это
1. карательные меры государства против своих граждан, нарушение их прав и свобод
2. нападение одного государства на другое
3. противодействие распространению преступности
4. система мер, направленная на поддержание экономики в годы кризиса
6. Преобразования, проводившиеся в 1920-30-х гг.в духовной сфере жизни советского общества, получили название
1. сменовеховства 2. культурной революции 3. гласности 4. оттепели
7. Что было одним из последствий массовых репрессий в 30-е гг.
1. рост гражданской активности населения
2. массовое сопротивление террору
3. формирование у людей готовности к подчинению
4. исключение из Конституции 1936 г. положения о правах и свободах личности
8. Создатель знаменитой скульптурной группы «Рабочий и колхозница»
1) Б. Иофан 2) В. Мухина 3) В. Шухов 4) С. Коненков
9. Главная причина массового голода на Украине и Кубани в период коллективизации
1. диверсии кулаков
2. тяжелые неурожаи в течение 2-х лет
3. масштабное изъятие хлеба у колхозов
4. низкий урожай хлеба в колхозах, еще не освоивших новую организацию труда
10. Отметьте известных композиторов 1930-х гг.
1) И. Пырьев и С. Герасимов 2) С. Прокофьев и Д. Кабалевский
3) И. Козловский и С. Лемешев 4) И. Стравинский и М. Мусоргский
11. Что из названного стало последствием коллективизации в начале 1930-х гг.
1. прекращение вывоза зерна за границу
2. значительное улучшение материальных условий жизни крестьян
3. резкое повышение урожайности сельскохозяйственных культур
4. отчуждение крестьян от собственности и результатов труда
12. К итогам культурной революции в СССР в 1930-е гг. относится
1. ликвидация неграмотности населения
2. развитие авангардистских течений в искусстве
3. введение всеобщего среднего образования
4. организация первых российских кинокомпаний
13. Соотнесите должности и фамилии
А) Первый секретарь СНК 1. Ф.Дзержинский
Б) Генеральный секретарь ЦК РКП (б)- ВКП (б) 2. И.Сталин
В) Член партии большевиков, 3. В.Ленин
в борьбе внутри партии 1924-1929 гг. 4. Л.Троцкий
потерпел поражение и был выслан из СССР в 1929 г 5. В.Молотов
Г) Нарком иностранных дел СССР 1939-1946 гг.
А |
Б |
В |
Г |
14. Прочтите отрывок из записок П.И.Старжинского и напишите название описанного процесса
«Ему до последней минуты не верилось, что кто-то чужой вот так просто придет и заберет все, что он нажил своим трудом, своими мозолями. В это день из нашего длинного двора увели на колхозный шесть коров, три рабочих лошади в старой сбруе и годовалого рыжего жеребенка» _______________
15. Какие 3 аббревиатуры, термина возникли в 30-е гг.
1. враг народа 2. СНК 3. Стахановец 4. ГУЛАГ 5. военный коммунизм 6. НЭП
16. Какие черты характеризуют политический режим 30-х гг.
1. свобода печати
2. сосредоточение практически всей власти в руках партийного вождя
3. массовые репрессии
4. неравенство избирательных прав населения, закрепленных в Конституции
5. однопартийная система
6. существование легальной оппозиции партийного руководства
Выберите правильный ответ 1) 123 2) 235 3) 256 4) 346
17. Установите соответствие между датами и событиями
А) подписание советско-германского договора о ненападении 1) 1936
Б) образование СССР 2) 1929
В) принятие второй Конституции СССР 3) 1934
Г) убийство С.М.Кирова и начало массовых репрессий в СССР 4) 1922
5) 1939
А |
Б |
В |
Г |
18. Какие 3 из названных государств, территорий были присоединены к СССР в 1940
1. Финляндия 2. Латвия 3. Эстония 4. Польша 5. Литва 6. Восточная Пруссия
19. Прочтите высказывание немецкого военачальника Гальдера, относящиеся к концу 30-х гг. и укажите что из перечисленного было причиной описываемого положения
«Русский офицерский корпус исключительно плох. Он производит худшее впечатление, чем в 1933г. России нужно 20 лет, пока она достигнет прежней высоты»
1. отсутствие в СССР высших военных учебных заведений
2. невнимание руководства государства к укреплению армии
3. репрессии против командного состава армии
4. потери в офицерском корпусе во время военной операции в Польше
20. Прочтите отрывок из «Письма к съезду» Ленина и укажите фамилию деятеля партии, о котором идет речь
«Он, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться ею. Он слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общении между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека»__________________