выгрузка на дороге, в том числе по роду подвижного состава;
выдача и возвращение поездных локомотивов в основное депо.
Текущий план местной работы разрабатывается на основе сменно-суточно-
го плана, текущих указаний ЕЦДУ, сложившегося положения в линейном районе и информации о подходе поездов с местным грузом.
Выходная информация текущего плана:
фактическое количество вагонов, которое должно быть передано с одного участка на другой с указанием рода подвижного состава, вида основных грузов и «ниток» графика;
текущий план погрузки, перегрузки и перевалки грузов по видам сообщений;
текущий план развоза местного груза;
план-график движения местных поездов по участкам.
Сменные и текущие планы диспетчеров ЕЦДУ. Все диспетчеры: по управле-
нию вагонопотоками, локомотивами, по взаимодействию с портами, операторскими компаниями и т.д. — разрабатывают сменные и текущие планы работы. Основой для их составления являются сменно-суточные и текущие планы дороги.
Разработка оперативных планов работы диспетчеров является необходимым условием выполнения всех планов дороги: многодневного, сменно-суточного и текущего.
6.5.Диспетчерское руководство движением поездов
6.5.1.Сущность и структура диспетчерской системы
Сущность диспетчерского руководства заключается в централизации управления перевозочным процессом, когда решение всех вопросов сосредоточено у одного лица — диспетчера.
Диспетчерским руководством обеспечивается непрерывное управление производственным процессом на основе увязки и координации работы всех объектов железнодорожного транспорта.
Объектами диспетчерского управления являются вагонный парк, вагонопотоки, поездопотоки, диспетчерские участки, станции и т.д.
Сложность управления перевозками на железных дорогах состоит в постоян-
но возникающих в оперативной обстановке нестандартных ситуациях, требую-
щих быстрой оценки и принятия оптимального решения.
Качество оперативного диспетчерского управления оценивается своевремен-
ностью и правильностью выбранного решения, а также практической возмож-
ностью его реализации. Для чего в условиях сложной интенсивной работы диспетчерский аппарат на всех уровнях должен располагать своевременной и точной информацией о размещении и состоянии вагонных и локомотивных парков, наличии локомотивных и поездных бригад, ходе грузовой работы на станциях, выделении «окон» для текущего содержания, ремонта и реконструкции сооружений и устройств и т.д.
306
В сети передачи данных работают два встречных потока информации: прямой
—распорядительный и обратный — о ситуации на объектах управления. Важным требованием построения структуры диспетчерского управления яв-
ляется организационное единство на всех ступенях.
Существующая система оперативного диспетчерского управления является сложной, многоступенчатой и комплексной автоматизированной системой с тесными вертикальными и горизонтальными связями. В автоматизированной системе четко распределены функции между человеком и машиной. В дальнейшем в связи с совершенствованием автоматизированных систем эти функции будут перераспределяться, что приведет к изменению структуры диспетчерского управления и сокращению числа ступеней в организационной системе.
В целях повышения эффективности и качества эксплуатационной работы в соответствии с приказом МПС № 9Ц от 27.04.01 вводится новая система управления перевозочным процессом. Организационной базой новой структуры управления является система центров: Центр управления перевозками Министерства путей сообщения Российской Федерации, единый дорожный диспетчерский Центр управления перевозками — Опорный Центр управления линейными районами (ЦУП МПС — ЕДЦУ — ОЦ).
Поэтапная разработка системы предусматривает переход от информацион-
но-справочного к информационно-управляющему режиму работы оперативнодиспетчерского персонала на всех уровнях.
Создание СФТО, ДИСПАРК, ГИД, ДИСЛОК, внедрение систем автоматического считывания информации с подвижного состава, разработка других автоматизированных систем создали предпосылки для реального управления вагонопотоками при непрерывном планировании, постоянном контроле за перевозками и финансовой оценке работы.
Для реализации возможностей автоматизированных систем нужны новые технологические решения в организации перевозочного процесса.
ЦУП МПС обеспечивает управление перевозочным процессом в пределах железнодорожной сети Российской Федерации.
Диспетчерский аппарат ЦУПа разделен на четыре группы диспетчеров: 1-я — по обеспечению погрузки грузов порожним подвижным составом; 2-я — по оперативному управлению продвижением поездов и вагонов;
3-я — по управлению перевозками выделенных родов груза (угля, руды, строительных грузов, продовольствия), работой с пограничными станциями, портами и т.д.;
4-я — по оперативной поддержке работы инфраструктуры перевозок (диспетчеры по организации обслуживания локомотивов, вагонов, пассажирских перевозок, пути и сооружений, СЦБ и связи, средств информатизации, по электрификации и энергоснабжению).
Сеть железных дорог разделена на дороги, оперативной работой каждой из которых управляет ЕЦДУ. Основным технологическим документом, определяющим организацию работы дороги является Технологический процесс работы единого диспетчерского центра управления перевозками, который предусматривает:
307
внедрение новой структуры оперативно-диспетчерского руководства во взаимодействии с ЦУПом МПС, ОЦ, предприятиями и организациями;
разработку и внедрение эффективных методов планирования работы дороги и Опорных центров на основе повышения качества информации и глубины прогнозирования подходов поездов;
совершенствование методов диспетчерского руководства с использованием современных информационных технологий;
внедрение новых методов управления поездами и вагонами с постепенным переходом к адресному управлению продвижением грузов (от грузоотправителя до грузополучателя);
рациональное использование имеющихся технических средств;
обеспечение безопасности движения поездов и повышение производительности труда работающего персонала.
Функции диспетчерского аппарата ЕЦДУ. Общее руководство работой диспетчерского аппарата осуществляет начальник ЕЦДУ.
Диспетчерский аппарат дороги так же, как и аппарат ЦУПа МПС, разбит на четыре группы.
Первая группа включает в себя дорожного диспетчера по управлению вагонопотоками и дорожного диспетчера по погрузке-выгрузке.
Вторая группа организует породовые перевозки выделенных грузов. Третья группа решает вопросы управления продвижением вагонопотоков и
поездопотоков. В нее входят:
дорожный диспетчер по управлению поездопотоками (ДГП), который организует бесперебойное продвижение поездов по важнейшим направлениям, согласованное взаимодействие диспетчерских кругов, подвод сетевых поездов к опорным центрам;
дорожный локомотивный диспетчер (ДГТ), обеспечивающий бесперебойное движение поездов в части обеспечения их локомотивами и бригадами;
поездные диспетчеры (ДНЦ), которые осуществляют непосредственное руководство движением поездов на участках. Они отвечают за выполнение графика движения всех поездов и заданий сменного плана на вверенных участках;
локомотивные диспетчеры (ДНЦТ), организующие работу локомотивов и бригад на выделенных участках обращения локомотивов.
Четвертая группа обеспечивает оперативную поддержку работоспособности
инфраструктуры перевозок в регионе и осуществляет взаимодействие
схозяйствами.
6.5.2.Организация работы поездного диспетчера. График исполненного движения
Движением поездов на диспетчерском участке в соответствии с п. 16.1 ПТЭ руководит только один работник — поездной диспетчер. Приказы поездного диспетчера подлежат безоговорочному выполнению работниками, непосредственно связанными с движением поездов на данном участке.
308
Рукодящими документами для поездного диспетчера являются ПТЭ, Инструкция по движению поездов и маневровой работе, Инструкция по сигнализации, Правила по технике безопасности, Устав железных дорог Российской Федерации, ТРА станции и другие документы по безопасности движения.
Поездной диспетчер направляет свою работу на строгое выполнение оперативных планов при безусловном обеспечении безопасности движения поездов и маневровой работе на участке.
Пропуск поездов и контроль всей поездной и грузовой работы он организует во взаимодействии с диспетчерами ОЦ и дорожными диспетчерами по управлению поездопотоками и вагонопотоками.
На основе плана-графика движения по участку на предстоящую смену поездной диспетчер передает пономерной план подвода поездов к станциям. В плане подвода выделяются транзитные поезда сетевые, поезда с местным грузом, с порожними вагонами, маршруты и т.д.
Поездной диспетчер постоянно контролирует подготовку станций к приему, отправлению и пропуску поездов. Особое внимание уделяется формированию и пропуску тяжеловесных, длинносоставных и соединенных поездов.
Для ввода в график опаздывающих пассажирских поездов диспетчер на пла- не-графике предварительно прокладывает «нитки» их пропуска с обязательным доведением расписаний до сведения дежурных по станциям (ДСП) и диспетчеров соседних участков.
Регистрируемыми приказами диспетчер предоставляет технологические «окна» в графике, разрабатывает и реализует мероприятия по скорейшему восстановлению нормальной поездной работы на участке после их окончания, строго контролирует действия дежурных по станциям.
В журнале диспетчерских распоряжений записываются все регистрируемые приказы машинистам поездных локомотивов, приказы поездных диспетчеров соседних участков и адресуемые дежурным по станциям.
Все переговоры поездного диспетчера по диспетчерским средствам связи должны фиксироваться регистратором переговоров.
Для сокращения времени на запись приказов используются персональные компьютеры с распечаткой текстов приказов по утвержденным формам.
309
Для непрерывного контроля поездного положения на участке, своевременного принятия регулировочных мер, последующего анализа работы участка поездной диспетчер ведет график исполненного движения (рис. 6.1).
В зависимости от интенсивности, характера движения, а также технического оснащения участков устанавливается определенный порядок уведомления диспетчера дежурными по станциям об отправлении, прибытии и проследовании поездов, о возникших неисправностях в пути, подвижном составе и других обстоятельствах, способных повлиять на работу участка.
На графике исполненного движения отмечаются:
масса, длина, состав, номер и индекс каждого поезда, номер поездного локомотива и фамилия машиниста;
занятие приемо-отправочных путей на промежуточных станциях вагонами или составами, с указанием числа уложенных тормозных башмаков или стационарных устройств для закрепления вагонов;
время проследования поездов и других подвижных единиц по станциям участка;
снятие напряжения в контактной сети на главных и приемо-отправочных путях;
Рис. 6.1. График исполненного движения
310
действующие предупреждения — желтой полосой с момента начала действия предупреждения до его снятия. Над этой линией записываются километр и путь, где установлено предупреждение, и допустимая скорость движения;
закрытие перегона — красной полосой до момента его открытия;
движение поездов по неправильному пути;
данные о грузовой работе станций по периодам суток.
Фактическое следование поездов показывается разными цветами, с выделени-
ем пассажирских, грузовых наливных, сквозных, длинносоставных, соединенных. Разными типами линий отмечаются сборные и вывозные поезда, резервные локомотивы. Нагон поезда на перегоне по сравнению с нормой отмечается знаком минус «–» против линии хода, опоздание — знаком «+» с цифрами числа минут.
Отцепка и прицепка вагонов на станциях показывается над линией стоянки поезда: отцепка «–», прицепка «+» с указанием дробью числа груженых в числителе, числа порожних вагонов в знаменателе.
Вслучае неграфиковых остановок поездов на станциях или перегонах горизонтальным отрезком показывается стоянка с краткой пометкой причины стоянки.
Поезда, в составе которых имеются вагоны со взрывоопасными материалами, отмечаются на графике исполненного движения номером поезда с буквами «ВМ». К номеру длинносоставного поезда добавляется буква Д, тяжеловесного — Т, с негабаритным грузом — Н с указанием степени негабаритности.
На участках с интенсивным движением используются сетки графиков исполненного движения с нанесенными «нитками» нормативного графика, на котором поездной диспетчер чертит только «нитки» поездов, следующих с отклонением от графика.
Введение в эксплуатацию автоматизированных систем управления перевозочным процессом меняет технологию оперативного контроля и управления, а также порядок ведения всей поездной документации на всех уровнях.
6.5.3.Автоматизированное ведение
ианализ графика исполненного движения
Внастоящее время на сети железных дорог все более широкое применение находит автоматизированная система ведения и анализа графика исполненного движения «ГИД Урал-ВНИИЖТ».
Объектами внедрения системы являются автоматизированные рабочие места дежурных по станциям, маневровых диспетчеров станций, поездных диспетчеров, диспетчеров ЦУПа, ЕЦДУ и ОЦ.
Внедряемая система «ГИД» располагает большими функциональными возможностями, высвобождающими в значительной степени рабочее время диспетчера для контроля и непосредственного творческого регулирования движения.
Система «ГИД» позволяет вводить большую информацию в базу данных (прием и раскодировка сообщений с объектов; получение и вывод на экран структуры любого поезда с поддержанием его особого признака — длинносоставный, тяжеловесный, разрядный, негабаритный, соединенный, с толкачом, с ограниче-
311
нием скорости и т. д.); наличие предупреждений; прием сведений о поезде в объеме натурного листа и т.д.
Эта система рисует график, т. е. отображает на экране ПЭВМ «нитки» графика исполненного движения по мере поступления информации из АСОУП и от устройств СЦБ.
На экране можно увидеть «нитки» нормативного графика, откорректированного графика на конкретные сутки и графика исполненного движения в реальном времени. Сбой с графика показывается ломаной линией, категории поездов выделяются цветом и типом линий. На график выводятся действующие предупреждения желтым цветом с пометкой километров и установленных скоростей движения. Закрытие перегона обозначается красной линией с соответствующими пометками. Особым цветом выделяются «брошенные» поезда. В левое поле (колонку) графика выводится число путей на перегонах, названия раздельных пунктов, фамилии дежурных по станциям.
График исполненного движения можно просмотреть и вывести на печать, сдвинуть его по горизонтали и вертикали, просмотреть ситуацию 3-суточной давности, фрагменты графика — состав станций в фрагменте, «внешний вид графика», «поезда на графике» и т.д.
Рис. 6.2. Фрагмент графика исполненного движения с выводом на экран дополнительных сведений о составе поезда
312
О поезде можно получить любую справку (где находится, структура состава, данные о локомотиве и бригаде, при задержке на станции и перегонах — продолжительность задержки, причина, виновная служба).
Система «ГИД» позволяет быстро найти нужный поезд на графике по номеру
ииндексу, локомотив — по номеру и серии, маршрут с вычислением пройденного расстояния, вагон в поездной модели «ГИД» и т.д. (рис. 6.2).
При недополучении информации из АСОУП и от устройств СЦБ график исполненного движения можно корректировать с помощью компьютерной «мыши» вручную. Операции по корректировке вручную выделяются на экране желтыми точками.
Для поездов разных категорий можно ввести добавки к перегонному времени хода без выхода из программы.
На экран выводится табло диспетчерского контроля, по которому можно проследить показания светофоров, положение стрелок на станциях, занятость блок-участков, установку и разделку маршрутов приема и отправления поездов
ит.д.
Неоценимую помощь в работе поездного диспетчера система «ГИД» оказывает в вопросах расчета поездного положения на любой час смены, организации оперативного контроля выполнения плана передачи поездов и вагонов по стыковым пунктам, слежения за дислокацией локомотивов.
С помощью автоматизированной системы «ГИД» очень быстро осуществляется анализ поездной работы, в котором определяются средняя масса, длина поезда, участковая скорость грузовых поездов по линейному району и дороге в целом за истекшие и текущие сутки и смену, что очень важно.
При оперативном анализе выполнения графика движения поездов определяются простой поездов по выделенным техническим станциям, потери вагоно-ча- сов в денежном выражении из-за превышения времени хода и технических стоянок поездов на станциях. Анализируется также и качество развоза местного груза.
Как видно из перечисленного, возможности автоматизированной системы «ГИД» значительны.
Но для того чтобы эта система работала безотказно и более эффективно, требуется своевременное, полное и четкое поступление информации со всех управляемых объектов (станций, депо, ПТО, диспетчерских участков через различные системы «Диалог», «Тракт», «Сетунь», «Нева» ит.д.). Тогда использование автоматизированной системы управления позволит отменить ручное ведение графика исполненного движения, повысить оперативность и достоверность планирования поездной работы, внедрить безбумажную технологию, повысить производительность труда диспетчерского персонала, увеличить длину диспетчерских участков в ближайшей перспективе до 500 км, сократить штат диспетчерского аппарата, поднять доходы и прибыль от перевозок.
В перспективе в связи с расширением функциональных возможностей автоматизированные системы превратятся из информационных в информационно-управ- ляющие.
313
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Понятие
Диспетчерская система руководства перевозками – это учреждение, которое контролирует работу автобусов, троллейбусов, маршруток, другого городского транспорта. Для осуществления данных целей была разработана автоматизированная система. Она позволяет охватить все уровни операторского управления. Сведения из нее передаются с помощью ГЛОНАСС (GPS). Функционирует она круглосуточно.
Единая система позволяет сотрудникам контролировать движение транспортных средств и выявлять нарушения, допущенные водителями. Например, превышение допустимого скоростного режима. Помимо этого, несколько лет назад у операторов появилась возможность связываться с шоферами напрямую, через рабочий компьютер.
Служебные обязанности сотрудников учреждения:
- улучшение регулярности движения на дорогах общего или специального пользования;
- контроль за состоянием транспортного обслуживания;
- регулирование перемещения подвижного состава;
- обеспечение БДД.
На протяжении всего рабочего дня сотрудники государственной компании общаются со штатными водителями, руководством, пассажирами. В связи с этим к ним предъявляют повышенные требования к личным и профессиональным качествам.
На заметку! Диспетчер решает все организационные вопросы, касающиеся выполнения частных или бюджетных перевозок.
Любые ошибки, допущенные работниками дорожного диспетчерского центра, приводят к простоям на маршруте следования и ДТП. Это влечет за собой дополнительные материальные издержки. Операторское управление подразумевает исполнение ранее установленного суточного плана перевозок, а также его оперативное изменение.
Если на дорогах возникают дорожно-транспортные происшествия, специалист должен корректно распределить пассажиропоток. Помимо этого, диспетчеризация включает в себя проведение инструктажей, отслеживание укомплектованности автобусов и других средств передвижения.
Необходимость
ДЦУП – это важный элемент транспортной структуры. Благодаря деятельности данного центра достигается производительное и при этом бюджетное использование подвижных составов. Управление перевозками осуществляется в режиме реального времени, что повышает ответственность сотрудников, а также сложность их работы.
Выполнение заданий по организации диспетчерского руководства перевозками, главные функции и задачи:
- Выполнение суточного плана по перевозкам пассажиров или грузов.
- Руководство движением городского, другого транспорта.
- Рациональное распределение ТС.
- Контроль за своевременным выпуском автомобиля на линию.
- Координация работы штатных водителей.
- Оформление документации.
Сотрудники центра ведут учет по перевозкам, обрабатывают входящие звонки, сообщения от населения города. Операторы должны следить, чтобы рейсы выполнялись в рамках установленного расписания. Благодаря этому формируется регулярность движения. Если это диспетчерское руководство работы подвижного состава грузового транспорта, то здесь организовывается своевременный привоз товаров.
Функции
Функции сотрудников дорожного диспетчерского центра управления перевозками определяются на основании специфики, а также размеров конкретного учреждения. Главная цель ДЦУП – оперативное управление всеми транспортными операциями. Как правило, за всеми работниками учреждения закрепляется определенный маршрут или группа маршрутов. Диспетчеризация может распределяться по видам ТС.
Независимо от места работы, операторы центра должны подготавливать и документально сопровождать каждую перевозку. Помимо этого, работникам нужно проверять экипировку подвижного состава перед выпуском на линию, анализировать работу водителей в конце рейса, оформлять отчеты.
Обязанности всех сотрудников ДЦУП закрепляются в ЕКС, а также внутренних должностных инструкциях. Это позволяет оптимизировать транспортные процессы и деятельность операторов.
Задачи
Дорожный диспетчерский центр управления перевозками следит за качеством обслуживания, а также регулярностью движения. В результате этого происходит равномерное распределение пассажиров по транспортным средствам и обеспечивается возможность своевременной оплаты проезда.
На заметку! Сбои в работе ДЦУП приводят к переполнению ТС, снижению доходов, рентабельности маршрутов следования. Впоследствии это влияет на установленный режим работы, расход топлива, безопасность движения.
Формирование высокой регулярности движения – это наиболее существенная задача центра. При возникновении непредвиденных ситуаций сотрудники центра оказывают оперативную техническую помощь автомобилям или водителям.
Структура
Структура диспетчерской службы автотранспортного предприятия зависит от его специфики и количества отделов. Сотрудники службы выполняют большой список задач, поэтому штат компании должен быть укомплектован. В противном случае ДЦУП не сможет выполнять свои задачи и функции на нужном уровне.
Операторы следят за тем, чтобы техника своевременно выезжала на линию, а также возвращалась на стоянку. В их должностные обязанности входит организация перевозки, разработка маршрута, документальное сопровождение, др. В связи с этим структура учреждения является достаточно непростой. Кадры ДЦУП делятся на два подразделения: руководящий и исполнительный аппарат.
Руководящие аппараты
Диспетчерское руководство работы подвижного состава пассажирских перевозок состоит из начальника, а также старшего и маршрутного оператора. Данные сотрудники управляют эксплуатационными работами дорог, отделениями, станциями. Они отвечают за беспрепятственное движения транспортных средств, их ремонт и экипировку.
Руководящий аппарат устанавливает режим труда и отдыха для остальных работников, создает оптимальные условия для выполнения должностных обязанностей, др.
Исполнительные аппараты
Исполнительный аппарат – это сотрудники, которые отвечают за работу на линии промежуточных, конечных пунктов. Сюда входят:
- операторы, налаживающие связь между всеми подразделениями транспортного предприятия;
- специалисты, ответственные за анализ движения;
- другие работники компании.
Диспетчерское управление таксомоторными перевозками и другими транспортными операциями возлагается на ДЦУП. Данная структура отслеживает все происходящие процессы.
Основные правила
В своей работе дорожный диспетчерский центр опирается на действующие правила. Прежде всего руководство действиями должно реализовываться по заранее утвержденным приказам предприятия. Например, внутренним распоряжениям или постановлениям. Система службы контролирует движение городского и другого транспорта, а работа в населенных пунктах осуществляется по маршрутному принципу.
На заметку! К правилам ДЦУП относится отрицание децентрализованного управления.
Руководить центром может только вышестоящий аппарат или структуры. Данные требования являются главными. С их помощью сотрудники выполняют задачи по организации диспетчеризации.
Действия при нарушении БД
Дорожное движение – это зона повышенной опасности. Сотрудники ДЦУП должны организовывать безаварийное следование транспортных средств, а также сохранность пассажиров или грузов. Тем не менее в процессе работы могут создаваться предпосылки для потерь материальных ценностей или человеческих жизней в условиях эксплуатации ТС.
Виды нарушений БД:
- Прием автомобиля на занятый путь.
- Отправление транспортного средства на занятую линию.
- Прием машины или ее отправление по неготовому маршруту.
- Столкновение ТС.
- Сход авто.
- Остановка с занятием его более 1 часа сверх установленного расписанием.
- Развал груза в пути следования.
Действия при нарушении безопасности движения разрабатываются в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами. При установлении нормативов руководители берут за основу экономические и этические подходы. Прежде всего на предприятии будет проведено служебное расследование нарушения. Полученные результаты предоставляются в Управление.
Применение новых технологий
Полноценная работа ДЦУП невозможна без современного оснащения. Оно должно быть исправным. В противном случае сотрудники не смогут исполнять свои обязанности. Согласно документам, в дорожном диспетчерском центре управления перевозками должны быть:
- связь посредством телефона, рации;
- поисковая, производственная сигнализация;
- пульты диспетчеризации;
- устройства для непрерывной записи звука;
- картотеки;
- факсы, сканеры;
- приборы для передачи световых сигналов;
- датчики-манипуляторы;
- телевизоры, мониторы.
От качества техники зависит не только работа операторов, но и жизни людей.
Виды
Чтобы диспетчерская служба эффективно выполняла поставленные задачи, было создано несколько подразделений. Каждый из видов имеет собственную зону ответственности, функции, др.
Грузовое
Сотрудник грузового отдела должны организовывать своевременный привоз товаров. Помимо этого, они заполняют нужную документацию и предоставляют отчеты. К услугам логистических компаний обращаются как частные, так государственные учреждения.
Для осуществления поставки оператор должен подобрать транспортное средство с учетом технических характеристик груза, а также пожеланий клиента. Впоследствии он сопровождает транспортировку до пункта назначения, координирует водителя, др.
На заметку! ЦДС разрабатывает рациональные маршруты следования, что повышает коэффициент использования пробега автомобилей и позволяет добиться равномерного распределения объема транспортной работы.
Пассажирское
Централизованное управление пассажирскими перевозками обеспечивает принятие более оперативных решений, целесообразных, а также технически обоснованных. Операторы диспетчерского учреждения организуют заказные и частные сделки, следят за их исполнением. Они координируют деятельность различных видов транспортных средств.
При пассажирских перевозках диспетчер контролирует перемещение автомобилей по маршруту, определяет резервные машины, контролирует действия штатных водителей. Также ему нужно исполнять суточный план. Особенно, если сотрудник работает в государственном учреждении.
При халатном выполнении (или неисполнении) служебных обязанностей оператору могут вынести строгий выговор или назначить штраф. Размер санкций зависит от тяжести правонарушения и последствий, которые оно повлекло. При повторяющихся проступках работника отстраняют или увольняют с должности.
Внутрипарковое
Внутрипарковая диспетчеризация выполняется перед выпуском транспортных средств на линию, а также после их возращения на служебную стоянку.
Что делают операторы ДЦУП:
- Выписывают, заполняют путевые листы.
- Обрабатывают сопроводительную документацию.
- Проверяют экипировку подвижного состава.
- Анализируют работу водителей, ТС.
В конце рабочего дня сотрудники оформляют отчеты. Все действия должны выполняться в соответствии с установленным планом.
Линейное
Линейная диспетчеризация осуществляется во время движения подвижного состава по маршруту следования.
Задача |
Описание |
Контроль перемещения транспортного средства |
Автомобиль должен ехать по разработанному графику. Допустимы только небольшие отклонения |
Помощь при ДТП |
ДЦУП должен оказывать своевременную помощь водителям при возникновении аварий. В том числе медицинскую и психологическую |
Координировать действия ТС |
Сотрудники следят за взаимодействием разных видов транспортных средств, обеспечивая тем самым БДД |
Анализируют работу |
Составляют отчеты |
Линейное управление перевозками подразумевает и рациональное использование резервного транспорта. Данные методы руководства эффективны как в теории, так и на практике.
Центральное
Центральная диспетчеризация реализуется в составе транспортных управлений. Количество филиалов на его работу не влияет. Данное подразделение следит за перемещением городского транспорта. Все действия происходят по разработанному плану. Для этого применяется прямая, проводная, радиотелефонная связь.
На заметку! Количество сотрудников регламентируется действующими правовыми актами. На размер штата влияет, сколько транспортных средств выпускается в рейс, число маршрутов и объем информации, которую нужно проанализировать за рабочий день.
Центральное управление состоит из руководства, отдела по планированию, информационно-технологического центра. Также здесь числятся инженеры по программному сопровождению.
Особенности диспетчера
Диспетчер – это сотрудник, который организует перевозку из одного пункта в другой. Оператор снимает с компании ряд задач и вопросов. Согласно ЕКС, он должен подбирать автомобиль, составлять маршрут, координировать работу водителей. Также диспетчер отслеживает передвижение транспортного средства, решает конфликтные ситуации и устраняет любые недочеты.
Если во время рейса шофер получил травму или заболел, автооператор должен сообщить об этом руководству. В должностных обязанности такого сотрудника входит документальное сопровождение доставки.
Для чего нужен
Диспетчер должен обладать нужными умениями и навыками. В противном случае он не сможет выполнять условия договора, что приведет к дополнительным материальным издержкам.
Независимо от места работы оператор должен уметь:
- координировать действия водителя;
- проводить инструктажи по БДД;
- разрабатывать маршруты перемещения транспортного средства;
- подбирать машины, а также ставить их на резерв;
- составлять нужные документы;
- регулировать взаимодействие наземных ТС с другими автомобилями.
Также оператору нужно оказывать оперативную помощь в случае попадании водителя в дорожно-транспортное происшествие.
Требования
Оператору достаточно иметь начальное или среднее специальное образование. При необходимости он может получить высшее образование.
Требования |
|||
Номер |
Код |
Уровень образования |
Опыт работы |
1 |
23.02.03 |
Специальность |
Нет |
2 |
23.00.00 |
Специальность |
Нет |
3 |
Курсы |
Профильная переподготовка |
Да |
Претендовать на должность диспетчера может соискатель, который окончил курсы и прошел соответствующую профильную подготовку. В своей работе он может руководствоваться только действующими нормативно-правовые актами, поэтому в его служебные обязанности входит и изучение действующих законов.
На заметку! Оператор должен разбираться в транспортных и погрузочно-разгрузочных процессах. Знание специфики поможет организовывать перевозки на высоком уровне.
Помимо этого, оператору нужно прочесть правила и нормы охраны труда, видами транспортировок, порядком их исполнения и дальнейшего учета.
Регламентация
Требования к диспетчеру по грузоперевозкам установлены ЕКС. Этот документ представляет собой единый справочник, направленный на тарификацию деятельности сотрудников и присвоение разрядов с учетом выслуги, а также служебных достижений. При этом работа оператора регламентирована несколькими нормативно-правовыми актами:
- ФЗ №259 от 08.11.07;
- ФЗ №16 от 09.02.07;
- ФЗ № 87 от 30.06.03;
- ФЗ №196 от 10.12.95.
Также диспетчеру нужно изучить трудовой кодекс.
Ответственность
Диспетчер по перевозкам несет материальную и другую ответственность. Из-за допущенных оператором ошибок на предприятии могут возникнуть дополнительные материальные издержки, срывы установленных сроков и других условий договора.
На заметку! Сотрудника могут привлечь к ответственности в соответствии с трудовым или гражданским кодексом.
Наказание вменяется в следующих случаях: халатное исполнение (или неисполнение) должностных обязанностей, нарушение техники безопасности и причинение организации материального ущерба. Если действия диспетчера нанесли вред физическому здоровью окружающих, в силу вступает уголовный кодекс. В зависимости от тяжести правонарушения оператор может получить дисциплинарное взыскание, выговор, отстранение, штраф или увольнение.
Диспетчерская и транспортная экспедиция – этот востребованные операции как в России, так и за границей. Управление перевозками происходит из единого центра. Это позволяет принимать рациональные решения, а также эффективно управлять движением на дорогах общего или специального назначение. Связующим звеном между разными подразделениями компании является оператор. Он налаживает связь между всеми сотрудниками и решает вопросы, которые связанные с логистикой.
Диспетчерское руководство
Cтраница 1
Диспетчерское руководство призвано заблаговременно выявлять возможные нарушения в ходе производства и принимать необходимые меры по их устранению.
[1]
Диспетчерское руководство работой автомобильного транспорта необходимо для достижения наиболее эффективного его использования, соблюдения суточного графика работы и постоянного наблюдения за работой подвижного состава, а также своевременного принятия мер по устранению перебоев в работе. Только при выполнении всех этих требований может быть обеспечено выполнение суточного плана перевозок.
[2]
Диспетчерское руководство работой пассажирского транспорта осуществляется отделом эксплуатации автотранспортного предприятия.
[3]
Диспетчерское руководство работой дороги сосредоточено в распорядительном отделе-службы движения управления дороги. Оперативное руководство поездной работой дороги осуществляют сменные помощники начальника распорядительного отдела, количество которых в смене устанавливают в зависимости от размеров поездной работы дороги.
[4]
Диспетчерское руководство осуществляется при помощи современных средств связи, учета и контроля.
[5]
Хорошее диспетчерское руководство обеспечивает эффективное использование автотранспорта. Необходимыми условиями правильной организации работы автомобилей являются максимальное использование их грузоподъемности, сокращение пробегов в порожнем состоянии, исключение непроизводительных простоев, сокращение простоев под грузовыми операциями.
[6]
Сущность диспетчерского руководства на железнодорожном транспорте заключается в сосредоточении оперативного управления движением поездов, маневровой работой и выполнением плана внешних и внутренних перевозок.
[7]
Сущность диспетчерского руководства заключается в том, что диспетчер, находясь у аппарата РЦ и используя радиосвязь, контролирует выполнение пооперационного расписания, ведет исполнительное расписание по работам, лежащим на критическом пути. По другим работам фактическое время исполнения регистрирует каждый исполнитель.
[8]
Формы диспетчерского руководства могут иметь определенную спецжрику, связанную с тем, какой тип производства преобладает на предприятии. Так, в условиях единичного производства объектом контроля и регулирования являются сроки выполнения работ по отдельным заказам, именно поэтому здесь особое внимание уделяется проверке своевременности запуска и выпуска полуфабрикатов, деталей и узлов по стадиям их изготовления, а также вопросам оперативной подготовки производства.
[9]
Под диспетчерским руководством понимают систему оперативного управления работой подвижного состава на линии, осуществляемую диспетчерами автотранспортного предприятия.
[10]
Основной задачей диспетчерского руководства является принятие оперативных мер, обеспечивающих выполнение требований производственных цехов, оперативного плана перевозок с минимальной затратой транспортных средств.
[11]
Для реализации диспетчерского руководства необходима разнообразная оперативная информация, которая подразделяется на внешнюю и внутризаводскую.
[12]
Сущность системы диспетчерского руководства автомобильными перевозками заключается в оперативном руководстве и контроле за работой автомобилей на линии.
[13]
В отношении диспетчерского руководства движением поездов отделение разделяется на участки, называемые диспетчерскими кругами.
[14]
Основными задачами диспетчерского руководства является: контроль за своевременным выпуском автобусов, за регулярностью их движения на каждом маршруте, за наполнением автобусов; оперативное перераспределение автобусов между маршрутами; регулирование движения при отклонении автобуса от расписания; информация о свободных местах в автобусах междугородных сообщений; принятие мер для оказания технической помощи автобусам на линии; составление отчетности по перевозкам.
[15]
Страницы:
1
2
3
4
Движение поездов, маневровых передач, выполнение контактного графика и дополнительного суточного плана перевозок грузов, не охваченных контактными графиками, осуществляется под руководством диспетчерского аппарата железнодорожного цеха. [c.176]
Оперативные планы служат основой для диспетчерского руководства, так как именно путем сопоставления фактических показателей с плановыми возможно своевременно обнаруживать возникающие отклонения и принимать меры для их ликвидации. [c.152]
Для оперативного руководства диспетчеру завода в строгом соответствии с разработанным графиком (через 1 или 2 ч) поступают сведения о результатах замеров резервуаров и результатах анализов. Для постоянного получения информации, выдачи рекомендаций, выяснения причин отклонений и проведения оперативных совещаний диспетчерская служба оснащена специальными техническими средствами телефонной связью, системами сигнализации, телевизионными установками. На многих предприятиях в качестве технических средств для оперативного управления используют электронно-вычислительные машины. [c.120]
Главный инженер руководит работой всех производственных цехов, лабораторий, экспериментального цеха, конструкторских бюро. Он возглавляет научно-исследовательскую и рационализаторскую работу на предприятии, отвечает за проведение правильной технической политики на предприятии. Назначается и освобождается от должности так же, как и руководитель предприятия, отраслевым министерством. Главный инженер — первый заместитель руководителя предприятия и наравне с ним отвечает за правильное производственно-техническое руководство. Непосредственными помощниками главного инженера являются его заместители по отдельным службам предприятия на НПЗ — заместитель по новой технике, заместитель по производству, главный механик, главный энергетик, главный приборист в остальных рассматриваемых отраслях — начальники аналогичных отделов. В их ведении находятся технический и производственный отделы, отдел главного механика, главного энергетика, БРИЗ, диспетчерская служба и ряд других. [c.62]
Начальник цеха подчиняется руководству предприятия. Отделы аппарата управления предприятием руководят цехом только путем разработки и рекомендации общих принципов и методов проведения работ. Исключение составляет диспетчерская служба. Диспетчер может дать непосредственное указание о сроках и порядке изготовления и перекачке продуктов, проведении работ. [c.66]
В состав ВМК входят диспетчерская группа и группа сетевого планирования и управления. Они осуществляют оперативное руководство основным и вспомогательным производством, координируют работу отдельных цехов конторы. Кроме того, в ВМК имеется одна или две подготовительные бригады, которые проводят земляные бетонные работы, подготовку площадок, очистку и подготовку блоков для демонтажа. [c.176]
Оперативное руководство работой подъездного пути осуществляется диспетчерским аппаратом на предприятиях с малыми объемами работы. Транспортное обслуживание производится единым транспортным цехом, диспетчер которого руководит оперативной работой всех транспортных средств (железнодорожных, автомобильных, непрерывных видов транспорта) и погрузочно-выгрузочной техникой. На больших предприятиях работой железнодорожного транспорта на предприятии управляет диспетчер железнодорожного цеха, а на особо крупных предприятиях железнодорожное хозяйство делится на диспетчерские круги, количество которых в зависимости от объема перевозок и сложности транспортного процесса достигает 6—8. При создании диспетчерских кругов необходимо, чтобы в пределах круга завершались производственные и перевозочные циклы с минимальным количеством согласований по перемещениям с соседними кругами, маневровые районы полностью включились в ведение одного круга и работа между кругами распределялась примерно в одинаковых объемах. [c.102]
Во время дежурства диспетчер ведет график исполненного движения, на котором отражаются все поездные и маневровые работы, загрузка технических средств и грузовых пунктов, занятие путевого развития в каждый период времени, контроль за вагонным и локомотивным парком, контактные технологические перевозки. График исполненного движения позволяет анализировать работу смены и качество диспетчерского руководства. [c.103]
По составленному суточному плану-графику определяются основные показатели работы подъездного пути — такие, как вагонооборот, прием и отправление поездов и вагонов, погрузка и выгрузка, процент маршрутизации, выполнение регулировочных заданий, коэффициент сдвоенных операций, а также оборот вагона с расчленением по элементам, использование маневровых и технических средств. Эти показатели являются ориентирами при сменно-суточном планировании и диспетчерском руководстве работой подъездного пути, а также для анализа работы железнодорожного цеха или его участков. [c.107]
Глава 20. ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ДИСПЕТЧЕРСКОЕ РУКОВОДСТВО ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ РАБОТОЙ [c.212]
Оперативное планирование является одной из важных предпосылок диспетчерского руководства. Оперативный план работы должен определять порядок и сроки приема вагонов, подачи их под погрузку и выгрузку, формирование составов и сдачи вагонов на стан- [c.212]
Задачи и структура диспетчерского руководства [c.217]
Сущность диспетчерского руководства на железнодорожном транспорте заключается в сосредоточении оперативного управления движением поездов, маневровой работой и выполнением плана внешних и внутренних перевозок. [c.217]
Основной задачей диспетчерского руководства является принятие оперативных мер, обеспечивающих выполнение требований производственных цехов, оперативного плана перевозок с минимальной затратой транспортных средств. [c.217]
Кроме того, задачи диспетчерского руководства заключаются в следующем [c.217]
Для реализации диспетчерского руководства необходима разнообразная оперативная информация, которая подразделяется на внешнюю и внутризаводскую. [c.217]
Руководство транспортными процессами здесь осуществляет старший диспетчер через диспетчеров кругов. Диспетчеры кругов управляют работой транспорта через районных диспетчеров или дежурных по станциям, а районные диспетчеры — через маневровых диспетчеров или дежурных по станциям. Руководство внутризаводскими перевозками собственного парка вагонов возлагается на отдельных диспетчеров. Сменный диспетчерский аппарат состо- [c.218]
К техническим средствам, используемым в диспетчерском руководстве, относятся диспетчерская переговорная и информационная связь, автоматизированные средства управления. [c.221]
Большое влияние на ритмичность работы промышленного транспорта оказывает рациональное оперативное планирование и диспетчерское руководство эксплуатационной деятельностью. Нормирование эксплуатационной работы, анализ выполнения суточных и сменных планов, оперативный диспетчерский контроль и управление промышленным транспортом — основные элементы организации перевозок на промышленном транспорте. [c.241]
Глава 20. Оперативное планирование и диспетчерское руководство эксплуатационной работой…………………………………………212 [c.247]
Задачи и структура диспетчерского руководства………………….217 [c.247]
Диспетчеризация — централизованное непрерывное руководство предприятием в целях оперативного регулирования взаимодействия между производственными подразделениями, предприятиями, а также незамедлительного устранения неполадок на производстве. Диспетчерская служба следит за согласованностью в работе производственных подразделений предприятия в соответствии с утвержденными планами-графиками и осуществляет оперативный контроль за выполнением заданий. [c.219]
Важным элементом работы диспетчерской службы являются диспетчерские совещания, на которых подводятся итоги работы и ход выполнения плана, решаются вопросы координации деятельности производственных звеньев, ликвидации неполадок, отклонений от плана и графика. Совещания проводит руководство предприятия или диспетчерской службой в строго установленное время. Его участники сообщают о ходе выполнения программы и сформулированные претензии к смежным цехам и обслуживающим подразделениям. [c.220]
Текущую работу по диспетчерскому руководству выполняют сменные диспетчеры и главный диспетчер предприятия. Для обеспечения непрерывности руководства организуется четкий порядок дежурства диспетчеров и преемственности в их работе, что достигается сдачей и приемкой смены. В лроцессе дежурства диспетчер ведет журнал, куда заносит ход выполнения планов и графиков и распоряжения руководства предприятия, которые должны быть выполнены в течение смены или суток, взаимные претензии цехов и служб, отметки об исполнении распоряжений. [c.220]
Качество, эффективность и оперативность работы диспетчерской службы в значительной степени зависят от уровня оснащения ее техническими средствами. К последним относятся телефонная, телетайпная, телеграфная, теле- и радиосвязь для ведения индивидуальных переговоров и группового общения в целях сбора информации, быстрого принятия решений и обратной связи, световая и звуковая сигнализация, приборы учета, контроля и регулирования процессов. В последнее время в практике диспетчерской службы находят широкое применение различные телевизионные устройства в многокамерном варианте, при которых диспетчер и руководство предприятия имеют возможность одновременно наблюдать за работой нескольких цехов или агрегатов, активно управлять процессами. Уровень диспетчерского управления значительно возрастает в результате внедрения автоматизированных систем управления. Механизация и автоматизация работ по планированию, учету, регулированию производства значительно повышает качество и сокращает трудоемкость расчетов, повышает оперативность и эффективность управления процессами производства и реализации продукции. [c.220]
Отдел оперативного руководства, осуществляет текущее руководство службой и состоит из диспетчерской группы, группы планирования и обеспечения. [c.21]
Анализируя время работы автобусов на линии, надо обратить внимание на оптимальность маршрутной схемы движения, качество графиков движения с учетом сложившихся пассажиропотоков, организацию диспетчерского руководства и контроля за регулярностью движения автобусов. Если на маршруте автобусы работают по разрывному графику и в результате этого низкое значение Т , то этот факт нельзя рассматривать как отрицательный. В данном случае это вызвано колебаниями пассажиропотока в течение суток и не свидетельствует об ухудшении обслуживания пассажиров. [c.70]
Смена марки подвижного состава и ряд таких мероприятий, как нормирование скорости движения, улучшение диспетчерского руководства и контроля за регулярностью движения и так далее могут повлиять на значения технической и эксплуатационной скоростей. Проектные значения скоростей ориентировочно определяют по формуле (2.1). [c.73]
Для обеспечения бесперебойной работы трубопроводов, оперативного планирования режимов перекачки, руководства пуском и остановкой трубопроводов, изменения режима, оперативного переключения, оперативного руководства локализацией и ликвидацией аварии и т. д. на трубопроводах организуется диспетчерская служба. [c.200]
Оперативное планирование осуществляется планово-производст-вениым отделом завода или главным диспетчером завода. В диспетчерском аппарате завода создается специальная группа оперативнопроизводственного планирования. Сменные диспетчеры группы заняты оперативным регулированием и руководствуются диспетчерскими плановыми графиками. [c.341]
Данные по закрытию текущих суток (месяца) формируются диспетчером ТДП в АСКИДе после получения всех необходимых данных от РДП. Сформированная сводка отправляется по межмашинной связи в отдел оперативного учета движения нефти ОАО АК Транснефть не позднее 04 ° московского времени дня, следующего за отчетным, распечатывается суточный диспетчерский рапорт или суточные диспетчерские сводки по установленному перечню для руководства, диспетчерской службы и ТТО ОАО МН (согласно списку). [c.482]
ЦДС осуществляет оперативное руководство диспетчерскими службами УМГ, ЛПУМГ, которые адми- [c.17]
Цеховой структуре управления чаще всего соответствуют три ступени управления директор — начальник цеха — начальник участка. На выбор форм управления цехом влияет степень централизации функций управления. При бесфункциональной форме отсутствуют функциональные подразделения в аппарате управления цехом, в цехе остается только линейный аппарат. Все управленческие работы по функциям выполняются аппаратом управления предприятием. При децентрализованном выполнении функций управления в цехе создаются функциональные службы (бюро, группы) или вводятся необходимые должности специалистов экономическое руководство сосредоточивается в планово-экономическом бюро, оператнвноое управление — в производственно-диспетчерском бюро, технологическая подготовка — в технологическом бюро и т. д. [c.63]
Функции оперативного контроля и регулирования производства выполняются специально организованной диспетчерской слуя бой, функционирующей в масштабе предприятия круглосуточ- ю, а 3 цехах — в соответствии с режимом их работы. Благодаря этому обеспечивается непрерывность и преемственность оперативного руководства деятельностью предприятия. [c.201]
Руководство производственной деятельностью предприятия в строгом соответствии с оперативными планами-графиками осуществляет диспетчерская служба, которая обеспечивает ритмичную работу предприятия по установленному графику, контроль за поставкой и качеством сырья и вывозом готовой продукцни, ведет непрерывный учет и контроль за работой технологических установок, качеством вырабатываемой продукции, соответствием его межцеховым нормам контролирует и выдает задания по производству готовой продукции координирует работу отдельных подразделений предприятия учитывает, регистрирует и выясняет причины отклонений от нормального хода производства оперативно решает вопросы ликвидации возникших отклонений. [c.120]
РИТС — основной технологический орган ИТС, непосредственно участвующий в добыче нефти. Главная задача РИТС — обеспечение выполнения оперативных планов — графиков и заданий по добыче нефти и газа, осуществление круглосуточно технически грамотного освоения и эксплуатации скважин, соблюдение режима их эксплуатации, технологический контроль за ходом производственных процессов по подземному и капитальному ремонту скважин и других объектов, находящихся на территории РИТС. Возглавляет работу РИТС начальник службы. Операторы по добыче нефти разделены по технологическим группам и под руководством старших инженеров ведут работы по обслуживанию эксплуатации скважин, осуществляют их обход и осмотр, исправление дефектов оборудования, соблюдение режима работы, пуск скважин и т. д. Эти группы постоянно связаны с диспетчерским пунктом РИТС и его руководством. РИТС оснащена технологическими схемами системы сбора нефти, газа, воздуха и водоснабжения, коммуникаций скважин, воздухо- и газо- [c.30]
Основную роль в осуществлении оперативного контроля за ходом процесса строительства скважин играют инженерно-технологические диспетчерские службы, осуществляющие круглосуточное оперативное руководство работой бригад, цехов предприятия, а также материально-техническое их обеспечение. Инженерно-технологические службы ведут специальную документацию, с помощью которой контролируют ход буровых работ. Одним из основных документов оперативного контроля является суточный рапорт бурового мастера. Суточная нормативная проходка по отдельным районным инженерно-технологическим службам (РИТС) является суммой суточной проходки по всем скважинам. [c.133]
В состав АТК входят автомобильные и тракторные гаражи, состоящие из авто- и тракторных единиц, и иногда склад горючесмазочных материалов. Оперативное руководство по использованию транспорта, полному и своевременному предоставлению предприятием транспортных услуг осуществляет диспетчерская служба АТК. [c.189]
Для успешного использования своих функций диспетчерская служба наделяется необходимыми полномочиями и техническил1и средствами, с помощью которых улучшается качество руководства, снижаются затраты труда и средства на управление. [c.354]
Основную роль в осуществлении оперативного контроля за процессом строительства скважин играют инженерно-технологические диспетчерские службы, осуществляюид,ие круглосуточное оперативное руководство работой бригад, цехов предприятия, а также материально-техническое их обеспечение. Инженерно-технологические службы ведут специальную документацию, с помощью которой контролируют ход буровых работ. Одним из основных документов оперативного контроля является суточный [c.118]
Универсальность специальности (квалификации) рабочих и ИТР аварийно-диспетчерских служб предъявляет к их техническому обучению чрезвычайно высокие требования, поэтому оснащение АДС техкабинетами должно быть обязательным. Готовность АДС к выполнению своих обязанностей неразрывно связана с качеством обучения и отношением руководства службы и хозяйства к этому важнейшему составному элементу производственного процесса. [c.67]
Пожарная связь и сигнализация необходимы для своевременного сообщения о возникновении пожара, щентрализованного управления пожарными подразделениями и руководства тушением пожара. Пожарная связь и сигнализация по назначению- подразделяются на охранно-пожарную сигнализацию, извещающую органы пожарной охраны предприятия о месте возникновения пожара диспетчерскую связь, необходимую Для оперативной связи всех подразделений предприятия и служб города и осуществляемую теле- [c.207]