Театр ермоловой руководство театра

Олег Меньшиков и труппа Театра имени Ермоловой: кто прав?

Олег Меньшиков — это обаятельный искромётный Костик из «Покровских ворот», это Эраст Фандорин из «Статского советника», это благородный немногословный генерал Лебедев из «Притяжения», спасающий планету Земля от вторжения инопланетян…

Олег Меньшиков и труппа Театра имени Ермоловой: кто прав?

ТАСС

Как же так получилось, что один из самых известных и любимых российских актёров внезапно оказался в центре некрасивого скандала в Театре имени Ермоловой? В чём его обвиняют и справедливы ли эти обвинения?

Как Меньшиков стал худруком

В последнее время московскую театральную среду то и дело потрясают громкие конфликты. Вот и конец августа 2021 года выдался жарким: актёры театра Ермоловой восстали против своего худрука Олега Меньшикова. По их словам, Меньшиков беспричинно уволил большую группу сотрудников, среди которых много ветеранов театра. 

Попробуем разобраться в ситуации — с самого начала.

Много лет, начиная с 1970 года, Театром имени Ермоловой руководил режиссёр Владимир Андреев. В 2012 году он покинул этот пост, оставшись на должности актёра и став Почётным президентом театра, а вместо себя предложил кандидатуру Олега Меньшикова, и его поддержал Сергей Капков, возглавлявший тогда Департамент культуры столичной мэрии. Почему Андреев выбрал именно Меньшикова? Дело в том, что Олег играл в Театре Ермоловой на протяжении нескольких лет, с 1985 по 1991-й, как раз в тот период, когда Андреев временно уходил из труппы (был режиссёром Малого театра). Видимо, Владимир Алексеевич, приглядевшись, сделал определённые выводы об организаторских и творческих талантах Меньшикова. 

После смерти Андреева в августе 2020 года должность президента театра так и осталась незанятой. 

Что касается Меньшикова, то он был одновременно и художественным руководителем, и директором. Совсем недавно, 22 августа, стало известно, что, оказывается, ещё в начале лета Меньшиков уволился с должности директора: эта информация прозвучала в передаче «Ты не поверишь!» на канале НТВ. Директором вместо него стал Сергей Кузоятов, прежде выполнявший обязанности заместителя Меньшикова.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В чём заключается конфликт?

Масштабные сокращения в театре начались в июле 2021-го. Уволили чуть ли не четверть всех актёров: общее их число составляло 90, 22 из них пришлось уйти. В первую очередь под сокращение попала «андреевская гвардия» — актёры, входившие в труппу ещё при Андрееве. На первый взгляд, этот шаг был оправдан — ведь они уже не были заняты в спектаклях. В тех спектаклях, которые шли при Андрееве и которые убрал из репертуара Меньшиков. 

Ситуация накалилась до предела.

Уволенные актёры направили в адрес Президента РФ В. Путина письмо, в котором изложили свою просьбу: проверить деятельность директора Олега Меньшикова, а также разобраться, насколько законны проведённые им сокращения. По мнению авторов письма, Меньшиков не соответствует той должности, которую занимает, и попросту решил «убрать» неугодных сотрудников, воспользовавшись своей властью. Надо сказать, претензий у коллектива к Меньшикову накопилось немало: ему не могут простить увольнения Татьяны Догилевой (актриса тогда сказала, что её «выжили» из театра) и Виктора Проскурина, снятия многих спектаклей, на которые ходила публика, а также введения в постановки приглашённых звёзд, например, Кристины Асмус.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как отвечает на обвинения руководство театра?

Теперешний директор Сергей Кузоятов в программе «Ты не поверишь!» отметил: уволили только тех актёров, которые уже долгое время не принимали участия в спектаклях (но зарплату получали). При этом Меньшиков, по его словам, старался отстоять каждого члена труппы. Как сообщил Кузоятов в программе «Ты не поверишь!» , всего будет уволено 18 сотрудников, после чего из штатного расписания театра уберут их ставки. Руководство театра утверждает, что при вынесении такого решения не было допущено ни малейшего нарушения Трудового кодекса РФ, под сокращение не попали заслуженные и народные артисты, не стали трогать также возрастных сотрудников. Судя по всему, к некоторым актёрам (видимо, уволенным, пытающимся себя защитить) будут предъявлены судебные иски о защите чести и достоинства: руководство театра не намерено терпеть агрессивный тон полемики, развернувшейся вокруг кадровых перестановок. 


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вмешается ли Президент?

Администрация Президента не намерена вмешиваться в конфликт, разгоревшийся вокруг Театра имени Ермоловой, — потому что подобными вопросами занимается Министерство культуры РФ. При этом Театр Ермоловой относится к столичному Департаменту культуры. А вот Общественный совет, работающий при Министерстве культуры, который тоже получил письмо артистов, намерен разобраться в этой жалобе. Как пояснил заместитель председателя Совета Александр Швейдель, с целью восстановить справедливость будет сформирована группа общественного контроля. 


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что говорит «оппозиция»?

С журналистами «КП» согласились пообщаться актёры театра Ермоловой, решившиеся на открытый конфликт с руководством. Актриса Василиса Пьявко рассказала: «Как только к нам пришел Олег Евгеньевич, большая часть труппы осталась без работы. Он сразу снял 85 процентов репертуара, по его распоряжению уничтожили декорации к спектаклям и коллекцию уникальных костюмов… Он снял наши успешные спектакли, вместо них стали играть спектакли его «Товарищества 814». Это его частная антреприза. Сцена государственного театра стала площадкой для его коммерческих проектов. Так образовалась новая труппа, которая сегодня ведёт репертуар. А мы остались без работы. За малейший проступок нам вкатывают выговоры. При этом Олег Евгеньевич постоянно отменяет свои спектакли «из-за болезни»».


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Молчали, потому что боялись

Руководитель профсоюза театра, Наталья Потапова, уточнила журналистам «КП» насчёт «болезни»: «Когда Меньшиков пришел в наш театр, было 23 отмены его спектаклей. Он пил как сапожник. И мы его еще жалели – «надо спасать Олежку»».  Актёры признаются, что прежде они молчали, потому что боялись — им понизят категории, перестанут вводить в спектакли. Но молчание не помогло — чего боялись, то и произошло. При этом, как утверждают актёры, Меньшиков не идёт на диалог с ними, а общается с помощью писем, он «уходит» от прямых разговоров и не торопится решать назревшие проблемы. На вопросы журналистов «КП» Наталья Потапова ответила прямо: «Вы спрашиваете, чего мы хотим? Хотим, чтобы Меньшикова не было в нашем театре. Чтобы его сняли с должности. Чтобы отменили приказ об увольнении наших актёров. Вернули им их квалификации, которые были понижены противозаконно». При этом надо отметить: если одни актёры настроены решительно против Меньшикова, то другие, такие, например, как Инна Чурикова, стараются его оправдать.

Один из старейших. Как устроен Театр имени М.Н. Ермоловой

Один из старейших. Как устроен Театр имени М.Н. Ермоловой

Фото: mos.ru. Максим Денисов

Главные вехи в истории одного из известнейших театров города и его сегодняшняя жизнь — в материале mos.ru.

Театр имени М.Н. Ермоловой, один из старейших в Москве, в следующем сезоне отпразднует 95-летие. Начав как передвижной театр без собственной площадки, каких было много, он вскоре обрел дом в самом центре города и любовь столичных театралов. Сегодня под художественным руководством Олега Меньшикова театр переживает новый виток популярности. Рассказываем, как все начиналось.

Под благословением Ермоловой

1925 год. Несколько выпускников студии при Малом театре решили создать собственный театр. В то время все новые коллективы проходили один и тот же путь — от статуса передвижного театра, не имеющего собственного дома, до собственной сцены.

Когда встал вопрос о том, как назвать объединение, молодые люди вспомнили об актрисе Малого театра Марии Ермоловой — живой легенде, которую все они очень любили. И обратились к ней со смелой просьбой позволить назвать театр ее именем. Мария Николаевна, склонная поддерживать любые творческие начинания молодежи, дала им свое благословение.

1920-е были богаты на новые театральные студии. Выжить в этом многообразии было сложно: требовалось не только стать интересными для зрителей, но и успешно решать финансовые вопросы. Самые сильные объединялись, чтобы избежать закрытия. Этим путем пошел и Театр имени Ермоловой. Как раз в это время Макс Терешкович — ученик Всеволода Мейерхольда, режиссер, один из ведущих актеров Театра революции — создал студию имени Луначарского. Два коллектива объединились в 1933 году, оставив в названии имя актрисы. Так родился Театр-студия имени Ермоловой. В том же году театр получил свое первое пристанище — в здании на Спартаковской улице.

Фото: mos.ru. Максим Денисов

После смерти Терешковича в 1937-м произошло еще одно слияние — с театром-студией под руководством актера МХТ Николая Хмелева. Большую роль в этом сыграла Мария Кнебель, работавшая с обеими студиями. Она была ученицей Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко, актрисой, режиссером и педагогом. Новое объединение получило название «Московский драматический театр имени М.Н. Ермоловой».

В 1939-м Хмелев пригласил режиссера Андрея Лобанова, чтобы тот поставил «Время и семья Конвей» Джона Пристли. Театралы его хорошо знали: например, в студии Рубена Симонова, с которой Лобанов тесно сотрудничал, он поставил комедию «Таланты и поклонники» Островского, за шесть лет ее показали около тысячи раз. Андрей Михайлович также создавал постановки в Московском театре для детей, ТЮЗе, Театре имени Ленинского комсомола, Центральном театре Красной армии, а в Театре революции с огромным успехом шла его «Таня» по пьесе Алексея Арбузова с Марией Бабановой в главной роли.

Манера работы режиссера повергла в шок многих артистов Театра имени Ермоловой: он резко сократил время работы над спектаклем, никого не учил и не опекал, а требовал, чтобы актеры сами продумывали своих персонажей — без подсказок, по наитию. Это принесло свои плоды, и период, который начался с приходом Лобанова, столичные критики называли расцветом театра.

Лобанов и прорыв в советском театре

Андрей Лобанов занял пост художественного руководителя в 1946 году. Тогда же труппа переехала в пассаж Постниковой, особняк 1830 года постройки на Тверской улице (тогда улице Горького), в котором до этого располагался ГосТИМ — Государственный театр имени Мейерхольда. Именно здесь Всеволод Мейерхольд ставил знаменитые «33 обморока» и «Даму с камелиями», на этой сцене блистали звезды его труппы Эраст Гарин и Зинаида Райх.

О Театре имени Ермоловой заговорила вся Москва, билеты было невозможно достать. Каждая постановка становилась событием: творчество Лобанова называли прорывом в советском театре. Он перенес на сцену «Старых друзей» Леонида Малюгина, «Далеко от Сталинграда» Анатолия Сурова, «Людей с чистой совестью» Петра Вершигоры и многое другое. Иногда перед началом спектаклей около театра дежурила конная милиция, чтобы следить за порядком.

В 1954 году Лобанов ставит драму «Гости» Леонида Зорина, в центре сюжета которой — представители нового класса, словно оторванные от жизни всей страны. К тому моменту драматург, чью первую пьесу «Молодость» показали в Малом театре, был достаточно известен, однако новую постановку запретили сразу после первого показа. Худсовет постановил, что автор слишком односторонне и предвзято описывает советские реалии, показывает только негативное. Лобанов и Зорин вынуждены были с грустью наблюдать, как чиновник самолично снимает с театра вывеску «Гости» и вешает другую — «Невольницы» (тоже, кстати, спектакль Лобанова).

Запрет постановки стал ударом для его создателей. Зорин, не справившись с потрясением, попал в больницу, Лобанов отошел от руководства: к тому моменту он уже несколько лет болел и новые проблемы его подкосили. Через пять лет его не стало.

Вампилов, раскол и воссоединение

Руководители театра много раз менялись. В 1970 году на пост главного режиссера пришел Владимир Андреев. Он первым в Москве начал ставить пьесы Александра Вампилова, которые в других театрах считали слишком смелыми. Названия «Старший сын», «Прошлым летом в Чулимске», «Стечение обстоятельств» и «Утиная охота» впервые появились на афишах Театра имени Ермоловой. Драматург этого уже не узнал — он ушел из жизни в 1972 году в возрасте 34 лет.

В 1985-м Андреева пригласили на работу в Малый театр, а его место в Театре имени Ермоловой занял Валерий Фокин. Он привел в коллектив Олега Меньшикова, Татьяну Догилеву и Александра Балуева. На первый же поставленный им спектакль — «Говори» по очеркам Валентина Овечкина — билеты раскупались сразу же после появления в кассах. Следующие спектакли — «Спортивные сцены 1981 года» Эдварда Радзинского и «Приглашение на казнь» по Владимиру Набокову — закрепили за театром славу одного из передовых.

Наступают 1990-е: перестройка, общественные катаклизмы, неуверенность в будущем. Труппа из-за внутренних разногласий распадается на два коллектива: Театр имени Ермоловой и Международный театральный центр имени Ермоловой. У каждого свой репертуар.

Фокин уходит, а Владимир Андреев возвращается и становится художественным руководителем Театра имени Ермоловой. В 1996-м он ставит спектакль «Мария Стюарт» по одноименной трагедии Фридриха Шиллера, в котором находит роли для артистов из обоих коллективов. Так началось воссоединение. Окончательно оба коллектива снова стали одним театром в 2000-м.

Спектакль «Мария Стюарт»

Художественный руководитель Меньшиков

Весной 2012 года Владимир Андреев передал свой пост Олегу Меньшикову — актеру и режиссеру, народному артисту России. Незадолго до назначения он поставил спектакли «Оркестр мечты. Медь» и «1900», которые и сегодня можно увидеть на сцене театра.

Первым делом Меньшиков ввел должность президента театра для Владимира Андреева. Далее он инициировал ремонт, в ходе которого обновили все помещения. В 2014 году открылась новая сцена. Зрительный зал назвали Андреевским — в честь Владимира Алексеевича. Появилась внутритеатральная премия имени А.М. Лобанова, которую каждый год вручают лучшим режиссерам и актерам, а также наиболее видным представителям других творческих профессий.

Что смотреть

«Оркестр мечты. Медь» — один из главных спектаклей Театра имени Ермоловой. На сцене — Олег Меньшиков и духовой оркестр, созданный им в 2011 году. Под музыку великих композиторов Олег Евгеньевич рассказывает истории из своей жизни, шутит, делится мечтами. Сам он называет это представление «музыкальной книгой».

Еще один спектакль Меньшикова — «1900» по пьесе итальянского писателя Алессандро Барикко. Главный герой — талантливый пианист, который родился на лайнере и не знает, что такое твердая земля под ногами. Однако его жизнь оказывается гораздо интереснее, чем жизни тех, кто ему сочувствует. Эту историю многие могли видеть и на экране: в 1998 году вышел фильм «Легенда о пианисте», снятый Джузеппе Торнаторе.

Для тех, кто любит хорошие психологические драмы, — спектакль «Фотофиниш», который Сергей Голомазов поставил в 2006 году. В основе — одноименная пьеса Питера Устинова. Главный герой, пожилой писатель Сэмуэль Кинсейл, получает возможность встретиться с самим собой на разных этапах жизненного пути — когда ему 20, 40 и 60 лет. 80-летнего Кинсейла играет Владимир Андреев.

Недавний эксперимент театра — спектакль «Текст» по роману создателя вселенной «Метро» Дмитрия Глуховского. События разворачиваются не в постапокалиптическом будущем, а в сегодняшней Москве. Режиссер — Максим Диденко. На сцене — металлические сетки, прожекторы, несколько экранов, образующих вместе один большой, на них транслируют видео с телефона, которые смотрит главный герой. Жанр спектакля создатели определили как кибернуар.

Репертуар театра сегодня — это более 20 названий. Среди них, кроме уже перечисленных, — «Макбет», «Портрет Дориана Грея», «Гамлет», «Игроки», «Ревизор», «Демон», «Господин Слуга», «Из пустоты…(восемь поэтов)», «Утиная охота», «Утюги», «Любовь моя и молодость моя…», «Процесс», «Ранчо», «Русский психопат», «Светит, да не греет», «Странный человек». Олег Меньшиков обещает: в ближайшем будущем зрителей ждет еще немало интересного: выставки, программа «Ермоловский+», чтение новых киносценариев в проекте «Кино на сцене» и многое другое.

«Текст» Максима Диденко: что нужно знать о новом спектакле в Театре имени Ермоловой

Театр Ермоловой

В 1925 году выпускники студии при Малом театре основали передвижной театр, названный фамилией актрисы Марии Ермоловой. Двадцать лет спустя учреждение разместилось в здании Постниковского пассажа. В 1942 году худруком театра стал Андрей Лобанов, который перестал учить актеров и требовал, чтобы они сами придумывали решения для своих героев и чувствовали их. В энциклопедии «Кругосвет» приводится мнение артиста Всеволода Якута о методах работы Лобанова:

«Он начал истреблять то, что считал рудиментами нашего студийного прошлого, взяв курс на профессионализацию коллектива».

С 1990 по 2012 год худруком театра был Владимир Андреев. Перед тем, как уступить должность актеру и режиссеру Олегу Меньшикову, он открыл новую должность — президент театра. Это место закреплялось за возрастными актерами с сохранением зарплаты. Сам Андреев был президентом Театра Ермоловой с 2012 года до своей смерти в 2020-м.

Валерий Мельников/РИА «Новости»

Заняв посты худрука и директора, Меньшиков отремонтировал театр, построил новую сцену, убрал из репертуара 24 старых спектакля и организовал благотворительные постановки для помощи больным детям. При Меньшикове появилось мероприятие «Кино на сцене. Покровские ворота», в котором актеры читают текст со сцены, а на экране демонстрируются отрывки киноленты без актеров. В 2018 году режиссер Максим Диденко представил спектакль «Текст» в жанре «кибернуар» — эксперимент на стыке зарубежного кино пятидесятых и визионерских романов о проникновении технологий в человеческую жизнь.

21 августа 2021 года в СМИ появилось обращение уволенных из театра Ермоловой артистов к Владимиру Путину. Согласно письму, руководство решило «незаконно уволить» 29 сотрудников. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что в Кремле знают об этом обращении, но вмешиваться в конфликт не будут. Позднее руководство театра назвало «домыслами» содержание письма, однако Меньшиков после его публикации сложил полномочия директора (но не худрука). Директором театра стал Сергей Кузоятов.

МХАТ им. Горького

МХАТ им Горького появился в 1987 году после разделения основанного Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко учреждения на два театра. Более 30 лет во главе учреждения стояла советская актриса Татьяна Доронина, которая почти не меняла репертуар. В 2018 году МХАТ им. М. Горького возглавили Эдуард Бояков и его заместитель Захар Прилепин, а Доронину перевели на должность президента театра.

Эдуард Бояков, 2019 год

РИА Новости

Актеры МХАТа рассказали «Газете.Ru», что только за первый год руководства Бояков «уволил или вынудил уволиться» больше 80 человек и привел около 50 новых сотрудников. Он предложил труппе перевестись на краткосрочные контракты и значительно изменил репертуар театра. Многие актеры жаловались, что их лишили ролей и стимулирующей надбавки, составляющей около трети зарплаты.

«После того, как мы не подписали переход на срочный договор, репертуар был изменен, и у меня ни одного спектакля не было. Сейчас это не просто дискриминация, это какой-то геноцид. Мало того, что у людей снимают зарплату, так еще эту часть зарплаты раздают другим, лояльным артистам, — сказала заслуженная артистка России Юлия Зыкова в 2019 году. — Идет разделение коллектива. Играют спектакли с лояльными артистами. Премьеры, которые были выпущены в прошлом году, ставятся по одному или два раза».

В 2021 году появилась информация о том, что Доронина направила Путину письмо с просьбой уволить Боякова. Она назвала худрука «непрофессиональным и бездарным». Народная артистка СССР обвинила Боякова в том, что он уничтожил репертуар театра и «выгнал» талантливых артистов. Подлинность письма подтвердили представители Дорониной.

«Если не назначить срочно нового директора, не пригласить талантливого худрука, любящих русскую литературу и подлинный реалистический, по Станиславскому сыгранный спектакль — все поглотит хулиганский, извращенный, пошлый и развлекательный эстрадно-цирковой балаган с матом и неграмотным, нерусским языком — и с проповедью уничтожения России», — было сказано в обращении.

Бывший актер МХАТа Александр Титоренко подтвердил «Газете.Ru», что с нынешним руководителем у артистки не сложились отношения из-за того, что он убрал из репертуара практически все ее постановки. По словам Титоренко, Доронина даже обращалась к Боякову, чтобы он не трогал спектакли и актеров, но худрук проигнорировал ее замечания. Во МХАТе претензии назвали «спланированной акцией» против нового руководства. В свою очередь в Кремле заявили, что не получали письмо Дорониной.

МХТ им. Чехова

Первым худруком второго театра, образованного после разделения МХАТа, стал Олег Ефремов. В 2000 году артист умер, и на смену ему пришел Олег Табаков. Он взял курс на классические произведения («Белая гвардия», «Вишневый сад», «Гамлет», «Господа Головлевы»), а также на современную драматургию (пьесы Ольги Мухиной, Василия Сигарева, братьев Пресняковых). Табаков привлек к работе в театре ведущих актеров (среди них — Ольга Яковлева, Марина Голуб, Дмитрий Назаров, Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Алексей Кравченко, Ксения Лаврова-Глинка) и режиссеров (Сергей Женовач, Виктор Рыжаков, Владимир Машков, Кирилл Серебренников, Константин Богомолов, Лев Эренбург, Дмитрий Крымов и многие другие).

После смерти Табакова в 2018 году худруком МХТ был назначен Сергей Женовач. В 2021-м актеры и общественность возмутились снятием с репертуара театра спектаклей Константина Богомолова («Идеальный муж» и «Карамазовы») и Кирилла Серебренникова («Зойкина квартира»). Исполнительница главной роли в «Зойкиной квартире» Лика Рулла заявила «Газете.Ru», что постановка полюбилась зрителям и уже стала «классикой».

«Я не понимаю, чем руководствуется Сергей Васильевич [Женовач]. Наверное, у него далеко идущие планы — и он как руководитель видит перспективу, — сказала Рулла. — Кроме как досады и разочарования, у меня нет никаких эмоций по этому поводу. Я очень жалею, что ведется такая политика театра».

Сам Женовач объяснил, что отказ от некоторых старых постановок — это нормальная политика театров, без которой невозможно развитие.

«Современник»

Московский театр «Современник» основан в 1956 году выпускниками Школы-студии МХАТ. С 1956 по 1970 год худруком театра был Олег Ефремов, а с 1972 по 2019-й — Галина Волчек. Под ее руководством «Современник» впервые гастролировал по США в 1978 году. В 1997-м он стал первым зарубежным театром, получившим престижную награду «Drama Desk Award». После смерти Волчек в декабре 2019 года худруком театра стал заслуженный деятель искусств России Виктор Рыжаков. Он вычеркнул из репертуара «Современника» некоторые постановки, включая «Шагает солнце по бульварам», в которой звучат композиции Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого и других. Летом 2020 года на закрытом сборе труппы актер Сергей Гармаш объявил, что уходит из театра. По его мнению, назначение Рыжакова худруком ведет к разрушению учреждения.

Сергей Пятаков/РИА «Новости»

«На сегодняшний день ситуация внутри труппы чудовищная. Сейчас на место авторитету пришел тоталитаризм: мнения могут быть разными, но правильное одно — мое. И это декларирует человек, еще ничего не сделавший в театре. Вернее, сделавший уже очень многое для его развала и уничтожения», — говорил Гармаш.

В августе 2020 года Рыжаков провел режиссерско-драматургическую лабораторию «Семь», призванную осмыслить художественное наследие «Современника». В проекте участвовали десять молодых режиссеров и столько же драматургов, которые встретились с экспертами и прошли несколько мастер-классов. Также в «Современнике» появилась лаборатория «Пора-театр», посвященная явлению инклюзии в современном театре. Кроме того, под руководством Рыжакова в театре вышел благотворительный спектакль «Мам, а кто это на фото?» молодого режиссера Филиппа Гуревича.

В интервью РИА Новости худрук заявил, что цели театра не сильно отличаются от того, что было заложено основателями: «Про что мы сегодня, что же для нас самое главное, как говорить со зрителем, каким образом искренне отзываться на те или иные события нашей реальности».

Осенью 2021 года Рыжаков возмутил труппу предложением «рассмотреть возможность предлагать редко задействованным в постановках театра штатным актером выполнять административную работу в театре».

Театр на Таганке

Театральный режиссер, создатель и художественный руководитель Театра на Таганке Юрий Петрович Любимов во время репетиции спектакля «Живой» по повести русского писателя-прозаика Бориса Андреевича Можаева (1923-1996) «Из жизни Федора Кузькина» в театре на Таганке, 1968 год

Анатолий Гаранин/РИА Новости

В 1964 году актер и педагог Юрий Любимов преобразовал основанный в 1946 году Московский театр драмы и комедии в Театр на Таганке. Режиссер привел в труппу своих учеников и говорил kp.ru, что к его приходу «состояние театра было ужасное».

«Публика на спектакли совсем не ходила. Я тогда поставил условие: закрываю старый репертуар и открываю новый. И, главное, я прихожу со своими ребятами», — вспоминал Любимов.

Репертуар обновленного театра отражал эстетику Бертольта Брехта, Евгения Вахтангова, Всеволода Мейерхольда и Константина Станиславского — их портреты Любимов повесил в фойе учреждения. Театр обходился без занавеса и с минимумом декораций, в спектаклях применялись пантомима, теневой театр, музыка. Сначала в постановках активно использовались стихотворения («Товарищ, верь…» по Александру Пушкину, «Послушайте!» по Владимиру Маяковскому, «Антимиры» по Андрею Вознесенскому), а затем — проза («Мать» Максима Горького, «Что делать?» Николая Чернышевского, «…А зори здесь тихие» Бориса Васильева, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и другие).

Ближе к 1980-м Любимова признали диссидентом из-за острых и откровенных постановок. Государством были запрещены спектакли «Борис Годунов», «Владимир Высоцкий» и другие. В 1983-м во время гастролей за границей Любимов раскритиковал жизнь в СССР и не вернулся — его лишили гражданства. Место худрука Театра на Таганке занял Анатолий Эфрос. Он ставил сильные спектакли (особенное признание получила постановка «У войны не женское лицо» по пьесе Светланы Алексиевич), но не смог найти общий язык с актерами. Некоторые «шестидесятники» были оскорблены нарушением принципа единения и объявили худруку бойкот.

В 1987 году Эфрос умер, и его место занял Николай Губенко. За несколько лет он добился возвращения гражданства Любимову и дал ему должность режиссера в театре. Но вскоре у них возник конфликт из-за разных взглядов на будущее, и труппа разделилась на две части. Губенко основал «Содружество актеров Таганки», которое разместилось в новом здании, а Любимов остался в старом.

Художественный руководитель театра Николай Губенко на закрытии 25-го сезона в театре «Содружество актеров Таганки» в Москве, 2018 год

Екатерина Чеснокова/РИА «Новости»

Один из последних громких конфликтов в Театре на Таганке произошел в 2010 году, когда Любимов предложил актерам перейти на контрактные отношения. Он не выдержал разногласий с труппой и оставил пост — худруком стал Валерий Золотухин. При поддержке департамента культуры он снял с репертуара многие спектакли Любимова. В 2013-м Золотухин ушел из театра по состоянию здоровья и вскоре умер, а его место занял Владимир Флейшер.

В 2014 году сенатор Олег Пантелеев в выступлении в Совете Федерации заявил, что Флейшер провел документальный фестиваль «Майдан», среди зрителей которого были люди с символикой украинской организации «Правый сектор» (организация запрещена в России). За это худрука обвинили в пропаганде аморального образа жизни и отсутствии патриотизма. В ответ Флейшер представил программу постановок, согласно которой в это время в театре проходили другие мероприятия.

В 2015 году директором театра стала Ирина Апексимова. Она создала лабораторию «Открытая репетиция», в рамках которой режиссеры приходили с собственными материалами, распределяли роли между актерами, и после нескольких репетиций представляли постановки на суд зрителей. Таким образом репертуар театра пополнился несколькими новыми спектаклями. А 9 октября этого года расколовшийся в 1993 году театр вновь стал единым. Часть здания, где играли члены «Содружества актеров Таганки», теперь будет называться Новой сценой.

«Гоголь-центр»

Режиссер Кирилл Серебренников

Владимир Астапкович/РИА «Новости»

Само появление театра «Гоголь-центр» началось со скандала. В 2012 году режиссер Кирилл Серебренников стал художественным руководителем Московского драматического театра им. Н. В. Гоголя и объявил о планах превратить его в «Гоголь-центр». Труппа театра выступила против назначения Серебренникова худруком без конкурса и программы. Также актеры раскритиковали его за отказ от системы Станиславского и отсутствие диалога с подчиненными. В конце сентября они вышли на согласованный митинг у памятника Гоголю в Москве.

Протестующие выступили против расформирования театра, а также заявили, что руководство предлагает им уволиться без причины. Тем не менее уже в октябре МДТ им. Гоголя был закрыт, и вместо него власти Москвы создали «Гоголь-центр».

Резидентами учреждения стали студия «SounDrama», «Седьмая студия», компания современного танца «Диалог Данс» и некоторые актеры из труппы расформированного театра. В репертуар театрального центра вошли десятки спектаклей, включая «Декамерон», «Петровы в гриппе и вокруг него», «Мертвые души» и «Гамлет».

Спектакли театра неоднократно становились предметами общественной критики — например, содержание «Отморозков» по повести Прилепина «Санькя» называли «разлагающим и экстремистским». Из-за «проверок на предмет педофилии» был отменен спектакль «Человек-подушка».

За несколько лет скандалы утихли, и театр благополучно существовал до нового потрясения, которое произошло в мае 2017 года. Тогда Серебренникова и «Седьмую студию» обвинили в хищении государственных средств в размере более 200 млн рублей. Режиссер утверждал, что эти средства использовались для реализации проекта «Платформа», направленного на популяризацию современного искусства. Почти два года Серебренников и другие фигуранты дела находились под домашним арестом — 8 апреля 2019-го их отпустили под подписку о невыезде. Сразу после освобождения режиссер вышел на поклон с артистами «Гоголь-центра». Через год Серебренникова признали виновным в хищении около 129 млн рублей и приговорили к трем годам условного срока. В феврале 2021-го на посту худрука «Гоголь-центра» его заменил Алексей Агранович.

Театр Олега Табакова

Кирилл Каллиников/РИА «Новости»

В 1977 году режиссер и актер Олег Табаков получил в управление бывший угольный склад по адресу улица Чаплыгина, 1а и вместе со студентами отремонтировал это помещение для студии. Через год там сыграли первый спектакль по пьесе Алексея Казанцева «С весной я вернусь к тебе» в постановке Валерия Фокина. Театр набирал популярность и получил неофициальные названия «Подвал», «Подвальный театр» и «Табакерка». На какое-то время труппа распалась, а в 1986 году замминистра культуры подписал приказ о создании театра-студии под руководством Табакова.

После многолетних споров строительство помещения для театра на Сухаревской площади началось в 2007 году и завершилось в 2016-м. Через два года Табаков скончался, и на смену ему пришел Владимир Машков. В первую очередь он предложил сократить название Московского театр-студии под руководством Олега Табакова до «Театра Олега Табакова». Некоторых артистов Машков перевел на новую форму контракта, которая подразумевает сотрудничество на основании единовременной оплаты за выход к зрителям.

Художественный руководитель Театра Олега Табакова, актер Владимир Машков на церемонии прощания с художественным руководителем Московского театра «Современник» Галиной Волчек

Рамиль Ситдиков/РИА «Новости»

Сын Табакова Павел признался, что ему стало некомфортно в театре, и он принял решение покинуть труппу. По словам актера, которому сейчас 26 лет, однажды его включили в спектакль без предупреждения.

В 2020 году вдова Табакова Марина Зудина заявила, что Машков не дает ей новых ролей. По словам 55-летней актрисы, режиссер «платит ей, чтобы она не выходила на сцену и просто тихо сидела». Народная артистка России призналась, что выходит на сцену 5-6 раз в год со старыми спектаклями, а в новых постановках ей не доверили ни одной роли.

«Мне никогда не обидно, меня не надо жалеть, потому что я достаточно сильный человек», — сказала Зудина в шоу НТВ «Секрет на миллион».

Слухи об увольнении из «Табакерки» она опровергла в комментариях к своему посту в Instagram.

Театр сатиры

Александр Ширвиндт

Илья Питалев/РИА «Новости»

Александр Ширвиндт возглавлял Театр сатиры на протяжении 20 лет, но в конце сентября 2021 года неожиданно объявил о своем уходе с поста худрука. 87-летний актер объяснил свое решение тем, что «возраст берет свое». При этом в самой администрации театра «Газете.Ru» не смогли ответить на вопрос о преемнике. Директор учреждения Мамед Агаев вовсе заявил, что «не в курсе» ухода Ширвиндта с поста.

Впервые Ширвиндт сообщил о том, что покидает должность худрука еще в 2020 году. По данным СМИ, на замену режиссеру должен был прийти Сергей Газаров (ныне худрук театра «Прогресс Сцена Армена Джигарханяна»). Однако вскоре в самом Театре сатиры заявили, что Ширвиндта удалось «уговорить» остаться.

Теперь же прогнозы сбылись: 8 октября худруком Театра сатиры был назначен Газаров. Он будет будет совмещать руководство обоими театрами.

Российский актер Олег Меньшиков ушел с должности директора Московского театра имени М.Н. Ермоловой. При этом артист продолжит свою деятельность на посту художественного руководителя. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу театра.

Как отметила собеседница агентства, Меньшиков отказался от своих полномочий еще в июне этого года. Вместо него пост директора театра занял Сергей Кузоятов.

В июле Московский театр имени М.Н. Ермоловой объявил о сокращении штата в связи с оптимизацией на фоне пандемии. Представители театра подчеркнули, что действия дирекции не нарушают трудовое законодательство РФ, и в списке на сокращение оказались лишь те артисты, которые не имеют ролей в текущем репертуаре или на протяжении нескольких лет не появляются в театре.

После этого в сети распространилось письмо от одного из артистов театра, который заявлял, что руководство театра намерено уволить 29 сотрудников. Уволенные артисты обратились к  Владимиру Путину с просьбой обратить внимание на сокращение штата. Директор Кузоятов опроверг информацию об увольнении 29 человек, отметив, что из артистов в список попали лишь 18 человек, добавив, что в некоторых случаях речь идет о ставках, которые были освобождены ранее и теперь исключаются из штатного расписания.

Изображение на превью: Валерий Мельников/РИА Новости

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще наши интересные статьи:

  • Флуифорт инструкция по применению для детей при сухом кашле
  • Либхер инструкция на русском liebherr biofresh nofrost
  • Samsung scx 3405w подключение к wifi инструкция по применению
  • Инструкция horizon spf 20a на русском
  • Руководство прокуратуры минской области

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии