В 2003 году компанией Айсин была запущена серия АКПП 09D, специально разработанная для Porsche Cayenne. Первой трансмиссией в этой линейке стала шестиступенчатая TR 60-SN (09D по VAG).
В это же время был выпущен первый шестиступенчатый автомат для автомобилей, оборудованных передним приводом. Эта АКПП получила название TF 60-SN и обкатывалась в Японии на Altezza (объем двигателя — 2 литра).
Предполагалось, что данная АКПП сможет составить конкуренцию ZF6HP (также шестиступенчатым) и будет претендовать на первоочередное использование в люксовых автомобилях (таких как Ауди, Лексус и других). Ожидания оправдались частично. Ауди пользуются 09D только во внедорожниках Q 7, которые оборудованы дизельными моторами на 3-4,2 литра. Правда серия этих автомобилей является ограниченной, к тому же компания Ауди таким образом просто выполняет взятые ранее обязательства. После того, как немцы выпустили серию ZF6HP, в Audi решили отдать предпочтение модели ZF6 HP26 -32.
Версии АКПП
Такой выбор был во многом продиктован излишней осторожностью, которой славится японская компания. Версии TR60SN решили создать репутацию «неубиваемой» АКПП, а это не позволяло авто, эффектно буксуя колесами, резко срываться с места. Немецкая трансмиссия ZF6HP лишена этого недостатка, поэтому Ауди сделала выбор в пользу данной модели. TR60-SN — АКПП для состоятельных людей, которые все же ценят и дорожат своим автомобилем, а не меняют их, образно говоря, ежедневно.
Надежность АКПП
Таким образом, Фольксваген оборудовал этой трансмиссией свои Touareg, имеющие движки (дизельные) объемом 2,7-6 литров. Туареги довольно часто оказываются в автомастерских на ремонте АКПП. Это АКПП, рассчитанные на работу с 3,2-4,2 литровыми двигателями, выпущенные до 2006 года. А вот с 2011-го на авто (двигатель 2-3,6 литра) ставится уже доработанная версия 09D, которые работают намного стабильнее.
Начиная с 2007-го трансмиссией AW TR-60 SN Тойота начинают оборудовать полно- и заднеприводные внедорожники (объем движка — более 4,6 литров) Лэндкрузер и Лексус.
Распространенные неисправности АКПП 09 D — TR60SN
Проектировкой данной трансмиссии занималась Айсин — японская компания. Одной из основных целей разработчиков было сделать «неубиваемую» АКПП, работающую с заднеприводными авто. Но большинство производителей автомобилей производили свои настройки трансмиссии, которые давали автовладельцам больше свободы и возможностей выбора. Таким образом, водитель мог сам решать, стоит ему эффектно сжигать фрикционы, давя газ до упора, или относиться к деталям АКПП более бережно. Самыми «свободолюбивыми» в этом плане оказались настройщики компании Фольксваген.
Гидроблок, которым оборудована трансмиссия 09D, во всех машинах был существенно усовершенствован, а благодаря заложенным компьютерщиками в 2005 году настройки, ресурс АКПП значительно вырос.
Что касается клапанных плит, то они также со временем видоизменялись. Модернизация шла до 2005 года, и касалась в основном добавочных датчиков, с помощью которых можно регулировать давление. Еще в некоторых моделях (например, в Порше) разработчики добавили TURBO.
Наиболее частыми посетителями автомастерских, как уже упоминалось, являются гидравлические блоки Туарегов. Они также могут разниться, в зависимости от мощи движка. Например, для автомобилей, имеющих двигатель на 4,6 литра, предусмотрена особая клапанная плита.
В целом, автолюбители с агрессивным стилем вождением, должны тщательно следить за состоянием масло и регулярно менять его.
Схема 09D (TR-60SN)
Гидроблок 09D (TR-60SN)
Мануал по соленоидам 09D (TR-60SN)
Руководство по ремонту АКПП 09D
Мануал по ремонту АКПП 09D (Русский язык)
Руководство по ремонту АКПП 09D
Полезная информация | Типичные неисправности | Ремонт
В начале двухтысячных годов автомобильный концерн Volkswagen Audi разрабатывал полноприводные и заднеприводные модели кроссоверов – Porsche Cayenne, Audi Q7 и Volkswagen Touareg. Для установки на эти автомобили была создана шестиступенчатая коробка передач 09D, которая устанавливалась на автомобили с мотором более 4 литров объема.
Одной из особенностей данной коробки передач является полностью автоматический блок управления, который позволял обеспечить максимальную скорость переключения передач и оптимизировал работу трансмиссии под манеру езды автовладельца. В тоже время необходимо сказать, что настройки этой коробки передач не допускали спортивной и агрессивной манеры езды. При плавном разгоне коробка гарантировала максимально точные переключения передач, что я обеспечило возможность оптимальной реализации динамических показателей мощных моторов. По мере нахождения акпп 09D на конвейере она получала небольшие изменения, которые выражались в различных планетарных передачах, размерах стальных дисков и количества фрикционов.
Запчасти для АКПП 09D/TR60 купить
Из характерных поломок данной модификации коробки передач можно назвать проблемы с масляным насосом, который спустя 100 – 150 тысяч километров пробега выходил из строя и требовал замены. В данном случае замена производилась как помпы, так и масла с фильтрами. В отдельных случаях требовалось производить замену сальника насоса. Ещё одним слабым местом данной модификации трансмиссий является проводка соленоидов. В данном случае ремонт заключался в замене повреждённой проводки и не требовал выполнения демонтажа трансмиссии. Распространенной поломкой является выхода из строя фрикционов, что в свою очередь приводило к проблемам с гидроблоком. Ремонт в данном случае напрямую зависит от характера поломки. Так, например, в отдельных случаях требовалось лишь заменить гидромуфту или же фрикционные накладки. При серьезных поломках требовалось производить полную замену гидраблока, что приводило к существенному увеличению затрат на ремонтные работы.
Модификация AW TR-60SN
Данная модификация шестиступенчатой коробки передач была разработана специалистами японской компании Айсин в 2003-м году. Трансмиссия предлагается для автомобилей Порше Кайен и кроссоверов от Ауди и Фольксваген с ограничением объема мотора в 4 литра.
Разработка данной модификации трансмиссия велась в течение нескольких лет. Основной сложностью при разработке автоматической коробки передач свелась к тому, что необходимо было сделать трансмиссию, способную использоваться с моторами, чей показатель мощности превышает 400 лошадиных сил. В итоге пришлось использовать усиленную конструкцию, которая позволяет с легкостью переваривать мощные двигатели. Специальная система смазки картера АКПП TR-60SN позволила поддержать температуру коробки передач на необходимом уровне. Специальный компьютер и многочисленные системы следили за давлением в системе охлаждения и при необходимости вносили коррективы в работу гидроблока.
Необходимо отметить, что с шестицилиндровыми моторами, мощность которых не превышала 300 лошадиных сил, данная автоматическая коробка передач зарекомендовала себя с наилучшей стороны. Тогда как при установке её на сверхмощные 10 цилиндровые версии дизельного силового агрегата трансмиссия не выдерживала и сотни тысяч километров пробега. В последнем случае выполнять капитальный ремонт коробки передач было нецелесообразно, поэтому большинство автовладельцев таких сверхмощных дизельных кроссоверов заменяли её на новую коробку передач.
Проблемным местом являлась автоматика, которая достаточно часто выходила из строя. Причём ломались не только встроенные датчики, которые ответственны за диагностику тех или иных параметров работы коробки передач, но и многочисленные передающие шлейфы, по которым транслировались команды исполнительным устройствам внутри коробки передач. Необходимо отметить, что стоимость ремонта акпп AW TR-60SN отличалась высокой стоимостью. Подобное объясняется высокой ценой как самих запчастей, так и трудоемкостью производимой работы.
Схема Audi 09D (AW TR-60SN)
Скорость — Пакет 09D (AW TR-60SN)
Соленоиды 09D (AW TR-60SN)
Гидроплита с соленоидами раскладка
АКПП Audi / VW 09D, AW TR-60SN
Эту 6-ступенчатую АКПП TR60-SN (09D по VAG) Айсин разработала и в 2003-м году запустила в серию для заднеприводных Porsche Cayenne с двигателем от 4-х литров.
Разработана одновременно с первым 6-ступенчатым автоматом для переднеприводных авто — TF60-SN и опробована с 2001-го года на 2-х литровой Altezza на японских дорогах.
Эта трансмиссия должна была застолбить свое первенство в мире для люксовых брендов типа Порш, VW-Ауди, Лексус и стать конкурентом новым 6-ступенчатым трансмиссиям ZF6HP. Но это получилось только отчасти. Ауди используют 09D для внедорожников Q7 с дизелями от 3-х до 4.2 л, но только на ограниченной серии и только потому что имела определенные обязанности. После выхода немецкой серии ZF6HP, Ауди полностью отдалась во власть 6HP26 -32.
Но не потому что айсиновский автомат оказался неудачным, а скорее из-за того, что настройки его были выполнены с японской осторожностью и «недемократичностью». TR60SN претендовал на лидерство в сегменте «неубиваемых» и не позволял с пробуксовкой колес рвать машину с места — того, что предложили инженеры ZF6HP. TR60-SN была рассчитана скорее на богатых и привязанных к своим коням, а не на богатых и легко меняющих загнанных коней.
Поэтому Фольксваген выбрал ее для всех Touareg-ов, с двигателями от 2.7л (дизель) до 6л. Наиболее частыми клиентами в ремонте детских болезней этой АКПП являются именно Туареги 3.2л — 4.2л до 2006 года. C 2011 года уже отработанный 09D устанавливают и на Тигуаны с двигателями от 2л до 3.6л.
С айсиновским именем AW TR-60SN Тойота устанавливает с 2007-го года на мощные (свыше 4.6л) задне- и полно-приводные внедорожники Лексус и Лэндкруизер. Существует несколько под-модификаций этой трансмиссии для своего класса крутящего момента, отличающихся планетарными рядами, количеством фрикционов и стальных дисков, размерами некоторых узлов и деталей. В 2009-м году её сменила 8-ми ступенчатая родственница TR80-SD.
Эта трансмиссия была спроектирована японской Айсин чтобы стать «неубиваемой», как и все ее заднеприводные АКПП. Но каждый автопроизводитель настраивал свой ТСМ (компьютер акпп) «демократично», чтобы дать возможность водителю самому решать с помощью педалей — беречь автомат или не жалея жечь фрикционы сцеплений и гидротрансформатора, продавливая педалью газа пол машины. Особенно «демократичными» оказались компьютерщики Фольксвагена.
Замена масла и фильтра
Масла в саму коробку входит ок. 9 литров. Остальное — приходится на радиатор. Каждый автопроизводитель использует свое масло (G055025A2) и под него производит все настройки ТСМ и гидроблока.
Рекомендуется делать частичную смену масла каждые 40-60 ткм после окончания гарантии. Коробка может принять и тойотовское масло WS — эта трансмиссия не так капризна к маслу как ZF6HP, здесь даже фильтр — многоразовый с металлической сеткой. Масло проверяется по переливному отверстию поддона (+40°С) и меняется тем же способом, как и у более распространенного в сервисах TF60-SN.
Масляный фильтр с металлической сеткой — №136010 закрытый, не промывается и после 150-200 ткм часто планово заменяется, если конечно фрикционы не сгорели раньше. Входит в типичный заказ при капремонте.
Мастера рекомендуют в пару к этому фильтру для возрастной машины устанавливать магистральный фильтр тонкой очистки — 100019. Подробнее — здесь.
Детали для переборки и капремонта
Подобрать ремкомплекты — нажми клавишу слева.
В полный комплект для переборки коробки мастера обычно включают: фильтр масла — 136010, Мастеркит — 136007, вскрытие может потребовать замены втулок — 136030. (ниже)
Если машина долго нагружалась с изношенными кольцами, то горят фрикционы и от температуры дубеют резиновые уплотнения. Ремкомплекты чаще заказывают комплектации Precision или более бюджетный, но достаточно качественный АТОК. Обязательно сдают гидротрансформатор в ремонт для замены изношенного фрикциона блокировки — 136001. |
|
Капремонт всегда производят с заменой фрикционов всем комплектом — 136003. Чаще всего используют неоригинал. Бюджетный ремонт делают с заменой дисков только сгоревших пакетов К1, К2, В1. Пакеты сцепления горят (со стальными дисками) в основном из-за недостатка давления. Причиной этого называют чаще всего забитый гидроблок, соленоиды и уплотнениявтулки и выражается это в проскальзывании пакетов под нагрузкой, или задержками с включением передач. Наиболее часто горят фрикционы 3-х пакетов: пакета К1 — 136106A и с ними — стальные диски 136126A. На втором месте по износу — диски пакета К2 136104 — 136124. И пакеты пакета В1 — 136110—136130. В два раза реже меняют расходники пакетов К3 и В2. И меняют их с заменой всего комплекта фрикционных дисков — №136003. Для полной переборки со сгоревшим маслом заказывают Полный комплект прокладок, сальников фрикционов и стальных дисков — Мастеркит 136007. Если при разборке оказываются «съеденными» или провернутыми хотя бы 2-3 втулки, то меняют их всем комплектом — 136030, чтобы продлить гарантированный ресурс работы автомата еще на несколько лет. |
|
Гидроблок последних лет выпуска достаточно надежен, требуется профилактическая чистка и переборка. Иногда помогает перевтуливать соленоиды, и это на время решает проблему. Опытные мастера заказывают для восстановления соленоидов набор для ремонта соленоидов Айсин — №136419. В гидроблоке TR-60SN часто первым выходит из строя соленоид блокировки гидротрансформатора (ТСС) — №136421 или — 136431. На замену соленоидов решаются мастера после диагностики на стенде и тестирования вакуумом гидроплиты, когда все остальные действия не дали результата. В плите есть еще 2 on/off соленоида-клапана (88 и 89), которые мало беспокоят своими проблемами и после промывки работают еще один срок до следующего капремонта. (подробнее о PWM-соленоидах). |
|
Гидроблок чистят с заменой прокладок (136320). Гидроблоки первых поколений 6-ступенчатых АКПП имели свои «детские» болезни. В основном связанные с настройками ТСМ. Проявлялось это проблемами в переключении передач после пробегов ок. 100 ткм. Причем срок появления проблем и их тип сильно зависел от настроек компьютера и манеры вождения автомобиля. Износ и загрязнение соленоидов и клапанов гидроплиты приводил к нештатной работе системы и как следствие к проблемной работе пакета К1, отвечающего за переключение с 1-й по 4-ю скорости. TR60-SN имеет модифицированную гидроплиту от переднеприводного брата TF60-SN. Еще несколько лет после выпуска гидроблоки активно модифицировались, перепрограммировались, исправляя типичную для тех лет болезнь: быстрый износ каналов, протечки масла, и как следствие — падение давления в системе. Из-за недостатка которого уже страдали втулки и само «железо». В основном гидроблоки производства с 2003 по 2006 гг. после вырабатывания своего небольшого (ок. 160-200 ткм) ресурса просто заменяют. Более поздние модификации при своевременном обслуживании легко работают всю жизнь автомобиля. |
|
Входит в ремкомплект, но часто заказывается отдельно для локальных ремонтов гидроблока и замены подтекающих сальников и втулки насоса. Но чаще мастера заказывают для переборки полный комплект втулок 136030. Для бюджетной переборки, чтобы оттянуть время капремонта покупают один комплект тефлоновых колец — 136199. |
|
В первых моделях слабым местом была втулка насоса. В поздних модификациях АКПП TR-60SN втулки насоса были заменены на подшипники и несколько изменена конструкция статора. Меняют вместе с ремонтом гидротрансформатора — 136001. |
|
Механическая часть этой АКПП от японской Айсин — привычно надежна для всех заднеприводных автомобилей, а электрика имеет все особенности, свойственные первым 6-ступенчатым АКПП 2000-2003 годов, и особенно родственной трансмиссии TF60-SN (подробнее). Иногда причиной неполадок является проводка соленоидов — 136446 |
|
Магистральный фильтр помогает держать масло чистым и уменьшает износ узлов трения. Это особенно рекомендуется всем автоматам, у которых штатный фильтр имеет металлическую сетку. Такой фильтр кроме мелкодисперсной пыли от фрикционов удерживает также и клеевую основу фрикциона, в случае когда накладка стирается до самого основания. Что защищает соленоиды и клапана гидроблока от зависания и износа. Кроме того внутри есть магнит, удерживающий железную пыль и перепускной клапан, который срабатывает если фильтр много лет не менялся и забился напрочь грязью. Такой фильтр стоит менять каждый год или раз в 10 ткм. Подробнее — здесь. |
Гидроблок 09D для всех автомобилей был принципиально модифицирован в конце 2005 года и настройки компьютера серьезно увеличили его ресурс.
Клапанные плиты отличаются по годам выпуска (до 2005 г. и после) по добавочным датчикам-включателям давления (Pressure Switch — слева), а также по наличию TURBO (Порше).
Достаточно часто идут в ремонт гидроблоки для Туарегов. И тоже различаются по мощности двигателя. Для Туарегов 4.6л — своя клапанная плита.
Для этих АКПП мастера настоятельно рекомендуют различные мероприятия по улучшению охлаждения акпп, например — установку дополнительного радиатора (для некоторых моделей, где штатный радиатор не справляется и коробка каждое лето перегревается, стоит проверить исправность штатного термостата).
Также агрессивным водителям рекомендуется регулярно проверять масло и менять его как только оно потемнеет и потеряет прозрачность.
Японские автомобили с этой трансмиссией запрограммированы аккуратнее, охлаждения им вполне хватает, а настройки электроники ограничивают возможности водителя зажигать на горных дорогах и успешно предохраняют масло от перегрева свыше 120 градусов и слишком быстрого износа фрикциона блокировки муфты.
Точные цены и наличие запчастей для АКПП можно посмотреть в Интернет-магазине, нажав номер нужной позиции выделенный оранжевым фоном.
На каких авто устанавливалось это семейство АКПП:
Авто | Модель | Год выпуска | Страна сборки | Двигатель | Модель | Альтернативное имя | |
VOLKSWAGEN | TOUAREG | 02-11 | RUS SVK | 6 SP AWD | V6 2.7, 3.0, 3.2, 3.6, L5 2.5, V6 2.7, V8 4.2, 5.0 | 09D | AISIN TR60SN |
AUDI | Q7 | 05-2010 | BIH SVK | 6 SP R/AWD | V6 3.6L V8 4.2L | 09D | TR60SN |
LEXUS | GS460 | 09-.. | JPN | 6 SP AWD | V8 4.6L | TR60-SN | |
LEXUS | IS | 07-.. | JPN | 6 SP RWD | V8 5.0L | TR60SN | |
LEXUS | LX570 | 08-.. | JPN | 5 SP AWD | V8 4.7L | TR60SN | |
PORSCHE | CAYENNE | 03-2007 | DEU | 6 SP R/AWD | V6 3.0L 3.2L 3.6L V8 4.5L 4.8L | TR60SN | |
TOYOTA | ALTEZZA | 01 | JPN | 6 SP RWD | V6 2.0L | TR60SN | |
TOYOTA | HILUX SURF | 09-.. | JPN | 6 SP R/AWD | V8 4.6L | TR60SN | |
TOYOTA | LAND CRUISER | 07-.. | JPN | 6 SP AWD | V8 4.6L 5.7L | TR60SN |
Примерный ассортимент запчастей для ремонта этой АКПП
Актуальную цену и наличие — можно узнать, нажав номер детали.
Полное наименование | Код, узнать наличиецену |
Диагностика и ремонт гидротрансформатора АКПП TR60SN/09D | 136001 |
Комплект Прокладок и Сальников без поршней, TR60SN/ 09D , Touareg, Phaeton VW, AUDI, PORSCHE, 2002-up (K79900J),(Ремкомплект Оверол кит Overhaul Kit)-входят 2 прокладки гидроблока, они подходят на | 136002 |
Комплект фрикционных дисков, TR60SN/09D Touareg, Phaeton 2003-Up | 136003 |
Комплект Стальных дисков, AW-TR60SN Touareg, Phaeton 2004-Up | 136004 |
Мастеркит TR60SN/09D Touareg/Phaeton 04+ (Комплект прокладок и сальников, всех фрикционов и сталей, без обрезиненных поршней) Master Kit, состоит из 136002-TK + 136004 + 136003 | 136007 |
Фильтр АКПП, TR60SN/09D VW/Audi/Porsche 2003-Up | 136010A |
Комплект (9 шт) бронзовых втулок, TR60SN/09D, Bushing Kit, 2004-Up | 136030A |
Комплект (11 шт) биметаллических разрезных втулок, TR60SN/09D, Bushing Kit, 2004-Up | 136030 |
Сальник/манжета насоса, TR60SN/09D [62.3x44x8] (входит в состав ремкомплекта прокладок и сальников) 2004-up | 136070A |
Сальник (манжета) насоса, TR60SN(09D) (62x44x7,3) 2004-Up | 136070B |
Сальник выходного вала, Seal, TR60SN/09D Extension Housing (72.5x42x15.2), 2003-up, NOK | 136074A |
Фрикционный Диск, TR60SN/09D K-3 Clutch [36Tx2,0x170] 2003-Up | 136100A |
Фрикционный Диск, TR60SN/09D K-2 Clutch [42Tx2,0x137] 2003-Up | 136104A |
Фрикционный Диск, TR60SN/09D K-1 Clutch [40Tx2,0x165] 2003-Up | 136106A |
Фрикционный Диск, TR60SN/09D B-1 Clutch [48Tx2,0x195] 2003-Up | 136110A |
Фрикционный Диск TR60SN/09D B-2 Clutch [50Tx1,8×173] 2003-Up | 136116A |
Стальной диск, TR60SN/09D K-3 Clutch [36T x 2 x 145,92] 2003-Up | 136120B |
Стальной диск, TR60SN/09D K-2 Clutch (36Тх2,0х114) 2003-Up | 136124A |
Стальной диск, TR60SN/09D K-1 Clutch (36Тх2,0х150) 2003-Up | 136126A |
Стальной диск, TR60SN/09D B-1 Clutch [10Tx169,95×2,1] 2003-Up | 136130A |
Комплект компрессионных колец из 10-ти штук, тефлон, (входят в ремкомплект …002) TR-60SN | 136199AK |
Комплект компрессионных колец из 13-ти штук, тефлон, (входят в ремкомплект …002) TR-60SN | 136199K |
Прокладка поддона, TR60SN/09D (входит в состав ремкомплекта прокладок и сальников) VW/Audi/Porsche 2003-Up | 136300 |
Комплект прокладок гидроблока TR60SN/09D, Valve Body KIT (входят в ремкомплект …002) | 136320K |
Набор инструментов для ремонта(очистки) соленоидов с Большим Корпусом AW09D/G/55-50/TF60/80 (10 предметов без втулок) | 136419KA |
Набор (6 шт) втулок для ремонта соленоидов, AW09D/G/55-50/TF60/80 Bushing set | 136419R |
Набор инструмента +12 втулок, для ремонта соленоидов, AW09D/G/55-50/TF60/80 (12 Bushes, 1 Reamer, 1Tool) Aisin SL Solenoid Bush and Reamer Kit | 136419 |
(Заказывайте по позиции 134421A-AF) Соленоид-Электроклапан переключения пакетов скоростей, Solenoid Shift «A»/ «В» ON-OFF (№88/№89), 09G/TF-60SN/09K/TF-61SN/09M/TF-62SN, 2003-up | 136421A |
Соленоид-Электроклапан блокировки гидротрансформатора, Solenoid Lock-up (TCC Linear №52-0488) N91, с черным разъемом (желтый разъём-замена), TF60SN/TF61SN/09G/09K/09D, 2002-13 | 136421 |
Соленоид-Электроклапан линейного давления Solenoid EPC Pressure control solenoid(PWM) (№93), TR60SN/TF60SN/TF61SN/09G/09K/09D, 2007-up (ТОНКИЙ, нового образца с серым разъёмом) | 136431CA |
Соленоид-Электроклапан пакетов C1(N92),C2(282), (ТОНКИЙ, нового образца), Solenoid TR60SN/TF60SN/TF61SN/09G/09K/09D 2006-up | 136431CB |
Соленоид-Электроклапан, Solenoid EPC/B1/C1/C2/C3 (УНИВЕРСАЛЬНЫЙ), СТАРОГО ОБРАЗЦА, TF60SN/TF61SN/09G/09K/09D, с 2002 г.в., Тайвань | 136431 |
Датчик Оборотов, Sensor, Speed Input TR60-SN (09D) (Датчик — ЧЕРНЫЙ ПЛАСТИК. Разъем — ЖЕЛТЫЙ ПЛАСТИК. Контактов — 2 (ПАПА). дл.27 мм ) 2003-up | 136436 |
Масляный насос в сборе (Вариант с подшипником под гидротрансформатор), TR-60SN/09D Touareg/Q7, Есть варианты по ступицам, нужно сравнивать!!! | 136500A |
Шестерня Солнечная, SunGear, TR60-SN (09D) 27 зубов | 136614 |
Information about rebuild transmission 09D (AW TR-60SN)
By the main complexity when developing an automatic transmission, it was reduced to the fact that it was necessary to make the transmission capable to be used with motors whose indicator of power exceeds 400 horsepower. The special lubrication system of a case of 09D (TR-60SN) has allowed to maintain transmission temperature at the necessary level. The special computer and numerous systems watched pressure in the cooling system and if necessary introduced amendments in operation of the valve body.
With six-cylinder motors which power didn’t exceed 300 horsepower this automatic transmission has proved from the best side. Whereas at her installation on heavy-duty 10th cylinder versions of the diesel power unit transmission didn’t maintain also hundreds of thousands of kilometers of run. In the latter case it was inexpedient to carry out capital repairs of a transmission therefore most of car owners of such heavy-duty diesel crossovers replaced it with a new transmission.
09D Transmission problems
Rebuild
The problem place was automatic equipment which rather often failed. And not only the built-in sensors which are responsible for diagnostics of these or those parameters of work of a transmission, but also the numerous transferring loops on which teams were broadcast to actuation mechanisms in a transmission broke. It should be noted that cost of repair 09D AW (TR-60SN) differed in high cost. Similar is explained by high price as spare parts, and labor input of the performed work.
09D Oil Change
Fluid Type: Use Toyota Type T-IV or Mobil 3309. Original fluid (VAG): G055025A2
Capacity: 8.7 litres
09D How to make adaptation transmission?
Transmission parts scheme
Solenoids TR60SN 09D
Valve Body 09D TR60SN
Parts for Rebuild 09D (TR60SN) Transmission
TR 60SN — 6-ступенчатая АКПП от компании Aisin, созданная в 2003 году и предназначенная для заднеприводных автомобилей Порш Кайен. Устанавливается на транспортные средства с моторами до 4 л, имеет VAG-маркировку 09D.
Владельцы машин с такой трансмиссией должны знать ее особенности, правила технического обслуживания и ремонта.
Описание АКПП TR-60SN
Коробка передач TR 60SN или АКПП 09d разработана и выпущена в 2003-м. Первоначально предназначалась для Porsche Cayenne с силовым агрегатом от 4 л и более. Немногим ранее появилась автоматическая трансмиссия TF 60-SN, которая с 2001-го устанавливалась на автомобиль Altezza с 2-литровым двигателем.
Особенности TR 60SN:
- применение нескольких зажатых настроек;
- 100% управление электроникой;
- требовательность к качеству масла и регулярности обслуживания.
АКПП Aisin 09D создавалась как «не убиваемая» трансмиссия. Производитель Toyota использовал коробку для автомобилей мощностью от 4.6 л с задним и полным приводом. Примеры — Land Cruiser, Lexus.
В конце 2000-х годов АКПП VAG 09D появилась на Фольксваген Туарег с дизельными силовыми агрегатами объемом 2.7-6 л. С 2021-го трансмиссия ставилась на Tiguan с моторами 2-3.6 л.
На какие автомобили ставилась коробка
За время выпуска коробка передач TR 60SN от Айсин ставилась на автомобили многих марок. Средин них Фольксваген, Лексус, Порше, Ауди и Тойота. Для удобства сведем информацию в таблицу ниже.
Марка | Модель | Год выпуска | Двигатель |
Фольксваген | Туарег | 2002-2011 | От 2.7 до 5.0 |
Ауди | Q7 | 2005-2010 | 3.6, 4.2 |
Лексус | GS460 | 2009 — | 4.6 |
IS | 2007 — | 5.0 | |
LX570 | 2008 — | 4.7 | |
Порше | Кайен | 2003-2007 | 3.0-4.8 |
Тойота | Altezza | 2001 | 2.0 |
Hilux SURF | 2009 — | 4.6 | |
Лэнд Крузер | 2007 — | 4.6, 5.7 |
Технические характеристики
Трансмиссия TR 60SN имеет следующие параметры:
- вид — гидравлический автомат;
- число скоростей — 6;
- вид привода автомобиля — задний или полный;
- максимальный объем мотора — 6 л;
- наибольший крутящий момент — до 600 Н*м.
При изучении АКПП важно знать ее передаточные числа. Для Фольксваген Туаре 2005 года они имеют следующий вид:
- главная — 4.56;
- первая — 4.15;
- вторая — 2.37;
- третья — 1.57;
- четвертая — 1.16;
- пятая — 0.86;
- шестая — 0.69;
- задняя — 3.39.
Ресурс коробки
Заявленный срок службы TR 60SN составляет не меньше 200 000 км. Этот параметр зависит от многих факторов: особенностей эксплуатации, своевременности обслуживания и агрессивности езды.
Для продления ресурса рекомендуется:
применять оригинальные запчасти;
регулярно менять масло;
исключение резких разгонов и буксировок;
обращение к опытным специалистам для ремонта;
защита от перегрева и повышенных нагрузок.
Мануал
При обслуживании трансмиссии TR 60SN важно иметь под рукой мануал устройства, в том числе по соленоидам.
Мануалы по устройству TR 60SN и гидроблоку с соленоидами:
Когда менять масло в АКПП TF-70SC
Периодичность замены смазки — каждые 50 000 км. Этот срок уменьшается при выявлении неисправности, загрязнении масла или выходе из строя запчасти. Необходимость обновления жидкости в TR 60SN определяется по ее состоянию и наличию загрязнений.
Проверка уровня жидкости
Для предупреждения возникновения неисправностей важно контролировать состояние смазки. Работа проводится с помощью отверстия в поддоне следующим образом:
- Установка машины на ровной поверхности.
- Запуск двигателя и ожидание нагрева масла в КПП до уровня +40 градусов Цельсия.
- Откручивание нижней пробки для слива рабочей жидкости.
Обратите внимание на особенности течи масла. Если оно выходит тонкой струей, значит, уровня достаточно. Активное вытекание говорит о чрезмерных объемах жидкости. Если смазка TR 60SN вообще не выходит — это свидетельствует о ее дефиците в трансмиссии.
Оригинальное масло и аналоги
В качестве оригинальной смазки рекомендуется VW G055 025, имеющий оптимальный параметр вязкости и необходимые присадки. Артикул 1-литровой бутылки — G 055 025 А2. В качестве альтернативы может использоваться Toyota ATF Type T-IV с номером 00279-000T4-01.
Если не удалось купить оригинальное масло для TR 60SN, рекомендуется использовать аналоги:
- Idemitsu ATF Type-TLS под номером 30040096-750;
- Total Fluide XLD FE с артикулом 181783;
- Castrol ATF Multivehicle.
В вопросе выбора масла могут помочь мастера на СТО или работники автомагазинов.
Замена масла и фильтра
Обновление рабочей жидкости в TR 60SN проходит в несколько этапов:
- Установка машины на яму или использование подъемника.
- Откручивание сливной пробки в трансмиссии.
- Слив отработавшего масла в заранее приготовленную тару.
- Замена фильтра и прокладки.
- Заливка в автомобиль новой трансмиссионной жидкости.
- Пробная поездка и проверка уровня ATF по рассмотренной выше схеме.
При отсутствии под рукой расходных материалов и опыта лучше доверить работу мастерам из СТО.
Типичные неисправности, запчасти для ремонта АКПП TR-60SN
При правильной эксплуатации и своевременном ремонте коробка передач TR 60SN может прослужить до 400 000 км. Но есть ряд проблем, которые стоит отметить:
- Гидроблок 09d. При переключении скоростей на нижние передачи или при переводе селектора в позицию R или D могут появляться рывки. Чаще всего неисправность проявляет себя на нагретой трансмиссии. Для решения проблемы нужно поменять масло. При сильных ударах и пробуксовке требуется комплексная диагностика и устранение поломки.
- Фрикционы и накладки. Повреждаются при поломке гидравлического блока. На начальной стадии помогает ремонт, а при серьезных проблемах придется делать капитальное восстановление.
- Насос. Ломается при повреждении трансмиссии TR 60SN или из-за ошибок мастеров на СТО. Неисправность проявляет себя вибрацией. Ремонт в большинстве случае невозможен, а покупка новой запчасти обходится в 20 000 руб. «плюс» расходы на установку.
- «Железо». При чрезмерной нагрузке возможны проблемы, требующие замены солнечной шестеренки, барабанов сцепления и тормозной ленты. Восстановление «железа» на TR 60SN требуется раз в 200-250 тысяч километров. На этом этапе открывается гидравлический блок, проводится очистка и замена расходных запчастей.
Ремонт коробки TR-60SN в автосервисе
При обращении на СТО, ремонт TR 60SN проводится в несколько этапов:
- Осмотр трансмиссии на факт появления течей и дефектов.
- Опрос владельца на факт симптомов поломки и особенностей обслуживания.
- Снятие трансмиссии и разборка.
- Дефектовка и определение неисправности.
- Замена поврежденных деталей.
- Обратная сборка и заливка нового масла.
- Тестирование коробки передач TR 60SN в движении и доливка смазки.
Стоимость ремонта зависит от цены запчастей, политики СТО, состояния трансмиссии, типа неисправностей и других факторов. Точные расходы просчитываются после разборки и определения поломки.
Самостоятельный ремонт автоматической коробки
Даже при наличии опыта и инструмента восстановление КПП TR 60SN — сложная задача. При плановом ремонте проводится:
- замена сальников и прокладок;
- открытие и восстановление гидравлического трансформатора;
- обновление расходных материалов и комплектов фрикционов;
- установка нового «железа»;
- очистка гидравлического блока и соленоидов;
- замена поврежденных втулок и другие мероприятия.
Чтобы избежать ошибок, лучше не рисковать и доверить ремонт профессионалам. Мастера СТО имеют необходимое оборудование и квалификацию, гарантируют результат и реально продлевают срок службы TR 60SN.
В комментариях расскажите об опыте эксплуатации машины с трансмиссией от Aisin, какие поломки возникали, и как их удалось устранить. Сохраните статью в закладки, чтобы при необходимости быстро получить к ней доступ.