Требования производственной инструкции по пуску настройке регуляторов давления

1 Общие положения

1.1 К производственной инструкции должна прикладываться технологическая схема газопровода и газового оборудования.

1.2 Регулятор давления газа предназначен для понижения давления газа и поддержи­вания его в контролируемой точке на заданном уровне независимо от расхода газа и изменения в определенных пределах входного давления.

1.3 Работы по пуску и остановке регулятора давления в ГРП (БГРП, ШПРГ) производятся при выполнении текущего и капитального ремонта.

1.4 Работы по пуску и остановке регулятора давления в ГРП (БГРП, ШПРГ) выпол­няются бригадой рабочих в количестве не менее двух человек под руководством специалиста.

2 Порядок производства работ

2.1 Работа по пуску и остановке регулятора давления газа выполняется в следующем порядке:

- очищаются подходы к ГРП (БГРП, ШПРГ) от снега, льда, мусора и посторонних предметов;

- через отверстие в двери проверяется помещение ГРП (БГРП, ШПРГ) на загазован­ность приборным методом;

- открывается дверь и помещение ГРП (БГРП, ШПРГ) проветривается;

- остановка регулятора давления газа выполняется в следующем порядке:

а) закрывается входная задвижка в ГРП (БГРП, ШПРГ);

б) выводятся из зацепления соединительные рычаги клапана ПЗК, опускается тарелка клапана на седло;

в) выворачивается регулировочный винт регулятора управления; г) закрывается выходная задвижка в ГРП (БГРП, ШПРГ);

д) закрываются краны на импульсных трубках регулятора давления газа и ПЗК;

е) выпускается газ из газопровода между входной и выходной задвижками в атмос­феру через продувочный газопровод;

ж) при остановке регулятора на срок более 48 ч устанавливаются заглушки во фланце­вых соединениях входной и выходной задвижек со стороны оборудования ГРП (БГРП, ШПРГ);

- пуск регулятора давления выполняется в следующем порядке:

а) проверяется плотность закрытия отключающих устройств обводной линии (байпаса) ; б) выворачивается регулировочный винт регулятора давления газа;

в) открывается кран импульсной трубки регулятора давления газа;

г) закрывается кран на импульсной трубке ПЗК;

д) открывается выходная задвижка ГРП (БГРП, ШПРГ);

е) поднимается клапан ПЗК, вводятся в соединение рычаги для удержания клапана в открытом состоянии;

ж) плавно открывается входная задвижка;

и) вращением винта пружины регулятора давления газа управления устанавливается давление по манометру согласно требуемому режиму;

к) убедившись в устойчивой работе регулятора по показанию манометра, открывается кран на импульсной трубке ПЗК, введя в зацепление рычаг груза с рычагом клапана;

л) производится проверка и настройка ПЗК и ПСК, настройка параметров низкого давления выполняется при помощи ручного воздушного насоса или баллона со сжатым возду­хом, а настройка параметров высокого давления - при помощи импульса газа из газопровода высокого давления до регулятора;

- по окончании работ дверь закрывается и помещение ГРП (БГРП, ШПРГ) проверяется на загазованность.

3 Контроль качества работ

По окончании работы проверяется герметичность всех соединений пенообразующим раствором или мыльной эмульсией при рабочем давлении газа.

4 Оформление результатов работы

Время остановки регулятора записывается в эксплуатационный журнал.

5 Специальные требования

5.1 На выполнение работы по пуску и остановке регулятора давления газа выдается наряд-допуск на выполнение газоопасных работ по форме ФНП [2], предусматриваю­щий разработку и последующее осуществление комплекса мероприятий по подготовке и безо­пасному проведению работы.

5.2 К работе допускаются специалисты и рабочие, прошедшие аттестацию по про­мышленной безопасности в объеме, соответствующем должностным обязанностям и про­филю выполняемых работ, и получившие допуск к выполнению газоопасных работ.

5.3 Перед выполнением работы по пуску и остановке регулятора давления руково­дитель работ обязан про инструктировать работников о технологической последовательно­сти операций и необходимых мерах безопасности и зафиксировать прохождение инструктажа подписями работников - членов бригады в наряде-допуске на выполнение газоопасных работ.

5.4 Наличие и исправность средств индивидуальной защиты определяются при выдаче наряда-допуска на выполнение работы.

5.5 Ответственным за наличие у работников средств индивидуальной защиты, их исправность и навыки применения является руководитель работ.

5.6 После получения задания работники - члены бригады обязаны подготовить:

- необходимые средства индивидуальной защиты (противогаз шланговый, рукавицы, спецодежда, аптечка, спасательные пояса и веревки) и проверить их исправность;

- инструмент, оборудование и техническую оснастку, необходимые при выполнении работы, проверить их исправность и соответствие требованиям безопасности.

5.7 При ремонтных работах следует применять инструмент из цветного металла, исключающий искрообразование. Рабочая часть инструмента из черного металла должна обильно смазываться солидолом или другой аналогичной смазкой. Использование электриче­ских инструментов, дающих искрение, не допускается.

5.8 Утечки газа, обнаруженные до или после ремонта, могут устраняться ремонтной бригадой, при необходимости вызывается бригада АДС.

5.9 Все работники бригады должны уметь оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, ушибах, удушье, отравлении газом и поражении электрическим током.

Эксплуатация газорегуляторных пунктов

Ввод в эксплуатацию ГРП.

Приемка и ввод в эксплуатацию газорегуляторных пунктов проводятся в следующей последовательности:

  • проверка исполнительно-технической документации;
  • проверка соответствия монтажа и оборудования проектам; ревизия ГРП;
  • проверка газопроводов и оборудования на герметичность;
  • ввод в эксплуатацию.

Комиссии предъявляется необходимая исполнительно-техническая документация. Оборудование ГРП должно соответствовать проекту. Главная задача ревизии — установить укомплектованность и исправность оборудования: регулятора, фильтра, предохранительных, сбросных и запорных устройств, КИП,

Проверку на герметичность газопроводов и оборудования ГРУ производит строительно-монтажная организация в присутствии представителя заказчика. Испытание на герметичность необходимо для выявления дефектов в оборудовании, трубах и их соединениях. Испытание газопроводов и оборудования ГРП на герметичность в зависимости от конструкций регуляторов и арматуры может проводиться в целом или по частям (до регулятора и после него). Если испытание проводится в целом, то нормы испытательных давлений принимают по давлению газа до регулятора. При испытании по частям нормы испытательных давлений устанавливают отдельно до и после регулятора давления.

Продолжительность испытания ГРП на герметичность — 12 ч. Видимого падения давления по манометру не должно быть, если используют манометр с классом точности 0,6, а если манометр имеет класс точности 0,15 или 0,4, то допускается падение давления не более чем на одно деление шкалы.

Работы по врезке и пуску газа в ГРП, расположенных на территориях предприятий, разрешается выполнять бригадой газовой службы предприятия.

Работы по врезке и пуску газа при вводе в эксплуатацию ГРУ выполняются одновременно с вводом в эксплуатацию газоиспользующего оборудования, для которого предназначается ГРУ.

До ввода в эксплуатацию ГРП трубы и арматуру необходимо продуть газом. Продувку производят с соблюдением всех мероприятий, указанных в наряде на газоопасные работы. Воздух вытесняется под давлением газа 1000—1500 Па путем сброса газовоздушной смеси в атмосферу. Для сброса можно использовать специальную свечу или сбросной клапан.

Продувку газопровода на участке от задвижки в колодце до задвижки перед фильтром целесообразно производить через обводную линию на свечу. После этого следует произвести продувку оборудования ГРП. Продувку заканчивают после анализа газовоздушной смеси.

После продувки приступают к наладке оборудования ГРП; порядок выполнения операций указывается в инструкциях.

Примерная последовательность операций:

  • с помощью штока и сцепления рычагов открывают предохранительный клапан;
  • ослабляют пружину пилота и разгружают рабочую мембрану регулятора, открывают выходную задвижку за регулятором;
  • медленно приоткрывают входную задвижку и пропускают газ на регулятор;
  • мембрана регулятора перемещается вверх, и клапан открывается, одновременно по импульсной трубке газ попадает в надмемб- ранную полость регулятора;
  • мембрана регулятора в этот момент испытывает давление одинаковой величины сверху и снизу, то есть находится в равновесии, клапан регулятора под действием своей массы и массы штока переместится вниз и прикроет седло, то есть расход газа прекратится.

Для возобновления расхода газа необходимо:

  • поджать регулировочную пружину пилота, режим давления газа контролировать выходным манометром;
  • медленно открыть входную и выходную задвижки, включить регулятор под нагрузку и прекратить сброс газа в атмосферу;
  • настроить на заданные режимы работы предохранительный и сбросной клапаны, регулятор давления газа;
  • определить перепад давления газа на фильтре;
  • проверить герметичность резьбовых и фланцевых соединений мыльной эмульсией.

Для настройки ПЗК на минимум кладут груз на шток мембраны, с помощью пилота снижают давление газа и по манометру определяют то давление, при котором клапан срабатывает. Если молоток клапана опускается при давлении более высоком, чем положено, то груз уменьшают. Настройку клапана на максимум производят аналогичным способом, но вместо грузов используют упругость пружины, смонтированной на корпусе клапана.

В соответствии с рекомендациями ОСТ, пуск регулятора производится в следующей последовательности:

  • проверить плотность закрытия задвижек на байпасе;
  • вывернуть регулировочный винт регулятора управления;
  • открыть кран импульсной трубки регулятора;
  • закрыть кран на импульсной трубке ПЗК;
  • открыть выходную задвижку ГРП или ГРУ;
  • поднять клапан ПЗК, ввести в соединение рычаги для удержания клапана в открытом положении;
  • плавно открыть входную задвижку;
  • вращением винта пружины регулятора управления установить давление согласно заданному режиму;
  • убедившись в устойчивой работе регулятора по показанию манометра, открыть кран на импульсной трубке ПЗК, ввести в зацепление рычаг груза с рычагом клапана;
  • произвести проверку и настройку ПЗК и ПСК.

Остановка регулятора производится в следующей последовательности:

  • закрыть входную задвижку в ГРП или ГРУ;
  • вывести из зацепления соединительные рычаги клапана ПЗК, опустить тарелку клапана на седло;
  • вывернуть регулировочный винт регулятора управления;
  • закрыть выходную задвижку в ГРП или ГРУ;
  • закрыть краны на импульсных трубках регулятора давления и ПЗК;
  • выпустить газ из газопровода между входной и выходной задвижками в атмосферу через продувочную свечу;
  • произвести запись времени остановки регулятора в журнал.

По окончании всех работ по пуску газа необходимо:

  • открыть предохранительный сбросной клапан, разгрузить рабочую мембрану регулятора;
  • открыть выходную задвижку за регулятором;
  • плавно приоткрыть входную задвижку и подать газ в ГРП;
  • после срабатывания регулятора и его настройки включить регулятор под нагрузку, при этом сброс газа в атмосферу через предохранительный клапан должен прекратиться.

Подачу газа в газопровод после ГРП следует производить по окончании наладки оборудования ГРП (ГРУ) на рабочий режим давления.

Эксплуатация ГРП, ГРУ.

В состав работ по эксплуатации ГРП и ГРУ входят:

  • осмотр технического состояния (обход) в сроки, обеспечивающие безопасность и надежность эксплуатации, но не реже 1 раза в месяц по утвержденным инструкциям;
  • проверка срабатывания предохранительных запорных и сбросных клапанов — не реже 1 раза в 3 месяца, а также по окончании ремонта оборудования;
  • техническое обслуживание — не реже 1 раза в 6 месяцев;
  • текущий ремонт — не реже 1 раза в 12 месяцев;
  • капитальный ремонт — при ремонте и замене оборудования, ремонте отдельных элементов здания, систем отопления, освещения, вентиляции — на основе дефектных ведомостей, составленных по результатам технических осмотров и текущих ремонтов.

Технический осмотр ГРП, ГРУ производится путем обхода в сроки, установленные эксплуатационной организацией. При производительности ШРП до 50 м3/ч технический осмотр может производиться не реже 1 раза в год одновременно с техническим обслуживанием.

Технический осмотр телемеханизированных ГРП и не телемеха- низированных, но работающих в одной системе с телемеханизиро- ванными ГРП, производится в сроки, определяемые инструкцией по эксплуатации систем телемеханики, но не реже одного раза в месяц.

Во время каждого обхода ГРП в отопительный период необходимо проверять температуру воздуха внутри отапливаемого помещения и при необходимости изменять режим работы отопления.

Об утечках газа, обнаруженных при техническом осмотре и техническом обслуживании, необходимо немедленно сообщить в АДС, а до прибытия аварийной службы принять меры по предупреждению аварий.

Состав работ по техническому осмотру и техническому обслуживанию ГРП устанавливаются действующими правилами безопасности.

Во время осмотра технического состояния (обхода) ГРП выполняются следующие работы:

  • проверка по приборам давления газа до и после регулятора;
  • проверка состояния фильтра;
  • проверка отсутствия утечек газа мыльной эмульсией или прибором;
  • смена картограмм регистрирующих приборов, прочистка и заправка перьев, завод часового механизма. Установка пера на «0» — не реже 1 раза в 15 дней;
  • проверка электроосвещения, вентиляции, системы отопления, визуальное выявление трещин и неплотностей стен;
  • внешний и внутренний осмотр здания ГРП, при необходимости — очистка здания от загрязнений.

Проверка срабатывания предохранительных запорных и сбросных клапанов. При проверке ПЗК и ПСК достаточно повысить выходное давление газа и посмотреть, при каком давлении срабатывают клапаны. ПСК должен сработать при давлении на 15%, а ПЗК на 25% выше рабочего.

Для проверки параметров срабатывания ПЗК типа ПКН (ПКВ) необходимо произвести следующие действия:

  • под мембраной создать давление больше нижнего предела настройки, установить ударный молоток в зацепление с коромыслом и, подстраховав его рукой, понижать давление до нижнего предела настройки. При заданном значении давления молоток должен упасть, в противном случае необходимо скорректировать настройку;
  • затем необходимо под мембраной создать давление меньше верхнего предела настройки, установить ударный молоток в зацепление с коромыслом и, подстраховав его рукой, повышать давление до верхнего предела настройки. При заданном значении молоток должен упасть, в противном случае необходимо скорректировать настройку;
  • после выполнения перечисленных операций необходимо вывернуть переходник, ввернуть пробку, открыть кран на импульсной трубке ПЗК, установить ударный молоток в зацепление с коромыслом и проверить отсутствие утечек газа в завернутой пробке.

Во время проведения технического обслуживания производятся работы, выполняемые при осмотре технического состояния ГРП, а также:

  • проверка плотности прилегания клапана к седлу, герметичности и работоспособности запорной арматуры и предохранительных устройств;
  • проверка плотности всех соединений и арматуры, устранение утечек газа, осмотр и очистка фильтра;
  • определение плотности и чувствительности мембран регулятора давления и управления;
  • продувка импульсных трубок к регулятору давления, КИП, ПЗК;
  • проверка настройки ПЗК и ПСК.

Техническое обслуживание ГРП производится в сроки, установленные правилами безопасности.

Проверка плотности прилегания клапана к седлу. Для этого надо закрыть клапан, уменьшив нагрузку на мембрану, и проследить за работой регулятора. Если клапан плотно закрыт, то шум не будет прослушиваться. Есть и другие способы определения плотности закрытия: по выходному давлению газа, по картограммам регистрирующих приборов, с помощью листа чистой бумаги, вложенного между клапаном и седлом. При обнаружении неплотности закрытия клапана его необходимо заменить иЛи отремонтировать.

Осмотр и очистка фильтра.

Для этого необходимо замерить давление газа, и если перепад давления более 10 кПа, то фильтр нуждается в очистке.

При проверке и ремонте оборудования ГРП разрешается пользоваться обводной линией. Подача газа по обводной линии допускается только при условии постоянного нахождения в ГРП дежурного, регулирующего выходное давление газа. После проверки оборудования и устранения выявленных неполадок следует сделать анализ воздуха в помещении ГРП.

Определение плотности и чувствительности мембран. Плотность мембраны можно проверить внешним осмотром или с помощью мыльной эмульсии, а чувствительность мембран — путем изменения нагрузки на мембрану и наблюдением за давлением газа. Колебание выходного давления газа за регулятором должно быть не более ±5%.

При техническом обслуживании (совмещенном с осмотром технического состояния) ШРП выполняются:

  • внешний осмотр и очистка оборудования;
  • проверка величины давления газа после регулятора;
  • проверка засоренности фильтра и при необходимости его прочистка;
  • проверка отсутствия утечек газа, их устранение при выявлении;
  • проверка величины срабатывания ПЗК.

Текущий ремонт.

При текущем ремонте ГРП и ГРУ производительностью свыше 50 м3/ч выполняются:

  • работы по техническому осмотру;
  • проверка работоспособности запорной и регулирующей арматуры и предохранительных клапанов;
  • проверка герметичности всех соединений и арматуры прибором, устранение утечек газа, осмотр и очистка фильтра;
  • определение плотности и чувствительности мембран регулятора давления и управления;
  • продувка импульсных трубок к КИП, ПЗК и регулятору давления;
  • проверка параметров настройки запорных и сбросных клапанов;
  • разборка регуляторов давления, предохранительных клапанов с очисткой их от коррозии и загрязнений, проверкой плотности прилегания к седлу клапанов, состояния мембран, смазкой трущихся частей, ремонтом или заменой изношенных деталей, проверкой надежности креплений конструкционных узлов, не подлежащих разборке;
  • разборка запорной арматуры, не обеспечивающей герметичность закрытия;
  • проверка состояния и прочистка дымоходов;
  • проверка состояния вентиляционной системы;
  • ремонт системы отопления; ремонт систем вентиляции, освещения и телефона;
  • ремонт здания ГРП.

При текущем ремонте ШРП производительностью до 50 м3/ч устраняются неисправности, выявленные в результате технического осмотра и технического обслуживания.

После проверки и настройки оборудования и устранения всех неполадок следует проверить прибором герметичность всех соединений при рабочем давлении газа.

Задвижки, не обеспечивающие необходимой плотности закрытия, разбирают, очищают от пыли и гряз и, проверяют состояние запорных поверхностей клина и колец; задвижки промывают керосином. Если после этих операций задвижка не обеспечивает необходимой плотности, то она подлежит замене. При плановом ремонте оборудования ГРП (ревизии) проводят всестороннюю проверку газового оборудования. При этом могут проводиться сварочные и другие огневые работы, допускаемые в исключительных случаях при условии принятия мер, обеспечивающих безопасность работ. На время проведения ревизии потребители снабжаются газом через обводной газопровод. Последовательность операций должна строго соответствовать инструкции.

Капитальный ремонт.

К работам по капитальному ремонту ГРП и ГРУ относятся:

  • ремонт и замена устаревшего оборудования или его отдельных частей;
  • ремонт здания и его освещения, вентиляции, дымоходов, отопления;
  • ремонт или замена шкафов блочных и шкафных ГРП, устаревшего оборудования или отдельных его узлов.

Перед капитальным ремонтом в ГРП и ГРУ давление газа в газопроводах и оборудовании должно быть снижено до атмосферного и произведена продувка воздухом через свечу. Отключающие устройства на линии регулирования ГРП и ГРУ при разборке оборудования должны быть в закрытом положении.

Работы по ремонту электрооборудования ГРП и смене перегоревших электроламп должны производиться при снятом напряжении. При недостаточном естественном освещении допускается применение переносных светильников во взрывозащищенном исполнении.

Примерная последовательность работ при переводе работы ГРП с регулятора на обводной газопровод (байпас):

  • вывести из зацепления молоток ПЗК и закрыть кран на его импульсной линии;
  • медленно, следя за показаниями манометра, приоткрыть задвижки на байпасе и поднять выходное давление газа на 100-200 Па выше установленного режима;
  • вывернуть регулировочный винт пилота и медленно закрыть задвижку перед регулятором;
  • с помощью задвижек на байпасе снизить выходное давление на 100-200 Па и отрегулировать его по показаниям манометра (регулировку производят задвижкой, второй по ходу газа);
  • отключить ПЗК и закрыть задвижку после регулятора.

При ремонте здания ГРП производят следующие работы:

  • ремонт отдельных мест дефектов штукатурки, ремонт кровли;
  • окраску стен здания, ремонт вентиляции, освещения, телефона;
  • окраску молниеприемников и токоотводов, проверку исправности контактов, соединительных проводников, перемычек, шин и приведение их в порядок.

Перевод ГРП с обводной линии на работу через регулятор осуществляют в строгом соответствии с утвержденной инструкцией. Примерная последовательность операций:

  • открывают клапан ПКН, проверяют, вывернут ли регулировочный винт пилота регулятора и открыты ли краны на импульсных трубках;
  • открывают выходную задвижку за регулятором;
  • медленно прикрывают задвижки на байпасе и снижают выходное давление газа на 100-200 Па;
  • медленно открывают задвижку перед регулятором, наблюдая за показаниями манометра;
  • ввертывают регулировочный винт пилота и устанавливают требуемое выходное давление;
  • закрывают задвижки на байпасе;
  • убеждаются в устойчивой работе регулятора, затем открывают кран на импульсной трубке ПЗК и зацепляют его молоток с рычагом.

После выполнения работ по переводу ГРП с регулятора на байпас приступают к ревизии оборудования.

Ревизия регулятора давления РДУК.

Последовательность и объем работ:

  • снять крышку регулятора, вынуть фильтр и очистить его;
  • вынуть клапан и проверить состояние уплотнительной резины: если необходимо, установить новый уплотнитель (применяют мягкую маслобензостойкую резину);
  • осмотреть уплотняющую кромку седла клапана, на которой не должно быть царапин, повреждения можно устранить шлифовкой кромки седла мелкозернистой наждачной бумагой, вынуть шток, очистить его поверхность и колонну 6 тряпкой, смоченной в керосине, смазать шток техническим вазелином и убедиться, что он легко перемещается во втулке;
  • надеть золотник на верхний конец штока и убедиться, что уплотняющая резина без перекосов прилегает к седлу клапана;
  • отвернуть штуцер и вместо него установить специальный резьбовой наконечник с резиновой трубкой диаметром 6-8 мм;
  • подуть в трубку и переместить мембрану регулятора в крайнее верхнее положение. Клапан переместится вверх, при этом высота хода должна быть 25-30 % от диаметра клапана. При меньшей величине перемещения следует проверить зазор между верхним концом штока и дном отверстия клапана 5. Если зазор составляет более 1 мм, шток необходимо удлинить;
  • для проверки герметичности мембраны 8 резиновую трубку следует пережать и проследить за работой клапана: если клапан не переместится вниз, мембрана герметична;
  • медленно выпустить воздух из подмембранного пространства регулятора, при этом клапан, шток, ударник и мембрана должны перемещаться вниз плавно, что указывает на отсутствие трений при перемещении толкателя;
  • поставить на место фильтр и крышку люка.

Наиболее ответственная операция при ревизии мембранной коробки — ее сборка. Последовательность работ при сборке:

  • мембрану в сборе с диском кладут на нижний фланец, обеспечивая установку опоры 9 в кольцевой выточке;
  • нижний фланец, расположенный соосно с верхним фланцем, поднимают, обеспечивая сопряжение конца толкателя с гнездом центрального штуцера мембраны;
  • оба фланца скрепляют болтами и поочередно стягивают (обращают внимание на то, чтобы не допустить образования морщин по окружности мембраны).

Ревизия пилота КН-2-00 производится в следующей последовательности:

  • снимают пробку (рисунок выше) и вынимают клапан, прочищают отверстия в головке и седле клапана;
  • проверяют соосность сборки штока с клапаном и ровно укладывают уплотнительную резиновую шайбу;
  • вывинчивают резьбовой стакан и вынимают пружину;
  • устанавливают на место клапан и, удерживая его пальцем, ставят пилот мембраной вверх;
  • слегка опуская и поднимая золотник, убеждаются, что шток, толкатель и мембрана свободно перемещаются вниз и вверх. Если наблюдается трение, то необходимо разобрать фланцевую коробку пилота и при повторной сборке добиться расположения гнезда в центре мембраны, толкателя и штока;
  • проверяют ход клапана (до 1,5 мм) и при необходимости регулируют его путем изменения длины штока;
  • убеждаются, что зазор между верхним концом золотника и заглушкой достаточен и обеспечивает свободное открытие клапана;
  • устанавливают на место пробку.

В пилоте КВ-2-00 в отличие от КН-2-00 установлены мембранная тарелка меньшего диаметра и дополнительное кольцо для уменьшения активной площади мембраны.

Ревизия регулятора РДП-50 производится в следующей последовательности:

  • отключить линию редуцирования и снять регулятор с линии;
  • демонтировать соединительные трубопроводы;
  • снять с корпуса исполнительного механизма стабилизатор и пилот, продуть дроссель, соединительные и импульсные трубопроводы;
  • разобрать исполнительный механизм и снять корпус; вынуть подвижную систему с гильзой из крышки и разобрать систему;
  • проверить состояние мембраны;
  • проверить уплотнительные кольца, движущиеся элементы, уплотнение клапана, наличие повреждений на поверхности гильзы;
  • заменить при необходимости изношенные или поврежденные детали;
  • промыть все детали, высушить сжатым воздухом и собрать исполнительный механизм;
  • перед сборкой смазать консистентной смазкой наружную поверхность гильзы, направляющую поверхность втулки и уплотнительные элементы;
  • разобрать стабилизатор и пилот;
  • проверить состояние мембраны, уплотнений клапанов, движущихся элементов, а также наличие повреждений на рабочих кромках седел;
  • продуть дроссели, промыть все детали и высушить их;
  • собрать пилот и стабилизатор, установить на корпусе исполнительного механизма;
  • смонтировать соединительные трубопроводы и проверить герметичность соединений.

После выполнения вышеперечисленных операций установить регулятор на линию редуцирования, проверить герметичность соединений и произвести пуск регулятора.

В статье расскажем, что такое производственная инструкция (далее ― ПИ) и для чего она нужна. Разберем, какие НПА требуют, чтобы в организации были ПИ. На примерах покажем, как разработать ПИ, обеспечить ими работников и организовать проверку знаний ПИ.

Что такое ПИ и для чего она нужна? 

Определения термина «производственная инструкция» нет ни в одном НПА. По общему пониманию производственная инструкция — это документ для обслуживающего персонала, предписывающий порядок выполнения должностных обязанностей при ведении технологического процесса.

Документ представляет прямой алгоритм действий на рабочем месте, в том числе при поломках или авариях.

ПИ по промышленной безопасности составляются с учетом факторов риска и специфики работы на конкретном предприятии. Этим они отличаются от руководств по эксплуатации оборудования.

Четкое следование указаниям инструкции позволяет работникам не отклоняться от техпроцесса, получать нужный результат и обеспечивать максимальную безопасность труда.

Какие НПА требуют, чтобы в организации были ПИ? 

Главный документ, который требует разрабатывать ПИ, — это ФНП ПБ. Он же предъявляет требования к их содержанию, к знаниям, умениям и навыкам работников, способам и объемам проверки знаний и ее периодичности.

Единого документа, устанавливающего требования к ПИ и проверке их знаний, нет. Поэтому необходимо разработать ЛНА (положение, порядок) для разработчиков ПИ, соединив в нем требования всех нормативных актов, регламентирующих производственную деятельность предприятия в области промышленной безопасности.

Приведем несколько примеров самых актуальных требований ФНП ПБ к разработке ПИ.

Сети газопотребления

Случаи обязательной разработки ПИ (технологических) устанавливают ФНП № 531[1].

На ТЭС с учетом особенностей оборудования, технологии и характера производства до пуска оборудования в эксплуатацию должны быть разработаны ПИ (технологические). ПИ должны содержать требования технологической последовательности выполнения различных операций при подготовке к пуску оборудования технологических комплексов, выводе в резерв, ремонте, допуске ремонтного персонала (работников) к выполнению работ на оборудовании (п. 12 ФНП № 531).

При эксплуатации пункта подготовки газа (далее ― ППГ) необходимо выполнять визуальный контроль технического состояния (обход) в сроки, устанавливаемые ПИ, обеспечивающие безопасность и надежность эксплуатации (п. 91 ФНП № 531).

В производственной зоне ППГ должны ежесменно осматриваться технологическое оборудование, газопроводы, арматура, электрооборудование, вентиляционные системы, средства измерений, противоаварийные защиты, блокировки и сигнализации. Выявленные неисправности должны устраняться в порядке и в сроки, установленные ПИ (технологическими) (п. 100 ФНП № 531).

Таким образом, необходимо разрабатывать ПИ (технологические) не смотря на наличие договора с подрядной организацией на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления.

Кроме того, в организации, осуществляющей эксплуатацию сетей газораспределения или газопотребления, должен быть разработан и утвержден руководителем такой организации или его уполномоченным заместителем, либо руководителем самостоятельного структурного подразделения (дочернего общества) указанной организации перечень газоопасных работ и инструкция, определяющая порядок подготовки и безопасность их проведения применительно к конкретным производственным условиям. Также утверждается перечень газоопасных работ, выполняемых без оформления наряда-допуска по ПИ, обеспечивающим их безопасное проведение (п. 133 ФНП № 531).

Подъемные сооружения 

Требования к разработке ПИ для организаций, осуществляющих работы с подъемными сооружениями (далее ― ПС), содержатся в ФНП ПС[2].

Согласно п. 147 эксплуатирующие организации обязаны обеспечить содержание ПС в работоспособном состоянии и безопасные условия их работы путем организации надлежащего надзора и обслуживания, технического освидетельствования и ремонта.

В этих целях должны быть:

  • разработаны и утверждены журналы, программы, графики выполнения планово-предупредительных ремонтов, ППР, ТК, схемы строповки и складирования, должностные инструкции для инженерно-технических работников, а также производственные инструкции для персонала, на основе паспорта, руководства (инструкции) по эксплуатации конкретного ПС, с учетом особенностей технологических процессов, установленных проектной и технологической документацией;
  • в наличии должностные инструкции и руководящие указания по безопасной эксплуатации ПС — у инженерно-технических работников, а у персонала — производственные инструкции;
  • созданы условия выполнения инженерно-техническими работниками требований настоящих ФНП, должностных инструкций, а персоналом — производственных инструкций.

Оборудование под давлением 

Специализированные организации, осуществляющие работы по монтажу (демонтажу), ремонту, реконструкции (модернизации) и наладке оборудования под давлением ФНП ОРПД[3] обязывают[4]:

  • провести рабочим подготовку в объеме квалификационных требований (в рамках профессионального обучения),
  • организовать проверку знаний в объеме требований ПИ и (или) инструкций для данной профессии, а также в объеме технологических процессов, инструкций и карт на производство отдельных видов работ.

Проверку знаний требований ПИ и (или) инструкций для данной профессии у рабочих нужно проводить один раз в 12 месяцев. А ознакомление и проверку знаний технологических процессов, инструкций и карт на производство конкретного вида работ проводить непосредственно перед началом их выполнения (подп. «б» п. 101 ФНП ОРПД).  

ПИ, режимные карты и постоянные технологические регламенты должны быть разработаны и утверждены по окончании эксплуатации оборудования в режиме опытного применения на основании временной эксплуатационной документации с учетом полученных при этом результатов (п. 218 ФНП ОРПД), и должны храниться на рабочих местах работников (подп. «в» п. 207 ФНП ОРПД).

ПИ должны выдаваться персоналу перед допуском к работе с подтверждением их получения подписью работника в журнале или на контрольном экземпляре ПИ, или отметкой в системе электронного документооборота при условии, что данная система обеспечивает хранение информации и возможность идентификации работника и произведенных им действий (подп. «ж» п. 228 ФНП ОРПД).

Мы привели только основные требования ФНП ОРПД, сам документ содержат 84 требования к ПИ. И так практически в каждых ФНП. Кроме ФНП, требования к ПИ содержатся в правилах технической эксплуатации (далее ― ПТЭ)[5], а также в правилах работы с персоналом в организациях (далее ― ПРП)[6].

Рассмотрим далее требования разных норм к ПИ.

Как разработать ПИ? 

Содержание ПИ зависит от выполняемых работ, конкретного технологического процесса, состава оборудования, инструментов и приспособлений. Следовательно, в ПИ должны быть изложены порядок и требования, обеспечивающие безопасное проведение работ. Если безопасность выполнения работы обусловлена определенными нормами, то их необходимо указать отдельно (например, высота, напряжение, концентрация и т. п.).

Текст инструкции следует разделить на разделы. Требования инструкции должны быть изложены в соответствии с логикой технологического (производственного) процесса, с учетом разновидностей оборудования, приспособлений, инструмента.

Примерное содержание разделов ПИ см. в табл. 1.

Таблица 1. Примерное содержание ПИ и НПА, содержащие требования к ПИ

РЕЗЮМЕ

  1. ПИ ― необходимый и обязательный к разработке документ.
  2. Определите локальным актом кто и в каком порядке будет разрабатывать ПИ.
  3. Для создания ПИ соберите воедино требования всех ФНП, систематизируйте их и изложите последовательно в логике производственного процесса, структурируя текст сообразно его этапам.
  4. Организуйте изучение ПИ работниками, выдайте им по экземпляру на руки под подпись.
  5. Периодически проверяйте наличие ПИ на рабочих местах и знания их работниками.

[1] ФНП ПБ «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утв. Приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. № 531 (далее ― ФНП № 531).

[2] ФНП ПБ «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утв. Приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020 г. № 461 (далее ― ФНП ПС).

[3] ФНП ПБ «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утв. Приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. № 536 (далее ― ФНП ОРПД).

[4] В порядке, установленном в соответствии с положениями законодательства РФ в области промышленной безопасности и ФНП, а также распорядительными документами организации.

[5] Например: Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. Приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. № 6 (далее — ПТЭЭП); Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. Приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 г. № 115 (далее — ПТЭ ТЭУ).

[6] Например: Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утв. Приказом Минтопэнерго РФ от 22 сентября 2020 г. № 796.

Т. Н. Гордюшина, специалист по охране труда
Н. В. Панфилов, специалист по охране труда
Н. П. Толоконников, заместитель директора по охране труда, экологии, промышленной и пожарной безопасности

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Промышленная безопасность» № 2, 2022.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • G oxi gel пятновыводитель инструкция по применению
  • Эмистим регулятор роста инструкция по применению отзывы
  • Национальное руководство по ультразвуковой диагностике
  • Энтерол инструкция по применению таблетки 250
  • Лучшее руководство по нлп