Три основных типа руководителей
При назначении на должность нужно учитывать не только опыт, но и роль топ-менеджера
Часто руководитель представляется всем универсальным солдатом, который раздает задания, контролирует их исполнение, глубоко понимает рынок, умеет договориться с кем угодно и о чем угодно, может придумать и осуществить любую стратегию. В жизни так не бывает. Лишь единицы сочетают в себе все перечисленные навыки. К тому же в разных компаниях от руководителей, занимающих одну и ту же должность, требуют неодинаковых результатов. Например, в одной компании от руководителя отдела персонала ждут разработки стратегии, в другой – налаживания коммуникации между подразделениями, в третьей – определенного количества нанятых людей за соответствующие деньги.
Компания Hay Group на основе анализа 600 выдающихся руководителей, для которых определялись ключевые компетенции, выделила три основных типа руководителей.
Стратеги. Они создают фундамент для долгосрочного функционирования организации: стратегии развития, бизнес-планы, аналитические разработки, модели новых продуктов и т. д. Для этого типа руководящих должностей помимо общих лидерских качеств важны аналитические способности, а также умение отстоять свою позицию – убедить коллег, насколько предлагаемые мероприятия и изменения необходимы. Например, финансовый директор, предлагая решения о серьезных инвестициях, от успеха которых может зависеть будущее компании, должен уметь отстоять свою позицию даже при большом влиянии других руководителей, интересы которых могут существенно различаться. Одним из критически важных качеств для такого типа руководителя является профессиональная честность. Такой человек в компании является, как правило, самым глубоким экспертом, и никто не может реально проконтролировать его работу.
Координаторы. Их основная деятельность заключается в постоянной коммуникации и налаживании отношений для достижения результата (наиболее типичный пример – проектный менеджер или директор по связям с общественностью). Человек на такой должности должен обладать очень сильными навыками влияния, уметь объединять разных людей и подразделения. Здесь требуется гибкость и эмпатия, способность слышать и понимать потребности других, находить рычаги и нужные слова для каждого.
Операционисты. Это классические линейные менеджеры, организующие работу своей службы или подразделения, чтобы выполнить поставленную задачу. Они должны уметь составить конкретный план, донести его до руководства и подчиненных, а также реализовать этот план. От такого руководителя требуется директивность – способность четко ставить задачи и контролировать исполнение.
Система мотивации у разных типов руководителей тоже будет различаться. Для стратегов основную часть вознаграждения должна составлять фиксированная часть, а их KPI зависят не от количественных, а от качественных показателей. У координаторов фиксированная и переменная часть должны иметь равный вес, а набор KPI должен включать и количественные, и качественные показатели. Для операционистов подойдут классические количественные KPI (объемы продаж, производства), а существенную часть вознаграждения должны составлять бонусы и премии.
В России из-за распространения директивного стиля управления существует дефицит координаторов. Их роли часто выполняют стратеги и операционисты, и не слишком эффективно. Если стратега назначить на должность, где придется договариваться со множеством сторон, или на операционную работу, например на управление продажами, выдающихся результатов не будет. Соответственно, если операциониста, нацеленного на достижение конкретного результата силами своего подразделения, поставить на координирующую или стратегическую должность, толк вряд ли будет.
Поэтому компании, которая хочет сбалансировать сочетание руководителей разных типов, нужно делать следующее:
оценить цели компании и потребность в руководителях с разными ролями;
выбирать для них правильные KPI. Не нужно бояться, что качественные показатели будут плохо стимулировать руководителей первого и второго типов, все будет ровно наоборот. К тому же качественные показатели будут поощрять руководителей к согласованным действиям, а не к конкуренции;
проанализировать перекосы в руководящем составе. Кого именно – стратегов, операционистов или координаторов – не хватает компании? Каких навыков недостает действующим руководителям? Под развитие дефицитных навыков нужно разработать программы переподготовки и обучения. Например, мы работали с компанией, в которой доминировали начальники-операционисты, а стиль управления был авторитарным. Компания на протяжении многих лет нанимала именитых лидеров, каждый из которых был нацелен на достижение своего результата, но не привык договариваться с другими или думать стратегически (когда ради общих целей нужно жертвовать сиюминутными целями подразделения). А в кризис многие проекты были заморожены, и руководителям воленс-ноленс нужно было действовать сообща. Наиболее экстремальных «диктаторов» пришлось уволить, для оставшихся руководителей были проведены программы обучения и коучинга, нацеленные на развитие сотрудничества между подразделениями. А несколько сотрудников компании получили повышение по службе и взяли на себя координацию ключевых проектов. Все это позволило снизить столь вредную для компании внутреннюю конкуренцию руководителей.
Автор – генеральный директор Korn Ferry Hay Group в России
-
Директивный
(авторитарный) стиль управления. При
данном стиле управления руководитель
держит всех в «ежовых» рукавицах. Такой
стиль управления ведет к снижению
инициативности коллектива и его
самостоятельности. Обстановка на
рабочем месте очень напряженная.
-
Демократический
стиль управления. Руководитель
выстраивает отношения с подчиненными
на принципах взаимопонимания и согласия.
Руководитель использует всякого рода
поощрения работников за отлично
выполненные задания.
-
Либеральный стиль
управления. Такой стиль управления
обычно складывается в творческих
коллективах, где каждый работник
проявляет инициативу и креативный
подход к выполнению необходимых заданий.
Руководитель не вмешивается в дела
подчиненным и пускает работу на самотек.
Он стремится уменьшить свою персональную
ответственность и придерживается
позиции «не высовываться».
Лидер
— как
правило, это психологический подход, а
не назначенная должность. Лидерами
становятся, а не назначаются. Это человек,
который прежде всего сам заинтересован
в прогрессе компании. Руководство для
него не является основной целью. Это
человек, который способен идти вперед
при этом ведя за собой других людей.
Порой человек становится лидером даже
без собственного желания. Он обладает
такими чертами характера, которые
вызывают у других людей доверие и
стремление идти вместе с ним. Это, прежде
всего личность, которая должна обладать
невероятной харизмой. Человек, претендующий
на место лидера, должен обладать четким
видением будущего и тупей движения к
нему. Лидер — это лицо, которое принимает
на себя довольно большую ответственность,
чем предписано должностью. Как правило
выделяют
Два типа лидерства:
-
Инициативный лидер.
Их действия у всех на виду, и они
рассчитаны именно на это. Такие люди
не боятся открывать что-то новое для
себя. Такие личности редко падают духом,
смело берут на себя ответственность и
никогда не сдаются.
-
Консервативный
лидер. Жизнь таких личностей стабильна
и целенаправленно. Как правило они
действуют очень расчетливо, редко идут
на риск. Они терпеливы и рассудительны.
Их редко может застать врасплох сложная
ситуация. Отрицательной стороной такого
лидера является то, что порой он слишком
быстро отступает и упускает огромные
возможности. Однако их уверенность и
нацеленность на результат помогают им
в достижении поставленных целей.
Различия (5)
-
Взаимоотношения с
подчиненными.
Руководитель
— на первое место ставит порядок во
взаимоотношении с подчиненными. Для
него малое значение имеет эмоциональная
составляющая межличностных отношений
в коллективе.
Лидеры
— склонны к использованию эмоций в
общении с сотрудниками. Они стремятся
вызвать у них сильные чувства, которые
будут двигать ими в дальнейшем. К таким
людям бывает разное отношение в
коллективе. Они не требуют от людей
уважения, они его заслуживают.
-
Мотивация и наказания.
Руководители
— для достижения поставленных целей
прежде всего используют КОНТРОЛЬ. В
качестве мотивации выступают премии,
поощрения и т.д. Однако наказания
преобладают над похвалой. Недочетам и
провалам уделяется большее внимание в
отличие от достижений.
Лидеры
— строят свои отношения с сотрудниками
на доверии, стараясь вдохновить и
мотивировать их личным примером. За
основу они берут доверительные отношения
в коллективе. Признание успехов и
достижений преобладает над ошибками.
Ошибки они стараются проанализировать
и решить их усилиями всей группы.
-
Постановка целей
лидерство руководство управление
мотивация
При
постановке новых целей и принятии
решений РУКОВОДИТЕЛИ акцентируют
внимание на старом опыте. Они стараются
до минимума свести возможность поиска
новых путей решения поставленных задач.
Лидеры
— наоборот стараются разработать новые
пути решения проблем. Находят неординарные
решения и идут на риск. Лидеры более
гибки в принятии решений в отличие от
руководителей.
-
Отношение к власти.
Руководитель
— старается держать все и всех под своим
контролем. Чаще всего он принимает
решение единолично. Не любит инициативы.
В случае прислушивания к подчиненным
самостоятельно перепроверит все еще
пару десятков раз, однако не факт что
согласится с их идеей и мнением.
Лидер
— без опаски передает полномочия.
Квалифицированно разделяет задания и
принимает наиболее выгодное для всех
решение. Поддерживает инициативу
сотрудников. Обратная связь для него
очень важна.
-
Взаимоотношения с
коллективом.
Руководителю
— с огромным трудом удается налаживать
отношения с людьми. Требует, чтобы
подчиненные делали необходимую порученную
им работу, но не просит их большего.
Лидер
— старается выстроить хорошие отношения
в коллективе, которые будут способствовать
эффективной деятельности всей команды.
Он защищает своих коллег и отстаивает
их мнение в случае давления извне. Однако
требует от них максимального вклада в
общее дело. Он выражает интересы
коллектива и следит за тем, чтобы интересы
отдельного человека не противоречили
интересам всей группы.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Стиль управления — это совокупность методов воздействия, которые руководитель использует для достижения поставленных целей. Это определенный способ принятия решений, манера общения с сотрудниками и стиль постановки задач.
Мы рассмотрим одну из самых популярных типологий стилей управления, которая была разработана Куртом Левиным еще в 1939 году. В результате исследования было выделено 3 основных стиля руководства, у каждого из которых есть свои преимущества и ограничения.
3 стиля управления
1.Авторитарный (автократический) стиль
Руководители данного типа склонны принимать решения самостоятельно, без учета мнения сотрудников. Задачи также ставятся без учета мнения сотрудника, исполнение сопровождается жестким контролем. Данный метод может быть полезен, когда у сотрудников недостаточны навыки планирования своей деятельности или низкий уровень эффективности.
Авторитарный стиль помогает быстро нормализовать деятельность коллектива и направить ее на достижение единой цели. Особенно актуально это для старт-апов, организаций в период стагнации или кризиса, то есть организаций, проходящий критический этап развития, когда основной задачей является согласованность действий и быстрое достижение целей.
Однако, при бесспорных достоинствах данного метода, он эффективен при дозированном использовании в критических ситуациях. Если руководитель всегда использует авторитарный стиль, его сотрудники быстро теряют мотивацию, ощущают постоянное давление и невозможность реализации своего творческого потенциала. Соответственно, мы получаем результат абсолютно противоположный желаемому.
2.Демократический (сопричастный) стиль
Данный стиль руководства отличается коллегиальностью в принятии решений, учетом мнений сотрудников коллектива. Все рабочие вопросы регулярно обсуждаются на собраниях и планерках, постановка задач производится с учетом пожеланий сотрудников.
Данный стиль руководства создает комфортную атмосферу в коллективе и способствует повышению личной эффективности каждого сотрудника. Однако его применение возможно в том случае, если сотрудники обладают должным уровнем профессионализма, мотивации, а также имеют развитые навыки планирования своей деятельности.
Кроме того, руководителю необходимо отслеживать границы допустимого в общении с подчиненными и не допускать панибратского общения. Для этого необходимо ставить четкие задачи по итогам обсуждения и контролировать их исполнение.
3.Либеральный (попустительский) стиль
Руководитель данного типа делегирует все полномочия своим подчиненным, предоставляя, по сути, им полную свободу. Он отстраняется от решения задач и сотрудники решают их (или не решают) самостоятельно.
Часто данный тип руководства воспринимается негативно, как самый непродуктивный и даже вредный для организации, однако в некоторых случаях он может быть уместен. Это может быть только в той ситуации, когда все сотрудники обладают высочайшим уровнем квалификации и способны самостоятельно регулировать все деловые процессы без дополнительного контроля. В иных случаях данный тип руководства приводит к малоэффективной и неорганизованной работе отдела.
Таким образом, выбор стиля руководства должен зависеть не только от личностных особенностей, но и от текущей ситуации в организации: чем выше уровень самоорганизации и мотивации у сотрудников, тем либеральнее стиль общения.
И наоборот, в критической ситуации, когда необходима слаженная работа и быстрое достижение намеченных результатов будет полезен авторитарный стиль руководства. Старайтесь менять свои методы воздействия в зависимости от требований текущей ситуации.
Полезно
Если вам необходимо провести для руководителей тренинг по управленческим навыкам, вы можете заказать тренинг “Эффективное руководство”. На нем мы разбираем рассмотрим как классические типы управления, так и современный коучинговый подход к руководству.
Стиль управления — привычная манера поведения руководителя с подчиненными, которую он использует для влияния на них и достижения поставленных целей. Стиль, применяемый менеджером, характеризует качество менеджмента — его способность создать в коллективе атмосферу, благоприятную для развития нормальных рабочих и межличностных отношений.
Cтиль руководства и управления персоналом
Одно из значений греческого слова «стиль» — почерк. Значит, индивидуальный стиль руководства — «почерк» менеджера, его привычные (интуитивные или осознанные) действия в той или иной ситуации. Умение руководить одним дано с рождения, другие — целенаправленно развивают его в течение жизни.
Управленческий стиль выражается в приемах, которыми руководитель побуждает работников выполнять возложенные на них обязанности, методах контроля подчиненных.
Руководителя считают успешным, когда он быстро реагирует на изменения, хорошо разбирается в людях, умело на них влияет для достижения нужного результата. Методы управления персоналом и производительность взаимосвязаны, поэтому в современном менеджменте умение руководить, понимание возможностей воздействия на коллектив имеет весомое практическое значение.
Виды, характеристики методов руководства
Понятие «стиль управления руководителя» в 30-е годы прошлого века ввел немецко-американский психолог К.Левин, который оказал большое влияние на развитие социальной психологии. Ученый разработал поведенческую типологию руководства и выделили три основных модели поведения руководителя.
Авторитарный стиль
Суть — диктаторство, директивность. Особенности:
1. Преобладающие методы общения с подчиненными — приказы, распоряжения, угрозы, выговоры.
2. Поведение руководителя жесткое, нетактичное и даже грубое. Начальник устанавливает правила и строго контролирует выполнение приказов. При этом интересы дела ставит выше интересов людей.
3. Все решения руководитель принимает единолично.
4. Менеджеры среднего и низшего звена не видят общей картины, поскольку не владеют полной информацией о состоянии дел в компании.
Авторитарный руководитель сознательно не передает свои полномочия другим сотрудникам, чтобы никто, кроме него, не мог управлять и не составил ему конкуренцию, например, ИП не допускает к управлению бизнесом родственников, наследников. Принятые решения не обсуждают. Устанавливается жесткий контроль их выполнения. Если распоряжения руководителя не выполняются, следует не менее жесткое административное наказание.
Второй вариант руководителя авторитарного типа — благожелательность, снисходительность к подчиненным. Управленец по-отечески интересуется мнением сотрудников, но поступает, как считает нужным. Персоналу дается самостоятельность, но в ограниченных количествах. Страх наказания имеет место, мотивирование минимально. Как ни странно, созданные условия способствуют ухудшению психологического климата.
Минус применения авторитарного управления — нивелирование личности работника, подавление инициатив, творческих порывов, торможение новшеств.
Плюсы:
• четкость, оперативность руководства;
• высокая скорость принятия решений;
• быстрая реакция на изменения в производственных процессах и внешних условиях.
Такой тип менеджмента работает в компании, где нет организованного процесса, квалифицированных специалистов, прибыли. В другом случае такое управление вредит:
• руководитель может принимать неверные решения и безосновательно винит в этом подчиненных;
• сотрудники становятся пассивными;
• растет неудовлетворенность своей работой и системой в целом;
• атмосфера в коллективе не способствует производительности — сплетни, интриги, в условиях постоянного стресса работники часто болеют, увольняются.
Демократический (коллегиальный) стиль
Тип управленца — опытный менеджер-производственник со знанием психологии, владеющий педагогическими приемами.
Особенности:
1. Проблемы обсуждаются коллективно, менеджеры среднего звена высказывает свое мнение, после чего руководитель обдумывает предложения и выносит вердикт.
2. Решения почти всегда оказываются верными.
3. В ходе выполнения заданий можно вносить корректировки в принятую программу действий.
4. Руководитель делегирует часть управленческих функций, а сам контролирует основные участки.
5. Повышается производительность.
При таком стиле управления руководитель в организации с пониманием относится к нуждам своих подчиненных. Готов развивать каждого, как личность, для чего наблюдает за наклонностями, талантами, старается направить в нужное русло, помочь с карьерным ростом. Все сотрудники удовлетворены своей работой. атмосферой в коллективе. Группа специалистов работает, как слаженная команда, взаимодействует на основе доверия и понимания.
Опасность в том, что при ослаблении контроля демократия может превратиться в анархию, поэтому руководителю необходимо следить за дисциплиной, организацией производства, показывать личный пример во всех сферах.
Попустительство
Тип управления — либеральный. В него могут перерасти демократические методы руководства, когда нет рамок.
Как распознать:
1. У каждого есть свое мнение.
2. Каждый отстаивает свою точку зрения.
3. Никто никого не слышит.
4. Даже если принят общий план действий, каждый действует, как считает нужным.
Либерализм возникает там, где руководитель не обладает необходимыми профессиональными, психологическими знаниями, безразличен к нуждам работников и критике в свой адрес. Управленец занят собой, своими делами, никого не трогает. Результат работы есть, но низкий. Люди не удовлетворены своей работой и руководством. Нет сотрудничества, стимула трудиться. Коллектив расслаивается на конфликтующие группы. Психологический настрой персонала отрицательно сказывается на порядке, работе, творчестве.
Комбинированные стили управления в менеджменте
Психологи не выделяют эти управленческие приемы и методы, но они всегда будут существовать на практике:
1. Непоследовательный тип руководства. Нет единого метода управления. Начальник то жестко контролирует сотрудников, то отпускает «вожжи». Такие «качели» приводят к нестабильности компании на рынке, снижению производительности. От такого менеджмента страдает коллектив (часто возникают конфликты, появляется много личных и служебных проблем).
Управление по ситуации. Поведение руководителя зависит от текущей ситуации. Он применяет методы управления, которые (по его мнению) самые правильные в этот момент. Например, когда сотрудники не хотят работать, удачно действует модель руководства с такими характеристиками:
2.
четкие, понятные приказы;
постоянный контроль;
наказание за ошибки или неисполнение указаний;
поощрение за сделанное.
Если у сотрудников есть желание работать, но нет соответствующей квалификации, модель поведения руководителя — сочетание авторитарности и демократии, когда он:
играет роль наставника, советчика;
четко ставит задачи и требует их выполнения;
создает условия для проявления персоналом инициативы, самостоятельности, творчества;
применяет жесткую систему наказаний за неисполнение приказов и щедро поощряет хорошую работу;
создает в коллективе положительный морально-психологический климат.
Условия применения разных стилей
Авторитарное управление уместно в кризисных, критических ситуациях или, когда начальник не уверен в компетентности своих сотрудниках. В таких случаях персонал охотно соглашается на авторитарные методы, всецело доверяя топ-менеджеру.
Авторитаризм эффективно действует на военной службе, в условиях боевых действий, в некоторых госучреждениях.
Демократичные методы доступны руководителю с высоким интеллектом, хорошими организаторскими и коммуникативными способностями, психологическими навыками. Такая модель поведения удобна в неэкстремальных ситуациях в слаженном, стабильном коллективе, состоящем из квалифицированных, активных работников.
Либерально-демократический стиль руководства допустим в творческих, научных коллективах, состоящих из творческих индивидуальностей. Модель поведения менеджера оправдана при очень высокой степени ответственности, дисциплинированности людей.
В начале 80-х годов прошлого столетия американские психологи Блейк и Моутон разработали концепцию так называемой, управленческой решетки.
Вертикальная ось таблицы графика выстраивает показатель заботы о человеке (от 1 до 9), которая выражается в создании благоприятных условий для работы, гарантиях занятости, справедливой оплате труда и другие блага. Горизонтальная ось определяет уровень заботы о производстве (производительность, прибыль и другие показатели). Оба этих критерия определяют стили руководства в менеджменте.
Решетка помогает управленцу оценить свои методы руководства и принял меры для совершенствования собственного стиля управления.
Описание позиций:
• 1.1 — отсутствие или минимум заботы и о производстве, и о людях. Руководитель не держится за свое место.
• 9.1 — максимальная забота о деле при минимальной заботе о человеке. Поведение с подчиненными — диктат. В приоритете — производственный результат, моральный микроклимат не важен.
• 1.9 — люди на первом месте. При этом производству уделяется мало внимания, а ровный рабочий ритм поддерживается за счет дружелюбного, комфортного микроклимата в коллективе.
• 5.5 — менеджмент поддерживает баланс комфортной атмосферы в коллективе и нормальной производительности труда. Подчиненные и руководство мирно сосуществуют, ориентируясь на надежный средний результат.
• 9.9 — руководитель «болеет» за производство и требует того же от подчиненных, обеспечивая высокую производительность. Персонал мотивируется достойной оплатой труда, удовлетворен результатами, работает в атмосфере доверия и уважения.
Очевидно, что позиция 9.9 — лучшая модель управления. Поведение начальника гармонично — сочетает внимание к подчиненным и производственным задачам. Каждый руководитель может приблизиться к такому стилю менеджмента при наличии профессиональной подготовки, стремления учиться, повышать уровень знаний, управленческих навыков.
Препятствия на пути использования модели 9.9 (выделено исследователем У. Штоппом):
1. Низкая квалификация и уровень образования сотрудников.
2. Недостаток управленческой подготовки топ-менеджеров.
3. Низкая заинтересованность коллектива в результате труда.
4. Недостаток организации системы информирования в компании.
5. Неготовность работников брать на себя ответственность.
6. Несоответствие ценностных ориентаций руководства и рядовых сотрудников.
Большинство из этих препятствий можно устранить при условии длительной и серьезной работы над собой. Для этих целей созданы тренинги, курсы личностного роста, работают площадки для оценки компетенций, стилей менеджмента. Например, кейсовые методики позволяют респондентам в процессе тестирования знакомиться с проблемными управленческими ситуациями и выбирать правильные решения, демонстрируя типичное поведение.
Типология руководителей по фазе развития организации
В настоящее время существует большое количество различных признаков, по которым можно приводить классификацию типов руководителей. Процесс подбора руководителей, в особенности высшего руководящего состава, должен соответствовать актуальному состоянию организации и особенностям организационного процесса.
Так, в процессе создания, либо перестройки организации, руководящую должность должен прежде всего занимать руководитель-предприниматель, который может разрабатывать концепции и стратегии развития, а также смело брать на себя все риски и принимать ответственные решения, понимая возможные последствия.
Также на начальных этапах зарождения организации, важно наличие руководителя-лидера, который может увлекать людей новыми идеями и перспективами, а также умеют раскрывать и направлять творческий потенциал работников на решение необходимых задач.
На этапе стабильного развития, организация нуждается в руководителях-плановиках, которые могут разработать, на основе сложившихся условий, программы и планы развития с определенной степенью риска. Также на данном этапе необходим руководитель-администратор, который способен реализовывать, на основе имеющихся плановых заданий контролирующий, организаторский, координирующий, а также стимулирующий виды деятельности.
Вне зависимости от этапов и состояний организационного развития (создание, перестройка, стабильное развитие), руководитель, как должностное лицо, должен наделяться конкретными обязанностями и правами. В качестве официальных обязанностей руководителей можно выделить:
- Служебные обязанности (вытекают из общности функций занимаемой должности).
- Общие (определены Конституцией и законодательством).
- Специальные (возлагаются на руководителя, как правило – вышестоящим руководством, либо собственником).
Служебные обязанности и права руководителя регулируются следующими видами документов: Положение об организации (либо Положения структурных подразделений), Устав, Правила внутреннего распорядка, Должностная инструкция, Контракт, распоряжения и приказы вышестоящего руководства.
Вместе с официальными правами и обязанностями, которые закреплены на документальном уровне, руководители также обладают и неофициальными обязанностями. Среди них:
- Заботиться о личных интересах и проблемах подчиненных и коллег, их здоровье, успехах. Оказывать им при необходимости всестороннюю помощь.
- Не допускать фаворитизма.
- Не замалчивать достижения подчиненных и не приписывать себе их успехи.
- Не отдавать без особой надобности распоряжения «через голову», даже если это и требует дополнительного времени.
- Не перекладывать на других свои обязанности, но и не выполнять чужие.
- Придерживаться заведенного в организации порядка.
- Самокритично относиться к себе, интересоваться мнением других о своей работе и поведении. Время от времени задавать себе вопрос: «хотел бы я работать у себя в подчинении?».
- Уважительно относиться к подчиненным и коллегам, к их работе, не подчеркивать недостатки, не высказывать в присутствии других сомнения в их способностях.
Все вышеописанные требования, несмотря на неофициальный статус, являются очень важными, так как во многом не только подчиненные находятся в зависимости от руководителя, но также и руководитель находится в зависимости от подчиненных, и, в частности, от их профессиональных навыков, от готовности к выполнению распоряжений и неофициальных просьб.
Вместе с тем, руководитель находится в прямой зависимости от собственных коллег, деловых партнеров, начальников, без содействия которых он не может надлежащим образом выполнять обязанности, которые на него возлагаются.
На основе исследований Дж. Коттлера, ученые Н. Фондэс и Р. Стюарт сделали вывод о том, что деятельность менеджера обуславливается следующими факторами:
- Внешние ожидания (менеджеры до определенной степени могут их формировать).
- Личная независимость.
- Приоритеты организации.
- Степень ответственности, измеряемая числом подчиненных, объемом материальных ресурсов, которыми руководитель может самостоятельно распоряжаться, и объемом продаж.
- Сфера деятельности, степень ее регламентации.
Классификации руководителей Р. Блейка и Дж. Моутона, Д. Крэйси, М. Эфхбергера
Еще одна типология руководителей выделяется по признаку ориентации менеджера на определенные способы работы с подчиненными: руководители, ориентированные на производство; руководители, ориентированные на подчиненных.
Первый тип руководителей склонен решать поставленные задачи преимущественно за счет организационных и административных мер. Ими создаются определенные условия труда, четко распределяются задания, реализуется строгий контроль за выполнением задач. Такие руководители склонны игнорировать подчиненных на личностном уровне.
Второй тип руководителей организует работу по сплочению коллектива, устанавливает благоприятный морально-психологических климат, создает творческую атмосферу и практически не уделяет внимание организационным вопросам и поддержанию дисциплины.
Данный подход подробно описан в модели, предложенной английскими учеными Р. Блейком (1918-2004) и Дж. Моутоном (1930-1987). Работу над этой моделью исследователи проводили на основании того, что «чистые» типы руководителей встречаются крайне редко. Преимущественно, в реальных условиях встречаются их комбинации, представленные на рисунке ниже:
Основываясь на 81-м возможном варианте сочетаний показателей уровня проявления определенного типа ориентирования, представляется уместным выделить пять основных типов руководителей.
- Руководитель, который сочетает безразличие к людям и заботу о производстве (пункт 9.1. на представленном выше рисунке). В этом случае, руководитель является профессионалом, который знает, каким образом можно достигать поставленных целей, и стремится ее достичь любыми усилиями. Такой руководитель стремится полностью сосредоточить властные полномочия в собственных руках, все решения принимаются им единолично, чужие мнения им не признаются, он постоянно стремится вмешаться в дела подчиненных, склонен к навязыванию собственной воли и ждет полного послушания. Данный тип руководителей особенно эффективен в случае работы в критических ситуациях, которые требуют быстроты реакций. В краткосрочных периодах их действия также эффективным, однако при долгосрочной работе они могут провоцировать проявления кризиса взаимоотношений, так как мелочное регламентирование и репрессивные меры руководства могут отбивать у исполнителей желания работать, а также способствуют ухудшению морально-психологического климата.
- Руководитель, который максимально заботится о работниках и минимально беспокоится в производстве (пункт 1.9. на представленном выше рисунке). Такой руководитель занимается подбором коллектива на основе личных симпатий, им также создаются все условия для поддержания благоприятного морально-психологического климата в организации, а также удоввлетворяются все возможные потребности. Такой руководитель стремится разрешить все возникающие сложности и конфликты (что не всегда является разумным), поддерживает и поощряет подчиненных, стремится быть на «дружеской ноте» с подчиненными. Такой менеджер не является требовательным, инициативным, он зачастую избегает проявлений решительности. Акцентом его работы является благополучие коллектива, а также принятие устраивающих всех решений, которые не нарушают привычного рабочего ритма. Представленные действия далеко не во всех ситуациях могут обеспечить необходимый уровень эффективности работы.
- Руководитель, который ни на что не ориентирован (пункт 1.1. на представленном выше рисунке). Его деятельность направлена на максимальное длительное сохранение своего места, исходя из чего, им выполняется лишь необходимый минимум от требуемого объема задач. Такой менеджер не является очень активным, он склонен избегать конфликтных ситуаций, ни во что не вмешиваться, уклоняться от самостоятельного принятия решений, ожидая, что все противоречия могут разрешиться самостоятельно, либо по стратегиям, полученным от вышестоящего руководства. Подчиненные, находящиеся под руководством такого менеджера имеют ограниченный перечень свобод и прав проявления инициативы (если за них не нужно нести ответственность). Как правило, такая позиция свойственна лицам, которые «дотягивают» до пенсии, которые разочарованы в работе и не верят в наличие перспектив. Для организации такие руководители являются балластом.
- Руководитель промежуточного типа (пункт 5.5 на представленном выше рисунке). Такой менеджер склонен избегать конфликты, он следует принятому порядку и традициям, старается производить на всех хорошее впечатление и не выделяться. Проблемы решаются им механическим способом – то есть с помощью сочетания всех элементов в этих подходах. Такой руководитель склонен не командовать, а направлять работу команды средствами информирования, убеждения, инструктирования, делегирования полномочий, постановки задач. Такие руководители стремятся к неформальному общению с подчиненными, что позволяет добиться умеренного служебного успеха.
- Руководитель, который осуществляет синтез приоритетов (пункт 9.9 на представленном выше рисунке). Такой менеджер склонен концентрировать внимание на реально возникающих проблемах, он очень уверен в своих силах, энергичен и решителен, всегда находится в процессе постоянного поиска. Он создает коллектив творчески мыслящих работников, которые объединены общими интересами, он способствует в раскрытии способностей и потенциала своих подчиненных, организует для них условия для самостоятельной работы, содействует активному обмену мнениями и информацией, а также поддерживает благоприятную морально-психологическую обстановку и налаживает взаимопонимание и согласие среди подчиненных. Эти меры обеспечивают высокий уровень активности работников и повышает уровень их удовлетворенности трудом.
Принимая в качестве классификационной основы стили руководства, Р. Блейк и Дж. Моутон сформулировали три следующих типа руководителей:
- Фасадист – руководитель, который для достижения собственных корыстных целей (в том числе и руководящих) склонен манипулировать людьми благодаря интригам, лжи, утаивания информации. Реальные проблемы таким руководителем намеренно игнорируются.
- Патерналист – является снисходительным диктатором, который подавляет рабочий энтузиазм подчиненных, потворствует и щедро вознаграждает собственных протеже. В качестве прикрытия наделяет их полномочиями, однако все решения принимаются им единолично. Такой руководитель не стремится к творчеству, однако создает весьма надежный коллектив лояльных работников, который в стабильных условиях может обеспечить уровень производительности от умеренного до высокого.
- Оппортунист – не владеет твердыми убеждениями, хочет из всех ситуаций извлечь для себя выгоду, и при этом угодить руководству. Действовать предпочитает расчетливо, но для окружающих непредсказуемо.
Исследователем Д. Кэйрси была предложена классификация, основу которой составляют психологические качества руководителей. Своим выделенным типам он присвоил имена древнегреческих героев эпоса.
- «Аполлон» предпочитает неформальные отношения, стремится решать не только организационные, но и личные проблемы подчиненных, великодушен и дружелюбен.
- «Дионис» гибок, мгновенно реагирует на ситуацию, успешно действует в условиях риска и опасности. В то же время не способен выполнять рутинную работу, подчиняться регламентам, составлять и последовательно реализовывать планы.
- «Прометей» стремится к разработке и осуществлению глобальных стратегий, ориентирован на результат, глубоко погружен в работу, не умеет расслабляться и требует того же от подчиненных, не любит объяснять, повторять, общаться с малоинтересными людьми.
- «Этиметей» (брат Прометея, отличавшийся недалеким умом) пытается учесть все детали, надежен, склонен к бюрократизму и формализму, стремится к стабильности, консервативен, придерживается традиций, не любит риска.
В классификации, основу которой составляет признак использования власти, принято выделяет руководителя-унитариста, который ориентируется на полную концентрацию власти в собственных руках. Это дает ему возможность, опираясь на поддержку своих приближенных людей в единоличном порядке подавлять сопротивление подчиненных, разрешать проблемы и подавлять возникающее недовольство.
Его противоположность – руководитель-плюралист, склонен признавать чужое мнение и потребности, а также стремление увязывать собственные интересы с интересами организации, что является основой его власти. Такой руководитель признает позитивные стороны конфликтов, а также разрешает их в пользу укрепления собственной позиции и в пользу выгоды организации, в конфликтных ситуациях является посредником.
М. Эйхбергер выделил классификацию руководителей, в основе которой находится отношение к окружающим. Исследователи выделяют следующие тиры руководителей: патриарх, деспот, железная леди, боец-одиночка, дилетант и старшая сестра. Приведем подробное описание этих типов:
- Патриарх. Является профессионалом в своем деле, уверен в том, что один обладает максимальным количеством компетенций, исходя из чего, нуждается в беспрекословном повиновении. Подчиненным, при предъявлении собственных идей, нужно их преподносить в качестве разумного развития мыслей руководителя, а также как можно чаще советоваться с ним и просить его помощи. Привлекать внимание такого лидера можно более высокими профессиональными компетенциями, чем этого требует профессия, а также активность. Несмотря на высокий уровень авторитарности, руководитель в коллективе пользуется любовью и признанием, так как знает о проблемах подчиненных, и способствует их разрешению.
- Деспот. Является авторитарным, компрометирует собственных работников перед окружающими, причиной чего может становиться неуверенность в себе, излишняя требовательность, либо одиночество. Спор с таким руководителем возможен только при наличии «железных» аргументов. Ему лучше подыграть, словесным образом подчеркивая его значимость, однако действовать лучше не показывая обиду и по-своему, не акцентируя на этом внимание.
- Железная леди. Является холодной, авторитарной, самоуверенной, чувствует собственную силу и противится обсуждению проблем, считая это мало эффективным. Щедра на наказания в случае плохо выполненной работы, противится неподчинению. Для привлечения внимания необходимо использовать наглядную демонстрацию профессиональных успехов, решительности, честолюбия и уверенности в себе.
- Боец-одиночка. Характеризуется отгораживанием от коллектива, неохотно предоставляет информацию, даже необходимую для работы, избегает частых контактов с окружающими (стремится делегировать это секретарю, отгораживается непроходимыми дверями). Не терпит длинных бесед, особенно при обсуждении мелочей, деловые предложения предпочитает просматривать в письменном виде. Плохо относится к критике в свой адрес, обсуждению собственных решений. Его внимание привлекает упорная работа, а также просьбы об оценивании результатов деятельности, а также ровным отношением к успехам в работе.
- Дилетант. Находится на месте руководителя не благодаря знаниям, а за счет связей. Его слабости, как руководителя, могут приводить к появлению в коллективе неформального лидера, который легко завоюет внимание окружающих, однако менеджер всеми силами будет стремиться подавить такое влияние. Жаловаться на такого руководителя – неэффективное занятие, поскольку он имеет поддержку «сверху», привлекать его внимание также является бесполезным, поскольку он не обладает достаточным уровнем компетенции.
- Старшая сестра. В своей деятельности использует «женские формы» руководства, коллективного творчества и дискуссий, в сотрудниках высоко ценит командный дух и всеми силами поддерживает это в работниках, в ответ ожидая продуктивной деятельности. Являясь сильной личностью, в своей команде стремится видеть таких же работников, противится интригам, лени, перекладыванию ответственности на окружающих. Высоко оценивает как социальную, так и деловую компетентность. Привлечь внимание такого руководителя можно благодаря новым идеям и предложениям, а также рассказами о собственном опыте.
Типы руководителей по различным признакам
По характеру ориентированности на определенные типы действий в настоящее время принято выделять пассивных и активных руководителей.
Руководители пассивного типа (исполнительского типа) не склонны к риску, являются нерешительными, несамостоятельными, действуют по шаблонам. Основная цель их деятельности заключается в сохранении собственной позиции в организации любой ценой. Принято выделять несколько видов пассивных руководителей. Среди них:
- Интеграторы. Ценят хороший морально-психологический климат, поэтому заботятся о порядке, не допускают внутренней конкуренции, сглаживают противоречия. Склонны к приспособленчеству и действиям на поводу у других.
- Люди компании. Создают впечатление бурной деятельности, занятости проблемами организации и стараются убедить окружающих в своей незаменимости. На самом деле они лишь «скользят по поверхности», дают советы общего плана, не вмешиваясь в реальные процессы. В целом это пассивные руководители, ставящие па первое место собственные интересы, они безразличны к нуждам организации и подчиненных.
- Мастера. Тотально контролируют исполнителей, требуют безраздельного подчинения, действий по схеме, пресекают критику в свой адрес, препятствуют общению, обмену информацией, боятся нововведений и риска, словом всего того, что может это положение поколебать и вскрыть их некомпетентность.
- Специалисты. Им свойствен высокий профессионализм, любовь к дисциплине и порядку, миролюбие, погруженность с головой в работу, отсутствие инициативы. Они не уделяют внимания руководству, сами склонны к подчинению и приспособлению, не препятствуют свободному общению подчиненных.
Активные руководители (руководители инициативного типа) стремятся расширять сферу своего влияния как для достижения общего блага, так и для получения еще большего количества личной власти.
По характеру направленности, активные руководители разделяются на два вида: ориентированные на себя и ориентированные на интересы компании.
Ориентацию на себя имеют два типа активных руководителей. Первый тип называется «борцы с джунглями». Такие люди хотят иметь безраздельную власть, разделяют мир на врагов и сообщников, воюют со всеми и стремятся уничтожить конкурентов, используя для этого ресурсы собственных подчиненных.
Данные руководители, в зависимости от особенностей используемых методов разделяются на «лис», которые склонны к интригам и «львов», которые действуют открыто.
Вторым типом активных руководителей, которые ориентированы на себя являются «игроки». Для таких руководителей особую значимость имеет не непосредственная должность, а специфика процесса ее достижения. Они могут бросать вызовы всем подряд, привлекать в своих целях нужных людей, стремясь за счет их помощи обойти конкурентов.
Данный тип «игроков» может довольствоваться сиюминутной победой, которая была достигнута любыми способами, а в ситуации неумения справляться с настоящими проблемами, их деятельность носит разрушающий, а не создающий характер.
Активные руководители, которые ориентированы на достижения и цели компании, называются открытыми руководителями, которые стремятся к достижению власти с целью реализации общественно значимых преобразований. Как правило, такие люди – высококвалифицированные руководители, у которых на все есть свой взгляд в также прогноз на будущее. Они знают реальные потребности людей и организации.
Чаще всего, у этих руководителей существуют заранее разработанные планы деятельности, а еще они могут их реализовывать, вопреки всем преградам. Такие руководители хотят изменений, быстро реагируют на все новшества, имеют творческий подход к работе и поощряют самостоятельность в работе подчиненных. Они обладают широким кругом общения, учитывают конструктивную критику, используют разумный риск и применяют нетрадиционные методы работы.
Такие руководители являются жесткими, властными, целеустремленными, бескомпромиссными, энергичными, гибкими, решительными, справедливыми. В государственных масштабах, примером такого руководителя является Петр I.
Розмари Стюарт выделила классификацию руководителей на основании их отношения к использованию времени. В ее классификации присутствуют следующие типы:
- «Аварийщики», рабочий день которых фрагментарен, заполнен множеством эпизодических контактов.
- «Любители дискуссий», весь рабочий день общающиеся с окружающими.
- «Писатели», в основном занятые составлением и чтением документов.
- «Члены комитетов» – завсегдатаи внутренних совещаний и официальных встреч.
- «Эмиссары», большую часть времени проводящие за пределами организации.
С позиции подхода к руководству, принято выделять такие типы руководителей, как «руководитель вчерашнего дня» и «современный руководитель». Их особенности представлены в таблице ниже:
Современные руководители | Руководители вчерашнего дня |
Исходят из интересов дела | Исходят из интересов фирмы |
Относятся к людям, как к команде единомышленников, которая должна с его помощью решать поставленные задачи | Относятся к людям как к инструменту, с помощью которого они должны решать поставленные задачи |
Ощущают себя частью организации | Рассматривают организацию как средство решения задач |
Рассматривают условия и нормы деятельности как нечто, что можно при необходимости менять | Принимают условия и нормы деятельности как неизменные, внешне заданные ограничения |
Связаны с окружением непосредственно через собственную активную деятельность | Связаны с окружением опосредованно, через организацию и должность |
Ставят цель исходя из возможностей, предоставляемых окружением, и ищут необходимые для ее достижения ресурсы внутри фирмы и за ее пределами | Ставят цель исходя из внутренних возможностей фирмы |
Руководители «вчерашнего дня», как в нашей стране, так и на Западе преимущественно являлись хозяйственниками, которые занимались ликвидацией сбоев технологических процессов, снабжением, руководством подчиненными, однако не имели права самостоятельного принятия решений и риска.
У их современных коллег имеется широкая свобода действий, ориентация на инновационные перемены и интеграцию всех организационных аспектов.
С позиции результатов деятельности, руководителей принято разделять на эффективных и преуспевающих. Согласно проведенному анализу, эффективные руководители больше времени уделяют работе с информацией и документами, а также управлением персоналом, а преуспевающие ориентируются на социальную и политическую деятельность, обмен информаций и работу с документами, и в меньшей степени занимаются непосредственным управлением персоналом.