Управление школой руководство учебно воспитательной работы

УПРАВЛЕНИЕ
ШКОЛОЙ И РУКОВОДСТВО
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТОЙ

  1. Совершенствование
    управления школой и ее учеб­
    но-воспитательной
    работой как важнейшая предпо­
    сылка
    повышения качества обучения и
    воспитания.
    Структура
    управленческих органов в школе и
    основ­
    ные
    принципы их деятельности.

  2. Повышение
    роли совета школы в совершенство­
    вании
    учебно-воспитательного процесса.
    Демократи­
    зация
    и гласность в руководстве школой.

  3. Функциональные
    обязанности должностных лиц
    школы
    по организации и руководству
    учебно-воспи­
    тательной
    работой.

  4. Работа
    директора и педагогического
    коллектива
    школы
    по обеспечению всеобуча.

  1. Организация
    и совершенствование учебно-вос­
    питательной
    работы и контроль за ее качеством.

  2. Руководство
    внеклассной и внешкольной
    учеб­
    но-воспитательной
    работой.

  3. Организация
    помощи в деятельности ученичес­
    кого
    самоуправления и общественных организаций
    в
    школе.

  4. Организация
    работы с родителями учащихся.

  5. Годовой
    план учебно-воспитательной работы
    школы.

547

1.
Совершенствование управления школой
и ее учеб­но-воспитательной
работой как важнейшая предпо­сылка
повышения качества обучения и воспитания.
Структура
управленческих органов в школе и
основ­ные
принципы их деятельности. Школа —
исключитель­но
сложный и весьма разветвленный по своей
внутрен­ней
структуре механизм, который может
успешно функ­ционировать
только при условии, если каждое его
звено и
подразделение будут действовать слаженно
и эффек­тивно. Трудно, например,
добиваться высоких результа­тов в
обучении и воспитании, если педагогический
кол­лектив школы не будет иметь единой
линии и согласо­ванности
в работе, если он не будет сплочен четко
очер­ченными
целями. Не менее важное значение имеет
пра­вильно
организованное взаимодействие всех
звеньев уче­нического
коллектива, степень его влияния на учебу
и поведение
школьников. Все это свидетельствует об
ог­ромной
роли разработки научных
основ управления шко­
лой
и ее учебно-воспитательной работой.

Весьма многообразной
является структура управленческих
органов в школе. Условно их можно
разделить на три группы.

Первую
группу
составляют
органы коллегиального управления
школой — общешкольная конференция
пред­ставителей
учащихся, работников школы, родителей,
а также
подчиняющийся ей совет школы.

Вторую
группу
составляют
должностные лица школы, осуществляющие
руководство всеми ее звеньями и
под­разделениями.
Это — директор школы, его заместители
по
учебной и воспитательной работе, помощник
дирек­тора
по хозяйственной работе и др.

Третья
группа
включает
в себя управленческие органы различных
общественных организаций учащихся
(учком), учителей
(профком, методические секции и т.д.), а
так­же
родителей (родительский комитет и др.).

Наличие
такой разветвленной структуры
управленчес­ких
органов в школе требует организации их
правильно­го взаимодействия, координации
их работы и эффектив­ного выполнения
каждым из этих органов и подразделе­ний
своих специфических функций. Все это
обусловило необходимость
определения основных принципов их
руко­водящей
деятельности. К ним относятся:


координация,
согласованность решений и деловое
сотрудничество всех управленческих
органов в школе при планировании
предстоящей работы, определении ее
веду­щих
задач и их эффективном решении;

548

— демократизм
и гласность в осуществлении
всеми
должностными
лицами школы своих руководящих функ­
ций;
опора на общественное мнение учителей
и учащихся,
а
также родителей; выборность руководящих
органов;

  • персональная
    ответственность всех руководящих
    лиц
    школы,
    учителей, классных руководителей,
    воспитате­
    лей
    групп продленного дня за успешное
    выполнение своих
    должностных
    функций;

  • умение
    выделять главные проблемы в работе
    школы
    и
    концентрировать усилия педагогов и
    учащихся на их
    решении;

  • поддержание
    благожелательного психологического
    микроклимата
    в школе, основанного на высокой
    ответ­
    ственности,
    творческой инициативе, принципиальности
    и
    сознательном отношении каждого к своей
    работе;


тактичный и регулярно осуществляемый
контроль за
выполнением указаний вышестоящих
органов и при­нятых
в школе решений по совершенствованию
учебно-воспитательной работы;

— поощрение
педагогического творчества и
инноваци­
онных
поисков в повышении качества
учебно-воспита­
тельного
процесса, стимулирование учителей к
овладе­
нию
передовым педагогическим опытом.

2.
Повышение роли совета школы в
совершенство­
вании
учебно-воспитательного процесса.
Демократи­
зация
и гласность в руководстве школой.
В
создании творческой
атмосферы и здорового психологического
мик­роклимата
в школе огромная роль принадлежит совету
школы.
Совет является органом коллегиального
управ­ления
школьными делами, принимает активное
участие в
решении важнейших вопросов совершенствования
обу­чения
и воспитания учащихся. Его функции и
содержа­ние работы регламентируются
специальным положени­ем
о совете средней общеобразовательной
школы.

Высшим
руководящим органом школы является
об­щешкольная
конференция представителей учителей,
уча­щихся,
родителей и общественности в равном
количе­стве
от каждой категории. Конференция
утверждает устав школы
и вносит в него необходимые изменения,
разра­батывает
основные направления совершенствования
и развития
школы, повышения качества и эффективности
учебно-воспитательной
работы; осуществляет поиски дополнительных
финансовых средств и укрепление
ма­териально-технической базы школы;
при необходимости

549

создает
временные или постоянные комиссии по
различ­ным
направлениям деятельности школы и
устанавлива­ет
их полномочия. Конференция созывается
советом школы не реже одного раза в год.

В
период между конференциями в роли
высшего органа выступает
совет школы, в который входят представите­ли
(одна треть) педагогических работников,
учащихся сред­них
и старших классов, родителей и
общественности.

Совет школы
выполняет следующие функции:

— организует
реализацию решений конференций
школьного
коллектива;

— утверждает
план развития школы;

— представляет
совместно с директором интересы
школы
в государственных и общественных
органах, а
также
интересы учащихся, обеспечивая социальную
за­
щиту
несовершеннолетних;

  • определяет
    на основе представленных
    методическим
    (педагогическим)
    советом школы материалов содержание,
    методы,
    средства и формы организации обучения
    и вос­
    питания учащихся (учебные
    планы, программы, профи­
    ли
    дифференциации обучения, трудовой
    подготовки и
    т.д.),
    обеспечивая при этом достижение
    государственно­
    го
    уровня требований к образованию;

  • устанавливает
    режим работы школы;

  • осуществляет
    контроль за подбором и
    расстановкой
    педагогических
    и других кадров школы;

— проводит
аттестацию педагогических работников
школы,
вносит предложения в квалификационную
ко­
миссию
при органах народного образования о
присвое­
нии
учителям квалификационных категорий;

— поддерживает
общественные инициативы и иннова­
ционные
поиски по совершенствованию и развитию
обу­
чения
и воспитания;

— контролирует
рациональное расходование
бюджетных
ассигнований
на школу, формирует собственный
мате­
риальный
фонд школы;

  • заслушивает
    отчеты о работе отдельных учителей,
    директора
    школы, его заместителей, вносит на
    рассмот­
    рение
    конференции предложения о продлении
    или пре­
    кращении их полномочий;

  • ограждает
    работников школы и администрацию
    от
    необоснованного
    вмешательства в их профессиональную
    и
    должностную деятельность.

Совет
школы работает в тесном контакте с
админи­страцией
и общественными организациями школы
на

550

основе
принципов демократизма, гласности и
широкого оповещения о своей деятельности
учащихся, учителей и общественности.

3.
Функциональные обязанности должностных
лиц школы
по организации и руководству
учебно-воспита­тельной
работой. Определяющую роль в организации
и руководстве
учебно-воспитательной работой школы
иг­рает
директор.
На
должность директора школы назнача­ются
органами образования или избираются
конферен­цией
совета школы лучшие учителя, владеющие
органи­заторскими
способностями, имеющие необходимую
пе­дагогическую
квалификацию и стаж практической
педа­гогической
работы не менее трех лет. К важнейшим
фун­кциональным обязанностям директора
школы относятся:

  • руководство
    педагогическим коллективом, обеспе­
    чение
    правильного подбора и расстановки
    кадров, созда­
    ние необходимых
    условий для повышения их
    научно-те­
    оретического
    и психолого-педагогического уровня и
    сти­
    мулирования
    педагогического творчества учителей;

  • контроль
    за ходом обучения, качеством знаний
    и
    поведением
    учащихся, содержанием и организацией
    вне­
    классной
    и внешкольной работы;

  • организация
    работы по профессиональной ориента­
    ции
    учащихся;

  • активизация
    деятельности ученического самоуправ­
    ления,
    взаимодействие с общественными
    организациями
    учителей
    и учащихся;

  • установление
    в соответствии с трудовым законода­
    тельством,
    правилами внутреннего распорядка и
    уставом
    школы
    круга обязанностей работников школы;

  • поддержание
    связей с
    местными
    общественными
    организациями,
    базовыми предприятиями;

  • организация работы
    с родителями учащихся;

  • укрепление
    учебно-материальной базы школы;

  • поддержание
    необходимого санитарно-гигиеничес­
    кого
    режима в школе, охрана труда и соблюдение
    техни­
    ки
    безопасности в процессе учебных занятий
    и других
    видов
    деятельности учащихся, учителей и
    обслуживаю­
    щего персонала школы;

  • прием на работу
    и увольнение с работы обслужива­
    ющего
    персонала школы;

  • представление
    учителей и других работников школы
    по
    согласованности с советом школы к мерам
    поощрения
    и
    наградам.

551

Под
непосредственным руководством директора
школы работают
его заместители
по учебной и воспитатель­
ной
работе
и
другие должностные лица, на которых
воз­лагается
руководство отдельными участками
школьной работы.
Так, заместитель
директора по учебно-воспи­тательной
работе
отвечает
за организацию учебно-вос­питательного
процесса, выполнение учебных программ,
качество преподавания и знаний учащихся,
осуществля­ет
контроль за ходом урочных и других видов
учебных занятий,
поведением школьников, регулирует их
учеб­ную
нагрузку, составляет расписание занятий,
готовит отчеты об учебно-воспитательной
работе школы.

В
обязанности заместителя директора по
воспита­тельной работе
входит
организация и участие в прове­дении
внеклассной и внешкольной воспитательной
деятельности
учащихся, инструктирование классных
руководителей
и воспитателей групп продленного дня
и оказание
им помощи в воспитательной работе, а
также поддержание
деловых контактов с внешкольными
обра­зовательно-воспитательными
учреждениями, комиссия­ми
содействия семье и школе.

В
условиях обновления и реформирования
всех сфер производственно-экономических
отношений, политики, образования
и культуры значительно повышаются
требо­вания к руководителю школы.
Директор школы, его заме­стители
должны сочетать в себе глубокую
педагогическую образованность
и компетентность, деловитость и
дисцип­лину,
высокую служебную ответственность,
инициативный и
творческий подход к выполнению своих
обязанностей.

4.
Работа директора и педагогического
коллектива школы
по обеспечению всеобуча. В нашей
республике предусмотрено
осуществление обязательного девятилет­него
образования подрастающих поколений.
Решение этой важной
государственной задачи должно занимать
вид­ное
место в работе директора, его заместителей
и всего педагогического
коллектива школы.

Каждая
школа имеет свой микрорайон,
в
пределах которого
она отвечает за осуществление обязательного
обучения
детей, подростков. В школе ведется журнал
учета движения учащихся, который
заполняется на ос­нове
данных школы и местных советов
(домоуправлений).

Выполнение
закона об образовании требует также
разъяснительной
работы среди родителей и молодежи о
путях
получения образования. С этой целью
школа

552

организует
родительские собрания, проводит беседы,
орга­низует
лекции и доклады, коллективные и
индивидуаль­ные
консультации для родителей и учащихся
по профес­сиональной
ориентации.

Большое
место занимают вопросы расширения и
укреп­ления
учебно-материальной базы школы. С помощью
шеф­ствующих
предприятий учителя оборудуют учебные
каби­неты,
создают фонд учебников и учебных пособий
для бес­платного
пользования учащимися, укрепляют базу
трудо­вого обучения и воспитания,
организуют горячее питание и т.д. В
сельской местности актуальными являются
воп­росы
подвоза учащихся в школу из отдаленных
населенных пунктов
или же организации школьных интернатов.

5.
Организация и совершенствование
учебно-воспи­тательной
работы и контроль за ее качеством.
Карди­нальной
проблемой руководства школой со стороны
директора и его заместителей является
организация и совершенствование
учебно-воспитательного процесса и
осуществление контроля за его качеством.
Ее решение включает
в себя целую совокупность вопросов.

Исключительно
важное значение имеет научно
обо­
снованное
планирование учебных занятий.
До
начала учебного
года директор школы и его заместитель
по учеб­но-воспитательной
работе организуют разработку учите­лями
календарных (или тематических) планов
изучения программного
материала и их обсуждение в предметных
комиссиях
(методических секциях). Особое внимание
следует
обращать на глубокое изучение учителями
объяс­нительных
записок и содержания программ. При
мето­дической
помощи заместителя директора по
воспитатель­ной
работе планируют свою работу классные
руководите­ли.
Им же составляется план-график работы
предметных кружков
и других форм внеклассных занятий.

Большое
значение имеет продуманное
и научно обо­
снованное
расписание занятий,
которое
составляется за­местителем
директора школы по учебно-воспитательной
работе
и утверждается директором. Первыми
— третьими
часами
в
нем должны быть занятия по более трудным
пред­метам
— математике, физике, химии и языкам.
Письмен­ные
уроки целесообразно чередовать с
устными. Учитыва­ется
также рациональная организация учебной
работы учителей,
в частности, нужно сводить к минимуму
так называемые
«форточки» в их урочных занятиях.
В дни, когда
классные руководители проводят
«воспитательные часы»,
их уроки обычно ставятся к концу рабочего
дня.

553

Следовательно,
начало нового учебного года связано с
проведением разнообразной
организационно-педагогичес­кой
работы, которую нужно обязательно
закончить до 1
сентября с тем, чтобы весь сложный
механизм учебно-воспитательного
процесса быстро входил в нормальный
ритм.

Не
менее существенное значение имеет
осуществле­ние
контроля со стороны директора школы и
его замес­
тителей
за ходом учебно-воспитательного процесса,
его
содержанием
и методическим совершенствованием.
Кон­трольное
посещение уроков и внеклассных мероприятий
предполагает:
а) изучение и анализ их научно-методи­ческого
содержания; б) решение учителями наиболее
важных
учебно-воспитательных задач в системе
урочных занятий,
например, их работа по активизации
познава­тельной
деятельности учащихся, совершенствованию
са­мостоятельной
учебной работы, осуществление техничес­кого
обучения на уроках; моральное воспитание
и т.д.; в)
выявление и распространение передового
педагоги­ческого
опыта; г) изучение качества знаний
школьни­ков;
д) определение содержательной и
воспитательной действенности
внеклассных мероприятий и т.д.

Многообразие
задач контроля требует определенной
си­стемы
в его осуществлении. С этой точки зрения
выделя­ют различные виды контроля.
Так, по своей целевой на­правленности
контроль бывает предупредительный
и
те­кущий.
Предупредительный
контроль
обычно применяется в
работе с начинающими и вновь прибывшими
в школу учителями
и имеет своей задачей общее ознакомление
с их педагогической
подготовкой и методическими умениями.
Текущий
контроль
осуществляется в порядке стимулирова­ния
качества учебно-воспитательной работы
учителей и классных
руководителей. Оценки их педагогической
деятель­ности
и оказания им необходимой методической
помощи.

В
зависимости от содержания контроль
бывает фронталь­ный
и
тематический.
В
чем заключается их сущность?

При
фронтальном
контроле
изучается работа нескольких учителей
или всего педагогического коллектива
по решению всех
основных задач обучения и воспитания.
В этом случае уроки
учителей, которые посещают директор
школы и его заместители, анализируются
с точки зрения их содержания, методической
организации и воспитательной
направленнос­ти,
а также качества знаний и поведения
учащихся.

При
тематическом
же
контроле изучению и анализу подвергается
какая-то одна сторона учебного процесса
или внеклассной
работы. Например, может изучаться уме-

554

ние
учителя осуществлять на уроках развивающее
обу­чение
или моральное воспитание и т.д. Равным
образом при
контроле внеклассной работы могут
выделяться та­кие вопросы, как качество
индивидуального воспитания учащихся
классными руководителями, состояние
обще­ственно
полезного труда и др. Естественно, что
оба вида контроля
должны сочетаться и дополнять друг
друга.

Посещая
урочные и внеклассные занятия,
руководи­тели
школы в специальном журнале ведут записи
своих замечаний,
делают выводы, а затем сообщают их
учите­лям
и классным руководителям. При этом
необходимо сохранять
объективность, деликатность и такт,
чтобы проводимый
анализ занятий не обидел учителя, а,
на­оборот,
побуждал его к улучшению своей работы.

В
совершенствовании учебно-воспитательного
процесса существенное
значение имеет содержательное
проведение
методической
работы с учителями и внедрение научной
организации
педагогического труда (НОПТ).
Основная
цель методических
мероприятий и НОПТ состоит в углублении
теоретической
подготовки и повышении педагогического
мастерства
учителей, а также рациональной организации
и
более эффективном использовании их
рабочего времени. Для
проведения методической работы учителя
близких по содержанию
предметов объединяются в предметные
комис­сии
(секции), которые возглавляют более
квалифицирован­ные
методисты. Отдельную методическую
комиссию (секцию), которую
обычно возглавляет заместитель директора
по вос­питательной работе, составляют
классные руководители.

В
школьной практике сложились следующие
формы
методической
работы:
подготовка
и обсуждение докладов (рефератов)
учителей и классных руководителей по
важней­шим
вопросам обучения и воспитания учащихся
(активи­зация
познавательной деятельности школьников,
форми­рование
научных понятий, умственное развитие
учащихся в
процессе обучения, стимулирование
познавательных по­требностей,
укрепление личного достоинства школьников
в
коллективе и т.д.); коллективное посещение
и анализ уроков
и внеклассных мероприятий; обсуждение
новинок психолого-педагогической
литературы; проведение науч­но-методических
конференций; обмен опытом работы;
изу­чение
передового педагогического опыта. В
последние годы получает
распространение своеобразная форма
наставничества, когда
более опытные учителя шефствуют над
молодыми пе­дагогами,
передавая им свои достижения в обучении,
приглашая
их на свои уроки, делая их совместный
анализ.

555

Директор
школы и его заместители обязаны заботиться
о НОПТ, в том числе строго регламентировать
различные заседания
и совещания с учителями, уменьшая их
коли­чество
и уплотняя время на их проведение. НОПТ
включа­ет
в себя также четкую организацию
дополнительных за­нятий с учащимися,
совершенствование проверки тетра­дей,
четкое определение должностных функций
и т.д. Сле­дует
всячески увеличивать свободное время
учителей с тем, чтобы
они могли заниматься самообразованием,
читать литературу,
знакомиться с новинками психологии и
педа­гогики,
посещать культурно-массовые мероприятия.

6. Руководство
внеклассной и внешкольной
учебно-
воспитательной
работой. На что же должны направляться
усилия
руководства и педагогического коллектива
школы
при
организации внеклассной и внешкольной
воспитатель­
ной
работы? Во-первых,
на
разносторонность ее содержа­
ния
и общественную направленность. Нужно,
чтобы она
охватывала
умственное, физическое, нравственное,
эстети­
ческое
и трудовое воспитание учащихся и была
пронизана
патриотизмом,
стремлением приносить пользу Родине,
лю­
дям.
Во-вторых,
на
использование ее массовых форм как
для
воспитания
школьников, так и для разумной и
содержатель­
ной организации их
свободного времени. В-третъих,
на
ох­
ват
всех учащихся внеклассной и внешкольной
работой.
В-четвертых,
на
развитие общественных интересов,
актив­
ности
и самодеятельности учащихся. С учетом
этих положе­
ний
педагогический коллектив совместно с
общественными
организациями
разрабатывает систему внеклассных и
вне­
школьных мероприятий, определяет
ответственность за их
подготовку и
проведение, а руководство школы
оказывает
методическую
помощь учителям и осуществляет контроль
за
качеством
работы.

7. Организация
помощи в деятельности ученичес­
кого
самоуправления и общественных организаций
в
школе.
В управлении школой большое место
занимает
помощь
в деятельности органов ученического
самоуправ­
ления
и общественных организаций школьников.
Эта
помощь
осуществляется следующими путями:

— директор
школы, его заместители и педагогический
коллектив
в целом принимают участие в подборе
канди­датур
для избрания в состав ученического
комитета. Речь идет
о том, что педагоги вместе с активистами
обсужда:
ют
предложения о целесообразности избрания
тех или

556

иных
школьников в состав ученического
самоуправле­ния, дают им свои советы,
не навязывая, однако, своей воли
и учитывая мнение учащихся;

  • директор
    школы вместе со своими заместителями,
    а
    также
    классными руководителями учат активистов
    выпол­
    нять порученную общественную
    работу, проводят по этим
    вопросам
    инструктивно-методические совещания
    («Об обя­
    занностях
    активистов», «Как готовить и
    проводить учени­
    ческие
    собрания», «Как организовать
    общественную работу
    учащихся»
    и т.д.), налаживает обмен опытом работы;

  • директор
    школы, его заместители и учителя
    дают
    свои
    советы о планировании работы ученического
    коми­
    тета
    и других органов самоуправления,
    совместно обсуж­
    дают
    намеченные мероприятия;

  • руководство
    школы, классные руководители и
    учителя
    оказывают
    помощь в подготовке и проведении
    мероприятий
    других
    общественных организаций учащихся
    (спортклуба,
    экологического
    общества и др.), участвуют в их работе.

Соседние файлы в папке Харламов. Педагогика

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Содержание

Введение……………………………………………………………………..

Содержание управления общеобразовательной школой………………

Распределение функций управления в общеобразовательной школе……………………………………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………….

Введение

Важной задачей в организации управления школой является определение ее политики в деятельности. Образовательная политика должна быть направлена на обеспечение доступности образования, на совершенствование  и  развитие  современного  школьного  образования.

Процесс управления всегда имеет место там, где осуществляется общая деятельность людей для достижения определенных результатов. Поскольку школа – социальная организация, и она представляет собой систему совместной деятельности людей (педагогов, учащихся, родителей), то  в настоящее  время целесообразно перевести все процессы в новое состояние на основе использования присущих этой системе объективных законов, систематического, планомерного, сознательного и целенаправленного взаимодействия субъектов управления различного уровня в целях обеспечения эффективной деятельности образовательной организации.

В данной работе мы рассмотрим:

содержание управления общеобразовательной школой

распределение функций управления в общеобразовательной школе.

Содержания управления общеобразовательной школой

Центральное место в процессе решения многих задач школьного управления принадлежит руководителю школы и учителю, которым приходится сталкиваться с новыми задачами возрастающей сложности и нести ответственность за принятые решения и конечные результаты.

Расширение прав и свобод общеобразовательных учреждений привело к ситуации, когда не Министерство и не районные органы управления образованием диктуют порядок деятельности школы. Самой администрации и педагогическому коллективу приходится определять и проводить в жизнь политику своего учреждения. Такое положение дел заставляет руководителей школ изучать теорию управления и строить жизнь школы, опираясь на ее законы.

Понятие «управление» относится к числу наиболее общих, наиболее универсальных, оно используется во всех областях человеческой деятельности.

Процессом управления обычно называют функционирование органов и работников управления. В различных школах процесс управления протекает по-разному. Основную роль здесь играет содержание процесса управления, которое определяется сущностью управления, его целями, принципами, методами, функциями, спецификой отрасли, уровнем данного органа в общей системе органов управления. К примеру, если школа в качестве цели рассматривает совершенствование процесса обучения для повышения качества знаний и умений своих выпускников, готовящихся к поступлению в вуз, то основной целью управления выступает обеспечение условий для совершенствования процесса обучения. Основное внимание уделяется уровню преподавания, профессионально-методической подготовке учителей, работе методобъединений по предметам, установлению более жесткой дисциплины на уроках и ряду других направлений работы. В соответствии с целью подбираются принципы и методы управления. Для достижения такой цели может быть выбран и авторитарный стиль управления.

Совершенно иным может стать содержание управления, если в качестве цели для школы выступает создание авторской системы. В этом случае основой управления является создание наиболее благоприятных условий для деятельности учителей-новаторов и дальнейшее распространение их опыта на деятельность остальных учителей школы.

Однако содержание управления может быть различным не только по целям, методам и принципам образовательных учреждений. Различие существует и в самой сфере управления.

Общей тенденцией в управленческом стиле является демократизация. Она проявляется в стремлении к неформальным, демократичным, гибким способам и методам управления, в значительно большей мере основанным на сотрудничестве руководителя и подчиненного. Различные школы ученых-управленцев полагают, что в современных условиях руководитель должен меньше использовать систему власти в виде вертикальной иерархической пирамиды и больше ресурс развития горизонтальной организационной системы. В процессе демократизации управления происходит делегирование

делегирование части полномочий руководителя подчиненному.

В теории управления выделяются следующие основные функции: анализ, планирование, организация, контроль. Эти функции управления можно рассматривать как относительно самостоятельные виды деятельности. Между тем все они взаимосвязаны и последовательно, поэтапно сменяют друг друга, образуя единый управленческий цикл.

Организация деятельности

В цепочке связанных этапов управленческого цикла есть особая стадия, от которой зависит качество функционирования и развития школы. Ею является организационная стадия, которая характеризуется как деятельность субъекта (объекта) управления по формированию и регулированию определенной структуры отношений и взаимодействий, необходимых для эффективного достижения цели.

Организационные отношения можно определить как связи между людьми, устанавливаемые по поводу распределения полномочий и закрепления за ними функций их совместной деятельности. Организационные отношения существуют объективно и отражают процессы разделения и кооперации труда.

Организация в системе внутришкольного управления направлена на формирование управляющей и управляемой подсистем, определение прав и полномочий для каждого звена управления. При определении функциональных обязанностей сотрудников в каждой подсистеме важен учет функционального регулирования и принципов их распределения: соответствия возлагаемых полномочий и представляемых прав его должностному положению, организаторским способностям, уровню общей культуры и профессиональной готовности, соответствие содержания деятельности индивидуальным возможностям личности. Все это приводит к определению меры личной ответственности каждого участника педагогического процесса на любом уровне управления за результаты работы школы, повышению роли человеческого фактора в совершенствовании обучения воспитания детей и учащейся молодежи в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.

Методы, т. е. способы, средства и воздействия, положенные в основу структуры организационной деятельности учитывают специфичность объекта и субъекта управления в системе организации взаимодействия (отношений) и разделяются по целенаправленности (прямое и опосредованное), по формам (индивидуальные и коллективные), по способам, средствам и воздействиям (моральные, материальные, дисциплинарные и др.). Методы, определяющие организационно-исполнительскую деятельность руководителей школы, исходя из педагогической целенаправленности на субъект (объект), могут иметь вариативное сочетание для оптимального достижения целей организации.

Среди форм организации управления в практике наиболее широко распространена функциональная структуризация, в основе которой лежит принцип профессиональной специализации, способствующий повышению эффективности использования рабочей силы. Однако форма управления не обеспечивает в полной мере единой целевой направленности усилий, необходимых для решения задач. Это порождает трудности с фиксацией ответственности, чрезмерную усложненность координации, неадекватную реакцию на запросы потребителей.

Другая, все более широко применяемая форма организации — матричная, объединяющая деятельность в условиях сложных проектов или непрерывных программ. Матричная организация — это простой, гибкий и динамичный способ объединения сотрудников,обладающих различными функциональными знаниями, опытом в программно-целевые группы (подразделения). Эта форма может с успехом применяться в практике работы школ при различных нововведениях. Такая форма организации деятельности основана на горизонтальном принципе взаимодействия ее членов.

Распределение функций управления в общеобразовательной школе

Деятельность директора школы и его заместителей

К важнейшим направлениям деятельности директора общеобразовательного учреждения относятся:

  • организация деятельности членов администрации и всего коллектива школы;
  • контроль за их деятельностью;
  • контроль за качеством педагогического процесса;
  • решение всех кадровых вопросов (прием на работу, увольнение, определение учебной нагрузки для учителей);
  • организация работы с родителями;
  • организация разработки и реализация перспективных программ развития общеобразовательного учреждения.

Оценка деятельности руководителя школы определяется:

  • по результатам работы школы;
  • по личному вкладу директора школы в организацию учебно-воспитательной работы;
  • по стилю его работы, специальной подготовке, организаторскому таланту.

Директору школы помогают заместители. Количество заместителей может быть различным и в основном зависит от числа учащихся в школе. Для эффективной организации учебной и воспитательной работы необходимы три заместителя: по учебно-воспитательной, воспитательной и научной работе.

В обязанности заместителя директора по учебно-воспитательной работе входят организация и контроль за учебным процессом в школе. Организация и контроль за деятельностью факультативов также лежит на заместителе по учебно-воспитательной работе. Он полностью отвечает за выполнение принятых школой учебных программ, соблюдение требований государственных образовательных стандартов в части обучения. Его деятельность начинается с текущего планирования организации учебного процесса и составления расписания уроков.

Особое внимание заместитель по учебно-воспитательной работе уделяет контролю качества учебного процесса: регулярно проверяет и анализирует учебную документацию (классные журналы); следит за качеством преподавания различных предметов учителями, их подготовкой к урокам, уровнем квалификации; при необходимости организует помощь молодым, начинающим учителям. К его ведению относится организация работы по повышению квалификации и формированию единых подходов у всех членов педагогического коллектива школы. В этом ему помогают методобъединения. Организационно заместитель директора по учебно-воспитательной работе руководит деятельностью методобъединений. Принимает непосредственное участие и в кадровых вопросах — участвует в распределении учебной нагрузки между работающими в школе учителями.

Заместитель директора по воспитательной работе отвечает за организацию и качество внеучебных и внешкольных мероприятий. Он планирует, организует и контролирует проведение внеклассных воспитательных мероприятий в школе и по месту жительства. Деятельность семинара классных руководителей и работа по повышению квалификации педагогов в области воспитания также осуществляется под его руководством. Работа кружков также организуется и контролируется заместителем по воспитательной работе. Под его руководством проводятся спортивные соревнования. Часто ему поручается директором руководство общественно полезным (обслуживающим) трудом учащихся.

Важнейшим направлением его деятельности является организация работы совета школы, попечительского совета школы и других созданных в школе вспомогательных и управленческих органов. На них полностью лежит обязанность по разработке и выполнению программы развития школы.

Если школа ведет экспериментальную работу, то руководство этой работой лежит на заместителе директора по науке. Кроме того, в его же обязанности входит и организация взаимодействия школы с научно-исследовательскими институтами и учебно-методическим центрами. Исследование ситуации, сложившейся в школе, определение наиболее острых проблем и нахождение путей их решения с привлечением при необходимости научного потенциала институтов и центров — вот основная задача связи школы с научными институтами. Часто выполнение задач по практической реализации педагогических программ развития сталкивается с необходимостью частичного изменения взглядов и подходов учителей, корректировки их профессиональных умений и навыков. Поэтому реализация новых программ развития школы часто напрямую связана с повышением квалификации учителей. Заместитель директора по науке также отвечает за квалификацию учителей в рамках введения новаций в педагогическом процессе.

Предметные методические объединения

Роль и функции методических объединений зависят от того, по какой модели развивается школа.

Основными задачами методических объединений учителей по предметам являются следующие:

  • обсуждение методик преподавания, используемых разными учителями;
  • совершенствование профессионального мастерства учителей;
  • профессиональная помощь молодым учителям;
  • обсуждение нового педагогического опыта и нахождение его положительных и отрицательных сторон;
  • выработка единой позиции преподавания по предмету;
  • нахождение путей реализации единых общешкольных принципов и подходов к преподаванию с учетом особенностей своего предмета;
  • разработка путей внедрения инноваций.

Наиболее оптимальный состав объединения — 4-5 преподавателей одного предмета. Методические объединение целесообразно создавать в больших школах или местах, объединяющих учителей 2-3 школ. На заседаниях предметных объединений не следует ограничиваться разборкой узких вопросов. Полезно знакомиться с результатами новейших исследований в области преподаваемой науки, методическими приемами работы, изучать технические средства обучения, заслушивать доклады и сообщения учителей о результатах своей деятельности. Хорошая школа для преподавателей — квалифицированный анализ уроков с позиций современных требований к учебному процессу и с должным теоретическим обоснованием. В этом плане в структуре методической работы школы исключительно важную роль выполняют школы передового опыта.

Новые структурные органы общеобразовательных учреждений

В современных условиях каждая школа, каждый лицей, гимназия должны сами определять, какое именно направление развития выбрать, какую модель строить, на какие методы и формы учебной и воспитательной работы опираться.

Сегодня, стремясь найти себе союзников, некоторые школы пытаются создать на своей базе различные интеграционные (объединяющие ее с вузами и НИИ) организации и общественные объединения. Примерами таких организаций могут служить научно-методический совет, Совет школы и др.

Научно-методический совет действует под руководством заместителя директора по научной или научно-методической работе. Основной его задачей является разработка научно обоснованной концепции развития учреждения, воплощение ее в комплексно-целевой программе развития школы и постоянный контроль за ее реализацией. Кроме того, научно-методический совет рассматривает учебные планы школы, учебные программы по предметам и вносит свои рекомендации по их совершенствованию.

Совет школы (гимназии, лицея) создается в основном как совещательный орган. В него входят представители администрации школы, учителя, родители, учащиеся, иногда представители других организаций. Деятельность Совета осуществляется в нескольких направлениях:

  • обсуждение и выбор целей деятельности учреждения;
  • обсуждение и контроль за предлагаемыми педагогическим коллективом и научно-методическим советом нововведениями;
  • обсуждение и выбор общешкольных требований и доведение их до родителей;
  • привлечение интеллектуального и материального потенциала родителей;
  • укрепление линии обратной связи «родители — школа»;
  • сбор необходимой для аналитической работы информации

Заключение

В данной работе мы рассмотрели:

Содержания управления общеобразовательной школой

Центральное место в процессе решения многих задач школьного управления принадлежит руководителю школы и учителю, которым приходится сталкиваться с новыми задачами возрастающей сложности и нести ответственность за принятые решения и конечные результаты.

В различных школах процесс управления протекает по-разному. Основную роль здесь играет содержание процесса управления, которое определяется сущностью управления, его целями, принципами, методами, функциями, спецификой отрасли, уровнем данного органа в общей системе органов управления.

Общей тенденцией в управленческом стиле является демократизация. Она проявляется в стремлении к неформальным, демократичным, гибким способам и методам управления, в значительно большей мере основанным на сотрудничестве руководителя и подчиненного.

Организация в системе внутришкольного управления направлена на формирование управляющей и управляемой подсистем, определение прав и полномочий для каждого звена управления. При определении функциональных обязанностей сотрудников в каждой подсистеме важен учет функционального регулирования и принципов их распределения: соответствия возлагаемых полномочий и представляемых прав его должностному положению, организаторским способностям, уровню общей культуры и профессиональной готовности, соответствие содержания деятельности индивидуальным возможностям личности.

Распределение функций управления в общеобразовательной школе

Деятельность директора школы и его заместителей

К важнейшим направлениям деятельности директора общеобразовательного учреждения относятся:

  • организация деятельности членов администрации и всего коллектива школы;
  • контроль за их деятельностью;
  • контроль за качеством педагогического процесса;
  • решение всех кадровых вопросов (прием на работу, увольнение, определение учебной нагрузки для учителей);
  • организация работы с родителями;
  • организация разработки и реализация перспективных программ развития общеобразовательного учреждения.

Директору школы помогают заместители.

Предметные методические объединения

Основными задачами методических объединений учителей по предметам являются следующие:

  • обсуждение методик преподавания, используемых разными учителями;
  • совершенствование профессионального мастерства учителей;
  • профессиональная помощь молодым учителям;
  • обсуждение нового педагогического опыта и нахождение его положительных и отрицательных сторон;
  • выработка единой позиции преподавания по предмету;
  • нахождение путей реализации единых общешкольных принципов и подходов к преподаванию с учетом особенностей своего предмета;
  • разработка путей внедрения инноваций.

Новые структурные органы общеобразовательных учреждений

Сегодня, стремясь найти себе союзников, некоторые школы пытаются создать на своей базе различные интеграционные (объединяющие ее с вузами и НИИ) организации и общественные объединения. Примерами таких организаций могут служить научно-методический совет, Совет школы и др.

Список литературы

1.Абрамова С.Г. Психология в управлении и для управления. -М, 1998.

2.Васильев В. В. Информационное обеспечение управления общеобразовательной школой.- Воронеж, 1990.

3.Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление.- М., 2000.

4.Портнов М.Л. Азбука школьного управления.- М., 1994.

5.Поташник М. М., Лазарев В. С. Управление развитием школы.- М., 1995.

6.Третьяков П.И. Практика управления современной школой.- М., 1995.

Похожее

Автор публикации


100

«человек это часть пазла в общей картине мира»

Комментарии: 14Публикации: 604Регистрация: 30-11—0001

Модуль № 4

Основы педагогического менеджмента

Реферат

 на тему:

«Основы управления современной школой»

Дата:    «      10       »    августа    2016 г.

Слушатель курса (ФИО)_Анохина Ольга Александровна

Договор №2016/03-258-07 от 06 июля 2016 г.

Содержание

Введение

Цели, задачи и особенности социальной системы «школа» в современных условиях

Современная школа как объект управления

Органы управления современной школы

Функции директора и завучей школы

Функции совета школы

Заключение

Список литературы

Введение

Школа, как всякая организация, существует не изолированно, а в определенной социальной среде. Она является сложной целостной системой, активно взаимодействующей с внешней средой.

Тем не менее, школа, как образовательное учреждение, входит в более широкие образовательные системы, являясь составной частью муниципального, регионального и федерального образовательных комплексов.

В связи с этим одной из важнейших для обеспечения эффективности работы школы является деятельность по управлению образовательными системами, в которые она включена. Ее жизнедеятельность в значительной степени обусловлена воздействиями, идущими из широкого окружения.

От руководителя современной школы во многом зависит не только четкое и слаженное функционирование ее звеньев внутри, но и то, как будет осуществляться взаимодействие школы с образовательными системами, частью которых она является.

Таким образом, формирование представлений о важности управленческого труда, о его влиянии на жизнедеятельность школы, как части всей образовательной системы, о целостной работе руководителя и обусловливает актуальность темы «Основы управления современной школой»

Цели, задачи и особенности социальной системы «школа» в современных условиях

Школа, как и любое другое образовательное учреждение, — это целостная, открытая, взаимодействующая с внешней средой система.

Каждая школа испытывает на себе влияние общего социального климата, политических, правовых, экономических, культурных, экологических и других воздействий. Она как относительно автономная система может пассивно приспосабливаться или, напротив, активно влиять на окружающую ее среду. В последнем случае она будет проявляться как адаптивная и адаптирующая система.

Вместе с тем школа как система имеет свою внутреннюю среду. Это системы взаимодействия, например: учащиеся — учащиеся; учителя — учащиеся; учителя — родители и т.д.

Кроме того, это система взаимодействия, определяющегося направленностью целей и задач обучения, воспитания, развития, с одной стороны, и, с другой — адекватным содержанием образования, формами, методами и средствами.

Целями и задачами школы как социального института в современных условиях являются:

1.Создание благоприятных условий, гарантирующих реализацию образовательных программ в полном объеме;

2.Формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов,

3.Воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом;

4.Формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство;

5.Разностороннее развитие учащихся, их познавательных интересов, творческих способностей, умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности.

Школа устанавливает связи с другими социальными институтами, формируя социально-педагогический комплекс.(схема 1)

После принятия Закона об образовании (1992 г.) внешкольные учреждения становятся сложными многоуровневыми социокультурными педагогическими системами, которые выполняют задачи дополнительного образования, образуя сферу наибольшего благоприятствования для развития личности ребенка.

Разветвленная сеть воспитательно-образовательных учреждений, социально-педагогических общностей, территориальных групп и объединений, служб помощи семье и детству направлена на социальную защиту и реализацию прав человека, на успешное разностороннее развитие и самореализацию.

Именно социально-педагогический комплекс может решить реально проблемы детей, творчески и интеллектуально одаренных, и ослабленных физически, и имеющих умственные или психически отклонения, правонарушителей, тех, кто находится в зависимости от взрослых: детей-инвалидов, сирот, нуждающихся в попечительстве, усыновлении, и т. п.

Отдельные звенья структуры обеспечивают целостный процесс социального воспитания, который помогает эффективно решать задачи разностороннего творческого развития личности, создания комфортной социально-образовательной среды в мире социума, правовой и экономической защиты, социальной профилактики.

Совместная работа школы, семьи, других социальных институтов совершается в рамках дополнительного образования, которое направлено на формирование базовой культуры личности и обеспечение каждому ребенку условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.

Схема 1         

Органы социальной защиты семьи, материнства и детства

Государственные органы управления образованием :

  • Правовые органы содействия школе
  • Попечительские советы
  • Спонсорские организации

Территориальные детские объединения

Учебно-производственные базы, комбинаты

Медицинские службы детства        

Школа:

  • Внешкольные детские учреждения (центры досуга, детского творчества)
  • Дошкольные учреждения воспитания детей

Редакции газет, радио

Семья

Учреждения культуры (кино, театры, музеи, библиотеки, клубы)

Неформальные фонды и объединения(Детский фонд,Фонд мира и др.)        

Специальные школы, студии (художественные, музыкальные, спортивные, театральные и др.)

В современных условиях на образовательное учреждение оказывают влияние процессы, происходящие в обществе, которые, несомненно, положительно сказываются на развитии учреждений.

Однако идут и другие процессы, приводящие к снижению роли общественных организаций,- к крушению идеалов, к пересмотру ценностных ориентации в жизни молодого человека.

Все это требует мобилизации как внешних, так и внутренних возможностей образовательных учреждений для нейтрализации негативных явлений.

Современная школа как объект управления

Органы управления современной школы

В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе и педагогических.

Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования.

Общеобразовательная школа как сложная динамическая система выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы общеобразовательной школы.

Такими подсистемами являются целостный педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы школы, система эстетического воспитания учащихся, система профориентационной работы и др. частные случаи управления отдельными школьными подсистемами составляют сущность и содержание внутришкольного управления.

Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей, направленное на достижение оптимального результата.

Взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий, или функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и корригирования .

Традиционное представление о внутришкольном управлении раскрывалось в таких характеристиках, как:

· целенаправленное воздействие субъекта на объект управление;

· как влияние управляющей системы на управляемую систему с целью перевода последней в качественно новое плановое состояние;

· как внедрение элементов научной организации педагогического труда и др.

Управление школой призвано обеспечивать целенаправленность и организованность процессов в управляемом объекте. Это свое назначение управление реализует посредством решения специфических управленческих задач, таких, как:

· формирование образа того, что должно быть;

· распределение обязанностей и полномочий между исполнителями (построение и поддержание формальной структуры);

· создание условий, обеспечивающих заинтересованность исполнителей в продуктивной работе;

· контроль хода работ и др.

Общим предметом внутришкольного управления являются закономерные связи между свойствами управляющей системы школы, характеристиками процесса управления и результатами функционирования и развития школы в различных внешних и внутренних условиях.

Частными предметами науки внутришкольного управления являются:

· учебно-воспитательный процесс (зависимость управления от особенностей технологии, т.к. разные технологии требуют разной организации, разных способов планирования, контроля и т. д.);

· подбор кадров, оценка их деятельности, положительная мотивация, формирование благоприятного психологического микроклимата в коллективе;

· процесс развития школы (при каких условиях инновационные процессы в школе будут эффективными и как создавать эти условия);

· зависимость результатов управления от внешних условий (социокультурной среды).

Однако с началом активного обращения к личности педагога и ученика, с внедрением гуманистических идей в педагогический процесс потребовалась серьезная корректировка и переоценка теоретических основ современного внутришкольного управления. На смену философии воздействия в управлении школой идет философия взаимодействия, сотрудничества, рефлексивного управления.

Управление учебным заведением осуществляют директор и его заместители, функциональные обязанности, порядок назначения или избрания которых определяется Уставом общеобразовательной школы или другого учебного заведения.

Структура управленческих органов в школе является весьма многообразной. Условно их можно разделить на три группы.

Первую группу составляют органы коллективного управления школой — общешкольная конференция представителей учащихся, работников школы, родителей, а также подчиняющийся ей совет школы.

Вторую группу составляют должностные лица школы, осуществляющие руководство всеми ее звеньями и подразделениями. Это — директор школы, его заместители по учебно-воспитательной работе, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, помощник директора по хозяйственной работе и др.

Третья группа включает в себя управленческие органы различных общественных организаций учащихся (учком), учителей (профком, методические секции и т.д.), а также родителей (родительский комитет и др.).

Наличие такой разветвленной структуры управленческих органов в школе требует организации их правильного взаимодействия, координации их работы и эффективного выполнения каждым из этих органов и подразделений своих специфических функций. Все это обусловило необходимость определения основных принципов их руководящей деятельности. К этим принципам относятся следующие:

а) координация, согласованность и деловое сотрудничество всех управленческих органов в школе в планировании предстоящей работы, определении ее ведущих задач и их эффективном решении;

б) демократизм и гласность в осуществлении всеми должностными лицами школы своих руководящих функций; опора на общественное мнение педагогического и ученического коллективов, а также родителей; выборность руководящих органов;

в) персональная ответственность всех руководящих лиц школы, учителей, классных руководителей, воспитателей групп продленного дня за успешное выполнение своих должностных функций;

г) умение выделять главные проблемы в работе школы и концентрировать усилия педагогического и ученического коллективов на их решении;

д) поддержание благожелательного психологического микроклимата в педагогическом и ученическом коллективах, основанного на высокой ответственности, творческой инициативе, принципиальности и сознательном отношении каждого его члена к работе;

е) тактичный и регулярно осуществляемый контроль за выполнением указаний вышестоящих органов и принятых коллективом школы решений по совершенствованию учебно-воспитательной работы;

ж) поощрение педагогического творчества и поиска в повышении качества учебно-воспитательного процесса, стимулирование учителей к овладению передовым педагогическим опытом .

Функции директора и завучей школы

Первостепенная роль в управлении учебно-воспитательным процессом принадлежит директору школы, как правило, имеющему опыт педагогической работы не менее трех лет, положительно зарекомендовавшему себя на учительской должности и обладающему необходимыми организаторскими способностями .

В самом общем виде функциональные обязанности директора школы определены Типовым положением об общеобразовательном учебном учреждении, на основании которого каждое общеобразовательное учреждение разрабатывает свой Устав.

Директор общеобразовательного учебного заведения выполняет следующие функциональные обязанности:

 — несет ответственность перед государством и обществом за соблюдение требований охраны прав детей, планирует и организует учебно-воспитательный процесс, осуществляет контроль  за его ходом и результатами, отвечает за качество и эффективность работы учебного заведения;

 — представляет интересы учебного заведения в государственных и общественных органах;

 — создает необходимые условия для организации внешкольной и внеклассной работы;

 — проводит подбор заместителей директора, определяет их функциональные обязанности, осуществляет расстановку педагогических кадров учебного заведения с учетом мнения педагогического коллектива, учащихся и родителей (лиц, их заменяющих), назначает классных руководителей;

 — принимает на работу и увольняет педагогический, административный, учебно-воспитательный и обслуживающий персонал учебного заведения;

 — организует в установленном порядке рациональное использование выделяемых учебному заведению бюджетных ассигнований; —

 — по согласованию с советом учебного заведения устанавливает надбавки к заработной плате творчески работающим учителям;

 — создает условия для творческого роста педагогических работников учебного заведения, применения ими передовых форм и методов обучения и воспитания, осуществления педагогических экспериментов;

 — несет ответственность за свою деятельность перед соответствующим органом управления образованием.

Указанные функциональные обязанности директора школы существенно дополняются в Уставе школы в зависимости от типа школы, территориального расположения, состава учащихся и особенностей педагогического коллектива, сложившейся системы в работе с родителями и общественностью. В поле зрения директора школы находятся вопросы, связанные с ученическим самоуправлением, профориентацией, работой с родителями. В пределах своей компетенции директор школы от имени образовательного учреждения заключает договоры и осуществляет другие действия, направленные на реализацию права владения, пользования и распоряжения имуществом школы.

Руководство отдельными направлениями работы в школе возлагается на заместителей директора. Это заместители по учебно-воспитательной работе, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, заместители директора школы по научно-исследовательской работе, заместитель по профильным классам или по классам с углубленным изучением отдельных предметов, заместитель или помощник директора школы по хозяйственной части.

Заместители директора по учебно-воспитательной работе отвечают за организацию педагогического процесса, за выполнение образовательных программ и государственных образовательных стандартов; осуществляют контроль за качеством знаний учащихся и их поведением; регулируют учебную нагрузку учителей и учеников, составляют расписание занятий; руководят методической работой в школе, внедрением педагогических инноваций, стимулируют деятельность учителей по повышению педагогической культуры.

Обязанности заместителей директора школы определены в Уставе школы, где обосновывается распределение функциональных обязанностей между несколькими заместителями по учебно-воспитательной работе.

В круг обязанностей организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы (на правах заместителя директора школы) входит установление связей с учреждениями дополнительного образования — дворцами и домами детского творчества, станциями юных натуралистов, юных техников, клубами, другими детскими объединениями; работа с классными руководителями по совершенствованию содержания, форм и методов внеклассной воспитательной работы, оказание им методической помощи, организация работы с учащимися по месту жительства, оказание помощи и поддержки детским общественным организациям, действующим в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка.

В последние годы в новых типах школ — гимназиях, лицеях — по решению совета школы могут вводиться должности заместителей директора школы по новым перспективным направлениям работы. Например, заместитель директора по научной работе устанавливает контакты с учеными, преподавателями вузов, научными центрами по организации научных исследований в школах, их привлечении к педагогической работе в школе, привлекает учителей своей школы к участию в опытно-экспериментальной работе. Заместитель директора школы по коммерции (завуч-координатор) устанавливает связи со спонсорами, шефами, определяет источник внебюджетного финансирования. В некоторых, как правило, больших или специализированных школах может быть введена должность заместителя директора по социально-педагогической реабилитации, который организует, контролирует и анализирует работу классов выравнивания, педагогической коррекции, адаптации.Таким образом, эффективность управленческой деятельности директора во многом зависит от целесообразности, четкости распределения прав и обязанностей представителей администрации школы.

Функции Совета школы

В создании творческой атмосферы и здорового психологического микроклимата в школе огромная роль принадлежит совету школы. Его функции и содержание работы регламентируются специальным Положением о совете средней общеобразовательной школы.

Высшим руководящим органом школы является общешкольная конференция представителей коллективов учащихся, учителей, родителей и общественности в равном количестве от каждой из этих трех категорий.

Конференция утверждает устав школы и вносит в него необходимые изменения; разрабатывает основные направления совершенствования и развития школы, повышения качества и эффективности учебно-воспитательной работы; осуществляет поиски дополнительных финансовых средств и укрепления материально-технической базы школы; при необходимости создает временные или постоянные комиссии по различным направлениям деятельности школы и устанавливает их полномочия.

Конференция созывается советом школы не реже одного раза в год.

В период между конференциями в роли высшего органа выступает совет школы, в который входят представители педагогических работников, учащихся средних и старших классов, родителей и общественности по одной трети от каждой из названных категорий .

Совет школы выполняет следующие функции:

 — организует выполнение решений конференций школьного коллектива;

 — утверждает план развития школы;

 — совместно с директором представляет интересы школы в государственных и общественных органах, а также интересы учащихся, обеспечивая социальную защиту несовершеннолетних;

 — по представлению методического (педагогического) совета школы определяет содержание, методы, средства и формы организации обучения и воспитания учащихся (учебные планы, программы, профили дифференциации обучения, трудовой подготовки и т.д.), обеспечивая при этом достижение государственного уровня требований к образованию;

 — устанавливает режим работы школы;

 — осуществляет контроль  за подбором и расстановкой педагогических и других кадров школы;

 — проводит аттестацию педагогических работников школы, вносит предложения в квалификационную комиссию при органах народного образования о присвоении учителям квалификационных категорий;

 — поддерживает общественные инициативы по совершенствованию и развитию обучения и воспитания;

 — контролирует рациональное расходование бюджетных ассигнований на школу, формирует собственный материальный фонд школы;

 — заслушивает отчеты о работе отдельных учителей, директора школы, его заместителей, вносит на рассмотрение конференции предложения о продлении или прекращении их полномочий;

 — ограждает работников школы и администрацию от необоснованного вмешательства в их профессиональную и должностную деятельность.

Совет школы работает в тесном контакте с администрацией и общественными организациями школы на основе принципов демократизма, гласности и широкого оповещения о своей деятельности учащихся, учителей и общественности.Таким образом, Совет школы является органом коллективного управления школьными делами, принимающим активное участие в решении важнейших вопросов совершенствования обучения и воспитания учащихся.

Заключение

Школа является самостоятельной социально-педагогической системой.

Особенностью школы как системы является ее тесная связь с внешней средой. Можно выделить шесть основных внешних подсистем, к ним относятся: общественная; производственно-экономическая; социально-бытовая; природно-экологическая; культурная; духовно-нравственная.

Задача любого образовательного учреждения — использовать возможности, этих подсистем для воспитания и развития личности.

Процесс самодвижения образовательного учреждения может идти двум ми. Первый путь, когда образовательное учреждение приспосабливается к среде, перестраивает свои процессы, не разрушая целостности, и второй — когда образовательное учреждение само может влиять на внешнюю среду, приспосабливая ее к достижению своей цели. Но для этого образовательное учреждение как социальная система должно быть само хорошо организовано.

Ведущей подсистемой (системообразующей) в системе образования является общеобразовательная школа. Для эффективного функционирования педагогических систем, имеющих целью воспитание подрастающего поколения, общество создает систему подготовки воспитателей — средние специальные и высшие педагогические учебные заведения как педагогические системы. Проявляя заботу об уровне профессиональной квалификации, общество создает разного уровня педагогические системы профессиональной подготовки и повышения квалификации.

Школа, как и любое другое образовательное учреждение, — это целостная, открытая, взаимодействующая с внешней средой система.

Каждая школа испытывает на себе влияние общего социального климата, политических, правовых, экономических, культурных, экологических и других воздействий. Она как относительно автономная система может пассивно приспосабливаться или, напротив, активно влиять на окружающую ее среду. В последнем случае она будет проявляться как адаптивная и адаптирующая система.

В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе и педагогических.

Общеобразовательная школа как сложная динамическая система выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы общеобразовательной школы.

Первостепенная роль в управлении учебно-воспитательным процессом принадлежит директору школы.

Эффективность управленческой деятельности директора во многом зависит от целесообразности, четкости распределения прав и обязанностей представителей администрации школы.

В создании творческой атмосферы и здорового психологического микроклимата в школе огромная роль принадлежит совету школы.

Список литературы

1.Ильин В. С. Системно-структурный подход к организации обучения. — М., 1992. — С. 16.

2.Караковский В.А. Директор-учитель-ученик. – М., 1982.

3.Кондратьева В. Школа и социум: грани общения/ В. Кондратьева// Народное образование. — 2004. — № 1. — С. 23—25.

4.Поташник М.М. Педагогические системы. М., 2005.

5.Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды: Опыт исследования/ В.Д. Семенов. — М., 2006.

6.Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами. М., 2005.

7.Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе / М.: Центр «Педагогический поиск», 1999.

8.Типовое положение об общеобразовательном учебном учреждении// Вестник образования. — 2001. — № 5. — С. 14—32.

9.Шамова Т.И. Управление образовательными системами. М., 1998.

10.Шамова Т.И… третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. М.,2001.

11.Шмырева Н.А. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. М., 2005.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще наши интересные статьи:

  • Полидекса с фенилэфрином спрей назальный инструкция по применению цена отзывы
  • Таблетки рутацид для чего инструкция по применению взрослым
  • Minsu auto cnc 200a инструкция на русском
  • Руководство по эксплуатации simulator
  • Trazodoni tabl prolong 150mg инструкция по применению

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии