В данной статье проводится черта между различными уровнями менеджмента для того, чтобы можно было четко понять, соответствует ли данный руководитель позиции или нет, а также определить зоны его развития.
Идея статьи возникла в результате многолетней работы с руководителями различных уровней. Часто при подборе и назначении возникают вопросы о соответствии менеджера определенному уровню — может ли данный человек возглавить функцию, стать руководителем направления или ему еще необходимо «развиваться».
По моим наблюдениям, решения о назначениях часто принимаются на основе опыта и интуиции высших руководителей. Иногда привлекают экспертов по подбору или представителей HR функции. Соответственно, как правило, такие решения могут приниматься довольно долго, да и качество решений может страдать. Я лично несколько раз был свидетелем того, как после довольно долгой и тщательной процедуры отбора, собеседований и оценок новый руководитель покидал должность, не проработав и полгода.
Уровень 1. Линейный менеджмент
Многие из нас когда-то переживали этот волнительный переход от исполнителя к руководителю. Еще вчера вы просто выполняете свою работу, а сегодня у вас уже появились подчиненные. Помните?
Так вот, по моим наблюдениям для линейного руководителя характерно ощущение некоего «внутреннего стержня». Для него важно, чтобы его подчиненные слушались, уважали и подчинялись. На этом уровне руководитель учится решать базовые конфликты, справляться с недовольством и неподчинением. Базовая проверка на восприятие человека руководителем происходит именно на этом уровне – или тебя «слушаются», или нет. Это старшина в армии, мастер на производстве или руководитель небольшого подразделения в офисе.
Ключевая задача линейного руководителя – это эффективное управление минимальным коллективом, рабочей группой. Важно, чтобы этот коллектив четко выполнял, стоящие перед ним задачи: выполнение планов, соблюдение сроков, норм, требований.
Соответственно, в линейном менеджменте преобладает так называемая «авторитарная» или «директивная» модель управления – непосредственное участие руководителя в работе своих людей, четкость, требовательность, а также исполнительность и дисциплина.
Для линейного руководителя необходимо знание и применение «базовых» менеджерских навыков таких как планирование, организация, контроль и решение проблемных ситуаций.
С моей точки зрения, опыт линейного управления для руководителя любого уровня является очень важным. Я регулярно сталкиваюсь с тем, что довольно высокопоставленные руководители с трудом говорят подчиненным о том, что им не нравится, не могут призвать к дисциплине или уволить сотрудника. Для себя я объясняю этот феномен тем, что данные руководители «проскочили» линейный уровень или довольно быстро пошли на повышение.
Для себя я объясняю этот феномен тем, что данные руководители «проскочили» линейный уровень или довольно быстро пошли на повышение.
Уровень 2. Менеджмент среднего звена.
По мере появления более сложных и нестандартных задач, а также управления различными коллективами или группами появляется потребность в так называемом «среднем менеджменте». На этом уровне уже не так просто поставить задачу и добиться ее исполнения. Здесь нужно разбираться в людях. Это начальники участков, руководители отделов или проектов.
Ключевая задача среднего руководителя разобраться в людях и организовать работу в соответствии с их особенностями, талантами и мотивами. Чем лучше руководитель «понимает» своих людей, тем лучше они работают. Важно, чтобы люди были вовлечены и мотивированы. Соответственно, здесь преобладает так называемая «персональная» модель управления. Руководителю важно слушать, наблюдать и хорошо понимать своих людей, чтобы к каждому найти свой индивидуальный подход.
Ему необходимо обладать коммуникационными и «психологическими» навыками, чтобы оценивать, отбирать, развивать и мотивировать сотрудников. Данный опыт руководства также является очень важным. Решать вопросы личной совместимости, мотивации, «выгорания», вовлеченности и лояльности невозможно без получения данного опыта управления.
Уровень 3. Функциональный менеджмент.
Теперь пришло время развивать бизнес. Это уже уровень директоров. На этом уровне необходимо мыслить стратегически и обладать четким видением перспективы. Это функциональные директора (производство, финансы, персонал, продажи, ИТ, логистика, безопасность, снабжение и прочие), а также руководители бизнес-направлений или отдельных бизнес-единиц.
Ключевая задача директора – создать работающую систему. Это, с моей точки зрения, пожалуй, единственный ключевой показатель для данного уровня — или руководитель способен построить работающую систему, которая развивает бизнес или не способен. Соответственно, здесь преобладает так называемая «стратегическая» модель управления. Директор должен уметь мыслить перспективно, обладать ясным видением, быть структурным и понятным для окружающих. Также, директор должен уметь формировать вокруг себя сильную команду. Для этого ему необходима харизма и лидерские способности.
Про данный уровень управления написано довольно много книг, в названиях которых присутствует слово «лидер» или «лидерство». Это, действительно, важная составляющая современного управления, особенно в тех отраслях, где требуется быстрое развитие. Я хочу лишь обратить внимание на то, что «настоящий директор» в бизнес-среде появляется тогда, когда руководителю удается получить хороший опыт «линейного» и «среднего» управления. Это дает ему возможность реализовать предлагаемые стратегии. В противном случае, красивые презентации, планы и выступления так и остаются проектами.
Уровень 4. Генеральный менеджмент.
Вы давно об этом мечтали, и это случилось. Действительно, плох тот солдат, который не хочет стать генералом. Теперь вы обладаете высокой властью и одновременно ответственностью. Вы владелец, руководите крупным предприятием холдинга или ваше направление / проект «выходит» на национальный/ международный уровень. На этом уровне появляется необходимость уметь взаимодействовать с интересами различных групп.
Ключевая задача «генерала» – усилить позиции своей стороны с учетом интересов других ключевых игроков. Может быть это звучит странно? Однако, мы поднялись на уровень большой политики. Соответственно, здесь преобладает «политическая» модель управления. Генералу необходимо хорошо понимать расстановку сил и интересов, уметь формировать альянсы и партнерства, а также уметь оставаться конструктивным вне зависимости от сложности ситуации. Ошибки в политике не прощаются. Хорошего политика можно оценить по тому, какие кризисы он смог пройти с выгодой для своей стороны. Это очень непростая задача.
И, пожалуй, самый печальный опыт, происходит тогда, когда успешный функциональный руководитель занимает «высокую политическую» должность. Не успев оценить ситуацию, он старается применять «привычные» методы управления: строить системы, создавать команды, добиваться эффективности и результативности. При этом, он недооценивает значение и роль «политических» сил на уровне представителей акционеров, ключевых контрагентов или конкурентов.
Я несколько раз был свидетелем того, как «успешных» генеральных директоров «снимали» на пике их эффективности, прибыльности и результативности. Они никак не могли понять, в чем причина их отставки. Ключевой причиной являлось их непонимание расстановки сил, а также некорректное «политическое» поведение. Многие из этих генеральных директоров открыто говорили, что не любят политику. Здесь я хочу повторить, что политика ошибок не прощает.
Итак, мы рассмотрели четыре уровня менеджмента. Наверняка, в ходе чтения вы «примеряли» на себя и/ или на своих коллег каждую из моделей управления.
Теперь возникает закономерный вопрос – что же со всем этим делать?
В конце статьи я предлагаю опросник для самопроверки. Вы можете его использовать как для себя, так и для своих коллег-подчиненных.
Далее я хочу рассмотреть несколько возможных выводов после заполнения опросника в формате самооценки:
Вывод 1. Задумайтесь о карьерном росте. Заполняя опросник, вы обратили внимание, что ваш актуальный уровень (например, вы руководитель среднего звена) достаточно хорошо развит. При этом вы видите, что на следующем уровне (функциональный менеджмент) также много положительных ответов.
Вам пора подумать о карьерном росте. Спросите себя, что вас останавливает/ не дает двигаться дальше? На данный вопрос обязательно нужно найти ответ и начать предпринимать действия.
Вывод 2. Найдите время для саморазвития. Вы обратили внимание, что на вашем актуальном уровне не так много положительных ответов. Может быть, вы недавно получили эту должность или политика вашей компании не требует определенных моделей поведения. С моей точки зрения, вы рискуете. Ситуация на рынке может поменяться, может поменяться руководство или появится более подготовленный «конкурент» и риск перерастет в реальную проблему.
Вам необходимо сосредоточиться на своем развитии. Найдите себе наставника, посещайте тренинги и семинары. Помните, что инвестиции в себя и свое развитие – это самые надежные инвестиции, так как их невозможно потерять.
Вывод 3. Попросите обратную связь. На вашем актуальном уровне управления все ответы положительные. При этом, на предыдущих уровнях есть один или несколько «пропусков». Скорее всего, вас это не смущает. В то же время, хочется отметить, что успех в карьере во многом зависит от предыдущего опыта. Часто эти «пропуски» становятся препятствиями для личного успеха.
Обратите внимание на «пропуски», попросите обратную связь у руководства или коллег. Уверяю вас, данная работа не будет потерянным временем.
В заключение, желаю читателю успеха как в построении собственной карьеры, так и в оценке, развитии и подборе правильных сотрудников.
Желаю Вам удачи!
Приложение. Опросник «Уровни Менеджмента»
Пожалуйста, прочитайте характеристики и дайте оценку своему поведению:
1. Ставить четкие цели, задачи и показатели
2. Требовать от людей исполнения требований, норм и работать до результата
3. Регулярно предоставлять корректирующую обратную связь
4. Конструктивно и быстро решать проблемные ситуации
5. Легко расставаться с теми, кто не соответствует требованиям
6. Оценивать и подбирать «правильных» людей в команду
7. Определять сильные стороны и потенциал сотрудников
8. Хвалить и отмечать ценность сотрудников
9. Находить нужные слова для мотивации и решения конфликтов
10. Объединять людей в группы в соответствии с их совместимостью
11. Систематизировать работу команды; вводить правила, требования и нормы
12. Делегировать; доверять сотрудникам серьезные задания, проекты
13. Поощрять инициативы, предложения со стороны сотрудников
14. Создавать возможности сотрудникам для обучения и развития
15. Планомерно заниматься саморазвитием
16. Находить влиятельных сторонников и создавать партнерства, альянсы
17. Поддерживать конструктивные партнерские отношения с «противниками»
18. Находить общие интересы сторон даже в сложных конфликтных ситуациях
19. Уверенно и конструктивно противостоять нападкам и манипуляциям
20. Успешно проводить сложные многосторонние переговоры
Итого, «ДА» Уровням менеджмента:
01-05 Линейный менеджмент;
06-10 Менеджмент среднего звена;
11-15 Функциональный менеджмент;
16-20 Генеральный менеджмент.
В любой организации, независимо от того, чем она занимается, присутствует управляющий персонал, то есть сотрудники, которые занимаются решением производственных вопросов и определением дальнейшей судьбы хозсубъекта. Среди них можно встретить такую категорию управленцев, как линейный руководитель.
Значение термина линейный руководитель
Линейный руководитель – это человек, который занимается управлением организацией или отдельной ее частью, основываясь на своем опыте, знаниях и навыках. Это – человек, который ответственен за развитие своего отдела.
Чаще всего под линейным руководителем понимается начальник цеха или другого аналогичного подразделения, в зависимости от специфики предприятия. Однако, линейным руководителем может быть и представитель более высокопоставленного начальства.
Контролируя работу своего подразделения, этот руководитель берет на себя обязанность координировать действия всех сотрудников, находящихся в его подчинении, чтобы добиться поставленных задач.
Поэтому на данную должность отбираются только те люди, которые имеют не только лидерские качества и способность влиять на людей, но и четкие представления о том, как отдел должен работать, а также идеи его дальнейшего развития.
Линейный руководитель и функциональный руководитель — разница между ними
Руководители делятся на два типа: линейные и функциональные. Функциональные руководители, в отличие от линейных, не управляют рабочим составом какого-либо отделения. Они несут ответственность за функциональные подразделения. То есть, функциональный руководитель может управлять, например, инженерно-технической службой предприятия. А линейный руководитель управляет рабочим процессом в отдельном цехе.
Кто же главнее, функциональный руководитель или линейный? Это зависит от формы организации в компании. Всего существует четыре формы:
-
Линейная. Форма организации, при которой реализуется весь потенциал линейных руководителей. При такой структуре начальник непосредственно влияет на вверенных ему рабочих, контролируя, таким образом, производственный процесс. В то же время, линейный руководитель несет полную ответственность за то, насколько продуктивно работает отдел, за который он отвечает.
- Функциональная. При функциональной структуре все управление компанией полностью подчинено линейному руководителю, а функциональные руководители находятся у него в подчинении. Линейные руководители при такой системе ответственны за все решения, принимающиеся в компании. Функциональные руководители же, зачастую, имею меньший фронт работы и выполняют ее согласно возложенным на них функциям.
- Линейно-функциональная структура. Данную структуру также часто называют линейно-штабной. Это система, при которой линейные и функциональные руководители, работают наравне и обособленно друг от друга. Линейные отвечают за единоличное управление своими цехами, участками и прочими отделами, а функциональные занимаются руководством в специализированных отделах. Решают все задачи, а также принимают решения по всем вопросам руководители, которые состоят в линейно-функциональных подразделениях. Во главе организации становится единый линейный руководитель.
- Матричная. Это – особая система, суть которой – в реализации отдельных поставленных перед субъектом проектов. Главой проекта становится определенный сотрудник из числа руководителей и все остальные подчиняются ему до тех пор, пока проект не будет завершен. По завершению проекта и началу нового начальник теряет всю полноту своей власти.
Функции и обязанности линейного руководителя не меняются в зависимости от типа организационной структуры.
Основные обязанности линейного руководителя
Линейный руководитель – это ответственный пост, и человек, который его занимает, должен умело справляться со своими обязанностями, в которые входит следующее:
- Следить за тем, чтобы на участке не возникало простоев, работа осуществлялась бесперебойно согласно намеченному плану.
- Справляться с заданиями, которые необходимо выполнять для повышения качества производства.
- Управлять рабочим составом так, чтобы добиться максимальной выработки. Здесь имеет значение множество факторов. Например, очень важно правильно распределить труд починенных. Кроме того, хороший начальник должен стимулировать работников к труду.
- Прилагать все усилия для того, чтобы не просто следить за нормальным ходом работы в цехе, но и улучшать его, выдвигать новые идеи, приносящие субъекту прибыль.
Именно от того, насколько линейные руководители хорошо справляются со своими обязанностями, зависит благосостояние компании.
Задачи и функции линейного руководителя
На линейного руководителя возлагается ряд задач и функций, которые он должен выполнять, чтобы производство в цеху шло бесперебойно:
- Непрерывно контролировать происходящие в структурном подразделении процессы. Если где-то возникает неполадка, линейный руководитель сразу же должен принять меры для ее устранения;
- Контролировать дисциплину среди работников, трудящихся на вверенном ему участке. Тут важно проследить за соблюдением сотрудниками приказов, а также за правильным выполнением работ на участке и соблюдением техники безопасности;
- Следить за квалификацией и профессионализмом сотрудников вверенного отделения, формировать производственные ячейки для выполнения отдельных задач, координировать действия работников;
- Организовывать специальные мероприятия для сотрудников, чтобы донести до них информацию о порядке использования рабочих инструментов и оборудования;
- Следить за соблюдением санитарии;
- Принимать работу после ее окончания, а также контролировать качество ее выполнения. Это — одна из фундаментальных функций линейного руководителя;
- Ставить работникам понятные цели, грамотно доносить до них важную производственную информацию, контролировать выполнение производственных задач и составление отчетности по факту их реализации;
- Проводить регулярный анализ работы сотрудников. На основе его выводов ему необходимо распределять поощрительные средства между особо отличившимися подчиненными, а также применять санкции в отношении недобросовестных работников;
- Содействовать в повышении квалификации сотрудников;
- Принимать меры для сплочения рабочего коллектива, повышения производительности и улучшения качества труда;
- Внедрять инновации в производственный процесс.
Параметры эффективности деятельности линейного руководителя
Чтобы понять, достаточно ли эффективно линейный руководитель выполняет свои обязанности, следует обратить внимание на такие индикаторы:
- Оценка того, какие результаты принесла его деятельности, а также какое количество ресурсов было затрачено на их достижение. Хороший руководитель, в первую очередь, заботится о прогрессе всей организации, а не о том, чтобы добиться наибольших результатов на своем посту;
- Уровень, на котором держится организация труда в отделе, который возглавляет оцениваемый линейный руководитель, а содержание и результативность его деятельности;
- Рациональность выстроенных ими структур, имеющийся у них потенциал в случае их дальнейшего активного использования;
- Оценка того, насколько хорошо линейный руководитель справляется с тем, чтобы мотивировать подчиненных к работе для достижения максимально полного выполнения ими всех поставленных задач.
Руководитель участка как пример линейного руководителя
Как уже ранее упоминалось, линейный руководитель – определение, которое может быть применено как к руководителю всей компании, так и к главе начальнику участка. Руководитель участка – это линейный руководитель, который относится к среднему звену. Он контролирует вверенный ему участок.
Это должен быть дипломированный специалист, получивший, как минимум, среднее специальное образование. Кроме того, стаж у сотрудника, принимаемого на эту должность, должен быть не менее трех-пяти лет.
Должность руководителя участка предполагает следующую деятельность:
- Управление участком и сотрудниками, которые за ним закреплены;
- Реализация производственных задач;
- Улучшение технологий труда;
- Составление планов работы участка, а также контроль их выполнения;
- Контроль безопасности на участке;
- Мониторинг состояния оборудования и своевременности его обслуживания;
- Принятие на работу новых сотрудников;
- Мотивация штата подчиненных к активной работе;
- Принятие мер для сплочения рабочего коллектива.
Направления деятельности линейного руководителя
Приоритетное направление деятельности линейного руководителя — развитие персонала. Бизнес-практика показывает, что гораздо целесообразнее инвестировать не в производственные мощности, а в улучшение человеческого капитала. Для этого необходимо обучать сотрудников, увеличивая объем их навыков и знаний, повышать их квалификацию, в случае необходимости отправлять профессиональную переориентацию.
Таким образом, руководители линейного типа выполняют важные задачи по рациональному управлению компаниями в целом, либо их обособленными подразделениями. Они обязаны всеми силами повышать эффективность производства не только за счет применения инновационных технологий, но и развития персонала. Хороший руководитель умеет в оптимальные сроки добиваться поставленных целей, мотивировать сотрудников, спланировать и внести коррективы, а также грамотно оценить полученные результаты для принятия важного управленческого решения.
В России становится популярным онлайн-обучение линейных менеджеров. Каких знаний не хватает молодым управленцам и как новые образовательные методики помогут перейти от интуитивного управления к профессиональному
Автор текста: Юлия Тимофеева, директор центра онлайн-программ дополнительного профессионального образования Высшей школы менеджмента СПбГУ (ВШМ СПбГУ)
Кто такой линейный руководитель
Линейный руководитель (менеджер) — это специалист, который занимается управлением компании или отдельной ее частью, основываясь на своих опыте, знаниях и навыках. Это, например, директор, начальник цеха, мастер, бригадир или иное должностное лицо, непосредственно руководящее прямыми исполнителями.
В компании линейный руководитель обычно отвечает за обеспечение функционирования участка, выполнение производственного задания, управление персоналом, оптимизацию и улучшения.
Почему линейным менеджерам не хватает квалификации
Начинающие линейные и мидл-менеджеры — это наиболее массовая категория руководителей. Они — фундамент и движущая сила бизнеса. Их эффективность напрямую влияет на финансовые показатели предприятий. Однако исторически так сложилось, что это наименее обученная категория управленцев.
У больших добывающих компаний основные активы находятся в регионах, а не в Москве и Санкт-Петербурге, где сосредоточено большинство управленческих вузов. Поэтому должности линейных руководителей на таких предприятиях часто занимают бывшие специалисты-производственники. Они компетентны в своем деле, но не имели возможности получить системную управленческую подготовку. У некоторых из них даже нет высшего образования. Такие специалисты на обучении говорят, что очень рады возможности систематизировать свой опыт.
Материал подготовлен для спецпроекта «Гид по MBA»
Каких компетенций не хватает линейным менеджерам
Опросы эйчаров и слушателей курсов показывают, что для эффективной работы начинающим линейным и мидл-менеджерам нужны три вида компетенций: управленческие, функциональные и цифровые.
- Управленческие компетенции. 90% опрошенных эйчаров указали на их нехватку у линейных менеджеров. Управленческие компетенции помогают выстроить работу команды, правильно подобрать сотрудников, мотивировать, ставить цели, контролировать их достижение, помогать сотрудникам расти. Сюда же относятся и классические управленческие soft skills: презентационные и коммуникационные навыки, а также личная эффективность.
- Функциональные компетенции. Согласно опросам, 50% эйчаров сталкивались с тем, что линейные менеджеры плохо понимают, как работает организация, из каких ключевых бизнес-линий она состоит, как эффективно налаживать с ними коммуникацию, чтобы достигать своих управленческих целей. Начинающий руководитель общается с другими подразделениями организации и должен владеть языком финансистов, маркетологов, специалистов операционного отдела и производственников — только так можно обеспечить достижение поставленных перед ним ключевых показателей эффективности (КПЭ).
- Цифровые компетенции. 50% эйчаров также отметили, что хотели бы развивать цифровые компетенции линейных менеджеров. Сейчас нет такой компании, которая бы обошла тему цифровой трансформации — мы все живем в эпоху третьей промышленной революции. Чтобы правильно реализовать цифровую трансформацию в организации важно, чтобы все управленцы вплоть до самых молодых понимали основы этого процесса: зачем нужна цифровая трансформация, какие технологии ее двигают, какую пользу они могут принести бизнесу и как грамотно подойти к их внедрению на производстве.
Как повысить квалификацию линейных менеджеров?
Пока в России образовательная среда в области обучения линейного и мидл-менеджмента развита недостаточно — превалируют предложения, направленные на развитие руководителей высшего звена. Но есть большой запрос со стороны компаний, и ситуация меняется. Сейчас мы можем говорить о нескольких типах игроков в этом сегменте:
- Классические бизнес-тренеры, работающие в формате офлайн
- Digital-native игроки, такие как Skillbox или Нетология, которые готовят массовые программы онлайн-обучения, но они в большей степени работают в b2c-сегменте
- Университеты и бизнес-школы, которые активно развивают собственные онлайн-программы в b2c и в b2b-сегментах
Офлайн-обучение
До недавнего времени обучение управленцев велось в основном в классическом офлайн-формате: силами корпоративных университетов, приглашенных внешних тренеров или образовательных организаций. Офлайн-обучение зачастую дает оптимальное качество освоения материала, особенно если привлекаются опытные преподаватели с проверенной программой. Однако для такой массовой и географически распределенной категории как линейные менеджеры офлайн-образование подходит плохо. В крупных компаниях работают десятки тысяч линейных менеджеров, рассредоточенных по регионам страны. Тренер не может объехать все регионы, это будет очень дорого и долго. Даже для большой локальной компании офлайн-обучение всех линейных менеджеров может стоить значительных денег. Поэтому традиционно в российских компаниях прослойка линейного менеджмента оставалась самой недообученной.
Онлайн-обучение
Онлайн-обучение позволяет охватить максимальное количество слушателей и дает доступ к лучшим мировым практикам в образовании и бизнесе для компаний из всех регионов России и стран СНГ. В России ожидается четырехкратный рост сферы онлайн-образования в ближайшие пять лет. Объем российского рынка онлайн-образования в 2021 году составил ₽53,3 млрд, из которых ₽11,3 млрд — доля дополнительного профессионального образования, и эти цифры будут расти.
Стоимость обучения линейного менеджера
Стоимость корпоративного обучения рассчитывается индивидуально для каждой компании и программа может быть дополнена лекциями и практическими кейсами для решения конкретных бизнес-задач в той или иной сфере.
Но для примера приведем цены нескольких популярных программ на рынке:
- Четырехмесячная программа бизнес-школы Сколково для руководителей «Развитие лидерского потенциала» стоит ₽800 тыс.
- ИМИСП «Эффективное управление персоналом» длительностью 4 дня — ₽50 тыс.
- НИУ ВШЭ «Секреты управления персоналом» длительностью 1,5 месяца — ₽30 тыс.
- Онлайн-программы ВШМ СПбГУ стоят от ₽50 до ₽100 тыс. за одного сотрудника, а сроки обучения — от 5 до 12 недель.
Зарубежные бизнес-школы для линейных менеджеров
Онлайн-обучение в таких бизнес-школах как Harvard Business School, IMB, Insead и других строится вокруг практических занятий и дискуссий. Обучение проходит в формате «перевернутый класс», когда теоретический материал изучается самостоятельно, а практические вебинары с преподавателем позволяют закрепить практические навыки. Преподаваемые знания своевременны и актуальны и включают в себя стимулирование развития инноваций в компании, максимизацию производительности, решение сложных задач и использование новых возможностей. Все эти подходы применяются и в российских бизнес-программах.
Российским компаниям будет невыгодно обучать линейных и мидл-менеджеров на зарубежных программах, так как стоимость в разы выше российских аналогов. Например, восьминедельная программа для одного сотрудника в HBS обойдется в $1600, а в швейцарской бизнес-школе IMD 5-недельное обучение основам лидерства стоит $2100. Также потребуется владение английским языком на высоком уровне.
Каждая организация имеет свою организационную структуру, которая представляет собой рамки, в рамках которых решаются вопросы, связанные с распределением задач, использованием корпоративных ресурсов и координацией работы существующих отделов.
Содержание
- 1 Факторы, влияющие на формирование организационной структуры
- 2 Краткая характеристика организационных структур
- 3 Линейные руководители: сущность
- 4 Функции линейного руководителя
- 5 Задачи линейных руководителей
- 6 Критерии эффективности работы линейного руководителя
- 7 Основные компетенции руководителя, обеспечивающие эффективное функционирование организации
- 8 Преимущества, характерные для линейной организационной структуры
- 9 Недостатки, характерные для линейной организационной структуры
Факторы, влияющие на формирование организационной структуры
- Руководство компании. Бизнесу, предоставляющему услуги (например, парикмахерскому), нужен только один менеджер для организации нормальной работы, но более сложная организационная структура требуется для большого предприятия, которое производит несколько типов продуктов.
- Возраст организации. Структура компании с каждым годом усложняется.
- Культура и окружающая среда. Национальная культура и менталитет.
- Стратегия и цели. Цели и задачи, поставленные перед руководителем и подчиненными, имеют большое значение.
- Личное. Организационная структура зависит от лидерских качеств и деятельности каждого сотрудника.
- Размер организации. У крупных компаний более сложная структура отчетности, чем у мелких, где для управления достаточно одного руководителя.
- Стиль управления. Он может быть авторитарным или демократическим.
Краткая характеристика организационных структур
- Линейно-функциональный (line-personal). Эта структура характеризуется тем, что в организации есть линейные и функциональные руководители. Первые работают по принципу индивидуального управления. Последние управляют работой отделов. Основные задачи выполняются руководителями функциональных линейных подразделений, которые подчиняются линейному руководителю.
- Линейный — есть прямое влияние руководителя на подчиненных. На него возложены все функции управления деятельностью компании. В линейных структурах руководитель самостоятельно отвечает за все вопросы, касающиеся продуктивной работы звеньев системы.
- Матрица: руководитель проекта может управлять подчиненными любого отдела. После завершения работы над проектом художники возвращаются в свои отделы.
- Функциональный: характеризуется подчинением функциональных лидеров линейке, которым доверено общее руководство организацией. Кроме того, он несет ответственность за все принимаемые решения. Существует специализация функциональных руководителей в зависимости от выполняемых ими управленческих функций.
Рассмотрим подробнее, кто такие линейные руководители, какие функции и задачи им возложены. Мы также обсудим, каковы преимущества и недостатки такой организационной структуры.
Линейные руководители: сущность
Линейные руководители — руководители организаций или подразделений, осуществляющих основную деятельность предприятия. Они несут ответственность за реализацию целей, стоящих перед компанией.
Линейные менеджеры — главные лица бизнеса. Необходимую информацию им предоставляют их непосредственные подчиненные. На основании этого они принимают соответствующие решения и отдают приказы.
В линейно-функциональной организационной структуре линейный руководитель играет несколько иную роль. Его полномочия ограничиваются вопросами принятия решений. То есть линейные руководители — это руководители, которые работают на принципах индивидуального управления, но менеджеры выполняют задачи по отдельным функциям. В результате качество принимаемых решений значительно улучшилось, так как генеральному директору не нужно следовать за руководителями отделов.
Функции линейного руководителя
- Мотивация сотрудников, оценка работы каждого человека.
- Установите основные цели и задачи организации и следите за их выполнением.
- Обеспечение развития персонала, организация обучения, поощрения и наказания.
- Контроль дисциплины сотрудников.
- Создание эффективной рабочей команды: оценивайте продуктивность персонала, участвуйте в отборе кандидатов в новые сотрудники, проводите собеседования, принимайте решения об увольнении и составляйте график работы.
- Формирование и поддержание корпоративной культуры, разрешение конфликтов.
Задачи линейных руководителей
- Активизация творческой активности работников.
- Ищите компанию квалифицированных рабочих, заинтересованных в работе на результат.
- Планирование рекламных акций и других поощрений.
- Совершенствование системы обучения сотрудников, своевременное повышение квалификации.
- Улучшите систему мотивации.
- Эффективное использование знаний и опыта сотрудников.
- Улучшить способ оценки работы персонала.
- Создание достойных условий труда для сотрудников.
- Создание благоприятного климата в организации.
- Помогите компании в достижении ее целей.
Критерии эффективности работы линейного руководителя
Не каждый лидер может быть достойным лидером. Эффективная работа по организации деятельности компании — это повседневная работа. Линейные руководители — это люди с определенными навыками. Их эффективность можно оценить по следующим параметрам:
- Развитие навыков работы с персоналом. Лидер должен стремиться вникать во все тонкости управления сотрудниками своей организации или вверенного ему подразделения.
- Результат основной деятельности организации.
- Умение формировать у подчиненных стремление к общей главной цели.
- Наличие адекватной мотивации к управлению. Руководитель должен регулярно поддерживать и развивать свое желание работать дальше.
Основные компетенции руководителя, обеспечивающие эффективное функционирование организации
- Эффективное общение и взаимодействие с сотрудниками (умеет аргументировать свою точку зрения и правильно излагает свои мысли).
- Значительный профессиональный опыт (умение и умение решать различные профессиональные задачи).
- Планирование и координация работы (планирование крайне важно для получения хорошего результата).
- Лидерство (помогает создать достойную команду и вдохновляет на достижение цели).
Преимущества, характерные для линейной организационной структуры
- Решения принимаются оперативно.
- Подчиненный блок (все сотрудники подчиняются одному начальнику);.
- Создание необходимой дисциплины в коллективе.
- Полная ответственность каждого сотрудника в соответствии с его рабочим местом.
- Простота системы, так как все полномочия и обязанности четко распределены.
Недостатки, характерные для линейной организационной структуры
- Ограничение по инициативе сотрудников нижнего звена.
- Линейный руководитель может не обладать знаниями во всех областях.
- С увеличением масштабов производства возникают трудности с разделением труда.
- Жесткость системы и сложность ее адаптации к меняющимся условиям.
- Он ориентирован на незначительный объем информации, передаваемой между уровнями иерархии.
Следовательно, линейные руководители являются основным звеном в линейной структуре организации, на которых возложена задача достижения основной цели организации и которые несут ответственность за выполнение поставленных задач. Такая система, с одной стороны, значительно упрощает управление предприятием, с другой — тормозит его развитие и не позволяет быстро адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды.
Линейная структура управления образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы:
Линейная структура управления
Во главе каждого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками,сосредотачивающий в своих руках все функции управления. Сам, руководитель находится в непосредственном подчинении руководителя высшего уровня. Линейная структура управления является простейшей. В линейной структуре разделение системы управления на составляющие части осуществляется по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, широты номенклатуры продукции и др. При таком построении в наибольшей степени соблюдается принцип единоначалия: одно лицо сосредотачивает в своих руках управление всей совокупностью операций, подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя.
Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного руководителя. Структура используется мелкими и средними фирмами, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.
Преимущества линейной структуры управления:
— единство и четкость распорядительства;
— согласованность действий исполнителей;
— четкая система взаимных связей между руководителем и подчиненным;
— быстрота реакции в ответ на прямые указания;
— простота управления;
— получение исполнителями увязанных между собой распоряжений и заданий, обеспеченных ресурсами;
— личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.
— простой контроль.
Недостатки линейной структуры заключаются в следующем:
— высокие требования к руководителю, который должен иметь обширные разносторонние знания и опыт по всем функциям управления и сферам деятельности, осуществляемым подчиненными, что ограничивает возможности руководителя по эффективному управлению;
— перегрузка менеджеров высшего уровня, огромное количество информации, поток бумаг, множественность контактов с подчиненными и вышестоящими;
— тенденции к волоките при решении вопросов, касающихся нескольких подразделений;
— отсутствие звеньев по планированию и подготовке управленческих кадров;
— сложные коммуникации между исполнителями;
— низкий уровень специализации руководителей;
— концентрация власти в управляющей верхушке;
— ярко выраженный авторитарный стиль руководства.
Разновидностью линейной структуры управления является линейно-штабная структура, включающая в себя специально созданные при линейных руководителях подразделения, которые не обладают правом принятия решений и руководства каким-либо нижестоящим подразделением.
Линейно-штабная структура управления
Главная задача штабных подразделений состоит в оказании помощи линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления. Штабная структура включает штабных специалистов при высших менеджерах. К штабным подразделениям относят службу контроллинга отделы координации и анализа, группу сетевого планирования, социологическую, юридическую службы. Часто менеджеры штабных подразделений наделяются правами функционального руководства. К ним относят планово-экономический отдел, бухгалтерию, отдел маркетинга, отдел управления персоналом.
Достоинства линейно-штабной структуры состоят в следующем:
— более глубокая и осмысленная подготовка управленческих решений;
— освобождение линейных менеджеров от чрезмерной загрузки;
— возможность привлечения специалистов и экспертов в определенных областях;
— улучшение горизонтальной координации;
— баланс функционального и линейного руководства.
Недостатки линейно-штабной структуры состоят в следующем:
— недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение не участвует в его реализации;
— тенденция к чрезмерной централизации;
— сохранение высоких требований к высшему руководству, принимающему решения;
— увеличение штатов за счет штатных структур;
— опасность конфликтов линейных и функциональных структур;
— сложность вертикальных коммуникаций;
— нечеткость процедур принятия решений.
Выходные данные учебника:
Основы менеджмента. Чернышев М. А., Коротков Э. М., Солдатова И. Ю., проф. И. Ю. Солдатовой., Чернышева М. А., Под ред. проф. И. Ю. Солдатовой., Солдатовой И., Чернышов М.А. — ред.-сост., Изд.: ИТК «Дашков и К», НАУКА/ИНТЕРПЕРИОДИКА МАИК, Наука-Пресс 2006 г.
Особенности
линейной и функциональной структур
управления.
Основная особенность
линейной структуры — простота связей
(только линейные) и принцип единоначалия
(рис.1). Она наиболее эффективна для
мелких, малых, семейных предприятий,
так как обладает простотой, четкостью
связей, минимальной численностью
аппарата. Однако все задачи, связанные
с управлением, приходится решать одному
линейному руководителю высшего звена.
На больших предприятиях возникают
проблемы перегрузки руководителя,
недостатка времени для решения
стратегических задач, низкой компетентности
решений.
При создании
функциональной структуры на среднем
уровне управления организуются
функциональные звенья. Это органы,
выполняющие специализированные функции,
которые руководят линейными руководителями
нижнего уровня (младшие начальники). К
стандартным функциональным звеньям на
Западе относятся отдел кадров, отдел
маркетинга, финансовый отдел, отдел
МТС. Каждое среднее звено имеет право
руководить нижним уровнем (рис.2).
Таким образом,
линейный руководитель высшего уровня
разгружается от оперативного управления,
занимаясь стратегическими вопросами.
При этом повышается уровень компетентности
решений, так как их принимают узкие
специалисты. Коренным недостатком
функциональной структуры является
противоречивость приказом, двойственное
подчинение
Функциональная
структура отражает разделение
управленческих функций между руководством
и отдельными подразделениями.
Функция
управления
— особый вид управленческой деятельности,
продукт процесса разделения и
специализации труда в сфере управления
, представляющий собой часть процесса
управления , выделенный по определенному
признаку. Обычно выделяется от 10 до 25
функций управления фирмой. Комплекс
задач — часть функции управления ,
выделяемая по признаку основных функций
управления (нормирование, планирование,
учет, анализ и т.д.).
Комплекс задач
объединяет совокупность задач ,
относящихся к конкретной функции и ,
как правило, реализуется небольшим
функциональным подразделением
Что
такое управление персоналом
Чтобы понять, что
такое управление персоналом , мы
должны в первую очередь узнать, в чем
заключается работа менеджера. Большинство
экспертов согласилось, что существует
пять основных функций, которые выполняют
менеджеры: планирование, организация,
подбор персонала , руководство, контроль.
Вместе эти функции представляют собой
то, что обычно мы называем процессом
управления . Каждая из вышеперечисленных
функций включает в себя:
планирование:
постановка целей и стандартов, разработка
правил и последовательности действий,
разработка планов и прогнозирование
некоторых возможностей в будущем;
организация:
постановка определенных задач перед
каждым подчиненным, разделение на
отделы, делегирование части полномочий
подчиненным, разработка каналов
управления и передачи информации,
координация работы подчиненных;
управление
персоналом : решение вопроса об определении
стандарта для подходящих кандидатов,
подбор подходящих работников, отбор
работников, установка стандартов работы,
компенсации работникам, оценка выполнения
работ, консультирование работников,
обучение и развитие работников;
руководство:
решение вопроса, как заставить работников
выполнять свою работу, оказание моральной
поддержки, мотивация подчиненных;
контроль: установление
таких стандартов, как квота продаж,
качество, уровень продуктивности;
проверка соответствия выполнения работ
этим стандартам; их корректировка при
необходимости.
В данном курсе мы
будем рассматривать одну из этих функций
управление персоналом . Управление
персоналом (сейчас более известное,
как управление человеческими ресурсами)
отвечает концепциям и методам, которые
управляющему необходимо использовать
при работе с персоналом . К ним относятся:
анализ работы
(определение характера работы каждого
сотрудника),
планирование
потребности в персонале и найм кандидатов
на работу,
отбор кандидатов,
ориентация и
обучение новых работников,
управление оплатой
труда,
обеспечение
мотивации и льгот,
оценка исполнения,
общение,
обучение и развитие,
создание у работников
чувства ответственности,
здоровье и
безопасность работников,
работа с жалобами
и трудовые отношения.
Вы
спросите, почему управление персоналом
одна из важнейших функций менеджера?
Почему эти концепции и методы важны для
всех менеджеров? Может быть легче
ответить на этот вопрос, рассмотрев
некоторые ошибки, которые Вы бы не хотели
допустить при управлении персоналом
. Ну, например, Вы же не хотите:
нанять не того
человека, который Вам нужен;
иметь большую
текучесть кадров;
чтобы Ваши люди
все делали не лучшим образом;
терять время на
бесполезные собеседования;
чтобы Вашу компанию
привлекли к суду за дискриминационные
действия;
чтобы Ваша компания
получил предписание, в соответствии с
законом о профессиональной безопасности;
чтобы кто-либо из
Ваших работников думал, что его жалование
не соответствует оплате труда других
сотрудников;
чтобы недостаток
обучения подорвал эффективность работы
Вашего отдела;
чтобы были допущены
какие-либо действия, нарушающие трудовые
отношения.
Соседние файлы в папке ответы на Госы
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Линейная структура управления образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы:
Линейная структура управления
Во главе каждого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками,сосредотачивающий в своих руках все функции управления. Сам, руководитель находится в непосредственном подчинении руководителя высшего уровня. Линейная структура управления является простейшей. В линейной структуре разделение системы управления на составляющие части осуществляется по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, широты номенклатуры продукции и др. При таком построении в наибольшей степени соблюдается принцип единоначалия: одно лицо сосредотачивает в своих руках управление всей совокупностью операций, подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя.
Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного руководителя. Структура используется мелкими и средними фирмами, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.
Преимущества линейной структуры управления:
— единство и четкость распорядительства;
— согласованность действий исполнителей;
— четкая система взаимных связей между руководителем и подчиненным;
— быстрота реакции в ответ на прямые указания;
— простота управления;
— получение исполнителями увязанных между собой распоряжений и заданий, обеспеченных ресурсами;
— личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.
— простой контроль.
Недостатки линейной структуры заключаются в следующем:
— высокие требования к руководителю, который должен иметь обширные разносторонние знания и опыт по всем функциям управления и сферам деятельности, осуществляемым подчиненными, что ограничивает возможности руководителя по эффективному управлению;
— перегрузка менеджеров высшего уровня, огромное количество информации, поток бумаг, множественность контактов с подчиненными и вышестоящими;
— тенденции к волоките при решении вопросов, касающихся нескольких подразделений;
— отсутствие звеньев по планированию и подготовке управленческих кадров;
— сложные коммуникации между исполнителями;
— низкий уровень специализации руководителей;
— концентрация власти в управляющей верхушке;
— ярко выраженный авторитарный стиль руководства.
Разновидностью линейной структуры управления является линейно-штабная структура, включающая в себя специально созданные при линейных руководителях подразделения, которые не обладают правом принятия решений и руководства каким-либо нижестоящим подразделением.
Линейно-штабная структура управления
Главная задача штабных подразделений состоит в оказании помощи линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления. Штабная структура включает штабных специалистов при высших менеджерах. К штабным подразделениям относят службу контроллинга отделы координации и анализа, группу сетевого планирования, социологическую, юридическую службы. Часто менеджеры штабных подразделений наделяются правами функционального руководства. К ним относят планово-экономический отдел, бухгалтерию, отдел маркетинга, отдел управления персоналом.
Достоинства линейно-штабной структуры состоят в следующем:
— более глубокая и осмысленная подготовка управленческих решений;
— освобождение линейных менеджеров от чрезмерной загрузки;
— возможность привлечения специалистов и экспертов в определенных областях;
— улучшение горизонтальной координации;
— баланс функционального и линейного руководства.
Недостатки линейно-штабной структуры состоят в следующем:
— недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение не участвует в его реализации;
— тенденция к чрезмерной централизации;
— сохранение высоких требований к высшему руководству, принимающему решения;
— увеличение штатов за счет штатных структур;
— опасность конфликтов линейных и функциональных структур;
— сложность вертикальных коммуникаций;
— нечеткость процедур принятия решений.
Выходные данные учебника:
Основы менеджмента. Чернышев М. А., Коротков Э. М., Солдатова И. Ю., проф. И. Ю. Солдатовой., Чернышева М. А., Под ред. проф. И. Ю. Солдатовой., Солдатовой И., Чернышов М.А. — ред.-сост., Изд.: ИТК «Дашков и К», НАУКА/ИНТЕРПЕРИОДИКА МАИК, Наука-Пресс 2006 г.
From Wikipedia, the free encyclopedia
Line management refers to the management of employees who are directly involved in the production or delivery of products, goods and/or services. As the interface between an organisation and its front-line workforce, line management represents the lowest level of management within an organisational hierarchy (as distinct from top/executive/senior management and middle management).[1]
A line manager is an employee who directly manages other employees and day-to-day operations while reporting to a higher-ranking manager.[2] Related job titles are supervisor, section leader, foreperson, office manager and team leader.[1] They are charged with directing employees and controlling that the corporate objectives in a specific functional area or line of business are met.[1]
Despite the name, line managers are usually considered as part of the organization’s workforce and not part of its management class.
Responsibilities[edit]
Line managers are responsible for implementing and enabling, through their staff, an organisation’s people policies and practices in alignment with business objectives and core values.
Their main functions with respect to employees include:
- recruitment and selection,
- training, mentoring, coaching and staff development,
- performance management and appraisal,
- motivation,
- well-being,
- team building,
- reaching the team goals.
Line managers’ activities typically include:
- planning the aims, objectives and priorities of their work area and communicating this to staff as appropriate;
- deploying the resources within their control (e.g., staff time; funding) to achieve plans;
- complying with policy and legislation;
- providing structure, direction and purpose to their teams;
- scheduling regular meetings with staff members to discuss progress and any issues.
Line management is also responsible for adopting (with the support of senior management) any type of organizational culture change.[3]
The line management function will often cross into other functions vital to the success of a business such as human resources, finance, and risk management. Indeed, at corporations, responsibility for risk management is vested with line management.[4] Human resources obligations are also increasingly being assigned or «devolved» to line managers.[5]
See also[edit]
- Staff management
- Project management
- Performance management
- Staff and line
- Employee engagement
- Management by objectives
- Operations management
References[edit]
- ^ a b c Business/ O. C. Ferrell, Geoffrey A. Hirt, Linda Ferrell (6e ed.). New York, NY: McGraw-Hill Education. 2019. ISBN 978-1-259-92945-8.
- ^ Role and Challenges of a Line Manager. F. John Reh, February 4, 2017
- ^ The Scope of Change Lynda Bourne, February 11, 2010
- ^ Barton, Thomas L.; Shenkir, William G.; Walker, Paul L. (2002). Making enterprise risk management pay off. Thomas L. Barton, William G. Shenkir, Paul L. Walker. ISBN 9780130087546. Retrieved 2009-07-10.
- ^ Harris, Hilary; Brewster, Chris; Sparrow, Paul (2003). International human resource management. Hilary Harris, Chris Brewster, Paul Sparrow. ISBN 9780852929834. Retrieved 2009-09-03.
В России становится популярным онлайн-обучение линейных менеджеров. Каких знаний не хватает молодым управленцам и как новые образовательные методики помогут перейти от интуитивного управления к профессиональному
Автор текста: Юлия Тимофеева, директор центра онлайн-программ дополнительного профессионального образования Высшей школы менеджмента СПбГУ (ВШМ СПбГУ)
Кто такой линейный руководитель
Линейный руководитель (менеджер) — это специалист, который занимается управлением компании или отдельной ее частью, основываясь на своих опыте, знаниях и навыках. Это, например, директор, начальник цеха, мастер, бригадир или иное должностное лицо, непосредственно руководящее прямыми исполнителями.
В компании линейный руководитель обычно отвечает за обеспечение функционирования участка, выполнение производственного задания, управление персоналом, оптимизацию и улучшения.
Почему линейным менеджерам не хватает квалификации
Начинающие линейные и мидл-менеджеры — это наиболее массовая категория руководителей. Они — фундамент и движущая сила бизнеса. Их эффективность напрямую влияет на финансовые показатели предприятий. Однако исторически так сложилось, что это наименее обученная категория управленцев.
У больших добывающих компаний основные активы находятся в регионах, а не в Москве и Санкт-Петербурге, где сосредоточено большинство управленческих вузов. Поэтому должности линейных руководителей на таких предприятиях часто занимают бывшие специалисты-производственники. Они компетентны в своем деле, но не имели возможности получить системную управленческую подготовку. У некоторых из них даже нет высшего образования. Такие специалисты на обучении говорят, что очень рады возможности систематизировать свой опыт.
Материал подготовлен для спецпроекта «Гид по MBA»
Каких компетенций не хватает линейным менеджерам
Опросы эйчаров и слушателей курсов показывают, что для эффективной работы начинающим линейным и мидл-менеджерам нужны три вида компетенций: управленческие, функциональные и цифровые.
- Управленческие компетенции. 90% опрошенных эйчаров указали на их нехватку у линейных менеджеров. Управленческие компетенции помогают выстроить работу команды, правильно подобрать сотрудников, мотивировать, ставить цели, контролировать их достижение, помогать сотрудникам расти. Сюда же относятся и классические управленческие soft skills: презентационные и коммуникационные навыки, а также личная эффективность.
- Функциональные компетенции. Согласно опросам, 50% эйчаров сталкивались с тем, что линейные менеджеры плохо понимают, как работает организация, из каких ключевых бизнес-линий она состоит, как эффективно налаживать с ними коммуникацию, чтобы достигать своих управленческих целей. Начинающий руководитель общается с другими подразделениями организации и должен владеть языком финансистов, маркетологов, специалистов операционного отдела и производственников — только так можно обеспечить достижение поставленных перед ним ключевых показателей эффективности (КПЭ).
- Цифровые компетенции. 50% эйчаров также отметили, что хотели бы развивать цифровые компетенции линейных менеджеров. Сейчас нет такой компании, которая бы обошла тему цифровой трансформации — мы все живем в эпоху третьей промышленной революции. Чтобы правильно реализовать цифровую трансформацию в организации важно, чтобы все управленцы вплоть до самых молодых понимали основы этого процесса: зачем нужна цифровая трансформация, какие технологии ее двигают, какую пользу они могут принести бизнесу и как грамотно подойти к их внедрению на производстве.
Как повысить квалификацию линейных менеджеров?
Пока в России образовательная среда в области обучения линейного и мидл-менеджмента развита недостаточно — превалируют предложения, направленные на развитие руководителей высшего звена. Но есть большой запрос со стороны компаний, и ситуация меняется. Сейчас мы можем говорить о нескольких типах игроков в этом сегменте:
- Классические бизнес-тренеры, работающие в формате офлайн
- Digital-native игроки, такие как Skillbox или Нетология, которые готовят массовые программы онлайн-обучения, но они в большей степени работают в b2c-сегменте
- Университеты и бизнес-школы, которые активно развивают собственные онлайн-программы в b2c и в b2b-сегментах
Офлайн-обучение
До недавнего времени обучение управленцев велось в основном в классическом офлайн-формате: силами корпоративных университетов, приглашенных внешних тренеров или образовательных организаций. Офлайн-обучение зачастую дает оптимальное качество освоения материала, особенно если привлекаются опытные преподаватели с проверенной программой. Однако для такой массовой и географически распределенной категории как линейные менеджеры офлайн-образование подходит плохо. В крупных компаниях работают десятки тысяч линейных менеджеров, рассредоточенных по регионам страны. Тренер не может объехать все регионы, это будет очень дорого и долго. Даже для большой локальной компании офлайн-обучение всех линейных менеджеров может стоить значительных денег. Поэтому традиционно в российских компаниях прослойка линейного менеджмента оставалась самой недообученной.
Онлайн-обучение
Онлайн-обучение позволяет охватить максимальное количество слушателей и дает доступ к лучшим мировым практикам в образовании и бизнесе для компаний из всех регионов России и стран СНГ. В России ожидается четырехкратный рост сферы онлайн-образования в ближайшие пять лет. Объем российского рынка онлайн-образования в 2021 году составил ₽53,3 млрд, из которых ₽11,3 млрд — доля дополнительного профессионального образования, и эти цифры будут расти.
Стоимость обучения линейного менеджера
Стоимость корпоративного обучения рассчитывается индивидуально для каждой компании и программа может быть дополнена лекциями и практическими кейсами для решения конкретных бизнес-задач в той или иной сфере.
Но для примера приведем цены нескольких популярных программ на рынке:
- Четырехмесячная программа бизнес-школы Сколково для руководителей «Развитие лидерского потенциала» стоит ₽800 тыс.
- ИМИСП «Эффективное управление персоналом» длительностью 4 дня — ₽50 тыс.
- НИУ ВШЭ «Секреты управления персоналом» длительностью 1,5 месяца — ₽30 тыс.
- Онлайн-программы ВШМ СПбГУ стоят от ₽50 до ₽100 тыс. за одного сотрудника, а сроки обучения — от 5 до 12 недель.
Зарубежные бизнес-школы для линейных менеджеров
Онлайн-обучение в таких бизнес-школах как Harvard Business School, IMB, Insead и других строится вокруг практических занятий и дискуссий. Обучение проходит в формате «перевернутый класс», когда теоретический материал изучается самостоятельно, а практические вебинары с преподавателем позволяют закрепить практические навыки. Преподаваемые знания своевременны и актуальны и включают в себя стимулирование развития инноваций в компании, максимизацию производительности, решение сложных задач и использование новых возможностей. Все эти подходы применяются и в российских бизнес-программах.
Российским компаниям будет невыгодно обучать линейных и мидл-менеджеров на зарубежных программах, так как стоимость в разы выше российских аналогов. Например, восьминедельная программа для одного сотрудника в HBS обойдется в $1600, а в швейцарской бизнес-школе IMD 5-недельное обучение основам лидерства стоит $2100. Также потребуется владение английским языком на высоком уровне.