Слайд 1
История возникновения метода проектов Автор : учитель основ православной культуры МБОУ СОШ №2 г.Кольчугино Косацкая Т.П.,
Слайд 2
История возникновения метода проектов восходит ко второй половине XIX века. Как известно, появился он в США и основывался на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучение посредством делания» (Дж. и Э.Дьюи, Х.Килпатрик, Э.Коллингс). ведущая идея данной научной школы состояла в том, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по принципу «Все из жизни, все для жизни».
Слайд 3
Этот метод называют методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х,Килпатриком. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. И для этого требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые еще предстоит приобрести.
Слайд 4
Уильям Херд Килпатрик — американский педагог, ученик Дью, основоположник метода проектов. Килпатрик отвергал традиционную школу, основанную на передаче учащимся готовых знаний вне связи с реальными запросами и жизненными потребностями детей. Отрицал необходимость школьных программ, классно-урочной системы, подчёркивал значение положительного подкрепляющего воздействия воспитателя на ребёнка. Отвергая традиционную школу, предлагал строить учебный процесс как организацию деятельности ребёнка в социальной среде, ориентированную на обогащение его индивидуального опыта. У.Х. Килпатрик стал основоположником метода проектов . Он придавал ведущее место в обучении проектной деятельности.
Слайд 5
Родившись из идеи свободного воспитания, технология проектов становится в настоящее время интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Слайд 6
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством С.Т. Шацкого в 1905году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Слайд 7
А.С. Макаренко в отечественной педагогике по праву может считаться основоположником теории и практики педагогического проектирования, так как именно он был убежденным сторонником проектирования в человеке всего лучшего, формирования сильной, богатой натуры.
Слайд 8
Сторонники метода проектов в советской России В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся. Однобокое увлечение проектами в ущерб общему развитию личности привело к тому, что уровень общеобразовательной подготовки резко снизился. Современные исследователи истории педагогики выделяют следующие причины: — отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами; — слабая разработанность методики проектной деятельности; — гипертрофия метода проектов в ущерб другим методам обучения; — сочетание метода проектов с педагогически неграмотной идеей комплексных программ. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко, но недостаточно продуманно и последовательно внедряться в школу, и постановлением ЦК ВКП(б) в 1931году метод проектов был осужден.
Слайд 9
В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающее действительности в совместной деятельности школьников.
Слайд 10
Евгения Семёновна По́лат — доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией дистанционного обучения. Автор исследований по обучению иностранным языкам, методу проектов, теории и практики дистанционного обучения; педагогическим технологиям личностно-ориентированного подхода, использованию интернет-технологий и ресурсов в системе образования.
Слайд 11
«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Слайд 12
Метод проектов – это педагогическая технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся.
Метод проектов
Идеи проектного обучения возникли в России в начале XX века параллельно с разработками американских педагогов (Дж.Дьюи и У.Х.Килпатрик). Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников,пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Разумеется, со временем реализации методика проектов претерпела некоторую эволюцию, но суть ее не изменилась:
метод проектов — технология организации образовательной ситуации, в которых учащийся ставит цель и и разрешает проблемы по ее достижению, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
Модель взаимодействия «учитель — ученик» при работе над проектом
- Роль учителя:
- консультирует
- мотивирует
- фасилитирует (провоцирует или намекает на какие- то нестыковки и пр. в процессе работы, поддерживая интерес)
- наблюдает
- Роль ученика
- выбирает (принимает решения)
- выстраивает систему взаимоотношений с людьми
- выполняет проект
- презентует проект
- оценивает
Продолжить?
Шацкий, Станислав Теофилович | |
---|---|
|
|
Дата рождения | 1 (13) июня 1878 |
Место рождения | Воронино, Смоленская губерния, Российская империя |
Дата смерти | 30 октября 1934 (56 лет) |
Место смерти | Москва, СССР |
Страна |
|
Научная сфера | педагогика |
Место работы | Первая опытная станция по народному образованию Народного комиссариата просвещения РСФСР |
Альма-матер | МГУ, Московский сельскохозяйственный институт |
Известные ученики | А. А. Фортунатов, М. Н. Скаткин, Л. К. Шлегер |
Известен как | выдающийся педагог, основоположник отечественного дополнительного образования |
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Шацкий.
Станисла́в Теофи́лович Ша́цкий (1878—1934) — российский и советский педагог-экспериментатор, автор многих трудов по вопросам воспитания. Свою педагогическую деятельность начал в 1905 г. среди детей и подростков рабочих окраин Москвы, где вместе c А. У. 3еленко и другими педагогами создавал первые в России детские клубы. B 1905 г. С. Т. Шацкий и А. У. 3еленко открыли в Москве клуб для детей. В 1906 создал общество «Сетлемент», которое в 1908 г. было закрыто полицией за пропаганду социализма среди детей, а сам Шацкий арестован. С 1910 г. руководил обществом «Детский труд и отдых». В 1911 г. основал летнюю детскую колонию «Бодрая жизнь». С 1919 по 1932 г. руководит трудами первой опытной станции по народному образованию. С 1932 по 1934 г. директор Московской консерватории и Центральной педагогической лаборатории.
Содержание
- 1 Биография
- 2 Педагогические идеи и вклад в развитие отечественной педагогики
- 2.1 До 1917 года
- 3 Увековечение памяти С. Т. Шацкого
- 4 Примечания
- 5 Библиография
- 5.1 Произведения С. Т. Шацкого
- 5.2 О С. Т. Шацком
- 6 Ссылки
- 7 См. также
Биография
Станислав Теофилович Шацкий родился в Воронино Смоленской губернии[1][2], происходил из дворянской семьи, многолюдной, с выраженными религиозными настроениями (католицизм). Потом он заметит: «для занятия педагогикой нужен определённый склад души…». В 1885 году он принят в 6-ю Московскую гимназию, считавшуюся на то время одной из лучших в Москве. Воспоминания об учёбе в ней сохранились в книге С. Т. Шацкого «Годы исканий» (Ч.1. «Старая школа»), где он описывает, как в ней шла постоянная война учителей и учеников, ненадолго прерывавшаяся лишь во время экзаменов, когда интересы тех и других сближались. Характерный отрывок: «после учебного года ученики группами идут и жгут или топят учебники». Возможно, поэтому Шацкий потом всю жизнь проводил педагогику сотрудничества, что для того времени было весьма необычно (едва ли не единственным исключением тех лет была школа Л.Толстого).
«Моя педагогическая вера выросла из отрицания того, как меня учили и воспитывали» напишет Станислав Теофилович позднее.
Через восемь лет, в 1893 году, С. Шацкий поступил в Московский университет[3] (сначала на Мехмат, затем переводится на медицинский факультет, но и там долго не задерживается), затем — в Петровскую (Тимирязевскую) сельскохозяйственную Академию.
Последний переход объяснялся просто: Шацкий уже решил стать педагогом, при этом за образец для себя считал в то время школу Л. Н. Толстого в Ясной Поляне, где учащиеся много внимания уделяли труду, особенно на земле, в поле. Поскольку Шацкий считал для себя необходимым всё делать профессионально, то он переходит в с/х академию на специальность агронома именно для того, чтобы грамотно и умело руководить занятиями своих будущих учеников на земле. Однако как только он посчитал, что получил необходимые знания, то оставляет академию, в 1905 году, не окончив её (несмотря на очевидные успехи и приглашения заняться научной работой по данному направлению).
В 1899—1901 годах занимался в Московской Консерватории по классу вокала в классе У. Мазетти. Занятия были настолько успешными, что, хотя он и не окончил Консерваторию, его пригласили в оперную группу Большого театра. В Консерватории он знакомится со своей будущей супругой, В. Н. Демьяновой, окончившей её с красным дипломом по классу фортепиано. Но его привлекало иное — педагогика.
Свою педагогическую деятельность С. Т. Шацкий начал с попытки создания частной школы, в чём ему было отказано, поэтому в 1905 году среди детей и подростков рабочих окраин Москвы он вместе c архитектором А. У. 3еленко и другими педагогами создаёт первые в России детские клубы. В 1906 году он организовал общество «Сетлемент» («Поселение» — с англ.), которое в 1908 году было закрыто полицией за пропаганду социализма среди детей, а сам Шацкий арестован. С 1910 года руководит обществом «Детский труд и отдых». В 1911 году организовал летнюю детскую колонию «Бодрая жизнь». С 1919 по 1932 год по предложению А. В. Луначарского руководит работой первой опытной станции по народному образованию. В 1932—1934 годах руководил Центральной экспериментальной лабораторией Наркомпроса РСФСР и, одновременно, с 13 февраля 1932 года до своей скоропостижной смерти был директором Московской консерватории.
Умер в Москве 30 ноября 1934 года, похоронен на новом Донском кладбище.
Педагогические идеи и вклад в развитие отечественной педагогики
До 1917 года
Возникновение первых внешкольных учреждений для детей в России связано c именами С. Т. Шацкого и А. У. 3еленко. Созданные в Москве в районе Бутырской слободы и Марьиной рощи детские клубы и детский сад носили общее название «Дневной приют для приходящих детей». K весне 1906 года приют посещали около 150 детей. При приюте были открыты мастерские (слесарная, столярная, швейная). На базе приюта было организовано культурно-просветительное общество «Сетлемент». Название общества было подсказано опытом создания в Америке сетлементов — поселений культурных интеллигентных людей среди бедных слоев населения для проведения просветительской работы. Общество «Сетлемент», созданное С. Т. Шацким, А. У. Зеленко и другими педагогами, ставило главной целью удовлетворение культурных и социальных потребностей детей и молодежи малообеспеченной и малокультурной части населения, фактически лишённой возможности получить школьное образование. Помимо детского сада и детских клубов общество имело ремесленные курсы и начальную школу. Общество вело культурно-просветительскую работу и среди взрослого населения. Практическая работа c детьми основывалась на педагогической концепции, которую разрабатывали члены общества. Эта концепция исходила из необходимости создания условий, которые помогли бы детям жить богатой эмоциональной и умственной жизнью. B обучении упор был сделан на усвоении практически значимых для жизни детей знаний. Отношения между педагогами и детьми понимались как отношения между старшими и младшими товарищами. Большое значение придавалось воспитанию y детей чувства товарищества, солидарности, коллективизма. Необычным явлением для педагогической практики того времени была организация детского самоуправления.
B 1908 году общество было закрыто по распоряжению правительства, которое увидело в его деятельности попытку проведения социализма среди маленьких детей. B следующем году С. Т. Шацкий и его сподвижники создают общество «Детский труд и отдых». Была продолжена работа детского сада, клуба, начальной школы. Из-за ограниченности средств общество было не в состоянии охватить большое число детей. Руководители общества искали новые формы организации детей.
B 1911 году общество открыло детскую летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь» (на территории современного города Обнинска). B создании колонии большую роль сыграла Валентина Николаевна Шацкая (1882—1978), жена С. Т. Шацкого, впоследствии ставшая крупнейшим специалистом по проблемам музыкального воспитания детей. В этой колонии каждое лето жили 60-80 мальчиков и девочек, занимавшихся в клубах общества «Детский труд и отдых». Основой жизни в колонии был физический труд: приготовление пищи, самообслуживание, благоустройство, работа на огороде, в саду, в поле, на скотном дворе. Свободное время отводилось играм, чтению, беседам, постановкам спектаклей-импровизаций, занятиям музыкой, пением. Анализируя опыт колонии, С. Т. Шацкий сделал вывод, что физический труд оказывает организующее влияние на жизнь детского коллектива. Трудовые занятия детей имели и образовательное значение, они были источником знаний o природе, сельскохозяйственном производстве, способствовали выработке трудовых навыков. Первые внешкольные учреждения во многом выполняли компенсирующую функцию — занятия в этих учреждениях восполняли отсутствие y детей школьного образования. Вместе c тем они помогали устроить досуг детей, способствовали обогащению их общения. Инновационный характер первых внешкольных учреждений был обусловлен благородными мотивами их основателей, a также новыми педагогическими взглядами на вопросы воспитания детей.[4]
B мае 1919 года С. Т. Шацкий устраивает на основе учреждений общества «Детский труд и отдых» опытно-показательные учреждения Народного комиссариата просвещения РСФСР, которые составили Первую опытную станцию по народному образованию. Сельское отделение станции в Калужской губернии включало 13 школ первой ступени, школу второй ступени и четыре детских сада. Задачи методического центра отделения выполняла колония «Бодрая жизнь». Городское отделение станции в Москве объединяло детский сад и школы первой и второй ступени. В состав станции входили внешкольные учреждения для детей и взрослых, а также курсы по подготовке и повышению квалификации учителей. Опытная станция вела работу c детьми, устраивала совместную работу школы и населения по воспитанию детей, занималась исследовательской деятельностью. По образцу Первой опытной станции были созданы и другие опытные станции Наркомпроса, которые просуществовали до 1936 года.
Известно, что С. Т. Шацкий пытался создать детское производство (кирпичный завод), но получил отказ. Также неудачно закончилась и попытка стать депутатом местного совета.
С. Т. Шацкий организовал научную школу, которую представляли А. А. Фортунатов, М. Н. Скаткин, Л. К. Шлегер, В. Н. Шацкая и др. Примечательно, что ставший известным и уважаемым академиком АПН СССР М. Н. Скаткин, также как и сам Шацкий, не имел диплома о высшем образовании. С. Т. Шацкий внёс значительный вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышения роли урока как основной формы учебной работы. Под руководством С. Т. Шацкого были разработаны методы педагогического исследования — социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос.
В августе 1932 года в Московской консерватории, по инициативе её директора С. Т. Шацкого и профессора А. Б. Гольденвейзера было создано Детское отделение для подготовки способных учеников к поступлению в музыкальный вуз — будущая центральная музыкальная школа.
Увековечение памяти С. Т. Шацкого
Средняя школа № 1 города Обнинска с 1961 года носит имя С. Т. Шацкого. Перед первым зданием школы (сейчас это здание занимает «Лингвоцентр» и вечерняя школа города) установлен бюст выдающегося педагога.
-
Бюст С. Т. Шацкого
-
Могила С.Т. Шацкого и В.Н. Шацкой на Новом Донском кладбище
-
Примечания
- ↑ Шацкий Станислав Теофилович (биография)
- ↑ Шацкий Станислав Теофилович — статья из Большой советской энциклопедии.
- ↑ Н. Ш. Сайфулина в диссертации «Развитие стиля мышления учащихся гимназии на основе изучения страноведческого материала в цикле гуманитарных дисциплин» (Тобольск, 2000. — С. 20) указывает что Шацкий в 1888—1896 годах учился в Смоленской гимназии.
- ↑ 1. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Под ред. О. Е. Лебедевой.- М., 2003.
Библиография
Произведения С. Т. Шацкого
- Шацкий С. Т. Педагогические сочинения. В 4 т. Т. 1. (djvu) — М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. Тоже в pdf (с возм. поиска).
- Шацкий С. Т. Педагогические сочинения. В 4 т. Т. 2. — М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР,1964. — включает в том числе «Система русского детского сада» (С. 55—58.)
- Шацкий С. Т. Педагогические сочинения. В 4 т. Т. 3. — М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР,1964.
- Шацкий С. Т. Педагогические сочинения. В 4 т. Т. 4. — М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР,1965.
- Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1980.
- Материал для бесед с маленьким детьми. Выпуск I. Пособие для детских садов. Времена года. Фрукты. Овощи. Гиацинт. Приготовление игрушек / Составлено сотрудниками общества «Детский труд и отдых» под редакцией Л. К. Шлегер и С. Т. Шацкого. — М.: Грамотей, 1913. — 32 с.
- Материал для бесед с маленьким детьми. Выпуск III. Пособие для детских садов. Растения / Составлено сотрудниками общества «Детский труд и отдых» под редакцией Л. К. Шлегер и С. Т. Шацкого. — М.: Грамотей, 1914. — 32 с.
- «Бодрая жизнь». М., «Грамотей», 1915 г. (дореволюц. орфография, фото) на портале Б-ки им. Ушинского.
- «Бодрая жизнь». Впервые опубл.: «Народное образование» («Известия Московской городской думы», 1914, № 5 — 12). Отдельной книгой с незн. изм. и доп. («День в колонии» и выводы) вышла в 1915 г. (М., «Грамотей»)(htm, в переводе на совр. орфографию, без фото).
- Этапы новой школы. Сборник статей и докладов / Под ред. С. Т. Шацкого. — М.: Работник просвещения, 1923. — 144 с.
- Шацкая В. Н., Шацкий С. Т. Бодрая жизнь. Из опыта детской трудовой колонии. — М.: Госиздат, 1924. — 180 с. — (Педагогическая библиотека. Серия 2. № 1.).
- Шацкий С. Т. Годы исканий. — М.: Учпедгиз, 1935. — 152 с. — 10 000 экз. (Впервые опубл.: М., «Мир», 1924.)
- Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1958. — 432 с. — 5 000 экз.
- Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. — М.: Педагогика, 1980. — Т. 1. — 304 с. — (Педагогическая библиотека). — 30 000 экз.
- Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. — М.: Педагогика, 1980. — Т. 2. — 416 с. — (Педагогическая библиотека). — 30 000 экз.
- Шацкий С. Т. Работа для будущего / Сост. В. И. Малинин, Ф. А. Фрадкин. — М.: Просвещение, 1989. — 224 с. — 80 000 экз.
О С. Т. Шацком
- Беляев В. И. Становление и развитие инновационной концепции С. Т. Шацкого. — М.: МНЭПУ, 1999.
- Бершадская Д. С. Педагогические взгляды и деятельность С. Т. Шацкого. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
- Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. О. Е. Лебедевой.— М., 2003.
- Фрадкин Ф. А., Малинин Г. А. Воспитательная система С. Т. Шацкого. М., 1993.
- Шацкий С. Т. Работа для будущего. Документальное повествование. Книга для учителя. / Сост.: В. И. Малинин, Ф. А. Фрадкин. М., 1989.
- Скаткин М. Н. С.Т. Шацкий о всестороннем развитии детей. — М.: Знание, 1977. — 64 с.
- Революция — искусство — дети. Материалы и документы. Часть 1. 1917-1923 / Сост. Н. П. Старосельцева. — 2-е, дораб. — М.: Просвещение, 1987. — 240 с.
- Малинин Г. А., Фрадкин Ф. А. Воспитательная система С. Т. Шацкого. — М.: Прометей, 1993. — 176 с.
- Опыт С.Т. Шацкого и современность (к 125-летию со дня рождения). Сборник статей. — Обнинск, 2003. — 124 с.
- Уильям Партлетт. Культурная война в сельской школе. Калужский школьный комплекс С.Т.Шацкого в 1919-1927 гг. // Русский сборник. Исследования по истории России. — М.: Модест Колеров, 2006. — Т. III. — 368 с. — 500 экз. — ISBN 5-91150-005-1.
- Краткая биография и могила Шацких на Донском кладбище
Ссылки
- Соколов Р. В. А. С. Макаренко, его предшественник С. Т. Шацкий и их последователь И. П. Иванов
- Фрадкин Ф. А. Станислав Теофилович Шацкий и концепция школы — центра воспитания в социальной среде.
- Шацкий Станислав Теофилович. (краткая биографическая справка)
- Станислав Теофилович Шацкий (о нём, как предшественнике на страницах о коммунарском движении И. П. Иванова)
- Шацкий Станислав Теофилович. (страница на сайте Московской консерватории)
- Страница средней школы имени С. Т. Шацкого № 1 города Обнинска
- Partlett, W. «The Cultural Revolution in the Village School: S. T. Shatskii’s Kaluga School Complex, 1919—1932». Journal of the Oxford University History Society. No. 3, Michaelmas 2005.
- Дом Общества «Детский труд и отдых»
- Школа-колония «Бодрая жизнь»
- Фото к 100-летию школы-колонии «Бодрая жизнь» на странице Администрации г. Обнинска
- Памятник С.Т. Шацкому в Обнинске на сайте Путеводник
См. также
- Дом Общества «Детский труд и отдых»
- Зеленко, Александр Устинович
- Сетлемент
- Макаренко, Антон Семёнович
- Вадковский переулок
ШАЦКИЙ Станислав Теофилович (1878-1934)
Выдающийся российский и советский педагог- экспериментатор. Впервые в России целостно рассмотрел влияние условий среды на социализацию ребенка. Ему также принадлежит первенство в разработке таких вопросов, как самоуправление школьников, лидерство в детском сообществе и функционирование школы как комплекса учреждений, реализующих преемственность и целостность в воспитании.
Родился 1 (13) июля 1878 года в селе Воронино, Духовщинского района Смоленской области, в семье мелкого военного чиновника. В 1881 году семья Шацких переехала в Москву. В 1896 году Станислав окончил Московскую гимназию. Из гимназии он вынес впечатление: «Так не надо ни учиться, ни учить». Его всю жизнь преследовало воспоминание о товарище-гимназисте: учитель математики собирался поставить ему единицу, а тот рыдал, целовал его рукав и просил пощады.
В 1903 году Станислав Шацкий окончил отделение естественных наук физико-математического факультета Московского университета, потом учился в консерватории, затем поступил в Петровскую (теперь Тимирязевская) земледельческую академию, где стал любимым учеником К. А. Тимирязева.
С.Т. Шацкий был актером, режиссером, агрономом, замечательным певцом с огромным репертуаром: 300 романсов и песен, 10 оперных партий. Драматический тенор, Шацкий ездил с концертами по стране, пользовался большим успехом, и, наконец, ему предложили дебют в Большом театре. Его ждали слава, успех, почет, деньги. Шацкий от всего отказался, даже от дебюта, открывавшего путь во все оперные театры страны. В реальности, все эти годы напряженного и мучительного поиска себя, своего жизненного предназначения, его влекло в педагогику, к детям.
Огромное впечатление на молодого Шацкого произвело знакомство с философско-педагогическими работами Льва Толстого, опытом его работы в Яснополянской школе. В сознании Станислава Теофиловича все рельефнее складывался образ сельской школы — земледельческой коммуны, которую он хотел бы создать. Судьбоносной оказалась встреча с архитектором и педагогом Александром Устиновичем Зеленко, вернувшимся из Америки и предложившим организовать по примеру американцев «Сетлемент» — своеобразный центр (поселок) культурных людей, селившихся среди бедного населения для организации просветительской работы. Первой попыткой воплотить эти замыслы в жизнь стала созданная Шацким и Зеленко в 1905 году небольшая сельская коммуна из 14 взятых из приюта мальчишек. Так возникла Щелковская колония с трудовым и художественным воспитанием и детским самоуправлением. Дружно и слаженно прошло лето в колонии. Это окрылило ее организаторов. Шацкий, Зеленко и другие педагоги создают первые в России внешкольные учреждения для детей на рабочих окраинах. Основанные в Москве в районе Бутырской слободы и Марьиной рощи детские клубы и детский сад носили общее название «Дневной приют для приходящих детей». K весне 1906 года приют посещали около 150 детей. При приюте были открыты мастерские (слесарная, столярная, швейная).
На базе приюта в 1906 году было организовано культурно-просветительное общество «Сетлемент», главной своей целью ставившее удовлетворение культурных и социальных потребностей детей и молодежи малообеспеченной и малокультурной части населения, фактически лишенной возможности получить школьное образование. Помимо детского сада и детских клубов общество имело ремесленные курсы и начaльную школу. На средства, собранные среди крупных предпринимателей — братьев Сабашниковых, Кушнеревых, Морозовой, по проекту Зеленко строится клубное здание для детей. Среди педагогов «Сетлемента» видное место заняла Валентина Николаевна Демьянова. Она стала женой Шацкого и самым верным его сподвижником.
Прaктическая работа c детьми основывaлась на педагогической концепции, которую разрабатывали члены общества. В основе воспитательной системы «Сетлемента», все структурные элементы которой подчинялись поставленной цели — создать максимально благоприятные условия для самовыражения личности и ее самореализации, лежала идея «детского царства», где каждый воспитанник получал возможность для всестороннего развития сил. B обучении акцент делался на усвоении практически значимых для жизни детей знаний. Отношения между педaгогами и детьми понимaлись как отношения между старшими и младшими товарищами. Большое значение придавaлось воспитанию y детей чувства товарищества, солидарности, коллективизма. Необычным явлением для педагогической практики того времени была оргaнизация детского самоупрaвления. Мальчики и девочки объединялись по интересам и принципу товарищества. Дети ходили в различные клубы: столярный, сапожный, пения, астрономический, театральный, биологический и др. Каждый клуб имел свое название и разработанные детьми правила регулирования взаимоотношений, которым строго следовали и взрослые, руководители клубов. Решения, принятые на собраниях клубов, как и на общем собрании, считались обязательными. Общество вело культурно-просветительскую работу и среди взрослого населения.
Несмотря на то что «Сетлемент» вызвал огромный интерес радикальной интеллигенции и детворы и получил серебряную медаль за детские поделки на Промышленной выставке в Петербурге, уже 1 мая 1908 года он был закрыт за «попытку проведения социализма среди детей», а сам Станислав Теофилович Шацкий арестован. Впрочем, благодаря настойчивости Шацкого и его друзей, в том же 1908 году создается новое общество — «Детский труд и отдых», фактически продолжающее и развивающее традиции «Сетлемента». Из-за ограниченности средств общество было не в состоянии охватить большое число детей. Руководители общества искали новые формы организации детей.
В 1911 году член этого общества Морозова разрешила Шацкому и его соратникам организовать на пустующем участке ее имения в Калужской губернии (на территории современного города Обнинска) детскую колонию. Колония получила название «Бодрая жизнь». Целью ее было организовать летний отдых членов Марьинского клуба, продолжить работу над организацией дружного детского коллектива, приобщить ребят к труду, самоуправлению, всемерно развивать их творческие способности. Здесь Станислав Теофилович вместе со своими сотрудниками в опытной работе проверял идеи связи трудовой, эстетической и умственной деятельности, взаимоотношения воспитателей и воспитанников, динамики развития детского сообщества.
В этой колонии каждое лето жили 60-80 мальчиков и девочек, занимавшихся в клубах общества «Детский труд и отдых». Основой жизни в колонии был физический труд: приготовление пищи, самообслуживание, благоустройство, работа на огороде, в саду, в поле, на скотном дворе. Впрочем, хотя труд и занимал в колонии важное место, ему придавалась, прежде всего, воспитательная направленность. Трудовые занятия детей имели образовательное значение, они были источником знаний o природе, сельскохозяйственном производстве, способствовали формированию трудовых навыков. Питомцам был ясен практический смысл их деятельности: они налаживали хозяйство, стремились сделать жизнь в колонии более приятной, уютной и красивой. Так приходило ощущение радости в труде. Основой всей жизни колонии являлось сообщество детей и взрослых, и строилось оно на принципах самоуправления. Ребята были не мнимыми, а подлинными хозяевами «Бодрой жизни». И конечно, как и во всех учреждениях, которые создавал Шацкий, в колонии царило и правило бал Его Величество Творчество. Взрослые и дети издавали журналы, ставили спектакли, организовывали концерты, много слушали музыку и исполняли музыкальные произведения. Оркестры, хор, театр органично соединялись с трудом на полях, занятиями в кружках с различными играми. Содержание и методы работы с детьми Шацкий изложил в монографии «Бодрая жизнь» (1914, совместно с В. Н. Шацкой).
«Бодрая жизнь» стала затем образцом подражания для школ-коммун, которые организовывались в последующее десятилетие, но особенно массово в период Гражданской войны: ведь Шацким была предложена модель по сути самоокупаемого воспитательного заведения, где благодаря непрерывному сельскохозяйственному труду детей и взрослых удавалось получить средства для существования.
Февральская революция 1917 года окрылила Шацкого, открыла ему новые перспективы работы и творчества. Октябрь он не принял. Станислав Теофилович был одним из организаторов забастовки учителей, организованной Всероссийским учительским союзом и направленной против захвата власти большевиками. Член московской городской управы, занимавшийся делами просвещения, один из руководителей Всероссийского союза учителей, Шацкий с возмущением отверг предложение участвовать в работе Наркомпроса. Однако, убедившись, что большевики пришли надолго, Станислав Теофилович затем принял предложение Надежды Крупской о сотрудничестве. В 1919 году на базе учреждений общества «Детский труд и отдых» он создал ставшую знаменитой Первую опытную станцию по народному образованию, которой руководил вплоть до ее закрытия в 1932 году. В Первой опытной станции было два отделения — городское в Москве и деревенское в Калужской губернии. В состав деревенского отделения входили 4 детских сада, 15 школ первой ступени, школа второй ступени и школа-колония «Бодрая жизнь» (выполнявшая функции методического центра отделения), бюро по изучению края, педагогические курсы, педагогический центр, обобщающий, педагогический опыт школ. В составе московского отделения были детский сад, школа и выставка, отражавшая опыт детских садов и школ Опытная станция, руководимая Шацким, успешно решала проблемы трудового воспитания, формирования детского коллектива, самоуправления учащихся, физического воспитания школьников, организовывала совместную работу школы и населения по воспитанию детей, занималась исследовательской деятельностью.
Шацкий и его сподвижники создали педагогический комплекс, уникальный по замыслу и масштабу. Главной задачей, вокруг которой строилась деятельность комплекса, было взаимодействие школы с окружающей средой.
Станция работала в двух основных направлениях: изучалась окружающая среда и, в соответствии с крестьянским менталитетом, адаптировались образовательные программы. Но и окружающая среда преобразовывалась на новых основах. Крестьяне всячески вовлекались в жизнь школ — для них читали лекции, им раздавали элитные семена, помогали в ведении хозяйства.
Постепенно в комплексе развились тесные связи с окружающей жизнью, что благотворно сказалось на осуществлении целостности в непрерывности воспитательной работы. Благодаря этому удавалось реализовать главную сверхзадачу коллектива – «организацию» всей жизнедеятельности ребенка».
Деятельность станции получила большой резонанс, как в отечественной, так и в мировой педагогике. Известна высокая оценка, которую дал выдающийся американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи, посетивший Шацкого в конце 20-х годов: «Я не знаю ничего подобного в мире, что могло бы сравниться с этой колонией». По образцу Первой опытной станции были созданы и другие опытные станции Наркомпроса, которые просуществовали до 1936 года.
Владимир Ильич Ленин, сказал о Шацком: «Другие только болтают, а он дело делает».
С. Т. Шацкий организовал научную школу, которую представляли А. А. Фортунатов, М. Н. Скаткин, Л. К. Шлегер, В. Н. Шацкая и др. Под его руководством были разработаны методы педагогического исследования — социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос. Утверждая органическую связь школы с обществом и окружающей средой, Шацкий обращал внимание педагогов на многообразие видов детской жизнедеятельности, развитие трудовых навыков и творческих способностей ребёнка. Педагогический процесс Шацкий строил как взаимодействие педагога и воспитанника, охватывающее духовный мир ребёнка и сферу его практической реализации. Принципиально новая идея Шацкого заключалась в том, что он не просто выделял ключевые позиции воспитательного процесса, а определял взаимосвязи как между его участниками, так и между отдельными элементами, к которым относил умственный и физический труд, искусство, игру. Шацкий подчёркивал, что нарушение связи между компонентами воспитания личности приводит к одностороннему развитию ребёнка. Эффективным средством организации свободного творческого взаимодействия ученика с учителем, коллективом и обществом он считал самоуправление, способствующее развитию личности, усвоению общечеловеческих ценностей.
В 1928 году С.Т. Шацкий по рекомендации Н.К. Крупской вступил в коммунистическую партию. При этом русская педагогическая эмиграция «простила» его. Она сочла, что такой шаг был сделан во имя спасения российской школы от полного разрушения. Эта история — лишнее подтверждение тому факту, что в отечественной педагогике Станислав Теофилович стал одним из самых признанных деятелей народного образования, более того — самых любимых. В то же время ученый-педагог постоянно подвергался политической травле со стороны коммунистических ортодоксов, задававших тон в «соцвосе» — то как «представитель правого крыла московских педагогов», то, как толстовец. Станислав Теофилович своей образованностью и масштабностью разительно выпадал из общей массы соцвосовских работников.
С 1929 года С.Т. Шацкий – член коллегии Наркомпроса РСФСР. В 1932 году, после расформирования опытной станции, он становится ректором Московской консерватории и одновременно директором Центральной педагогической лаборатории. По его предложению при Московской консерватории создается музыкальная школа-интернат для одаренных детей. Её деятельность во многом определила выдающиеся достижения советских музыкантов на мировых конкурсах в 30-50-е годы.
30 октября 1934 года во время подготовки консерватории к празднику Октябрьской Революции Станислав Теофилович Шацкий скоропостижно скончался. После кремации в Донском крематории урна с его прахом была захоронена в стене главного зала крематория, с левой стороны (если стоять спиной к входу). В 1978 году урну перезахоронили непосредственно на Новом Донском кладбище, в одной могиле с его женой и многолетней сподвижницей, выдающимся педагогом, крупнейшим специалистом по проблемам музыкального воспитания детей Валентиной Николаевной Шацкой (1882-1978). Могила находится за зданием бывшего крематория, у стен колумбариев 50-х годов. Чтобы пройти к могиле Станислава Теофиловича и Валентины Николаевны Шацких, нужно обойти здание бывшего крематория справа (если стоять спиной к воротам), а затем идти вдоль наружной стены колумбариев 50-х годов, которые при этом окажутся слева. Могила располагается у подножия стены.
К научно-педагогическому наследию С.Т. Шацкого принадлежат труды «Годы исканий», «Бодрая жизнь», «Система русского детского сада», «Учёт-основа метода» и др. В 60-е годы издательством «Просвещение» выпущено четырехтомное собрание сочинений педагога.
Одна из средних школ города Обнинска (Школа № 1) носит имя С. Т. Шацкого. Перед первым зданием школы (сейчас это здание занимает «Лингвоцентр» и вечерняя школа города) установлен бюст выдающегося педагога.
Педагогика среды С. Т. Шацкого
Отечественный педагог С. Т. Шацкий (1878–1934) начал свою педагогическую деятельность в 1905 г. Ему принадлежит педагогическая концепция: «создать детям условия для развития их задатков и их культурное удовлетворение».
Вместе с А. У. Зеленко С. Т. Шацкий создают воспитательное учреждение «Сетлемент», начало которому положило размещение нескольких мальчиков, взятых из приюта Сущевского попечительства о бедных, в детской колонии в Щелково. Ставилась задача вовлечь детей из малообеспеченных семей, которые были предоставлены сами себе, в трудовую и культурную деятельность, приобщить к знаниям.
В летней колонии жизнь строилась на принципах совместной деятельности взрослых и детей. Объединяющим началом стал труд. Работа с детьми осенью была продолжена в городе. Были открыты клубы для подростков и детский сад. Они объединялись под общим названием «Дневной приют для приходящих детей» Сущевского попечительства для бедных. Вечерами в клубах занимались до 50 подростков, которые готовили концерты и спектакли, рисовали, лепили. Названия клубам придумывали сами дети: «Американцы», «Ландыши», «Заря», «Австралийцы» и др. К 1909 г. таких клубов было 10.
К осени 1907 г. общество «Сетлемент» («Культурный поселок») построило собственное здание, где обустроили слесарные и столярные мастерские, девочек учили рукоделию, имелась переплетная мастерская. «Сетлемент» представлял собой систему детских учреждений: детского сада, экспериментальной начальной школы, ремесленных мастерских. В советское время по подобию такого общества были созданы дворцы пионеров.
В 1911 г. на общественные средства С. Т. Шацкий в Калужской губернии открыл летную трудовую детскую колонию «Бодрая жизнь», где совместно с взрослыми трудились 60–80 детей и подростков. В основе воспитательного процесса лежали самообслуживание, самоуправление, работа в саду, огороде, на кухне, в мастерских. Самостоятельно была обустроена хлебопекарная печь, построена терраса-столовая, ледник, баня, прачечная, сушилка, разбит сад. Дети ставили спектакли, играли в футбол, издавали журнал «Наша жизнь». На втором году существовании колонии в хозяйстве появились лошадь, телега, водовозка, тарантас.
Самоуправление реализовывалось на общих собраниях. Обсуждались дела колонии, строились планы на будущее, объявляли бойкот сквернословию, оценивалась работа дежурных.
«Бодрая жизнь» явилась началом Опытной станции. В 1912 г. был разработан ее проект.
Заслугой С. Т. Шацкого является рассмотрение проблем детского коллектива и детского самоуправления. Он экспериментально объединял посильный труд и эстетическое воспитание, общественную работу и самодеятельность детского коллектива, совместный труд детей и взрослых.
Источник
Школа как центр воспитания в социальной среде: педагогика С. Т. Шацкого
Станислав Теофилович Шацкий – один из ярких представителей российской социальной педагогики. Заслуга Шацкого в том, что предметом исследования он сделал влияние на социализацию ребенка условий окружающей его микросреды. Шацкий первым разработал такие важные вопросы в педагогике, как самоуправление учащихся, воспитание как организация жизнедеятельности школьников, лидерство в детском коллективе. Главная задача школы, по мнению Шацкого – приобщение детей к культурным ценностям человечества. В настоящее время теоретические взгляды Шацкого и его практический опыт обращают на себя внимание учителей оригинальным решением ключевых проблем педагогики – проблем социализации личности, методов педагогического исследования взаимодействия ребенка и окружающей среды, функционирования школы в комплексе учреждений, обеспечивающих целостность и преемственность воспитания.
Биография Шацкого – молодость, начало карьеры
Шацкий родился в 1878 году в Москве, в многодетной семье военного чиновника. В течение десяти лет он пытался найти себя в различных профессиях, учился в Московской консерватории, Московском университете, сельскохозяйственной академии, но все эти поиски только разочаровывали молодого человека и не приносили удовлетворения.
Затем Шацкий познакомился с Александром Зеленко, и эта встреча кардинальным образом изменила жизнь героя нашей статьи. Зеленко прекрасно разбирался в опыте американских школ, и предложил Шацкому организовать клуб с целью повышения культурного уровня населения. Так в Москве появилось сообщество «Сетлемент». Однако его деятельность прервалась в 1907 году по решению столичного градоначальника. Причиной называлось «распространение клубом социалистических идей среди молодежи». Но в 1908 году Шацкий и его друзья создали новое сообщество «Детский труд и отдых», продолжающее дело «Сетлемента».
А в 1911 году в рамках общества организовали детскую летнюю колонию «Бодрая жизнь». В опытной работе здесь проверялась связь умственной, эстетической и трудовой деятельности, взаимоотношения воспитателей с детьми, изучалась динамика развития детского коллектива. Результаты работы колонии были представлены в монографическом исследовании, получившем высокую оценку и международное признание. Шацкий пришел к выводу, что созданные им и его соратниками клуб и колония не уступают лучшим учебным заведениям Европы.
Февральская революция вдохновила Шацкого, октябрьскую он не принял. Он был одним из организаторов учительской забастовки от Всероссийского учительского союза, направленной против прихода к власти большевиков. С возмущением талантливый педагог отверг предложение принимать участие в работе Наркомпроса, и только ответственность за детские судьбы и любовь к педагогической деятельности заставили его два года спустя все же пойти на сотрудничество с Наркомпросом.
«Первая опытная станция по народному образованию»
В 1919 году С.Т.Шацким была создана Первая опытная станция по народному образованию, бессменным руководителем которой он являлся до 1932 году, вплоть до закрытия станции. Это было уникальное учреждение в истории образования. Станция занимала весь район, включала в себя 14 начальных школ и две средние, читальные залы, детские сады, колонию «Бодрая жизнь». Ключевой задачей станции было изучение влияния среды на развитие ребенка, использование в воспитании детей всего позитивного и ценного в культуре данной среды, а также активное внедрение родителей в процесс воспитания.
В 1931 году работы станции была прекращена в связи с постановлением Центрального комитета и всеобщим разгромом педагогики. Шацкого приняли на должность директора Московской консерватории, где он также стремился к реализации своих педагогических идей, создал музыкальный интернат для одаренных воспитанников, деятельность которого определила ключевые достижения советских музыкантов 30-50-х годов. Однако регулярная травля, неудовлетворенность работой и потеря смысла жизни привели к тому, что 30 октября 1934 года выдающийся педагог скончался. Имя Шацкого было предано забвению после его смерти. И лишь сейчас интерес к его творчеству начал возрождаться в США и Европе. Его произведения переиздаются, творчество ученого становится предметом внимательного изучения в педагогических университетах, к его теории и практике обращаются учителя.
Методология Шацкого
Шацкий всегда призывал принимать во внимание воздействие улицы и семьи на развитие ребенка, а также использовать в педагогической работе то подлинно ценное, что в них есть. Изучение только специально, искусственно организованного воспитательного процесса Шацкий полагал в корне ошибочным, низкоэффективным и ограниченным. Ведь существуют такие воздействия, которые в большей мере определяют развитие детей, чем школа. Источник развития ребенка, по убеждению Шацкого – не генетические задатки, а скорее экономическая и социальная среда, в которой ребенок воспитывается и формируется как личность. Ученый выступал против идей о первичности биологических предпосылок развития детей, широко распространенных в те годы, а также против примитивных попыток относиться к ребенку как к материалу, из которого можно сконструировать определенный тип личности. Подлинное воспитание, как утверждал Шацкий, требует глубокого проникновения в суть природы ребенка, в его знания, опыт, потребности, интересы. Этого подхода не разделяли прожектеры от педагогики тех лет, которые видели перед собой лишь одну цель – сделать из детей коммунистов.
Методология Шацкого характеризовалась целостным исследованием образовательного процесса, позволяющим получить объективное представление о мыслях, чувствах, переживаниях детей, о взаимоотношениях между ними в естественных условиях воспитания. Метод заключался в наблюдении за деятельностью и жизнью детей, дополнялся материалами анкетирования, а также бесед и сочинений. В составлении анкет воспитанники сами принимали активное участие. В целях создания максимально благоприятной обстановки дети самостоятельно раздавали и собирали анкеты. Материалы социально-педагогического исследования использовались в планировании и организации воспитательной и учебной работы станции.
Эксперимент коллектива по улучшению бытовой культуры населения
В 1926 году Московским отделением Первой опытной станции было проведено исследование 88 семей, в которых воспитывались 122 ребенка от 8 до 15 летнего возраста. Результаты показали, что 82% детей не имеют собственной постели, у 20% дома нет книг, 67% подвергаются физическому наказанию со стороны родителей, у 67% отсутствуют элементарные гигиенические навыки, 7% детей часто употребляют алкоголь, 36% — изредка, 21% детей курит.
Родители были ознакомлены с результатами анкетирования. Совместно с ними была разработана программа охраны детского здоровья. Школьный врач дал родителям рекомендации по оптимальному режиму питания и сна. На уроках естествознания и природоведения изучался полезный и необходимый материал, позволяющий улучшить санитарно-гигиенические условия жизни детей. Во дворах разбивались цветники, строились игровые площадки и уголки. Семьи под руководством коллектива Шацкого кооперировались для закупки книг, продуктов, тканей, обуви, учебных пособий. Велась культурно-просветительская работа среди родителей. В результате уровень бытовой культуры населения значительно повысился. В 1922 году был начат этот эксперимент, в 1926 году он был завершен. Условия жизни подопечных ощутимо изменились в лучшую сторону, что свидетельствует об эффективности учебно-воспитательной работы станции.
Цели образования и воспитания по Шацкому
Шацкий говорил о том, что цели воспитания отражают потребности государства и общества, определяются временем и пространством, но в то же время находятся в зависимости от индивидуальных, возрастных особенностей ребенка. На каждом этапе развития воспитатель должен создавать максимально благоприятную атмосферу для возможно полного раскрытия способностей ребенка, его духовных и физических сил. Шацкий стремился к созданию условий для творческой активности детей. По мнению ученого, школа должна учить воспитанников объединять усилия для достижения совместных целей. Особое внимание уделялось детскому самоуправлению как важному инструменту в саморегулировании детской жизнедеятельности. Благоприятная психологическая обстановка в коллективе достигалась благодаря сотрудничеству учителей и учеников, их доверительному отношению друг к другу, открытости коллектива к росту, инновациям, умению преодолевать неизбежно возникающие трудности. А школьная реформа, по мнению Шацкого, должна начинаться с реформы подготовки педагогов, которые должны быть способны к рефлексии, должны уметь анализировать собственные достижения и ошибки, и на основе этого анализа двигаться вперед.
Роль окружения
Условием постановки воспитательных целей должно являться макро-и микросоциальное окружение ребенка. Позитивное и негативное начало детской субкультуры должно глубоко и тщательно исследоваться школой в широком ее понимании. Так, согласно концепции Шацкого, цель воспитания соотносится с целями социального окружения, в котором осуществляется педагогический процесс. Строительным материалом для обучения и воспитания служит позитивный элемент в детской субкультуре. Подлинная школа развивает ребенка всесторонне и целостно, на первый план выдвигает трудовую, физическую, умственную, эстетическую и социальную деятельность. Важнейшая цель воспитания, как полагал Шацкий – проектирование процесса развития ребенка.
Средства образования
Эффективно воспитывает только та школа, которая организует деятельность учеников с целью решения жизненно важных для них вопросов. Классические гимназии не уделяли внимания интересам и потребностям детей, условиям их жизни. В результате из нее выпускалась теоретически подкованная, но не способная решать практические задачи молодежь. Шацкий утверждал, что обучение и воспитание тогда приносит пользу, когда ставит личностно значимые проблемы и помогает их решать. Детей не нужно изолировать от острых современных вопросов, а нужно учить их справляться с ними, опираясь на общечеловеческие идеалы и ценности.
Школа как центр воспитания в социальной среде использовала в качестве дидактического средства краеведческие материалы, представленные в виде удобных карт, схем и таблиц. Все педагоги Первой опытной станции использовали в своей работе карту местности, на которую были нанесены селения, школы, кооперативы, а также справочная информация из разных сторон жизни волости. К примеру, изучая пособия, составленные по материалам местной экономики, дети узнавали, что в волости 17000 кур, каждая из них в год приносит такой-то доход и такой-то убыток, применяется такая-то рациональная технология. Указывались книги, в которых можно прочитать об уходе за курами. Составлялись арифметические задачи, решая которые, дети лучше узнавали нюансы экономики ведения сельского и городского хозяйства.
Также необходимым условием эффективного образования Шацкий полагал творчество. Его школа пробуждала в детях интерес к самостоятельному поиску решения проблем. «Ты сам дойди до этого», — такова была любимая поговорка ученого. В гимназиях же ученики не имели возможности свободной реализации своих интересов и потребностей, с чем и было связано непримиримое отношение Шацкого. Главную ценность ученый видел в развитии мышления детей. Что касается детского производительного труда – саму постановку вопроса о том, что труд этот может окупить затраты на образование, Шацкий называл опасной. Детский труд, по его мнению, имеет воспитательное значение в первую очередь. Учащиеся овладевают различными формами трудовой деятельности, поскольку это поможет им в дальнейшем решать хозяйственные и производственные вопросы. Воспитанники школы Шацкого умели самостоятельно готовить еду, выращивать урожай, шить и вязать одежду, убирались в школе. Но весьма популярный в те годы вопрос о детском самообеспечении встречал здесь резко негативный отклик. Даже в самом страшном сне коллектив Шацкого не мог себе представить, что детский труд может массово применяться на уборке картофеля, к примеру. Это не только не способствует развитию детей, но является формой эксплуатации, утверждал Шацкий.
Оценка деятельности педагога
Для России, да и не только для нее, концепция Шацкого о социализирующих факторах учебно-воспитательного процесса прозвучала ново и оригинально. Иностранные педагоги, знакомясь с работами ученого, отмечали принципиально инновационный подход в его задачах и целях. Поражал воображение масштаб работы Первой опытной станции. В то время ничего подобного на Западе не существовало. Коллектив прекрасно владел педагогическими технологиями, все формы организации жизни воспитанников были тщательно отлажены, и это отмечалось всеми без исключения посетителям станции. Сохранился в книге записей отзыв делегации немецких учителей, в котором говорилось о громадном значении этого педагогического исследовательского института. Здесь трудились выдающиеся педагоги тех лет. Однако Шацкому мешала обстановка в стране. Станция работала под постоянной угрозой расформирования. Негативным образом влияла на нее ситуация бесправия и насилия. Поэтому сложно говорить о том, насколько закончена, оформлена и целостна проведенная Шацким работа. Однако его теория и практика получила широкое признание не случайно, и сегодня она вновь привлекает внимание исследователей.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
Педагогика среды С. Т. Шацкого. Социально-педагогические уч-режденин С. Т. Шацкого.
В эти годы проводилась исследовательская работа по изучению различных социальных институтов: семьи, печати, радио, кино и т.д. Перемены требовали глубокого анализа и четкости в соотношении семейного и общественного воспитания. В разработке основ внешнего воспитания активное участие принимали педагоги: П. П. Блонский, Е. Н. Медынский, К. И. Львов, Н. И. Иорданский, М. В. Крупенина, А. Ф. Родин, Е. А. Звягинцев.
Огромный вклад в развитие социальной педагогики в России внес С. Т. Щацкий (1878-1934), который еще в 1905 г. вместе с А. У. Зеленко создал необыкновенное воспитательное учреждение «Сеттлемент» (у нас в стране это переводилось как «Культурный поселок»), начало которому положило размещение нескольких мальчиков, взятых из приюта Сущевского попечительства о бедных, в детской колонии в Щелково. Это общество представляло собой детскую республику со своими принципами «общей жизни» детей и взрослых, законами и правилами. Это был опыт постановки внешкольной работы с детьми, основанной на уважении личности ребенка и направленной на воспитание детей в духе коллективизма. В летней колонии жизнь строилась на принципах совместной деятельности взрослых и детей. Объединяющим началом стал труд. Работа с детьми осенью была продолжена в городе. Были открыты клубы для подростков и детский сад. Они объединялись под общим названием «Дневной приют для приходящих детей» Сущевского попечительства для бедных. Вечерами в клубах занимались до 50 подростков, которые готовили концерты и спектакли, рисовали, лепили. Названия клубам придумывали сами дети: «Американцы», «Ламдыши», «Заря», «Австралийцы» и др. К 1909г. таких клубов было 10.
К осени 1907 г. общество «Сетлемент» («Культурный поселок») построило собственное здание, где обустроили слесарные и столярные мастерские, девочек учили рукоделию, имелась переплетная мастерская. «Сетлемент» представлял собой систему детских учреждений: детского сада, экспериментальной начальной школы, ремесленных мастерских. В советское время по подобию такого общества были созданы дворцы пионеров.
До Великой Октябрьской социалистической революции Шацким также были созданы: дневной приют для приходящих детей, общество «Детский труд и отдых» в Москве, в 1911 г. в Калужской губернии Шацкий на общественные средства создал летнюю трудовую детскую колонию «Бодрая жизнь».
В основу воспитания учеников им были положены самообслуживание, самоуправление, труд (в саду, на кухне, в огороде, мастерских), в сочетании с занятиями искусства, умственной деятельностью и играми. Колония «Бодрая жизнь» стала началом Первой Опытной станции, проект которой был написан Шацким в 1912 г., а реализован в виде показательных станций Наркомпроса уже после революции в 1919-1932 гг. По сути именно у Шацкого концепция педагогики среды, адекватная уровню развития научной педагогики начала XX в., нашла свое наиболее полное воплощение.
С. Т. Шацкому, П. В. Рудневу, Н. П. Кузину принадлежит разработка теории и практическое моделирование социально-педагогической деятельности. В основу концепции и непосредственного эксперимента ими была принята, глубоко осмыслена и положена в основу учебно-воспитательной работы системно-образующая идея взаимообусловленности влияний воспитания и среды. В исследовательской программе Шацкий выдвигал задачу обеспечения связи жизненного опыта воспитанника, который он приобретает в семейном социуме, в межличностном общении с родителями, другими членами семьи, со сверстниками в детских и юношеских организациях с системой овладения интеллектуальным богатством, накопленным исторической практикой человечества.
С. Т. Шацкому принадлежит теоретическое обоснование социальной роли школы тех лет. Шацкий являлся сторонником единства школы и среды, выступал за организацию целостного воспитательного процесса в микросреде. Школа, по его мнению, является организатором массового воспитания детей, центром, направляющим воспитательную работу, выполняемую семьей, комсомольскими и другими общественными организациями. Шацкий утверждал, что создать школу, организующую вокруг вопросов воспитания силы населения и общественности, можно лишь при условии глубокого изучения социальной среды, факторов, влияющих на формирование ребенка, и умения педагогически целесообразно использовать их в практической работе.
Реализацией этой идеи и была его Опытная станция по народному образованию. Она охватывала все возрастные группы детей, включая детский сад, школу, 2 детские колонии, клубы, мастерские, детскую библиотеку и библиотеку для педагогов и воспитателей. Направлениями исследовательской работы Первой Опытной станции были:
1. Изучение экономики и быта района, где находились учебно-воспитательные учреждения станции;
2. Тщательный анализ социально-экономических и культурно-бытовыхособенностей семьи и средств воспитания ребенка;
3. Исследование различных проявлений детей в детских обществах и коллективах
Первой Опытной станцией разрабатывались и на практике проверялись организация, содержание и методы учебно-воспитательной и общественной работы советской школы. В практике и теории С. Т. Шацкого были проработаны самые основные проблемы детского коллектива, детского самоуправления, некоторые закономерности детского общества, то есть основные проблемные вопросы социальной педагогики.
Источник
Статья «Реализация педагогических идей С.Т.Шацкого сегодня в полиэтнической школе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МО, г. Химки, гимназия №16 социальный педагог Колядина С.В.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ С.Т.ШАЦКОГО СЕГОДНЯ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ.
Подготовила Колядина С.В.,
номинация «Педагогические идеи»
Не так давно, в 2013 году педагогическая общественность отмечала 135-летие со дня рождения выдающегося педагога Станислава Теофиловича Шацкого, «революционера» педагогики начала ХХ века. С.Т.Шацкий (1878-1943) – активный строитель трудовой школы, организатор первых детских клубов в России, создатель воспитательных учреждений новаторского типа.
Его педагогическая система зарождалась в условиях обострения противоречий в российском обществе, накануне революций. Сегодня наблюдается поляризация общества, растет число «трудных» подростков, детей, воспитывающихся в неполных, конфликтных семьях и детей из «группы риска», и поэтому изучение педагогического наследия великого педагога – актуальная социально-значимая задача для всех участников образовательного процесса.
Профессиональная деятельность С.Т.Шацкого началась в 1905 году и проходила в течение 12 дореволюционных лет в основном в области внешкольной и дошкольной работы с детьми.
С. Т. Шацкий начал с попытки создания частной школы, в чём ему было отказано, поэтому в 1905 году они вместе c архитектором А. У. 3еленко организуют летнюю трудовую колонию из детей «рабочей бедноты». Купец 1 гильдии, он же председатель Сущевского попечительства о бедных П.И.Прянишников предоставил свою дачу с садом и пятьюдесятью десятинами земли для организации колонии. Первые воспитанники – 14 подростков, по выражению С.Т.Шацкого, «представляли из себя «людей-животных, выпущенных на свободу»: ссоры, драки, брань, притеснение слабых, уклонения от дежурств были частыми явлениями. У педагогов возникало большое желание наказать, отругать хулиганов, но они понимали, что нужно искать другие, более действенные, необычные методы воспитания. И тогда они стали строить отношения с детьми на демократических и доверительных началах. [1 с 14].
Страницы истории:
1911 — С. Т. Шацкий создал с педагогами-энтузиастами детскую летнюю трудовую школу-колонию «Бодрая жизнь».
Первые воспитанники – 14 «трудных» жили в летней трудовой колонии. Впоследствии «Бодрая жизнь» перешла на круглогодичную работу. После революции школа-колония «Бодрая жизнь» получает статус первой опытной станции и переходит на постоянное пребывание детей. В «Бодрой жизни» проживает уже около сотни детей, еще столько же приходит на занятия из соседних деревень.
Воспитанник «Бодрой жизни» с 1911 по 1917года Иван Горячев вспоминал: «Несмотря на то, что в этом периоде колонии еще не было систематического школьного обучения (дети приезжали только на лето), С.Т. Шацкий, В.Н.Шацкая и другие педагоги дали нам обширный круг знаний природы и общественной жизни людей, научили нас трудиться, жить в коллективе, привили любовь к музыке, изобразительному искусству, научили ценить и любить песни. Я умел переплетать книги, сшил для себя ботинки, соткал на ручном станке полотно для рубашки. Работал в столярной и слесарной мастерских и самостоятельно делал изделия. Я доил коров и выпекал хлеб, выполнял обязанности повара. Кроме того, я участвовал в спектаклях, пел в хоре, лепил из глины. Все это мне очень пригодилось в жизни». [3 с 13]
С.Т.Шацкий всегда был своим человеком среди воспитанников. Он лично принимал участие в театральных постановках.
С.Т.Шацкий со своими воспитанниками
С.Т.Шацкий подходил к работе с детьми, основываясь на принципах уважения к личности ребенка и воспитывал ребят в духе коллективизма. Он глубоко и всесторонне знал педагогический процесс, тонко понимал психологию ребенка, хорошо видел сильные и слабые стороны педагогов.
1919 — После Октябрьского переворота школа-колония была преобразована в Первую опытную станцию Наркомата просвещения (Наркомпроса).
1923 — Построено новое деревянное здание Первой опытной станции Наркомпроса, на месте которого в 1958 году будет построен стадион «Труд».
1934 — Умер основатель школы С. Т. Шацкий. Школе было присвоено имя Шацкого, на территории школы установлен памятник Шацкому.
1941 — С началом Второй мировой войны на территории СССР педагоги и ученики школы были эвакуированы, многие старшие воспитанники школы ушли добровольцами на фронт.
1946 — Школа была восстановлена после окончания Второй мировой войны и начала учить детей сотрудников появившейся рядом Лаборатории «В» атомного проекта СССР (будущего Физико-энергетического института).
1949 — Построено новое здание школы на улице Ленина, куда был перенесён отреставрированный памятник С. Т. Шацкому.
1950-е — Построено новое здание школы на 830 мест со спортзалом и теплицей на улице Пирогова; заложен школьный сад и учебно-опытный участок.
1961 — Указом Президиума Верховного Совета РСФСР школе № 1 было присвоено имя С. Т. Шацкого.
Воспитанники колонии «Бодрая жизнь» работают
на учебно-опытном участке.
«Итак, канву материальную, дисциплинирующую и опытную дает физический труд… Организует жизнь и делает ее более легкой – деловое самоуправление.
Предметом особого внимания в системе воспитательной работы в МБОУ Гимназии № 16 г.Химки является ученическое самоуправление, которое относится к числу наиболее актуальных проблем современного образования. В стенах нашей школы создан и стремительно развивается Совет Гимназии, председателем которого является ученица 11а класса Алиева Валерия; заместителем председателя назначена Острикова Варвара (10а класс). Заседания школьного Совета проходят еженедельно. Целями и задачами развития школьного самоуправления стали развитие лидерских качеств и ребят, формирование у них активной жизненной позиции, гражданского и национального самосознания, умений самостоятельно принимать решения, касающиеся школьной жизни. Так во время заседания школьного Совета обучающихся была выбрана инициативная группа, в результате деятельности которой появился Кодекс чести гимназистов (см. ниже).
Совет Гимназии активно обсуждает такие злободневные вопросы, как введение единой школьной формы на территории гимназии.
Еще один проект, который стал очень интересен для ребят – создание школьной газеты. Главным редактором стал ученик 9в класса Симонян Самвэл. В настоящее время проходит конкурс названий газеты. Среди желающих активистов, заинтересованных в подготовке номеров газеты – 14 человек из 6б класса и 5 человек из 9в класса. Это особенно радует, так как эти ребята ранее не проявляли особую общественную активность.
КОДЕКС ЧЕСТИ ГИМНАЗИСТОВ
1.Всегда приходи на помощь своему другу.
2. Следуй правилу: «Класс – твоя вторая семья».
3. Уважай своих учителей.
4. Ответственно относись к выполнению своих домашних заданий.
5. Здраво оценивай свои возможности.
6. Помни и уважай свою историю.
7. Веди здоровый образ жизни.
8. Думай о завтрашнем дне, просчитывай свои действия на несколько шагов вперед.
9. Сохраняй верность поставленным целям.
10. Соблюдай чистоту в школе, всегда убирай свое рабочее место.
11. Умей принимать критику.
12. Умей радоваться за других, не завидуй своему товарищу.
13. Соблюдай требования к внешнему виду и школьной форме.
14. Цени то, что имеешь.
Алиева Валерия, 11а; Острикова Варвара, 10а; Семенова Елена, 9в;
Виноградов Владислав, 9б; Алиев Фарид, 9б; Магдий Артем, 9б;
Коротков Иван, 11а; Маслеников Максим, 11а; Шумилова Дарья, 9а
Ранее методика воспитания детей носила авторитарный характер. Когда говорили, что нужно подавлять дикую резвость детей в процессе воспитания силой авторитета педагога и различными мерами педагогического воздействия, применять различные замечания, внушения, указания, упреки, меры осуждения и наказания, в том числе и физические, то методика С.Т.Шацкого являлась гуманной.
Эстетическое воспитание в гимназии
Укрепляет жизнь и питает эстетическое чувство – искусство.
Повторяет и приспосабливает к жизни – игра…
Особое значение С. Т. Шацкий придавал игре как важному средству воспитания детей. «Игра,— писал он,— это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества»[3 с 35-36]. Педагог считал, что главное влияние на развитие ребенка имеют не генетические задатки, а социально-экономическая среда. «Если мы нигде не имеем ребенка самого по себе. Если нам трудно разобраться в том, где кончается ребенок и начинается среда, то, не разобравшись в этих вопросах, невозможно и продуктивно работать с детьми»[3 с 267].
Кружковая деятельность в гимназии
Направляет общую жизнь и удовлетворяет дух исследования – работа ума. Соединение всех этих элементов усиливает социальные навыки.»
С.Т. Шацкий
Внедрение современных педагогических, информационных и здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс гимназии.
Первые клубы для детей в России.
С.Т.Шацкий первым в России создал клубные учреждения для детей пролетарской окраины Москвы. Конечно, «домик в Вадковском переулке» кардинальным образом отличается от современных Дворцов и Домов пионеров. Несоизмеримы условия и размах работы, ее содержание и направленность. Но не утратили своего значения педагогические принципы, применявшиеся им в работе этих внешкольных учреждений, рассчитанные на широкую самодеятельность детей, на применение разумно и интересно организованного труда как средства воспитания.
Сам Шацкий понимал воспитание, как организацию жизни детей, которая складывается из их физического роста, труда, игры, умственной деятельности, искусства, социальной жизни. Считал, что соединение обучения с производительным трудом необходимо, оно делает процесс овладения знаниями более осмысленным. Предлагал разработать по каждому учебному предмету систему заданий для самостоятельной работы учащихся, развития их инициативы и энергии.
Дискуссионный клуб для подростков «Луч света».
Почти два года в гимназии существует клуб для подростков. Основная цель его создания – социализация обучающихся, их личностный рост.
Задачи: помочь ребятам освоить навыки бесконфликтного общения; научить их ставить перед собой цели и достигать их; познакомить с основами конфликтологии; знать пути преодоления стрессовых ситуаций. Члены клуба неукоснительно соблюдают его правила:
1. Правило поднятой руки.
2. Отказаться от агрессии, быть позитивно настроенным.
3. Критикуя, предлагать.
4. Слышать и слушать друг друга (не перебивать).
5. Не злоупотреблять предоставленным словом (соблюдать регламент).
6. Критиковать идеи, а не личность (уважительно относиться к собеседнику).
7. Не навязывать свое мнение.
8. Толерантное отношение к другим мнениям и позициям.
9. Избегать поучений.
10. Сдерживать эмоции.
11. Развивать дискуссию, не повторяться, предлагать новые идеи.
12. Иллюстрировать свои мысли примерами.
Клубный формат очень интересен детям, они чувствуют себя комфортно, особенно им нравится система безоценочности, чего нет на обычных уроках. Каждый раз я повторяю, что у них есть право на ошибку и любой их ответ является правильным. В дальнейшем было бы перспективно создать клуб для пап, целью которого станет укрепление семейных связей, вовлечение отцов (законных представителей) в школьную жизнь их детей.
Психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения иноязычных учащихся в МБОУ Гимназия № 16 сегодня.
Воспитательная работа в нашей гимназии систематически и целенаправленно планируется с учетом реалий поликультурного и многонационального пространства нашего образовательного учреждения. В гимназии обучаются более 800 ребят более 16-ти национальностей.
Отсюда вывод: отделу по воспитательной работе гимназии совместно со службой социально-психологического сопровождения семьи необходимо разработать комплекс мероприятий, направленных на развитие этики межнационального общения. Это позволит в дальнейшем свести к минимуму количество конфликтных ситуаций на национальной почве.
Национальная идентичность ребенка – реальность, с которой необходимо считаться не меньше, чем с его психофизиологией, знать и учитывать ее в работе.
Поскольку в работе социального педагога большое значение имеют индивидуальные беседы с учеником, групповые тренинги, работа с родителями, то конечный результат будет во многом зависеть от того, как специалист сможет расположить к себе подростка, сформировать его доверие к себе и группе. И здесь огромную роль играет знание национальных особенностей ученика, интерес социального педагога к культурным и национальным особенностям и, конечно, уважительное отношение к ним. Говоря о полиэтнических классах, где школьники принадлежат к различным национальностям и, соответственно, к различным культурам, необходимо отметить некоторую типичность черт социального и национально-психологического облика представителей некоторых общностей, знание которых оказывает огромное влияние на выстраивание доверительных отношений с консультируемыми подростками, их родителями и учителями.
Например, грузины обладают обостренным чувством национальной гордости и национального достоинства. Терпимость, такт и сотрудничество в межнациональном общении и взаимоотношениях с представителями других этнических общностей характерны для народа Грузии, несмотря на приписываемые ему горячность и нетерпеливость.
Армянская семья отличается крепостью уз, страстной привязанностью к детям, ко всем родственникам без исключения, огромным уважением к традициям. В отличие от других народов Кавказа и Средней Азии, большим авторитетом в Армении пользуется не только отец, но и мать. Огромен авторитет также и у бабушки. Умение относиться с уважением к другим людям высоко ценится в Армении. Они почти никогда не терпят грубости, прямого принуждения, давления.
Азербайджанцы по своему характеру любознательны, сообразительны, храбры, свободолюбивы, соблюдают данные ими обещания. Как правило, держатся скромно, но с достоинством, отличаются при этом быстротой суждений и выводов, что не всегда может быть однозначно истолковано другими людьми во взаимоотношениях с ними. В конфликтных ситуациях азербайджанцы бывают эмоционально не воздержаны и горячи, вступаются за своих земляков, даже если те не правы.
В целом народы Закавказья наделены:
высокоразвитым, обостренным чувством национальной гордости, самолюбия и самоуважения, большой приверженностью национальным традициям и привычкам, этнородовой сплоченностью и ответственностью;
главным образом, чертами холерического и сангвинического типов темперамента, взрывной эмоциональностью, повышенной чувствительностью к чужим поступкам и суждениям, ярко выраженным стремлением к самопрезентации;
подчеркнуты вниманием и уважением к старшим по возрасту, социальному положению и должности;
хорошей физической подготовкой и относительно слабым знанием русского языка;
стремлением к лидерству среди представителей других этнических общностей и в многонациональных коллективах.
Национально-психологическими особенностями узбеков являются такие черты, как решительность, обдуманность, доверчивость, доброжелательность, отзывчивость – особенно в начальный период их пребывания в многонациональном коллективе.
В национальном характере туркмена уживаются самые противоположные черты: он гостеприимен, честен, верен своему слову по отношению к земляку, но считает хитрость, обман и коварство необходимостью в отношениях с чужими.
Для таджиков наиболее характерны такие качества, как практический склад ума, рациональный образ мышления, умеренно выраженная эмоциональность, спокойствие, рассудительность, определенная степень замкнутости в полиэтнических группах, иногда настороженное отношение к представителям других национальностей. Таджики честолюбивы, щедры и бескорыстны.
Как и представителям других народов Средней Азии, киргизам присуще подчеркнутое уважение и почтение к старшим.
В целом представители народов Средней Азии наделены:
практическим складом ума, рациональным образом мышления, для которых не свойственны отвлеченные суждения, оперирование абстрактными понятиями;
слабо выраженной внешней эмоциональностью, сдержанным темпераментом, спокойствием и рассудительностью;
способностью стойко переносить физические страдания, неблагоприятные погодные и климатические условия;
высокой исполнительностью, честностью, уважением к старшим.
В работе с детьми необходимо корректно озвучить все положительные качества этноса, к которому принадлежит собеседник.
«Я знаю, что все мужчины с Кавказа обладают с детства большой самостоятельностью, хорошей физической подготовкой, смелостью, активностью, всегда могут договориться. Не понимаю, как же это получилось, что произошло, что ты не смог сдержать себя? Я думаю, что мы сможем решить этот конфликт, и ты попытаешься проявить себя, показать с лучшей стороны, как настоящий мужчина!» [5, с.2]
Будучи в душе просветителем и гуманистом, Шацкий одним из первых создавал в предреволюционной России детские колонии, где обучение соединялось с общественно-полезным трудом. Крупнейший теоретик педагогической мысли, он развивал идею связи трудовой, эстетической и умственной деятельности ребенка с его обучением. Сделать жизнь школьника более здоровой, содержательной, культурной и интересной – вот главный девиз всей педагогической деятельности С.Т.Шацкого.
Актуальность педагогических идей Шацкого сегодня.
В программе развития гимназии на период 2014-2016 гг. «Инновационное образовательное пространство для духовно-нравственного развития личности всех участников образовательного процесса» определена задача формирования инновационного образовательного пространства для духовно-нравственного развития личности всех участников образовательного процесса определена как приоритетная. Ее выполнение напрямую зависит от:
степени включенности во все сферы образовательной деятельности представителей социального окружения образовательного учреждения;
демократизации всего уклада школьной жизни, открытости, готовности к сотрудничеству;
деятельностного подхода в обучении и воспитании, осуществляемого через реальный опыт и социальную практику;
партнёрства гимназии и социума, использования ресурсов гимназии для развития социума и ресурсов социума для развития образования;
добровольного выбора учащимися социально значимой деятельности, отражающей личные взгляды и позиции как результат привлечения гимназистов к активному участию в жизни социума.
В предвоенные годы “Бодрая жизнь”, а именно ее школа, организованная С.Т.Шацким, была одной из лучших в РСФСР. В годы войны школа была разрушена. Но идеи, внесенные в преподавательскую деятельность педагогом-новатором, живы до сих пор.
Ефимова, И.Л. «Школа-колония «Бодрая жизнь», изд-во «Калининград», 2012.- 222 с.
Фомина, Л.П. «Идеи С.Т. Шацкого в современной адаптивно- развивающей школе, изд-во Санкт-Петербург, 2007.-153 с.
С.Т.Шацкий «Избранные педагогические сочинения в 2 томах, изд-во «Педагогика», 1980.- с.35-36; с.267.
А.М.Кузьмичева «Первая школа Обнинска (страницы истории)», изд-во
ВНИИГМИ-ЦД, 2001.-122 с.
Научный и информационно-аналитический журнал «Ценности и смыслы», № 1 (29), 2014.-42с.
Т.Н.Лабуз, «Психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения иноязычных учащихся старшей школы. Практический материал», Школа № 1190, 2016.-с.2.
С. В. Колядина «Реализация педагогических идей С.Т. Шацкого
в полиэтнической школе сегодня» Страница 22
Источник