Содержание
- Рассмотрение конкретных ситуаций (аналитическая часть)
- Руководство: власть и партнёрство
- Стратегический менеджмент.
Рассмотрение конкретных ситуаций (аналитическая часть)
В практике менеджмента известны два основных способа руководства людьми: через прямое использование власти или через отказ от нее.
1. Какой способ управления сотрудниками фирмами Вы полагается предпочтительным: приказывать или советоваться подчиненными, как эффективнее решить ту или иную проблемы? Поясните свой выбор.
Руководитель или менеджер – это тот, кто обеспечивает выполнение работы за счет других. Об успехах руководителя судят не потому, что они делают, а по тому, как они побуждают к работе других. Побуждать людей к деятельности можно воздействуя на них. Влиять на людей можно, используя как материальное, так и идеальное начало. Можно принуждать, а можно убеждать. Я считаю ту или иную проблему можно и нужно решать посовещавшись с подчиненными.
2. В чем Вы видите преимущества неформального управления по сравнению с директивами?
Неформальные группы существуют в каждой организации. Они неизменно вырастают из дружеских отношений, не определяемых организационной схемой. Для организации важно, чтобы неформальные группы не доминировали. Но в тоже время, неформальные организации могут работать более усердно. Неформальная организация может работать на то, чтобы продвигаться вперед или остановится.
Смотря, какие цели будут стоять перед организацией, какие условия созданы для достижения этих целей, а также многое зависит от самого менеджера.
Менеджмент следует представлять, как науку побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей.
В данной курсовой работе рассмотрена организация ОАО «Классик-Консалтинг», которая предоставляет услуги по предоставлению помощи и консультаций различным предприятиям и организациям. Фирма хорошо функционирует на рынке, имеет в штате квалифицированных сотрудников. Организация периодически оценивает своих сотрудников с целью повышения эффективности их работы. Как показывает исследование, регулярная и систематическая оценка персонала положительно сказывается на профессиональном развитии и росте сотрудников, и, следовательно, ведет к повышению эффективности управлением персонала.
Менеджментом сейчас стараются овладевать все большее количество людей. И это не случайно, так как в наше время появляется великое множество предприятий разных форм собственности, которыми нужно уметь управлять.
Источник
Руководство: власть и партнёрство
В практике менеджмента известны два основных способа руководства людьми: через прямое использование власти или через отказ от неё.
Здесь есть парадокс. Психолог Г.Дж.Левит высказался в том смысле, что какой бы властью ни обладал менеджер, какое бы высокое положение он ни занимал, судьба выполнения отданного им распоряжения находится не в его руках, а в руках непосредственного исполнителя. (Мы не рассматриваем крайний случай, когда менеджер исполняет своё же распоряжение — в таком случае он не менеджер.) Работник сам решает, повиноваться ему или нет. Менеджер может рвать и метать, наказывать исполнителя, уволить его, в конце концов, но только исполнитель может решить исполнять ему распоряжение или нет. При этом неловкость от неподчинения будет чувствовать только менеджер. У упрямца будут другие чувства, вплоть до издевательских. Итак, менеджер зависит от исполнителя. В умении преодолеть эту зависимость, в умении общаться с подчинёнными и добиваться необходимых действий и состоит вся сила менеджера.
Управлять поведением работников — это, прежде всего, управлять своим поведением.
Традиционные иерархические отношения затрудняются. Для эффективного управления целесообразно использовать навыки влияния на окружающих, не прибегая к приказам.
Сложные проблемы всё в большей мере требуют объединения усилий нескольких человек для их решения. Менеджер должен уметь создавать и совершенствовать группы, способные к активной деятельности и к достижению значительных конечных результатов в работе. В книге видного британского учёного Р.Белбина «Управление командами» сделано два важных вывода:
1. Команды, составленные из самых способных и всё умеющих менеджеров, не могут даже приблизиться к лучшим результатам.
2. Самой эффективной командой являются группы, в которых есть исполнители следующих восьми главных ролей.
А) Председатель — авторитетный, уравновешенный, умеющий говорить и разговаривать руководитель, способный регламентировать работу группы.
Б) Организатор — нетерпеливый, эмоциональный, инициативный, способный расшевелить каждого работника менеджер.
В) Генератор — человек способный выдавать блистательные идеи. Обычно такой человек погружён в себя, отчего замкнут, и, если его не слушают, отключается от дискуссии.
Г) Математик — аналитик, человек с холодной головой, анализирующий, одержимый желанием вскрыть недостатки во всех предложениях и шагах с дотошностью патологоанатома.
Д) Искатель-—человек, занятый поиском новых возможностей, сбором интересных идей, налаживанием контактов. Это дипломат и купец.
Е) Координатор — выдаёт задания и координируетихисполнение.
Ж) Командный работник — скромный работник, всегда готовый к сотрудничеству. Это своего рода клей, соединяющий команду в одно целое.
3) Финишер — наблюдает за тем, чтобы никто не упустил из виду детали, и присматривает за тем, чтобы каждый член команды добрался до финиша.
При управлении группой необходимо выполнять определённые требования по вопросам кооперации.
1. Цель совместной работы должна быть ясна и понятна всем участникам, а партнёрам в той или иной степени должны быть знакомы задачи друг друга.
2. При совместной работе должны поддерживаться хорошие взаимоотношения и свободный обмен информацией.
3. Сильные стороны партнёров для совместного дела важнее, чем их слабые стороны. Но при этом очень важно нейтрализовать слабые стороны.
4. Мешает кооперации тот, кто «тянет одеяло на себя».
5. Каждый отвечает за свой участок работы.
6. В случае той или иной удачи следует поощрять всех, имеющих отношение к удаче.
Источник
Стратегический менеджмент.
Основы менеджмента.
Ситуация 1.
Перечень качеств, которыми должен обладать современный руководитель, включает:…
Ответ: 1) Я согласна с перечнем качеств, которыми должен обладать менеджер. 2) Дополнительные качества: критичность и самокритичность — способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и своих поступках. Требовательность. Способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их. 3) Специфические требования: умение анализировать деятельность фирм-конкурентов; умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и в других странах. Можно выделить в структуре профессионально важных качеств менеджера организаторские, интеллектуальные, мотивационно-волевые и предпринимательские качества.
Ситуация 2.
По мнению большинства зарубежных исследователей, Россия однозначно тяготеет к коллективизму…
Ответ: 1.Коллективизм – поведение людей, базирующиеся на отчетливых и при этом жестко принципиальных действиях, установках, стереотипах, убеждениях. Упор делается на важности и ценности коллектива.
Коллективизм — характерная черта социалистических общественных отношений и принцип коммунистической морали раскрывающий взаимоотношения отдельного человека и общества в целом личности и коллектива. Коллективизм предполагает такие отношения между личностью и обществом при которых развитие общества в целом создает благоприятные условия для всестороннего развития личности, а развитие последней есть условие прогресса всего общества. Основные требования вытекающие из принципа коллективизма отношениях между людьми: товарищеская взаимопомощь осознание и выполнение долга перед обществом сознательное сочетание общественных интересов с личными, уважение коллектива и его интересов. Принцип коллективизма предполагает высокую меру личной ответственности человека: каждый отвечает не только за свой собственный образ жизни и поступки но и за судьбы коллектива в конечном счете за судьбы общества. В России коллективизм больше ценится чем индивидуализм. Истоки русского коллективизма уходят в эпоху древней Руси. Проявление коллективизма того времени — организации общин. И по сей день можно наблюдать проявление коллективизма во всем, например в демонстрациях, которые сейчас постоянно проходят, митингах и т.п. Объединения – это всегда коллектив. А коллектив вольно или невольно, но всё равно будет исповедовать коллективистские начала. Это необходимое условие его существования. Без коллективистского сознания членов не будет коллектива, а не будет коллектива – не будет и никакого объединения.
2. Индивидуализм – это противопоставление интересов отдельной личности (индивидуума) интересам общества, предпочтение личных интересов общественным. Коллективизм противоположен индивидуализму. В настоящее время есть ряд причин, которые усиливают проявления индивидуализма у россиян. Например, желание выделиться, быть лидером, действовать в целях своих интересов, желание управлять и быть популярным.
3. В организациях с высоким уровнем коллективизма очень большое значение придается климату, качеству отношений между членами организации. Обязательно совместно празднуются Новый год, 8 Марта, 23 февраля и так далее. Это безусловно оказывает позитивное влияние. Однако позвольте «добавить ложку дегтя». Если хорошие отношения приоритетны в организации, то становится неудобным, например, сделать замечание за какую-либо профессиональную ошибку, так как это разрушает созданный теплый климат. Следует отметить, что организации с большим уровнем коллективизма могут быть легче и быстрее мобилизованы для решения каких-либо конкретных неотложных задач.
В организациях с большим удельным весом индивидуализма организационное поведение несколько иное. Сотрудники значительно жестче отстаивают свои интересы (например, защищая свое свободное время). Такое организационное поведение чаще встречается в крупных организациях, в больших городах. Могут возникнуть проблемы при попытке быстро организовать работников на решение какой-либо экстренной задачи, потому что в такой организации сотрудники не чувствуют себя связанными личными обязательствами и нужна совершенно иная система мотивации и аргументации для того, чтобы они, например, пожертвовали своим свободным днем ради общественных целей. Ещё хотелось бы заметить, что в любом коллективе всегда есть лидер. Он чаще всего будет проявлять себя в неформальной обстановке. Высказывать и, возможно, навязывать свое мнение. Пытаться руководить. Это и есть проявление индивидуализма, но только в неформальной обстановке.
Ситуация 3.
Главная задача менеджера − максимизация прибыли, получаемой компанией…
Ответ: 1) Я, поддерживаю вторую позицию, так как полностью считаю, что предприниматели имеют перед обществом моральные обязательства. 2) Должны, они в первую очередь должны заботиться о том, что бы их деятельность ни приносила вред, как окружающей среде, так и обществу в целом. А напротив, их деятельность должна быть направлена на благо обществу, чтобы общество процветало. 3) Я считаю, что это в конечном итоге будет выгодно, те предприниматели, которые заботятся об окружающей среде, ведут социальную политику, и решают социальные проблемы их продукция всегда будет востребована среди покупателей.
Ситуация 4.
Принято считать, что американская модель менеджмента характеризуется ярко выраженным индивидуализмом …
Ответ: 1)На современном этапе развития обществ все более популярным становятся доверительные отношения между менеджером и подчиненным, т.е. постепенный отказ от авторитарных взаимоотношений. Более эффективны в деловых кругах как авторитарные так и партнерские отношения между М и П, однако руководитель всегда должен быть авторитетом перед подчиненными и всегда должен воздействовать на подчиненных, чтобы не давать им расслабиться.
2) Всем известно, что подчиненные приветствуют поведение, когда руководитель ведет себя с ними как коллега. Наоборот это способствует более эффективной работе подчиненных. Для того чтобы не снизился авторитет менеджера, он просто должен держать определенную дистанцию с подчиненными. 3) Успешный руководитель – это, прежде всего, руководитель, а потом уже друг. Однако необходимо учиться совмещать требовательность к подчиненному и добрые с ним отношения. Возможно, это приходит с опытом. Руководителю необходимо объяснить подчиненным, что успех организации зависит от их работы, поэтому каждый должен выполнять свои обязанности в полной мере. А так как он является руководителем, то он должен осуществлять контроль за работой. Для этого руководителю необходимо быть требовательным к сотрудникам, иначе подчиненные не будут воспринимать работу как важное дело, успех которого зависит и от их работы. При этом слова благодарности работнику, за хорошо выполненную работу, будут совсем не лишними от руководителя. Им будет приятно услышать, что их вклад очень важен для компании. 4) Зачастую, руководителями российских предприятий являются люди, которые работают на этом месте годами, а то и десятилетиями. Они уже давно выстроили отношения с сотрудниками, которые часто просто боятся потерять свое место и поэтому молчат и делают вид, что их всё устраивает. Руководители же пользуются этим, стараются подчинить себе, навязать свое мнение.
Также для многих российских предприятий характерно наличие резерва работников. В него входят те сотрудники, которые могли бы занять руководящие должности компании, когда они становятся вакантными. Получается, что руководитель – это не пришедший извне новый сотрудник, которого никто не знает, а чаще всего человек из резерва, который выдвигается из существующего коллектива. При этом новым руководителям бывает сложно выстроить взаимоотношения с сотрудниками, ведь недавно он был таким же как все, а теперь будет ими руководить. Для лучшей адаптации проводят специальные курсы, психологические тренинги для руководителей. Это позволяет выстроить отношения, найти наилучший вариант для сотрудничества между руководителем и подчиненным.
Ситуация 5.
Николай С., проработав в страховой компании около года в должности экономиста…
Ответ: Николай, должен был объяснить, что он потребовал отчеты на проверку не от того что он не доверят сотрудникам и хочет их проверить и найти просчеты, а для того что бы самому с ними ознакомиться, так как это входит в обязанности руководителя. Он как руководитель имеет право ознакомиться с отчетностью, а подчиненные, в свою очередь, должны представлять отчеты руководству, так как это так же входит в их обязанности. 2) Менеджеру необходимо объяснить подчиненным, что теперь все обязанности руководителя будет исполнять он. Для этого ему необходимо ознакомиться со всей документацией компании и попросить предоставить все необходимые документы для ознакомления. Руководитель имеет на это полное право, а подчиненные должны исполнить это. И обиды в таких делах просто не уместны. Тем более человек, который проработал в этой отрасли 20 лет, как никто другой должен это понимать.
Ситуация 6.
В российской практике бизнеса все чаще используются различные нововведения в мотивации труда…
Ответ: 1)Гибкий график работы нужен тем, кто не может работать в полную смену. Если для меня данная работа будет основным видом деятельности, и мне предложат гибкий график работы, скорее всего я буду не совсем довольна, однако если руководство грамотно мне разъяснить для чего они это делают и если это не повлияет на зарплату, то возможно я и соглашусь. 2) В первую очередь интерес руководства в том, что бы выплачивать меньше денег за простои и за перерывы, так как если будет гибкий график, то работнику не потребуется время на обед и на перерывы. 3) Я бы в качестве руководителя установила такой график работы, при котором работники работали бы наиболее эффективно и при этом, следила бы за тем, что бы было как можно меньше простоев.
Ситуация 7.
Руководитель отдела кредитования одного из российских банков Татьяна Михайловна …
Ответ: 1) На мой взгляд, предпочтение следует отдать молодой сотруднице Надежде. Достоинства Надежды: наличие высшего образования, острый ум, динамичность, единственный недостаток это то, что Татьяна Михайловна знает ее всего 2 года, а Елену Николаевну 15 лет, так же она исполнительный и квалифицированный работник, однако Е.Н не обладает теми качествами, которыми должен обладать менеджер. В ней нет творческой «жилки», энергичности, стремление в достижение поставленных целей. 2) Менеджер должен быть: компетентным, обладать широким кругозором, обладать нравственными качествами, целеустремленным, ответственным, находчивым, творческой личностью, психологом, уметь быстро налаживать контакт с людьми, доброжелательным, быстро реагировать на изменения. 3) Специфика имеется, без понимания о банковском деле сложно быть заместителем начальника отдела банка, аналогично и в других организациях и других отраслях.
Ситуация 8.
В практике менеджмента известны два основных способа руководства людьми: через прямое использование власти или через отказ от нее.
Ответ: 1) Для того что бы подчиненные решили ту или иную проблему, необходимо в первую очередь показать, что от решения этой проблемы будет многое зависеть, и данное решение нужно не руководителю а во благо организации. В идеале руководитель должен не приказывать, а создавать ситуацию, в которой подчиненный сам приходит к нужному решению. Это представляет собой специфический стиль менеджмента — особым образом организованный процесс общения руководителя со своими подчиненными. На Западе данный стиль в настоящее время очень популярен. Управление сотрудниками строится таким образом, что они действуют фактически самостоятельно, оставаясь при этом под наблюдением менеджера-наставника. Такое наблюдение включено в повседневное деловое общение руководителей и подчиненных: консультирование во время совещаний, переговоров, текущий контроль за выполнением сотрудниками своих обязанностей. 2) Управлять — это, значит, давать указания, разрешения, распоряжения, это, значит, подписывать приказы и накладывать резолюции, устанавливать ответственность и требовать выполнения функций. Но опытный менеджер прекрасно знает, что иногда более эффективной оказывается просто беседа с подчиненным, просьба к нему выполнить работу, наконец, просто доброжелательное и внимательное отношение воодушевляет его на активность, самостоятельность, творчество, на производительный труд. Это тоже управление, но управление неформальное, управление, в основе которого лежит неформальное отношение менеджера к своим подчиненным, к коллективу, и даже к проблемам и вообще к делу. Неформальное управление отражает потребность формального управления, является его необходимым дополнением. В практике управления возникают такие проблемы и такие ситуации, которые можно решить только на неформальной основе. Более того, количество таких проблем возрастает по мере развития человека, производства и общества. В деятельности человека и в развитии производства все большую роль играют творческий подход к работе, личная инновационность. Именно они являются главными факторами качества и динамики развития. Но отношение к делу с позиций творчества определяется в значительной мере неформальным управлением, позитивной социально-психологической мотивацией. Можно заставить исполнить, трудно заставить человека творить. Иногда бывает ошибкой стремление менеджера к предельно четкой формальной организации. Конечно, она имеет определенные преимущества. Повышение ответственности, возможность контроля, продуманность в распределении функций, исполнительская дисциплина, некоторый автоматизм в работе, что способствует оперативности и своевременности решений.
Ситуация 9.
Как лучше работать с партнером, клиентом? Этот вопрос стоит перед каждым менеджером…
Ответ: 1) Наиболее эффективен, на мой взгляд, подход при котором вы изложите собственное решение проблемы но наряду с другими возможными. Тогда партнер выберет решение самостоятельно, но скорее всего предложенное Вами. 2) Подходы способствующие успеху:
— Прежде, чем приступать к обсуждению интересующих вас проблем, бывает полезно поговорить о тех предметах, которые волнуют вашего собеседника. Он станет расположен к вам и скорее решит ваши вопросы.
— Проявляйте искреннюю заинтересованность к высказываниям, проблемам делового партнера, так можно пробудить его симпатию к вам. Такое проявление внимания – один из величайших комплиментов для любого человека
— Одними из наиболее эффективных, являются принципиальные переговоры. В основе данного метода лежит создание социально-психологических условий для поиска оптимального решения. Например: инструкции, договоренности, юридические законы. Данный метод предусматривает жесткость при рассмотрении существа дела и мягкость при отношениях между участниками переговоров. Такой метод позволяет достичь необходимых целее и при этом вести себя в рамках приличия, сохраняя дружеские отношения.
— Старайтесь вести разговор и анализировать ситуацию в положительном направлении. Расширяйте свое видение и ищите взаимовыгодные варианты решения вопроса.
Ситуация 10.
Сейчас, по мнению специалистов, тот, кто владеет информацией, владеет всем…
Ответ: 1) Информация это деньги, поэтому организации, которые своевременно получают и анализируют информацию получают хорошую прибыль. В современных условиях важной областью стало информационное обеспечение, которое состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных решений. Передача информации и взаимный обмен информацией между всеми взаимными подразделениями фирмы осуществляются на базе современных компьютеров и других технических средствах связи.
2) Для успешной реализации информационных технологий в настоящее время успешно применяются, персональные компьютеры. Для организации единой компьютерной системы организации отдельные персональные компьютеры объединяют вместе, образуя, таким образом, локальную вычислительную сеть. Локальные вычислительные сети представляют собой системы распределенной обработки данных, при помощи общего канала связи можно объединять от десятков до сотен рабочих единиц, включающих персональные компьютеры, принтеры и копирующие устройства, кассовые и банковские аппараты. ЛВС могут подключаться к другим локальным и большим (региональным, глобальным) сетям с помощью специальных устройств (шлюзов, мостов и маршрутизаторов).
Относительно простота и небольшая стоимость ЛВС, обеспечивают широкое применение сетей в автоматизации аптечной деятельности, делопроизводства, для создания распределенных управляющих и информационно-справочных систем. Кроме чисто технических средств для успешного функционирования информационной системы на предприятии необходимо наличие соответствующих программных средств (Software). Программные средства являются тем инструментом, который обеспечивает функционирование технических средств и реализацию задач информационных технологий. В настоящее время разработано огромное число программных средств, направленных на решение большинства задач любой организации. Однако, имеется тенденция к разработке единой корпоративной программной системы для решения специфических задач организации, так как объединение разрозненных программных средств в единое целое в большинстве случаев невозможно.
Маркетинг
Ситуация 11.
Телевизор относится к такой группе товаров, как:
Ответ: Товар предварительного выбора, так как данный вид товара является дорогостоящим, и такую покупку не делают спонтанно, а прежде обдумывают.
Ситуация 12.
На каком этапе ж/ц находится такой продукт компании «Марс», как шоколадный батончик «Сникерс»?
Ответ: Шоколадный батончик «Сникерс», продукт компании «Марс» находится на этапе зрелости продукта. Так как товар имеет стабильный рынок, пользуется спросом и приносит регулярный доход, т.е. находится в самом прибыльном периоде, так как не требует затрат на продвижение на рынок, а только на рекламную поддержку его «известности».
Ситуация 13.
Какой подход к присвоению марочного названия для своих товаров использует компания «Адидас»
Ответ: Компания Адидас использует единое марочноеназвание для всех товаров. Преимущество — снижаются издержки по выводу товара на рынок, поскольку отпадает необходимость больших затрат на рекламу, которая обеспечит узнаваемость марочного названия и создаст предпочтение ему.
Ситуация 14.
Какой вид рекламы использует фирма «Кока-Кола» для своего напитка.
Ответ: Компания Кока Кола использует напоминающую рекламу, направлена на то, чтобы потребитель вспомнил о товаре. Чаще всего использует данный вид рекламы на этапе зрелости.
Ситуация 15.
Какие средства распространения рекламы будут наиболее эффективными для продвижения мороженного в студенческой среде.
Ответ: В студенческой сфере лучше использовать визуально – зрелищную рекламу, так как она подразумевает средства рекламы и декоративные и предметные. Декоративным средствам рекламы свойственно передавать свои раздражители получателям информации посредством зрительных органов. Они выполняют как непосредственно рекламные задачи (заключающиеся в представлении товаров, привлечении внимания). Предметные средства рекламы — это изделия, относящиеся к изделиям, которыми пользуются длительное время. На них делают надпечатку торговых марок, логотипов, реквизитов рекламодателей. Ими могут быть и календари, и мелкие утилитарного значения предметы (папки для хранения бумаг, блокноты, ручки, всевозможные значки, зажигалки), и сувениры, и подарки (вещи нередко относительно дорогие).
Ситуация 16.
Компания ЕМК реализует свою продукцию через сеть мобильных гастрономов…
Ответ: Компания «Екатеринбургский мясокомбинат» использует одноуровневый канал сбыта продукции. Одноуровневый канал распределения свойственный для предприятий производителей, реализующих свою продукцию конечному потребителю через предприятия розничной торговли. Этот канал распределения маркетологи считают выгодным для потребителей, поскольку они могут без ограничений и дополнительных усилий приобрести этот товар по цене, как, и лишена дополнительных надбавок (в связи с наличием лишь одного посредника, а не нескольких).
Ситуация 17.
Один из девизов ОАО РЖД гласит: «Меняемся для Вас!»…
Ответ: Компания ОАО «Российские железные дороги» используют концепцию маркетинга взаимодействия. Акцент делается на коммуникации, направленные на установление долгосрочных отношений с покупателями и партнерами в процессе коммерческого и некоммерческого взаимодействия с ними. Маркетинг взаимодействия повышает значимость личности, личных контактов в системе эффективных коммуникаций. Более того, он распределяет ответственность за принятие решений в области маркетинга на весь персонал предприятия, поскольку требует участия в маркетинговой деятельности не только специалистов службы маркетинга, но и работников других предпринимательских единиц, включая менеджеров верхнего звена.
Концепция маркетинга отношений предполагает:
· успешность предприятия зависит от числа повторных обращений покупателей и стабильности во взаимоотношениях с партнерами, что снижает трансакционные издержки.
· потребители и партнеры заинтересованы в долгосрочных взаимоотношениях при условии учета их индивидуальных потребностей и условий взаимодействия.
Ведущая идея концепции: Деятельность компании учитывает все детали взаимоотношений с потребителями и партнерами и ориентируется на выстраивание долгосрочных отношений с ними.
Ситуация 18.
Какой подход к позиционированию марки использует компания «Данон» для йогурта «Растишка»?
Ответ: Компания «Данон» использует подход позиционирования, ориентированный на определенную категорию потребителей (дети от с 3 до 6 лет), и на отличительное качество товара (не используются консерванты и искусственные красители). Все продукты этой серии изготовлены из натурального молока российского производства, дополнительно обогащены кальцием для здорового роста костей и витамином D, который улучшает его усвоение.
Ситуация 19.
Какие критерии сегментации рынка использует компания «Билайн»?
Ответ: Компания Билайн использует следующие критерии сегментации:
· искомые выгоды, то есть то, что получит абонент при использовании данной компании.
· семейное положение, компания создало тарифы, согласно которым звонить членам семьи в два раза дешевле.
· Образ жизни, у компании имеются предложения для абонентов, которые проявляют свою активную деятельность в ночное время.
Ситуация 20.
К какому ценообразованию относят практику установления разных цен на спектакль в зависимости от места расположения зрителей.
Ответ: При установлении разных цен на билеты на спектакль используют ценовую дифференциацию— Различие в продажных ценах на товар в зависимости от различных критериев, связанных со спросом, временем продаж, характеристиками покупателей, расположения зрителей в зале и т.д.
Управленческие решения.
Ситуация 21.
Среди способов принятия упр.реш. выделяется «Принцип Парето»…
Ответ: Я соглашусь с данным утверждением, что принцип 80:20 справедлив. Так как действительно в первые пару часов прихода на рабочее место делается в несколько раз больше, чем потом за весь оставшийся промежуток времени. Точно также можно рассуждать о том, что у вас на день спланированы какие-либо дела, и только 20 из 100, требуют большей отдачи, они более значимы и весомы, остальные 80 можно решить и потом и не сейчас.
В качестве примера Закона 80/20 можно привести, что последние 20 % времени перед ее сдачей чего-либо являются самыми продуктивными. Продуктивность работы над любым проектом можно удвоить, просто сократив время, выделенное на его реализацию.
Также 80 процентов документов, находящихся в употреблении, нужны нам в 20 процентах рабочих ситуаций. То есть в каждой компании имеются разнообразные акты, бизнес-процессы, регламенты, которые на самом деле в постоянной работе не используются и половиной сотрудников просто не читаются и не исполняются.
Ситуация 22.
Вы – менеджер фирмы, производящей программные продукты для ПЭВМ…
Ответ: Я не решусь на данный шаг, так как возможно это уловка конкурента. Возможно конкурент решил таким способом отправить своего сотрудника в компанию-конкурента, чтобы там разузнать всю необходимую информацию. Где гарантия того, что в будущем она не предаст меня. Кто то предложит ей более выгодные условия, с условием того, что она расскажет о планах моей компании. И она точно также предаст меня, мою компанию.
Ситуация 23.
Вы – менеджер крупной компании по продаже автомобилей…
Ответ: на мой взгляд, в данной ситуации есть несколько вариантов решений:
1. Если ухаживания молодого человека будут мне интересны, то можно их принять, заодно в личной беседе узнать причины его увольнения.
2.Если первый вариант является не приемлемым, то можно пообещать поговорить с руководством компании о прохождении этим человеком собеседования на должность в фирме. При том, что он затаил обиду, то вполне возможно, что он расскажет все о планах конкурента. При этом можно действительно устроить ему собеседования, по результатам которого принять решение о приеме или не приеме его на работу.
3.Третий вариант позвонить на фирму его предыдущей работы, представиться директором какой либо компании Х, и сказав, что вы хотите принять данного сотрудника на работу, узнать о причинах его увольнения. Если они покажутся вам не существенными, то принять его на работу.
4.А так ли сильно важно узнать о планах конкурента? Может игра не стоит свеч, и вполне возможно обойтись и без информации от данного человека, проведя, например, маркетинговые исследования, стратегический и отраслевой анализ конкурентов.
Я не решусь на данный шаг, так как возможно это уловка конкурента. Возможно конкурент решил таким способом отправить своего сотрудника в компанию-конкурента, чтобы там разузнать всю необходимую информацию. Где гарантия того, что в будущем она не предаст меня. Кто то предложит ей более выгодные условия, с условием того, что она расскажет о планах моей компании. И она точно также предаст меня, мою компанию.
Я, как менеджер крупной компании, не ликвидирую данного менеджера торговой привилегии, так как он зарекомендовал себя как опытный и результативный специалист. У всех в жизни бывают неурядицы и жизненные ситуации, которые мы не можем предотвратить. На его место я отправила временного специалиста, и у него будет возможность проявить себя, чтоб в дальнейшем пойти на повышение, и у данного сотрудника будет возможность решить все вопросы с супругой.
Ситуация 24
Вы – менеджер по производству. Фирма занимается изготовлением холодильников…
Ответ:да, скорее всего наша компания пошлет на эту презентацию своего сотрудника. Так как директор фирмы-конкурента будет рассказывать о новой технологии на специализированной ежегодной выставке, то мы вполне можем воспользоваться этим, для получения необходимой информации.
Но, на мой взгляд, директору фирмы в первую очередь следует обратить внимание на отдел разработок, и выяснить причины подобного отставания в технологиях. И сосредоточиться на поиске новых инновационных идей. Для ответного удара по конкурентам. Да и с другой стороны, компания-конкурент выпустит свой продукт на рынок раньше нашей фирмы. Поэтому, мы можем просто купить один холодильник, а специалисты могут посмотреть технологию его работы.
Ситуация 25.
Общество с ограниченной ответственностью фирма «РИАЛ» …
Ответ:чувствуя свою экономическую стабильность, из-за отсутствия конкурентов, руководство фирмы упустило из виду необходимость постоянного совершенствования выпускаемой продукции, а так же своевременно модификации и замены оборудования. Что привело к ситуации, когда фирма не защищена в ситуации неожиданного появления конкурентов. Главная проблема не готовность фирмы к появлению конкурентов на рынке строительных конструкций, что может привести к потере определенной доли рыка, а так же к потере постоянных клиентов, которые, скорее всего, предпочтут старым технологиям новые. В данном случае первостепенной проблемой является замена и модификация устаревшего оборудования, а также улучшение технологии производства продукции, при этом необходимо учесть потенциальную возможность снижения стоимости продукции, за счет снижения издержек на ее производство.
Второстепенной проблемой является сохранение клиентской базы. Во-первых, по тому, что фирма со многими имеет долгосрочные договора на поставку, что дает ей выиграть немного времени. А во-вторых, скорее всего первое время потребители будут с опаской относится к новым фирмам. И предпочтут уже известную, тем более, что компания их не подводила, и всегда отвечала за качество производимой продукции. Возможно так же разработать новую систему дополнительных услуг предлагаемых компанией, например доставку товара, хранение товара, упаковку, отсрочки по платежам, возможность покупки товара в рассрочку и т.д. Так же фирма может поискать новых деловых партнеров, готовых предлагать сырье по более низким ценам, или предлагать какой-то новый вид сырья.
Ситуация 26.
Штатным расписанием станции «Н» была предусмотрена должность кладовщика…
Ответ:Для того, чтобы разрешить ситуацию «мирным» путем необходимо для Петровой подыскать другую, соответствующую её возможностям, должность. А на освободившееся место заведующей хозяйством назначить Иванову, которая имеет высшее образование и опыт работы в данной сфере. Так же можно предложить такой вариант: Иванову поставить на место завхоза, а для Петровой ввести должность помощника завхоза. Если в данный момент возможности перевода Петровой на другую должность нет, то предложить ей выплачивать пособие по инвалидности в размере оклада (т.к. травма получена на производстве) до тех пор пока не появиться вакантное место.
Ситуация 27.
Вы – главный менеджер известной фирмы, и изо всех сил стараетесь добиться заключения выгодного контракта …
Ответ: вероятно, стоит, не столько намекнуть о возможности получения более выгонной работы в нашей фирме, сколько перейти не посредственно к действиям. Например, пригласить его на собеседование на более высокую должность в вашей фирме с более высоко зарплатой, но дату собеседования назначить после даты заключения контракта. Тем самым мы увеличим шанс на получение выгодного контракта, и не обманем данного представителя. К тому же по результатам собеседования мы всегда можем отказать в получении этим человеком данной должности, по ряду причин. Но может быть, что данный человек окажется действительно подходящей кандидатурой на работу в нашей фирме, и мы приобретем не только контракт, но и специалиста.
Ситуация 28.
«Я ожидаю от всех менеджеров нашего подразделения только рациональных …
Ответ: Процесс принятия решений непрост. Принятие управленческого решения — это целостный процесс, который позволяет всесторонне изучить возникшую проблему, проанализировать возможные варианты ее решения и выбрать наиболее эффективный из них. Научный подход обеспечивает принятие рациональных решений. Рациональное решение базируется на объективном и глубоком анализе проблемы и учитывает определенные формально-логические требования. В каждой организации практика разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности. Они определяются характером и спецификой деятельности организации, ее структурой, внутренней культурой и т.д. Тем не менее, есть общая для любого процесса принятия решений технология. Она используется в любой организации и сводится к трем стадиям: 1) подготовка решения; 2) принятие решения; З) реализация решения. Процесс принятия рациональных решений проходит следующие стадии:
1. диагностика проблемы. диагностика — это определение проблемы.
2. Сбор информации.
3. Выявление ограничений. Пример ограничения — бюджет. Руководитель должен звать ограничения до того, как начнет выявлять альтернативы. Руководителю также необходимо определить стандарты или критерии принятия решений.
4. Поиск альтернатив. Многие из альтернатив легко обнаружить. Однако нередко возникают новые уникальные проблемы. В этом случае необходим творческий подход.
5. Оценка альтернатив — определение отрицательных и положительных сторон рассматриваемых альтернатив и установление между ними некоего уровня компромисса.
5. Выбор альтернативы с наиболее благоприятными общими последствиями.
6.Установление обратной связи. На этой фазе происходит измерение и оценка решения или сопоставления фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить. Обратная связь позволяет руководителю скорректировать его, пока организации еще не нанесено значительного ущерба.
Говоря о принятии рациональных решений, следует сказать о большой роли интуиции, которая включает в себя предчувствие, воображение, проницательность. Развитая интуиция — это умение держать все, что связано с проблемой, в голове в течение всего процесса. Всеобщий и одновременный охват проблемы и ее решения позволяет менеджеру с развитой интуицией быстро переходить от этапа к этапу.
Принятие правильных рациональных решений — это область управленческого искусства. Способность и умение делать это развивается с опытом, приобретаемым руководителем на протяжении всей жизни. Совокупность знания и умения составляют компетентность любого руководителя и, в зависимости от достигнутого уровня компетентности, говорят об эффективности работы менеджера.
Ситуация 29.
Определите, какие из ниже перечисленных критериев соответствуют интересам …
Ответ: 1.собственников: рентабельность собственного капитала, внутренний темп роста, рентабельность активов, максимизация дивидендов, чистый оборотный капитал, индекс конкурентоспособности продукции, максимизация цены за товар. 2.потребителей: удовлетворенность потребителей. 3.персонала: максимизация фонда оплаты труда, удовлетворенность сотрудников, рост числа рабочих мест. 4.кредиторов: рентабельность собственного, рентабельность активов, график возврата полученного кредита и процента по нему. 5.поставщиков: рентабельность собственного капитала, рентабельность активов. 6.налоговых органов: график налоговых платежей, налоговые платежи. 7.местного сообщества: сокращение вредных выбросов, занятость населения.
1.) Среди названных критериев есть дублирование: рентабельность собственного капитала и рентабельность активов.
Рентабельность собственного капитала- Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия умноженная на 100% деленная на величину собственного капитала (итог третьего раздела баланса).
Рентабельность активов — это прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, деленная на среднюю величину активов; получившееся умножаем на 100%.
2.) Сами показатели или их значения не являются критериями.
3.) Максимальные: максимизация дивидендов, максимизация фонда оплаты труд, занятость н
Источник
Задание 14.3
Каждый человек не один раз переживал процесс вхождения в новый коллектив. Вспомните свои наиболее яркие впечатления и взгляните на процесс с позиций руководителя коллектива. Станет ясно, что и для руководителя и для нового сотрудника возникает целый ряд трудностей. Составьте перечень вопросов, которые требуют своего решения для ввода«в строй» нового работника. При каких условиях можно считать, что работник стал полноправным членом данного коллектива?
15. Руководство: власть и партнерство
Странное желание − стремиться к власти, чтобы утратить свободу.
Ф. Бэкон
Размеры власти и ответственности всегда должны быть согласованы.
Ф. Тейлор
Власть − есть право отдавать распоряжения и сила, принуждающая им подчиняться.
А. Файоль
Ответственность − это та цена, которую мы платим за власть.
У. Черчилль
Размеры власти и ответственности всегда должны быть согласованы.
Ф. Тейлор
Власть − есть право отдавать распоряжения и сила, принуждающая им подчиняться.
А. Файоль
Начальник должен все знать, но он не может все видеть и все делать сам. Он должен перегрузить на своих подчиненных и на свой штат всю работу, в которой не обязательно его личное участие.
А. Файоль
Задание 15.1
В практике менеджмента известны два основных способа руководства людьми: через прямое использование власти или через отказ от нее [11].
50
Вопросы
1.Какой способ управления сотрудниками фирмы Вы полагаете предпочтительным: приказывать или советоваться с подчиненными, как эффективнее решить ту или иную проблему? Поясните свой выбор.
2.В чем Вы видите преимущества неформального управления по сравнению с директивным?
Задание 15.2
Для реализации планов предприятия, фирмы, организации каждый из работников должен выполнить конкретные задачи, вытекающие из целей организации. В связи с этим руководство, прежде всего, обязано найти эффективный способ сочетания особенностей поставленных задач и черт характеров, решающих их людей. Постановка целей и разработка соответствующих политики, стратегии, процедур и правил способствуют оптимальному решению задач. Существенную роль здесь также играют мотивация и контроль. Все это обеспечивается путем делегирования полномочий, повышения ответственности исполнителей и выполнения организационных полномочий.
Делегирование означает передачу задач и полномочий, которыми обладает руководитель, другому лицу с учетом его возможностей. Руководитель не может (и не должен) один выполнять все функции организации. Если задача не делегирована другому человеку, руководитель вынужден выполнять ее сам. Однако его время и способности ограничены. Поэтому сущность управления заключается в умении «добиться выполнения работы другими».
Для того чтобы эффективно осуществлять делегирование, необходимо понять связь ответственности и организационных полномочий.
Ответственность означает обязательство работника выполнять делегированные ему задачи и отвечать за удовлетворительные результаты их решения.
Организационные полномочия представляют собой право использовать ресурсы предприятия, направлять усилия его сотрудников на выполнение определенных задач. Полномочия делегируются должности, но необходимо учитывать личные и деловые качества человека, занимающего ее в данный момент [11].
Вопросы
1.Если Вы − менеджер, то какие из своих задач и полномочий Вы могли бы делегировать подчиненным?
2.Какую систему контроля за выполнением задачи Вы бы избрали?
3.Если Вы делегировали часть своих полномочий, то вправе ли Вы снять
ссебя за них ответственность полностью?
4.Какие свои задачи и полномочия Вы никогда никому делегировать не
будете?
51
Задание 15.3
Попытайтесь конкретизировать понятия:
−«делегирование» (кому какая задача делегирована);
−«ответственность» (какие сотрудники несут ответственность за аварийную ситуацию и какие действия предприняты после обнаружения ошибок в работе). [8]
№ п/п |
Ситуация |
Делегирование |
Ответственность |
1Сотрудник принят на работу по монтажу печатных плат видеомагнитофонов.
В процессе контроля готовой продукции обнаружен брак монтажа печатных плат.
2Врач-хирург поручил медицинской сестре подготовить кровь для переливания в процессе проводимой операции. Пациент умер из-за неправильно выбранной медицинской сестрой группы крови.
3В результате ошибки инженера не заказаны комплектующие для производства подъемных механизмов, и обязательства завода по отгрузке готовой продукции не выполнены в срок
Задание 15.4
В практике работы управленческие полномочия могут распределяться между руководителями предприятия на основе двух принципов.
Принцип единства подчинения, когда распоряжение следует только от одного, вышестоящего начальника (принцип единоначалия) и четко фиксируются права и ответственность всех рангов руководителей.
Принцип двойного или множественного подчинения. В этом случае права и ответственность вышестоящего руководителя поглощают все права и ответственность нижестоящих руководителей [3].
Вопрос
Какие положительные и отрицательные стороны Вы видите в этих двух подходах к распределению полномочий?
52
16. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера
Стиль руководства должен изменяться, поскольку различны нужды подчиненных.
М. Вудкок
Каждый руководитель должен заботиться о повышении компетентности тех, кем он руководит. Почти каждый человек обладает значительным потенциалом для личного и профессионального роста, и по мере удорожания человеческих ресурсов становится все более важно задействовать этот -по тенциал. Развитие людей – это ключевой компонент управленческой эффективности.
М. Вудкок
Менеджер обладает активностью предпринимателя, мудростью педагога, ответственностью врача, конструктивностью инженера, пытливостью исследователя, логикой юриста. Именно эти качества позволяют принимать такие решения, которые отражают интересы человека и общества, определяют их развитие.
Э.М. Коротков
Задание 16.1
Перечень качеств, которыми должен обладать современный руководитель, включает:
1.Компетентность в избранной сфере бизнеса.
2.Способность эффективно действовать в условиях рынка, детально знать менеджмент, маркетинг, уметь обеспечивать при любых рыночных -си туациях оптимальные хозяйственные результаты.
3.Способность организовывать, координировать, направлять и контролировать деятельность подчиненных.
4.Высокие нравственные качества: честность, правдивость, скромность, высокая требовательность к себе и к другим, развитые чувства долга и ответственности.
5.Единство слова и дела, оперативность и гибкость в работе, умение самостоятельно и своевременно принимать оптимальное решение, добиваться исполнения его подчиненными.
6.Глубокое знание человеческой психологии, способов налаживания контактов с людьми, умение формировать коллектив с высоким творческим потенциалом.
7.Стремление к наиболее рациональному распределению функций между собой и сотрудниками, объективная оценка результатов деятельности и своей, и сотрудников.
53
8.Справедливость во взаимоотношениях с подчиненными, умение завоевывать их доверие, создавать в коллективе благоприятный психологический климат.
9.Умение стратегически мыслить, предугадывать тенденции развития рынка, организовывать свою работу и работу сотрудников с учетом перспективы.
10.Постоянное обновление собственных знаний, поддержание их в соответствии с растущими потребностями общества.
11.Забота о здоровье, работоспособности и повседневных нуждах работников. [11]
Вопросы
1.Согласны ли Вы с представленным перечнем качеств, которыми должен обладать менеджер?
2.Какими, на Ваш взгляд, дополнительными качествами должен обладать руководитель?
3.Имеются ли какие-либо специфические требования к менеджеру, действующему в условиях российской действительности?
Задание 16.2
Управление по делам мелкого бизнеса в США в помощь молодымме неджерам выпустило брошюру, подготовленную группой бывших менеджеров и предпринимателей.
Если Вы хотите стать менеджером, постарайтесь объективно ответить «да» или «нет» на вопросы анкеты, взятой из этой брошюры.
I. Самоанализ
1.Лидер ли Вы по натуре?
2.Любите ли Вы сами принимать решения?
3.Обращаются ли к Вам другие за советом при принятии решений?
4.Нравится ли Вам конкуренция?
5.Есть ли у Вас сила воли и самодисциплина?
6.Планируете ли Вы наперед?
7.Любите ли Вы иметь дело с людьми?
8.Умеете ли Вы с ними ладить?
9.Осознаете ли Вы, что, открыв собственное дело, Вы, возможно, должны будете работать по 12−14 часов в день, шесть дней в неделю, а может быть даже и по воскресеньям и праздникам?
10.Хватит ли у Вас физических сил выдержать такую нагрузку и график
работы?
11.Достаточно ли у Вас душевных сил, чтобы выдержать такое напряжение?
12.Готовы ли Вы, если потребуется, временно снизить свой «жизненный
54
стандарт», пока Ваше предприятие не окрепнет?
13.Готова ли Ваша семья разделить с Вами эти трудности?
14.Готовы ли Вы лишиться своих сбережений?
II.Ваши знания и опыт
1.Какие основные знания Вам нужны для успешного ведения дела?
2.Обладаете ли Вы этими знаниями?
3.При найме сотрудников сможете ли Вы определить, соответствуют ли способности кандидатов тем должностям, на которые Вы их нанимаете?
4.Приходилось ли Вам когда-либо занимать руководящие должности?
5.Работали ли Вы когда-либо в деле, подобном тому, которое Вы собираетесь открыть?
6.Обучались ли Вы бизнесу в школе?
7.Если окажется, что у Вас нет основных знаний, необходимых для Вашего дела, будете ли Вы готовы отложить осуществление своих планов до приобретения требуемых знаний?
Оценка результатов
Если на большую часть вопросов Вы ответили«да», то путь к вершинам менеджмента для Вас открыт [11].
Задание 16.3
Профессор американского университета Британской Колумбии Лоуренс Дж. Питер, будучи наблюдательным человеком, в результате длительных размышлений пришел к казалось бы парадоксальному умозаключению, которое в теории управления получило название «Принцип Питера».
Суть принципа сводится к тому, что, по мнению его автора, некомпетентность в профессиональных делах встречается повсеместно. Поэтому естественно предположить, что только компетентность должна вознаграждаться более высокой должностью, а некомпетентность следует рассматривать как преграду к продвижению по службе.
Отсюда, как считает Л. Дж. Питер, если компетентность служит основанием, а некомпетентность − препятствием для продвижения по служебной лестнице, любой работник остановится, в конечном счете, на уровне своей некомпетентности.
Результат этого − испорченная работа, отчаяние коллег по службе и подрыв эффективности деятельности компании. Принцип Питера спорен, но и не лишен оснований.
Особую остроту уровень компетентности имеет для менеджеров, которые отвечают за работу не только свою, но и коллектива. Некомпетентность менеджера может непосредственно отразиться на результатах деятельности фирмы [11].
55
Вопросы
1.Согласны ли Вы с Лоуренсом Дж. Питером? Постарайтесь найти аргументы в защиту своей позиции.
2.Как решать проблему некомпетентности менеджеров в России? Предложите комплекс мер по возможному исключению некомпетентности из практики работы российских компаний.
Задание 16.4
Тест на соответствие индивидуальных особенностей человека основным чертам профессии менеджер
Дайте ответы «да» или «нет» на следующие вопросы.
1.Есть ли у Вас желание начать собственное дело, т. е. стать предпринимателем, трудиться на себя вместо того, чтобы работать на других, и «вкалывать на всю катушку», не считаясь со временем, выходными днями и т. д?
2.Располагаете ли Вы необходимой энергией для самых решительных действий при любых неожиданных жизненных поворотах?
3.Согласны ли Вы принять участие в сделке, когда нет достаточной ясности и определенности, но выигрыш, возможно, будет большой?
4.Откажетесь ли Вы от гарантированной работы со средним заработком, предпочтя ей менее надежную, но более доходную?
5.Любите, ли Вы новые идеи и концепции, причем самые неожиданные?
6.Способны ли Вы постоянно генерировать оригинальные идеи, реализация которых дает прибыль?
7.Желаете ли Вы испытать себя в рискованных ситуациях?
8.Способны ли Вы принять пари на сумму, которой Вы в данный момент не располагаете?
9.Откажетесь ли Вы от малопривлекательной работы, если нет гарантии, что будет другая, лучше оплачиваемая?
10.Будете ли Вы предлагать новые идеи, если реакция на них Вашего руководителя неопределенна?
11.Независимый ли у Вас характер?
12.Располагаете ли Вы большим запасом жизненной энергии?
13.Любите ли Вы острые ощущения, события, которые «щекочут» нервы?
14.Пойдете ли Вы на работу, связанную с многочисленными разъездами?
15.Если бы Вам пришлось играть в азартные игры, то предпочли бы Вы самые крупные ставки?
16.Опасаетесь ли Вы крутых жизненных поворотов?
Оценка результатов
При числе положительных ответов13 и более рассчитывайте, что можете попытать силы в предпринимательстве [11].
56
17. Конфликтность в менеджменте
Конфликт − это столкновение, он возникает там, где сталкиваются различные желания, различные альтернативы и принятие решения затруднено. Конфликты возникают там, где сталкиваются различные школы, различные манеры поведения, их может питать и желание получить что-,тоне подкрепленное соответствующими возможностями. Каждый конфликт имеет свою структуру.
В. Зигерт
Известно, что многоначалие − источник множества конфликтов.
А. Файоль
Задание 17.1
Конфликты в коллективе могут стоить менеджеру немалых нервов, фирме − убытков. Поэтому лучше, если руководителю удается вовремя их распознавать и делать соответствующие выводы. Признаки конфликтов, как правило, одни и те же:
−дело, над которым работает коллектив, перестает быть общим. Каждый трудится сам по себе. Дружеская помощь оказывается «не в ходу»;
−сотрудники перестают доверять друг другу, делиться рабочими и личными планами;
−во время разговоров сотрудников большое внимание уделяется негативным фактам. Собеседник скорее выскажет замечание в адрес коллеги, чем тепло отзовется о нем.
Каждый из этих признаков − серьезный настораживающий сигнал, но уладить конфликт еще не поздно. Для этого придется чуть-чуть изменить при-
нятый Вами режим работы. Например, распределять задания не «тет-а-тет», а на общем собрании, ввести в практику открытый обмен мнениями, регулярное совместное подведение итогов.
Иногда и руководитель, сам того не замечая, может спровоцировать конфликт. Поэтому, прежде чем начинать действовать, проанализируйте собственное поведение. Помните: Вам в качестве руководителя недопустимо:
−скрывать какую-либо деловую информацию от своих подчиненных;
−показывать особое расположение к кому-либо из сотрудников;
−безропотно отдавать людей«на растерзание» вышестоящему начальству;
−недооценивать профессионализм своих коллег[11].
Вопросы
1.Что должен делать менеджер для того, чтобы в коллективе не возникало конфликтных ситуаций?
2.Если уж конфликтная ситуация стала реальностью, то как ею управлять?
57
3. Как бы Вы действовали на месте менеджера при разрешении конфликта?
Задание 17.2
Дилемма для Ирины
Перед Ириной стояла дилемма, как ей поступить? Недавно она начала работать в одной консультационной бухгалтерской фирме и уже столкнулась с проблемой, которая могла повлиять на ее будущие отношения в фирме. В ходе аудита одной компании она обнаружила, что большая сумма денег, в действительности выплаченная работникам этой компании, не была проведена, как положено, через фонд заработной платы. Такая практика являлась достаточно распространенной во многих коммерческих и государственных структурах и помогала скрыть существенную часть наличности от налогов.
Ирина считала, что эта практика является неправильной и незаконной и должна получить соответствующее отражение в аудиторском отчете. Она подняла этот вопрос в разговоре с Николаем, старшим в ее аудиторской группе. Он признал, что такая проблема в целом существует, но ничего не сделал, чтобы продвинуться в ее разрешении дальше. Николай предложил Ирине поговорить с руководителем фирмы, если ее что-то в этом деле не удовлетворяет.
Прежде чем идти к руководителю, Ирина долго думала об этой проблеме. На занятиях по аудиту, которые она продолжала посещать и которые периодически проводились фирмой, упор делался на этику профессионального аудита и на приверженность ее фирмы высоким этическим стандартам.
Это ее окончательно убедило в необходимости встречи с руководителем фирмы. Однако визит к руководству оказался неудачным. Алексей Петрович, директор фирмы, согласился с тем, что обнаруженная Ириной практика вооб- ще-то не является правильной. Вместе с тем он отметил, что и другие клиенты, с которыми им приходилось иметь дело, поступали подобным образом. Алексей Петрович пошел даже на то, что сказал Ирине о возможности потери клиента в том случае, если обнаруженный ею факт найдет отражение в аудиторском отчете. Он дал понять, что его такой исход дела мало устраивает. От этой встречи у Ирины осталось ощущение, что, если она пойдет в разрешении проблемы дальше, то непременно приобретет себе врага. Состояние неудовлетворенности и беспокойства у нее не проходило, и она решила обсудить эту проблему с кем-нибудь из коллег.
Ирина обратилась к коллегам Борису и Михаилу, работающим в фирме уже около двух лет. Оказалось, что они и раньше сталкивались с подобными случаями в своей аудиторской работе. Они были удивлены, что Ирина обратилась к директору фирмы, минуя своего непосредственного руководителя— начальника отдела аудита. Борис и Михаил обратили ее внимание на то, что если она настоит на своем, то им не избежать неприятностей. Они признали, что в сущности действия клиентов были неверными, но они не решались отражать это
58
в аудиторских отчетах. К этому их подталкивало знание факта, что руководство фирмы смотрит на это «сквозь пальцы». Поэтому они не хотели создавать проблемы. Коллеги призвали Ирину быть членом «команды» и снять этот вопрос.
Перед Ириной встал выбор. В принципе она могла бы настоять на своем через голову своего непосредственного начальника. Но она понимала, что если даже она будет прощена, ей сразу придется сменить работу. И что совершенно точно, ее действия будут не по душе ее коллегам. Конечно, можно было бы просто забыть о случившемся и ничего не делать. При таком исходе, как она считала, сотрудники фирмы остались бы довольны, и это, может быть, помогло ей сделать карьеру в фирме. Единственной проблемой, с которой ей по-прежнему пришлось бы иметь дело, оставалась совесть. Времени для решения было совсем мало [4].
Вопросы
1.Какого типа межличностные конфликты имеют место в ситуации? Объясните и подтвердите фактами.
2.Имеется ли в описанном в ситуации конфликте конструктивная сторона? Если да, то в чем она выражается?
3.Имеются ли в ситуации конфликты других уровней, кроме межличностного? Какие? Объясните и подтвердите фактами.
4.Какой стиль разрешения межличностного конфликта был использован каждым из участников событий? Подтвердите фактами.
5.Как Вы предложили бы поступить Ирине в данной ситуации?
Задание 17.3
Тест на способность избегать конфликты
1.Представьте, что в общественном транспорте начинается спор. Что Вы предпримите?
а) не станете вмешиваться в ссору; б) можете вмешаться, встать на сторону потерпевшего;
в) обязательно вмешаетесь и будете до конца отстаивать свою точку зрения.
2.На собрании Вы критикуете руководство за допущенные ошибки?
а) нет; б) да, но в зависимости от личного отношения к нему;
в) за ошибки критикуете всегда.
3.Ваш непосредственный руководитель излагает свой план работы, который Вам кажется нерациональным. Предложите ли Вы свой план, который кажется Вам лучше?
а) если другие Вас поддержат, то да; б) разумеется, Вы будете поддерживать свой план;
в) побоитесь, что за критику Вас могут лишить премиальных.
4.Любите ли Вы спорить со своими коллегами, друзьями?
59
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Дисциплина ” Менеджмент”.
Курс _____
группа______ дата __________ .
Тема: “Решение
ситуационных задач по распределению полномочий”
Вид занятия:
Практическая работа.
Задачи: научиться
делегировать полномочия, закрепить знания об организации как функции
управления, научиться проводить анализ преград на пути делегирования полномочий
и принятия дополнительной ответственности. Показать два основных способа
руководства людьми: через прямое использование власти и отказ от нее.
Развивать: творческий
потенциал, умение добиться “выполнения работы другими”, эффективно передавать
задачи подчиненным и направлять перепоручение полномочий на усиление
мотивированности причастных лиц.
Воспитывать:
способность подчинять личные интересы общим, чувство ответственности за
принятые обязательства.
Студент должен:
знать: принципы
разделения и специализации коллективного труда, проблемы делегирования
полномочий, последовательность этапов делегирования задач, линейные и
аппаратные полномочия, ответственность исполнителя и ответственность
руководителя.
уметь: эффективно
распределять полномочия, определять последовательность перепоручения задач,
преодолевать сложности, связанные с не желанием руководителей передавать, а
подчиненных принимать полномочия.
иметь
представление: о “классической концепции полномочий”, концепции принятия
полномочий, линейных полномочиях, аппаратных полномочиях, функциональных
полномочиях, параллельных полномочиях.
Оборудование:
Инструкционная карта.
Литература: Максимцов
М.М. Менеджмент, М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ,1998 г стр. 115-142, 162-174. Мескон
М. Основы менеджмента, М.: «Дело», 1992.
ХОД ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Методические указания по
выполнению практической работы.
Практическая
работа состоит из 5 заданий. На выполнение каждого задания отводится 15 минут
рабочего времени. Ответьте в течение 10 минут на вопросы для самоконтроля
(устно) и сформулируете свое мнение об основных элементах организации, как
функции управления. Перед этим детально повторите теоретический материал по
предлагаемым вопросам. Ответьте на заданные вопросы к заданиям письменно.
Запишите в тетрадь дату занятия, тему, номер задания, ответ на него.
1. Выполнение практической работы.
2.1.Актуализация знаний:
—
ответьте на вопросы для самоконтроля (устно).
1.
Какой вид деятельности выполняет руководитель, осуществляя
функцию организации?
2.
Назовите основные элементы организации деятельности.
3.
Что представляет собой делегирование?
4.
Если работник обладает полномочиями, что это значит?
5.
Нести ответственность – что под этим подразумевается?
6.
Раскройте организационный смысл концепции принятия полномочий.
7.
Принцип эффективной организации разделения полномочий.
8.
По каким причинам работники неохотно принимают
дополнительную ответственность?
2.2. Выполнение заданий:
—
изучите задание;
—
ответьте на вопросы письменно;
—
в заданиях 1и 2 поставьте только номера ответов;
—
в задании 1 номера этапов должны быть проставлены в
соответствии с последовательностью действий;
—
в задании номер 5 таблицу необходимо перенести в тетрадь.
Задание 1.
Правильное
перепоручение задач должно привести к усилению мотивированности всех причастных
лиц, тогда как плохо выполненное делегирование повлечет за собой демотивацию
деятельности.
Чтобы
содействовать эффективной передаче задач, определите последовательность
следующих действий:
1.
Проверьте нынешнюю загрузку этого сотрудника. Вам не скажет
спасибо тот, кто подумает, что вы свалили на него дополнительную работу. Возможно,
придется некоторую часть передать кому-нибудь другому,
2.
Учите сотрудника, пока оба не почувствуете удовлетворения
от того, что он справляется с задачей.
3.
Обсудите ваш план с выбранным сотрудником. Объясните
задачу, ее важность и почему Вы выбрали именно его. Получите его согласие на
принятие работы.
4.
Установите и согласуйте процедуру контроля.
5.
Выберите наиболее подходящего сотрудника для выполнения
работы. Это будет в значительной степени зависеть от задачи.
6.
Передайте необходимые полномочия и ответственность по
задаче.
7.
Определите задачу, которую Вы намерены поручить другому
лицу. Желательно, чтобы это была продолжительная по времени задача, а не одномоментная.
Задание 2.
Какие задачи Вы бы делегировали?
Прочтите следующий перечень задач и отметьте те,
которые Вы могли бы, как руководитель организации с численностью персонала 100
человек, передать для выполнения своим сотрудникам?
1.
Набор новых сотрудников
2.
Проект в области, в которой Вы особенно компетентны.
3.
Подготовка прогнозов или бюджетов.
4.
Рекомендации по изменениям в будущем.
5.
Меры дисциплинарного воздействия на служащих.
6.
Повседневная работа.
7.
Разработка предложений по новой политике и методике ее проведения.
8.
Осуществление оценочного опроса служащих.
9.
Индивидуальная подготовка или обсуждение со служащим, как
помочь ему/ ей улучшить свою работу.
10. Подготовка
данных к докладам по сложным проблемам.
11. Разбор
жалоб потребителей.
12. Где
провести рождественский завтрак отдела?
Задание 3.
В практике менеджмента известны два способа
руководства людьми: через прямое использование власти или через отказ от нее.
Вопросы.
1.
Какой способ управления сотрудниками фирмы Вы полагаете
предпочтительным: приказывать или советоваться с подчиненными, как эффективнее
решить ту или иную проблему? Поясните свой выбор.
2.
В чем Вы видите преимущество неформального управления по
сравнению с директивным?
Задание 4.
Для реализации планов предприятия каждый из работников
должен выполнять конкретные задания, вытекающие из целей организации.
Постановка целей и разработка соответствующих
политики, стратегии, процедур и правил способствует оптимальному решению задач.
Все это обеспечивается путем делегирования полномочий, повышения ответственности
исполнителей и выполнения организационных полномочий.
Делегирование означает передачу задач и полномочий, которыми обладает
руководитель, другому лицу с учетом его возможностей. Руководитель не может
один выполнить все функции организации. Его время и способности ограничены.
Поэтому сущность управления заключается в умении добиться выполнения работы
функции. Для того чтобы эффективно осуществлять делегирование, необходимо
понять связь ответственности и организационных полномочий.
Ответственность означает обязательство работника выполнять делегированные ему
задачи, и отвечать за удовлетворительные результаты их решения.
Организационные полномочия представляют собой право использовать ресурсы
предприятия, направлять усилия его сотрудников на выполнение определенных
задач. Полномочия делегируются должности, но необходимо учитывать личностные и
деловые качества человека, занимающего ее в данный момент.
Вопросы.
1.
Если Вы – менеджер, то какие из своих задач и полномочий Вы
могли бы, по Вашему мнению, делегировать подчиненным?
2.
Какую систему контроля за, выполнением задачи Вы бы избрали?
3.
Если Вы делегировали часть своих полномочий, то вправе ли
Вы снять с себя за них ответственность полностью?
4.
Какие свои задачи и полномочия Вы никогда ни кому
делегировать не будете?
Задание 5.
В приведенной ниже таблице отметьте крестиком тот тип
полномочий, который, по Вашему мнению, больше соответствует каждой из указанных
задач административного аппарата.
Задачи административного аппарата |
Типы аппаратных полномочий |
||
Рекомендательные |
Функциональные |
Обязательное согласование |
|
1. |
|||
2. |
|||
3. |
|||
4. |
|||
5. |
|||
6. |
|||
7. |
|||
8. |
|||
9. |
3.
Контроль: подготовить тетрадь с письменными ответами для сдачи на проверку.
4. Задание на дом:
1. Приведите
примеры рекомендательных и функциональных полномочий в конкретной ситуации.
2. Приведите
примеры параллельных полномочий в органах власти РФ.
3. Как
изменялась норма управляемости в течение 20 века? К чему это может привести при
сохранении тенденции?
Образцы ситуаций для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы обучающегося
Образцы ситуаций для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы обучающегося
Ситуация 1.
Современным специалистам нужны следующие качества.
1) Наличие глубоких макроэкономических познаний.
2) Детальное знание рынка, законов его развития, специфики и динамики рыночных отношений в России и в других странах.
3) Стремление к доскональному освоению узкой специальности, являющейся для конкретного работника основной.
4) Свободная ориентация совокупности рыночных отношений, в их взаимозависимости и взаимообусловленности.
Кроме того, обязательны такие качества, как предприимчивость, ответственность, честность, принципиальность, скромность, физическое здоровье.
Вопросы:
1) Какими дополнительными качествами надо обладать современному специалисту, чтобы он был на «высоте положения»?
2) Какие особые качества необходимы специалисту в России?
Ситуация 2.
Конфликты в коллективе могут стоить менеджеру немалых нервов, фирме — убытков. Поэтому лучше, если руководителю удается вовремя их распознавать и сделать соответствующие выводы. Признаки конфликтов, как правило, одни и те же:
— дело, над которым работает коллектив, перестает быть общим. Каждый трудится сам по себе. Дружеская помощь оказывается «не в ходу»;
— сотрудники перестают доверять друг другу, делиться рабочими и личными планами;
— во время разговоров сотрудников большое внимание уделяется негативным фактам. Собеседник скорее выскажет замечание в адрес коллеги, чем тепло отзовется о нем.
Каждый из этих признаков — серьезный настораживающий сигнал, но уладить конфликт еще не поздно. Для этого придется чуть-чуть изменить принятый вами режим работы. Например, распределять задания не «тет-а-тет», а на общем собрании, ввести в практику открытый обмен мнениями, регулярное совместное подведение итогов.
Иногда и руководитель, сам того не замечая, может спровоцировать конфликт. Поэтому, прежде чем начинать действовать, проанализируйте собственное поведение. Помните: вам в качестве руководителя недопустимо:
— скрывать какую-либо деловую информацию от своих подчиненных;
— высказывать особое расположение кому-либо из сотрудников;
— безропотно отдавать людей «на растерзание» вышестоящему начальству;
— недооценивать профессионализм своих коллег.
Вопросы:
1) Что должен делать менеджер для того, чтобы в коллективе не возникало конфликтных ситуаций?
2) Если уж конфликтная ситуация стала реальностью, то как управлять?
3) Каковы должны быть ваши действия как менеджера при разрешении конфликта?
Ситуация 3.
В практике менеджмента известны два основных способа руководства людьми: через прямое использование власти или через отказ от нее.
Вопросы:
1) какой способ управления сотрудниками фирмы вы полагаете предпочтительным: приказывать или советоваться с подчиненными, как эффективнее решить ту или иную проблему? Поясните свой выбор.
2) В чем вы видите преимущества неформального управления по сравнению с директивным?
Ситуация 4.
В российской практике бизнеса все чаще используются различные нововведения в мотивации труда, чтобы сделать его более плодотворным, эффективным. Среди таких инноваций — установление для конкретного работника нестандартного, льготного рабочего режима.
Этот вид мотивации у нас используется пока мало. Тем не менее он считается одним из эффективных, особенно на малых частных предприятиях, среди лиц таких профессий, как врачи, юристы, преподаватели, управляющие, технические работники, и в сфере обслуживания.
Работники назначают себе рабочие часы по своему усмотрению, лишь бы они устраивали компанию и их было достаточно, чтобы выполнить требуемую работу. Один трудится с 8 до 16 час, другой — с 12 до 20 час. Если вы справляетесь с работой скорее, ваше дело — идти домой или работать дополнительно. В некоторых компаниях имеется четыре или даже пять смен. Иногда гибкие смены приводят к сокращенной рабочей неделе, обычно четырехдневной, с тремя выходными.
Некоторые компании установили «материнские смены», которые приспособлены к часам посещения школы детьми. Женщина не покидает организацию во время вынашивания и раннего воспитания детей. Многие предприятия дают возможность студентам работать во время «окон» в их учебных расписаниях.
Гибкие смены снижают уклонение от работы, опоздания и текучесть рабочей силы, повышают настроение и производительность труда.
Вопросы:
1) Если руководство фирмы предложило бы вам гибкий график трудовой деятельности, как бы вы на это отреагировали и почему?
2) Как вы полагаете: в чем интерес руководства компании при предоставлении работникам льготного режима работы?
3) Если бы вы были руководителем, то каким образом организовали бы работу по контролю за количеством и результатами труда сотрудников?
Ситуация 5.
Менеджер должен уметь нравиться людям, вызывать у них положительные эмоции. Проанализируйте следующие предложения:
1) Вырабатывайте у себя положительное отношение к своим ближним.
2) Относитесь к окружающим с интересом.
3) Внимательно слушайте собеседника.
4) Пытайтесь поставить себя на место другого.
5) Всегда будьте готовы оказать другому помощь.
6) Признавайте достижения и сильные стороны других людей, выражая это, например, комплиментами.
7) Чаще называйте в разговоре своего собеседника по имени.
Ведите себя вежливо и корректно по отношению к окружающим.
9) Будьте в общении непринужденны и естественны.
10) По возможности настраивайтесь на радостный и оптимистический лад.
11) Будьте энергичны и уверены.
12) Выражайте свои мысли точно и внятно.
13) В беседе с окружающими чаще употребляйте местоимения «ты» и «вы», а не «я» и «мы».
14) Критические замечания высказывайте сдержанно и доброжелательно.
15) Постоянно повышайте свой образовательный уровень.
Вопросы:
1) Что из предложенного вы уже применяете и что намерены использовать в ближайшее время?
2) Какие еще соображения в формировании личного «имиджа» представляются вам важными?