Виды опытов руководство ими

Методика проведения опытов и экспериментов
с детьми от 5 до 7 лет

Как
познакомить ребенка с окружающим миром? Объяснить, почему песок утекает сквозь
пальцы, а стекло бьется? Зачем очищать воду для питья и почему магнит одни
предметы притягивает, а другие нет? Конечно, при помощи наглядных опытов и
экспериментов!

Опыт — это наблюдение, которое
проводится в специально организованных условиях. Он способствует формированию у
детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность,
мыслительную деятельность. Опыты имеют большое значение для установления
причинно – следственных связей, раскрывают причину наблюдаемого явления,
подводят к суждениям и умозаключениям.

Опыт
всегда строится на основе имеющихся представлений, которые дети получили в
процессе наблюдений и труда.

 Детское
экспериментирование – один из методов познавательного развития детей
дошкольного возраста. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет
объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает
наблюдательность, пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все
познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные
решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

                         Рекомендации для воспитателей

1. 
Старайтесь показать детям привлекательность экспериментирования, но стремитесь
к тому, чтобы на это уходило все меньше времени.

2.  
Начинайте экспериментирование энергично. Занятие должно проходить так, чтобы
каждый ребенок от начала до конца был занят делом.

3.  
Помните: паузы, медлительность, безделье — бич дисциплины.

4. 
Увлекайте детей интересным содержанием материала, умственным напряжением.
Контролируйте темп занятия.

5. 
Дайте возможность ребятам почувствовать свою причастность к открытиям.

6. 
Избегайте шаблонного начала занятий: «Тук-тук! Кто к нам пришел? Кукла Катя!»
(варианты — Незнайка, Мишка, Карлсон; «Сегодня у нас будет необычное занятие. Я
загадаю загадку, а вы отгадайте» и т.п.).

 7.
Опирайтесь на уже имеющиеся знания, полученные, как правило, путем
непосредственного восприятия

8.
Следите за тем, чтобы поставленная задача была достаточно трудна и в то же
время доступна детям.

9. В
воспитательно-образовательном процессе больше внимания уделяйте развитию
познавательного интереса к экспериментированию у дошкольников, обогащению их
эмоционального и чувственного опыта различными знаниями о неживой природе.

10.
Старайтесь организовывать разнообразную самостоятельную практическую
деятельность детей, направленную на реализацию познавательного интереса к
экспериментированию.

Примерный
алгоритм подготовки и проведения занятия-экспериментирования.

1.    
Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение,
рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и
пр.) по изучению теории вопроса.

2.    
Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.

3.    
Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это
познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

4.    
Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.

5.    
Предварительная исследовательская работа с использованием
оборудования, учебных пособий (в мини-лаборатории или в
познавательно-практическом центре).

6.    
Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона,
возраста детей, изучаемой темы.

7.    
Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники
наблюдений, коллажи, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и пр.) с целью
подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования..

Примерная
структура занятия-экспериментирования.

1.    
Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта
проблемной ситуации.

2.    
Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован
до занятия).

3.    
Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе
осуществления экспериментирования.

4.    
Уточнение плана исследования.

5.    
Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне
исследования.

6.    
Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов
(лидеров группы), помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и
результаты совместной деятельности детей в группах.

7.    
Анализ и обобщение полученных детьми результатов
экспериментирования

Оформление
и содержание уголков экспериментирования.

1.    
Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, могут
распределяться по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага»,
«Свет», «Стекло», «Резина».

2.    
Материалы для детского экспериментирования располагаются в
доступном для свободного экспериментирования месте и должны быть в достаточном
количестве.

3.    
В уголок помещают карточки-схемы проведения экспериментов,
оформленных на плотной бумаге и ламинированных; на обратной стороне которых
описывается ход проведения эксперимента.

4.    
В уголке располагают индивидуальные дневники экспериментов, где
ставится дата их проведения, название и помечается, самостоятельно или
совместно с воспитателем проведён эксперимент.

5.    
В каждом разделе на видном месте вывешиваются правила работы с
материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения,
разрешающие и запрещающие знаки.

6.    
Материал, находящийся в уголке экспериментирования, должен
соответствовать среднему уровню развития ребёнка. Необходимо также иметь
материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов,
рассчитанных на одарённых детей и детей с высоким уровнем развития.

Планирование
работы с детьми по познавательно-
практической          
деятельности
  (экспериментированию).

           
Познавательно- практическая деятельность  (экспериментирование) как один
из видов детской деятельности требует от педагога умения грамотно планировать
эту деятельность, а именно: отбирать познавательный материал, систематизировать
его в соответствии с выбранной проблематикой, разработать  
перспективный проект изучения с детьми того или иного явления. Педагогу важно
проработать исследовательский цикл, предусматривающий серию взаимосвязанных
опытов и экспериментов. Такой подход даёт возможность постепенно, последовательно
знакомить детей с тем или иным объектом или явлением окружающей
действительности, рассмотреть его с разных сторон, выделяя связь объекта с
живой или неживой природой, с миром социальным (обычаи, праздники и пр.) и
предметным (всё, что создано руками людей).

  
         Планируются мероприятия в
календарно-тематическом планировании. Содержание исследований, их тематика,
проблематика разрабатываются с учётом требований реализуемой в группе согласно
учебной программы дошкольного образования.

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

1.     Детское
экспериментирование свободно от обязательности.
 Во
время любого эксперимента у ребенка должно сохраняться ощущение внутренней
свободы.

2.     Жёсткая
регламентация детского опыта не допустима.
 Если
ребёнок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия только потому,
что истекло время, отведённое на эксперимент по плану. Исключения составляют те
опыты, в которых прекращение работы наносит вред живому организму.

3.     Не
следует четко придерживаться заранее намеченного плана.
 Можно
разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не
уводит от намеченной цели занятия. Если воспитатель радуется открытиям своих
питомцев, одобряет их попытки мыслить самостоятельно, в группе создаётся творческая
атмосфера, способствующая умственному развитию детей.

4.     Дети
не могут работать в тишине.
 Многие психологи
показали следующую закономерность: в тот период, когда в процессе становления
психики ребёнка наглядно – образное мышление начинает заменяться словесно –
логическим, когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию
проговаривания своих действий вслух. По этой причине дошкольникам трудно
работать без речевого сопровождения. Они мыслят именно в такой форме. Создание
возможности проговаривания своих действий, нужно рассматривать как один из
ведущих факторов развития ребёнка в дошкольном возрасте.

5.     Учет
индивидуальных особенностей детей.
 Поощрять
детей ищущих собственные способы решения задачи, экспериментальные действия. В
то же время не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленнее, по
какой-то причине отстает ни в коем случае «не давить» на них.

6.     Не
увлекаться чрезмерно фиксированием результатов эксперимента.
 Главной
задачей экспериментирования является обучение детей размышлению, а не
формулирование выводов как таковых.

7.    
Право
ребенка на ошибку.
 Воспитатель всегда должен обсуждать с детьми тот
результат, который получился в реальной жизни, и не пытаться «подогнать» его
под представления, которые кажутся правильными. Непредусмотренный результат не
является не правильным. Нужно позволить ребенку самостоятельно на практике
убедиться в неверности своих предложений (если при этом никому не будет нанесен
вред).

8.    
Строгое
соблюдение правил безопасности. 
Дети воспринимают инструкции по правилам
безопасности, данные до начала эксперимента, но увлекаясь работой часто о них
забывают. Поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности,
целиком лежит на педагоге.

9.    
Эксперименты
незаметно и органично вплетаются во все виды деятельности и составляют с ними
единое целое.
 В
детском саду не должно быть четкой границы между жизнью и обучением.
Эксперименты на самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором
им предстоит жить.

10. Нельзя подменять анализ результатов
экспериментов анализом поведения детей и их отношение к работе.
 Нельзя порицать детей за
нежелание экспериментировать, равно как за совершение ошибок или неумение
сформулировать выводы.

ПРИЕМЫ РУКОВОДСТВА ОПЫТАМИ И
ЭКСПЕРИМЕНТАМИ.

·        
Работа
детей руками при помощи воспитателя.

Воспитателю
приходится сталкиваться с тем, что ребенок (особенно 4 лет) боится
манипулировать с малознакомыми предметами и объектами и говорит: «Я не могу, не
умею». Если воспитатель возьмет руку ребенка в свою и будет действовать его
рукой, это придаст ребенку уверенность.

·        
Дробление
одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам.

Например:
при получении промежуточных цветов радуги один ребенок получает оранжевый цвет,
второй – голубой, третий – зеленый, четвертый – фиолетовый, а затем они
объединяют свои усилия.

·        
Совместная
работа воспитателя и детей.

Работа
делится между всеми участниками эксперимента, включая воспитателя. Например,
воспитатель готовит почву, дети лопаточки, формы для почвы, баночки с водой,
семена, луковицы для посадки, таблички-указатели

·        
Помощь
воспитателя детям.

Если
воспитатель замечает, что ребенок не справляется, отстает в работе, он может
предложить свою помощь, привлекая ребенка к посильным действиям.

·        
Работа
воспитателя по указанию детей.

Например:
«Ребята, что мне надо сделать, прежде всего? Потом? А теперь? Проверяйте,
правильно ли я все делаю».

·        
Сознательно
допущенные воспитателем неточности в работе.

Выполнение,
воспитателем неверных рекомендаций детей, давая им возможность внести
исправления.

·        
Воспитатель
– один из участников эксперимента.

В основе
этого приема лежит непосредственное участие педагога в эксперименте, но таким
образом, чтобы он оставался для детей «невидимым», чтобы детям казалось, будто
они работают самостоятельно.

·        
Помощь
воспитателя детям.

Если
воспитатель замечает, что ребенок не справляется, отстает в работе, он может
предложить свою помощь, привлекая ребенка к посильным действиям.

·        
Работа
воспитателя по указанию детей.

Например:
«Ребята, что мне надо сделать, прежде всего? Потом? А теперь? Проверяйте,
правильно ли я все делаю».

·        
Сознательно
допущенные воспитателем неточности в работе.

Выполнение,
воспитателем неверных рекомендаций детей, давая им возможность внести
исправления.

·        
Воспитатель
– один из участников эксперимента.

В основе
этого приема лежит непосредственное участие педагога в эксперименте, но таким
образом, чтобы он оставался для детей «невидимым», чтобы детям казалось, будто
они работают самостоятельно.

МЕСТО ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В РАСПОРЯДКЕ ДНЯ.

В
зависимости от характера наблюдений и экспериментов их проведение в распорядке
дня может быть разным.

·        
Случайные
эксперименты.

Проводятся
экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели
что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке. Случайные
эксперименты специальной подготовки не требуют.

·        
Плановые
эксперименты.

К
занятиям по экспериментированию воспитатель готовится заранее: определяет
задачи эксперимента, выбирает объект, продумывает приемы и методы руководства
экспериментом. Плановые эксперименты имеют свои недостатки: занятия по
экспериментированию ограниченны временными рамками, не учитывается состояние
детей, их отношение к данному виду деятельности в данное время. Поэтому лучше
всего проведение опытов планировать на вторую половину дня. Если ребенок
испытывает интерес к работе ее можно продлить в дополнительные часы, а если
наоборот, устал опыт можно прекратить и занять детей другим видом деятельности.

·        
Эксперименты
как ответ на детские вопросы.

К
проведению таких опытов привлекаются либо тот ребенок который задал вопрос либо
его товарищ. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует
ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение. Самостоятельная
исследовательская работа детей способствует развитию их инициативы, повышает
образовательную и воспитательную ценность опытов. Если работа не сложна, она
проводится как случайный эксперимент; если требуется значительная подготовка,
воспитатель ее планирует.

Чутко
руководить и направлять замыслы ребенка, дать возможность ребенку самому
сделать маленькое открытие, поделиться им со сверстниками, и получить от этого
удовольствие и желание продолжать исследовать окружающий мир,– вот роль
педагога в детской проектной исследовательской деятельности.

Содержание

  1. Введение………………………………………………………….2 стр.
  2. Основная часть…………………………………………………..4 стр.

         2. 1 Виды экспериментов…………………………………………5 стр.

         2. 2 Структура детского  экспериментирования…………………7 стр.

         2. 3 Организация  и проведение экспериментов…………………9 стр.

      3. Заключение…………………………………………………………12 стр.

      4. Используемая литература…………………………………………13 стр.

  1. ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с введением ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать. ФГОС ДО направляют содержание образовательной области «Познание» на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем.

Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире — важнейшие черты детского поведения. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал. Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает…, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность.

На сегодняшний день слова великого философа Конфуция: «Что я слышу – забываю, что я вижу– я помню, что я делаю – я понимаю» как никогда становятся значимыми и востребованными. Когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам, то знания надолго остаются в памяти ребенка. Поэтому задача педагогов – помогать развитию самостоятельной поисковой, исследовательской активности детей.

Исследовательская деятельность – это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. С помощью поисково-исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное формировать умения размышлять, рассуждать и анализировать.

Одной из основных форм развития познавательно-исследовательской деятельности в свете требований ФГОС ДО — это экспериментирование.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Слово «эксперимент» происходит от греческого и переводится как «проба, опыт». «Современный словарь иностранных слов» содержит такое определение:

Эксперимент – это научно-поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно — учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий»; «вообще опыт, попытка осуществить что-либо.

«Эксперимент…- планомерное проведение наблюдения. Тем самым человек создаёт возможность наблюдений, на основе которых складывается его знание о закономерностях в наблюдаемом явлении»

«Эксперимент…чувственно-предметная деятельность в науке; в более узком смысле слова – опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотез и т.п.».

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности — это опыты. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически естественным способом познания мира. Важно, чтобы каждый ребёнок проводил собственные опыты. Ребёнок должен всё делать сам, а не быть в роли наблюдателя. Какими бы не были интересными действия педагога, ребёнок быстро устаёт наблюдать за ними. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез, догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты, выбирают способы решения познавательной задачи.

Проведение опытов — один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников, помогает развивать мышление, логику, творчество ребёнка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

2.1 ВИДЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

По способу применения эксперименты можно классифицировать по разным принципам:

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:

— опыты с растениями;

— опыты с животными;

— опыты с объектами неживой природы;

— опыты, объектом которых является человек.

2. По месту проведения опытов:

— в групповой комнате;

— на участке;

— в лесу, в поле и т. д.

3. По количеству детей:

— индивидуальные (1—4 ребенка);

— групповые (5—10 детей);

— коллективные (вся группа).

4. По причине их проведения:

— случайные;

— запланированные;

— поставленные в ответ на вопрос ребенка.

5. По характеру включения в педагогический процесс:

— эпизодические (проводимые от случая к случаю);

— систематические.

6. По продолжительности:

— кратковременные (от 5 до 15 минут);

— длительные (свыше 15 минут).

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

— однократные;

— многократные, или циклические.

8. По месту в цикле:

— первичные;

— повторные;

— заключительные и итоговые.

9. По характеру мыслительных операций:

— констатирующие (позволяющие увидеть какое — то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);

— сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);

— обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

10. По характеру познавательной деятельности детей:

— иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);

— поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);

— решение экспериментальных задач.

По способу применения эксперименты делятся на:  демонстрационные и фронтальные, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.)

Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).

Фронтальный метод – это, когда эксперимент проводят сами дети.

Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса.

1.Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов.

2.Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности

3.Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).

4.Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).

2.2 СТРУКТУРА ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

1.Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте)

2.Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст)

3.Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования

4. Выполнения эксперимента

5.Обсуждение.

Например, рисуя для бумажных кукол одежду задумались – а могут ли люди ходить в бумажной одежде?

Выдвижение гипотезы – обладает ли бумага такими же свойствами ткань?

Поиск и предложение возможных вариантов решения: Составили план исследования. Рассмотреть, провести опыты. Рассмотрев, установили, что бумага и ткань бывают разной плотности и цвета, бумагу и ткань легко резать.

Сбор материала: Сначала решили выяснить — откуда появилась бумага и ткань. Рассмотрели иллюстрации из энциклопедии. Прочитали историю создания бумаги, историю получения шелка, рассказ Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Отгадывали загадки о тканях, бумаге. Провели опыты: бумагу и ткань мяли, пробовали разорвать, опускали в воду, сушили.

Обобщение полученных данных.

По результатам проведённого исследования делаем вывод:

Ткань состоит из ниток, а бумага нет;

Бумага и ткань мнутся;

Если намочить бумагу и ткань, то бумага легко рвется, а ткань остается целой;

После высыхания у ткани остаются прежние свойства, а у бумаги нет.

Таким образом, гипотеза подтвердилась – бумага и ткань обладают разными свойствами поэтому одежду шьют из ткани.

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Создание условий для детского экспериментирования позволяет создать атмосферу творческого единодушия. Рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.

В условиях ДОУ используются только элементарные опыты и эксперименты.

Их элементарность заключается:

—  в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;

—  в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;

—  они практически безопасны;

— в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

2.3  ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. С данной задачей помогут справиться уголки экспериментирования в группе, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.

В мини — лаборатории (центре науки) могут быть выделены зоны:

для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.);

для приборов;

для выращивания растений;

для хранения материалов (природного, «бросового»);

для проведения опытов;

для неструктурированных материалов (стол «песок — вода» или ёмкость для воды, песка, мелких камней и т.д.).

Приборы и оборудование, которые могут быть размещены в мини — лаборатории:

Микроскопы, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные); магниты, термометры, бинокли, электрическая цепь, верёвки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, мыло, щётки, губки, пипетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, отвёртки, винтики, тёрка, клей, наждачная бумага, лоскуты ткани, клей, колёсики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, метал), мельницы.

Ёмкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сито, формочки, лопатки.

Материалы: природный (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы, крупа и т.п.); «бросовый» (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т.п.).

Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельчённый пенопласт.

Необходимо также учитывать особенности экспериментирования в разных возрастных группах. Проводятся опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия.

В младшем дошкольном  возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего, младшего возраста.

Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду — в льдинки.

С помощью игровых персонажей можно предложить детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

Детям второй младшей группы надо стараться по возможности не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребёнку получить их самостоятельно, поставив несложный опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Дети в этом возрасте уже способны устанавливать простейшие причинно – следственные связи. Участие педагога в совершении любых действий является обязательным.

У детей средней группы появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает.

В этой возрастной группе можно проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, дети изучают свойства воды и снега, песка.

Детям старшей группы становятся доступными уже более сложные цепочки причинно – следственных связей. Надо стараться им в этом возрасте чаще задавать вопрос «Почему?» Очень часто они задают его сами, что свидетельствует об определённых сдвигах в развитии логического мышления.

В этой группе можно вводить уже длительные эксперименты, а также простейший мониторинг (например, по определению уровня загрязнения воздуха на участке и в помещении ДОУ). Дети продолжают изучать свойства воды, снега, песка, почвы, глины, узнают о свойствах воздуха, делают вывод о том. Что не бывает плохой погоды, что снег зимой нужен растениям и животным, изучают круговорот воды на примере комнатных растений, знакомятся с влиянием факторов окружающей среды на живые организмы.

В подготовительной группе дети уже стараются выдвигать какие – либо гипотезы, они способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, зачастую они уже самостоятельно делают выводы без наводящих вопросов.

Они узнают в экспериментаторской деятельности о природных особенностях некоторых климатических зон (вечная мерзлота в тундре, тропические ливни и т.д.), продолжают изучать влияние факторов окружающей среды на живые организмы, знакомиться с приспособлениями организмов к среде обитания, изучают влияние человеческой деятельности на природные сообщества (разливы нефти в море, вытаптывание почвы и т.д.)

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и педагогов.

Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Для этого мы создаём специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности. Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в ДОУ. Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.

Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

  1. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Деревова С.Н. Экспериментальная деятельность старших дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ / Сайт «Академия дошкольного образования» (https://www.adou.ru/categories/2/articles/160)

2.Дорохова Т.М. Организация и проведение опытно – экспериментальной деятельности с дошкольниками / Всероссийский электронный журнал «Педагог ДОУ» (https://www.pdou.ru/categories/2/articles/2028)

3.Краткая философская энциклопедия.- М.: Прогресс, 1994. — 576 с.

Поддьяков, А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Автореф. дис. … докт. псих.наук. –М., 2001.

4.Советский энциклопедический словарь. ред. А. М. Прохоров. М. Советская Энциклопедия. 1987.

5.Современный словарь иностранных слов. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012.

6.Чемоданова М.В. Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития старших дошкольников // Сборник материалов 7.Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». — 2016. — №5. — С.970-972.

8.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: Режим доступа — http://www.firo.ru/wp-content/ uploads/2013/11/PR_1155.pdf

Существует
большое разнообразие полевых опытов.
Поэтому их подразделяют на группы и
виды. В основу классификации полевых
опытов положено 5 признаков:

  1. Назначение полевых
    опытов.

  2. Длительность
    проведения опытов.

  3. Охват пунктов.

  4. Количество
    изучаемых в опыте факторов.

1.
По назначению

все полевые опыты делятся на 2 группы

а)
агротехнические

б)
опыты по сортоиспытанию с.-х. культур

К
агротехническим опытам относятся опыты
с обработкой почвы, севооборотами,
предшественниками, удобрениями,
гербицидами, по изучению приемов борьбы
с сорняками, болезнями растений, по
изучению сроков посева, глубины и
способов посева.

Цель этих опытов
– оценить влияние различных приемов
возделывания с.-х. культур на урожайность
и качество продукции.

Сортоиспытание
проводят в ГСУ. В каждой области есть
около 10 ГСУ.

Цель этих опытов
– дать объективную оценку вновь
выведенным сортам и гибридам.

2.
По
длительности

проведения полевые опыты делят на виды:

а)
краткосрочные (от 3-4 до 10 лет)

б)
долгосрочные (более 10 лет)

Краткосрочные
делятся в свою очередь;

3.
По месту проведения

на
3 вида

а)
не стационарные (их проводят ежегодно
на разных участках по одинаковым схемам)

б)
стационарные (от 4 до 10 лет, проводят на
специально выбранных опытных полях)

в)
производственные (выполняются в
производственных условиях)

Долгосрочные
опыты ставят только на стационарах. Их
подразделяют на:

а)
многолетние (от 10 до 50 лет) опыты с
севооборотами,

предшественниками, сроками сева, опыты
по изучению органических
удобрений.

б)
длительные (более 50 лет). Изучаются
фундаментальные вопросы.Д.И.Пряничников
заложил в ТСХА опыт в 1912 году с озимыми
культурами.

4.
По
охвату пунктов

полевые опыты делятся на 2 вида:

а)
единичные опыты закладывают в отдельных
пунктах по различным схемам.

б)
массовые или географические опыты. Это
опыты одинакового содержания и их
проводят по одинаковым схемам и методикам
(сортоучастки, удобрения).

5.
По
количеству изучаемых факторов

полевые опыты разделяют на 2 вида:

а)
простые (однофакторные). В них изучают
действие на урожай, какого либо одного
фактора.

б)
многофакторные (изучают действие многих
факторов, их величину и взаимодействие
этих факторов.

2. Требования к опыту

  1. Типичность
    опыта.

    – это соответствие условий проведения
    полевого опыта тем
    условиям района или зоны, для которой
    будут даны рекомендации по результатам
    опыта.

а)
типичность по почвенным условиям – это
значит, что полевой опыт
должен быть поставлен на почве типичной
для зоны, которую
обслуживает данное научное учреждение.

б)
типичность по климатическим условиям.
Опытное учреждение
должно находиться
в той зоне, которую оно обслуживает.

в)
типичность опыта по организационно-хозяйственным
условиям. Это значит, что в
опыте мы должны изучать те приемы,
которые в последующем могут
быть внедрены в хозяйствах данной зоны.

г)
типичность опыта по агротехническим
условиям. Это значит, что в полевом опыте
должны возделываться культуры и сорта,
районированные в данной зоне. Предполагается
проведение полевого опыта на более
высоком агротехническом уровне,
применение машин и орудий соответствующих
производимым.

2.Соблюдение
принципа единственного различия (
принцип
единообразия или тождества условий).
При постановке полевого опыта необходимо
соблюдать единство всех условий, кроме
одного – изучаемого.

Пример:
при изучении норм удобрений. Но этот
принцип нельзя понимать механически.

Пример:
изучают эффективность 2-х сортов пшеницы.
Один сорт очень кустится, другой –
меньше, поэтому нужно при посеве 1-го
сорта уменьшить норму высева.

Этот принцип нужно
понимать как принцип целесообразности.

3
Проведение полевого опыта на специально
выделенном участке.

Подбирают участок с известной историей.

4
Учет урожая в опыте.

Любой опыт обязательно должен заканчиваться
учетом урожая и оценкой качества
продукции. Урожай является критерием,
по которому мы оцениваем эффективность
изучаемых приемов. Он объединяет в себе
целый ряд условий.

5
Достоверность опыта по существу.

Под этим требованием необходимо понимать:

а)
правильно составленную схему опыта

б) строгое
соблюдение методики постановки опыта
на всех его этапах.

в)
соответствие схемы опыта, методики
постановки опыта,
задачам
и

условиям
проведения опыта.

г)
правильный подбор опытного участка.

Если
выдерживаются все эти требования, то
опыт
достоверен по существу.

Это
5 методических требований. Есть еще одно
требование – математическая
точность опыта
.

Математическая

точность
опыта

– это степень приближения результатов,
полученных в опыте к истинным результатам._


  • ц /га – средняя
    урожайность по варианту

мю
– истинная величина урожая в опыте

=


ошибка опыта (абсолютная)

Она
показывает на какую величину расходятся
эти два урожая в одном варианте


относительная ошибка в опыте

Применительно
к измерениям часто применяют этот термин

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Методика проведения опытов

В методике проведения опыта можно выделить этапы:

1. Подготовка к опыту: подведение учащихся к необходимости узнать посредством опыта то или иное свойство, воспроизвести природное явление, выявить закономерности, понять сущность; подбор необходимого для опыта оборудования, установка его проверка.

2. Учитель до урока проделывает опыт, каким он простым бы ни казался. Многие опыты имеют определенные тонкости, без знания которых он просто не получится. Например, простой опыт, который должен доказать, что песок и глина пропускают во­ду по-разному, может не получиться, если глинабудет сухой.

3. Проведение опыта: постановка цели и определение задачи опыта; проверка оборудования и материалов, необходимых для опыта; инструкция по технике выполнения опыта (устно, на инструкционных картах, в учебнике), определение порядка ведения опыта и наблюдений; непосредственное проведение опыта (самим учителем или учащимися); демонстрацион­ный опыт проделывается на столике, чтобы все действия учителя учащиеся с любого места могли одинаково хорошо наблюдать и видеть результаты опыта.

4. Контроль учителя за ходом проведения опыта, коррекция, диагностика.

5. Анализ полученных результатов, формулировка выводов.

6. Связь результатов опыта с процессами в природе, жизнью человека.

Общие замечания по методике проведения опытов: 1) рассматривать выявленное свойство в связи с его возможным влиянием на те или иные стороны жизни организмов; 2) категорически отказаться от объяснитель­но-иллюстративного метода, мотивируя ис­следовательскую деятельность учащихся проблемными вопросами; 3) наблюдать ме­ханизм влияния и его последствия на конк­ретных примерах с участием натуральных объектов; 4) побуждать учащихся к объясни­тельным умозаключениям и выводам (фак­тически к формулировке гипотезы), поиску дополнительных подтверждений, выдвину­тых предположений и выводов (фактически к подтверждению выдвинутой гипотезы).

Раскроем методику руко­водства мыслительной деятельностью учащихся при постановке некоторых опытов.

Изучение состава почвы. В теме «Почва» при про­ведении опытов доказываем нали­чие в почве различных составных частей, в частности воды, органических и мине­ральных веществ, воздуха.Цель работы: выяснить основные свойства поч­вы, определить состав почвы, выявить, какие свойства почвы наиболее важны в деятельности людей.

Выполнению работы предшествует беседа о том, что такое почва. В беседе устанавливает­ся, что плодородие — это основное свойство почвы. Плодородие — это способность почвы обеспечивать растения всем необходимым для их роста и развития. Далее учитель ставит перед учащимися ряд проблемных вопросов. Что же содержится в поч­ве, из чего она состоит, от чего зависит плодородие почвы?

Оборудование: стеклянные стаканы, вода, почва, спиртовка, стекло, жестяная банка. Можно придержи­ваться следующей последовательности: положите немного почвы на листочки бумаги, рассмотрите ее (можно использовать лупу).

Учащиеся рассматривают и почву и устанавливают, что в ней всегда можно найти мелкие камушки, части погибших растений и животных.После этого дается задание: в стакан с водой до­бавить почвы (обязательно с большим со­держанием органических веществ) и раз­мешать. Учащиеся наблюдают, как в стакане образуются два слоя: сверху слой органи­ческих веществ, а внизу медленно оседают песок и глина

Затем доказываем, что в почве есть воздух. С этой целью на каждую парту мы даем по стакану с водой и почву (комковатую). Уча­щиеся бросают по комочку почвы и наблю­дают выделение пузырьков воздуха. После этого учитель предла­гает отодвинуть стаканы и предупреждает, что они еще будут нужны чуть позже.

Следующая серия опытов проводится учи­телем демонстрационно. Учитель прокали­вает почву (предварительно увлажненную), и дети наблюдают, как капельки воды конден­сируют на стекло, тем самым доказывает­ся, что в почве есть вода. Учитель продолжает прокаливать почву, чтобы сгорели органические вещества. Их наличие в почве учащиеся определяют при сгорании еще и по запаху.

Далее учитель фильтрует воду, слитую с почвы, выпаривает в специальной чашке или на стекле. После высыхания воды остается вещество белого цвета.Значит, в состав почвы входят растворимые вещества.

Прокаленную почву учитель высыпает во второй стакан с водой и перемешивает. Уча­щиеся видят, что в стакане только песок и глина, сравнивают почву в двух стаканах (первом и втором). Затем учащиеся отве­чают на следующие вопросы:

1. В чем раз­ница между почвой в первом и втором ста­канах?

2. Что произошло с органическими веществами? 3. Как вы это узнали?

Изучение свойств воды. По теме «Вода в природе» необходимы опыты и практические работы по выявлению свойств воды (три состояния воды, текучесть, растворимость, прозрачность, фильтрование), показывающие круговорот воды в природе, доказывающие, что вода при замерзании увеличивается в объеме.

Оборудование: стаканы, воронки, стеклянные палочки, колбы, стеклянная трубочка, вставленная в пробку, фильтровальная бумага, соль, сахар, спиртовка, плоское стекло, тарелка, кусочки льда.

1.Растворимые и нерастворимые в воде вещества.

Опустите в один стакан с водой немного соли, а в другой сахара. Наблюдайте за таянием веществ. Сделайте вывод. Определите свойство воды.

2.. Ознакомиться со свойством текучести воды дети могут в результате про­ведения следующего опыта. Возьмите два стакана, один из которых наполнен водой, блюдце. Перелейте воду из одного стакана в другой и немного в блюдце. Сделайте вывод. Определите свойство воды (вода льется, растекается). А есть ли форма у воды? Ответ на этот вопрос дети должны найти самостоятельно, переливая воду из одних предметов в другие (чашка, блюдце, пузырек, баночка и т. д.). В заключение обобщите результаты экспериментирова­ния детей: вода меняет форму, вода принимает форму предмета, в который ее наливают.

3. Определение цвета, запаха, прозрачности воды. Представление о воде как о жидкости без запаха сформировать у детей нетрудно. Дети устанавливают, что, чистая вода ничем не пахнет. Труднее дока­зать, что вода не имеет вкуса. Обычно дети свои вкусовые ощущения называют словами: «слад­кий», «соленый», «горький», «кислый». А можно ли про воду ска­зать, что она сладкая, соленая, горькая или кислая? В результате опыта у учащихся формируется представление о том, что чистая вода не имеет вкуса. Далее дети определяют цвет воды. Можно поставить рядом стакан воды и стакан молока. Так с помощью наглядности дети устанавливают, что чистая вода не имеет цвета — она бесцветная. С этим признаком воды непосредственно связан другой — прозрачность. Определить этот признак дети могут на практике. Приготовленные заранее карточки с рисунками дети рассматривают через стакан с водой. Учащиеся устанавливают, что чистая вода — прозрачная.

4. Фильтрование.

Приготовьте фильтр. Для этого возьмите лист фильтровальной бумаги, вложите ее в стеклянную воронку и всё опустите в стакан. Через приготовленные фильтры пропустите раствор соли и сахара. Исследуйте жидкость после фильтра на вкус. Наблюдайте, что будет происходить. Сравните отфильтрованную воду с неотфильтрованной.

Параллельно 2—3 группы учащихся могут наблюдать, профильтруется вода, если пропустить ее через вату или тряпочку. Вату и тряпочку хорошо смочить и вложить в воронку. Сравните, как очищается вода при пропускании ее через тряпочку, вату и фильтровальную бумагу. Сделайте вывод, какой фильтр лучше использовать для очистки воды.

5. Далее дети устанавливают, что вода расширяется при нагревании, и сжимается при охлаждении. Для этого колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опускает учитель в горячую воду. Учащиеся наблюдают, что вода поднимается. Ту же трубку опускают затем в тарелку со льдом, вода начинает опускаться. Учащие делают обобщенный вывод о свойствах воды.

Затем в беседе учительпомогает учащимся оконча­тельно установить связь между свойствами воды и ее значением в жизни человека и в при­роде. Значение прозрачности для животных и растений, обитающих в воде, роль воды как растворителя для питания растений, животных, человека, для хозяйственной деятельности лю­дей. Значение перехода воды в различные со­стояния для накопления ее в природе, для жиз­ни живых организмов.

Таким образом, получают окончательное раз­решение проблемные вопросы, поставленные пе­ред детьми в начале выполнения работы.

В теме «Круговорот воды в природе», демонстрируя опыт, который дает представ­ление учащимся о данном природном явле­нии, мы воду нагреваем в колбе или пробирке, чтобы учащиеся могли наблюдать процесс кипения воды. Капельки воды кон­денсируем не на дно тарелки, а на охлажден­ную стеклянную пластинку, что дает воз­можность учащимся наблюдать образование сначала капелек воды, а потом ручейков.

Тема «Свойства снега и льда». Для чего нужно знать свойства снега и льда?

Детям необходимо знать свой­ства снега и льда, чтобы понять, в каких ус­ловиях в течение долгих зимних месяцев живут в окружении снега и льда зимующие живые организмы: расте­ния и животные. Именно поэтому изу­чаются свойства снега и льда. Учитель должен до­нести до учащихся эту важную мысль в на­чале изучения темы.

При таком подходе каждое выявленное свойство необходимо рассматривать с точки зрения его влияния на живые организмы. Важно не только констатировать нали­чие того или иного свойства, записав ин­формацию о нем в таблицу, но и необходимо исследо­вать, какое значение для живых организмов оно имеет.

Ход изучения снега и льда можно пост­роить в соответствии со структурой научно­го познания, что позволяет развивать теоре­тическое мышление и формировать основы научного мировоззрения. В этом случае процесс познания включает эмпирический этап: исследование свойств снега и льда и их влияния на живые организмы; теоретиче­ский этап: выработку гипотезы о возможных путях использования этих свойств и адапта­ции к ним; подтверждение гипотезы на практике: поиск фактов, подтверждающих гипотезу, объяснение новых фактов с ис­пользованием гипотезы.

В начале урока можно поставить проблемный вопрос: «Откуда берется снег и при каких условиях это бывает?»

При поиске ответа на вопрос желатель­но анализировать записи в дневниках наб­людений за погодой. Учащиеся должны прийти к выводу, что, когда температура воздуха понижается ниже 0 градусов, на землю из облаков выпадает снег. Говорят: «Осадки в виде снега». Чтобы выпал снег, должны сочетаться два условия: низкая температура и облачность, при отсутствии хотя бы одного из них снег выпасть не мо­жет. Таким образом: снег — это твердые осадки, выпадающие из облаков, отрица­тельная температура не приводит к немед­ленному появлению снега.

Далее следует ответить на вопрос: «А выпадает ли лед из облаков, как снег? Где и когда мы можем его найти?».

В ходе обсуждения учащиеся приходят к следую­щим выводам: 1) первый тонкий лед мы мо­жем видеть на поверхности луж, как только температура воздуха и воды в лужах опус­тится ниже 0 градусов; 2) лед отличается от снега тем, что имеет другое происхожде­ние: он не выпадает из облака, а образуется из воды при ее замерзании; 3) для этого не­обходимы только низкая температура (ни­же 0, это материал изученной ранее темы «Термометр») и наличие воды.

Для изучения свойств снега и льда учитель раздает стаканы или другую посуду со снегом и льдом. Учитель предлагает детям отложить по небольшому кусочку льда и комочку снега на блюдце, чтобы через некоторое время понаблюдать за его состоянием. Далее следует перейти к непосредственному изучению свойств снега и льда. Для этого надо поставить целую серию опытов.

Цвет. Первое необходимое свойство — цвет. Вопрос: «Какого цвета снег?» Учащиеся приводят сравнение снега и льда по цвету. Учитель спрашивает, какого цвета снег. На этот вопрос дети отвечают безошибочно: «Снег белый». Какого цвета лед? Как правило, де­ти не могут определить цвет льда. Его они называют белым, серым, голубым и т. д. Не стоит сразу отвергать их ответы. Надо дать возможность путем дополнительных наблюдений убедиться, что это не так. Надо показать предметы белого, серого, голубого цвета, сравнить их по цвету со льдом. Дети убеждаются в оши­бочности своих выводов и определяют, что лед бесцветный. Далее следует выяснить «Оказывает ли белый цвет снега влияние на живые организмы?»

Для выяснения этого вопроса на белом фоне (белая доска, стена, большой белый лист бумаги) прикрепим листочки разного цвета, в том числе белого, и попросим уча­щихся ответить: листочки какого цвета ме­нее всего заметны издали? Каким нужно быть, чтобы на белом фоне тебя было труд­но заметить? (Белым.) (На белом снегу так же хорошо все видно, как на бумаге.) Значит, на белом снегу не спрятаться?

Вывод: снег белого цвета. На белом фоне темные и цветные предметы хорошо заметны, а белые — маскируются. Если нужно быть незаметным на белом снегу, лучше быть белого цвета.

На доске учитель заранее вычерчивает таблицу, в которую по мере изучения записывает свойства снега и льда.

Для определения прозрачности под комочек снега и тонкую пластинку льда учащиеся кладут цветную открытку. Они заме­чают, что через тонкую пластинку льда можно рассмотреть ри­сунок или буквы текста. Через снег этого не увидишь. Учащиеся приходят к выводу, что лед прозрачный, а снег непрозрачный. Какое это имеет значение в природе?

Вывод: снег непрозрачный, предмет под снегом не виден и может быть любого цвета. Значит, под снегом можно спрятаться.

Свойства Цвет Прозрачность Действие
тепла
Другие свойства
 
 
Снег
Лед
 
       


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм…

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени…

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил…

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах…

Семей қаласының Шәкәрім атындағы мемлекеттік университеті

Педагогика факультеті, I-курс, ПиП-507 топ педагогика және психология мамандығының студенті Насипбаева Аяжан Еркінқызы

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Опыт — это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Он способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Опыты имеют большое значение для установления причинно – следственных связей, раскрывают причину наблюдаемого явления, подводят к суждениям и умозаключениям.

Опыт всегда строится на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда.

В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными, причём во время опытов недопустимо нанесение ущерба растениям и животным. Несложные опыты могут использоваться детьми в игровой деятельности и при уходе за животными и растениями уголка природы.

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

  1. Детское экспериментирование свободно от обязательности. Во время любого эксперимента у ребенка должно сохраняться ощущение внутренней свободы.

  2. Жёсткая регламентация детского опыта не допустима. Если ребёнок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия только потому, что истекло время, отведённое на эксперимент по плану. Исключения составляют те опыты, в которых прекращение работы наносит вред живому организму.

  3. Не следует четко придерживаться заранее намеченного плана. Можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит от намеченной цели занятия. Если воспитатель радуется открытиям своих питомцев, одобряет их попытки мыслить самостоятельно, в группе создаётся творческая атмосфера, способствующая умственному развитию детей.

  4. Дети не могут работать в тишине. Многие психологи показали следующую закономерность: в тот период, когда в процессе становления психики ребёнка наглядно – образное мышление начинает заменяться словесно – логическим, когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух. По этой причине дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения. Они мыслят именно в такой форме. Создание возможности проговаривания своих действий, нужно рассматривать как один из ведущих факторов развития ребёнка в дошкольном возрасте.

  5. Учет индивидуальных особенностей детей. Поощрять детей ищущих собственные способы решения задачи, экспериментальные действия. В то же время не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленнее, по какой-то причине отстает ни в коем случае «не давить» на них.

  6. Не увлекаться чрезмерно фиксированием результатов эксперимента. Главной задачей экспериментирования является обучение детей размышлению, а не формулирование выводов как таковых.

  7. Право ребенка на ошибку. Воспитатель всегда должен обсуждать с детьми тот результат, который получился в реальной жизни, и не пытаться «подогнать» его под представления, которые кажутся правильными. Непредусмотренный результат не является не правильным. Нужно позволить ребенку самостоятельно на практике убедиться в неверности своих предложений (если при этом никому не будет нанесен вред).

  8. Строгое соблюдение правил безопасности. Дети воспринимают инструкции по правилам безопасности, данные до начала эксперимента, но увлекаясь работой часто о них забывают. Поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности, целиком лежит на педагоге.

  9. Эксперименты незаметно и органично вплетаются во все виды деятельности и составляют с ними единое целое. В детском саду не должно быть четкой границы между жизнью и обучением. Эксперименты на самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить.

  10. Нельзя подменять анализ результатов экспериментов анализом поведения детей и их отношение к работе. Нельзя порицать детей за нежелание экспериментировать, равно как за совершение ошибок или неумение сформулировать выводы.

ПРИЕМЫ РУКОВОДСТВА ОПЫТАМИ И ЭКСПЕРИМЕНТАМИ.

  • Работа детей руками при помощи воспитателя.

Воспитателю приходится сталкиваться с тем, что ребенок (особенно 4 лет) боится манипулировать с малознакомыми предметами и объектами и говорит: «Я не могу, не умею». Если воспитатель возьмет руку ребенка в свою и будет действовать его рукой, это придаст ребенку уверенность.

  • Дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам.

Например: при получении промежуточных цветов радуги один ребенок получает оранжевый цвет, второй – голубой, третий – зеленый, четвертый – фиолетовый, а затем они объединяют свои усилия.

  • Совместная работа воспитателя и детей.

Работа делится между всеми участниками эксперимента, включая воспитателя. Например, воспитатель готовит почву, дети лопаточки, формы для почвы, баночки с водой, семена, луковицы для посадки, таблички-указатели.

  • Помощь воспитателя детям.

Если воспитатель замечает, что ребенок не справляется, отстает в работе, он может предложить свою помощь, привлекая ребенка к посильным действиям.

  • Работа воспитателя по указанию детей.

Например: «Ребята, что мне надо сделать, прежде всего? Потом? А теперь? Проверяйте, правильно ли я все делаю».

  • Сознательно допущенные воспитателем неточности в работе.

Выполнение, воспитателем неверных рекомендаций детей, давая им возможность внести исправления.

  • Воспитатель – один из участников эксперимента.

В основе этого приема лежит непосредственное участие педагога в эксперименте, но таким образом, чтобы он оставался для детей «невидимым», чтобы детям казалось, будто они работают самостоятельно.

МЕСТО ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В РАСПОРЯДКЕ ДНЯ.

В зависимости от характера наблюдений и экспериментов их проведение в распорядке дня может быть разным.

  • Случайные эксперименты.

Проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке. Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют.

  • Плановые эксперименты.

К занятиям по экспериментированию воспитатель готовится заранее: определяет задачи эксперимента, выбирает объект, продумывает приемы и методы руководства экспериментом. Плановые эксперименты имеют свои недостатки: занятия по экспериментированию ограниченны временными рамками, не учитывается состояние детей, их отношение к данному виду деятельности в данное время. Поэтому лучше всего проведение опытов планировать на вторую половину дня. Если ребенок испытывает интерес к работе ее можно продлить в дополнительные часы, а если наоборот, устал опыт можно прекратить и занять детей другим видом деятельности.

  • Эксперименты как ответ на детские вопросы.

К проведению таких опытов привлекаются либо тот ребенок который задал вопрос либо его товарищ. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение. Самостоятельная исследовательская работа детей способствует развитию их инициативы, повышает образовательную и воспитательную ценность опытов. Если работа не сложна, она проводится как случайный эксперимент; если требуется значительная подготовка, воспитатель ее планирует.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще наши интересные статьи:

  • Руководство институт профессионального образования
  • Как зарегистрироваться на госуслугах самому пошаговая инструкция с мобильного
  • Прибор дэнас инструкция по применению цена отзывы
  • Гаразон инструкция по применению глазные капли инструкция по применению
  • Ректальные свечи проктогливенол инструкция по применению взрослым

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии