По историческим вопросам высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из противоречивых точек зрения.
«Проведение политики демократизации и гласности в СССР во второй половине 1980-х гг. принесло пользу стране».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
Спрятать пояснение
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать аргументы:
1) в подтверждение, например:
— провозглашение на официальном уровне идей демократии и гласности вызвало массовую поддержку власти со стороны широких слоёв населения;
— политика демократизации включала и курс на ротацию кадров, обновление состава руководителей органов власти (на региональном и государственном уровнях), в том числе за счёт прихода сторонников демократических реформ, что способствовало преодолению застойных явлений в различных сферах общественной жизни;
— введение выборов на альтернативной основе привело к тому, что в представительном органе власти – Съезде народных депутатов СССР – появились депутаты, выражавшие мнения разных групп населения;
2) в опровержение, например:
— по мере внедрения форм демократии и гласности широкие слои населения усиливали давление на политику государства с помощью массовых протестных выступлений, что дестабилизировало ситуацию в стране;
— по мере углубления политических реформ в составе руководства СССР формировалась внутренняя оппозиция, что
вызвало политический кризис в августе 1991 г.;
— деятельность новых представительных органов власти в значительной мере приобрела форму ожесточённых политических дискуссий, что нарушило стабильность в управлении страной;
— реализация республиками СССР права на национальное самоопределение происходила исключительно в форме их
стремления к суверенитету и вела к фактическому распаду союзного государства и разрушению экономических связей.
Могут быть приведены другие аргументы.
Спрятать критерии
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки | 5 |
Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки.
ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки |
4 |
Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки | 3 |
Приведены только два аргумента в подтверждение оценки.
ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки |
2 |
Приведён только один аргумент в подтверждение оценки.
ИЛИ Приведён только один аргумент в опровержение оценки |
1 |
Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл | 5 |
Процессу
начала перемен в СССР послужила
долголетняя разбалансированность
советского хозяйства по основным
пропорциям (группам «А» и «Б»),
между потреблением и накоплением,
доходами и материальными ресурсами и
т.д., что в конечном счете привело к
ухудшению экономической ситуации в
стране. До середины 80-х годов этой
разбалансированности не придавалось
должного экономического значения,
поскольку командно-административная
система «амортизировала» ее отрицательные
последствия путем поддержания низкой
заработной платы основной части
населения, жестким контролем над ценами,
проведением денежных реформ, реализацией
практически замороженных займов,
распродажей нефтяных, газовых и других
богатств страны и т.д. Это привело к
созданию условий снижения темпов
социально-экономического развития
советского государства. Отрыв от наиболее
развитых стран мира в повышении
эффективности производства и качества
продукции, в научно-техническом развитии,
в производстве и освоении современной
техники и технологии стал увеличиваться.
Инерция
экстенсивного роста тянула в экономический
тупик, к застою в развитии. Дефицит
внутреннего рынка СССР покрывался
импортом, приобретенным за «нефтедоллары».
Валютная выручка от продажи
топливно-энергетических и сырьевых
товаров использовалась в основном на
решение текущих задач, а не на модернизацию
экономики, преодоление ее технического
отставания. Застойные явления в экономике
отражались на всех сторонах жизни
общества, прежде всего на социальной
сфере. Заметно пошатнулись в обществе
идейные и нравственные ценности.
Политическую
жизнь страны первой половины 80-х годов
лихорадила частая смена высшего
руководства: Ю.В.Андропов (июнь 1983 г. –
февраль 1984 г.), К.У.Черненко (апрель 1984
г. – март 1985 г.). В марте 1985 г. руководящие
посты в государстве были перераспределены.
Генеральным Секретарем ЦК КПСС стал
М.С. Горбачев. Это означало, что часть
партаппарата стремилась к переменам.
Хотя
и принято считать началом перестройки
апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС, как об
этом заявлял М.С.Горбачев, однако в
повестке дня Пленума стоял вопрос лишь
об ускорении социально-экономического
развития страны. Считалось, что большинство
проблем можно решить путем преодоления
темпов снижение экономических развития
и усовершенствования структуры управления
народным хозяйством. Реформа, предложенная
Горбачевым, началась под лозунгами
«ускорение»,«перестройка», «гласность».
Под понятием
ускорение понималось повышение темпов
экономического роста (не ниже 4% в год),
активная социальная политика
(продовольственная, жилищная и т.д.).
Ход
ускорения: приоритетное развитие тяжелой
промышленность и машиностроения; решение
проблемы капитальных вложений; опора
на энтузиазм трудящихся и систему
соревнования; укрепление трудовой и
производственной дисциплины;
Провал
курса: неудавшиеся кампании: борьба с
пьянством и борьба с нетрудовыми
доходами. Не оправдала себя и ставка на
энтузиазм, которая не была подкреплена
научно-техническим прогрессом. Мало
эффективные капитальные вложения и
социально-экономические преобразования.
Чернобыльская трагедия стала мрачным
символом катастрофы, надвигавшейся на
советское государство.
Перестройка
(1987 — 1991 гг.) – это радикальные преобразования
во всех сферах общественной жизни
советского общества, охватывавшие
экономику, государственное устройство,
внутреннюю и внешнюю политику, а также
культуру и духовную жизнь. Автор этой
концепции академик Л.Абалкин.
1).
Составные звенья концепции перестройки
и этапы ее осуществления. В начале
(1987-1988 гг.) — радикальная экономическая
реформа, затем к ней подключаются реформа
политической системы, далее курс на
обновление идеологии.
2).
Состояние экономики: снижение объемов
производства, инфляция, бюджетный
дефицит, падение производственной
дисциплины, дисбаланс денежной массы
и товарного покрытия (кризисы спроса:
сахарный, табачный, водочный, чайный и
др.).
3).
Начало перестройки в области экономики
(1987-1989 гг.). Первым шагом к рыночной
экономике стал Закон о государственном
предприятии (объединении), представивший
значительные права предприятиям и
трудовым коллективам (1987 г.). Начали
создаваться совместные предприятия
(первое — май 1987 г. — советско-венгерское).
Предполагалась перестройка центрального
аппарата управления (министерств и
ведомств). Трудовые коллективы получили
право выбирать руководителей и
контролировать деятельность администрации.
Приняты законы о кооперации, об
индивидуальной трудовой деятельности
(1988 г.). В 1990 г. более 7 млн. граждан были
заняты в развивающемся кооперативном
секторе, 1 млн. получили патенты на
индивидуальную трудовую деятельность.
Вместе
с тем, до 1990 г. государство продолжало
устанавливать план, определять
номенклатуру продукции, уровень цен и
налогообложения. Рынок не работал.
Частная инициатива сталкивалась с
финансовыми, правовыми, снабженческими,
психологическими трудностями.
Преобразования
(с 1989 г.) в аграрном секторе: роспуск
госагропрома (отказ от сверхцентрализации
управления), свертывание борьбы с личным
подсобным хозяйством, курс на
многоукладность в аграрном секторе
(равенство всех форм хозяйствования).
Экономические
реформы «ускорения» не дали положительных
результатов. Они были недостаточно
радикальны и не затрагивали самые
болезненные проблемы (цены, кредит,
снабжение). Перестройка привела к резкому
падению жизненного уровня и сопротивлению
не только бюрократического аппарата,
но и значительной части населения.
Курс
на ускорение был отвергнут и провозглашена
программа перехода к рыночной экономике
(1989-1991 гг.). Были выработаны две модели:
Первая — сочетание плана и рынка
(Л.Абалкин-Н.Рыжков), была изложена в
постановлении ВС СССР О концепции
перехода к регулируемой рыночной
экономике (июнь 1990 г.). Вторая — альтернативная
программа — 500 дней. Она предполагала
создание основы рынка, поэтапной
приватизации производства, формирования
частной собственности, сбалансирования
финансов (Явлинский, Шаталин); Третья —
попытка объединить программы (Горбачев).
На
этапе перехода к рыночной экономике
было издано более 100 законов: об основах
экономических отношений в СССР, о
собственности, о предприятиях в СССР и
др.. Однако многие из них не работали.
Положение экономики становилось все
более угрожающим. Если в 1988 г. рост
национального дохода составил 4.4%, то в
1990 г. его сокращение достигло 10%. Обстановка
в стране ухудшалась, нарастал товарный
дефицит, падала платежеспособность
рубля, усиливался «черный рынок».
Нарастала
волна забастовок и протестов, в авангарде
которых были шахтеры. В декабре 1990 г.
правительство СССР во главе с Н.И.Рыжковым
подает в отставку. Новый председатель
Совмина В.С.Павлов предпринял попытку
оживить финансовую систему через
повышение цен в 2-10 раз с частичной
компенсацией убытков. В 1991 г. в стране
началась новая волна забастовок. В их
авангарде снова оказались шахтеры,
требованием которых была отставка
президента СССР. В то время, как союзное
руководство утрачивало поддержку
народа, Б.Н.Ельцин выступал с популистскими
обещаниями провести реформы не за счет
народа, а во благо советских граждан.
Политическое
развитие.
В
1988 г. руководство страны пришло к выводу,
что экономическое развитие страны
удерживает политическая система. Одной
из основных предпосылок широкомасштабных
политических преобразований явилось
обсуждение новой редакции программы
КПСС и ее принятие на 27 съезде компартии
(1986 г.). Коммунистическая идеология в
партии и обществе постепенно стала
вытесняться идеями перестройки. 1987 г.
положил начало политике гласности,
открытого и свободного обсуждения
проблемных вопросов общественной жизни.
Идея перестройки политической системы
советского общества впервые была
обнародована в июне 1988 г. на 19 Всесоюзной
партконференции. конституционной
реформы. В резолюции конференции
закреплялась модель «гуманного,
демократического социализма с человеческим
лицом». Предлагалось создать двухуровневую
представительную систему власти: Съезд
народных депутатов СССР и Верховный
Совет СССР, избираемый из депутатов
съезда.
Этапы политической
реформы: демократизация политической
системы (1989 г.) и переход к правовому
государству (1990-1991 гг.).
Первый
этап: с 25 мая по 6 июня 1989 г. состоялся
1-й съезд народных депутатов СССР.
Сформирован Верховный Совет СССР,
председателем которого был избран
М.С.Горбачев. На съезде шла борьба между
демократами, союзниками и старой
партийной гвардией. Символами демократии
стали Сахаров и Ельцин. Старую партийную
гвардию возглавил секретарь ЦК Лигачев.
Коммунистов-реформаторов представляли
Горбачев, Яковлев, Шеварнадзе. Съезд
наметил пути выхода страны из кризиса
Второй
съезд народных депутатов СССР (12-24
декабря 1989 г.) рассмотрел этапы
экономической реформы, дал политическую
и правовую оценку советско-германским
договоренностям 1939 г. и решению прежнего
руководства страны о вводе войск в
Афганистан и др.
Второй
этап: 1990-1991 гг. Первостепенной задачей
этого этапа явилось создание президентской
системы власти в стране и переход к
многопартийности. В марте 1990 г. на 3
съезде народных депутатов Союза ССР
М.С.Горбачев был избран Президентом
СССР. Переход к президентской системе
власти в СССР означал свертывание, а в
будущем и ликвидацию советской власти.
3-й
съезд народных депутатов отменил 6-ю
статью Конституции СССР о руководящей
роли КПСС (по настоянию Горбачева это
предложение внес Пленум ЦК). В руководстве
партии развернулась идейная борьба
между коммунистами-ортодоксами,
центристами, социал-демократами и др.
Начинается процесс распада КПСС (по
идейному и национально-организационному
направлению): 1989-1990 гг. — из КПСС вышли
компартии прибалтийских республик, в
1990 г. — создана компартия РСФСР. В июле
1990 г. состоялся последний 28 съезд КПСС,
на котором была одобрена платформа
демократического социализма. Апрельский
(1991 г.) Пленум ЦК КПСС выявил значительные
идейные разногласия в руководстве
компартии.
В
партии и обществе усилилась критика
проводимого М.С.Горбачевым курса по
реформированию советского общества.
Нельзя сказать, что в этой ситуации
народ безмолвствовал. На Всесоюзном
референдуме он высказал большинством
голосов за сохранение Союза. Весной
1991 г. правительства 13 союзных республик
подписали «Антикризисную программу
совместных действий». Однако у
политических лидеров республик имелись
свои планы. Б.Н.Ельцин добивался полной
независимости и суверенитета России.
Л.М.Кравчук (Украина), С.Н.Шушкевич
(Белоруссия), С.Ниязов (Туркмения) не
рисковали противоречить Горбачеву и
курс на суверенитет вели скрытно.
Н.Назарбаев (Казахстан), И.Каримов
(Узбекистан) и А.Муталибов (Азербайджан)
однозначно высказывались за обновленную
федерацию. Таким образом, действия
экономических и политических лидеров
союзных республик были разнонаправлены.
Процесс формирования
обновленного Союза был прерван в августе
1991 г. трагическими событиями в Москве,
так называемым «делом ГКЧП». После
провала августовского путча судьба
Союза была фактически предрешена. 23
августа 1991 г. деятельность компартии
на территории России была приостановлена,
а в ноябре и вовсе запрещена.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
52 Внутренняя политика СССР в годы перестройки
После смерти Л. И. Брежнева во главе партийного и государственного аппарата встал генеральный секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов. Сменил его в феврале 1984 г. К. У. Черненко. После смерти К. У. Черненко, в марте 1985 г., генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев. С деятельностью нового генсека связан период жизни страны, получивший название «перестройка».
Основной задачей стало остановить распад системы «государственного социализма». Разработанный в 1987 г. проект реформы предполагал:
1) расширить хозяйственную самостоятельность предприятий;
2) возродить частный сектор экономики;
3) отказаться от внешнеторговой монополии;
4) сократить число административных инстанций;
5) в сельском хозяйстве признать равенство пяти форм собственности: колхозов, совхозов, агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств.
Постановление 1990 г. «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике».
В стране усилились инфляционные процессы, вызванные дефицитом бюджета.
Новое руководство РСФСР (Председатель Верховного совета – Б. Н. Ельцин) разработало программу «500 дней», предполагавшую децентрализацию и приватизацию государственного сектора экономики.
Политика гласности, о которой впервые было заявлено на ХХVI съезде КПСС в феврале 1986 г., предполагала:
1) смягчение цензуры над средствами массовой информации;
2) публикацию запрещенных прежде книг и документов;
3) массовую реабилитацию жертв политических репрессий, в том числе крупнейших деятелей советской власти 1920—1930-х гг.
В стране в кратчайшие сроки появились СМИ, свободные от идеологических установок. В политической сфере был взят курс на создание постоянного парламента и социалистического правового государства. В 1989 г. прошли выборы народных депутатов СССР, и был создан съезд народных депутатов. Формируются партии со следующими направлении:
1) либерально-демократическая;
2) коммунистическая партии.
В самой КПСС явно обозначились три течения:
1) социал-демократическое;
2) центристское;
3) ортодоксально-традиционалистическое.
Читайте также
Глава 15 СССР в годы «перестройки» (1985–1991)
Глава 15
СССР в годы «перестройки» (1985–1991)
После смерти в ноябре 1982 г. Л. И. Брежнева на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран Ю. В. Андропов. Новый советский лидер попытался направить экономическую стратегию государства на интенсификацию производства, повышение
§ 3. Внутренняя и внешняя политика в годы войны
§ 3. Внутренняя и внешняя политика в годы войны
Мобилизация народного хозяйства. Главным фактором коренного перелома в войне на советско-германском фронте стала завершившаяся к середине 1942 г. перестройка тыла на военный лад. На выпуск военной продукции было переключено
§ 3. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ ВАСИЛИЯ III
§ 3. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ ВАСИЛИЯ III
Для того чтобы понять особенности правления Василия III Ивановича (1479 — 1533), необходимо проанализировать подход нового великого князя к общегосударственным интересам. Дмитрий-внук служил государству: он не имел
45. Внешняя и внутренняя политика СССР в середине 1950-х – начале 1960-х гг
45. Внешняя и внутренняя политика СССР в середине 1950-х – начале 1960-х гг
В общественно-политической сфере последние годы правления И. В. Сталина (1945–1953 гг.) были ознаменованы укреплением тотального контроля над духовной жизнью страны.В военные годы появилась новое
54. Внешняя политика СССР в годы перестройки
54. Внешняя политика СССР в годы перестройки
На рубеже 1987–1988 гг. возникает новая внешнеполитическая доктрина, получившая название «новое политическое мышление». Основными принципами нового внешнеполитического курса были:1) отказ от фундаментального вывода о расколе
22.5. Августовский путч 1991 г. Распад СССР и крах перестройки
22.5. Августовский путч 1991 г. Распад СССР и крах перестройки
Часть высшего партийно-государственного руководства, недовольная политикой М.С. Горбачева последних лет перестройки, восприняла приближающееся подписание нового союзного договора как угрозу существованию
СССР до «перестройки» политической и экономической систем
СССР до «перестройки» политической и экономической систем
Политическая система является важнейшей частью надстройки над экономическим базисом. В Конституции СССР 1977 г. закреплялась роль и место КПСС в политической системе страны. «…КПСС существует для народа и служит
1. Внутренняя политика
1. Внутренняя политика
1.1. Первый этап борьбы за власть в послесталинском руководстве: устранение Л.П. Берии
Сталин умер 5 марта 1953 г. Его ближайшие соратники быстро оттеснили от власти более молодых функционеров, введенных в высшие органы партии на XIX съезде КПСС.
63 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В ПРЕДВОЕННЫЕ ГОДЫ
63 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В ПРЕДВОЕННЫЕ ГОДЫ
После оккупации в 1939 г. Германии всей Чехии Советский Союз оказался в крайне сложной ситуации.Переговоры военных миссий Англии, Франции и СССР оказались безуспешными. А. Гитлер, уже принявший решение о начале войны с Польшей,
67 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
67 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
Поражение стран континентальной оси в войне коренным образом изменило соотношение сил в мире. СССР превратился в одну из ведущих мировых держав, без которой не решался ни один вопрос международной жизни.Однако господство и
72 ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА СССР В ГОДЫ ПЕРЕСТРОЙКИ
72 ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА СССР В ГОДЫ ПЕРЕСТРОЙКИ
В 1985 г. политическое лидерство в стране перешло к М. С. Горбачеву, решившемуся на широкое экономическое и политическое реформирование страны. Перемена курса предполагала соединение социализма и демократии, улучшение
Тема 77 СССР в годы «перестройки» (1985–1991). Политические, экономические и культурные преобразования
Тема 77 СССР в годы «перестройки» (1985–1991). Политические, экономические и культурные преобразования
ПЛАН1. Предпосылки реформ.1.1. Экономические.1.2. Политические.1.3. Социальные и духовные.1.4. Внешнеполитические.2. Реформа политической системы.2.1. Задачи «перестройки».2.2.
5. Заключительный этап «перестройки». Распад СССР и коммунистической системы
5. Заключительный этап «перестройки». Распад СССР и коммунистической системы
5.1. Начало дезинтеграционного процесса на территории СССР.• Национальное направление этого движения было представлено Народными фронтами союзных республик (Эстонии, Латвии, Литвы, Армении,
Тема 78 Внешняя политика СССР в годы «перестройки»
Тема 78 Внешняя политика СССР в годы «перестройки»
ПЛАН1. Изменения во внешней политике.1.1. Основные приоритеты во внешнеполитической деятельности СССР.1.2. Концепция «нового политического мышления».2. Проблема «Восток – Запад» в международных отношениях.2.1.
История
России 11 класс
Задание
1: анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения
с привлечением знаний курса
В
исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются
различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Внешняя
политика в период руководства СССР Л.И. Брежнева способствовала укреплению
международных позиций страны».
Используя
исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную
точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответы:
аргументы в
подтверждение, например:
—
—
содержание
«доктрины Брежнева» определило эффективную стратегию отношений СССР с
социалистическими странами, укрепило социалистический лагерь, где СССР играл
ключевую роль;
—
разработанная
на рубеже 1960–1970-х гг. Программа мира вызвала положительный резонанс в США и
странах Западной Европы;
—
в
соответствии со своей новой доктриной внешней политики СССР стал одним из
инициаторов работы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе,
Заключительный акт которого закрепил политические и территориальные итоги
Второй мировой войны, определил принципы взаимоотношений между
государствами-участниками;
—
достигнув
к концу 1960-х гг. значительного дипломатического и военного потенциала,
Советское государство заключило в первой половине 1970-х гг. несколько значимых
договоров о сотрудничестве между СССР и странами Западной Европы;
—
в
первой половине 1970-х гг. было подписано несколько договоров между СССР и США,
направленных на недопущение мировой войны (договор по ПРО, договор ОСВ-1,
«Основы взаимоотношений между СССР и США»), что способствовало повышению
авторитета СССР в мире;
аргументы в опровержение,
например:
—
—
заложенный
в «доктрине Брежнева» принцип «ограниченного суверенитета» подорвал доверие
демократически настроенных граждан социалистических стран по отношению к СССР;
—
принятие
Программы мира не привело к прекращению гонки вооружений между СССР и странами
НАТО во главе с США;
—
ввод
войск Организации Варшавского договора в Чехословакию
в 1968 г. вызвал критику со стороны мировой демократической общественности,
ударил по международному престижу СССР;
—
ввод
войск СССР в Афганистан нарушил баланс внешнеполитических сил, вызвал ответные
действия стран Запада, обострил «холодную войну».
Задание
2: анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения
с привлечением знаний курса
В
исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются
различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных
точек зрения, существующих в исторической науке.
«Экономическая
политика российского правительства в начале 1990-х гг., известная как
«шоковая терапия», способствовала преодолению кризисных явлений в
экономике».
Используя
исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную
точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении
аргументов обязательно используйте исторические факты.
аргументы в подтверждение, например:
– либерализация торговли и отпуск цен
позволили насытить рынок товарами и продуктами первой необходимости
и ликвидировать угрозу голода;
– ваучерная приватизация
государственной собственности, начатая в этот период, положила начало процессу
формирования слоя собственников;
– сокращение государственных расходов
бюджета на закупки вооружения высвобождало средства для инвестиций в рыночные
проекты;
– «отпуск цен» в ходе «шоковой
терапии» обеспечил ликвидацию «денежного
навеса» (избытка денежной массы в сфере обращения) и баланс
функционирования рынка;
– либерализация торговли
содействовала развитию российского рынка в сфере импортных операций;
– ваучерная приватизация заложила
основы для возникновения мелкого и среднего предпринимательства, что
способствовало оживлению экономической деятельности, наполнению рынка товарами,
снижению остроты проблемы занятости, увеличению доходов некоторых слоёв
населения;
аргументы в опровержение,
например:
– отпуск цен привёл к
беспрецедентному их росту в сфере потребительского рынка, оптового рынка на
продукцию промышленных предприятий, к росту закупочных цен на
сельскохозяйственную продукцию, росту тарифов на коммунальные и другие услуги;
– политика «шоковой терапии»,
приведшая к резкому падению реальных доходов населения и обесценивание денежных
накоплений в банке, сузила внутренний потребительский рынок, что обострило
кризисные явления в экономике;
– в
результате либерализации внешнеэкономической деятельности импорт
товаров стал основным источником формирования
внутреннего рынка продовольствия и товаров, не выдерживавших конкуренции,
наводнения его некачественной продукцией;
– отсутствие правовой базы,
таможенного контроля со стороны государства, чёткой системы налогообложения
способствовали созданию спекулятивных капиталов;
– отсутствие строгой регламентации
приватизационной деятельности со стороны государства привело к формированию крупных капиталов в сырьевых отраслях страны и
бесконтрольному вывозу их за рубеж, что резко сократило бюджетные доходы
и обострило кризис производства;
– часть ваучеров, вложенных в акции
чековых инвестиционных фондов (ЧИФ), стала объектом финансовых махинаций,
породив неплатёжеспособных собственников, рост количества теневых сделок в
финансовой и других сферах экономики;
– политика «шоковой терапии»
содействовала формированию «быстрых» капиталов в среднем и малом бизнесе в
сфере услуг, пищевой промышленности, но не в наукоёмких отраслях
промышленности.
Задание
3: анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения с
привлечением знаний курса
В
исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются
различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных
точек зрения, существующих в исторической науке.
«Политика
гласности, проводимая властью в годы «перестройки», благоприятно
сказалась на духовной и общественно-политической обстановке в стране».
Используя
исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную
точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении
аргументов обязательно используйте исторические факты.
аргументы в
подтверждение, например:
– усилился общественный интерес к текущей политике и
прошлому страны, что способствовало активизации гражданской позиции
большинства населения;
– во
многом благодаря гласности усилились позиции Русской Православной Церкви и
других конфессий на территории СССР;
– политика
гласности способствовала переосмыслению обществом прошлого страны, пробудила
интерес к истории;
– политика
гласности способствовала ознакомлению советских людей с культурными
достижениями стран Запада;
– возник
постоянный «диалог» общества с властью в форме обращений, телевизионных дебатов
и т.п., возросло влияние общественного мнения на власть;
аргументы в опровержение, например:
– политика
гласности способствовала радикализации мнений по различным актуальным вопросам,
вызвавшей идейный раскол в обществе;
– формирование
национальных партий в республиках СССР, распространение идей сепаратизма;
– средства
массовой информации, ставшие мощным инструментом в борьбе разных политических
сил, содействовали напряжению общественно-политической ситуации в стране;
– фактическая
ликвидация цензуры способствовала появлению в печати, кино и на телевидении
различных низкохудожественных произведений;
– открытость
Западу привела к распространению в СССР массовой западной культуры, в том числе
антисоветского, антикоммунистического содержания, что ослабляло власть,
подрывало авторитет КПСС;
– отказ
от цензуры в ходе реализации политики гласности способствовал росту
национализма, в том числе в его радикальном выражении
(общество «Память», Народные фронты в союзных республиках);
– отсутствие
цензуры обеспечило антисистемным силам возможность дискредитировать действия
власти, историческое прошлое страны;
– получили распространение нетрадиционные культы и верования,
в том числе агрессивного сектантского толка.
Аргументы в подтверждение:
— Благодаря гласности граждане СССР
смогли прикоснуться к огромному пласту духовной культуры, скрытому прежде цензурой
(например, был целиком издан роман «Мастер и Маргарита»). Прогресс в духовной сфере
является частью прогресса всего общества и государства.
— Были реабилитированы сотни тысяч жертв
сталинских репрессий. Это вернуло их родственникам доверие к государству.
— Демократизация помогла выдвинуться
новым лидерам – например, Григорию Явлинскому, который отстаивал политику более
глубоких экономических реформ.
— Политика демократизации и гласности
нравилась народу, на некоторое время это увеличило уровень доверия к Горбачёву,
позволило ему продолжить необходимые реформы.
— Гласность позволила бороться с наиболее
одиозными советскими чиновниками, решать проблемы граждан путём их широкой огласки.
Аргументы в опровержение:
— Гласность сделала возможной пропаганду
национализма и сепаратизма, это увеличило социальное напряжение и привело к вооруженным
конфликтам (например, между Арменией и Азербайджаном вокруг Нагорного Карабаха).
— Обнародование информации о преступлениях
советской власти (например, новые данные о расстрелах в период «большого террора»)
подрывало веру населения в саму советскую систему и коммунистическую идеологию,
настраивало граждан против государства, которое так и погибло в 1991 году.
— Свобода СМИ привела к появлению сомнительных
материалов. Например, громадную популярность приобрели выступления «экстрасенса»
Кашпировского, «лечившего» людей через телевизор. Это свидетельствует о деградации
духовной сферы.
— Демократизация привела к появлению
деятельной оппозиции союзному правительству (например, «Межрегиональная группа»).
Это затрудняло управление страной, приводило к двоевластию на многих уровнях (например,
«война законов» 1990 года).
— Реализация республиками СССР права
на национальное самоопределение происходила исключительно в форме их стремления
к суверенитету и вела к фактическому распаду союзного государства (который свершился
в 1991 году) и разрушению экономических связей.
Источник: НезЛО Антона Чубукова