19 октября 2017
Записки мастера. Если с «ногами» оторвало «пятак»
Привет!
Давайте разбираться, что это за ноги, что за пятаки и что с ними делать. Пятаками часто называют контактные площадки на плате, на которые припаиваются ноги элементов. Сами «пятаки» – это чаще всего просто пластинка из медной или латунной фольги, которой оканчивается токопроводящая дорожка на плате.
Ноги — это ножки элементов, которыми элемент припаивается к пятакам.
При неаккуратном использовании, подразумевающем сильное механическое воздействие, элемент может оторваться от платы, вырвав при этом ту самую контактную площадку и сделав восстановление либо более проблематичным, либо нецелесообразным.
О того, как именно проходят дорожки на плате, зависит и сложность ремонта.
Для таких работ я использую бинокуляр. Но если бинокуляра нет, легко можно обойтись и лупой, так как элементы не настолько мелкие.
Сегодня у нас на ремонте простейший китайский планшет, который очень настойчиво хотели зарядить и, не рассчитав силы, вырвали разъем зарядки, что называется, «с мясом».
Удивителен не сам факт повреждения, а то, что при таком варварском обращении пострадало только две контактных площадки. Повезло.
Хозяин планшета сказал, что обратился в пару мастерских и ему либо отвечали, что не могут сделать, либо называли сумму в половину стоимости планшета. В итоге он отдал планшет мне на эксперименты за символические 500 руб. Если все пройдет удачно, этот планшет станет отличным автомобильным навигатором.
Ну что ж, будем реанимировать.
Ремонт
Для этого сначала оценим фронт работ.
Выглядит все не очень красиво.
Для начала зачищаем место предстоящей пайки, убирая все лишнее, и смотрим, реально ли восстановить контакт. Нам повезло, дорожка проходит по поверхности платы, и добраться до нее будет несложно.
Для начала счищаем лишний лак, обнажая дорожку, к которой будем подпаиваться.
После этого нам понадобится тонкий проводок, который затем и будет выполнять роль «пятака».
Я взял обычный многожильный провод и распустил его, выдернув одну жилу.
Фото полученного провода, с которым придется работать.
Провод в сравнении с тонкой швейной иглой.
Лудим зачищенный конец дорожки, а затем подпаиваем нашу жилу так, чтобы ее конец оказался на месте утраченного пятака. Лишнее не обрезаем, а сворачиваем в кольцо, создавая новую площадку. На самом деле, можно этого не делать, так как хватит и самого проводка.
После этого берем новый разъем, предварительно купленный в магазине запчастей за целых 23 рубля, и, закрепив, пропаиваем.
Вуаля! Всё готово.
Вот тут я вынужден извиняться и посыпать голову пеплом, так как за такое качество работ я сам себе с удовольствием вырву руки. Небольшим оправданием может служить только то, что перед финальной пайкой разъема у меня сгорел паяльник, обдав меня огромным снопом искр и брызнув остатками расплавленного корпуса на пол. До сдачи статьи в «печать» оставалось меньше часа, и мне пришлось мастерить паяльник из скрепки и зажигалки, и заканчивать начатое. Это безобразие и порнография будет переделана в самое ближайшее время (самому смотреть противно).
В связи с качеством проделанных работ, и для искупления вины, придется купить себе такие штаны
Еще один момент. который меня смущал — родная батарея на 2600 мАч. Думаю, этого будет маловато для роли навигатора. Сделаем апгрейд, поставив батарею емкостью 4000 мАч. Влезает она сюда прямо впритык.
В итоге имеем реанимированный планшет с увеличенной батареей, который теперь будет навигатором. Осталось только вспомнить, у кого из друзей нет в машине навигатора, чтобы осчастливить его таким незамысловатым подарком.
Пара слов вместо заключения
Многие предпочитают не заморачиваться подобным ремонтом, так как в данном случае стоимость потраченного времени оказывается слишком высокой по отношению к стоимости устройства. Но если делать такое для себя, то почему бы и нет. Главное, пользоваться качественными паяльниками, не пренебрегать защитой и всегда иметь под рукой запасной инструмент. Всем неломающейся техники!
Как востановить оборваные пятаки, несколько примеров из жизни:
-От пятака остаётся всегда маленький медный «пистон». Вокруг него остроконечным скальпелем углубляешь слегка лунку, оставшуюся от пятака. При этом «пистон» начинает как бы возвышаться над поверхностью лунки. Лудишь его острым паяльником. Соответствующий шарик на микросхеме желательно сделать немного большим, чем остальные. Флюс должен быть хорошим.
-корябай глубже — во втором слое иакой же пятак, который и соединялся с оторванным пятаком с помощью этого пистона. Там и площадь побольше. Капай немного пасты BGA и грей, потом шарик можно оставить так — он не помешает при установку БГАшки, а можно расплющить. А дорогу подходящую к оторванному пятаку лужу и также капаю немного пасты, затем грею и все — шарик БГАшки соединится с этим шаром. Только этот шарик должен быть на порядок меньше чем у микрухи.
-аккуратно наношу пасту на углубление, прогреваю — образуется маленький шарик и ставлю БГА .
-где оторваны пятаки окуратно иголкой ковыряешь до слоя куда идёт пистон потом немного флюса, небольшой кусочек олова и греешь феном, а с оторваными дорожками поступаю так: зачищаю оставшийся кончик скальпелем припайваю тонкий проводок потов немного флюса и грею феном, чтобы проволочка встала точно как дорожка, когда микросхему ставишь шарики на ней распловляются и отлично обволакивают проводок так что шарики на микросхеме делать меньше не обязательно
-Я делаю так: Береш проводок от оплетки которой снимают припой или любой тонкий проводок медный, Ковыряеш пятак чтобы найти хоть немного остатка от пятака и на паяльную кислоту. Проверено.
Если надо дорожку подальше протянуть отлично подходит провод от наушников( не очень дешовых, или гарнитуры) там многожильные провода разных цветов(красный, зелёный, и с безцваетным лаком) берёшь одну жилу, она очень тонкая, изолированая (лаком) и гибкая, лудить можно не зачищая, просто прогреваешь.Можно закрепить его к плате суперклеем, очень маленьким количеством.Кстати суперклеем можно воспользоваться и при восстановлении дорожек и пятаков как лаком, только с количествами аккуратней надо.
-Я приспособился восстанавливать пятаки следующим образом, хотя кому то данный способ может показаться муторным и несовсем надёжным:для работы использую микроскоп, острый паяльник, хороший флюс , пасту, медицинскую иглу, и тело какого нибудь трупа(плату).Если оторван поверхностный пятак -зачищаю немного край оборванной дорожки(на плате) ,залуживаю паяльником(припоя на дорожке должно быть как можно меньше).С трупняка , аккуратно нагрев паяльником снимаю пятак с «хвостом» («хвост» необходимо залудить с обратной стороны). Он должен ложиться внахлёст на оборванную дорожку на плате. Затем придерживая «трансплантант» иголкой, а лучше зубочисткой припаиваем его к подготовленной дорожке на плате.
Если оторванный пятак «внутренний» очищаю площадку вокруг пистона и залуживаю острым паяльником внутренний пятак(пастой и феном у меня это получается плоховато — может боюсь перегреть дорожки на поверхности платы).Горка олова должна быть как можно больше.Зате как и в первом случае снимаю пятак с трупа , залуживаю с обратной стороны и припаиваю аккуратно на бугорок.Желательно что бы «наш пятак»был на одном уровне с остальными, для этого либо срезаем часть олова с бугорка, либо наверх «нашего пятака»лепим ещё один. Таким образо восстанавливал Сименсы, Самсунги , Нокии в последних внутренние проводники(уходящие в плату)немного хитрее. Буду рад если кому то это пригодится.Если кого то заинтересуют какие либо тонкости — спрашивайте. Всего хорошего
— 2 — 3 пятака, воссановить не проблема. Если контакт пятака во 2 слое аккуратненько его зачисти, затем не большой кусочек пасты, прогрей паяльником до образования шара и осторожно расплющи, что бы был ровным (как пятак). В от если пятак сверху оторвался тут сложнее — отслеживай дорогу и кидай от туда контакт проволочкой (желательно изолированной) осторожно прокладывай до оборванного пятака. Облуживай конец чуть плющи, закрепляй и сади проц.
-если оторван просто пятак но проводник от него уходит во второй слой обычно при внимательном рассмотрении видно наличие оборванного пистона
я делаю следуюшим образом
остро заточенной иголкой (у меня зуботехнические те чем дантисты в зубах ковыряют такие большие с рукоятками )
очень аккуратно снимаем слой диэлектрика до появления медного пятака во втором слое не знаю конечно но на семенах он точно появляется затем этот пятак залуживаем
а потом я беру маленькие шарики припоя которые обычно остаются на трафарете носле неаккуратного нанесения пасты
добавляю на каждый зачищенный пятак и феном расплавляю
короче надо добавлять примерно столько чтобы сравнять по толшине с уровнем не битых пятаков
с оторванными дорогами на ваш выбор можете восстанавливать тонкой проволокой 0.07-0.08 мм
или берете перегретый паяльник и с дохлого тела аккуратно снимаете дорожку похожей конфигурации и ставите на место оторванной
Опишу, как мы восстанавливаем пятаки под БЖА, может, кому и поможет, если что-то не так — не судите строго, дополнения приветствуются.
Под БЖА микросхемами пятаки могут быть следующих видов:
1.Пустые — это определить можно под микроскопом (к ним не подходят проводники) или можно уточнить по схеме, они обрываются чаще всего. Соответственно их восстанавливать не нужно.
2.Те, к которым проводник подходит с нижних слоев — как правило, остается металлизация переходного отверстия — к ней и будем паяться.
3.Те, к которым проводник подходит на поверхности — наиболее сложный вариант, необходимо использовать дополнительные проводники.
Прежде чем приступить к восстановлению, необходимо иметь: микроскоп типа МБС-9, МБС-10, ОГМЭ-ПЗ (стереоскопический, с небольшим увеличениям, бинокулярный с большим фокусным расстояниям), скальпель со сменными лезвиями (или что-то подобное, чтобы зачищать дорожки и ковырять плату — мы используем фирмы Proskit), паяльник с тонким жалом, остальное найдется в любого из нас.
Самое главное нужно иметь много время, желания, «прямые руки», трезвый ум, АКУРАТНОСТЬ.
2. Пятаки этого типа восстановить наиболее просто. Берем скальпель и зачищаем переходное отверстия сверху и снаружи по кругу, желательно процарапать к слою, где будет соединятся переходное отверстия с внутренней дорожкой. Дальше берем небольшое количество паяльной пасты для накатки шариков (соизмеримое с объемом процарапанного углубления в плате), нагреваем паяльной станцией до образования на месте оторванного пятака небольшого шарика, высота которого немного больше уровня платы. Скальпелем срезаем, сцарапаем, розвальцовуем этот шарик, стараясь его высоту подровнять под уровень других не оборванных пятаков на плате, а также увеличить диаметр полученного пятака до диаметра обычных.
Смываем остатки флюса и переходим к восстановлению следующих пятаков.
3. Проводники находятся сверху, пятаки обычно обрываются по краю пятака.
Тут необходимо найти и подготовить дополнительный проводник:
-Если мы восстанавливаем пятаки под микросхемами с крупным шагом и большими пятаками (например, сименсы 25, 35, 45, даже 55) в качестве его можно использовать одну жилку с тонкого МГТФа (мы используем самый тонкий, кажется 0,03 мм2), предварительно его залудив,
-Если необходимо восстановить пятаки под мелкими БЖА (например, сименсы х65), необходимо использовать более тонкие проводники (самый простой вариант — с неисправного динамика сименса С55), если провод в лаковой изоляции — то его необходимо зачистить и залудить — протягивая его между паяльником и бумажным листом с флюсом.
Зачищаем проводник, который когда-то подходил к оборванному пятаку на необходимую длину (если рядом нет других пятаков, то необходимо зачистить на большую длину для лучшей устойчивости припаянного проводника во время пайки БЖА), залуживаем проводник и напаиваем подготовленный дополнительный проводник на него, стремясь припаять на наибольшей длине и не увеличивать сильно высоту дорожки по сравнению с платой. На месте оборванного пятака желательно сделать небольшое кольцо (по диаметру пятака) из дополнительного проводника для повышения устойчивости во время пайки БЖА и для повышения площади соприкосновения шарика. Аккуратно смываем остатки флюса, так чтобы не сдвинуть проводники.
При большом количестве оборванных пятаков в одном месте, необходимо защитить напаиваемые проводники от слипания с соседними пятаками и дорожками, а также их закрепить — это можно сделать с помощью тонкого слоя термоустойчивого лака.
4.Последний заключительный этап — установка на место БЖА, здесь необходимо точно позиционировать микросхему, при установке сильно не двигать ее и не прижимать.
При неудачном результате необходимо повторить все или часть своих действий. Если и после нескольких раз ничего не получается то: или проблема не только в оторванных пятаках, или их слишком много, или недостаточно опыта, или нужно «искать забор для выравнивания кривых рук» (шутка)…
Помните про аккуратность.
Если что-то не так (или это можно сделать по-другому, есть какие-то рекомендации, советы, вопросы) — пишите, дополняйте, спрашивайте на форумах. Я думаю, этот текст хотя бы чуть поможет начинающим, уменьшится количество глупых вопросов.
Макс Любин
Давайте разбираться, что это за ноги, что за пятаки и что с ними делать. Пятаками часто называют контактные площадки на плате, на которые припаиваются ноги элементов. Сами «пятаки» – это чаще всего просто пластинка из медной или латунной фольги, которой оканчивается токопроводящая дорожка на плате.
Ноги — это ножки элементов, которыми элемент припаивается к пятакам.
При неаккуратном использовании, подразумевающем сильное механическое воздействие, элемент может оторваться от платы, вырвав при этом ту самую контактную площадку и сделав восстановление либо более проблематичным, либо нецелесообразным.
О того, как именно проходят дорожки на плате, зависит и сложность ремонта.
Для таких работ я использую бинокуляр. Но если бинокуляра нет, легко можно обойтись и лупой, так как элементы не настолько мелкие.
Сегодня у нас на ремонте простейший китайский планшет, который очень настойчиво хотели зарядить и, не рассчитав силы, вырвали разъем зарядки, что называется, «с мясом».
Удивителен не сам факт повреждения, а то, что при таком варварском обращении пострадало только две контактных площадки. Повезло.
Хозяин планшета сказал, что обратился в пару мастерских и ему либо отвечали, что не могут сделать, либо называли сумму в половину стоимости планшета. В итоге он отдал планшет мне на эксперименты за символические 500 руб. Если все пройдет удачно, этот планшет станет отличным автомобильным навигатором.
Ну что ж, будем реанимировать.
Ремонт
Для этого сначала оценим фронт работ.
Выглядит все не очень красиво.
Для начала зачищаем место предстоящей пайки, убирая все лишнее, и смотрим, реально ли восстановить контакт. Нам повезло, дорожка проходит по поверхности платы, и добраться до нее будет несложно.
Для начала счищаем лишний лак, обнажая дорожку, к которой будем подпаиваться.
После этого нам понадобится тонкий проводок, который затем и будет выполнять роль «пятака».
Я взял обычный многожильный провод и распустил его, выдернув одну жилу.
Фото полученного провода, с которым придется работать.
Лудим зачищенный конец дорожки, а затем подпаиваем нашу жилу так, чтобы ее конец оказался на месте утраченного пятака. Лишнее не обрезаем, а сворачиваем в кольцо, создавая новую площадку. На самом деле, можно этого не делать, так как хватит и самого проводка.
После этого берем новый разъем, предварительно купленный в магазине запчастей за целых 23 рубля, и, закрепив, пропаиваем.
Вуаля! Всё готово.
Вот тут я вынужден извиняться и посыпать голову пеплом, так как за такое качество работ я сам себе с удовольствием вырву руки. Небольшим оправданием может служить только то, что перед финальной пайкой разъема у меня сгорел паяльник, обдав меня огромным снопом искр и брызнув остатками расплавленного корпуса на пол. До сдачи статьи в «печать» оставалось меньше часа, и мне пришлось мастерить паяльник из скрепки и зажигалки, и заканчивать начатое. Это безобразие и порнография будет переделана в самое ближайшее время (самому смотреть противно).
Еще один момент. который меня смущал — родная батарея на 2600 мАч. Думаю, этого будет маловато для роли навигатора. Сделаем апгрейд, поставив батарею емкостью 4000 мАч. Влезает она сюда прямо впритык.
В итоге имеем реанимированный планшет с увеличенной батареей, который теперь будет навигатором. Осталось только вспомнить, у кого из друзей нет в машине навигатора, чтобы осчастливить его таким незамысловатым подарком.
Пара слов вместо заключения
Многие предпочитают не заморачиваться подобным ремонтом, так как в данном случае стоимость потраченного времени оказывается слишком высокой по отношению к стоимости устройства. Но если делать такое для себя, то почему бы и нет. Главное, пользоваться качественными паяльниками, не пренебрегать защитой и всегда иметь под рукой запасной инструмент. Всем неломающейся техники!
Был замечательный частотник производства ABB. В результате «ядерного» взрыва вышел из строя блок с IGBT. Блок этот куплен и готов к установке, но мешает отсутствие контактных площадок.
Если кто сталкивался, подскажите, как правильно их восстановить? Если просто залить припоем, то рано или поздно контакты его продавят? Вырезать из медной пластины и припаять?
Дубликаты не найдены
Вырезать из медной фольги и припаять, с большим перекрытием поврежденных мест
Ну и на конфигурацию контактов модулей смотреть надо — переварят разную толщину площадок, или нет
Один пятачище оторван? Зачисть маску вокруг, облуди и припаяй медную полоску(оторви с текстолита) или кусок провода мгтф. Ерунда.
ерунда. просто одна голова хорошо, а миллион лучше. я пару постов всего создал, а уже со столькими хорошими людьми познакомился. и всегда идеи у людей лучше находятся, чем мой мозг создает.
почти 3,5 пятака
Это не пятаки — это пятачищщи!
Кстати, проверь транзисторы по питанию оптодрайверов, у меня сдохли 2 штуки. Долго их искал, т.к. ни схемы ни проекта платы нет. По питанию была КоЗа, звонил кучу всего и в конце концов пришлось на цепи питания (цепи выхода служебного источника питания на 12 В, кажись, не помню) подать напряжение от внешнего блока питания с стабилизацией тока, сначала малое напряжение и постепенно увеличивал, затем прощупывал по ходу следования цепей питания — что греется, нашлись эти два транзистора. В труднодоступном месте стоят, пришлось с вертикально впаянной платы отпаивать конденсаторы, чтоб до них добраться. После замены всё попёрло.
клей на БФ, приклеиваешь и пяльником прижимаешь. раньше так оторванные дороги приклеивали
а в чём ещё, по-вашему?
В моём случае сгорел IGBT-модуль (V1 на плате), сгорел от того, что одна из обмоток нагрузки (двигателя) стала замыкать на корпус. В модуле сгорел один транзистор, он за собой потянул цепи управления затвором, а именно, детали на плате по номерам: резистор R100 — 82,5Ом, диод V100 — BAT54S, конденсатор C150 — 2,2 мкФ, и оптодрайвер IGBT-ключа V103 — HCPL-0314. Кроме того, сгорели транзисторы, питающие оптодрайвер со стороны ключа, их позиционные обозначения я не помню, но помню тип — FMMT619 (n-p-n, SOT-23, 50 В, 2 А).
Автор |
|
|||
---|---|---|---|---|
Заголовок сообщения: Re: Методы восстановления оторванных пятаков
|
||||
Сообщения: 123 |
Тонкими проводами, под микроскопом. |
|||
|
|
|||
pasha_zv |
Заголовок сообщения: Re: Методы восстановления оторванных пятаков
|
Сообщения: 86 |
тонкими проводками, от шлейфа проводного идеально подходят, http://www.gsmbaza.ru/model1712/SonyEri … 8%ED%E0%EB а вот потом начинается шаманство. этот лак потом температуру прекрасно держит.
|
|
|
dadvitamin |
Заголовок сообщения: Re: Методы восстановления оторванных пятаков
|
Сообщения: 31 |
тоже использую маску, но пятаки восстанавливаю не проводками, а отрезаю пятаки с дорожками от не рабочих материнок. Потом клею куда нужно, получается очень даже не плохо.
У вас нет доступа для просмотра вложений:
|
|
|
zamena_led |
Заголовок сообщения: Re: Восстановление оторванных пятаков на платах.
|
Сообщения: 221 |
Есть у меня такие лаки прислали 5шт. называется Tank(в разг. называют китайская зеленка). Ультрафиолетом быстро засыхает, мин 20?А то я как-то феном пытался засушить… А дорожки каким клеем клеете, суперклеем не получается, моментом долго засыхает. Я в основном таким образом восстанавливаю. Чип перекатываю на безсвинец(оставляя пустыми без шариков относительно место оторванных пятаков) На чип где пустые вставляю безсвинец с меньшим диаметром ну допустим 5мм(это касается к чипам 0.5 и более). Потом на них провод паяю от кулера(может не тонкий по сравнении с нокии ) .Устанавливаю куда идут оторванные пятаки(иногда при помощи схемы) После установки чипа провода подпаиваю (этот метод относится только таким пятакам которые оторваны с краю) . К сожалению бесвинцовых шариков у меня имеются только 5мм,поэтому и чипы с малым шариком не пришлось восстановить. Бывают и пятаки оторваны по середине тут без лака не обойтись и уьтрафиолета . pasha_zv, ультрафиолетовую лампу где можно приобрести? Провода от шлейфа нокии или эриксона конкретно на каких моделях найти? |
|
|
Ciber SLasH |
Заголовок сообщения: Re: Восстановление оторванных пятаков на платах.
|
Сообщения: 7487 |
zamena_led писал(а): Ультрафиолетом быстро засыхает, мин 20? Я для надёжности 30-40 мин. держу под ультрафиолетом. zamena_led писал(а): А дорожки каким клеем клеете, суперклеем не получается, моментом долго засыхает. И дорожки на эту же зелёнку… http://mitsar-spb.ru/product_list/group_380751 (спросите у них, может они могут выслать по почте). |
|
|
MSF113 |
Заголовок сообщения: Re: Восстановление оторванных пятаков на платах.
|
Сообщения: 15129 |
УФ светодиод прикольней, и купить не не проблема.
|
|
|
pasha_zv |
Заголовок сообщения: Re: Восстановление оторванных пятаков на платах.
|
Сообщения: 86 |
касаемо проводов: зайди в любую мастерскую по сотикам, а касаемо приклеивания дорожек: есть клей БФ.
|
|
|
MSF113 |
Заголовок сообщения: Re: Восстановление оторванных пятаков на платах.
|
Сообщения: 15129 |
Еще (без мастерских) — провод из вторичной обмотки трансформатора инвертора (не мной придумано). Концы облуживаются в зверском флюсе для пайки металла.
|
|
|
dadvitamin |
Заголовок сообщения: Re: Восстановление оторванных пятаков на платах.
|
Сообщения: 31 |
MSF113 писал(а): Еще (без мастерских) — провод из вторичной обмотки трансформатора инвертора (не мной придумано). Концы облуживаются в зверском флюсе для пайки металла. а в чем именно лудите? Просто боюсь испортить жало всякого рода химией. |
|
|
MSF113 |
Заголовок сообщения: Re: Восстановление оторванных пятаков на платах.
|
Сообщения: 15129 |
Даже не знаю, что за хреновина, честно говоря. Шел в комплекте с паяльником, купленным в OBI. На нем написано — не для пайки электроники
|
|
|
Genadiy58 |
Заголовок сообщения: Re: Восстановление оторванных пятаков на платах.
|
Сообщения: 170 |
Да не морочьте себе голову экзотикой в виде лакированных проводов от чего либо.Жилка от Мгтф или от негодного шлейфа матрицы спасет ваше состояние и нервы.Лудиться нормально и диаметр устраивает.Вчера только на ASUS F5VL, под SIS 671 восстановил 32 пятака и на нем же 12 под ATI МГТФом и зеленкой.Ни каких проблем с лужением провода не было,все лудилось и паялось с помощью одного и того же RMA-223-UV.После запайки севера застопорился на D5.Снял север и под микроскоп.Оказалось пропустил еще один пятак.Подпаял его,поставил север и все покатилось.Это я к тому что снятие и постановка чипа происходила как в штатной ситуации и пятаки вели себя как родные,хотя я их паял на свинец.(ROHas вообще не признаю).Так что удачных ремонтов и меньше забиваете себе голову пустяками. |
|
|
MSF113 |
Заголовок сообщения: Re: Восстановление оторванных пятаков на платах.
|
Сообщения: 15129 |
Ну вообще то я обычно использую проводочки от оплетки коаксиального военного серебреного кабеля 50Ом 2 мм в диаметре. Но вряд ли у всех такой кабель есть.
|
|
|
Genadiy58 |
Заголовок сообщения: Re: Восстановление оторванных пятаков на платах.
|
Сообщения: 170 |
MSF113 писал(а): Ну вообще то я обычно использую проводочки от оплетки коаксиального военного серебреного кабеля 50Ом 2 мм в диаметре. Но вряд ли у всех такой кабель есть. Почему нет?Есть и 2мм и 1.5мм вместе с коаксиалами на концах.Кусочки правда короткие по 8-12см,но мне их на мясо пускать жалко.Я их использую по прямому назначению,редко но нужны в вч устройствах. |
|
|
MSF113 |
Заголовок сообщения: Re: Восстановление оторванных пятаков на платах.
|
Сообщения: 15129 |
Могу поделиться
|
|
|
balluu |
Заголовок сообщения: Re: Восстановление оторванных пятаков на платах.
|
Сообщения: 47 |
Чем приклеить пятак к плате? |
|
|
Genadiy58 |
Заголовок сообщения: Re: Восстановление оторванных пятаков на платах.
|
Сообщения: 170 |
А зачем?Делаешь на конце провода скобку или кольцо,укладываешь его в лунку от пятака.Провод паяешь к ближайшему месту необходимой дорожки.Потом все это дело обезжириваешь замазываешь зеленкой,оставляя нетронутым только скобку(кольцо) к которому в последствии будет паяться шар чипа.В последствии снимал чип по два-три раза все оставалось на месте. |
|
|
balluu |
Заголовок сообщения: Re: Восстановление оторванных пятаков на платах.
|
Сообщения: 47 |
Пятак не под чип,под шимку видео,зеленкой мазать места нет.Или можно не клеить контакт? |
|
|
Genadiy58 |
Заголовок сообщения: Re: Восстановление оторванных пятаков на платах.
|
Сообщения: 170 |
контакт можно не клеить,но зеленкой есть всегда где мазать.Провод то не под самой шимкой паяешь,а где нибудь подальше ,а возле шимки фиксируешь зеленкой.Под шимку провод желательно чуть приплюснуть молоточком на наковалке. |
|
|
az113 |
Заголовок сообщения: Восстановление пятаков на плате — кто как?
|
Сообщения: 186 |
Исторически знаю три способа, из них два использую сам. |
|
|
ars44 |
Заголовок сообщения: Re: Восстановление пятаков на плате — кто как?
|
Сообщения: 2980 |
Я делаю проверенным дедовским способом — тонюсенькими проволочками.
|
|
|
Ilyas |
Заголовок сообщения: Re: Восстановление пятаков на плате — кто как?
|
Сообщения: 58 |
az113 писал(а): Потому как проводки-то зеленкой залил — и гуд, но зеленка же под дорогами не затвердеет, ее же не облучит… использую тонкие проволчки. Загибаю по форме дорожки после того как один конец припаянк месту отрыва. После этого можно смело мазать зеленкой. Она еще будет сама удерживать за счет смачиваемости. |
|
|
az113 |
Заголовок сообщения: Re: Восстановление пятаков на плате — кто как?
|
Сообщения: 186 |
Ну так я тоже так делаю… |
|
|
Dim4ik69 |
Заголовок сообщения: Re: Восстановление пятаков на плате — кто как?
|
Сообщения: 35 |
az113 писал(а): Меня больше способ с кусками дорожек интересует — на горизонте одна машина где много-много восстанавливать надо… я думаю что такой способ аналогичен проволочкам, просто когда срезаешь дорогу с донора, то она во-первых плоская а не круглая, а во-вторых она в лаке(если аккуратно срезать), но в принципе даже если припаивать зачищенный кусочек дорожки, то «зачищенную» часть можно покрыть акриловым лаком |
|
|
az113 |
Заголовок сообщения: Re: Восстановление пятаков на плате — кто как?
|
Сообщения: 186 |
я имел в виду, чем приклеить дорогу… Сверху-то я ее спокойно зеленкой покрашу без проблем. |
|
|
sergei21 |
Заголовок сообщения: Re: Восстановление пятаков на плате — кто как?
|
Сообщения: 1292 |
БФ-2 из вики После горячей полимеризации создаёт малоэластичный шов с термостойкостью до 180 °C когда отрывались дорожки в теликах маг и. т. д. мазал и проводил паяльником сразу вроде держал.
|
|
|
Dim4ik69 |
Заголовок сообщения: Re: Восстановление пятаков на плате — кто как?
|
Сообщения: 35 |
az113 писал(а): я имел в виду, чем приклеить дорогу… Сверху-то я ее спокойно зеленкой покрашу без проблем. можно попробовать супер-клей, но от него, при нагреве, выделяются очень токсичные пары |
|
|
az113 |
Заголовок сообщения: Re: Восстановление пятаков на плате — кто как?
|
Сообщения: 186 |
Суперклей — это после высыхания обычный почти что акрил, со всеми вытекающими. |
|
|
Dim4ik69 |
Заголовок сообщения: Re: Восстановление пятаков на плате — кто как?
|
Сообщения: 35 |
ну тогда даже не знаю… просто припаять аккуратно что бы дорога «лежала» на плате, и в большинстве случаев схватится с шаром |
|
|
MSF113 |
Заголовок сообщения: Re: Восстановление пятаков на плате — кто как?
|
Сообщения: 15129 |
Я пробовал дорожки переставлять- муторно очень показалось. Найти такую же, отрезать, залудить, на место установить. При малейшей ошибке всё по новой. Отказался.
|
|
|
XPEHb. |
Заголовок сообщения: Re: Восстановление пятаков на плате — кто как?
|
Сообщения: 65 |
тонкие прода от динамиков мобилок и цапон лак он конечно не сильно термостойкий но одну посадку выдеживает легко и зачищаеться без броблем если наляпаеш |
|
|
Как восстановить пятаки
Последствием удара ноутбука могут стать отрывы основных микросхем, например, северного или южного мостов, видеочипа. Это обычно поддается ремонту, если чип не оторвался вместе с пятаками (контактные площадки в месте установки чипа). Для восстановления пятаков тоже существуют свои методы.
Вам понадобится
- — микроскоп;
- — паяльник;
- — скальпель.
Инструкция
Определите внешний вид пятака, чтобы узнать, нужно ли их восстанавливать. Если он пустой, к нему не подходят проводники. Если проводник подходит к пятаку с нижних слоев, на нем есть металлизация отверстия, к ней можно паяться. Также есть пятаки, к которым проводник соединяется на поверхности. Для их восстановления используйте дополнительные проводники.
Выполните восстановление пятака. Возьмите скальпель, зачистите переходное отверстие снаружи и сверху. Процарапайте до слоя, где соединяется переходное отверстие и внутренняя дорожка. Возьмите немного паяльной пасты, чтоб накатать шарики, нагрейте их, пока на месте оторванного пятака появится небольшой шарик, его высота должна быть немного больше, чем уровень платы. Срежьте, сцарапайте, развальцуйте этот шарик с помощью скальпеля. Подровняйте его высоту под уровень других пятаков, увеличьте его диаметр до обычных. Смойте остатки флюса, переходите к восстановлению пятаков, оставшихся оторванными от платы.
Найдите и подготовьте дополнительный проводник, если пятаки оборваны по краю, а проводник находится сверху. Если восстанавливать пятак под микросхемой с большим шагом и пятаками, вместо него можно использовать одну жилу с МГТфа, предварительно его залудите. Для восстановления пятаков под мелкими BGA, используйте более тонкие проводники. Если провод находится в лаковой изоляции, зачистите его и залудите, протяните между листом бумаги с флюсом и паяльником. Зачистите проводник, который был подключен к проводнику, залудите его, напаяйте дополнительный провод. Сделайте небольшое кольцо на месте оборванного пятака. Смойте остатки флюса, установите на место BGA. Точно позиционируйте микросхему, при ее установке не прижимайте ее и не двигайте.
Повторите свои действия, если результат оказался неудачным. Если не получилось и со второго раза, то проблема заключается не только в оторвавшихся пятаках, либо их слишком много и микросхема не подлежит восстановлению.
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Как воcстановить оборваные пятаки, несколько примеров из жизни:
-От пятака остаётся всегда маленький медный «пистон». Вокруг него остроконечным скальпелем углубляешь слегка лунку, оставшуюся от пятака. При этом «пистон» начинает как бы возвышаться над поверхностью лунки. Лудишь его острым паяльником. Соответствующий шарик на микросхеме желательно сделать немного большим, чем остальные. Флюс должен быть хорошим.
-корябай глубже — во втором слое иакой же пятак, который и соединялся с оторванным пятаком с помощью этого пистона. Там и площадь побольше. Капай немного пасты BGA и грей, потом шарик можно оставить так — он не помешает при установку БГАшки, а можно расплющить. А дорогу подходящую к оторванному пятаку лужу и также капаю немного пасты, затем грею и все — шарик БГАшки соединится с этим шаром. Только этот шарик должен быть на порядок меньше чем у микрухи.
-аккуратно наношу пасту на углубление, прогреваю — образуется маленький шарик и ставлю БГА .
-где оторваны пятаки окуратно иголкой ковыряешь до слоя куда идёт пистон потом немного флюса, небольшой кусочек олова и греешь феном, а с оторваными дорожками поступаю так: зачищаю оставшийся кончик скальпелем припайваю тонкий проводок потов немного флюса и грею феном, чтобы проволочка встала точно как дорожка, когда микросхему ставишь шарики на ней распловляются и отлично обволакивают проводок так что шарики на микросхеме делать меньше не обязательно
-Я делаю так: Береш проводок от оплетки которой снимают припой или любой тонкий проводок медный, Ковыряеш пятак чтобы найти хоть немного остатка от пятака и на паяльную кислоту. Проверено.
Если надо дорожку подальше протянуть отлично подходит провод от наушников( не очень дешовых, или гарнитуры) там многожильные провода разных цветов(красный, зелёный, и с безцваетным лаком) берёшь одну жилу, она очень тонкая, изолированая (лаком) и гибкая, лудить можно не зачищая, просто прогреваешь.Можно закрепить его к плате суперклеем, очень маленьким количеством.Кстати суперклеем можно воспользоваться и при восстановлении дорожек и пятаков как лаком, только с количествами аккуратней надо.
-Я приспособился восстанавливать пятаки следующим образом, хотя кому то данный способ может показаться муторным и несовсем надёжным:для работы использую микроскоп, острый паяльник, хороший флюс , пасту, медицинскую иглу, и тело какого нибудь трупа(плату).Если оторван поверхностный пятак -зачищаю немного край оборванной дорожки(на плате) ,залуживаю паяльником(припоя на дорожке должно быть как можно меньше).С трупняка , аккуратно нагрев паяльником снимаю пятак с «хвостом» («хвост» необходимо залудить с обратной стороны). Он должен ложиться внахлёст на оборванную дорожку на плате. Затем придерживая «трансплантант» иголкой, а лучше зубочисткой припаиваем его к подготовленной дорожке на плате.
Если оторванный пятак «внутренний» очищаю площадку вокруг пистона и залуживаю острым паяльником внутренний пятак(пастой и феном у меня это получается плоховато — может боюсь перегреть дорожки на поверхности платы).Горка олова должна быть как можно больше.Зате как и в первом случае снимаю пятак с трупа , залуживаю с обратной стороны и припаиваю аккуратно на бугорок.Желательно что бы «наш пятак»был на одном уровне с остальными, для этого либо срезаем часть олова с бугорка, либо наверх «нашего пятака»лепим ещё один. Таким образо восстанавливал Сименсы, Самсунги , Нокии в последних внутренние проводники(уходящие в плату)немного хитрее. Буду рад если кому то это пригодится.Если кого то заинтересуют какие либо тонкости — спрашивайте. Всего хорошего
— 2 — 3 пятака, воссановить не проблема. Если контакт пятака во 2 слое аккуратненько его зачисти, затем не большой кусочек пасты, прогрей паяльником до образования шара и осторожно расплющи, что бы был ровным (как пятак). В от если пятак сверху оторвался тут сложнее — отслеживай дорогу и кидай от туда контакт проволочкой (желательно изолированной) осторожно прокладывай до оборванного пятака. Облуживай конец чуть плющи, закрепляй и сади проц.
-если оторван просто пятак но проводник от него уходит во второй слой обычно при внимательном рассмотрении видно наличие оборванного пистона
я делаю следуюшим образом
остро заточенной иголкой (у меня зуботехнические те чем дантисты в зубах ковыряют такие большие с рукоятками )
очень аккуратно снимаем слой диэлектрика до появления медного пятака во втором слое не знаю конечно но на семенах он точно появляется затем этот пятак залуживаем
а потом я беру маленькие шарики припоя которые обычно остаются на трафарете носле неаккуратного нанесения пасты
добавляю на каждый зачищенный пятак и феном расплавляю
короче надо добавлять примерно столько чтобы сравнять по толшине с уровнем не битых пятаков
с оторванными дорогами на ваш выбор можете восстанавливать тонкой проволокой 0.07-0.08 мм
или берете перегретый паяльник и с дохлого тела аккуратно снимаете дорожку похожей конфигурации и ставите на место оторванной
Опишу, как мы восстанавливаем пятаки под БЖА, может, кому и поможет, если что-то не так — не судите строго, дополнения приветствуются.
Под БЖА микросхемами пятаки могут быть следующих видов:
1.Пустые — это определить можно под микроскопом (к ним не подходят проводники) или можно уточнить по схеме, они обрываются чаще всего. Соответственно их восстанавливать не нужно.
2.Те, к которым проводник подходит с нижних слоев — как правило, остается металлизация переходного отверстия — к ней и будем паяться.
3.Те, к которым проводник подходит на поверхности — наиболее сложный вариант, необходимо использовать дополнительные проводники.
Прежде чем приступить к восстановлению, необходимо иметь: микроскоп типа МБС-9, МБС-10, ОГМЭ-ПЗ (стереоскопический, с небольшим увеличениям, бинокулярный с большим фокусным расстояниям), скальпель со сменными лезвиями (или что-то подобное, чтобы зачищать дорожки и ковырять плату — мы используем фирмы Proskit), паяльник с тонким жалом, остальное найдется в любого из нас.
Самое главное нужно иметь много время, желания, «прямые руки», трезвый ум, АКУРАТНОСТЬ!!!
2. Пятаки этого типа восстановить наиболее просто. Берем скальпель и зачищаем переходное отверстия сверху и снаружи по кругу, желательно процарапать к слою, где будет соединятся переходное отверстия с внутренней дорожкой. Дальше берем небольшое количество паяльной пасты для накатки шариков (соизмеримое с объемом процарапанного углубления в плате), нагреваем паяльной станцией до образования на месте оторванного пятака небольшого шарика, высота которого немного больше уровня платы. Скальпелем срезаем, сцарапаем, розвальцовуем этот шарик, стараясь его высоту подровнять под уровень других не оборванных пятаков на плате, а также увеличить диаметр полученного пятака до диаметра обычных.
Смываем остатки флюса и переходим к восстановлению следующих пятаков.
3. Проводники находятся сверху, пятаки обычно обрываются по краю пятака.
Тут необходимо найти и подготовить дополнительный проводник:
-Если мы восстанавливаем пятаки под микросхемами с крупным шагом и большими пятаками (например, сименсы 25, 35, 45, даже 55) в качестве его можно использовать одну жилку с тонкого МГТФа (мы используем самый тонкий, кажется 0,03 мм2), предварительно его залудив,
-Если необходимо восстановить пятаки под мелкими БЖА (например, сименсы х65), необходимо использовать более тонкие проводники (самый простой вариант — с неисправного динамика сименса С55), если провод в лаковой изоляции — то его необходимо зачистить и залудить — протягивая его между паяльником и бумажным листом с флюсом.
Зачищаем проводник, который когда-то подходил к оборванному пятаку на необходимую длину (если рядом нет других пятаков, то необходимо зачистить на большую длину для лучшей устойчивости припаянного проводника во время пайки БЖА), залуживаем проводник и напаиваем подготовленный дополнительный проводник на него, стремясь припаять на наибольшей длине и не увеличивать сильно высоту дорожки по сравнению с платой. На месте оборванного пятака желательно сделать небольшое кольцо (по диаметру пятака) из дополнительного проводника для повышения устойчивости во время пайки БЖА и для повышения площади соприкосновения шарика. Аккуратно смываем остатки флюса, так чтобы не сдвинуть проводники.
При большом количестве оборванных пятаков в одном месте, необходимо защитить напаиваемые проводники от слипания с соседними пятаками и дорожками, а также их закрепить — это можно сделать с помощью тонкого слоя термоустойчивого лака.
4.Последний заключительный этап — установка на место БЖА, здесь необходимо точно позиционировать микросхему, при установке сильно не двигать ее и не прижимать.
При неудачном результате необходимо повторить все или часть своих действий. Если и после нескольких раз ничего не получается то: или проблема не только в оторванных пятаках, или их слишком много, или недостаточно опыта, или нужно «искать забор для выравнивания кривых рук» (шутка)…
Помните про аккуратность!!!
Если что-то не так (или это можно сделать по-другому, есть какие-то рекомендации, советы, вопросы) — пишите, дополняйте, спрашивайте на форумах. Я думаю, этот текст хотя бы чуть поможет начинающим, уменьшится количество глупых вопросов.
Обсудить на форуме
-
#1
Хотелось бы узнать кто как востанавливает пятаки если тот был случайно или по неосторожности оторван. Варианта два: 1)дорожка идет в верхнем слое, 2)дорожка во внутреннем слое. Кто как снимает излишки припоя с пятаков после отпайки микросхемы? Про оплетку и паяльник писать не надо. Может поделится кто секретами мастерства?
-
#2
хм.
припой снимаю оочень просто, мажу флюсом, добовляю лехгоплавкого припоя и собираю на паяльник. так же и с чипов. юзаю эту технологию 2 год.
Пятаки восстанавливаю так
если сверху то зачищаю скальпелем, отрезаю предворительно залуженую проловолу от катушки динамиков гдето 1-2mm (необходимой длинны) место контакта добовляю пару шариков пасты припоя и собсно акуратно нагреваю феном.
припой плавиться, проволочка и контак идеально спаиваются
с нижним слоем еще проще, акуратно расковыриваем скальпелем, ложем пару шариков припоя и греем )
-
#3
хм.
припой снимаю оочень просто, мажу флюсом, добовляю лехгоплавкого припоя и собираю на паяльник. так же и с чипов. юзаю эту технологию 2 год.Пятаки восстанавливаю так
если сверху то зачищаю скальпелем, отрезаю предворительно залуженую проловолу от катушки динамиков гдето 1-2mm (необходимой длинны) место контакта добовляю пару шариков пасты припоя и собсно акуратно нагреваю феном.
припой плавиться, проволочка и контак идеально спаиваютсяс нижним слоем еще проще, акуратно расковыриваем скальпелем, ложем пару шариков припоя и греем )
Спасибо. Я так понял что излишки припоя собираешь каплей припоя на конце жала. Интересно где такой скальпель взять, что им можно было АККУРАТНО пятаки расчищать? Я тут самой тонкой и острой иглой ковыряюсь под микроскопом и то как бревном
-
#4
ну просто скальпель, обычный, затачиваю его что бы конец был острый и усе.
просто цены ему нету
припой так и собираю.
-
#5
А расскажи про перекат бутерброда?
-
#6
Чем ровнее высота пятаков на плате, тем больше шансов, что микруха ко всем хорошо прилипнет. В идеале — что они вообще получились плоскими (см картинку) . Тогда и микросхема не будет с них съезжать вбок.
Паяльником так припой не соберёшь.
-
#7
дорожка во внутреннем слое. QUOTE]
есть у меня очень маленькое по диаметру сверлышко, им аккуратно высверливаю ямку до второго слоя, маленько пасты и грею.Получается красивый шарик.
-
#8
Снимаю остатки припоя оплеткой gootwick cp-15y 1,5мм предварительно намазав место сбора fluxplus ом потом ватной палочкой смоченой degreaser ом удаляю остатки флюса и грязи, главное-не нужно сильно давить паяльником на оплетку,ато
пятаки отваливаются.Пользуюсь таким способом,руку набил.
-
#9
Оторваные пятаки и дороги в первом слое делаю так-под микроскопом зачищаю дорожку,иголочкой,капаю FluxPlus,лужу паялом,припаиваю залуженый волосок от Мгтф затем чищу место от флюса,иголкой капаю супер клей на место пайки,далее волосок веду до лунки пятака,опять клею,в самой лунке делаю завиток,лужу,и припаиваю микруху,таким способом делаю порывы на бга хах,при пайке супер клей не дает отпаяться проводку,главное не торопиться,попробуйте,додумал сам.
-
#10
епри пайке супер клей не дает отпаяться проводку
Только, блин зараза, супер клеи глаза выедает. Попадались на ремонт клееные умельцами, когда вся плата в клею.
-
#11
Чем ровнее высота пятаков на плате, тем больше шансов, что микруха ко всем хорошо прилипнет. В идеале — что они вообще получились плоскими (см картинку) . Тогда и микросхема не будет с них съезжать вбок.
Паяльником так припой не соберёшь.Да, насчет оплетки и того, что пятаки на плате должы быть плоскими полностью согласен. Но перед сбором припоя оплеткой с пятаков на плате, можно сначало пройтись пальником с каплей легкоплавкого припоя на жале. Это имеет смысл в том случае, если имеем дело с микросхемой сидевшей на тугоплавком припое. В этом случае легкоплавкий припой смешается с остатками тугоплавкого припоя на плате и потом будет легче снять все это оплеткой. И меньше шансов сорвать пятак, другой. А каплей припоя на конце жала паяльника можно собирать остатки припоя на микросхеме. После процедуры пятаки будут слегка выпуклые. В этом случае микросхема лучше центруется на трафарете, т.к. этими выпуклыми пятаками попадает в отверстия трафарета. И микросхема плотно прилегает к трафарету, т.к. отверстия трафарета имеют фаску.
-
#12
Yuraart
Собственно мной был куплен спец набор со сврлами от 0.3 мм, но на практике сверло гибкое и при большой частоте вращения его кончик расцентровываеться, в итоге в пятак попасть просто нереально, может на уем нокиевской 6230 например upp и реально сверлом потолще так засверлиться но никак не на х65 или стекляшке. Собственно вручную расковыриваю по старинке скальпелем.
-
#13
…при большой частоте вращения его кончик расцентровываеться, в итоге в пятак попасть просто нереально…
Могу посоветовать не применять электропривод. Просто пальчиками. Несколько оборотов и готово (сверло должно иметь правильную заточку, а то несколькими оборотами не обойтись).
Тут ведь кому как удобно. Я делаю это импортным пинцетом из хорошей стали с суперострыми концами.
…В идеале — что они вообще получились плоскими (см картинку) . Тогда и микросхема не будет с них съезжать вбок….
Ничего страшного. Силами поверхностного натяжения она (BGA IC) самоустанавливается.
…капаю супер клей на место пайки…
Берегите свои легкие. Онкология не дремлет.
Забрал себе на восстановление, можно сказать из мусорного ведра, небольшой 8″ жк монитор. Монитор был рабочий, но кое-кто оторвал ему коннектор шлейфа. Оторвал так, что вместе с коннектором слезли пятаки и дорожки на которых он крепился. Все, что можно залудил и припаял(в качестве шлейфа взял 80 жильный IDE кабель, от которого отделил 24 провода). Остальные 4 никак не хотят держаться, небольшое движение и пайка срывается. Хотел припаять напрямую к выводам микросхемы, но она в CQFP корпусе и связываться с ней не очень хочется. Что делать ума не приложу, завтра попробую купить паяльный лак и с ним как нибудь повозиться. На фотке зеленым цыетом я обозначил выводы которые уже припаял и нормально держаться. Вся проблема в том, что после пайки шлейф нужно сложить пополам(в этот момент пайка как раз и отлетает), поэтому его надо либо как нибудь закрепить, либо припаять выводы так, чтобы уж совсем наверняка. Может кто подкинет каких нибудь дельных советов?