Данное руководство вышло спустя 2 месяца после прихода Байдена во главе демократов к власти. Такая поспешность для основного документа по национальной безопасности имеет веские причины. Во-первых, он служит инструментом скорейшей внутренней и внешней легитимации нового (старого) режима, закрепляющим право «нового Вашингтона» командовать. Во-вторых, он определяет рамки или план-схему будущей власти для разделяющих данную идеологию лидеров международного сообщества, желающих войти в новый мир представленных правил и доказать свой вассалитет США.
Это подтверждается словами генерального директора CNAS Ричарда Фонтейна (Richard Fontaine), говорящего лукаво о том, что
читатели, особенно в иностранных правительствах, склонны относиться к таким документам как к Священным Писаниям…
И о том, что данный документ следует воспринимать всерьёз, но не буквально, так как их будет ещё больше.
Данная работа представляет собой переведённый и переработанный текст Временного руководства США по национальной безопасности 2021 года. Приведены ключевые тезисы и цитаты, в конце – авторские комментарии.
Март 2021
Мы должны доказать, что наша модель (демократическая) не является пережитком истории; это единственный лучший способ осознать обещание нашего будущего. И если мы будем работать вместе с нашими демократическими партнерами, с силой и уверенностью, мы встретим любой вызов и опередим любого соперника,
– говорится в руководстве.
Для того, чтобы этого достичь, администрация Байдена планирует следующее:
— укрепление экономических основ;
— восстановление своего места в международных институтах;
— возвышение своих ценностей внутри страны и за её пределами, защита их по всему миру;
— модернизацию военного потенциала;
— восстановление США как лидера дипломатии – оживление сети альянсов и партнерств Америки.
По мнению американских экспертов, национальная мощь страны это: многообразие, динамичная экономика, динамичное гражданское общество и инновационная технологическая база, устойчивые демократические ценности, широкая и глубокая сеть партнерских отношений и альянсов и самая мощная в мире армия.
Глобальный ландшафт безопасности
Основные риски
Пандемии и другие биологические риски, обостряющийся климатический кризис, кибер- и цифровые угрозы, международные экономические потрясения, затяжные гуманитарные кризисы, насильственный экстремизм и терроризм, распространение ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения.
По мнению администрации Байдена:
Свободным обществам были брошены внутренние вызовы, связанные с коррупцией, неравенством, поляризацией, популизмом и нелиберальными угрозами верховенству закона. Националистические и антииммигрантские тенденции, ускоренные Covid- кризисом, порождают менталитет «каждый за себя» (every-country-for-itself), который делает нас всех более изолированными, менее процветающими и менее безопасными.
Демократическим нациям также всё чаще бросают вызов извне антагонистические
авторитарные силы. Антидемократические силы используют ложную информацию, дезинформацию и коррупцию в качестве оружия, чтобы эксплуатировать предполагаемые слабости и сеять раскол внутри и между свободными нациями, разрушать существующие международные правила и продвигать альтернативные модели авторитарного управления.
Китай
Китай быстро стал более напористым. Это единственный потенциальный конкурент (выделено автором), способный объединить свою экономическую, дипломатическую, военную и технологическую мощь для создания устойчивого вызова стабильной и открытой международной системе.
Россия
Россия по-прежнему полна решимости усилить свое глобальное влияние и играть разрушительную роль на мировой арене.
Иран и Северная Корея
Эти страны продолжают развивать возможности и технологии, меняющие правила игры, угрожая союзникам и партнерам США и бросая вызов региональной стабильности.
Внутренние проблемы
Государственное управление Соединённых Штатов является хрупким, оно подвержено влиянию авторитетных негосударственных субъектов, которые могут нарушать интересы страны.
Терроризм
Терроризм и насильственный экстремизм, как внутренний, так и международный.
Приоритеты национальной безопасности США
• Защита и поддержка основных источников американской силы: народ, экономика, национальная оборона и «домашняя» демократия.
• Содействие распространению сил сдерживания и предотвращение прямых угроз со стороны противников США и их союзников.
• Препятствие доступу американских конкурентов к глобальному достоянию или доминированию в ключевых регионах.
• Лидерство и поддержка стабильности и открытости международной системы, опирающейся на сильные демократические союзы, партнерства, многосторонние институты и правила.
В подтверждение этого администрация Байдена констатирует:
Мы ничего не можем сделать в одиночку. По этой причине, мы будем укреплять и модернизировать наши альянсы и партнерства по всему миру. Союзники являются огромным источником силы и уникальным американским преимуществом, помогая выполнять обязанности, необходимые для обеспечения безопасности нашей страны и процветания нашего народа.
Также экспертами определяется потребность в инвестировании и модернизации НАТО. Основными союзниками США выступают: Австралия, Япония и Республика Корея.
Основные регионы и направления национальных интересов США
1. Индо-Тихоокеанский регион.
2. Европа.
3. Западное полушарие.
Углубление партнерства
1. Индия.
2. Новая Зеландия, Сингапур, Вьетнам и др. члены АСЕАН.
3. Тихоокеанские островные государства.
Восстановление трансатлантического партнёрства
ЕС и Великобритания.
Латинская Америка
Инвестиции в «благое управление и демократические институты» – в размере 4 млрд долларов в течение четырех лет.
Ближний Восток
1. Обеспечение безопасности Израиля и интеграции его с соседними странами.
2. Сдерживание иранской агрессии.
3. Разрушение «Аль-Каиды».
4. Предотвращение возрождения ИГИЛ.
5. Урегулирование сложных вооруженных конфликтов, угрожающих региональной стабильности.
Африка
1. Сотрудничество с динамичными и быстрорастущими африканскими экономиками.
2. Помощь странам, страдающим от плохого управления, экономических трудностей, проблем в области здравоохранения и отсутствия продовольственной безопасности, усугубленных пандемией.
3. Поддержка экономической и политической независимости африканских стран перед лицом неоправданного иностранного влияния.
Климат
1. Возвращение лидирующих позиций в международных институтах, с целью объединения с международным сообществом для решения климатического кризиса и других общих проблем.
2. Центральным элементом восстановления внутренней экономики сделать переход к чистой энергетике. Это поспособствует, как надеются авторы, внутреннему процветанию и международному авторитету США в качестве лидера глобальной повестки дня в области изменения климата.
3. Сбор крупнейших мировых экономик, включая собственную, в ближайшее время и подъём амбиций всех стран по быстрому снижению глобальных выбросов углекислого газа, а также повышение устойчивости к изменению климата у себя и в уязвимых странах.
4. Помощь партнерам по всему миру по смягчению последствий изменения климата и адаптации к ним.
COVID-19
Возглавить и руководить ВОЗ – работа над её реформированием и укреплением.
В этом направлении уже началась мобилизация международного реагирования на COVID-19. США выделяют первоначальный взнос в размере 2 млрд долларов в COVAX наряду с обязательством выделить дополнительные 2 млрд в ближайшие месяцы и годы.
Иные действия включают:
— Реформа ООН – повышение её роли в пандемиях.
— Поддержка медицинских поставок, доступа к диагностике, терапии и вакцинам.
По мнению авторов руководства, внутренние интересы США укрепляются через улучшение жизни во всём мире. Это будет осуществляться:
⁃ Через агентства по развитию и финансовые инструменты, которые будут оказывать иностранную помощь для содействия глобальной стабильности и предлагать альтернативу хищническим моделям развития.
⁃ Обеспечение продовольственной и водной безопасности с учетом климатических условий, а также вкладывание средств в устойчивое сельское хозяйство, профилактику заболеваний и улучшение общественного здравоохранения и питания.
⁃ Обеспечение высококачественного и справедливого образования и возможностей для детей и молодежи.
⁃ Продвижение гендерного равенства, прав LBGTQI+ и расширение прав и возможностей женщин.
Авторы временного стратегического руководства заявляют, что глобальное развитие является одним из лучших средств для формулирования и воплощения американских ценностей, позволяя при этом преследовать интересы национальной безопасности:
Короче говоря, наши программы иностранной помощи и партнерства – это и правильно, и умно делать!
Ядерное оружие
По мере нового подключения к международной системе администрация Байдена намерена бороться с экзистенциальной угрозой, создаваемой ядерным оружием, следующими мерами:
1. Остановив дорогостоящую гонку вооружений и восстановив свой авторитет как лидера в области контроля над вооружениями (первым шагом в этом пути рассматривается продление договора по СНВ).
2. Проводя принципиальную дипломатию в отношении иранской ядерной программы и других её дестабилизирующих действий.
3. Работая над уменьшением угрозы, создаваемой растущей ядерной и ракетной программами Северной Кореи, опираясь в этом вопросе на Республику Корея и Японию.
4. Возобновляя усилия по блокированию доступа к расщепляющимся и радиологическим материалам по всему миру.
Но при этом открыто заявляется, что:
Соединенные Штаты никогда не будут колебаться в применении силы, когда это необходимо для защиты их жизненно важных национальных интересов!
Планируется развитие возможностей для улучшения конкуренции и сдерживания действий в «серой зоне». И, как описывалось выше, наиболее сильное присутствие будет осуществляться в Индо-Тихоокеанском регионе и Европе.
Внутренняя экономика и направление на внешний контур
Сила американского среднего класса – это костяк нации, утверждают авторы, который является давним американским преимуществом. По этой причине торговая и международная экономическая политика должны служить всем американцам, а не только избранным.
Торговая политика на службе интересов США включает:
• Способствование росту американского среднего класса, созданию новых и лучших рабочих мест, повышению заработной платы и укреплению общин.
• Предотвращение и управление глобальными экономическими потрясениями, которые сильно ударили по американским семьям.
• Обеспечение соблюдения существующих правил торговли и создание новых, способствующих справедливости.
• Обеспечение роста через американскую международную коммерческую торговую и инвестиционную политику.
• Реформирование ВТО таким образом, чтобы она функционировала для поддержки американских рабочих мест и ценностей.
• Отстаивание интересов американских рабочих, малого и среднего бизнеса, в том числе и за рубежом.
• Формирование трудовых и экологических групп для реализации экономических соглашений, имеющих повышенную защиту труда и окружающей среды.
• Продвижение международной торговой системы, способствующей глобальному переходу к чистой энергетике.
Кибербезопасность
Привлечение действующих лиц к ответственности за деструктивную, разрушительную или иным образом дестабилизирующую вредоносную киберактивность. Быстрая, пропорциональная реакция на кибератаки.
Внешнее (экономическое и политическое) давление
Работа по защите демократии не заканчивается на американских берегах. Авторитаризм находится на глобальном марше, и США должны объединиться с единомышленниками-союзниками и партнерами, чтобы возродить демократию во всем мире.
Особое внимание будет уделяться борьбе с коррупцией, которая вызывает гниение демократии внутри и всё больше берётся на вооружение авторитарными государствами для подрыва демократических учреждений. Также декламируется борьба с налоговыми гаванями и незаконным финансированием, координация использования экономических инструментов и коллективной силы для продвижения общих интересов.
Самый эффективный способ, по мнению экспертов, превзойти более напористый и авторитарный Китай в долгосрочной перспективе, это инвестировать в собственный народ, экономику и демократию. Поведение китайского правительства напрямую угрожает американским интересам и ценностям. В противодействие этому США будет:
• Противостоять несправедливым и незаконным торговым практикам, кибер-кражам и принудительным экономическим практикам.
• Обеспечивать безопасность цепочек поставок важнейших технологий для национальной безопасности и медицинских материалов.
• Защищать доступ к глобальному достоянию, включая: свободу судоходства и права на пролет, в соответствии с международным правом.
• Занимать дипломатическую и военную позицию для защиты союзников от Китая.
• Поддерживать соседей и торговых партнеров Китая в отстаивании их прав на самостоятельный политический выбор, свободный от принуждения или чрезмерного иностранного влияния.
• Содействовать развитию на местном уровне, чтобы бороться с манипулированием местными приоритетами.
• Поддерживать Тайвань, ведущую демократическую страну и важнейшего партнера США в области экономики и безопасности.
• Заботиться о том, чтобы американские компании не жертвовали американскими ценностями при ведении бизнеса в Китае.
• Отстаивать демократию, права человека и человеческое достоинство, в том числе в Гонконге, Синьцзяне и Тибете.
Но при этом нынешнее руководство Соединённых Штатов признаёт, что стратегическая конкуренция не препятствует и не должна препятствовать работе с Китаем, когда это отвечает их национальным интересам. США будет сплачивать своих союзников и партнеров, чтобы они присоединились к ним, дабы усиливать свои переговорные рычаги и демонстрировать коллективную силу и решимость.
В США существует также серьёзная проблема с кадрами, поэтому инвестиции в кадры для служб национальной безопасности, институты и партнерские отношения вдохновит новое поколение на государственную службу, гарантирует, что рабочая сила будет представлять разнообразие страны и модернизирует процессы принятия решений.
В конце говорится о том, что следует избегать чрезмерной зависимости от американских военных для выполнения задач и миссий, более подходящих для других служб. Бюджет национальной безопасности будет уделять приоритетное внимание новым ресурсам для дипломатии и развития.
Вывод
США находится в самом разгаре фундаментальных дебатов о будущем направлении мира. Чтобы одержать победу, страна должна продемонстрировать, что демократия всё ещё может принести пользу своему народу.
Требуется возрождение американской сети альянсов и партнерских отношений, которые сделали бы мир более безопасным для всех своих народов.
Ни одна страна не находится в лучшем положении, чтобы ориентироваться в этом будущем, чем Америка. Это требует от США осознания и восстановления своих непреходящих преимуществ, а также – подход к миру с позиции уверенности и силы!
В заключение от автора перевода
Во вступительном слове Дж. Байдена говорится о том, что
демократия – это ключ к свободе, процветанию, миру и достоинству.
Руководство США провозглашает примат дипломатии над остальными действиями («возглавить дипломатию») в мировых политических процессах. При этом, проведя минимальный анализ этого 24-страничного текста по ключевым словам, мы обнаружим трёхкратное превосходство в содержании слов с корнем «сила» («force» – 30) и «демократия» («democracy» или «democracies» – 31) над «дипломатией» («diplomacy» – 10). Такой бессознательный посыл авторов можно охарактеризовать как «возобновление преимуществ Америки», отсылающий нас не к будущему, а к недавнему прошлому этой страны, то есть к насаждению идеологии с помощью силы, а не дипломатии, как заявлено в руководстве.
Этот подход оперативно можно описать несколькими утверждениями из самого текста:
— Подход к миру с позиции уверенности и силы.
— Содействие распространению сил сдерживания.
— США никогда не будут колебаться в применении силы.
— Демонстрация коллективной силы и решимости.
В последнем случае администрация Байдена не просто желает объединить союзников вокруг себя, как примера процветания, но объединить их на основе консолидации и проекции своих страхов и желаний. Коллективное применение силы вызывает размывание ответственности, провоцирует безнаказанность и переходит в круговую поруку.
Нетрудно заметить, что ЕС из союзника превратился в «основной интерес», и, с учётом возобновления программы трансатлантического партнёрства, можно говорить об окончательной утрате субъектности Евросоюза, а также таких важных международных институтов, как ВОЗ, ядерная программа, ООН (об этом чуть ниже) и др. Вместе с этим ЕС окончательно переходит в статус проводника интересов США, становится инструментом давления и гарантом восстановления и процветания Америки, как говорится в руководстве.
Латинскую Америку ждёт помощь и инвестиции США в «…благое управление и демократические институты», что наводит на мысль о расшатывании действующих режимов и перевод на ручное управление извне.
Ближний Восток продолжает быть зоной урегулирования сложных вооруженных конфликтов, угрожающих региональной стабильности, с точки зрения американских экспертов, урегулирование конфликта – это когда ты контролируешь его интенсивность, как показали сценарии, разыгрывающиеся, например, в Сирии и на Украине.
Страны Африки, «страдающие от плохого управления», а также от «неоправданного иностранного влияния», тоже получат помощь США. Если учесть, что Африка является зоной экономических интересов не только Китая, но и России, то здесь развернётся борьба за выдавливание последних с континента.
Сетевизация мировых структур управления.
Как показывает современная практика, чтобы быть эффективным и конкурентоспособным в мире глобальных структур, следует возглавить и управлять не конкретными организациями или международными институтами, а обуздать сам деятельностный процесс: во-первых, уже ставшие классическими, процессы по контролю за ядерным оружием, по защите прав человека (в более современной редакции – LBGTQI+ и прав женщин) и борьбе с коррупцией, при этом продолжая создавать давление на внутреннюю политику стран с помощью коррупционной повестки (Россия) и прав человека (Китай).
Во-вторых, к этому приплюсовывается контроль за «бесконечной» пандемией через перехват управления американцами ВОЗ и реформы ООН.
И в-третьих, наиболее серьёзная опасность для мирового сообщества, хотя это пока не признают – создание наднациональной сетевой структуры по контролю за климатом во главе с демпартией США. Учитывая при этом, что нынешний президент Байден не новичок в климатической повестке. Так, в 1987 году, будучи сенатором, он представил Закон о защите глобального климата, который был подписан президентом Р. Рейганом. После этого подписания и слушаний в конгрессе проблема климатических изменений покинула лоно американских мыслителей и политиков и вышла на уровень проблем мирового значения.
Сейчас администрация президента США декларирует резкое продвижение в области изменения климата. Это характеризуется через возврат в ближайшее время лидерских позиций в международных институтах. Обладая таким образом легитимным правом первенства в этом вопросе, США будет повышать амбиции крупнейших экономических акторов по снижению выбросов углекислого газа, в том числе в собственной стране. Таким образом, климатический эгоизм США будет распространён по всей планете, включая те области, где люди до сих пор не имеют доступа к электричеству.
Нынешняя Америка (точнее – её руководство в лице демпартии) не мыслит своё благополучие без глобального влияния, несмотря на отсутствие достаточного количества ресурсов на поддержание своего мирового доминирования. Единственный работоспособный источник – эмиссионная политика не приносит реального экономического роста, абсорбируясь на невероятного размера фондовом рынке. Но, несмотря на это, администрация Байдена и далее планирует использовать своё влияния в качестве глобального эмиссионного центра или, как говорится в руководстве – «экономических инструментов» для проецирования своего политико-идеологического мировоззрения.
В конце хотелось бы вернуться к теме борьбы с коррупцией, важной для нас, так как она рассматривается в качестве основного инструмента «вскрытия» внутреннего протеста в России.
В руководстве пишут:
Особое внимание будет уделяться борьбе с коррупцией, которая вызывает гниение демократии сначала внутри и далее всё больше берётся на вооружение авторитарными государствами для подрыва демократических учреждений.
То есть борьба с коррупцией, взятая на вооружение авторитарными государствами, вызывает гниение демократических институтов, так как демократия со всеми её институтами не мыслима без внутренней коррупции, это суть её функционирования!? Я понимаю, что это может выглядеть как передёргивание или как искажение перевода, но если взять это выражение в таком контексте, всё становится более ясным.
Надо напомнить, что в начале текста, во вступительном слове Байдена, говорится, что демократия – это ключ к свободе, процветанию и т.д. Следовательно, демократия – это ключ к свободным коррупционным взаимоотношениям для процветания всех заинтересованных лиц, как и писал Платон за пять веков до нашей эры в своих «Диалогах».
Из вывода руководства следует, что мир находится в глубоком кризисе (кстати, по вине самих США). И единственный путь его преодоления – это возрождение демократии как общемировой идеологии. И администрация Байдена знает, как это сделать.
Во-первых, укрепив идеологию в «странах-партнёрах», чтобы прекратить колебания.
И во-вторых, использовать непреходящие преимущества США – глобальное доминирование в финансовой и военной силе.
На прошедшей неделе администрация Байдена опубликовала первый стратегический документ по внешней политике. Обозначенный в качестве основной задачи курс на «соответствие» внешней политики «чаяниям американского народа» не только содержит множество противоречий, но и не соответствует первым внешнеполитическим шагам Вашингтона. В результате, заявленная стратегия больше похожа на «переупакованную» под популизм неолиберальную политику последних десятилетий, нежели на реальное руководство к действию.
3 марта администрация Байдена опубликовала первый стратегический документ по внешней политике – «Временное стратегическое руководство в области национальной безопасности». Нехарактерный для американского внешнеполитического нормотворчества 23-страничный документ продолжает данное Байденом обещание управлять страной не через «твиты» и призван, как отметил госсекретарь Энтони Блинкен, «дать общее направление для агентств, отвечающих за национальную безопасность, чтобы они могли незамедлительно приступить к работе, пока мы продолжим разрабатывать более детальную стратегию в области национальной безопасности в течение следующих месяцев».
Красной линией через весь документ проходит мысль о необходимости приблизить внешнюю политику к нуждам простых американцев. «Многие из нас, кто занимается внешней политикой, зачастую не справлялись с задачей соотнесения ее с чаяниями американского народа, – признал Блинкен. – В результате, американцы уже какое-то время задают сложные, но справедливые вопросы о том, что мы делаем, в чем заключается наше лидерство и, в целом, должны ли мы вообще быть лидером». В этом плане «временное руководство» во многом перекликается с докладом Фонда Карнеги «Как сделать внешнюю политику США более соответствующей интересам среднего класса» («Making U.S. Foreign Policy Work Better for the Middle Class»), одним из авторов которого был Джейк Салливан, назначенный Байденом на должность советника по национальной безопасности.
Как отмечалось в докладе Фонда, такая привязка внешней политики интересам среднего класса позволит, с одной стороны, увеличить доверие внешней политике США в глазах населения страны, с другой – восстановить преемственность внешнеполитического курса, который, опираясь на средний класс, а не на политические установки сменяющих друг друга президентов, сделает США более предсказуемым и ответственным актором на международной арене.
Добиться этого администрация планирует посредством приоретизации внешнеполитических вопросов, напрямую влияющих на жизнь «простого американца». Как суммировал пресс-секретарь Госдепартамента Нед Прайс, приоритеты внешней политики США при Байдене включают борьбу с Ковид-19 и укрепление глобальной медицинской безопасности, борьбу с экономическим кризисом и создание более инклюзивной глобальной экономики, «обновление» демократии дома и за рубежом, создание гуманной и эффективной иммиграционной системы, возрождение связей с партнерами и союзниками, ответ на климатический кризис и проведение «зеленой энергетической революции», обеспечение технологического лидерства США и поиск ответа на «главный геополитический вызов 21 века – управление отношениями с Китаем». Помимо стирания границы между внутренней и внешней политикой, Временное стратегическое руководство стирает грань между перечисленными выше областями, заявляя, что «традиционные разграничения между национальной (в США традиционно под этим понимается – военной), экономической, медицинской и экологической безопасностью утрачивают свой смысл».
Такая диффузия внутриполитического и внешнеполитического пространств, при всей справедливости преследуемых целей, вызывает ряд вопросов.
Во-первых, как отмечается в докладе Фонда Карнеги, средний класс в Америке не монолитный, и внешнеполитические решения могут иметь диаметрально противоположные последствия для различных групп американского общества. Экологическая повестка дня, разделяемая жителями городов, ассоциируется с потерей рабочих мест в штатах ржавого пояса. Легализация незаконных мигрантов, являющаяся частью «гуманной» миграционной политики демократов, воспринимается в штыки жителями южных штатов. Против политики Байдена по борьбе с коронавирусом на этой неделе восстали губернаторы Флориды и Техаса, объявив о незамедлительном снятии всех ограничений на работу бизнесов. «Обновление демократии» внутри США, судя по риторике законодателей из демократической партии, подразумевают расширение цензуры в отношении консервативных групп и «отмену» десятков миллионов американцев, проголосовавших за Дональда Трампа. Не случайно, темой конференции консерваторов (CPAC) в этом году был выбран лозунг «Америка не-отмененная». Таким образом, ставя во главу угла внешней политики заботу о среднем классе, администрация Байдена декларирует монопольное право на определение повестки дня среднего класса, что неминуемо углубит раскол и увеличит недоверие его действиям на международной арене.
Во-вторых, предложенный подход означает распространение внутриполитического дискурса на внешнюю политику и включение международных вопросов во внутреннюю повестку дня, что не всегда ведет к повышению эффективности внешней политики. Ярким примером этого стала публикация 26 февраля доклада об убийстве журналиста Джамаля Хашогги, в котором признается, что убийство произошло «от имени» и «с одобрения» наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бин Салмана. Как отмечает Карен Эллиотт Хаус, старший научный сотрудник Центра им. Белфера Гарвардского университета, спровоцированный желанием продемонстрировать моральное лидерство и отход от «личной дипломатии» Трампа, данный шаг «запустил крайне опасную игру». Он не принес ничего нового (многочисленные утечки в 2018 году уже пересказали основное содержание доклада), но при этом спровоцировал массу упреков в адрес непоследовательной политики администрации, громкие заявления законодателей о необходимости надавить на КСА до тех пор, пока наследный принц не будет отстранен от управления страной, и еще может привести к неожиданным негативным последствиям для американских интересов в регионе в целом.
В-третьих, если при Дональде Трампе периметр безопасности США совпадал с американскими границами, что соответствовало тезису о защите интересов американских рабочих, то стратегия Байдена расширяет его на коалицию либеральных демократий. Так, в области высоких технологий, Энтони Блинкен уже поделил мир на «тек-демократии» и «тек-автократии». В экономике предлагается вместе с союзниками разработать новые правила «справедливой торговли», которым «незападный» мир должен будет соответствовать, если захочет получить доступ к рынкам. Такая «коллективная» экономическая безопасность подразумевает, что интересы «среднего класса» всех включенных в западный лагерь государств совпадают. Это не только далеко от реальности (интересы немецких рабочих, заинтересованных в низких ценах на энергоресурсы, прямо противоположны интересам рабочих газодобывающих предприятий США, заинтересованных в поставках СПГ в Европу), но и Америка утратила авторитет в определении «экономической справедливости». Как написал на этой неделе Стивен Уолт, профессор Гарвардского университета, «Соединенные Штаты не являются лидером по качеству начального и среднего образования, здравоохранения, WiFi, железных и автомобильных дорог, мостов, электрических сетей, у них нет финансируемых государством институтов, которые обеспечили бы нужды граждан во времена пандемии или поддерживали технологическое превосходство, необходимое для конкуренции с другими странами в этом веке». В таких условиях, остальному миру стоило бы выдвигать условия для США с требованиями соответствовать им.
На этом фоне, пожалуй, главный вопрос заключается в том, насколько администрация Байдена готова в действительности реализовывать обозначенный курс, или он останется «переупакованной» под популистскими лозунгами неолиберальной политикой последних десятилетий. Пока все решения руководства страны говорят в пользу второго. Заявляя о примате дипломатии и международных норм, Вашингтон продолжил наносить ракетные удары по Сирии, прекрасно понимая, что не имеет для этого юридических оснований. Наказывая Россию за нарушение прав человека, администрация закрывает глаза на действия руководства Саудовской Аравии, поскольку «это было бы слишком сложно». Обещая заботиться о среднем классе, Байден на этой неделе фактически похоронил перспективу увеличения минимальной заработной платы – единственное обещание, которое он дал Берни Сандерсу в обмен на его поддержку, а также в очередной раз ограничил раздачу чеков в рамках экономического стимула – главное обещание демократов во время выборов в Конгресс. Наконец, ставя целью «приближение» внешней политики к простому американцу и распространение американских ценностей по всему миру, руководство страны продолжает возводить баррикады вокруг государственных учреждений как внутри страны, так и за ее пределами.
«Во время моего короткого пребывания в Вашингтоне в 1980-х я мог запросто зайти в здание Конгресса, прогуляться среди величественных интерьеров и статуй, периодически наталкиваясь на сенаторов, – вспоминает Фарид Закария в колонке в «Washington Post», сетуя на «отвратительные заграждения» и перекрытые улицы современного Вашингтона. – За рубежом ситуация еще хуже. Раньше дипломатические представительства США располагались в красивых зданиях в центре городов, где могли встречаться люди и проводились мероприятия. Теперь американские дипломаты работают в зданиях, похожих на крепость, они окружены бетонными взрывозащитными стенами с многочисленными уровнями безопасности и редко встречаются с местными жителями. […] Американское правительство стало похоже на динозавра – грузного неуклюжего монстра с большим телом и маленькой головой, оно максимально защищено, но удалено от простых людей и невосприимчиво к настоящим проблемам, с которыми сталкивается страна».
Trans-Pacific View | Diplomacy | Security
The Interim National Security Strategic Guidance is refreshingly direct. But how the Biden administration puts it to action remains an open question.
The Biden administration released a significant document on March 3 that lays out the contours of U.S. foreign policy over the next four years. The Interim National Security Strategic Guidance, as the name suggests, spells out Biden’s strategic and security priorities as his administration prepares a congressionally-mandate National Security Strategy (and other policy documents that would flow from it, such as a National Defense Strategy). It delineates the administration’s understanding of the security landscape and threat environment and defines its national security priorities.
The release of the interim document signals a sense of urgency, as the United States simultaneously seeks to rebuild at home, restore credibility abroad, and strategically reorient its theater priorities. “I direct departments and agencies to align their actions with this guidance, even as we begin work on a National Security Strategy. We have no time to waste,” Biden said in his introduction to the document.
The document is direct in style, especially when it comes to presenting a very straightforward vision of the security challenges in front of the United States. It presents policy prescriptions aligned with a liberal approach that does not wish away hard realpolitik compulsions – or the fact that for the first time since the end of the Cold War, the U.S. global reputation lies seriously damaged, no small thanks to the chaos of the four years under Donald Trump.
The strategic guidance identifies five key national security challenges: transnational security threats, erosion of democratic norms, threats emanating from changing distribution of global power (and the rise of China), challenges to the liberal international order, and revolutionary advances in technology. What is noteworthy is the order in which threats are identified (in the manner I have just written them down). The end-effect of this rank ordering of course is that China hawks (in the U.S. and elsewhere) are likely to be somewhat disappointed, the document’s clear-eyed vision of the challenges presented by an intransigent China notwithstanding.
Meeting transnational security challenges – whether they stem from pandemics, climate change, terrorism, or nuclear proliferation – of course requires collective action, as the document accepts upfront. But it is unclear how the United States could secure China’s (or Russia’s) cooperation in such efforts while it continues to push back against them, in effect seeking to manage zero- and positive-sum situations both at once.
When it comes maintaining the “alliances, institutions, agreements and norms underwriting the international order the United States helped to establish,” the document is refreshingly honest in noting that the extant system is far from being perfect. It notes that “amid rapid change and mounting crisis, the system’s flaws and inequities have become apparent […]” and that the United States should act with allies and partners to “act, adapt and reform.” One of the main reasons why India, for example, continues to enthusiastically embrace groupings like BRICS (despite obvious problems) is that it has long maintained that the international order is inequitable and unjust, and not reflective of the changing global power distribution. As such, the Biden administration’s admission that the international order needs a degree of reform would be music to New Delhi’s ears.
What is, however, the most distinctive feature of the document is the extent to which it front and centers democratic values as a driver of U.S. foreign policy, the link between U.S. influence and its power of example, and the degree to which erosion of democratic norms around the world (including in the United States) presents a national security threat. “Free societies have been challenged from within by corruption, inequality, polarization, populism, and illiberal threats to the rule of law,” it writes, going on to add: “Nationalist and nativist trends – accelerated by the COVID-19 crisis – produce an every-country-for-itself mentaility and leaves us all more isolated, less prosperous, and less safe.”
But, again quite refreshingly, it notes that much of the administration’s focus on democracy will have to start with actions at home. “Building back better requires us to commit itself to revitalizing our own democracy,” it admits. The document also reiterates the Biden administration’s commitment to holding a Summit of Democracies.
But squaring its democratic commitments – and U.S. values, in general – with interests (a persistent theme in the pages of The Diplomat since Biden assumed office in January) is likely to a near-impossible task for the Biden administration. It notes in the interim strategic guidance that “we will be mindful of both our values and our interests as we engage partner nations” (in the sentence immediately preceding the administration’s commitment to deepening ties with India and other partners). Elsewhere in the document, in the discussion of U.S. policy toward the Middle East, the administration commits itself to not giving partners in the region a “blank check to pursue policies at odds with American interests and values.”
But as I wrote in these pages yesterday (hours before the new document was made public) so far, the administration has disappointed when it came to matching its values rhetoric with concrete actions.
Белый дом вскоре опубликует Стратегию национальной безопасности США. Многие считают этот документ лишь очередным бюрократическим упражнением, имеющим мало общего со множеством проблем, стоящих перед командой Джо Байдена. Представители администрации рассматривают президентство Байдена как время для восстановления порядка после четырех лет хаоса при Трампе, а потому могут попытаться перестраховываться, пойдя по пути проверенных временем формулировок. То есть у Белого дома велик соблазн использовать эту стратегию как инструмент внутренней политики — предложить знакомый (и, по-видимому, очень длинный) список международных проблем в сочетании со столь же знакомым набором ответов на них со стороны США.
Однако на самом деле Стратегия национальной безопасности — крайне важное заявление от имени президента. Стратегия, слишком заурядная или лишенная реализма в отношении ограничений, с которыми сейчас сталкиваются США, стала бы упущенной возможностью. Целесообразнее было бы выпустить краткий и реалистичный текст, сосредоточившись только на самых важных вопросах.
Этот текст должен стать ориентиром для политиков в неспокойные времена и одновременно основой для Стратегии национальной обороны и других важных стратегических документов. Стратегия Байдена может откровенно объяснить, как меняются основные интересы США и какие последствия эти изменения будут иметь для внешней политики и политики безопасности страны, не выглядя при этом паникерской или пораженческой.
В частности, Стратегия должна указывать на необходимость обновления внутри страны и на связь между внутренним благополучием США и их международным положением. Администрация Байдена вряд ли сможет добиться больших успехов, если будет преуменьшать проблемы страны или действовать так, как будто американское влияние в мире можно восстановить за один или два президентских срока. Избегать стоит и поверхностного подхода, который представлял бы национальную безопасность США как бесконечное противостояние со все более грозным Китаем или как манихейскую борьбу демократии против авторитаризма.
Акцент на внутреннем обновлении
Регулярная публикация Стратегии национальной безопасности США была предусмотрена Законом Голдуотера — Николса 1986 года. Стратегия каждой администрации с тех пор содержала некий основной посыл, которым они в основном и запомнились. Стратегии президентов Джорджа Буша — младшего и Билла Клинтона говорили о расширении роли США в мире, отстаивали политику, направленную на укрепление глобального американского превосходства, содействие распространению демократии и обеспечение глобальной безопасности.
При президенте Джордже Буше — младшем в Стратегии национальной безопасности США 2002 года использовался более милитаристский подход, который разделил мир на свободные и несвободные государства, подчеркнул необходимость войны с терроризмом и, что наиболее спорно, одобрил превентивное использование военной силы.
Стратегия Барака Обамы, появившаяся после рецессии, когда издержки вторжения в Ирак и Афганистан становились все более очевидными, предлагала менее амбициозный набор целей, но по-прежнему обещала поддержать глобальную безопасность. Стратегия Дональда Трампа гораздо больше внимания уделяла специфичной версии американского суверенитета, особенно безопасности границ, и принижала значение союзов с другими странами.
Если у стратегии Байдена будет одна главная мысль, то она должна состоять в том, что обновление внутренней политики США не только необходимо само по себе, но также является обязательным условием успешной внешней политики.
Обновление необходимо по нескольким причинам, связанным с национальной безопасностью. Особенно важно учесть, что, во-первых, экономическая мощь остается основным источником глобального могущества США, и, во-вторых, внутренний раскол мешает стране проводить последовательную внешнюю политику.
И союзники, и противники США считают, что в ближайшем будущем страна, скорее всего, не выйдет из внутриполитического кризиса, а это подрывает американское влияние в мире. Инвестиции в образование, технологии, инфраструктуру и другие области важны для укрепления позиций Америки перед лицом существующих и будущих угроз её безопасности.
Большой проблемой при любом обсуждении внутреннего обновления будет то, как администрация Байдена определит взаимосвязь между внутренними задачами и актуальными приоритетами экономической политики за рубежом. Администрация хорошо осведомлена о том, как проблемы с экономической безопасностью и другие факторы международного давления способствуют внутреннему расколу общества.
Заявления администрации о том, что внешняя политика США должна служить потребностям американского среднего класса, отражают эту озабоченность. Команда Байдена права, что внешнеполитические ведомства подзабыли о том, что их политические идеи в конечном итоге должны приносить явные выгоды американскому среднему классу, особенно когда речь идет о торговой политике и чрезмерном упоре на военную мощь.
Опасения по поводу политического, экономического и социального воздействия глобализации на внутреннюю политику США во многом оправданны, но в ответ команда президента не должна склоняться к протекционизму. Байден был прав, критикуя протекционизм Трампа во время президентской кампании 2020 года.
У внутреннего раскола, который сейчас переживает американское общество, много причин. Недавние исследования показывают, что связь между экономической глобализацией и внутренним недовольством может быть слабее, чем думают некоторые. В частности, зависимость между развитием Китая и потерей рабочих мест в США хоть и реальна, но слабее, чем кажется.
Более того, в целом Соединенные Штаты извлекают огромную выгоду из своей ведущей роли в открытой мировой экономике. Экономическая взаимозависимость также способствует более спокойному мировому порядку, хотя и не гарантирует его.
Сейчас, когда голоса за переход к протекционизму звучат все громче, важно использовать Стратегию национальной безопасности, чтобы указать, в какой степени влияние США зависит от экономического присутствия за рубежом и какие выгоды получает страна от того, что мировая экономика остается свободной и открытой. Это подтвердило бы убежденность администрации в том, что такая экономика отвечает интересам внутреннего обновления страны.
Тише о ценностях
Во Временном стратегическом руководстве по национальной безопасности, которое Байден представил в марте 2021 года, и в его предвыборной риторике много говорилось о демократических ценностях, а также о роли США как лидера в глобальной борьбе между демократией и авторитаризмом. Тут явно сказались опасения за судьбу американской демократии, возникшие из-за беспорядков, охвативших Вашингтон в начале января 2021 года.
Тем не менее в окончательном варианте Стратегии разумнее смягчить эту риторику. Причина здесь не в том, что ценности не имеют значения, и не в том, что американской демократии больше ничего не угрожает. А в том, что, отдавая ценностям центральную роль во внешней политике, США рискуют прийти к чрезмерной международной напряженности и конфликтам, которые страна не может себе позволить. Да и вообще такое видение слишком сложно воплотить в жизнь.
В сопроводительном письме, которое Байден приложил к Временному руководству, слышны отголоски тезисов Джорджа Буша — младшего о «борьбе за свободу». Там говорится: «Мы находимся в эпицентре фундаментальной исторической дискуссии о будущем направлении развития нашего мира», с демократией на одной стороне и автократией на другой. Во введении к документу говорилось, что «демократии во всем мире, в том числе наша, все больше и больше оказываются под угрозой».
Хотя это, несомненно, так, подобное описание ситуации рискует объединить внутренние вызовы для американской демократии с опасностью, исходящей от авторитарных режимов за рубежом. Внутриполитические институты США явно находятся под давлением различных сил, но зарубежные авторитарные режимы тут играют далеко не главную роль. Иностранные попытки вмешательства во внутреннюю политику США существенны, и такие попытки, очевидно, следует разоблачать и пресекать, но они не являются главной движущей силой нынешнего политического раскола в США.
Попытка обозначить проблему как глобальное соперничество между демократией и авторитаризмом делит мир на противостоящие лагеря, обостряя и без того напряженные отношения между Соединенными Штатами и Китаем. Эта риторика сужает пространство для дипломатии, придает конфликту моральный оттенок, повышающий ставки, хотя по сути такой конфликт неразрешим. Подобный подход оставляет Вашингтону слишком мало пространства для гибкости и адаптации, хотя и то, и другое потребуется, чтобы не доводить до крайностей отношения между США и Китаем, которые и так ждет немало трудностей.
Например, такая конфронтационная риторика может затруднить усилия Вашингтона, направленные на то, чтобы избежать войны с авторитарным Китаем за демократический Тайвань, а этот конфликт был бы катастрофой для всех его участников.
Акцент на ценности также не поможет обновить отношения Америки с союзниками. Многие из них разделяют обеспокоенность Байдена по поводу размытых глобальных демократических норм. Однако далеко не все могут присоединиться к крестовому походу против авторитаризма, основанному только на этих ценностях.
В экономическом плане большинство союзников США получают большую выгоду от своих коммерческих связей с китайской экономикой, а в случае американских партнеров в Европе — от доступа к российским энергоносителям. Это особенно верно для таких стран как, например, Германия, которые считают, что их экономическое будущее неразрывно связано с будущим Китая. Если вынудить их выбирать между краткосрочными экономическими интересами и долгосрочными либерально-демократическими ценностями, то большинство из них предпочтет первое. Реалистичная стратегия альянсов США должна быть сосредоточена на общих интересах не меньше, чем на общих ценностях.
Ценности, конечно, всегда должны играть роль во внешней политике США. Международная активность Америки имеет моральное измерение, но есть способы показать это, не связывая президенту руки, не создавая нереалистичных ожиданий или невыполнимых условий для противников США.
Приоритеты
Окончательный вариант Стратегии национальной безопасности Байдена также даст ему возможность четко определить внешнеполитические приоритеты. Стратегия, действительно ориентированная на внутреннее обновление, должна предполагать более дисциплинированную повестку во внешней политике и меньшую готовность втягиваться в бесчисленные кризисы по всему миру.
Несмотря на бюрократические препоны, администрации следует выпустить максимально лаконичный документ. Образцом для него могла бы послужить экономическая стратегия президента Джорджа Буша — старшего, выпущенная в январе 1993 года. Критерием в конкретных случаях может послужить вопрос, будет ли лично президент уделять время той или иной проблеме. Если нет, то лучше не включать ее в Стратегию национальной безопасности.
Промежуточная стратегия Байдена и список затронутых в ней тем — уже слишком длинный и довольно запутанный документ. Например, в нем ставятся задачи активизировать союзы и партнерства США, оказать финансовую помощь Центральной Америке, осуществить ряд шагов на Ближнем Востоке и в Африке, принять меры по борьбе с изменением климата, отреагировать на пандемию, содействовать экономическому развитию, работать с ООН, укрепить контроль над ядерными вооружениями и режимом нераспространения, инвестировать в оборону, поддержать контртеррористические операции, решить ряд задач в торговой и внутренней политике, укрепить кибербезопасность, поддержать демократию во всем мире, победить в стратегическом соревновании с Китаем, увеличить инвестиции в кадры структур национальной безопасности США и диверсифицировать их состав. По отдельности эти вопросы и проблемы заслуживают внимания, но, когда речь идет о Стратегии национальной безопасности, этот набор следует сократить.
Было бы разумнее сосредоточиться на нескольких важных темах, особенно на безопасности самих США, их доступе к Азии, защите общечеловеческих благ, американских союзах.
- Защита страны. Очевидно, что предотвращение катастрофических нападений на территорию США и их критическую инфраструктуру является жизненно важным. Соединенные Штаты находятся в большей безопасности, чем многие другие страны благодаря географической удаленности от основных противников. За 20 лет борьбы с терроризмом террористическая угроза из-за рубежа значительно снизилась. Было бы упущением не признавать этого. Однако необходимо также признать, что современная взаимосвязанность мира подорвала естественную безопасность, которая когда-то проистекала из уникального географического положения страны. Кибератаки на инфраструктуру США — одна из областей, где страна, вероятно, будет все более уязвимой для атак со стороны иностранных государственных и негосударственных субъектов. То же самое относится к пандемиям и стихийным бедствиям.
- Сохранить Азию открытой. Стратегия администрации Байдена в отношении Китая, похоже, все еще находится в разработке, хотя США уже сделали ряд важных практических шагов в этом вопросе — таких, как новое трехстороннее соглашение по безопасности с Австралией и Великобританией (AUKUS) и Четырехсторонний диалог по безопасности между Австралией, Индией, Японией и США. Даже если стратегия все еще находится в разработке, широко признано, что доступ к азиатским экономикам был и остается жизненно важным национальным интересом США. Стратегия национальной безопасности должна детально описывать угрозы, которые могут возникнуть со стороны Китая, и подчеркивать причины, по которым США и остальной регион будут препятствовать китайскому националистическому реваншизму. В то же время, на фоне растущего беспокойства в Вашингтоне по поводу активности Китая в мире, стратегия Белого дома должна найти способ избежать дальнейшего обострения конфронтации и, по возможности, продемонстрировать готовность пойти навстречу некоторым пожеланиям Китая — в идеале так, чтобы, с одной стороны, не провоцировать Пекин на новые требования, и не разражать Конгресс, с другой.
- Защита общечеловеческих благ. В промежуточной стратегии Байдена справедливо отмечена необходимость коллективных действий по защите общечеловеческих благ. Два самых насущных вопроса тут — это усиление международных меры против пандемии (текущие и будущие) и борьба с изменением климата. Однако проблемы коллективных действий, как известно, трудно преодолеть: с меньшими ресурсами и меньшим пространством для маневра во внутренней политике США сейчас находятся в менее благоприятных условиях для их решения, чем когда-либо. Вашингтон может взять на себя дипломатическое лидерство в этих вопросах, но ему также необходимо сосредоточиться на том, чего он действительно может добиться в ближайшие несколько лет, и эти цели могут оказаться скромнее, чем хотелось бы многим.
- Укрепление отношений с союзниками. Промежуточная стратегия Байдена справедливо подчеркивает важность американских союзов и партнерств. Но тут нужно не пытаться вернуться к прошлому, а реформировать и обновить систему альянсов так, чтобы она отвечала интересам США в будущем. Поэтому в окончательной версии Стратегии президенту следует выражаться осторожно, чтобы не создать у союзников иллюзию, что США готовы сколь-угодно долго гарантировать безопасность тех из них, кто сам в состоянии себя защитить, или тех, чья защита не связана с жизненно важными интересами США. Иначе проблемы с разделением бремени оборонных расходов будут тянуться и дальше, а союзники будут введены в заблуждение относительно меняющихся интересов США и их внутриполитических реалий. Шумиха вокруг ухода из Афганистана, вероятно, приведет к тому, что от США будут требовать куда более жесткой приверженности своим союзникам, чем было бы в американских интересах. Но разработчики Стратегии национальной безопасности должны противостоять этому давлениюесли, если, конечно, надежные разведданные не укажут на серьезные изменения существующих угроз. Стратегия представляет собой документ, устанавливающий приоритеты, а потому такой документ должен избегать сиюминутных беспокойств, имеющих ограниченное стратегическое значение. Во всяком случае, уход США из Афганистана усиливает, а не ослабляет способность Америки защищать своих союзников.
Доступ к экономике Европы также жизненно важен для американских интересов, но Стратегия не должна преувеличивать угрозы в этой области. Хотя Россия и сопоставима с США по ядерной мощи, влияние Москвы ощущается в первую очередь благодаря ее склонности к безрассудным действиям, и команде Байдена стоит с осторожностью отнестись к призывам вести тотальную кампанию по противодействию любому российскому влиянию в мире. На самом деле Стратегия должна делать обратное и разъяснять, что США не намерены проводить такую кампанию, а вместо этого сосредоточат внимание на областях, где действия России напрямую угрожают жизненно важным интересам США.
Заключение
Конечно, есть идеал Стратегии национальной безопасности, а есть реальность. Как любая бизнес-стратегия или военная стратегия, Стратегия национальной безопасности Байдена не должна быть подробной дорожной картой (тем более, смирительной рубашкой) для американского руководства.
Так или иначе, руководство США будет вынужденно адаптироваться и импровизировать, столкнувшись с огромным потоком глобальных проблем, неожиданных кризисов и собственных ошибок. Но то, что говорит президент в Стратегии национальной безопасности, по-прежнему имеет значение, и краткая, хорошо продуманная Стратегия может помочь американским законодателям и правительству пройти через бурные воды грядущих лет. Авторы Стратегии, таким образом, должны стремиться максимально приблизиться к этому идеалу.
Фонд Карнеги за Международный Мир как организация не выступает с общей позицией по общественно-политическим вопросам. В публикации отражены личные взгляды автора, которые не должны рассматриваться как точка зрения Фонда Карнеги за Международный Мир.
Снимок с экрана телетрансляции речи Э.Блинкена
Недавно в американской печати встретилась аббревиатура BY. Это так сокращенно начали называть финансовый тандем в руководстве США – Байден-Йеллен (Biden/Yellen), в который вместе с президентом входит новый министр финансов и бывшая глава Федеральной резервной системы Джанет Йеллен.
Опираясь на этот опыт, можем ли мы точно также назвать внешнеполитический дуэт в нынешнем американском руководстве – ВВ? И это не будет возвращение к ласковому прозвищу знаменитой когда-то французской актрисы Бриджит Бардо. Это будет кратким напоминанием того, что теперь внешнюю политику США возглавил тандем Байден-Блинкен (Biden/Blinken). И этот тандем в начале марта 2021 года дружно выступил перед американской публикой, представив и ей, да и всему миру, свою новую концепцию внешней политики Соединенных Штатов.
Блинкен обратился с речью из госдепа.
А Байден выдал не слишком большой, но весьма насыщенный, доклад «Renewing America’s Advantages. Interim National Security Strategic Guidance» — «Обновление преимуществ Америки. Временное стратегическое руководство по национальной безопасности», в предисловии к которому написал:
«Сегодня я издаю это Временное руководство, чтобы выразить свое видение того, как Америка будет взаимодействовать с миром…
У нас нет времени, чтобы терять его зря. Простая правда в том, что Америка не может позволить себе больше отсутствовать на мировой арене…
Америка вернулась. Дипломатия вернулась. Альянсы вернулись.
Но мы не оглядываемся. Мы, не оборачиваясь назад, а смотрим в будущее, и всё, что мы можем достичь для американского народа – достигнем вместе».
То есть, перед нами «в двух экземплярах» концентрированная международная стратегия администрации Байдена. Так, давайте заглянем хотя бы в первом приближении в эти документы, появившиеся в самом начале марта 2021 года.
Наверно, по рангу стоило бы начать с президентского «Временного руководства», однако, оставим его на вторую часть материала, как, если хотите, «восклицательный знак» в этом представлении амбиций, желаний и возможностей США на международной арене. Тем более, что сам Блинкен презентовал появление президентского документа: «Позже сегодня президент Байден поделится так называемым «Временным стратегическим руководством» по нашей национальной безопасности и внешней политике».
Популизм Блинкена – новое слово в американской дипломатии
Итак, сначала – что сказал Блинкен в своей первой внешнеполитической речи, названной им «A Foreign Policy for the American People» — «Внешняя политика для американского народа». И это название само по себе очень интересно.
Вы увидите здесь немало популизма, который свойственен, скорее, политикам, борющимся за власть, чем госслужащим такого высокого уровня, как госсекретарь США. Тем не менее, Блинкен именно так позиционирует себя, как слугу народа США. Вам не кажется, что это – нечто новое во дискурсе шефа госдепа?
Пройдемся по пунктам его немаленького выступления:
— Дорогие американцы, моя работа – представлять Соединенные Штаты в мире, бороться за интересы и ценности американского народа. Когда президент Байден попросил меня прийти на службу, он убедился, что я понимаю, что моя работа – служить вам – делать вашу жизнь более безопасной, создавать возможности для вас и ваших семей и преодолевать глобальные кризисы, которые все больше определяют ваше будущее.
— Мы продолжаем разрабатывать более глубокую стратегию национальной безопасности в течение следующих нескольких месяцев. «Временное руководство» излагает глобальный ландшафт, каким его видит администрация Байдена, объясняет приоритеты нашей внешней политики – и, в частности, то, как мы обновим силу Америки, чтобы противостоять вызовам и использовать возможности нашего времени.
— Если мы будем делать свою работу правильно, вы сможете проверить нашу работу и увидеть связи между тем, что мы делаем по всему миру, и целями и ценностями, которые я изложу сегодня.
— Мы определили приоритеты внешней политики для администрации Байдена, задав несколько простых вопросов:
— Что будет значить наша внешняя политика для американских рабочих и их семей?
— Что нам нужно делать по всему миру, чтобы стать сильнее здесь, дома?
— Что нам нужно делать дома, чтобы стать сильнее в этом мире?
Ответы на эти вопросы не такие, как в 2017 или 2009 годах.
— Сейчас другое время, поэтому у нас другая стратегия и подход. Мы не просто продолжаем работу с того места, на котором остановились, как будто последних четырех лет не было. Мы смотрим на мир свежим взглядом.
— Хотя времена изменились, некоторые принципы остаются неизменными. Один из них – это американское лидерство и участие.
— Нравится нам это или нет, но мир не самоорганизуется. Когда США отступают, может произойти одно из двух: либо другая страна попытается занять наше место, но не таким образом, который продвигает наши интересы и ценности (Было бы странно, если бы кто-то продвигал американские ценности и интересы кроме и вместо самих США, а, значит, ни один иной вариант им не подходит кроме собственного мирового доминирования – С.Ф.); или будет также плохо, если «никто не придет», и тогда мы получим хаос и все опасности, которые с ним связаны. В любом случае это плохо для Америки.
— Еще один незыблемый принцип заключается в том, что нам нужно сотрудничество между странами сейчас, как никогда. Ни одна глобальная проблема, которая влияет на вашу жизнь, не может быть решена какой-либо одной страной в одиночку – даже такой могущественной, как Соединенные Штаты.
Итак, вот наш план.
— Во-первых, мы остановим COVID-19 и укрепим глобальную безопасность в области здравоохранения…
— Во-вторых, мы преодолеем экономический кризис и построим более стабильную и инклюзивную мировую экономику. Перед нами стоит двойная задача: защитить американцев от затяжного экономического спада, а также обеспечить безопасность и возможности для максимального числа американцев в долгосрочной перспективе… И под этим я имею в виду хорошие рабочие места, хорошие доходы и более низкие домашние расходы для американских рабочих и их семей… Мы будем бороться за каждое рабочее место в Америке и за права, защиту и интересы всех американских рабочих.
— В-третьих, мы обновим демократию, потому что она находится под угрозой. Новый отчет независимой наблюдательной группы «Freedom House» отрезвляет. Авторитаризм и национализм на подъеме во всем мире. Правительства становятся менее прозрачными и утратили доверие народа. Выборы все чаще становятся очагом насилия. Коррупция растет. И пандемия ускорила многие из этих тенденций.
— То же самое происходит и здесь, в Соединенных Штатах… Здесь свирепствует дезинформация. Структурный расизм и неравенство ухудшают жизнь миллионов людей. Всего два месяца назад наши избранные лидеры стали жертвами насильственной осады Капитолия. И в более широком смысле, американцы становятся все более поляризованными…
— Укрепление нашей демократии является императивом внешней политики. В противном случае мы играем прямо на руку противникам и конкурентам, таким как Россия и Китай, которые используют любую возможность, чтобы посеять сомнения в силе нашей демократии.
— Вопрос не в том, будем ли мы поддерживать демократию во всем мире, а в том, как это сделать… Мы будем стимулировать демократическое поведение. Но мы не будем продвигать демократию путем дорогостоящего военного вмешательства или попыток свергнуть авторитарные режимы силой. Мы пробовали эту тактику в прошлом. Какими бы благими намерениями они ни были, они не сработали. Они оклеветали продвижение демократии и утратили доверие американского народа.
— В-четвертых, мы будем работать над созданием гуманной и эффективной иммиграционной системы… Одна из важнейших составляющих нашей национальной идентичности – это то, что мы – страна иммигрантов… Мы отошли от этой части себя за последние несколько лет. Мы должны вернуться к этому.
— В-пятых, мы активизируем наши связи с нашими союзниками и партнерами. Наши союзы – это то, что военные называют «мультипликаторами силы». Они наша уникальная ценность… Поэтому мы делаем сейчас большой рывок, чтобы восстановить связь с нашими друзьями и союзниками и заново изобрести партнерские отношения, которые были созданы много лет назад, чтобы они соответствовали сегодняшним и завтрашним задачам. Сюда входят страны Европы и Азии, которые были нашими ближайшими друзьями на протяжении десятилетий, а также старые и новые партнеры в Африке, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке.
— В-шестых, мы будем бороться с климатическим кризисом и совершим революцию в области зеленой энергетики…
— В-седьмых, мы закрепим за собой лидерство в области технологий…
— В-восьмых, мы справимся с самым большим геополитическим испытанием 21 века – нашими отношениями с Китаем. Некоторые страны ставят перед нами серьезные задачи, в том числе Россия, Иран, Северная Корея. И нам приходится иметь дело с серьезными кризисами, в том числе в Йемене, Эфиопии и Бирме. Но проблема, которую ставит Китай, иная.
— Китай – единственная страна, обладающая экономической, дипломатической, военной и технологической мощью, чтобы серьезно бросить вызов стабильной и открытой международной системе – всем правилам, ценностям и отношениям, которые заставляют мир работать так, как мы хотим, потому что он, в конечном итоге, служит интересам и отражает ценности американского народа. (Вот оно – Признание, которое перечеркивает все демагогические пассажи, которые сформулированы в этой речи госсекретаря США Блинкена: «Заставить мир работать так, как мы хотим»! — «Make the world work the way we want it to»! «Исключительность» и «гегемонизм» США вновь проявились во всей красе – С.Ф.).
— Это – восемь главных внешнеполитических приоритетов администрации Байдена… И эти приоритеты – самые неотложные, те, по которым мы должны добиться быстрого и устойчивого прогресса.
— Как обещал президент, на первом месте всегда будет дипломатия, а не военные действия… Американцы справедливо опасаются длительных военных интервенций США за рубежом.
— Конечно, мы никогда не остановимся перед применением силы, когда на карту поставлены жизни и жизненные интересы американцев.
— В будущем, когда нам придется предпринять военные действия, мы будем делать это только тогда, когда цели и миссия ясны и достижимы, соответствуют нашим ценностям и законам и с осознанного согласия американского народа. И сделаем это вместе с дипломатией.
— Наш самый ценный товар, как нации – наши человеческие ресурсы.
— Внешняя политика администрации Байдена будет отражать наши ценности.
— Мы служим американскому народу. И мы сделаем все возможное, чтобы вы гордились.
…Чего больше в речи Блинкена – популизма, желания понравиться публике или намеков на то, что внешняя политика США будет претерпевать значительные изменения в связи очень нелегкой внутренней ситуацией, которую сам госсекретарь охарактеризовал так: «Американцы становятся все более поляризованными…»? Похоже, всего понемногу, но это – взрывоопасная смесь.
Можем ли мы предположить, что Байден и его администрация не уверены в своих национальных тылах? Они же видят, как общество расколото. Они же слышат голос Трампа, который накануне произнес свою речь на Конференции консерваторов, но её моментально – с перепугу, что ли? – убрали из всех возможных источников массовой информации, работающих «под демократами», включая сеть YouTube. Демократы, апеллирующие «ко всему народу», сами чего-то опасаются?
Блинкен, такое впечатление, обращался к публике, как просящий дать ему шанс исполнить «волю масс». Не сильно ли он пытался понравиться американцам новым дискурсом? Не перегнул ли в аргументации? Дело ли это госсекретаря – обсуждать внутреннюю политику и заниматься популизмом? А то выглядит это так, будто без неё – без внутренней политики – и внешнюю политику США уже проводить не получается.
И далее возникает вопрос о прочности американских позиций в мире при такой обстановке внутри страны – чего бы и как бы они не формулировали. Вообще, откровения госсекретаря вызывают реминисценции с возникновением «гласности», когда начинался глубокий кризис в советском обществе, а многие вещи стали называть, переходя на новую лексику, своими именами.
Байден: разговор начистоту
А теперь обратим внимание на документ, подписанный самим Байденом – заявленный в начале нашего комментария, как «Renewing America’s Advantages. Interim National Security Strategic Guidance» — «Обновление преимуществ Америки. Временное стратегическое руководство по национальной безопасности».
И знаете, с чего президент США начинает это руководство? С утверждения, которое сразу же перечеркивает все красивые слова Блинкена – как будто госсекретарь был не в курсе содержания Обращения Байдена к читателям, публикуемого в самом начале «Временного руководства». А, может, действительно, его в известность не поставили – и что там POTUS сформулирует за собственной подписью, госдепу до поры знать не положено?
А, ведь, Байден не отказал себе в удовольствии выдать такой пассаж в самом начале этого «Руководства»: «Ключевое стратегическое предложение: Соединенные Штаты должны возобновить непреходящие преимущества, чтобы мы могли решать сегодняшние проблемы с позиции силы («so that we can meet today’s challenges from a position of strength»). Мы улучшим наши экономические основы; вернем себе место в международных организациях; поднимем наши ценности дома и выступим в защиту их (американских ценностей – С.Ф.) во всем мире; модернизируем наши военные возможности, будем первыми в дипломатии и оживим непревзойденную сеть союзов и партнерств Америки».
И этот документ – уже не реверансы перед публикой, а жесткий план стратегии США при Байдене. Или, во всяком случае, первоначальный эскиз этого плана.
Сразу заметим, что имя России в этом стратегическом документе названо 5 раз, а Китая – 15 раз. Причем, практически повсюду – в негативном ключе.
Байден, конечно, не сам писал этот текст, но его многодесятилетний опыт в международных делах, явно, оказал влияние на содержание документа и его акценты. Обратим на них внимание.
Байден начинает с философских обобщений, переходя к фундаментальным задачам своей администрации и намеренно подчеркивая в первых же абзацах: «And under the Biden-Harris Administration, America is back» — «Под руководством администрации Байдена-Харрис Америка вернулась».
Ну, то, что «Америка вернулась!» Байден сказал уже много раз, а вот то, что она вернулась под руководством дуэта Байден-Харрис – формулировка новая. Не припомнить, когда прежде кто-то из POTUSов именовал свое правление в двух лицах – с вице-президентом.
Что это – желание продемонстрировать единство в команде? Или намек на то, что Камала Харрис, в случае необходимости, «подхватит знамя» и пойдет дальше дорогой, начертанной Байденом? Но, ведь, буквально только что её технично оттерли от информации о готовящейся в Сирии бомбардировке позиций иранских «прокси» «в интересах секретности». И как это всё понимать?
В общем, интересно начинают…
Итак, текст от Байдена – некоторые пассажи:
— Мы не можем делать вид, что мир можно просто вернуть к тому, каким он был 75, 30 или даже четыре года назад. Мы не можем просто вернуться к тому, как было раньше. Во внешней политике и национальной безопасности, как и во внутренней политике, мы должны наметить новый курс. (Просто возвращение к Рузвельту с этим «новым курсом» – С.Ф.).
— Пандемии и другие биологические риски, эскалация климатического кризиса, кибернетические и цифровые угрозы, международные экономические потрясения, затяжные гуманитарные кризисы, насильственный экстремизм и терроризм, а также распространение ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения – все это создает серьезные проблемы и, в некоторых случаях, экзистенциальные опасности.
— Ни одна нация не может эффективно решить эти проблемы в одиночку. И ни одна из этих проблем не может быть эффективно решена без участия Соединенных Штатов.
— Демократические страны все чаще сталкиваются с вызовом извне от антагонистических авторитарных держав. Антидемократические силы используют дезинформацию и коррупцию (Тема «коррупции», похоже, станет у Байдена столь же популярной для давления на другие страны, как и дежурная «защита прав человека» – С.Ф.) в качестве оружия, чтобы эксплуатировать предполагаемые слабости и сеять раскол внутри и между свободными странами, подрывать существующие международные правила и продвигать альтернативные модели авторитарного правления. Обращение вспять этих тенденций необходимо для нашей национальной безопасности. (А это совсем иная политика, чем та, о которой рассказывал Блинкен за несколько часов до этого. Отметим здесь сразу проявившееся разночтение в подходах, и предположим, что Блинкена «подправят». Иначе… – С.Ф.).
— Мы также должны мириться с тем фактом, что распределение власти по всему миру меняется, создавая новые угрозы. В частности, Китай быстро стал более напористым. Это – единственный конкурент, потенциально способный объединить свою экономическую, дипломатическую, военную и технологическую мощь, чтобы бросить устойчивый вызов стабильной и открытой международной системе.
— Россия по-прежнему полна решимости усилить свое глобальное влияние и сыграть разрушительную роль (disruptive role) на мировой арене. (Байден явно смотрит в зеркало, видит там свое отражение, но принимает его – такое бывает… – за образ «разрушительной» России – С.Ф.).
— И Пекин, и Москва вложили значительные средства в усилия, направленные на то, чтобы проверить силы США и помешать нам защищать наши интересы и наших союзников по всему миру. (Вот прямо Пекин и Москва кладут на пути военных сил США некие «препятствия», и янки обижаются, что им мешают что-то «защищать по всему миру»: «Нас-то за что»? – С.Ф.).
— Мы также сталкиваемся с проблемами внутри стран, управление которыми является хрупким, а также со стороны влиятельных негосударственных субъектов (кто бы это мог быть? – С.Ф.), которые могут нарушить интересы Америки. (Даже «хрупкие государства», даже некие «негосударства» вызывают у янки необычный для них тремор – прежде они не заморачивались, если кто-то «мог нарушить интересы Америки». А теперь выводят таких игроков на роли главных «злодеев». Мельчают в Вашингтоне… – С.Ф.).
— Терроризм и насильственный экстремизм, как внутри страны (sic!), так и за ее пределами остаются серьезными угрозами. (Байден прямо признается, что у него дома проблема, как её уже назвали – «внутренние террористы». Посмотрим, удастся ли ФБР пересажать полстраны, голосовавшей за Трампа – С.Ф.).
— Вместе с нашими союзниками и партнерами мы можем модернизировать архитектуру международного сотрудничества с учетом вызовов этого века, от киберугроз до изменения климата, коррупции и цифрового авторитаризма. (Уже завис вопрос о том, а как, собственно, янки, возглавляемые верховным главнокомандующим по фамилии Байден, собираются идти в походов против своих многочисленных врагов в мире, когда в собственном тылу у них творится черте что? – С.Ф.)
— Потенциал будущего огромен,.. и быстрые изменения в технологиях будут определять каждый аспект нашей жизни и наши национальные интересы, но направление и последствия технологической революции остаются нерешенными. Новые технологии по-прежнему в значительной степени не регулируются законами или нормами.
— Америка должна реинвестировать в сохранение наших научных и технологических преимуществ и снова возглавить, работая вместе с нашими партнерами над установлением новых правил и практик, которые позволят нам воспользоваться возможностями, открывающимися в настоящее время в технологиях. (Опять – «возглавить» да установить свои «нормы» и «практики». А, может, это неплохо – всё же знакомо до боли, и понятно, как на это реагировать, опят накоплен… — С.Ф.).
— Наша самая торжественная обязанность – защищать безопасность американского народа (Вспомнил, наконец. В середине документа – С.Ф.).
— Обеспечение нашей национальной безопасности требует от нас (а теперь – внимание: квинтэссенция! – С.Ф.):
— Защищать и лелеять (они там будут «лелеять» – «defend and nurture» – С.Ф.) основные источники силы Америки, включая наш народ, нашу экономику, нашу национальную оборону и нашу демократию дома;
— Содействовать благоприятному распределению власти для сдерживания и предотвращения непосредственной угрозы от противников Соединенных Штатов и наших союзников, ограничивающих доступ к глобальному достоянию или доминированию в ключевых регионах; (У них проблема – им мешают «доминировать в ключевых регионах» и ограничивают «доступ к глобальному достоянию», которое и словами не опишешь – С.Ф.)
— Руководить и поддерживать стабильную и открытую международную систему, опирающуюся на прочные демократические союзы, партнерства, многосторонние институты и правила. (Да, уж… Сформулировали они себе приоритеты… Зато – честно сказано – С.Ф.)
— Соединенные Штаты снова примут участие в международном сотрудничестве… Мы будем действовать быстро, чтобы вернуть себе лидирующие позиции в международных организациях, объединившись с международным сообществом.
— Мы вновь задействуем международную систему, мы будем устранять экзистенциальную угрозу, создаваемую ядерным оружием.
— Мы предотвратим дорогостоящую гонку вооружений и восстановим свой авторитет, как лидера в области контроля над вооружениями. Вот почему мы быстро продвинулись к продлению нового договора СНВ с Россией. Там, где это возможно, мы также будем добиваться новых договоренностей по контролю над вооружениями.
— Мы предпримем шаги для уменьшения роли ядерного оружия в нашей стратегии национальной безопасности, обеспечивая при этом безопасность, надежность и эффективность наших средств стратегического сдерживания, чтобы наши обязательства перед нашими союзниками по расширенному сдерживанию оставались сильными и заслуживающими доверия.
— Мы будем участвовать в конструктивном диалоге с Россией и Китаем по ряду появляющихся новых военно-технологических разработок, которые влияют на стратегическую стабильность. (То есть, будут добиваться односторонних уступок в тех областях, где сильно отстали – С.Ф.).
— Продвигая интересы Америки в глобальном масштабе, мы сделаем… дипломатию своим инструментом первой инстанции.
— Мощная армия, соответствующая условиям безопасности – решающее преимущество Америки. Соединенные Штаты никогда не откажутся от применения силы, когда это потребуется для защиты наших жизненно важных национальных интересов. (А вот это надо запомнить крепко всем, кто внимательно слушал умиротворяющую речь Блинкена – ведь, «жизненно важные интересы» США могут, как это часто уже бывало, проявиться на любом куске земной или морской поверхности – С.Ф.).
— Решения о применении военной силы будут основываться на нашей прочной традиции гражданского контроля над вооруженными силами и здоровых военно-гражданских отношений. (Только что по команде того, кто подписал эту бумагу, отбомбились в Сирии, и никто никого не спрашивал из круга «гражданского контроля», даже вице-президента не поставили в известность. И все у них так – С.Ф.).
— Перед лицом стратегических вызовов, исходящих от все более напористого Китая и дестабилизирующей России, мы оценим соответствующую структуру, возможности и размер сил, и, работая с Конгрессом, сместим акцент с ненужных устаревших платформ и систем вооружений на высвобождение ресурсы для инвестиций в передовые технологии и возможности, которые определят наши преимущества в военной и национальной безопасности в будущем. (А вот это опять – предельно честно – С.Ф.).
— Наша работа по защите демократии не заканчивается на наших берегах. Авторитаризм набирает обороты, и мы должны объединиться с единомышленниками и союзниками, чтобы возродить демократию во всем мире.
…Здесь можно прослезиться и завершить обзор «Временного стратегического руководства по национальной безопасности» имени Джо Байдена.
Сделанных по ходу изложения комментариев, наш взгляд, вполне хватает, чтобы разговор подвести к завершению.
По большому счету – перед нами уже практически выработанная в основных узлах и четко изложенная стратегия внешней политики США.
Новелла в том, что власти Вашингтона начали открыто и публично сопрягать свою внешнюю политику с внутренней по той причине, что прежде особых проблем внутри США они сами не чувствовали, а теперь этих проблем – целый «букет». Причем, «букет», не слишком приятно пахнущий.
И ещё они знают – Трамп пережил поражение на выборах и на днях заявил на Конференции американских консерваторов, что Америка не может позволить себе решать проблемы всего мира, а демократов во главе Байденом назвал «марионетками Китая».
Вот в этих условиях этих «высоких отношений» Белому дому надо будет продвигать свое «Временное руководство по национальной безопасности». А почему, собственно, «временное»? Байден что-то подозревает? И потому подстраховывается поддержкой публики?
Не припомнить, когда внешняя политика США носила флер «народной». А теперь – пожалуйста: «A Foreign Policy for the American People».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs