Ликвидация филиала бюджетной организации: что нужно знать
Ликвидация филиала бюджетного учреждения предусматривает особую процедуру в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. По оценке многих экспертов, данный процесс значительно проще, чем закрытие обычного юридического лица, так как подразумевает меньшее количество документов и стадий проведения. Мы рассмотрим основные особенности ликвидации и разберёмся в их последовательности.
Содержание
- 1 Основные положения
- 2 По каким причинам может быть ликвидирован филиал бюджетной организации
- 3 Процедура закрытия
- 4 Выплаты при ликвидации
Основные положения
Но для начала необходимо определить, какой форме управления подлежат филиалы бюджетных структур. В первую очередь, следует отметить, что вся деятельность филиала осуществляется исключительно от лица головной организации. Имущество «дочки» состоит на балансе у основного учреждения. Ответственность за принятые решения также ложится на него. В соответствии с этим и определяется порядок процедур по ликвидации. Этим же можно объяснить и упрощённость процесса.
По каким причинам может быть ликвидирован филиал бюджетной организации
Закрыть филиал «бюджетника» может лишь соответствующий приказ Правительства Российской Федерации либо уполномоченного территориального органа, размещённого в одном из её субъектов. Основных причин для этого несколько:
- Если филиал открывался на определённый срок, то его окончание является достаточным основанием для ликвидации. Однако возможно продление срока.
- Достижение филиалом поставленной цели, для которой он открывался.
- Осуществление филиалом деятельности, которая идёт вразрез с законами РФ, регулирующими целевую деятельность «дочки».
- Нарушение закона или законов филиалом.
- Конфликт интересов.
- Регистрация филиала проводилась с нарушениями и признана недействительной регистрационным органом.
- Головная организация зарегистрирована с нарушением, и её деятельность признана незаконной.
Существуют другие частные случаи, которые необходимо рассматривать лишь в конкретном контексте. Но приведённый перечень практически в полной мере отображает случаи и причины ликвидации.
Процедура закрытия
Ликвидация филиала учреждения начинается с соответствующего указа Правительства Российской Федерации либо уполномоченного органа. Далее в обязательном порядке формируется уполномоченная ликвидационная комиссия, которая назначается ответственной за процесс ликвидации. Выбирается её председатель. Как правило, им является руководитель закрываемого филиала. Он же несёт ответственность за все действия новообразованного органа.
Следующий шаг – это проведение инвентаризации. Учитывая, что всё имущество филиала состоит на балансе у головной организации, мероприятие инициируется соответствующим указом руководства. Инвентаризация нужна для выяснения текущего положения дел «дочки» и дальнейших расчётов с кредиторами. Как правило, именно за счёт имущества филиала производятся выплаты по долговым обязательствам и обязательным платежам.
По итогам инвентаризации составляется промежуточный баланс филиала бюджетной организации по аналогии с таковым у юридического лица. Он позволяет в полной мере оценить состояние «дочки» и распределить активы между кредиторами. Если же таковых не хватает для погашения долговых обязательств, ответственность за них берёт на себя головной орган.
Далее филиал снимается с учёта в различных фондах, включая ПФР, ФОМС, ФСС и т.д. На этом же этапе ведётся оповещение кредиторов, если имело место заключение договоров со взаиморасчётами. Делается это для устранения конфликтных ситуаций, ведь расчётные счета филиала закрываются, а значит, меняются платёжные реквизиты.
По окончании всех этих операций составляется ликвидационный баланс, который утверждается соответствующей комиссией. Для него вновь проводится инвентаризация с учётом всех изменений после расчётов с кредиторами. То, что остаётся на балансе филиала, передаётся под контроль головной организации.
Выплаты при ликвидации
Ликвидация филиала влечёт за собой увольнение всех без исключения сотрудников. Поэтому в процессе закрытия должны быть предусмотрены обязательные выплаты работникам:
- Выходное пособие.
- Пособие по трудоустройству.
Первое представляет собой сумму в размере одного среднемесячного оклада. Второе – 2 среднемесячных оклада на период трудоустройства работника. Таким образом, всего обязательная выплата насчитывает 3 оклада в размере заработной платы.
Также к обязательным можно отнести выплату за неиспользованное право отпуска, больничные, командировочные и т.д. Все расчёты осуществляются филиалом перед формированием ликвидационного баланса, а суммы должны быть выплачены не позднее последнего рабочего дня. Также филиал должен в обязательном порядке оповестить всех работников о ликвидации за 2 месяца до её окончания.
Выездная налоговая проверка может проводиться по требованию контрольного органа в срок до 1 месяца. Как правило, именно это время является максимальным для ликвидации филиала.
Здравствуйте
Порядок и сроки процедуры
Процедура ликвидации государственных и муниципальных учреждений включает следующие шаги:
Федеральный или местный орган исполнительной власти принимает решение о ликвидации учреждения.
Выпускается локальный нормативный акт о ликвидации с пояснительной запиской.
В течение 3 дней после подписания акта в налоговую службу направляется уведомление о ликвидации учреждения.
В течение 2 недель после подписания акта формируется состав ликвидационной комиссии, и определяются сроки и порядок ликвидации.
В СМИ публикуется извещение о сроках приема требований кредиторов.
В течение 10 дней после окончания приема требований комиссия формирует промежуточный ликвидационный баланс и предоставляет его учредителю.
Производится расчет с кредиторами.
В течение 10 дней после расчета формируется окончательный ликвидационный баланс.
Остатки средств учреждения передаются в бюджет соответствующего уровня.
Подается заявление о завершении ликвидации в налоговый орган, и в ЕГРЮЛ вносится запись о ликвидации учреждения.
Решение о ликвидации, принятое властями, должно включать в себя:
название и тип ликвидируемой структуры;
данные об учредителе;
наименование ликвидатора;
правопреемник по обязательствам (для казенных учреждений).
Нормативный акт о ликвидации выпускается органом власти, учредившим структуру, в пояснительной записке при этом приводится обоснование целесообразности прекращения деятельности учреждения, а также сведения об имеющихся долгах структуры. Если учреждение обладает социально значимыми функциями, то в записке указывается, кому передаются такие полномочия.
Члены ликвидационной комиссии назначаются из числа служащих соответствующего органа исполнительной власти (комитета, агентства или департамента). Порядок и сроки ликвидации должны соответствовать ст. 61-63 Гражданского кодекса, закону 7-ФЗ и принятому локальному акту о ликвидации. К ликвидационной комиссии переходят все функции руководства ликвидируемого учреждения.
Срок приема требований кредиторов учреждения не может быть меньше двух месяцев. Комиссия не только рассматривает поступающие требования, но и выявляет кредиторов самостоятельно путем анализа заключенных ранее договоров. Каждое поступившее требование рассматривается комиссией. Если требование признано необоснованным, кредитор вправе заявить возражение в десятидневный срок. Важно учесть, что при ликвидации казенного учреждения кредитор не может требовать
погашения обязательства досрочно (ст. 19.1 7-ФЗ).
Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о сумме всех поступивших претензий и о суммарной стоимости имущества учреждения. Орган власти, издавший акт о ликвидации учреждения, должен утвердить промежуточный баланс, составленный ликвидационной комиссией.
- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Ликвидация филиала образовательной организации
Ликвидация филиала образовательной организации
Подборка наиболее важных документов по запросу Ликвидация филиала образовательной организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Дискреционный характер административного акта как обстоятельство, исключающее судебную проверку его законности
(Соловей Ю.П.)
(«Право. Журнал Высшей школы экономики», 2019, N 4)Рассматривая данное дело, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации отметила, что закрепленное в п. 5 ст. 2 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» право свободы выбора образовательного учреждения не означает установления запрета на ликвидацию избранного гражданином образовательного учреждения, его филиала, если при этом обеспечивается право свободы выбора других действующих учебных заведений, осуществляющих обучение по соответствующей специальности. Поскольку оспариваемое распоряжение, по мнению Коллегии, не содержит положений, направленных на ограничение прав и возможностей граждан при получении высшего образования, какое-либо противоречие оспариваемого акта Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования и ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах отсутствует.
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.02.2023 N 19-ФЗ
«Об особенностях правового регулирования отношений в сферах образования и науки в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»11. Лица, признанные гражданами Российской Федерации, а также лица, которые являются постоянно проживавшими на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области на день их принятия в Российскую Федерацию гражданами Российской Федерации, обучавшиеся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, или в прекративших деятельность филиалах иностранных образовательных организаций, расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, не завершившие освоения образовательных программ и отчисленные из таких организаций в 2021/22 и 2022/23 учебных годах, зачисляются в 2022/23 и 2023/24 учебных годах на обучение по соответствующим образовательным программам в организации, осуществляющие образовательную деятельность, расположенные на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, на соответствующий год обучения за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации вне зависимости от наличия свободных мест, финансируемых за счет этих бюджетных ассигнований. Срок обучения лиц, зачисленных на обучение в соответствии с настоящей частью, может быть увеличен не более чем на один год по решению организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В гражданском законодательстве определены возможные виды реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. На практике чаще всего встречается реорганизация учреждений в форме присоединения, реже – разделения. Реорганизация в форме присоединения учреждения к другому учреждению предполагает передачу последнему прав и обязанностей присоединенного учреждения; при разделении права и обязанности реорганизуемого учреждения переходят к вновь возникшим учреждениям в соответствии с передаточным актом (ст. 58 ГК РФ).
Реорганизация учреждений преследует цель повышения их эффективности. Еще одним вариантом оптимизации деятельности учреждения может быть изменение его подведомственности.
Вопросам правового обоснования реорганизации, регулирования трудовых отношений в реорганизуемых учреждениях посвящено большое количество экспертных работ. В статье, предлагаемой вашему вниманию, упор сделан на бухгалтерскую составляющую процесса реорганизации, поскольку не все нюансы раскрыты в имеющейся нормативной документации и разъяснениях уполномоченных органов.
Решение учредителя и заключение комиссии
Реорганизация юридического лица осуществляется по решению его учредителей (ст. 57 ГК РФ). Реорганизация государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения (п. 11 ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», далее – Закон об образовании).
В свою очередь, правила создания комиссии и проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации регламентированы Постановлением Правительства РФ от 06.02.2014 № 84 для федеральных учреждений. На уровне субъекта и муниципального образования аналогичные правила устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ (п. 14 ст. 22 Закона об образовании).
Принятие решения о реорганизации и проведение реорганизации бюджетных или казенных учреждений осуществляются в порядке, предусмотренном ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях):
- Правительством РФ – в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;
- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта РФ;
- местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.
На уровне Российской Федерации порядок реорганизации учреждений регламентирован Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539 (далее – Порядок № 539) и распространяет свое действие на все типы федеральных учреждений – бюджетные, автономные и казенные. Эта же норма содержится в документах субъектов РФ и муниципалитетов.
В Порядке № 539 предъявляются обязательные требования к содержанию решения о реорганизации, которое зависит от формы ее проведения. Но для любого типа реорганизации решение должно включать перечень реорганизационных мероприятий с указанием сроков их осуществления. Именно этот перечень и должен служить «дорожной картой» учреждения.
Правопреемник и уведомления
Для выполнения всех мероприятий в реорганизуемых учреждениях создается специальная комиссия по реорганизации, устанавливаются сроки и ответственные лица.
В пункте 1 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ) закреплена обязанность юридического лица в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением упомянутого решения. В случае реорганизации в форме присоединения делать это будет то учреждение, к которому переходят все права и обязанности.
Форма уведомления о начале процедуры реорганизации (ф. Р12003, код 1111514 по КНД) установлена Приказом ФНС РФ от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.
Раздел 3 «Количество создаваемых в результате реорганизации юридических лиц» данной формы не заполняется при реорганизации в форме преобразования или присоединения. Во всех остальных случаях раздел нужно заполнять.
На основании уведомления (ф. Р12003) регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) запись о начале реорганизации учреждения.
У самого учреждения останется обязанность еще дважды, с периодичностью раз в месяц разместить в средствах массовой информации уведомление о своей реорганизации.
Уведомить о начале реорганизации необходимо орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего нахождения. Эта норма закреплена в Федеральном законе от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Но с 2017 года в законодательстве о страховых взносах будут действовать поправки, связанные с передачей налоговым органам полномочий по их администрированию, и обязанность уведомления может быть отменена.
Завершение расчетов с дебиторами и кредиторами
В обязанности реорганизуемого юридического лица входит уведомление всех известных ему кредиторов о начале реорганизации. Причем п. 2 ст. 13.1 Федерального закона № 129-ФЗ установлен срок такого уведомления – в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Форма уведомления произвольная.
В уведомлении необходимо указать срок, в течение которого кредиторы могут обратиться с претензиями о возмещении долга. По возможности расчеты следует закрыть. Незавершенные расчеты передаются учреждению-правопреемнику, либо по ним принимается отдельное решение о списании дебиторской (кредиторской) задолженности в установленном законодательством порядке.
Контрагентов, с которыми заключены длительные договоры, например, на оказание коммунальных услуг, следует проинформировать о необходимости их перезаключения с учреждением-правопреемником и указать нужную для этого информацию – новые реквизиты, контактных лиц, сроки обращения.
Инвентаризация имущества и обязательств
Фактическое наличие передаваемых активов и обязательств подтверждается результатами инвентаризации, проведение которой необходимо перед составлением отчетности при реорганизации. Инвентаризация проводится в обычном порядке в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. В состав инвентаризационной комиссии целесообразно включать представителей учреждения-правопреемника. Количество экземпляров инвентаризационных описей может быть больше (например, экземпляр затребует учредитель).
Состояние расчетов с контрагентами, отраженное в инвентаризационных описях, следует подтвердить актами сверок.
Передача имущества и обязательств
Активы учреждения, незавершенные расчеты с кредиторами, прочие пассивы, а также имущество и обязательства, учитываемые на забалансовых счетах, передаются учреждению-правопреемнику по передаточному акту, а в случае разделения – по разделительному балансу. Форма акта может быть доведена учредителем, органом власти, на основании решения которого проводится реорганизация, или разработана учреждением самостоятельно. Как правило, передаваемое имущество в акте указывается общим количеством на общую сумму, а раскрываться эти показатели могут:
- в актах о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) – для передаваемых объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов;
- в накладных на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205) – для передаваемых материальных запасов;
- в извещениях (ф. 0504805) – для передачи прочих расчетов и пассивов.
Остаток денежных средств на лицевом счете присоединяемого учреждения переводится учреждению-правопреемнику на основании расчетных документов (заявки на кассовый расход, платежного поручения), оформленных в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Федерального Казначейства от 29.12.2012 № 24н (далее – Порядок № 24н).
В бухгалтерском учете операции передачи показателей балансовых счетов отражают с использованием счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» (п. 111.1 Инструкции № 162н[1]; п. 146, 147 Инструкции № 174н[2]; п. 174, 175 Инструкции № 183н[3]).
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Учреждение-отправитель |
||
Переданы нефинансовые, финансовые активы по передаточному акту (разделительному балансу) |
0 304 06 000 |
0 100 00 000 0 200 00 000 |
Передан финансовый результат учреждения в части расходов |
0 304 06 000 |
0 401 20 000 0 401 50 000 |
Переданы расчеты по обязательствам, а также финансовый результат учреждения |
0 301 00 000 0 302 00 000 0 303 00 000 0 304 00 000 0 401 10 000 0 401 40 000 0 401 60 000 |
0 304 06 000 |
Учреждение-получатель |
||
Приняты к учету нефинансовые, финансовые активы по передаточному акту (разделительному балансу) |
0 100 00 000 0 200 00 000 |
0 304 06 000 |
Принят к учету финансовый результат учреждения в части расходов |
0 401 20 000 0 401 50 000 |
0 304 06 000 |
Приняты к учету расчеты по обязательствам, а также финансовый результат учреждения |
0 304 06 000 |
0 301 00 000 0 302 00 000 0 303 00 000 0 304 00 000 0 401 10 000 0 401 40 000 0 401 60 000 |
Передача показателей забалансовых счетов производится без применения двойной записи (п. 332 Инструкции № 157н[4]).
Инструкции не содержат разъяснений о передаче показателей счетов раздела санкционирования. Но в случае реорганизации казенных учреждений (участников бюджетного процесса) в этом нет необходимости, поскольку передача принятых на учет бюджетных обязательств оформляется соответствующим документом – актом приемки-передачи принятых на учет бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса (ф.0503728 0531727), а принятые ранее к учету бюджетные данные подлежат передаче распорядителям и получателям бюджетных средств, которым передаются полномочия реорганизуемых распорядителей и получателей бюджетных средств в порядке, определенном Приказом Минфина РФ от 30.09.2008 № 104н (далее – Порядок № 104н). Учреждения субъектов РФ и муниципалитетов также руководствуются данным документом.
Форма акта приемки-передачи принятых на учет бюджетных обязательств установлена в приложении 6 к Порядку № 104н. С вступлением в силу Приказа Минфина РФ от 30.12.2015 № 221н 1 января 2017 года данное приложение утрачивает силу и будут применяться документы последнего приказа.
Для автономных и бюджетных учреждений вопрос передачи остатков счетов раздела санкционирования остается открытым. По нашему мнению, вполне логично принять следующее решение: закрыть счета с учтенными ранее показателями в объеме годовых значений (0 502 00 000 «Обязательства», 0 504 00 000 «Сметные (плановые) назначения», 0 506 00 000 «Право на принятие обязательств», 0 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения») до величин фактически полученных доходов (произведенных расходов). Приведем пример.
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
В части доходов |
|||
Отражены в учете плановые назначения в соответствии с заключенным соглашением на финансовое обеспечение выполнения государственного задания | 130 4 507 10 130 | 130 4 504 10 130 | 25 000 000 |
Получено финансовое обеспечение до начала реорганизации |
130 4 508 10 130 |
130 4 507 10 130 | 8 000 000 |
Скорректированы плановые назначения обратной корреспонденцией (п. 177 Инструкции № 174н, п. 206 Инструкции № 183н) | 130 4 504 10 130 | 130 4 507 10 130 | 17 000 000 |
В части расходов |
|||
Приняты к учету плановые назначения в части расходов на коммунальные услуги | 244 4 504 10 223 | 244 4 506 10 223 | 1 500 000 |
Приняты к учету обязательства в объеме годовой суммы договора на обеспечение коммунальных нужд | 244 4 506 10 223 | 244 4 502 11 223 | 1 500 000 |
Приняты к учету и оплачены денежные обязательства до начала реорганизации | 244 4 502 11 223 | 244 4 502 12 223 | 600 000 |
Скорректированы принятые обязательства методом «красное сторно» (п. 167 Инструкции № 174н, п. 196 Инструкции № 183н) | 244 4 506 10 223 | 244 4 502 11 223 | (- 900 000) |
Скорректированы плановые назначения обратной корреспонденцией (п. 171 Инструкции № 174н, п. 203 Инструкции № 183н) | 244 4 506 10 223 | 244 4 504 10 223 | 900 000 |
Такое решение, во-первых, позволит присоединяемому (разделяемому) учреждению сохранить записи своих фактически произведенных операций, а во-вторых, что еще более важно, не задвоит обороты учреждения-правопреемника, поскольку ему снова потребуется ставить на учет обязательства и плановые назначения в объеме, полученном от присоединяемого (разделяемого) учреждения. В итоге консолидированной отчетности реорганизуемого учреждения и его правопреемника будет учтен общий годовой объем санкционирования расходов без искажения.
Если у учреждения остались неоплаченные денежные обязательства, то по логике предлагаемого решения их следует сторнировать, с тем чтобы учреждение-правопреемник поставило их на учет вместе с переданной кредиторской задолженностью.
Закрытие лицевых счетов
Порядком № 24н установлена процедура закрытия лицевых счетов реорганизуемых учреждений как участников, так и неучастников бюджетного процесса.
Учреждение подает в свой финансовый орган заявление на закрытие лицевого счета (ф. 0531757) и совместно с учреждением-правопреемником оформляет и подписывает акт приемки-передачи кассовых выплат и поступлений (ф. 0503728) – для участников бюджетного процесса; акт приемки-передачи показателей лицевого счета (ф. 0531961) (далее – акт ф. 0521961) – для бюджетных (автономных) учреждений.
Отметим, что согласно п. 62 Порядка № 24н при реорганизации бюджетного (автономного) учреждения, принявшего бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, закрытия лицевого счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств не требуется.
Отдельно остановимся на отражении в учете и отчетности реорганизуемых учреждений акта (ф. 0531961).
В разделе 3 «Операции со средствами клиента» данной формы приводятся все произведенные на дату передачи реорганизуемым учреждением кассовые поступления и выплаты. Их передача трактуется так: в отчетности учреждения – передающей стороны все показатели кассовых доходов и расходов обнуляются, то есть отчет (ф. 0503737) на дату реорганизации не содержит ни одного показателя – весь отчет пустой, а учреждение-правопреемник отразит полученные кассовые показатели в своем отчете (ф. 0503737) с начала года. На такой алгоритм действий указывает Письмо Минфина РФ от 22.08.2013 № 03-01-11/34511 с требованием отражения кассовых расходов в отчетности учреждения-правопреемника с начала года.
На практике многие учреждения стали отражать полученные кассовые показатели в учете – формировать документы кассовых поступлений и выплат, аналогичные тем, что формировало присоединяемое (разделяемое) учреждение до реорганизации. Отражение в учете документов кассовых доходов и расходов влечет необходимость формирования документов фактических расходов, что невозможно без включения остатков на начало года и в конечном итоге приводит к полному дублированию в учете учреждения-правопреемника всех оборотов передающей стороны за текущий год.
По нашему мнению, такой вариант неоправданно увеличивает трудозатраты и далек от оптимального. С точки зрения эффективности учетных процедур при реорганизации наиболее выгодным является вариант, при котором учреждение-правопреемник получит возможность консолидировать отчетность – свою и переданного учреждения. В этом случае нормы инструкций и вышеназванного письма будут выполнены совершенно точно: в учете отразятся переданные (полученные) остатки на дату передачи, а в отчетности – на начало года.
Вопрос консолидации отчетности учреждения, передающего показатели, и учреждения-правопреемника скорее технический и достаточно легко решаем современным программным обеспечением.
Возвращаясь к процедуре закрытия лицевых счетов, добавим, что в заявлении (ф. 0531757) необходимо указать реквизиты, по которым финансовый орган будет перечислять поступающие платежи после закрытия счета. В противном случае платежи вернут отправителям.
Отчетность реорганизуемого учреждения
Обязательность составления и представления реорганизационной отчетности установлена инструкциями № 33н[5] и 191н[6]. Эту же отчетность составляют и представляют учреждения, меняющие подведомственность, причем представляют ее как учредителю по прежней ведомственной подчиненности, так и учредителю по новой подведомственности.
Приведем особенности показателей форм отчетности при реорганизации неучастников бюджетного процесса в виде таблицы.
Передающее учреждение | Учреждение-правопреемник |
Разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830) |
|
Содержит остатки на начало периода, на дату реорганизации значения показателей равны нулю, так как имущество и обязательства были переданы по акту приема-передачи |
Остатки на дату реорганизации увеличены на сумму полученных имущества и обязательств.
При дальнейшем представлении отчетности за год, в котором произошла реорганизация, необходимость консолидации с балансом учреждения – передающей стороны отсутствует |
Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725) |
|
Заполняется данными счета 0 304 06 000 на дату реорганизации – передачи имущества и обязательств | Заполняется данными счета 0 304 06 000 на дату реорганизации – принятия к учету имущества и обязательств |
Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710) |
|
Заполняется данными счета 0 304 06 000 на дату реорганизации, закрытие других счетов в рамках годовой реформации баланса не производится | Заполняется данными счета 0 304 06 000 на дату реорганизации, закрытие других счетов в рамках годовой реформации баланса не производится |
Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) |
|
Заполняется показателями кассовых доходов, расходов и источников финансирования до даты реорганизации |
Заполняется показателями кассовых доходов, расходов и источников финансирования до даты реорганизации.
При дальнейшем представлении квартальной и годовой отчетности до конца года консолидируется с отчетом (ф. 0503737) учреждения – передающей стороны |
Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738) |
|
Заполняется показателями соответствующих счетов раздела санкционирования до даты реорганизации, скорректированными до величин фактически полученных доходов, произведенных кассовых расходов |
Заполняется показателями соответствующих счетов раздела санкционирования до даты реорганизации, увеличенными на сумму переданных показателей.
При дальнейшем представлении квартальной и годовой отчетности до конца года консолидируется с отчетом (ф. 0503738) учреждения – передающей стороны |
Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721) |
|
Заполняется показателями фактических доходов и расходов учреждения, произведенных до даты реорганизации |
Заполняется показателями фактических доходов и расходов учреждения, произведенных до даты реорганизации.
При дальнейшем представлении отчетности за год, в котором произошла реорганизация, консолидируется с отчетом (ф. 0503721) учреждения – передающей стороны |
Пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760) |
|
Пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760) при реорганизации (изменении типа) либо ликвидации учреждения формируется в составе форм годовой отчетности.
Дополнительно в текстовой части пояснительной записки к балансу учреждения (ф. 0503760) учреждение раскрывает сведения о правопреемственности по всем обязательствам реорганизуемого (преобразуемого) субъекта отчетности в отношении всех кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые в суде, а также иную информацию, существенную для учредителя, соответствующего финансового органа, характеризующую показатели деятельности реорганизуемого (преобразуемого) субъекта отчетности за отчетный период (п. 80 Инструкции № 33н) |
В пункте 77 Инструкции № 33н указано на необходимость представления бухгалтерской отчетности учредителю, в ведении которого находился реорганизуемый субъект отчетности до принятия решения о его реорганизации, и органу исполнительной власти, принявшему решение о его реорганизации.
Завершение реорганизации
Разделяемое учреждение считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникшей организации (организаций) (п. 3 ст. 16 Закона о некоммерческих организациях). При реорганизации некоммерческой организации в форме присоединения к ней другой организации первая из них считается реорганизованной с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенной организации.
Сама же процедура госрегистрации вновь возникшей в результате реорганизации организации (организаций), состав необходимых документов для регистрации, внесение в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности реорганизованного учреждения регламентированы Федеральным законом № 129-ФЗ.
Особенности изменения подведомственности
С точки зрения гражданского законодательства изменение подведомственности не является формой реорганизации, и соответствующие процедуры у такого учреждения существенно упрощены. Так, у учреждения, меняющего подведомственность, отсутствует обязанность сообщения в регистрирующие органы; не составляются акты приема-передачи имущества и обязательств – перенос показателей активов и обязательств, отраженных на счетах бухгалтерского учета, а также данных об их изменении с начала года до даты изменения подведомственности учреждения осуществляется на основании справки (ф. 0504833).
Учреждению, меняющему подведомственность, необходимо закрыть имеющиеся лицевые счета и открыть новые только в том случае, если оно является участником бюджетного процесса. Бюджетные и автономные учреждения не меняют свои лицевые счета (Письмо Минфина РФ № 02-03-09/3124, Федерального Казначейства № 42-7.4-05/5.1-454 от 10.08.2012).
* * *
Для того чтобы без ошибок и упущений провести все реорганизационные мероприятия, в учреждении необходимо создать комиссию по реорганизации, наделив ее соответствующими полномочиями. В плане работы комиссии должны быть следующие блоки:
1) работа с регистрирующими органами;
2) инвентаризация и передача имущества;
3) закрытие лицевых счетов;
4) составление и представление реорганизационной отчетности.
[1] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.
[2] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.
[3] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.
[4] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
[5] Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.
[6] Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12. 2010 № 191н.
Обновлено: 22.04.2023
При ликвидации не только предприятия, но также и его филиала понадобится знать особенности процедуры ликвидации как юридического лица.
Филиал регистрируется как представительство юрлица, потому и регистрация прекращения его существования будет выглядеть несколько иначе.
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Несмотря на то, что это подразделение (или одно и подразделений) предприятия, организации или фирмы, правила его закрытия будут отличаться по той причине, что оно работает по доверенности и полную ответственность не несет, как это происходит в случае с головным предприятием. Это четко отражается в ст.55 ГК РФ.
Пошаговая инструкция
Законодательные нормы для осуществления процедуры закрытия филиала какого-нибудь юридического лица регламентируются ст.61 Кодекса по гражданским вопросам в России.
Об обособленном подразделение и его специфике можно осведомиться в ст.55 ГК РФ. А налоговое законодательство отражает свой порядок, которому следуют при процедуре закрытия фиала.
Так, например, в ст.11 НК РФ раскрываются причины и признаки, служащие основанием для ликвидации. А сама процедура закрытия описывается в ст. 23 НК РФ наряду с условиями открытия. Процедура может быть инициирована как на добровольных началах, так и на принудительных.
Сама процедура ликвидации филиального подразделения юридического лица не представляет особой сложности. Но свой порядок соблюдаться должен.
В Уставе головного предприятия может содержаться такой порядок, но он не должен противоречить нормативам и правилам, указанным в ст.23 НК РФ.
Можно весь процесс отобразить в пошаговой инструкции, следуя которой ни один руководитель предприятия не ошибется, если хочет самостоятельно закрыть свой филиал.
Таблица 1. Пошаговая инструкция, как закрыть филиал
- хозяйственный;
- юридический;
- аудиторский;
- финансовый (бухгалтерия).
- распределение обязательств;
- обеспечение ликвидационного процесса наиболее слаженной и продуктивной работой;
- решение текущих и иных проблем, которые могут возникнуть в процессе.
- Уведомление о процедуре закрытия филиала в разные инстанции – кредиторов, партнеров, банков и прочие.
- Проводится инвентаризация.
- Осуществляется увольнение и расчет с сотрудниками полностью.
- Оплачиваются все долги.
- Если возникает необходимость, то для оплаты долгов кредиторам проводится конкурсная продажа имущества, чтобы из вырученных средств погасить долги.
- Имущество передается на балансе головного предприятия.
- Подбиваются все финансы, в том числе и по налоговым обязательствам перед государством.
- Производится сводка всей документации, в том числе и отчетной для проверяющих инспекторов.
- Подготавливается пакет документации для головного предприятия.
- Аннулируется печать филиала, и закрываются счета в банках.
- С регистрационного учета юридическое лицо снимается.
- В разных источниках СМИ или периодических изданиях публикуется информация о закрытии подразделения.
Если подробнее расписать всю процедуру, то картина будет выглядеть следующим образом:
Непосредственно представителем юридического лица – руководителем, учредителем головного предприятия – осуществляется уведомление социальных фондом. Хоть налоговая (ФНС) уведомляется в первую очередь о закрытии филиала, все же также следует оповестить и другие фонды.
К ним относятся следующие социальные госучреждения:
- ПФР РФ (пенсионный);
- ФСС (социальный);
- центр занятости;
- ФОМС (обязательное медстрахование).
Ставить в известность о ликвидации филиала кредиторов, банковские организации и прочих контрагентов должна уже ликвидационная комиссия.
Принудительная ликвидация предприятия рассматривается в статье: ликвидация предприятия.
Про не распределенную прибыль при ликвидации ООО читайте по ссылке.
Необходимые документы
Для беспрепятственного проведения такой процедуры необходимо поработать над подготовкой соответствующей документации, а также учесть, какие бумаги будут подаваться в налоговую, фонды и другие организации.
В целом основные документы фигурируют следующие:
- решение учредителя или учредительного собрания (если у организации есть несколько долевых участников) о том, что нужно закрыть филиал;
- решение о созыве комиссии, ее составе и деятельности;
- приказ, распоряжение или протокол о назначении гражданина (гражданки) генеральным директором, отвечающим за руководство головного предприятия;
- приказ, протокол или распоряжение о назначение руководителя филиала;
- приказ по предприятию – филиалу о старте процедуры закрытия подразделения;
- приказ о начале и об окончании проведения инвентаризационной проверки с описью имущества;
- приказ о проведении массового увольнения по трудовому законодательству со всеми соответствующими выплатами работникам;
- декларация по прибыльному налогообложению (опираясь на ст.288 НК РФ) должна подаваться со всеми необходимыми выплатами по авансовым платежам, которые осуществляться должны головной фирмой (как за себя, так и за филиал);
- уведомление для работников для их увольнения;
- устав предприятия;
- инвентаризационная опись имущества, подлежащее продаже для погашения долгов, если необходимо;
- промежуточный и окончательный ликвидационный балансы;
- подачи заявлений-уведомлений в социальные фонды о закрытии подразделения и прекращении выплат по страхованию работников;
- получение свидетельства о том, что данные по филиалу удалены из базы Госреестра (ЕГРЮЛ), а в документации по основному предприятию сделаны все нужные изменения;
- подача объявления в СМИ, где оповещается, когда и какой филиал закрыт.
Как составить приказ, его образец
После вынесенного решения на заседании собрания учредителе головного предприятия о начале ликвидации, необходимо будет составить приказ по филиалу о том, когда и как следует начать процедуру.
В приказе должны быть следующие реквизиты, пункты и порядок их заполнения:
- название самого юрлица – головного предприятия и филиала;
- номер и дата издания приказа;
- название и предмет (преамбула) документа;
- причины, почему пришлось ликвидировать филиал;
- сроки – начала и завершение закрытия;
- указываются участники ликвидационной комиссии, когда она была создана и кем;
- каковы полномочия, обязанности и функции такой комиссии присвоили учредители;
- подписи участников комиссии проставляются в приказе в конце.
Основанием для того, чтобы такой приказ издавать служит решение, принятое на заседании учредителей в самом начале процедуры.
Если же процесс идет через суд, тогда основание – это решение суда, которое не только открывает старт ликвидации, но и регулирует ее ход.
Кроме общего приказа, отдельно, создается также приказ на начало и проведение инвентаризации в связи с закрытием филиала. А для этого должна быть продумана отдельная комиссия – инвентаризационная.
В самом документе будут указываться фамилии и имена членов комиссии, которая непосредственно отвечает за надлежащее проведение описи всего имущества филиала.
Также в приказе будет отражено, какое именно имущество будет подлежать описыванию, а также сроки для проведения мероприятия (начало и конец), причина, по которой будут проводить эту проверку и опись, а также время, когда инвентаризационный отчет должен быть подан в бухгалтерию.
Уведомление работнику о ликвидации филиала, образец
Когда закрывается предприятие, то все сотрудники увольняются автоматически по причине, что работодатель не способен будет обеспечить в будущем людей работой и условиями труда.
Согласно трудовому законодательству такой случай в процедуре увольнения сотрудников регистрируется по ст.81 ТК РФ.
Именно этот норматив служит базой для проведения данной процедуры. Правила увольнения людей следующие:
- Если у головной компании имеются иные филиалы, и закрывающееся подразделение является не единственным, тогда работникам в первую очередь должны предлагаться другие рабочие места по переводу.
- При закрытии единственного филиала работу могут предлагать на головном предприятии, если имеются таковые (соотносимые) должности. Работодателю по закону не воспрещается оставлять за собой право не предлагать рабочие места увольняющимся.
- Однако если руководитель будет предлагать одному или нескольким рабочие места, тогда придется ему заняться трудоустройством у себя в компании и других сотрудников. В противном случае оставшиеся без работы граждане будут иметь право подавать на руководство в суд.
Если же никакие переводы и предложения других должностей невозможны, тогда порядок увольнения следует производить по следующим правилам:
- Весь персонал получает уведомление о скоро закрывающемся филиале в обозначенный по закону срок – не менее 2-х месяцев до начала процедуры ликвидации.
- Увольнение производят по п.4 ст.81 ТК РФ.
- В день, когда наступает увольнение, каждый сотрудник должен получить:
- полагающийся заработок за отработанное время;
- компенсацию за неиспользованный календарный отпуск по графику, если таковой нюансы имел место;
- все причитающиеся пособия (например, по уходу за ребенком до 1,5 года закону пособия, если таковые должны выплачиваться работнику);
- все больничные или долги по отпускным, если они не были выплачены ранее;
- различные дополнительные вознаграждения (по желанию работодателя).
- В течение 2 (а для жителей Крайнего Севера и регионов, приравненных к нему, 3 месяца) работодатель должен будет перечислять через фонд занятости населения компенсационное пособие в объеме заработка по среднемесячному расчету. Но это только возможно тогда, когда работник не нашел новое рабочее место.
Уведомление присылают по почте или вручают лично в руки каждому работнику подразделения. Нет никаких подобных документов, рассчитанных на выдачу бригаде, отделу, участку и т.д. Выдается бумага только лично каждому работнику.
Если же нарушить это условие, то судом это будет расценено как неполучение работником уведомления о ликвидации фиала в срок. За что головное предприятие будет нести ответственность в виде приличного штрафа.
Сроки
По закону, когда закрывается филиал, то должны соблюдаться определенные сроки. С того момента, как на собрании учредителей (или одним учредителем) было принято решение о закрытии подразделения, процесс может длиться не менее 2 месяцев.
Если же есть необходимость массово уволить рабочих, тогда вся процедура не должна занимать менее 3-х месяцев. Если же руководство соглашается на ускоренную выплату компенсаций, выходных пособий и прочих причитающихся работникам сумм, то ликвидация может быть осуществлена за более короткие сроки.
Особенности ликвидации филиала ООО
Существуют несколько тонкостей, которые отличают закрытие филиала юридического лица, от закрытия филиала индивидуального предпринимателя.
К таким нюансам можно отнести следующее:
- в решении учредительного собрания, которое прилагается обычно к заявлению, уведомлению, поданного в ФНС, должно быть четко указано количество тех лиц с их менами, которые проголосовали в своем большинстве за закрытие подразделения;
- если причиной для закрытия послужило накопление долговых обязательств, то они погашаются непосредственно из счетов основной компании;
- если даже и у основной фирмы не находятся денежные средства для погашения долгов, тогда продают имущество на конкурсной основе через арбитражного управляющего. А их вырученных денег погашаются все долги;
- но если и этих денег не будет хватать, тогда придется руководству погашать уже их из общего бюджета предприятия;
- в случае, когда филиал находится в том же субъектном образовании России, что и главное предприятие (например, в одном и том же регионе или области), то увольнении можно производить по п.2 ст.81, говорящей о сокращении штатов;
- когда проводится процедура реорганизации всей компании, тогда процесс ликвидации филиалов тоже запускается, но только с последующей переименовкой филиала и дальнейшим его существованием.
Если филиал будет просто реорганизован, то для новой его регистрации потребуется его удаление из Реестра (ЕГРЮЛ), а затем обновление регистрации, но с другими реквизитами и названием.
Такая процедура более хлопотная, однако для каждого филиала отдельно всегда прикрепляется свой представитель основной компании. И под его руководством будет проходить весь процесс.
Бюджетного учреждения
Любое бюджетное формирование юридического лица подчиняется структуре государственных ведомств. Ликвидация филиалов таких предприятий не должна осуществлять и начинаться самовольно.
Всегда предшествует этому Постановление Правительства или вынесенное решение государственных структур.
Для этого могут быть следующие причины, чтобы прекратить существование филиала компании бюджетной сферы:
- физически закончился срок осуществления деятельности филиала (обычно он создавался с определенными целями и на конкретный срок);
- начались конфликты интересов подразделения и основного предприятия;
- нарушения в осуществлении не такой деятельности, которая указана в лицензии филиала или иных правовых актах, изданных на федеральном уровне;
- если подразделение стало осуществлять деятельность без лицензии;
- обнаружение в ходе проверки незаконной регистрации подразделения или головного предприятия;
- иные нарушения законодательства, выражающиеся систематически в деятельности филиала.
Нет отдельного законодательного норматива для того, чтобы там бы отражался порядок ликвидации филиала бюджетной организации.
Поэтому здесь следуют больше из целесообразности в экономической или юридической сферах. По закону такие подразделения не могут быть признаны самостоятельными юрлицами и относятся к законодательству о некоммерческих организациях – статьи 61-64 ГК РФ.
Вся ответственность за проведение надлежащих процедур по закрытию филиала будет возлагаться на основное предприятие, которому он принадлежит. Это говорит о том, что и имущество, и деятельность и счета – все закреплено за головным предприятием.
Сама деятельность основного предприятия ведется на основании того бюджетного учреждения, что его создавало. Поэтому все будет регулироваться сверху – с управляющей бюджетной организации.
Ликвидационную комиссию точно также будут создавать, как это происходит с закрытием подразделения любого ООО или ОАО.
Только назначаться участники будут немного по другому – председателем комиссии, например, будет руководитель филиала, который несет ответственность за его функционирование.
Будет также составляться промежуточный баланс, где отразиться имущество филиала, которое принадлежит головному предприятию.
Все долги будут погашаться либо из проданного имущества, либо из бюджета активов основной компании. Редко долги погашаются из бюджетных средств.
Образовательного учреждения
Образовательное учреждение тоже может относиться к бюджетной организации, а может быть и частным, принадлежащим к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
В общей сложности для таких заведений бюджетной сферы все процедуры по ликвидации филиалов учебных заведений должны запускаться непосредственно Правительственными органами страны.
Для этого Правительство издает в соответствующем ведомстве (Министерстве образования и науки) типовой приказ о запуске процедуры закрытия того или иного филиала по конкретным причинам.
Кроме Министерства, также такие решения могут приниматься региональными ведомствами, либо федеральными или республиканскими, в зависимости от структуры субъектности.
Закрытие подразделений образовательных учреждений обычно по закону должна длиться около 1 месяца. Однако при наличии фактора увольнения персонала, такой срок увеличивается еще на 1 месяц.
Итого, с увольнительной процедурой закрытие филиала образовательного учреждения может занять 2 месяца. Если же обязанности внутри комиссии будут распределяться не очень грамотно, то сроки могут быть затянуты, но они не должны превышать 6 месяцев.
Кончено же, если происходит реорганизация учебного заведения, то и головную структуру, а также и подразделения нужно будет закрывать (ликвидировать), но с целью вновь открыть под другими реквизитами.
Получается, что филиал закрыть с одной стороны совсем не сложно. Особенно, если нет необходимости увольнять людей. Несколько процедура может усложниться, если нужно уволить сотрудников.
Но при должном знании законов, правил и процедуры, сам процесс уже не становится столь пугающим или затяжным.
В налоговой службе всегда можно получить необходимую консультацию специалистов, которые по полочкам разложат. Что требуется сделать в первую очередь, а что – во вторую.
Информацию о вестнике государственной регистрации публикации о ликвидации вы можете найти в статье: ликвидация.
1.1. Настоящий Порядок создания и ликвидации филиала образовательной организации (далее по тексту — Порядок) регулирует процедурные вопросы, связанные с созданием и ликвидацией филиала образовательной организации (далее по тексту — филиал).
1.2. Создание и ликвидация филиала производится в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом Умётского района Тамбовской области, настоящим Порядком.
1.3. Филиал образовательной организации — это обособленное подразделение образовательной организации, расположенное вне места её нахождения и осуществляющее на постоянной основе все её функции или их часть.
1.4. Филиал образовательной организации не является юридическим лицом и действует на основании Устава образовательной организации и положения о филиале, утверждённого в порядке, установленном уставом образовательной организации.
1.5. Инициатором о создании и ликвидации филиала образовательной организации выступает образовательная организация. Решение о создании и ликвидации филиала образовательной организации утверждается Учредителем образовательной организации.
2. Создание филиала образовательной организации
2.1. Инициатива создания филиала образовательной организации должна выдвигаться в сроки, дающие возможность, при положительном решении обеспечить до начала учебного года внесение в учредительные документы образовательной организации, создающей филиал, сведений о филиале и лицензирование образовательной деятельности филиала.
2.2. Образовательная организация направляет в установленном порядке ходатайство (письмо) на имя главы администрации района с просьбой о разрешении создания филиала.
2.3. В ходатайстве (письме) указываются причины и цель создания филиала, а также полное наименование создаваемого филиала:
2.3.1. орган, который будет осуществлять контроль и координацию деятельности создаваемого филиала;
2.3.2. место нахождения филиала;
2.3.3. источники формирования имущества филиала;
2.3.4. планируемый контингент обучающихся;
2.3.5. предполагаемая дата начала работы филиала;
2.3.6. предполагаемые расходы муниципального бюджета на создание филиала и источники их финансирования;
2.3.7.планируемые ежегодные расходы муниципального бюджета на обеспечение функционирования создаваемого филиала и источники его финансирования;
2.4. В случае получения согласия главы администрации района, отдел образования администрации района готовит проект распоряжения о разрешении руководителю образовательной организации создания филиала;
2.5. На основании распоряжения главы администрации района руководитель образовательной организации издаёт приказ о создании филиала.
2.6. Приказ о создании филиала должен содержать:
2.6.1. решение о создании филиала;
2.6.2. цели и предмет деятельности филиала;
2.6.3. сведения о полном наименовании филиала;
2.6.4. источники финансирования мероприятий по созданию филиала, включая затраты на его регистрацию;
2.6.5. пункт о назначении руководителя создаваемого филиала;
2.6.6. утверждение Положения о филиале.
2.7. Приказ о создании филиала должен быть согласован с отделом экономики и управления имуществом администрации района, финансовым отделом администрации района.
2.8. Филиал считается созданным со дня регистрации в налоговом органе изменений в учредительных документах образовательной организации, связанных с внесением сведений о филиале.
2.9. Руководитель филиала в течение двадцати рабочих дней с момента утверждения положения о филиале готовит пакет документов на лицензирование филиала в лицензионный отдел управления образования.
3. Ликвидация филиала образовательной организации
3.1. Принятие решения о ликвидации филиала образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.
3.2. Принятие решения о ликвидации филиала муниципальной образовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учёта мнения жителей данного сельского поселения.
3.3. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о ликвидации муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются постановлением администрации района.
3.4. Акт экспертной комиссии (экспертное заключение) является основанием для принятия учредителем решения о ликвидации филиала.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Особенности ликвидации образовательного учреждения определяются их особым правовым статусом. Такие учреждения образуются в формате некоммерческой организации и обладают высокой социальной значимостью. Поэтому их закрытие должно быть мотивировано и предварительно оценено, с точки зрения последствий для общества.
Правовое регулирование
Ликвидация образовательной организации предполагает ее полное закрытие без правопреемства и реорганизации в другое учреждение. Государственные или частные образовательные учреждения могут быть ликвидированы на основании:
Согласно п. 1 ст. 22 273-ФЗ, образовательное учреждение имеет форму НКО. Организация может иметь государственную, муниципальную или частную формы собственности. Согласно ст. 10 273-ФЗ, образовательная организация подлежит ликвидации в порядке, установленном гражданским правом с учетом некоторых особенностей данного типа учреждения.
Основания
Образовательная организация может быть ликвидирована по причине истечения срока ее создания или достижения целевого ориентира ее учреждения.
Решение о ликвидации образовательного учреждения принимает ее учредитель или тот орган, который наделен полномочиями на это. Именно письменное официальное решение о ликвидации будет являться основанием для закрытия образовательного учреждения.
Если принимается решение о ликвидации государственного образовательного учреждения, то должен быть издан специальный акт органа федеральной власти или органа субъекта РФ, который являлся учредителем бюджетной организации. Когда закрывается муниципальное образовательное учреждение, то решение о ликвидации принимает уполномоченный орган муниципального района или городского округа.
Решение об упразднении федерального органа исполнительной власти обычно сопровождается подготовкой пояснительной записки. В ней приводится обоснование целесообразности ликвидационных действий.
В случае если ликвидируется частная образовательная организация, то решение принимается собственниками.
Выше перечислены основания для добровольной ликвидации учреждения именно по решению собственников. Тогда как, помимо такой формы закрытия учреждения, различают еще принудительный формат прекращения деятельности по решению судебной инстанции. Основания для принудительной ликвидации содержатся в ст. 61 Гражданского кодекса. Такое решение может быть принято при обнаружении противоправной деятельности в работе образовательной организации, при неисполнении ею законных предписаний контролирующих инстанций, при несоответствии целей создания некоммерческой организации ее реальным действиям, при отзыве лицензии на осуществление образовательной деятельности и пр.
Наиболее частой причиной для закрытия образовательного учреждения в принудительном порядке по иску контролирующих инстанций является отсутствие у него лицензии на занятие подобного рода деятельностью.
Исковое заявление в суд о ликвидации может поступить от органа государственного или местного самоуправления.
Порядок ликвидации
Порядок упразднения образовательной организации предполагает прохождение следующих этапов:
Необходимые документы
Помимо общего комплекта документов, которые требуется подготовить всеми организациями перед закрытием, при ликвидации образовательного учреждения нужно составить:
- Положительное заключение комиссии о последствиях решения о закрытии учреждения, принятого федеральными или региональными органами власти.
- Документ, подтверждающий учет мнения жителей сельского поселения при ликвидации сельской школы или иного муниципального учреждения. Также при закрытии сельского учреждения требуется обосновать необходимость закрытия. Например, из-за отсутствия педагогического состава, учеников или недостаточности финансирования.
Критерии для оценки последствий от закрытия образовательного учреждения должны определяться Правительством. Обычно оцениваются социальные, экономические и педагогические риски закрытия и возможные пути для минимизации негативных последствий. В комиссию, которая выносит свой вердикт, входят представители заинтересованных инстанций, в частности, представители Министерства образования.
Особые правила ликвидации муниципальной школы или иного сельского учреждения образования связаны с государственным приоритетом по сохранению малокомплектных школ в селах и созданию благоприятных условий для проживания в российских селах.
- местного референдума;
- схода граждан;
- собрания граждан;
- опроса граждан;
- обращения граждан;
- в иных формах непосредственного обращения граждан к местным властям.
Муниципальные органы власти вправе принимать локальные нормативно-правовые акты, которые регламентируют порядок учета мнения граждан по вопросу ликвидации местных школ.
При закрытии частного образовательного учреждения никакие дополнительные документы в виде обоснования, экспертного заключения не требуются. Достаточно только решения владельца.
Сроки проведения
Сроки ликвидации образовательного учреждения определяются в индивидуальном порядке.
Если у организации были долги, то процедура может занять до года, тогда как при их отсутствии она проводится в течение полугода. Минимальные сроки для ликвидации образовательного учреждения составляют 2 месяца: именно столько отводится на учет требований кредиторов к учреждению.
Таким образом, как и любая НКО, образовательное учреждение может быть закрыто на добровольной и принудительной основе. Ликвидация образовательного учреждения означает его полное закрытие без передачи прав и обязанностей к другой организации, после чего оно полностью прекращает существование. Инициаторами ликвидации могут стать Правительство или муниципальные власти для федеральных и муниципальных бюджетных организаций или собственник – для частного учреждения. Особенностью процедуры ликвидации образовательного учреждения бюджетного типа является необходимость экспертизы социальных последствий принятия решения о закрытии учреждений. Обязательным элементом закрытия сельской образовательной организации является учет мнения всех жителей поселения.
Закрытие филиала юридического лица реализуется в соответствии с действующим законодательством. Изначально такое подразделение компании создается для ведения деятельности удаленно от основного места расположения компании. Однако необходимость в такой структурной единице может отпасть. Тогда рекомендуется закрытие филиала с целью экономии средств на его содержание.
Понятие филиала юридического лица
Филиал сам по себе не будет считаться юридическим лицом. Он является частью организации и не может существовать в отдельности.
Такое подразделение выполняет функции предприятия полностью или в какой-то части. Главная особенность его состоит в том, что он находится в ином месте (при этом необязательно в ином населенном пункте).
На практике, филиалы часто создаются, чтобы вести какое-то отдельное направление, которое отличается от основной деятельности юридического лица.
Например, ООО занимается предоставлением юридических услуг, но в процессе деятельности начало выступать посредником в сделках с недвижимостью. Для удобства создается филиал, который действует отдельно, но в рамках первоначальной фирмы.
Все сведения о филиале обязательно должны вноситься в ЕГРЮЛ, то есть такое подразделение подлежит государственной регистрации. В связи с этим возникают особенности налогообложения и подачи отчетностей.
Общая информация о закрытии филиала
Любое подразделение организации ведет свою деятельность только до того момента, когда будет работать сама фирма. При этом на вспомогательную единицу действуют все лицензии и разрешения.
При ликвидации структурного подразделения организация обязана:
- закрыть специальный банковский счет, который создавался для обслуживания деятельности филиала;
- расторгнуть договор аренды, если он заключался;
- передать имущество подразделения головной организации;
- перевести персонал в другие подразделения, головной филиал или расторгнуть с ними трудовые договора.
Также стоит помнить, что если филиал проверяется налоговыми органами, то закрыть его можно будет только после завершения такой проверки.
Причины закрытия филиала
В целом организация не должна объяснять причины закрытия территориального подразделения. Однако такое решение должен принять орган, уполномоченный на него в соответствии с уставными документами (собрание учредителей, совет директоров или исполнительный орган).
На практике, в качестве причин чаще всего выступают:
- отсутствие прибыли филиала или ее недостаточный размер;
- прекращение ведения того вида деятельности, которым занимался филиал;
- наличие нарушений, неоднократно допускаемых филиалом;
- прекращение деятельности основного предприятия;
- отзыв или окончание срока действия лицензии, если лицензируемой деятельностью занимался филиал.
Подразделение закрывается всегда, когда продолжение деятельности представляется невозможным, либо не имеет смысла.
Как оформить филиал: особенности
На основании действующего законодательства, у организаций нет обязанности указывать в уставных документах возможность открытия филиалов. Однако такое требование существовало ранее, и некоторые организации, которые создавали подразделения в соответствии с ранее действующими нормами, такое указание в уставе имеют. Это не запрещается, и убирать данный пункт вовсе не обязательно.
Получается, что перед закрытием филиала, если в уставе отражено его наличие, изменение документации все же придется провести. Если в уставе таких сведений нет, то исключение из реестра проводится при помощи заявления по форме Р13014.
Пошаговая инструкция закрытия филиала
При закрытии филиала необходимо соблюдать определенный порядок, то есть выполнять действия в строгой последовательности:
При этом не нужно будет обращаться в ПФР, а также в иные органы. Налоговая Служба все сделает самостоятельно.
Если филиал находится в другом городе
В целом, закрытие филиала, который функционирует в другом населенном пункте, осуществляется по общим правилам. Но есть определенные особенности, и их обязательно нужно учитывать.
Так, если филиал располагается в другом населенном пункте, руководство фирмы при закрытии подразделения вправе уволить оставшихся сотрудников (на основании статьи 81 ТК РФ ). Данная возможность вполне объяснима, так как перевод был бы возможен только в иное муниципальное образование.
В данной ситуации увольнение может быть реализовано по отношению к любой категории работников. Даже беременные женщины не являются исключением. При этом при увольнении сотрудников иногороднего структурного подразделения необходимо выполнить следующие действия:
Получается, что закрытие филиала, который функционирует в ином населенном пункте, подразумевает и прекращение трудовых обязательств перед всеми сотрудниками, работавшими в данном подразделении. Фирма может уволить всех, независимо от их категории.
Что еще нужно сделать при закрытии филиала
Увольнение сотрудников и уведомление ФНС – далеко не единственные действия, которые необходимо выполнить при закрытии филиала. Также следует обратить внимание на следующие моменты:
- определить налоговые обязательства. Если филиал находился в ином населенном пункте, то он мог оплачивать некоторые налоги по месту своего нахождения. С одной стороны, филиал не является самостоятельным плательщиком, так как не есть индивидуальным юридическим лицом. С другой стороны, налоговые обязательства могут возникнуть, но они неразрывно связаны с центральной фирмой. На практике, даже если налог не оплачивается филиалом, обязанность переходит к центральной фирме;
- передать дела филиала. Редко случается так, что филиал закрывается, не имея никаких обязательств перед контрагентами. Несомненно, любые договора заключаются от имени основной фирмы, но часть контрактов реализуется через филиал. Соответственно, такие дела необходимо передать либо другому обособленному подразделению, либо юридическому лицу. Также рекомендуется уведомить всех контрагентов о закрытии;
- передать собственность и документацию. Часть документов передается в архив, иные – в личные дела и по другим направлениям. Важно передать и собственность, которая была в распоряжении у филиала.
Закрытие филиала – это не просто формальное прекращение его деятельности. Оно представляет собой целый ряд сопутствующих действий, направленный на фактическое завершение работы и передачу полномочий другому подразделению или юридическому лицу в целом.
Подведем итоги
Филиал организации создается с целью ведения определенной деятельности на отдельной территории, в том числе в ином населенном пункте. При необходимости закрытия такого структурного подразделения, фирма должна действовать в соответствии с действующим законодательством. Необходимо исключить запись о филиале из ЕГРЮЛ и выполнить ряд сопутствующих действий.
Читайте также:
- Будет ли карантин после 7 ноября в школах
- За счет чего невербальный язык принято считать элементом общей культуры поведения кратко
- Медико социально педагогический патронаж это кратко
- Педагогическое кредо инструктора по физической культуре в детском саду для конкурса
- Как действует экономика рэя далио кратко